Двр для чего была создана

Дальневосточная республика и японская угроза

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

100 лет назад, в апреле 1920 года, учредили Дальневосточную республику (ДВР). Формально это было независимое демократическое государство, но по сути это был выгодный Москве буфер между Советской Россией и Японией. Благодаря ДВР советскому правительству удалось избежать опасной полномасштабной войны с Японской империей и ликвидировать последние силы Белого движения на Дальнем Востоке, которые остались без серьёзной внешней поддержки. Это была серьёзная политическая победа большевиков.

Общая ситуация

После поражения белых армий Колчака и казни «верховного правителя» от Байкала до Тихого океана в 1920 году по-прежнему царила мешанина правительств, властей и анархии. 31 января 1920 года произошло восстание во Владивостоке, которое привело к падению власти генерала Розанова, подчинявшегося колчаковскому правительству. Интервенты сохранили нейтралитет. Розанов бежал в Японию. К власти пришло временное правительство Дальнего Востока — Приморская областная земская управа. Коалиционное правительство эсеров, меньшевиков, земцев и большевиков. Белые части, расположенные в Приморье, перешли на сторону нового правительства. Другой вооруженной силой были красные партизанские формирования Сергея Лазо. Бывшие белогвардейцы и красные друг друга ненавидели, но присутствие третьей силы – японцев, заставляло их сохранять нейтралитет.

Владивостокское правительство было не против создания демократической буферной республики, но считало властью себя, другие правительства не признавало. Местные большевики по этому вопросу раскололись. Членами Дальневосточного бюро, созданного Москвой, во Владивостоке были И. Г. Кушнарев, С. Г. Лазо и П. М. Никифоров. Во Владивостокской группе Кушнарёв выступал за буфер, а Лазо — против. Красные партизаны Лазо предлагали просто вырезать всех «буржуев», без всяких коалиций. Но во Владивостоке они были в меньшинстве, кроме того, мешали японские войска. Партизаны также заняли Хабаровск, Благовещенск и другие города Приамурья, где учредили свои областные «правительства» и военно-революционные штабы. Владивостокское правительство они не признавали. Вели свою войну за установление советской власти.

В Чите сидели белоказаки и остатки колчаковцев под началом генерала Семёнова. Колчак перед арестом передал ему «всю полноту военной и гражданской власти» на востоке России. На «читинскую пробку» давили с двух сторон: с запада – Восточно-Сибирская советская армия, с востока – партизаны Восточно-Забайкальского фронта под началом Журавлева. В результате семёновцы (около 20 тыс. штыков и сабель) дрались на двух фронтах: западнее Читы и в районах Сретенска и Нерчинска.

Присутствие иностранных войск на Дальнем Востоке и Сибири утратило видимую законность. В феврале 1920 года между советским правительством и чехословацким командованием было подписано перемирие. Иностранные контингенты, включая чехов, поляков, американцев и т. д., начали отход во Владивосток, а оттуда вывозились на родину. В этот период Запад решил, что Белое дело проиграло и не стоит вложений. Необходимо постепенно налаживать связи с Советской республикой.

Только Япония вела свою политику. Японцы не желали уходить с Дальнего Востока, по-прежнему надеясь отторгнуть часть территорий России в свою пользу, и контролировать другую часть с помощью марионеточных буферных правительств. В частности, японцы поддерживали читинское правительство Российской восточной окраины во главе с атаманом Семёновым. Под его началом была вполне боеспособная Дальневосточная армия, куда вошли остатки каппелевцев-колчаковцев. Японцы хотели при помощи семёновцев создать «чёрный буфер» от Читы до Приморья.

Интересно, что США, уходя с русского Дальнего Востока, первоначально развязали японцам руки. В конце января 1920 года американцы вручили японцам меморандум, в котором отмечалось, что Вашингтон не будет возражать, если Япония в одностороннем порядке разместит войска в Сибири, и продолжит оказывать помощь в операциях по Транссибу и КВЖД. Хотя Япония и была конкурентом США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на данном этапе Вашингтон поддержал экспансию японцев на Дальнем Востоке. Но в дальнейшем американцы помогут Москве вытеснить японцев с Дальнего Востока.

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Создание ДВР и наступление Народно-революционной армии

После ликвидации режима и армии Колчака советские войска (5-я армия) остановились в районе Байкала. Её дальнейшее продвижение на восток могло вызвать войну с мощным противником – Японской империей. Советская республика находилась в сложной ситуации – война с белогвардейцами на юге, война с Польшей на западе, война с Финляндией на северо-западе. Воевать ещё и с Японией, имеющей мощную армию и флот, было нельзя. Необходимо было выиграть время, пока «земля горит» под интервентами и белогвардейцами на Дальнем Востоке. Накопить силы, завершить разгром врага в европейской части России, а затем перейти в наступление на востоке страны.

Были и другие объективные причины для такого шага. Зимой 1919—1920 гг. Красная Армия совершила мощный рывок на восток. Однако занятую территорию нужно было восстановить, навести там порядок. Состояние Западной Сибири, то есть тыла советских войск, было ужасным. Промышленность, транспорт и системы снабжения разрушены. Городам угрожал голод. Бушевала эпидемия тифа. Вымирали целые селения, эшелоны и военные части. В городах на больничных койках лежали тысячи людей (это была настоящая эпидемия, а не «китайский вирус» 2020 года). Продолжала бушевать крестьянская война. По тайге вовсю гуляли партизанщина и «зелёные» банды.

Таким образом, перед тем как идти за Байкал, необходимо было навести элементарный порядок в Сибири. Для установления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке у большевиков просто не было сил. Не говоря уж о войне с японцами, которые имели сильную, дисциплинированную армию. Образование ДВР эту проблему решало. Москва выигрывала время для будущего решительного наступления на Востоке. А пока белогвардейцев могла сдерживать или даже громить армия ДВР. При этом открывались перспективы переговоров с Западом. Антанта теперь могла договориться с демократическим правительством ДВР, эвакуировать военные и дипломатические миссии, свои оккупационные контингенты. Западные столицы, которые ратовали за «права человека», формально были удовлетворены учреждением парламентской республики.

Исходя из сложившейся ситуации, Москва приняла решение учредить промежуточное государство к востоку от Байкала – Дальневосточную народную республику (ДВР). Это позволяло постепенно освободить Забайкалье, Приамурье и Приморье от интервентов и белогвардейцев. С другой стороны, некоммунистические силы (иркутский Политцентр, эсеры) хотели создать парламентскую республику, свободную от «диктатуры пролетариата». Эсеры и другие партии надеялись, что создание демократической республики позволит сохранить восточную часть России и от японской оккупации, и от власти большевиков.

Для руководства работой в марте 1920 года было специально сформировано Дальневосточное бюро РКП(б), члены которого, А. А. Ширямов, А. М. Краснощёков и Н. К. Гончаров, были направлены в Верхнеудинск (современный Улан-Удэ) для организации нового государства. ДВР была провозглашена 6 апреля 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья. Съезд принял конституцию, по которой власть принадлежала трудовому народу. Столицей стал Верхнеудинск. Правительство возглавил Александр Краснощёков. Высшим органом власти было Народное собрание ДВР (НС ДВР), оно создавалось на основе выборов сроком на два года. В промежутках между сессиями работал президиум НС ДВР. Народное собрание было многопартийным: коммунисты и примыкавшая к ним крестьянская фракция (большинство), фракция зажиточных крестьян (кулаки), эсеры, меньшевики, кадеты, народные социалисты и бурят-монгольская фракция. НС избирало правительство.

На момент образования ДВР включала в себя Амурскую, Забайкальскую, Камчатскую, Приморскую и Сахалинскую области. Однако де-факто правительство ДВР не имело власти на большой части территории. В Забайкалье засело белое правительство Семёнова. На территории Приамурья, Приморья и Камчатки действовали местные просоветские автономные правительства – Исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов с центром в Благовещенске, Временное правительство Приморской областной земской управы с центром во Владивостоке. Часть территории Дальнего Востока, включая Северный Сахалин, оккупировали японские войска. В итоге первоначально руководство ДВР контролировало только западную часть Забайкальской области. Только в августе 1920 года Исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Амурской области подчинился правительству ДВР.

Советская Россия в мае 1920 года признала ДВР и оказала ей политическую, финансово-материальную, кадровую и военную помощь. На базе Восточно-Сибирской советской армии (её сформировали на основе Народно-революционной армии Иркутского Политцентра, из партизан, повстанцев, рабочих дружин и сдавшихся колчаковцев Восточной Сибири) в марте 1920 года создали Народно-революционную армию (НРА) Прибайкалья, в апреле – НРА Забайкалья, в мае – НРА ДВР. Её с тыла усиливала 5-я советская армия, проблем с командными кадрами (советскими) и вооружением не было, в руках красных остались все склады погибшей армии Колчака. Основной задачей НРА было возвращение Дальнего Востока Советской России и уничтожение белых в Забайкалье и Приамурье. Численность армии осенью 1920 года составляла около 100 тыс. человек. Армию возглавил Генрих Эйхе – бывший царский офицер, после революции вступивший в ряды Красной Армии, командовавший полком, бригадой, 26-й стрелковой дивизией и 5-й советской армией на Восточном фронте.

В начале марта 1920 года Восточно-Сибирская армия потеснила семёновцев и заняла Прибайкалье с городом Верхнеудинском. Этот город и стал столицей ДВР. В апреле — начале мая 1920 года Народно-революционная армия ДВР Эйхе совершила две попытки выбить из Забайкалья Дальневосточную армию Семенова (читинские операции). На восточном фланге наступали части Амурского фронта под командованием Шилова, который был сформирован на базе партизанского Восточно-Забайкальского фронта и включал районы Оловянной, Нерчинска, Нерчинского Завода, Сретенска и Благовещенска (с мая — и Хабаровска). Однако взять Читу НРА не смогла. С одной стороны, красные не имели решающего превосходства в этих операциях, силы были примерно равны. С другой стороны, каппелевцы были отборными войсками Белой армии, и первые попытки красных ликвидировать «читинскую пробку» отбили. Кроме того, белогвардейцев поддерживали японские войска (5-я пехотная дивизия), они занимали главные коммуникации, что сковывало действия красных, которые не могли воевать с японцами.

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Вторжение японцев

В качестве повода для агрессии японцы использовали «Николаевский инцидент» — конфликт между красными партизанами и японскими войсками в Николаевске-на-Амуре в середине марта 1920 года. В период крушения колчаковского режима одни партизанские отряды во главе с Лазо двинулись во Владивосток, другие – в низовья Амура. Эти формирования возглавляли Яков Тряпицын – бывший царский офицер, советский и партизанский командир, и Лебедева-Кияшко. В феврале части Тряпицына заняли Николаевск-на-Амуре, где провозгласили создание Дальневосточной советской республики в составе низовья Амура, Сахалина, Охотска и Камчатки. Формируется Красная армия Николаевского округа.

11—12 марта 1920 года местный японский отряд при поддержке местной японской общины атаковал войска Тряпицына. Красные потеряли около 150 убитыми, свыше 500 ранеными. Ранен сам Тряпицын, его заместитель Мизин и начштаба Наумов погибли. Однако красные партизаны быстро пришли в себя, подтянули подкрепления, получили численное превосходство и к 15 марта полностью уничтожили японский гарнизон. Погибла и японская колония.

Известие об этой бойне потрясло Японию и было использовано военно-политическом руководством как повод для полномасштабного вторжения. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы атаковали красных на Дальнем Востоке. Японцы разгромили красных партизан от Владивостока до Хабаровска. На Нижнем Амуре Тряпицын эвакуировал Николаевск и сжёг город. Японцы оккупировали Северный Сахалин. В регионе устанавливается оккупационная японская власть. Только во Владивостоке погибло около 7 тыс. военных и мирных жителей. В числе погибших был и известный большевик и красный командир Серей Лазо. Япония ввела на русский Дальний Восток целую армию – свыше 170 тыс. штыков. Правда, японцы не распыляли свои силы, в русскую территорию вне главных коммуникаций не углублялись. Но все главные пункты и узлы коммуникаций заняли своими гарнизонами.

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Смута. 1920 год

Источник

100 лет назад была образована Дальневосточная республика

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Народно-революционная армия Дальневосточной Республики на улицах Владивостока, 1922 год

Какие российские территории хотели занять японцы

После поражения белых армий под командованием Александра Колчака и казни Верховного правителя России присутствие иностранных контингентов на Дальнем Востоке потеряло формальное обоснование. К выводу своих войск приступили США, в то время как Япония стремилась остаться на территории бывшей Российской империи с целью отторжения в свою пользу некоторых земель.

В качестве обоснования продолжения интервенции японцы использовали так называемый Николаевский инцидент – вооруженный конфликт между красными партизанами и японскими военными в середине марта 1920 года в Николаевске-на-Амуре. Все началось с нападения японцев на партизанский штаб. Завязались бои, в результате которых значительная часть города оказалась сожжена – из примерно 4000 домов уцелели не более 100. В итоге сказалось численное превосходство красных под командованием Якова Тряпицына. Их потери составили около 500 человек, при этом японский гарнизон был истреблен поголовно.

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Народно-революционная армия Дальневосточной Республики на улицах Владивостока, 1922 год

Известие о разгроме военного гарнизона и жестокой расправе над японской колонией в Николаевске-на-Амуре потрясло Японию и было использовано правительством для оправдания масштабной операции в России.

В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы напали на органы советской власти и места дислокаций военизированных подразделений в Хабаровске, Владивостоке, Спасске и других городах Дальнего Востока, забрав их под свой контроль.

В ходе боевых действий во Владивостоке погибли около 7 тыс. бойцов и мирных жителей. Японцы арестовали, а затем казнили членов Военного совета Приморского правительства во главе с известным большевиком Сергеем Лазо. Суммарно японцы держали на российской территории до 175 тыс. солдат и офицеров.

После победы над Колчаком советская власть на Дальнем Востоке вновь сталкивалась с сильным противником. При этом полноценная война с Японией была для Совнаркома в Москве крайне нежелательной. РККА потеряла значительные силы в ходе сражений с ВСЮР Антона Деникина на Кубани и в Черноморской губернии. Остатки белых войск под командованием Петра Врангеля оставались в Крыму. Ситуация требовала держать к северу от полуострова многочисленную армию. Кроме того, продолжалась война с Польшей. Достаточных возможностей для успешных действий еще и на Дальнем Востоке у большевиков попросту не имелось.

В сложившихся условиях появилась идея создать Дальневосточную республику.

Решение принималось на заседании ЦК РКП(б) в Москве. Предполагалось, что ДВР станет буферной зоной между РСФСР и Японией, не даст разразиться прямому военному конфликту между ними и поможет Владимиру Ленину с товарищами выиграть время. Это был исторический шанс для политических партий, проигравших большевикам в Центральной России. Москва стремилась к тому, чтобы формально независимое государство на деле подчинялось именно ей. Однако в наиболее тяжелый период она была согласна почти на любые варианты.

Демократия на Дальнем Востоке

По состоянию на конец марта 1920 года на Дальнем Востоке существовало несколько правительств. Так называемую Забайкальскую казачью республику с центром в Чите возглавлял бывший подчиненный Колчака, один из немногих оставшихся в регионе белых командиров высокого ранга атаман Григорий Семенов. На западе Забайкалья функционировало Верхнеудинское земское правительство. В Приамурье – исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов с центром в Благовещенске. Кроме того, на Сахалин, Камчатку, часть территорий современной Амурской области и Владивосток распространялась власть Приморской областной земской управы.

Двр для чего была создана. Смотреть фото Двр для чего была создана. Смотреть картинку Двр для чего была создана. Картинка про Двр для чего была создана. Фото Двр для чего была создана

Члены правительства Дальневосточной республики на митинге, Чита, 1920 год

Дальневосточную республику создали эсеры. Москве пришлось поддержать их из-за сложной международной и внутренней военно-политической обстановки, отмечается в книге историка Ивана Черникова «Гибель империи казаков: поражение непобежденных».

Учредительный съезд трудящихся и партизан Забайкалья 6 апреля 1920 года в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) провозгласил создание ДВР на территории от Селенги до Тихого океана.

Съезд принял конституцию, по которой верховная государственная власть принадлежала народу Дальнего Востока. В состав республики вошли Забайкалье, Приамурье, Приморье, Камчатка, север Сахалина. К ДВР также перешли права Российской империи в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги – зоне, переданной китайским правительством обществу КВЖД по контракту в 1896 году. Временное правительство возглавил коммунист Александр Краснощеков. На местах работали органы власти меньшевиков и эсеров. Несмотря на заявленные претензии на обширные территории Дальнего Востока, изначально власть республики распространялась только на Прибайкалье.

22 апреля в Алекандровске-Сахалинском был высажен японский десант численностью 2 тыс. чел., и Северный Сахалин оказался под оккупацией. Япония оправдывала свои действия необходимостью защитить живущих на Сахалине японцев от повторения событий, произошедших в Николаевске-на-Амуре.

14 мая 1920 года РСФСР признала ДВР как независимое и суверенное государство и приступило к оказанию ей финансовой, военной и продовольственной помощи. В свою очередь, республика установила межгосударственные отношения с Японской империей.

ДВР позиционировала себя как демократическое государство. В ее экономике преобладал капиталистический уклон. Высшим представительным органом государственной власти являлось Народное собрание – однопалатный парламент. Постоянно действующим высшим органом государственной власти было правительство, имевшее широкую компетенцию, назначавшее и увольнявшее председателя Совета министров, а также других должностных лиц. Правительство ДВР могло быть многопартийным и строиться на принципах коалиции.

Краснощеков был не слишком популярен и постоянно подвергался многочисленным обвинениям со стороны местных большевиков. Какое-то время он сохранял пост председателя правительства благодаря личному заступничеству Ленина и Льва Троцкого. Ему ставилась в вину легализация партий эсеров и меньшевиков, настойчивое привлечение их в правительственную коалицию, чрезмерный упор на независимость ДВР от РСФСР.

Уже в начале 1921 года он и его сторонник Генрих Эйхе были отозваны из Дальневосточной республики.

Председателем правительства стал большевик Николай Матвеев, военным министром – отличившийся при взятии белого Крыма Василий Блюхер. Эсеры и меньшевики методично удалялись из Народного собрания.

Попытка белогвардейского реванша

Во главе Совмина ДВР встал главный политический оппонент Краснощекова, старый большевик Петр Никифоров, просидевший всю Гражданскую войну в белогвардейской тюрьме. В 1963 году он выпустил любопытные воспоминания, известные как «Записки премьера ДВР». Вверенную ему республику он называл «политическим заслоном между Японией и Советским государством». Ее учреждение, по его словам, давало широкий простор для дипломатических переговоров, исключало военное столкновение между Россией и Японией и в то же время оставляло за РСФСР возможность включения Дальнего Востока в будущем.

«Новое государственное образование приступило к своему становлению, — отмечал Никифоров. – Образование дальневосточного буфера поставило Японию в затруднительное положение. Между Японией и Советской Россией легла серьезная преграда, которую надо было или устранить военной силой, или вступить с ней в какие-то иные взаимоотношения. Японии в то же время приходилось вести фактическую войну с населением Дальнего Востока, не желавшим терпеть на своей территории японскую армию. Однако эта своеобразная война не давала Японии никаких преимуществ, наоборот, ставила ее, как агрессора, в весьма невыгодное международное положение. Ее союзники могли в любой момент использовать такое положение в свою пользу.

В то же время Советская Россия оставляла за собой свободу действий на Дальнем Востоке на будущее.

Советское правительство, подчеркивая, что оно не имеет никакого отношения к войне Японии с населением Дальнего Востока, предложило Японии прекратить военные действия и найти возможность мирного соглашения с ним. Командующий японскими войсками на Дальнем Востоке генерал Оой в ответ на предложение советского правительства опубликовал декларацию, в которой предлагал договориться об установлении нейтральной зоны между советскими войсками и японской армией. Он попытался игнорировать факт образования Дальневосточной республики и ее правительства. Но на декларацию Ооя ответило не советское правительство, а правительство ДВР, заявив, что по соглашению с Советской Россией оно распорядилось о создании нейтральной зоны, о которой идет речь в декларации генерала, и что Красная армия остановила свое движение западнее границы ДВР».

Источник

Дальневосточная республика: опыт сепаратизма или механизм для воссоединения?

После октябрьского переворота и распада Российской Империи большевики стремились сохранить Дальний Восток в составе Советского государства. В то же время страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его богатыми ресурсами за собой. Назревали серьезные противоречия между этими силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям вылиться в в вооруженный конфликт.

Сложная международная и военно-политическая обстановка в начале 1920 г. привела Советское Правительство к политическому маневру – временному отказу от восстановления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке и образованию на этой территории буферной республики (ДВР).

В1920 году после разгрома Колчака большевики пошли на создание буферного государства, формально независимого от Советской России с целью отсрочить войну с Японией и по возможности вытеснить интервентов мирным путем с Дальнего Востока.

Задача большевиков оказалась довольно сложной: необходимо было решить множество политических, экономических, социальных, территориальных вопросов. Например, какие территории войдут в состав буфера, каковы будут критерии их отбора. Или в какой степени республика будет подвержена влиянию Советской России, а в чем получит самостоятельность.

7 января 1920 года Политцентр отправил делегацию для переговоров о перемирии с Советской Россией и образовании временного буферного государства в Восточной Сибири.

19 января 1920 года в Томске было решено организовать буфер с границами по линии Оки и Ангары. Для решения партийных вопросов буферного строительства ЦКРКП(б) создал 3 марта 1920 года Дальбюро, куда вошли: Н.К.Гончаров, А.М.Краснощеков, А.А.Ширямов, И.Г.Кушнарев, С.Г.Лазо, П.М.Никифоров.

28 марта 1920 года в Верхнеудинске открылся съезд трудового населения Прибайкалья, который 2 апреля принял решение об образовании буфера на Дальнем Востоке с властью в составе коммунистов-большевиков, эсеров, социал-демократов, земства.

На Дальнем Востоке оказалось 4 территории со своими правительствами:

— Временное Правительство ДВР в Верхнеудинске

— Семеновское Правительство в Чите

— Советская власть в Амурской области

— Приморское Правительство во Владивостоке

В «Декларации…» ставилась задача объединить эти центры. На роль центра претендовали Верхнеудинск и Владивосток.

14 мая 1920г. Советское Правительство официально признало Правительство ДВР в Верхнеудинске. В состав государства тогда входили:

области, а также полоса отчуждения КВЖД.

Но оставались еще те 4 территории, которые до сих пор имели свои, хотя и не признанные Советской Россией, правительства. Так продолжалось все лето 1920г., когда шла борьба за приоритет, пока ситуация не стала очевидно неприемлемой. Было решено обсудить этот вопрос на новой конференции.

29 октября 1920 года в Чите состоялась конференция, где была принята Декларация, по которой весь Дальний Восток от р.Селенги и Байкала до Тихого океана объявлялся независимой самостоятельной республикой с демократической властью. Основные законы республики должно было выработать Учредительное Собрание, все правительства на территории ДВР утрачивали свои функции и превращались в органы местного самоуправления.

Таким образом, был решен вопрос о единой власти в республике и ДВР, и оставалось только дождаться выборов в Учредительное Собрание, чтобы решить, какие партии получат власть, и сформировать правительство и другие органы управления.

На Дальнем Востоке появился тот буфер, который, с одной стороны, давал надежды на развитие демократического государства и, с другой стороны, на предотвращение агрессии со стороны Японии.

ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в том числе буржуазные, действовали Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. ДВР была формально независима от Советской России.

Однако это независимость действительно была лишь формальной. Во-первых, ДВР появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке, и продолжали контролировать деятельность органов власти республики на протяжении всего времени ее существования. Во-вторых, в органах власти ДВР было достаточно коммунистов, избранных народом, чтобы влиять на принятие политических решений.

И в-третьих, ДВР все-таки была частью России с исторической и национальной точки зрения, и порвать такие связи было вряд ли возможно.

Тем не менее, создание ДВР стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. Война с Японией была в то время непосильна для России.

Этот компромисс отразился на политическом устройстве ДВР, в котором существовали смешанная экономика, многопартийность, элементы парламентской демократии, свободные демократические выборы. ДВР можно рассматривать как демократическую альтернативу развития всей страны.

В формировании ДВР в Забайкалье ведущую роль играли большевики, но соответствующая расстановка сил не позволила им создать государство со строем, идентичным советскому.

Но большевики не ставили первоочередной задачей создание именно советского строя в республике. Им достаточно было того, что ДВР выполняла буферную функцию и устанавливала относительно стабильный баланс сил в международных отношениях. Во всяком случае, в Советской России считалось, что существование ДВР носит временный характер.

С другой стороны, антисоветские настроенная часть общества возлагала на новое государство большие надежды, связанные с выходом не только Дальнего Востока, но и всей России на демократический путь развития.

На ДВР возлагались надежды на прорыв дипломатической и экономической блокады России в Тихоокеанском регионе. Однако ДВР так и не была официально признана ни одним государством. Внешняя торговля была невелика и носила транзитный характер, иностранные концессии были немногочисленны и просуществовали короткое время – тесные связи ДВР и Советской России отпугивали иностранных предпринимателей.

Тем не менее, создание нового государства являлось важным шагом для истории Дальнего Востока.

2. Центральные органы управления

2.1. Учредительное собрание: состав, деятельность. Принятие Конституции.

Новому государству необходимо было создать и закрепить систему органов управления, как центральных, так и местных. Строй ДВР был определен как парламентская республика. Политической основой государства являлись представительные органы. Высший орган государственной власти – Народное Собрание – ему принадлежала законодательная власть и право контроля за исполнением конституционных законов. По сути это был орган управления, созданный по примеру передовых государств мира, наделенный практически теми же полномочиями, но адаптированный под условия тогдашней ситуации.

В Учредительном Собрании была сохранена традиционная парламентская процедура: несколько чтений законопроекта, проверка полномочий депутатов, наличие кворума, разрешение вопроса о регламенте и т.д. Почти по всем вопросам возникали острые дискуссии. Эсеры и меньшевики требовали сделать Учредительное Собрание по примеру ведущих государств мира двухпалатным постоянно действующим парламентом. Большевики же, выполняя решение ЦК РКП(б), выступили против постоянно действующего парламента в ДВР. Оппоненты большевиков выступили с запросами о противозаконных действиях ГПО, коррупции в ряде министерств. Острота дебатов доходила порой до рукопашных схваток. Единственным вопросом, по которому было достаточное согласие между фракциями, был вопрос о прекращении японской интервенции.

Так как в Народном собрании были представлены совершенно разные по своим программам и целям партии, совершенно естественно, что заседания парламента превращались в споры между представителями партий, а реальное решение главнейших вопросов отходило на второй план. Чтобы увидеть многообразие различных партий и фракций в Народном собрании, следует привести их список в соответствии с выборами, прошедшими в 1921г.

Выборы в Учредительное Собрание проходили 9-11 января 1921г., в них приняло участие около 50% избирателей. Открытие Учредительного Собрания было назначено на 12 января. Всего было избрано 424 депутата, однако в день открытия по фракционным спискам числились всего 382. Места распределились таким образом:

183- крестьянская фракция большинства

44 – крестьянская фракция меньшинства

13 – бурят-монгольская фракция

6 – сибирские эсеры

3 – народные социалисты

Тем не менее, 23-27 апреля 1921г. Учредительное Собрание обсудило и приняло Конституцию. Для разработки Основного закона была создана Конституционная комиссия, которой было поручено создать проект, соответствующий демократическим правовым нормам.

При разработке проекта Основного закона ДВР конституционная комиссия использовала обширный политико-правовой материал:

— Конституцию РСФСР 1918г.

— Тексты отдельных конституций буржуазных стран (США 1787г.)

— Конституционные законы ДВР, ее политические декларации

— Проект Временной Конституции ДВР 1920г.

— Конституционные акты временного Народного Собрания ДВР

Основной закон ДВР фиксировал общественный договор между личностью и государством, в котором предусматривалось создание смешанной экономики, гражданского общества, многопартийность, разделение властей, права и свободы граждан, верховенство закона. Конституция провозглашала широкие гражданские и личные права, причем раздел «О гражданах и их правах» предварял раздел «О властях». Отменялись сословное деление граждан, устанавливалось их равенство перед законом, гарантировалась свобода слова, печати, совести, выражения собственного мнения, создания союзов и обществ, не преследующих целей, наказуемых уголовными законами республики. Каждый гражданин должен был подчиняться закону и мог делать все, что не запрещалось законом.

В Конституции не декларировалась руководящая роль ни одной политической партии, не регулировались нормы взаимоотношения между государством и общественными организациями. В ДВР сохранялся институт частной собственности, не проводилась национализация крупной промышленности. Были конфискованы лишь отдельные предприятия, принадлежавшие контрреволюционерам. В ДВР отсутствовала монополия внешней торговли, не были национализированы банки. Применялся наемный труд, хотя он и ограничивался путем правовой регламентации условий труда. В ДВР была проведена денежная реформа и введен рубль на основе золотого стандарта. Реформа активизировала товарооборот местных рынков, которые быстро наполнялись товарами. В августе 1921г. всем, в том числе и министрам, была выдана зарплата по 5 рублей золотом.

То есть была создана правовая база ДВР, закон, который регламентировал политическую, экономическую, социальную и другие сферы жизни республики. С принятием Конституции работа Народного собрания, как и других органов управления, стала носить более организованный характер. Однако нашлись и критики деятельности Учредительного собрания и принятого им Основного закона.

После принятия Конституции ДВР оппозиция выступила с резкой критикой против нее. Газета «Вечер» утверждала, что Конституция ДВР «сырая, в ней много «пробелов», так как она принималась в спешке» Лидер сибирских областников Н.Якушев в те дни писал: «Основной закон имеет внутренние коллизии, ибо он является прикрытием диктатуры коммунистов». По мнению меньшевиков и эсеров Основной закон ДВР «скорее дипломатический, чем юридический документ», поэтому необходимо созвать новое Учредительное Собрание и принять «реальную Конституцию» буферной республики.

На фоне этих противоречий и критики состоялись выборы в новое Учредительное собрание. Коммунисты и на этот раз сумели набрать большое количество голосов. Более того, они получили большинство и, соответственно, заняли наибольшее количество мест в Народном собрании. Теперь, по сути дела, ни одно решение не могло пройти без согласия Коммунистов, что сделало новый парламент орудием в руках большевиков для проведения своей политики на Дальнем Востоке.

Итак, на выборах, состоявшихся в июне 1922 года, голоса распределились следующим образом:

— Городская и деревенская буржуазия – 32,3%

В соответствии с полученными голосами были распределены и места в составе Народного Собрания:

— Коммунисты – 85 чел.

— Крестьянское меньшинство – 12 чел.

— Максималист – 1 чел.

Таким образом, при коммунистическом большинстве Народное собрание продолжало свою работу до 25 октября 1922г., вплоть до своего самороспуска.

Само по себе создание Учредительного собрания имело большое значение. В то время, да и на последующие 70 лет эта была единственная попытка создания законодательного органа, который бы реально являлся высшим органом в стране и действительно самостоятельно принимал бы законы. В Советской России Учредительное собрание разогнали сразу же после его создания, а последующие органы власти, такие, как Съезды Советов, не имели реальных полномочий и действительной силы в государстве.

2.2. Правительство: состав, деятельность.

Между сессиями Народного Собрания верховным органом было Правительство, игравшее роль коллегиального президента, подотчетное Народному Собранию. Правительство получило право издавать временные законы, принятие которых не могло быть отложено до следующей сессии Народного Собрания.

Теоретически Правительство являлось вторым по значению органом в государстве после Учредительного собрания, а на практике – именно этот орган управления руководил жизнью страны, проводил соответствующую политику.

Деятельность Правительства началась с Акта о принятии власти, который выглядел следующим образом:

Таким образом, был определен состав Правительства. Также как и в других органах власти, здесь преобладали коммунисты, которые с успехом проводили свою политику.

Особенностью политического строя ДВР было то, что Правительство как бы играло роль коллективного президента. Точнее, роль президента на самом деле играл Председатель Правительства (Краснощеков), которому подчинялись все члены Правительства. Формально они, конечно же, имели право голоса, могли предлагать свои решения проблемы, но принятие решений упиралось в позицию Председателя. Когда 26 мая 1922 года состоялся переворот, Правительство Меркулова, пришедшее к власти, получило еще больше полномочий. В частности, Меркулов разогнал Учредительное собрание, назначив выборы в новое. Это, кстати, было прямым нарушением Конституции, согласно которой Правительство было подотчетно Народному собранию.

Оценивая деятельность Правительства ДВР в целом за период существования республики, можно сказать, что она была достаточно продуктивна, несмотря на неспокойную политическую ситуацию, на противоречия в самом Правительстве. За период своей деятельности Правительство приняло ряд правовых актов, регламентирующих жизнь государства. Среди них:

«Временное положение о таможенных учреждениях» 17 января 1921г.

«Временное положение о гос.полит.охране Дальневосточной республики» 8 февраля 1921г.

«Временное положение о министерстве иностранных дел ДВР» 11 февраля 1921г.

«Положение об официальной правительственной газете «Дальневосточная Республика» 12 мая 1921г.

«Положение об Областных Эмиссарах правительства ДВР» 9 июня 1921г.

«Положение о министерстве внутренних дел» 15 сентября 1921г.

«Закон о милиции» 8 сентября 1921г.

«Положение о местных органах управления Дальневосточной Республики» 1 августа 1921г.

Кроме того, Правительство формировало Совет Министров – еще один центральный орган управления, и контролировало его деятельность, о чем пойдет речь далее.

2.3. Совет Министров: состав, компетенция

Высшим органом, возглавлявшим весь аппарат государственного управления, являлся Совет Министров. Его правовое положение определено Конституцией ДВР и «Положением о Совете Министров ДВР» от 8 сентября 1921г. Совет Министров образовывался Правительством республики и состоял из Председателя Совета Министров и министров. Был подотчетен Народному Собранию, а в период между его сессиями – Правительству. В его работе принимали участие:

— народный государственный контролер

— начальник Центрального статистического управления.

Вспомогательные органы Света Министров:

— особое совещание по вопросам внутреннего управления ДВР.

Что касалось состава Совета министров, то, поскольку он формировался Правительством, большинство его членов были большевиками. Число представителей различных партий в Совете Министров соответствовало представительству этой партии в Правительстве.

Исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров – был коалиционный: 9 большевиков, 3 меньшевика, 3 эсера, 1 народный социалист. Большевики занимали посты в министров финансов, промышленности, национальных дел, просвещения, юстиции, председателя правления Дальбанка, ряд мест замминистров. Коммунисты руководили министерствами труда, земледелия, торговли, почты и телеграфа, силовыми структурами. Главой Совета Министров стал П.М.Никифоров.

Таким образом, в системе центральных органов власти республики был установлен отраслевой принцип управления, который действовал в Российской Империи и использовался затем в Советской России. Следует добавить еще одну особенность формирования Совета Министров:

Члены Правительства (по Конституции) не могли быть членами Совета Министров. Существовало единство законодательной и исполнительной власти: все акты Правительства скреплял Совет Министров, который сам был подотчетен Народному Собранию.

Компетенция Совета Министров закреплена в ст. 49 Конституции ДВР:

— объединял и направлял работу органов государственного управления

— устанавливал правовой статус органов управления

— осуществлял контроль за деятельностью органов государственного управления, координировал их работу

— принимал меры по восстановлению народного хозяйства

— разрабатывал государственный бюджет

— укреплял кредитно-денежную систему

— принимал меры по обеспечению общественного порядка

— руководил общим строительством Вооруженных сил ДВР

— охрана прав граждан

То есть Совет Министров осуществлял практическое руководство государством, приводя в исполнение акты Народного собрания и Правительства. Для этого был образован ряд министерств, которые и руководили соответствующей отраслью

В апреле 1920г. в ДВР образовалось 14 министерств:

В течение 1921г. были созданы министерства:

— по национальным делам

— министр транспорта – Щатов

— министр национального просвещения – Малышев

— министр юстиции – Завадский

— министр финансов – Тугаринов

— министр труда – Носок-Турский

— военный министр – Матвеев, затем Блюхер

— министр здравоохранения – Петров

— министр продовольствия и торговли – Гроссман

— министр социального обеспечения – Гаврилова

— государственный контролер – Пичугин

— управляющий делами правительства – Федорец

Свои решения министерства оформляли в документы под названием циркуляры и инструкции.

В конце 1921г. в связи с тяжелым положением Народное Собрание упразднило министерства Промышленности, Продовольствия, Торговли, Земледелия, ЦСУ и образовало единое министерство Народного Хозяйства.

Деятельность Совета Министров продолжалась вплоть до ликвидации ДВР в 1922г. В ходе этого периода было сделано многое, чтобы поднять экономику, находящуюся в упадке (большую роль в этом сыграл Высший экономический совет), улучшить социальное положение населения, обеспечить реализацию их прав, закрепленных Конституцией, и содействовать нормальному развитию государства.

3. Местные органы управления

В ДВР система местных органов управления не была четко оформлена долгое время. Во-первых, население Дальнего Востока было достаточно мало и достаточно рассеяно по региону. Во-вторых, в населении были представлены различные национальности, некоторые из которых претендовали на особые права или даже автономию. В-третьих, в государстве должна была сначала установиться система управления, появиться Конституция, которая сделала бы законной деятельность местных органов. До появления «Положения о местных органах управления Дальневосточной Республики» 1 августа 1921г. в различных административных единицах ДВР существовали даже различные органы местного управления, с разной структурой, компетенцией, степенью подчиненности центру. В конце концов, по «Положению…» местные органы управления определялись как

Самоуправления, которые создавали единую систему с центральными органами. В основу организации местных органов лег принцип демократического централизма, нарушенный в некоторой мере введением института областных эмиссаров правительства, обладающих правом контроля над местными органами.

