Дядя ваня чехов о чем произведение

Дядя Ваня

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии — чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен. »

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «. мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель. Пойдём, светик. Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею. Богу за тебя помолюсь. »

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадёживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов. » Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры.

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах. Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов

Смысл названия книги Дядя Ваня

Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким. Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства. И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.

Сюжет

События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же. Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт. Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается. После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.

Смысл произведения Дядя Ваня

Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным. На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья. В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего. Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.

Смысл финала

Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне. Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик. Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».

Источник

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

История написания

В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести. Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.

Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.

Жанр и направление

Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.

Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.

Как и с остальными пьесами писателя, точно определить жанр «Дяди Вани» сложно. Непосредственно Чехов определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Сегодня произведение определено как трагикомедия. Оно наполнено множеством комичных диалогов, сцен, разборок между героями, но все это служит только прикрытием для трагического сюжета о разочаровании в жизни и сложной судьбе человека.

Конфликт и композиция

Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.

Краткое содержание

Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.

Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.

Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.

Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

Основная тематика

Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

Проблематика в пьесе

Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть фото Дядя ваня чехов о чем произведение. Смотреть картинку Дядя ваня чехов о чем произведение. Картинка про Дядя ваня чехов о чем произведение. Фото Дядя ваня чехов о чем произведение

«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя является неизменной: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто нахождение на обочине.

Источник

Кратко «Дядя Ваня» А. П. Чехов

В «Дяде Ване» Антон Павлович выводит на сцену сразу нескольких таких скромных, незаметных людей, вся жизнь которых стала служением.

Смысл пьесы – просто, без пафоса и героики рассказать о жизни обыкновенного «маленького человека».

Очень краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня».

Действие «Дяди Вани» происходит в деревне, в небольшом имении, находящемся в собственности дочери профессора Александра Владимировича Серебрякова – Сони.

Размеренное существование небогатого помещичьего дома, где проживали Соня, ее дядя Иван Петрович Войницкий (он же – дядя Ваня), бабушка Сони Мария Васильевна, обедневший дворянин Телегин и старая няня Марина, резко меняется после приезда туда знаменитого профессора Серебрякова с супругой Еленой Андреевной.

Ранее все члены семьи жили по строгому распорядку, работали, отдыхали и ясно видели цели и смысл своей жизни, не испытывая сомнений.

Отныне режим дня сбивается, как сетует старая нянька, чай пьют в 2 часа, а обедают в семь вечера. Жизнь членов семьи начинает крутиться вокруг профессора и его молодой жены, которые почти праздны, всем недовольны и заражают окружающих своей апатией.

Даже приезжающий к Серебрякову по вызову (лечить ревматизм) доктор Астров, чрезвычайно деятельный человек, становится вял и равнодушен, периодически попивает «горькую».

В ходе действия выясняется, что в тихом омуте кипят нешуточные страсти: дядя Ваня осознает, что жизни его и его матери были напрасно положены к ногам «великого» профессора, которому они ночами переводили книги, а днем выжимали последние крохи из полуразоренного имения, чтобы отослать знаменитому родственнику деньги.

Он разочарован, при этом пытается озарить жизнь свою новым смыслом: влюбившись в Елену Андреевну, признается ей в чувствах.

Его племянница Соня, некрасивая, тихая, но очень умная и трудолюбивая девушка, которая тоже постоянно работала на отца-профессора, влюбляется в доктора Астрова.

Он нравится ей цельностью натуры, целеустремленностью, попытками хоть чуточку исправить этот мир, сделать его лучше. Соня признается мачехе и просит ее узнать, что думает по этому поводу Астров.

Ситуация для всех героев складывается неутешительно: Серебряков мучается от старости и болезни, а больше того от осознания собственной никчемности, которую он боится признать открыто, его жена Елена Андреевна вовсе живет без всякого смысла и целей, ей признаются в любви Войницкий и Астров, и обоих она отвергает, ссылаясь на чувство долга, а на самом деле, вероятно, не ощущая в себе смелости что-либо изменить.

Ситуацию усугубляет чувство вины перед Соней: Астров, который нравится девушке, любит Елену Андреевну, «роскошную женщину».

Кульминацией становится сцена, когда профессор объявляет о своем решении продать имение и купить себе и жене дачу в Финляндии. Судьба остальных членов семьи его не очень волнует.

Войницкий срывается: стреляет в профессора, однако промахивается. Тогда, не чувствуя больше никакого желания жить, он крадет у доктора склянку с морфием, чтобы покончить с собой. Но ему мешают Астров и Соня.

В конце герои остаются «при своем»: Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, имение остается в собственности Сони, которая вместе с примирившимся со своей судьбой дядей Ваней вновь принимается работать.

Соня и Иван Петрович снова налаживают прежнюю систему. Быт становится размеренным, вырученные деньги опять аккуратно высылаются профессору. Герои пережили настоящую грозу, которая прошла, не принеся облегчения.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» подробно по действиям.

Действие 1.

В первом действии читатель знакомится с главными и второстепенными персонажами пьесы. За чаем сидят Марина, Войницкий, приходит Астров, которого вызвали лечить ревматизм у Серебрякова, решившего переехать жить в именье первой жены.

Беседуют о том, что раньше жизнь была размеренной и упорядоченной, наполненной смыслом, до приезда профессора Серебрякова. Войницкий сетует: раньше он с Соней охотно занимался делами, а с приездом четы Серебряковых бросил все на племянницу и няню и проводит время в праздности.

Словно в доказательство его слов приходят мужики, с которыми он разбираться не хочет. Отправляется это делать няня.

Астров рассуждает о том, что всю жизнь он занят, ни единой свободной минуты. Приходится бороться с болезнями, нищетой, косностью и узостью забитого и замученного нуждой российского мужика.

Никакой помощи ниоткуда. Такая беспросветность за 10 лет превратила его из цветущего молодого человека в пьющего разочарованного всем мужчину.

Однако Астров не сдается: он пытается сам воздействовать на окружающий его нищий, вымирающий мир: сажает лес, любуется каждой спасенной березкой. Это поддерживает его и придает смысл его существованию.

Приходят супруги Серебряковы. Муж просит чаю в кабинет и уходит, чувствуя, что его не слишком принимает собравшееся общество. Жена остается.

Соня мирит разругавшихся дядю Ваню и бабушку, поспоривших из-за разного понимания происходящих событий. Бабушка живет прошлым, очарована профессором, а сын Иван пытается открыть ей глаза, объясняя, что, по сути, это такой же никчемный человек, как многие, что он всю жизнь лишь занимал чужое место, присваивал чужие мысли получал чужие регалии.

В конце действия дядя Ваня набирается смелости и признается в любви Елене Андреевне, словно последнему лучу надежды в его тусклой жизни.

Действие 2.

Второе действие разворачивается ночью. Мир погибает – маленький мирок помещичьей семьи рассыпается, точно карточный домик.

Серебряков и Елена Андреевна раздраженно беседуют у окна. Он стар и становится брюзглив, словно завидуя чужой молодости.

Требует заботы, изводит всех мелочными просьбами и нытьем. Капризен: сам вызвал доктора Астрова и потом отказался его принять, а тому пришлось оторваться от дел и ехать за много верст.

Входит Соня. Соня мягко укоряет отца, а затем появляется Марина, которая, жалея старика, уводит его спать.

Появляется пьяный Войницкий. Выпив, он становится решительным: требует ответа от Елены Андреевны. Говорит о своем разочаровании: о том, как когда-то обожал профессора, как работал на него, отдавая ему последнее, и как вдруг осознал его ничтожность.

Он как будто влюблен в Елену Андреевну, но и ее ненавидит за лень, за ее «ленивые мысли о погибели мира», за то, что она ничего не делает. Тем не менее предлагает ей свою любовь. Елена Андреевна в гневе отказывает.

Входит Астров, тоже пьяный. Говорит откровенно, что дом этот кажется ему неблагополучным, душным, что здесь он «не выжил бы месяца». Хочет еще выпить, но Соня не позволяет ему. Астров и Соня жмут друг другу руки.

Соня и Елена Андреевна остаются одни. Соня признается в своих чувствах к Астрову мачехе. Доктор – талантливый человек, добрый, прекрасный, убеждена девушка.

Елена Андреевна думает о своем: ей грустно оттого, что сама она «эпизодический человек», не умеет испытывать такие сильные чувства, живет поверхностно и бесцельно.

Действие 3.

Днем в гостиной встречаются дядя Ваня, Соня и Елена Андреевна. Войницкий не теряет надежды на любовь Серебряковой и уходит, чтобы нарвать ей букет роз.

Соня просит мачеху потихоньку узнать, какие чувства Астров испытывает к ней, Соне. Елена Андреевна искренне обещает. Входит Астров, Соня уходит.

Между Астровым и Серебряковой начинается серьезный разговор, в ходе которого выясняется: доктор не испытывает чувств к Соне, хотя уважает и ценит ее, как человека.

Любовь он испытывает не к бедной девушке, а к красавице Елене Андреевне. Он начинает рассказывать ей о своей картограмме, которую терпеливо составляет годами, где изображены зеленые насаждения, о том, как пытается спасти хоть клочок мира, доступный ему, от вымирания.

Однако замечает, что собеседнице это попросту неинтересно. Мысли и горячие мечты доктора понятны скучающей светской даме, но совершенно не трогают ее, оставляют ее равнодушной.

В этот момент входит дядя Ваня с букетом. Он видит сцену, когда Астров обнимает Елену Андреевну. Он сражен и окончательно разочарован.

Ситуация становится крайне напряженной: входит Серебряков. Он просит собраться всех жильцов дома, чтобы обсудить вопрос продажи имения.

По его мнению, это решило бы финансовые проблемы. При этом сам он с женой перебрался бы на дачу в Финляндию, а судьба прочих членов семьи его не волнует – он об этом не думает.

Идея продать имение совершенно потрясает дядю Ваню. Имение – это вся его жизнь, сюда вложены все силы. Это его и его племянницы дом, укрытие, свой мир. При этом Войницкий забывает даже о том, что сам отказался от имения в пользу Сони.

Он страстно хочет сохранить плод своих трудов – но не для себя, а для той же Сони, для престарелой матери, для няни, которым некуда больше идти.

В состоянии аффекта он хватает револьвер и производит несколько выстрелов в Серебрякова. Все мимо. Дядю Ваню успокаивают, он сдается, отступает.

Действие 4.

Буря в доме улеглась. В начале сцены Телегин и Марина производят последние приготовления к отъезду четы Серебряковых.

Те уезжают в Харьков, понимая, что оставаться в имении после случившегося больше не смогут.

Войницкий все еще нервно возбужден. Он ходит по дому, требуя, чтобы его оставили в покое.

Но Астров неотступно следует за ним, зная, что дядя Ваня тайно вытащил из его докторского саквояжа бутылочку с морфием. Войницкий хочет покончить с собой, не видя смысла в дальнейшем существовании.

Спасает положение Соня: она просто говорит дяде, чтобы тот вернул морфий. Дядя Ваня сдается.

Он понимает, что в его жизни осталась любовь к этой серьезной девочке, племяннице, которую нельзя оставить одну в чужом холодном мире, полном таких высоко мнящих о себе эгоистов, как ее отец профессор Серебряков.

Астров готовится к отъезду, беседует с Соней. Девушка жмет Астрову руку – они объяснились, они остаются друзьями. Соня мужественно приняла свой жребий.

Все разъезжаются. Жизнь маленького имения входит в прежнюю колею: Соня и дядя Ваня принимаются за ежедневную рутинную работу, чтобы и дальше продолжать кормить и обеспечивать чету Серебряковых, праздно проживающих жизнь.

В конце пьесы Соня произносит короткий монолог, обращенный к дяде, о необходимости служения другим и о счастье. Оно обязательно придет к каждому – но уже за пределами жизни земной, в том мире, где гаснут мирские страсти и душа расправляет крылья.

Кратко об истории создания произведения.

Пьеса «Дядя Ваня» была написана Чеховым, по сути, в два этапа. Первым стало создание произведения «Леший», а затем писатель почти полностью переработал сюжет, приблизив его к окружающей реальной жизни.

Началом работы над произведением, таким образом, можно считать 1889 год (год создания «Лешего»), а окончанием – 1896 год. Чехов опирался на рассказы приятелей и на собственные дневниковые записи.

Современники легко находили прототипы героев пьесы. Соня, Телегин, профессор Серебряков – многие называли реальных людей, с которых, как им казалось, Чехов «срисовывал» этих персонажей.

Но главный герой – дядя Ваня – ни с кем конкретным не ассоциировался. Скорее всего, для Чехова он стал собирательным образом, в котором писатель соединил черты своих знакомых и, быть может, родственников.

«Дядя Ваня» – написанная в типично чеховском стиле трагикомедия, заставляющая читателя задуматься о смысле собственной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *