Двухсотый груз что это
Происхождение терминов «груз 200», «груз 300» и прочих: факты и версии
Оговорюсь сразу: сведения, обладающие более-менее высокой степенью достоверности, имеются только относительно наименования «200». Да и то, говоря даже о происхождении этого числа, нам придется столкнуться с целым рядом версий, гипотез и предположений. Что мы знаем наверняка? Доподлинно известно, что страшные слова «груз 200» начали звучать в устах советских военных во время войны в Афганистане. Так называли транспортируемые в Советский Союз в цинковых гробах тела наших солдат и офицеров, сложивших головы вдали от Родины. Почему именно 200? Разберемся с объяснениями в порядке их наибольшей правдоподобности.
Пошло все от приказа министра обороны СССР от 08.10.1984 № 200 «О введении в действие «Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них». Вот вам и первые две сотни — номер приказа. Кое-кто считает, что от него и возникло название. Однако более вероятным представляется все-таки объяснение, в соответствии с которым страшная цифра обусловлена тем, что в соответствии с упомянутым выше нормативным документом при транспортировке погибшего (умершего) военнослужащего Советской Армии авиационным транспортом должен был выдаваться багажный талон на 200 килограммов груза. При перевозке по железной дороге – аналогичный талон на 300 килограммов багажа.
Общеизвестно, что тела наших воинов покидали ставший для них роковым Афганистан практически исключительно по воздуху. Отсюда и термин. Кроме того, вес специального цинкового контейнера для хранения останков, уложенного в деревянный ящик для транспортировки, как правило, и составлял те же 200 килограммов. Есть, правда, еще и версия о том, что название пошло от номера формы сопроводительного документа на груз (накладной), однако в приложениях к упоминаемому мной приказу оно значится под номером 2. Не складывается…
Сложнее всего с «серединой списка». Толкований термина «груз 500» мне доводилось слышать как минимум три. В одном случае он трактовался как перевозимые медикаменты. В другом так назывались попросту здоровые военнослужащие. Кое-кто берется утверждать, что этим наименованием пользуются, говоря о пленных, транспортируемых для допроса. Однако в других источниках захваченного неприятеля классифицируют как «груз 400», при этом противореча тем, кто таким образом именует своих бойцов, получивших контузию.
Толковать данные цифры, объяснять их и увязывать с какими-либо номерами приказов или иных документов, весовыми, а также прочими показателями никто даже и не пытается. Сложилось как сложилось. Для коротких и отрывистых переговоров, ведущихся в условиях боевых действиях крайне дозированным радиообменом, такие краткие и понятные только своим обозначения – самое оно. Раз-другой сказалось, прижилось, да так и пошло.
Пару раз приходилось мне слышать и о совершенно особом «грузе 150». В этих случаях поименованные так боевые товарищи были живы, не ранены и не контужены. Правда, к самостоятельному передвижению категорически неспособны. Конечно же, речь шла о бойцах, «принявших на грудь» сверх всякой меры и термин этот, безусловно, шуточный. Что тут скажешь? Уж если кому из нас и суждено когда-нибудь играть роль груза, то пусть его номером будет только 150!
nuker82
nuker82
Вот что пишут на сайте «Армия России (изнутри)»
Груз 200 — военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения. Название вошло в обиход после войны в Афганистане.
Груз 200 — это типовая форма (№ 200) документа, сопровождавшего труп. Для раненого — форма № 300.
В армии существует жаргонное выражение «Сдвухсотился», что означает гибель человека или поломку какой-то вещи.
Груз 300 — военный термин, обозначающий транспортировку раненного солдата, вывозимого из мест боевых действий. Название вошло в обиход после войны в Афганистане.
При перевозке раненого заполнялась форма документа № 300 (типовой бланк). Отсюда и название «груз 300».
Груз 700 — обозначение денег при транспортировке.
Груз 300 — военный термин, обозначающий транспортировку раненого солдата, вывозимого из мест боевых действий. Название вошло в обиход после войны в Афганистане. Часто используется в оперативных переговорах военных и спецслужб для обозначения количества раненых («у нас двое трехсотых»).
А также:
Груз 100 — боеприпасы.
Груз 700 — обозначение денег при транспортировке.
Груз 200 — военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей.
Груз 200 (также жарг. воен. двухсотый в значении «убитый, мёртвый, погибший») — условное кодированное обозначение, применяемое в Вооружённых Силах Российской Федерации при авиаперевозке тела погибшего (умершего) военнослужащего к месту захоронения. Обозначение в советской и российской армиях цинкового гроба с телом погибшего солдата, в широком смысле погибшего. Также используется как эвфемизм для трупов убитых солдат, то есть для безвозвратных потерь.
Появление термина
Существует несколько разных версий происхождения термина:
— по номеру соответствующего приказа Министерства обороны СССР (Приказ Министра обороны СССР от 08.10.1984 № 200);
— в соответствии с нормативным весом транспортируемого контейнера с телом военнослужащего (200 кг);
— якобы по номеру формы бланка-накладной, на которой заполнялись соответствующие экспедиционные данные; в действительности же форма требования-накладной носила номер «2».
Фактически термин вошёл в обиход во время военного конфликта в Афганистане после принятия Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них, утверждённого Приказом Министра обороны СССР от 08.10.1984 № 200 «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них». Согласно указанному руководству, при перевозке погибшего военнослужащего, на гроб с телом выдавался багажный талон на 200 кг груза если перевозка осуществлялась авиацией, и на 300 кг если гроб перевозился по железной дороге:
Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) военным транспортным самолетом (вертолетом) или самолетом (вертолетом) гражданской авиации в воинской части выдается талон багажный на 200 кг груза от аэродрома (аэропорта) отправления до аэродрома (аэропорта) назначения.
Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) железнодорожным транспортом выдается талон багажный на 300 кг багажа от станции отправления до станции назначения.
Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) морским, речным транспортом от порта отправления до порта назначения, автомобильным транспортом от пункта отправления до пункта назначения выдается требование-накладная формы 2 с указанием: «Гроб с телом погибшего (умершего)».
Вышеуказанным нормативом были внесены аналогичные положения и в ст. 24 Инструкции, введённой в действие Директивой заместителя Министра обороны СССР 1981 года № Д-0041[6].
После принятия Инструкции о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР, утверждённой Приказом МВД СССР от 10.05.1988 № 100 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР», указанные нормы перевозок были введены и для Министерства внутренних дел СССР:
Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) воздушным транспортом выдается талон багажный на 200 кг груза, а при перевозке железнодорожным транспортом — на 300 кг багажа.
Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) морским, речным, автомобильным транспортом от порта (пункта) отправления до порта (пункта) назначения выдается требование — накладная формы 2 с указанием: «гроб с телом погибшего (умершего)».
Указанные перевозочные документы выдаются лицам, сопровождающим гроб с телом погибшего (умершего) раздельно на каждый вид транспорта и с разрывом по пунктам перегрузки на воздушном, морском и автомобильном транспорте.
Перевозка тела погибшего (умершего) военнослужащего
В вооруженных силах Российской Федерации, к примеру во внутренних войсках МВД России, перевозка погибших (умерших) военнослужащих осуществляется в герметичных оцинкованных запаянных гробах, оцинкованный гроб при этом устанавливается в деревянный гроб, а затем упаковывается в деревянный, плотно сколоченный транспортировочный ящик, общий вес ящика по нормам не должен превышать 200 кг при перевозке воздушным транспортом и 300 кг — при перевозке железнодорожным транспортом.
По версии Русланы «Дики танці»
Народна артистка України, громадська активістка Руслана Лижичко розповіла, як виник термін «Груз 500»
Так сьогодні стали називати визволених із полону солдатів, сказала вона в ефірі Еспресо.TV.
«Груз-200» – це вага цього ящика з тілом загиблого і вона, начебто, не має перевищувати 200 кг.
«Груз-300» – це тяжко поранений, ці носилки чомусь три метри мають бути, тобто 300 см.
Почему гроб с телом погибшего солдата называется «груз 200»
Термин «груз 200» вошёл в обиход в восьмидесятые с началом Афганской войны. Известия о его прибытии боялись все: и командиры частей, и родственники солдат, оказавшихся в Афганистане.
Всё дело в том, что «грузом 200» называли цинковый гроб с телом погибшего в ходе сражения солдата или же военнослужащего, умершего своей смертью. Но почему этот тяжкий груз получил именно такое название?
История появления термина «груз 200»
Этот термин появился в 1984 году, в самый разгар Афганского конфликта. Именно тогда издали соответствующий Приказ Министерства обороны СССР. Он был подписан восьмого октября и числился под номером 200. Этим Приказом в Министерстве обороны утвердили Руководство по оформлению воинских перевозок. Помимо всего прочего, в нём были прописаны правила транспортировки контейнеров с телами погибших офицеров и солдат на воздушном и наземном транспорте.
Практически сразу после оглашения Приказа № 200 военные в своих диалогах стали называть перевозимые гробы с телами солдат грузом 200, что значительно упростило переговоры. Кроме того, это помогло скрыть от врагов, перехватывающих радиосообщения, что перевозил тот или иной самолёт. В общении между собой военные даже начали использовать глагол, образованный от термина «груз 200» — «сдвухсотился». Так говорили о каком-то сломанном предмете или погибшем солдате. Но есть и ещё одна версия появления термина «груз 200».
В том же Приказе № 200 был прописан максимальный вес цинкового гроба с телом погибшего. Он составлял 200 килограммов для воздушного транспорта и 300 килограммов для наземного и морского. И поскольку из Афганистана погибших солдат чаще всего доставляли самолётами и вертолётами, то грузов весом 200 килограммов было больше. Вполне вероятно, что именно по этой причине солдат в цинковых гробах стали называть «грузом 200». Такой большой вес, кстати, не случаен и обусловлен особенностями перевозки тел безвременно почивших.
Почему хоронят и перевозят в цинковых гробах
Не только в России, но и во множестве других стран тела погибших перевозят только в цинковых гробах. К слову, это правило относится не только к транспортировке солдат, но и гражданских лиц, умерших вдали от своего места проживания. Согласно правилам перевозок, вес цинкового гроба вместе с телом и деревянным ящиком, в котором перевозится гроб, не должен составлять более 200 килограммов — это, как мы уже знаем, в случае транспортировки самолётом. Цинковый гроб представляет собой герметично запаянный контейнер, внутри которого размещается тело погибшего.
Цинковые гробы, готовящиеся к отправке из Афганистана
Благодаря герметичности контейнера тело разлагается намного медленнее, чем в обычном деревянном гробу. К тому же, из-за герметичности неприятный запах, исходящий от трупа, не распространяется по грузовому отсеку самолёта или вагону поезда. А ещё такой способ перевозки тел предотвращает распространение болезней. Раз гроб с телом герметичен, то в воздух не могут попасть микроорганизмы, вызывающие болезни. Ведь в цинковых гробах перевозят не только погибших солдат, но и людей, умерших из-за различных болезней. Хоронят в них умерших больных по той же причине — чтобы не допустить заражения из-за вскрытия герметичного контейнера. Солдат же опускают под землю в цинковом гробе в том случае, если от тела мало что осталось или оно находится в совершенно неприглядном виде.
Выбор цинка в качестве материала для гробов обуславливается и другими факторами. Этот металл стоит не слишком дорого и, к тому же, не подвержен влиянию ржавчины. Неслучайно цинк добавляют к другим металлам, чтобы продлить срок службы изделия.
Другие грузы с номерами
Кроме «груза 200», в обиходе российских военных есть и другие термины, которыми обозначаются различные «грузы». Например, раненого солдата, вывозимого с места боя на самолёте, вертолёте или другом транспорте, называют «грузом 300». Так повелось из-за номера типового бланка, который заполняется при перевозке раненого.
Почему погибших солдат называют «груз 200»?
На жаргоне военных погибших называют «двухсотыми», или «груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение?
Выражение появилось во время войны в Афганистане, в 1980-е годы. Изначально обозначало перевозку погибшего военнослужащего к месту захоронения, позже приобрело более широкое значение — так стали называть гроб с телом, а позже и любые безвозвратные потери вообще.
Версий происхождения названия несколько. Две наиболее вероятные происходят от Руководства по оформлению воинских перевозок, утверждённого Министерством обороны СССР в октябре 1984 года. Согласно ему, при перевозке гроба с телом военнослужащего воздушным транспортом на него выдавался багажный талон на 200 кг груза. По совпадению, приказ министра обороны о введении этого руководства в действие также имел номер 200. Вот и прицепилось.
Часто можно слышать, что 200 — это номер бланка накладной на перевозку гроба. На самом деле это не так — согласно всё тому же руководству, экспедиционные данные вносились в форму номер два.
В 1988 году аналогичные правила были введены и для МВД СССР — для перевозки гроба с телом по воздуху выдавался багажный талон на двести килограмм. Можно спросить: почему так много?
Дело в правилах перевозки. Тело погибшего укладывалось в деревянный гроб, который, в свою очередь, запаивался в герметичный стальной оцинкованный футляр для сохранности тела (отсюда и пошло название «цинковый гроб»), и всё это укладывалось в деревянный ящик. Масса в итоге оказывалась сильно больше, чем у обычного гражданского соснового гроба — поэтому под перевозку и выделялось целых двести килограмм.