Организация и деятельность местных органов определялась Конституцией ДВР, «Положением о выборах в областные, уездные, городские и волостные собрания уполномоченных»

Областные Собрания уполномоченных собирались 2 раза в год,

Сельские собрания уполномоченных не имели четких сроков и собирались по решению села.

Местные органы управления в ДВР не были самостоятельными. Точнее, они имели определенную самостоятельность, но Правительство контролировало их деятельность с помощью областных Эмиссаров. Это было довольно специфическое учреждение, не имеющее аналогов ни в Российской Империи, ни в Советской России. Тем не менее, учитывая сложную обстановку в государстве и для лучшего контроля за органами управления на местах Правительство посчитало нужным принять «Положение об областных эмиссарах правительства ДВР» 9 июня 1921гю По этому «Положению…»

1.Областной эмиссар есть представитель Правительства, осуществляющий наблюдение и контроль за точным исполнением в области местными органами власти, а также учреждениями и органами центральной власти законов, постановлений и распоряжений правительства.

2.Областной эмиссар состоит в непосредственном подчинении Правительству, коим он назначается и увольняется.

4. Правоохранительные органы и вооруженные силы ДВР

4.1. Правоохранительные органы

В ДВР особое внимание уделялось формированию правоохранительных органов. Это связано с важной ролью их в поддержании государственного строя, его защиты от возникающих посягательств, обеспечении порядка и законности в государстве.

С декабря 1920г. было начато формирование органов правосудия и надзора за исполнением законов. В этих целях Правительство утвердило «Положение о Министерстве Юстиции Дальневосточной республики». В составе министерства были сформированы: общий, судебно-следственный, карательный отделы и юристконсультский совет. Судебно-следственный отдел осуществлял общее руководство деятельностью милиции по производству дознаний, организации правовой помощи населению. На карательный отдел возлагалось общее руководство за деятельностью исправительно-трудовых и исправительно-воспитательных учреждений. На местах организовывались отделы юстиции в составе общего, судебно-административного, административно-хозяйственного и карательного подотделов. Заведующий отделом выбирался областным Управлением и утверждался министром. «Положение о министерстве юстиции» регламентировало систему судопроизводства в республике, структуру и задачи народных судов. Все судебные органы, действовавшие до принятия этого Положения, упразднялись. Вновь формировавшийся суд состоял из двух инстанций: народный (рассматривал дела по существу) и кассационный (съезд народных судей), наблюдал за единообразным м точным исполнением законов народными судами.

Политические народные суды – образованы для рассмотрения дел о контрреволюции, дезертирстве, саботаже, спекуляции, опасных должностных и уголовных преступлений против личности.

Высший кассационный суд по политическим делам – для рассмотрения кассаций, жалоб и протестов на приговоры политических народных судов.

Последние два органа действовали до конца 1921г. и решением Народного Собрания были упразднены 16 декабря 1921г.

Понимая непригодность данного положения, политические партии начали активно противодействовать большевикам. Их тактика была направлена на отстранение коммунистов от власти, создание самостоятельной демократической республики, независимых профсоюзов, что нашло свое отражение в сочувствии крестьян и рабочих, а также поддержку со стороны японского правительства.

В 1921г. было принято решение Дальбюро ЦК РКП(б), где ставилась очередная задача для ГПО:

провести строгий учет каждой политической партии, ее центра, комитетов, членов, примыкающих и сочувствующих, местопребывания, характера работы, сферы влияния и связей, издания газет, листовок, воззваний.

Меньшевики и эсеры называли существующий строй в ДВР строем госполитохранщиков, кнута и нагайки …Они говорили, что для того, чтобы ДВР была признана, нужно свергнуть диктатуру коммунистической партии, установить полнейшую демократическую власть. ГПО являлась инструментом власти в достижении тех целей, которые ставили перед собой коммунисты. Формы и методы работы ГПО применялись разнообразные, начиная от интриг и грабежей и заканчивая террористическими актами, арестами и расстрелами.

Из «Положения о государственной политической охране» февраль 1921г.: ГПО создается для борьбы со шпионами, контрреволюцией, преступлениями против государственного строя. Во главе ГПО – директор, который одновременно является заместителем министра внутренних дел. За период 1920-1922гг. на посту директора сменилось 4 человека. Структура ГПО:

В начале 1922г. в ГПО вошел Военный отдел (военная разведка).

Среди правоохранительных органов был также и Народный контроль – аппарат, обеспечивающий законность в деятельности учреждений, предприятий, организаций. Наблюдал за расходованием, учетом и хранением государственного имущества. Нес ответственность перед Народным Собранием.

Структура: Управляющий и его помощник

Коллегия: управляющий, помощник, 3 члена коллегии

Важным звеном в системе правоохранительных органов являлись также суды, деятельность которых регулировалась следующими документами:

«Положение о Народном суде ДВР» 28 марта 1922г.

«Положение о политических судах ДВР» 16 декабря 1921г.

«Положение о военных судах НРА и Флота ДВР» 16 января 1922г.

«Закон о судоустройстве ДВР» август 1921г.

Судьями могли стать граждане не моложе 25 лет с высшим юридическим образованием.

Одним из важнейших в системе правоохранительных органов являлась милиция.

Существовали также областные следственные комиссии, состав которых назначался и увольнялся министром юстиции: на них возлагался контроль за соблюдением правил законности, в осуществлении следствия, привлечение к ответственности за их нарушение народным следователем и милицией.

5 января 1922г. вышел «Закон о военных судах Народно-Революционной армии и флота ДВР»

С весны 1922г. началось создание системы прокурорского надзора. Прокурором являлся министр юстиции, он же назначал областных прокуроров.

Параллельно с реорганизацией правовых структур началось реформирование таможенной системы. В задачу таможни входила охрана внешних границ, пропуск через границы лиц и товаров и взимание с них условленных сборов. Порядок работы регулировался Таможенным Уставом 1910г. Гражданам ДВР, выезжающим за границу, выдавались заграничные паспорта или легитимационные билеты.

Процесс создания и совершенствования правоохранительных органов осуществлялся в крайне сложной обстановке: гражданская война, интервенция, кризис экономики, безработица, рост преступности, частая смена власти. Не было прочной организационно-правовой базы для борьбы с преступностью, органы власти на местах на успели упрочиться.

4.2. Вооруженные силы

При рассмотрении данного аспекта истории ДВР следует заметить, что республика создавалась и существовала в сложной военно-политической обстановке. Во-первых, существовала угроза со стороны Японии, причем весьма серьезная. Во-вторых, следовало опасаться того, что Советская власть попытается военным путем подчинить себе ДВР, и иметь на этот случай защиту. В-третьих, никто не мог поручиться, что вооруженные силы не понадобятся для ликвидации конфликтов внутри государства. Поэтому Вооруженные силы ДВР можно по праву отнести к элементам системы управления, тем более что и устройство их, и некоторые функции позволяют это сделать. Итак, 6 июня 1921г. был создан Совет обороны республики, куда входили:

— представитель партизанского движения в Приморье

27июня 1921г. – Военный совет НРА и Флота ДВР в составе: военный министр Блюхер В.К. (председатель), В.И.Буров, М.И.Губельман, С.М.Серышев. Военный совет осуществлял «общее руководвство всей оперативной, административно-хозяйственной, политико-просветительсокй деятельностью военного ведомства» (из «Положения о военном министерстве ДВР) Военный совет состоял из Высшей военной инспекции и различных комиссий. Ниже приведена структура Главного Штаба НРА:

— административное управление – ведало кадровыми вопросами

— строевое управление – формирование воинских подразделений

— мобилизационное управление – мобилизационные планы, учет военнообязанных

— оперативное управление – разработка и проведение военных операций

— управление всеобуча – военная подготовка населения

— военно-инженерное управление – техническое обеспечение войск

— всеобуч лиц 18-45 лет

— борьба с бандитизмом

— воинские подразделения по охране ж\д

Охрана государственных границ была особенно важна, поэтому требовались наиболее организованные части армии. В 1920г. охрану государственной границы несли партизаны и части НРА. В конце 1920г. в НРА стали формироваться пограничные подразделения. 19 декабря 1920г. Главнокомандующий издал приказ о создании на Читинском участке границы Троицкосавского и Акшинского пограничных районов. 17 марта 1921г. Были созданы Нерчинско-Заводской, Благовещенский, Хабаровский пограничные районы. Формирование пограничной охраны завершилось в июне 1921г.

НРА сыграла большую роль также в установлении советской власти на Дальнем Востоке. Именно со вступлением ее во Владивосток 25 октября 1922 г.Учредительное собрание заявило о самороспуске, перестала фактически существовать ДВР.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели систему управления Дальневосточной республики. И прежде чем делать выводы, следует, пожалуй, обратить внимание на некоторые факты истории ДВР и некоторые ее особенности.

Во-первых, Дальний Восток – единственный район нашей страны, где в период ДВР была предпринята попытка построить демократическое правовое государство, переходное к социалистическому типу, используя определенный экономический опыт политико-правовой системы РСФСР и стран Запада.

Во-вторых, следует учитывать особенности Дальневосточного региона, условия, в которых создавалась ДВР:

— экспансия иностранного капитала

— близость Китая и Японии

— иностранная интервенция, гражданская война

— военная и гражданская эмиграция из России

В-третьих, нужно принять во внимание наличие в аппарате управления представителей коммунистической партии, более того, их большинство.

Теперь, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно роль ДВР. Изначально ДВР была оформлена как парламентская республика, то есть система управления должна быть демократической. И в целом ее можно, подобно похожим моделям системы управления в других странах, признать демократической по форме, но с несколько иным содержанием. Демократическая форма хорошо показана в Конституции ДВР, где были прописаны основные права и обязанности граждан: на участие в государственном управлении, государственную службу, объединение в общественные организации, обращение к органам государственного управления, должностным лицам с просьбами, жалобами, ходатайствами, неприкосновенность личности, жилища, свободное передвижение и перемену места жительства, тайну переписки.

Независимо от пола, национальности, расы, имущественного положения граждане обладали равным объемом административной правоспособности во всех областях хозяйственной, государственной, культурной, общественно-политической жизни. Государство предоставляло гражданину возможность участвовать в государственном управлении. Административная правоспособность граждан не могла быть отчуждена или передаваема. Ее объем мог изменяться волею государства, но не гражданина.

А не очень демократическое содержание отражала реальная действительность. Особенно показательна в этом плане деятельность ГПО и областных эмиссаров с их чрезвычайными полномочиями.

Истоки этих противоречий следует искать с момента создания ДВР. Тогда существовало два полюса, боровшихся между собой. Это большевики, которым нужно было удержать власть на Дальнем Востоке и которые оказывали влияние на управление республикой в течение всего периода ее существования, и их противники, надеющиеся на создание самостоятельного несоветского государства на Дальнем Востоке.

В экономической сфере сохранялись практически все права и свободы предпринимателей, принятые в демократических странах. Действовал НЭП, то есть тот же капитализм, но с другим названием.

В разделе «Основы народохозяйственного строя» Конституции ДВР НЭП получил законодательное закрепление:

— многообразие форм собственности

— свобода производителей, предпринимательства и торговли

— хозяйственная самостоятельность местных административно-территориальных единиц

Таким образом, систему управления ДВР можно признать демократической, хотя и с некоторыми оговорками.

Такая ситуация устраивает всех. Временно. Пока одна из сторон не находит сил изменить ее в свою пользу. И это были большевики. Возможны, впрочем, были и другие варианты развития событий: если бы, например, переворот Меркулова был успешным, или правительство Краснощекова сумело бы удержать власть. Не будем сейчас рассматривать все возможные варианты.

Важно то, что осенью 1922г. Дальбюро ЦК разработало план перехода к советской власти на Дальнем Востоке. 12 октября 1922г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение упразднить буфер.

15 ноября 1922 года – декрет ВЦИК РСФСР, по которому вся территория Дальнего Востока вошла в состав РСФСР.*

На самом деле организация ДВР вполне отвечала поставленным задачам и реальной ситуации. Именно в таком виде она обеспечивала буфер, куда можно было перенести многие проблемы без ущерба для спорящих сторон.

Можно сказать, что ДВР в качестве буфера просуществовала определенный период, выполнив свои функции, и стала частью истории. Пожалуй, у этого государства не было шансов выжить и существовать бок о бок с Советской Россией и странами Азии. Просто потому, что она создавалась не для этого. Просто ее изначально считали «временной мерой» (ДВР так и не была признана ни одним государством).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *