Двухпрестольная церковь что это

Храм и его устройство

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Престол в православном храме. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Святой престол
освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма.

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Материалы: дерево, железо, мрамор

На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Двухпрестольная церковь что это. Смотреть фото Двухпрестольная церковь что это. Смотреть картинку Двухпрестольная церковь что это. Картинка про Двухпрестольная церковь что это. Фото Двухпрестольная церковь что это

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Источник

Новое в блогах

Устройство христианских храмов

Православный храм – это место собрания верных Господу, верующих во Христа Спасителя. Существует он для соборной, то есть совместной молитвы. Сам Господь говорит о том, что, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Когда мы молимся вместе, то поддерживаем и вдохновляем друг друга благолепным чтением божественных псалмов, молитв и пением церковных гимнов. Несовершенство индивидуальной молитвы исправляется совместно.

Не менее важным основанием для строительства храмов, заменивших дома тайных собраний у первых христиан, явилась необходимость исполнения установлений Сына Божьего о таинствах покаяния и причащения в располагающей для этого обстановке, с посвяшением этого места Богу ради особого благоговения. Христианские общины решили посвящать Богу благоукрашенные здания. Внешняя и внутренняя их красота стала также средством для обращения души человека к Всевышнему.

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с I-его века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы.

Сегодня алтарь отделяется от храма иконостасом. Он появился во всех поместных церквях в XV-XVI веке, о чем свидетельствуют церковные писатели. Однако, существуют предания о его существовании еще при Василии Великом – в IV-ом столетии. В иконостасе, как и в древней алтарной преграде делается трое дверей, средние более широкие двери, которые называются «святыми,» или «царскими» (потому что в них входит во Святых Дарах Причастия Царь Славы Христос) и более узкие северные и южные, которые называются диаконскими, так как через них во время богослужения постоянно входят и выходят диаконы. Через царские врата, совершаются только более торжественные выходы служителей. Самый иконостас в настоящее время состоит обыкновенно из пяти ярусов: местного (в нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов ), деисусного (молельного, на котором изображаются Христос, Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы), праздничного (несущего изображения двунадесятых праздников), пророческого и праотеческого.

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон: Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов, Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Средняя же часть храма, называвшаяся обыкновенно кораблем церкви, служила помещением для мирян. В древности здесь особые места были отведены для мужчин и особые для женщин. Это разделение полов имело свои исторические основания: на Востоке женщины, как вообще в жизни общественной, так в частности и в богослужебных собраниях, отделялись от мужчин.

Об этих разделах храма мы поговорим подробнее в нашей работе. Также для лучшего понимания своеобразия православной храмоздательной традиции, литургического аспекта ее исследования нам представляется важным рассмотреть некоторые инославные традиции устроения храмов (католическую, протестантскую и англиканскую).

ГЛАВА I УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА И ЕГО САКРАЛЬНО-БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

“особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие таинства” [8];

“особое, отличное от других зданий строение, посвященное Богу и предназначенное для общественного богослужения” [2];

“место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу” [5];

“православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол” [6];

“самый распространённый вид культового сооружения в православии, который в отличие от часовни имеет алтарь с престолом” [6];

“освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах” [1]

“Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного” [14].

“сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее, расположение его, а также архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно; также он есть частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие, образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир” [20].

Притвор называется также трапезой «от древнего обычая устраивать в притворах после совершения литургии, в знак духовного единения верующих, вечери любви ( агапы ), для которых специально приносились хлеб и вино и на которых вечеряли без различия бедные и богатые. По этому примеру до сих пор у нас в России для монашествующих братская трапеза или просто обеденный стол устраивается при храме» [19].

В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Также обозначим то, что в русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма. В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне [17]. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию. В греческих храмах притвор также играет важную роль. У греков притвор — это часть храма, которая соизмерима с самим храмом. Например, на Афоне службы начинаются в притворе. Там читаются часы, затем отодвигаются завесы, открываются двери, и все — монахи и прихожане — входят в храм. Они оставляют все земное, «всякое житейское попечение» и тогда начинается литургия. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение [4].

К слову, на молитву и благоговение настраивают и надписи над входом в основной храм из притвора. Это могут быть цитаты из Евангелия: «Аз есмь дверь» (Ин. 10: 7), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8: 12), «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28), слова молитвы мытаря, которую произносят перед входом в храм: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13) [7].

Также стены, по словам св. Димитрия Ростовского, «толкуются как закон Божий». И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов – зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых – князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом» [20].

Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский).

Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.

Например, восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме (Быт. 2:8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.

Западная часть выступает часто как символ мира, подлежащего Суду Божию, что отражается также и иконографически. Южная и северная стены зачастую стилистически нейтральны. Или же общие закономерности среди разных архитектурных стилей и национальных традиций выделить сложно.

Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе», место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос.

Связь алтаря-жертвенника с горой Сион (местом первой евхаристии – Тайной вечери) выражают символические «сионы», или «ковчеги», в которых помещаются Святые Дары – Тело и Кровь Господни.

Вход в алтарь предваряет солея. Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея (от лат. solium — престол) также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Около клиросов установлены хоругви — духовные знамена (обычно их два: с изображением Спасителя и Богородицы). Это иконы на длинных древках, которые во время крестного хода несут впереди процессии. Иногда в храме есть еще один, верхний, клирос — внутренний балкон, расположенный на уровне второго этажа в западной части церкви [20].

Центральная полукруглая часть солеи, выступающая вперед, называется амвоном. Амвон символизирует камень, отваленный от Гроба Господня, с которого Ангел возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христовом. На нем диакон возглашает ектении и читает Евангелие. В конце Литургии священник с амвона произносит отпуст и проповедь.

Существует еще так называемый архиерейский амвон (кафедра) — его сооружают в центре храма, если богослужение совершает архиерей. Это квадратный помост, который покрывается ковром и орлецом и иногда ограждается декоративной изгородью. На этом помосте архиерей облачается в ризы, совершает начало Божественной литургии и молебны, на нем же ставят архиерейское седалище.

На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря. Амвон, «восхождение», знаменует собой также и гору (или корабль), с которых проповедовал Господь Иисус Христос.

По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением порядок вселенной, то есть восстанавливается то, что было в раю и что совершится в Царстве Божием.

Чин освящения храма включает:

устройство престола в знак вселения Бога в храм;

омовение и миропомазание его в знак излияния благодати Божией;

облачение престола и жертвенника (возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного; нижняя одежда препоясуется вервию для напоминания о тех узах, которыми был связан Спаситель и приведен к первосвященникам Анне и Каиафе);

освящение стен храма. Каждение всего храма изображает славу Божию, a помазание стен Миром знаменует освящение храма;

перенесение из соседнего храма и положение под престолом (только если обновление проводит архиерей) и в антиминс мощей означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы.

Нижнее облачение Престола называются срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

На святом Престоле находятся следующие священные пред­меты: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, даро­носица и мирохранительница.

К слову, обычай полагать мощи святых под Престолом имеет осно­вание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководству­ется:

Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и «за свидетельство, еже имеяху» (Апок. 6:9)

тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее «багряницею и виссоном» (тропарь при освящении храма из Большого требника).

Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой метал­лическое изображение храма или надгробной часовни в мини­атюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих.

1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос,

2) стражу, которая была пристав­лена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли Его тела

3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхарис­тии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос (блюдо для Агнца), евхаристическая чаша (потир), звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Звездица состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом Для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны части­цы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем по­лагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Покровцы на проскомидии (литургической части приготовления Святых Даров) символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни: 1) сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе; 2) плащаницу, которой бы­ло обвито тело Иисуса; 3) камень, приваленный к двери гроба.

В греческой традиции называются «Святыми вратами». Славянское название «Царские врата» объясняется тем, что через них Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян. Исторически же оно наследует византийское название центрального входа из притвора в храм, перенесенное на центральный вход в алтарь [3].

На Вечерней службе и на Всенощном Бдении при открытии Царских Врат включается свет в помещении, где стоят молящиеся, что символизирует открытие Врат Рая и наполнение храма Райским Светом.

ГЛАВА II УСТРОЙСТВО И БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

Структурные элементы католического храма:

Боковые нефы — 2 для 3-нефного храма, 4 — для 5-нефного и т. д. В Испании — неф Послания — правый; неф Писания — левый — по расположению священных книг).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *