Дядя ваня что это
Дядя Ваня
Дядя Ваня — пьеса Антона Павловича Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в 1896 году.
Содержание
Персонажи
История создания
В 1889 году Чехов закончил пьесу «Леший» (комедия в 4 действиях, сочинена в 1889 году, опубликована в 1890 году), которая была впоследствии, после написания «Чайки», переделана в пьесу «Дядя Ваня».
В первоначальном варианте («Леший») поставлена 27 декабря 1889 г. в театре М. М. Абрамовой, Москва.
Сюжет
Действие происходит в усадьбе первой жены Серебрякова, где он вынужден жить, не имея возможности позволить себе достойную городскую квартиру.
Постановки в России
Среди дореволюционных исполнителей на провинциальных сценах: Войницкий — Каширин, Рощин-Инсаров, Дуван-Торцов, Бравич, Гайдебуров; Астров — Неделин, Самойлов, Таиров, Радин, Ходотов; Соня — Комиссаржевская, Серебряков — Ю. К. Алексеев-Месхиев.
На советской сцене «Дядя Ваня» ставился с 1919 года. Среди постановок:
В постсоветское время:
Среди зарубежных постановок: Чехословакия (Чешский нац. т-р, 1901, 1907, реж. Квапил); Болгария (1904-06; Нар. т-р в Софии; Свободный т-р в Варне); Германия (Мюнхенский королевский т-р, 1903, 1913; Берлинский т-р, 1904); Франция («Т-р Елисейских полей», Париж, 1922, реж. Питоев; «Комеди Франсез», 1961); Англия (Т-р «Олд Вик», Лондон, 1944; Астров — Оливье, Войницкий — Ричардсси); Польша («Т-р Польски», Варшава, 1953, спектакль демонстрировался в Москве в 1954); США («Форти-стрит т-р», Нью-Йорк, 1956; спектакль экранизирован); Италия (Рим, труппа Морелли-Стоппа, 1956, реж. Висконти; Войницкий- Стоппа); Швейцария (Немецкий т-р, Цюрих, 1940, «Т-р де пош», Женева, 1956) и мн. др.
ДЯДЯ ВАНЯ
Полезное
Смотреть что такое «ДЯДЯ ВАНЯ» в других словарях:
Дядя Ваня — Жанр: Пьеса Автор: Чехов, Антон Павлович Язык оригинала: русский Год написания: 1896 Публикация: 1897 … Википедия
Дядя Ваня (значения) — Дядя Ваня пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова Дядя Ваня (певец) Иван Вабищевич, солист «One Hell Thing», Дядя Ваня на west Records Дядя Ваня (холдинг) российский холдинг Дядя Ваня (река) река в Магаданской области… … Википедия
Дядя Ваня (пьеса) — Дядя Ваня Жанр: Пьеса Автор: Чехов, Антон Павлович Язык оригинала: русский Год написания: 1896 Публикация: 1897 Дядя Ваня пьеса Антона Павловича Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в… … Википедия
Дядя Ваня (фильм — Дядя Ваня (фильм, 1970) Дядя Ваня Жанр драма Режиссёр Андрей Михалков Кончаловский Автор сценария Андрей Михалков Кончаловский … Википедия
ДЯДЯ ВАНЯ (1970) — «ДЯДЯ ВАНЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1970, цв., 104 мин. Драма. По одноименной пьесе А.П. Чехова. Андрей Михалков Кончаловский в интервью любит подчеркивать, что, в отличие от Тарковского, он никогда не знал сквозной, проходящей через весь фильм, темы.… … Энциклопедия кино
ДЯДЯ ВАНЯ (1986) — «ДЯДЯ ВАНЯ. СЦЕНЫ ИЗ ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ», СССР, ЛЕНТЕЛЕФИЛЬМ, 1986, цв., 165 мин. Телеспектакль. По пьесе А.П. Чехова. В основе спектакль БДТ им. Горького в постановке Г.А. Товстоногова. В ролях: Олег Басилашвили (см. БАСИЛАШВИЛИ Олег… … Энциклопедия кино
Дядя Ваня (фильм, 1963) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дядя Ваня (значения). Дядя Ваня Uncle Vanya … Википедия
Дядя Ваня (фильм, 1970) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дядя Ваня (значения). Дядя Ваня … Википедия
Дядя Ваня (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дядя Ваня (значения). Дядя Ваня … Википедия
Дядя Ваня (холдинг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дядя Ваня (значения). Консервный холдинг «Дядя Ваня» Год основания 1988 год … Википедия
«Дядя Ваня», краткое содержание 827 слов читать
Антон Чехов написал пьесу «Дядя Ваня» в 1897 году; её премьера состоялась в Москве два года спустя. В пьесе, состоящей из четырёх действий, городская пара, профессор и его жена, приезжают в деревню, чтобы осмотреть принадлежащее им имение и сообщить жителям, что вскоре они будут продавать его, чтобы сделать более крупные инвестиции. Пьесу ставят театры по всему миру.
Пьеса открывается тем, что пожилая медсестра Марина Тимофеевна и Михаил Львович Астров, провинциальный врач, обсуждают свои отношения. Они знакомы с тех пор, как умерла первая жена старого профессора, одиннадцать лет назад. Астров сетует на то, что сложная работа сделала его старше, чем следовало бы, он средних лет.
К ним присоединяется «дядя» Ваня (Иван Петрович Войницкий). Ему 47 лет и он с помощью Сони, дочери профессора от его первой жены, управляет имением, которое обеспечивает городской образ жизни старого профессора. Он жалуется на суету, которую все подняли после вчерашнего приезда профессора и его гораздо более молодой и очень красивой жены Елены.
В разгар своих жалоб троица замечает, что к ним приближается другая группа: старый профессор (Александр Владимирович Серебряков), Елена, Соня и Телегин (бедный помещик, живущий за счёт государства). Ваня высмеивает Серебрякова, когда понимает, что его оскорбления не будут услышаны. Мать Вани, Мария (Мария Васильевна Войницкая), говорит ему, чтобы он бросил это и был благодарен профессору за то, что он разрешает им работать на его земле. Мария обожает профессора и она сражена красотой Елены.
Астров произносит сольную речь о важности сохранения лесов России, а Ваня без особого предупреждения говорит Елене, что влюблён в неё.
Второй акт начинается несколько дней спустя. Перед самым сном Серебряков жалуется Елене на старость. Соня посылает за доктором Астровым, но старый профессор отказывается его принять.
Когда Серебряков засыпает, Елена и дядя Ваня разговаривают: она – о несчастливой домашней жизни со старым профессором, он – о своей непутёвой молодости. Дядя Ваня жалеет, что не поговорил с Еленой на десять лет раньше, когда их любовь была бы возможна. Он также жалеет, что не боготворил профессора, потому что из-за этого его собственная жизнь стала казаться ему скудной. Когда Ваня начинает говорить о том, как он желает Елену, она наконец уходит.
Астров, не имея пациента, который мог бы помочь, слегка напился, он входит и разговаривает с Ваней. Мимо проходит Соня и говорит, что им обоим надо сосредоточиться на честной работе – только так можно жить по-настоящему счастливо.
Кажется, начинается гроза, и Астров говорит Соне о своём несчастье. Ясно, но только для зрителей, что Соня любит Астрова.
Астров уходит домой, а Елена входит, чтобы поговорить с Соней. В последние дни эти двое не очень любят друг друга: Соня считает Елену золотоискательницей, а Елена Соню – самодовольной занудой. Но как только они начинают говорить начистоту, они открывают друг другу свои секреты. Елена признается, что когда она только вышла замуж за профессора, она любила его, но со временем их любовь пошатнулась. Соня, в свою очередь, признаётся, что влюблена в доктора. Елена поощряет эти возможные отношения, что наполняет Соню радостью.
В третьем действии Серебряков зовёт Ваню, Соню и Елену в гостиную. Ваня пристаёт к Елене, но она его игнорирует. Соня рассказывает о том, что уже шесть лет влюблена в доктора, а он никогда не замечал её пылкости. Елена предлагает поговорить с ним об этом, но Соня не уверена: если он откажет, она будет раздавлена, а если они продолжат двусмысленное состояние, в котором находятся, она сможет прожить каждый день с надеждой.
Елена спрашивает Астрова о его чувствах и он отвечает, что нет, он не любит Соню. Но, по его словам, Елена спросила его об этом, потому что ей очень хочется знать, любит ли её Астров, и в этом случае ответ, безусловно, положительный. Он неожиданно целует её. Ваня случайно видит поцелуй. Елена в ярости от такого хода событий и хочет немедленно уйти. Её не волнует, что профессор ещё не сделал своего заявления. Она прямо говорит Соне, что Астров её не любит.
Перед тем, как все уходят, Серебряков объявляет, что продаёт имение, чтобы рассчитаться со всеми долгами семьи; если вложить деньги в различные акции и облигации, то, по его мнению, семья сможет купить дом для отдыха в Финляндии. Подразумевается, что этот дом будет доступен только Елене и ему.
Ваня в ярости. Он говорит Серебрякову, что тот поступает эгоистично, выталкивая Ваню, Соню и Марию из их дома, он также обвиняет профессора в неблагодарности за все те жертвы, которые Ваня принёс для поддержания имения. Серебряков оскорбляет его. Мария говорит сыну, чтобы он успокоился. Ваня удаляется со сцены. Серебряков уговаривает его закончить спор. За сценой раздаётся выстрел.
Старый профессор возвращается и выбегает на сцену. За ним гонится Ваня, который бежит с заряженным револьвером.
Возвращается старый профессор, выбегает на сцену. За ним гонится Ваня, который бежит с заряженным револьвером. Он стреляет в профессора, но промахивается. В эмоциональном изнеможении и с отвращением к собственной капризности дядя Ваня падает в кресло.
Заключительный акт начинается через несколько часов после выстрела. Старая нянька Марина и крестьянин Телегин заканчивают работу по дому и говорят о том, что старый профессор и Елена уезжают из усадьбы.
Астров в разговоре с Ваней утверждает, что они оба, в сущности, порядочные люди, чьё сознание вульгаризировалось от жизни в деревне в течение последнего десятилетия. В состоянии депрессии Ваня тайком взял в аптеке Астрова пузырёк морфия, подумывая о самоубийстве. С помощью Сони Астров в конце концов убеждает его отдать пузырёк и жить дальше.
Когда Елена прощается с Астровым, она признается, что их поцелуй был для неё несколько приятным. Они ещё раз обнимаются и он вручает ей свой карандаш на память. Чудесным образом старый профессор и Ваня мирятся, говоря, что оба забудут ссору между ними.
Ваня, Соня и Марья продолжают жить своей провинциальной жизнью. Пьеса заканчивается знаменитым солилоквием Сони, в котором она утверждает, что они обретут покой в загробной жизни.
Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов
Смысл названия книги Дядя Ваня
Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким. Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства. И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.
Сюжет
События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же. Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт. Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается. После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.
Смысл произведения Дядя Ваня
Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным. На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья. В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего. Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.
Смысл финала
Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне. Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик. Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».
История написания
В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.
В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести. Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.
Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.
Жанр и направление
Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.
Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.
Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.
Как и с остальными пьесами писателя, точно определить жанр «Дяди Вани» сложно. Непосредственно Чехов определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Сегодня произведение определено как трагикомедия. Оно наполнено множеством комичных диалогов, сцен, разборок между героями, но все это служит только прикрытием для трагического сюжета о разочаровании в жизни и сложной судьбе человека.
Конфликт и композиция
Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:
При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.
Краткое содержание
Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.
Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.
На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.
Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.
Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.
Главные персонажи
Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:
Основная тематика
Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:
Проблематика в пьесе
Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:
«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя является неизменной: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто нахождение на обочине.