Дядя ваня о чем кратко
«Дядя Ваня» краткое содержание пьесы Чехова – читать пересказ онлайн
Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.
Другие персонажи
Телегин Илья Ильич – разорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.
Марина – старая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.
Краткое содержание
Действие первое
В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.
Выходит Войницкий, и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.
Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.
Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» – добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».
К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее, и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.
Астров остается на ночлег в имении, и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса», и даже получил за это медаль и грамоту.
Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви, и просит не отвергать его.
Действие второе
Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.
Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.
Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.
Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.
Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.
Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.
Действие третье
Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.
Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».
В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.
Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.
Действие четвертое
Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады – наконец, жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».
Войницкий обескуражен своей меткостью – «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.
Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого лица, но понимает – в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру – просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.
Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».
Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».
Заключение
Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.
После ознакомления с кратким пересказом «Дядя Ваня» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.
Краткое содержание пьесы Чехова «Дядя Ваня» по действиям
Антон Павлович Чехов (родовое прозвище — Чех) считается одним из самых известных русских писателей конца 19-го — начала 20-го века. Мировое призвание Чехову принесли его пьесы, в том числе драма “Дядя Ваня”. Ее премьера состоялась в 1897 году в Ростове-на-Дону. На первый взгляд, сюжет произведения не отличается динамизмом, однако даже спустя более 120 лет пьеса вызывает интерес. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием известной пьесы “Дядя Ваня” и основной мыслью этой драмы.
Действующие лица
Краткое содержание по действиям
Действие произведения происходит в именье Серебрякова, через некоторое время после приезда туда профессора вместе с молодой супругой. Туда по приглашению родственников Александра Владимировича приехал и доктор Астров.
Действие I
Пьеса “Дядя Ваня” начинается со сцены в саду. Перед домом Серебрякова сервирован чайный стол. Третий час дня. За столом неспешно беседуют няня и Астров.
Доктор спрашивает, как долго они знают друг друга. Няня припоминает, что более 10 лет. Михаил Львович говорит, что за эти годы он изменился. Он жалуется на усталость и на жизнь, называя ее скучной, грязной и глупой. Астров говорит, что утратил смысл существования.
К ним присоединяется дядя Ваня (Иван Войницкий). Мужчина сетует, что с прибытием в деревню четы Серебряковых нарушился устоявшийся уклад жизни всех, кто проживал в доме. Теперь ему, Соне, его матери, няне и Телегину приходится подстраиваться под “светило науки”, которое не придерживается никакого распорядка дня.
Войницкий обсуждает Серебрякова. Он замечает, что тот переехал в усадьбу своей покойной первой жены, так как не мог больше позволить себе проживать в городе. Войницкий недоволен тем, что ученый постоянно жалуется на свои беды и недомогания. Ему досадно, что старый брюзга не обделен вниманием противоположного пола.
Он вспоминает сестру, обожавшую профессора больше жизни. Дядя Ваня отмечает, что и вторая жена Серебрякова, будучи красивой и умной женщиной, пожертвовала на него свои молодые годы и свободу.
К разговору подключается Телегин. Он рассказывает о своей сбежавшей супруге, которую продолжает любить и содержать вместе с детьми от другого мужчины.
Входят Елена Андреевна с падчерицей. Немного позже приходит Мария Васильевна. Она садится читать.
Сцена в гостиной
Те, кто читает краткое содержание чеховской пьесы про дядю Ваню, к этому моменту уже знакомы со всеми героями, кроме профессора.
Астров обращается к Елене Андреевне, жалуясь, что зря проделал длинный путь, так как она написала, что муж болен, а он оказался «здоровехонек». Он сообщает о своем намерении остаться ночевать, чем очень радует Соню.
Астров приглашает Елену Андреевну вместе с падчерицей посетить его именье и питомник. Соня рассказывает о деятельности Астрова по сохранению лесов. Это не вызывает энтузиазма у присутствующих.
Девушка уходит в дом под руку с Михаилом, беседуя с ним, как с близким другом.
Елена ругает Войницкого за его споры с ее супругом и с матерью. Она обсуждает с ним Астрова и замечает, что Соня в него влюблена. В ответ мужчина признается ей в любви. Он умоляет о взаимности. Это признание раздражает Елену.
Действие II
Прошло некоторое время.
На дворе ночь. Серебряков сидит в гостиной жалуется жене на свой возраст и плохое самочувствие. Елена упрекает его в том, что он говорит об этом так, будто виноваты все окружающие.
Профессор продолжает изводить супругу, и она теряет терпение. К ним присоединяется Соня. Она становится новой «жертвой» Серебрякова, который начинает донимать ее капризами. Девушка говорит, что не собирается их терпеть и у нее завтра сенокос.
Приходит Войницкий. Он решил сменить племянницу и Елену. Профессор отказывается оставаться с ним. Его уговаривает лечь в постель и уводит старая няня. Она единственная, кто испытывает жалость к Серебрякову.
Оставшись наедине с Войницким, Елена говорит ему, что ей тяжело жить в доме, где все злятся и дышат ненавистью. Иван Петрович пытается вновь рассказать ей о своих чувствах. Однако она замечает, что собеседник пьян, и уходит
Войницкий размышляет вслух и сожалеет о том, что его прошлое “глупо израсходовано на пустяки”. Он жалеет, что не сделал Елене предложение десять лет назад, когда она девушкой бывала в доме у его сестры. Он считает себя обманутым, так как вместе с Соней много лет трудился на профессора, который оказался “мыльным пузырем”.
Входят Телегин и Астров. Они пьют коньяк и дискутируют.
Приходит Соня и укоряет дядю за то, что тот перебрал спиртного. Иван Петрович уходит, а Астров рассказывает Соне, что презирает обывательскую жизнь. Он говорит, что уже не сможет полюбить.
Астров уходит. Чуть позже в комнату входит Елена Андреевна. Она беседует с Соней и говорит, что хочет дружбы. Елена просит девушку не думать, что она вышла за профессора по расчету. Они пьют на брудершафт.
Сцена диалога Елены и Сони
Действие III
Пьеса “Дядя Ваня” приближается к кульминации своего действия.
Войницкий собирает домашних по просьбе зятя. Серебряков хочет им сообщить нечто важное.
Елена жалуется на скуку. Падчерица с ней не соглашается. Она уверена, что человек при желании всегда может заняться полезным делом. Дядя Ваня выводит из себя Елену, предлагая ей “влюбиться в водяного”, но просит прощения и отправляется за розами, которые приготовил для нее.
Соня рассказывает мачехе, что уже несколько лет любит Астрова, но безответно. Женщина обещает намеками выяснить отношение доктора к девушке. Соня уходит. Елена жалеет себя, так как не может “улететь … вольною птицей”.
К ней присоединяется Астров. На вопрос Елены о его отношении к Соне он отвечает, что не испытывает к ней никаких чувств.
Женщина просит доктора уехать и не приезжать в доме Войницких, чтобы не Соня не страдала. В ответ Астров признается ей в своих чувствах и просит о свидании. За этим занятием их застает Войницкий. Астров уходит, а Елена требует, чтобы тот помог ей немедленно уехать с мужем из имения.
Действие IV
Краткое (сжатое) содержание знаменитой драмы про дядю Ваню А.П. Чехова завершает четвертое действие. Оно происходит в комнате дяди Вани. Няня и Телегин обсуждают скорый отъезд ученого с женой в Харьков. Они радуются, надеясь, что жизнь вернется в прежнюю колею.
Заходят Войницкий с Астровым. Иван Петрович жалеет, что ему не удалось попасть в зятя. Михаил требует вернуть ему морфий
Дядя Ваня делится мечтой начать все заново. Однако он понимает, что в его возрасте это уже не удастся. Племянница просит Ивана Петровича принимать жизнь с терпением. Он отдает ей пузырек с морфием. Девушка уводит дядю мириться с отцом.
Приходит Елена. Астров просит ее остаться. Однако она желает поскорее уехать.
Профессор мирится с Войнцким и уверяет, что все будет по-прежнему. Михаил Львович также уезжает.
Разобрав по действиям чеховское произведение “Дядя Ваня”, вам остается прочитать финал.
Соня с дядей разбирают дела, которые за время пребывания профессора в имении пришли в запустение. Она рассуждает о совместном труде и о том, как они без жалоб будут принимать невзгоды, посылаемые им судьбой. Именно так после смерти они увидят ту жизнь, о которой мечтали
Основная мысль драмы
Одна из самых известных пьес, автором которой является А.П. Чехов, — “Дядя Ваня” (краткое содержание см. выше). После своего опубликования в 1896-м году она вызвала много споров. Однако большинство читателей сошлись во мнении, что смысл пьесы — трагедия личности, прожившей пустую жизнь, ее упущенные возможности и служение «идолу». Писатель затрагивает и тему взаимоотношений внутри большой семьи. Очевидно, что никому нет ни до кого дела. Каждый занят собственными переживаниями и видит лишь собственные несчастья.
История создания и актуальность пьесы
Пьеса «Дядя Ваня» — это результат переделки комедии Чехова «Леший», успешно опубликованной в 1890 году и написанной годом ранее. После написания пьесы «Чайка» автор по какой-то причине решил переписать комедию, представив её в формате сцен из деревенской жизни в четырёх действиях и уже с новым названием. Окончательная работа над произведением была закончена в 1896 году. Примечательно, но и в первом, и во втором варианте пьеса имела успех. Её публиковали в известных изданиях, по её сюжету ставились спектакли:
Тема сюжета «Дяди Вани» актуальна как во времена Чехова, так и сегодня. Она рассматривает основные социальные и нравственные проблемы общества на примере разнохарактерных героев пьесы. Доказательством её популярности служит множество театральных постановок и экранизаций в России и за рубежом.
Действующие лица
Действие пьесы начинается со сцены чаепития в саду. После первых же фраз становится очевидно, что взаимоотношения между героями натянутые, в поместье нет мира и согласия. В усадьбе проживает несколько человек, тесно взаимосвязанных друг с другом:
Это главные персонажи пьесы, без которых краткое содержание «Дяди Вани» будет непонятным. На момент завязки сюжета в усадьбе собираются все действующие лица.
Краткое содержание произведения
Из города приезжает профессор, будучи не в состоянии финансово обеспечить себе вольготную жизнь. С ним приезжает и молодая супруга, признающаяся в том, что несчастлива в браке. Осознав, что значительную часть своей жизни он попросту загубил, Войницкий стремится наверстать упущенное, пытаясь заслужить любовь Елены Андреевны.
Соня влюблена в Астрова, но тот как будто её не замечает. В разговоре с Серебряковой он объясняет, что считает её падчерицу некрасивой, и в свою очередь признаётся в чувствах к ней, пытаясь склонить к близким отношениям.
Развязка наступает в тот момент, когда Александр Войницкий заявляет, что собирается продавать поместье. Объясняет своё решение тем, что хочет жить согласно своим потребностям. В планах у него купить дачу в Финляндии, а оставшиеся деньги положить под проценты, на которые и жить припеваючи. Эта новость потрясла и дядю Ваню, и Соню. Войницкий, долго сдерживающийся, наконец, высказывает своему зятю всё, что о нём думает.
До этого события Иван Петрович понимает своё заблуждение не только относительно гениальности своего зятя, но и взаимности своих чувств. Случайно застав Елену с Астровым, он понимает, что она не предаст своего супруга, хоть и мечтает о молодом муже.
Ситуация налаживается: Серебряков отказывается от продажи усадьбы, в обмен на это дядя Ваня обещает переводить ему достаточные суммы. Елена с мужем возвращается в город, с ними вместе покидает поместье и доктор Астров, разбивая сердце Соне.
Последствия надуманных идеалов
«Дядя Ваня» — история о том, что нельзя жить в мечтах. Необходимо совершать поступки в реальности, чтобы спустя годы не оглядываться назад в прошлое с горечью, жалея об упущенном времени. Не только Войницкий, но и остальные герои не смогли воспользоваться предоставленными возможностями, чтобы добиться целей. По большей части им мешали надуманные идеалы:
Оставшись одни, Соня и Иван Петрович ничего не меняют в своей жизни. Понимая, что их мечты о личном счастье не сбудутся, они с покорностью принимаются за привычную нудную работу. Дядя Ваня постоянно ноет, а Сонечка лишь поддакивает ему, соглашаясь, что в этом их судьба и смысл жизни, и что «им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть». Но в этом только их вина.
Для читательского дневника может быть использовано такое краткое содержание. «Дядя Ваня» Чехова — классика отечественной и мировой литературы, заставляющая каждого задуматься о собственной жизни.
Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова
Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.
Основные персонажи пьесы
Чехов «Дядя Ваня» в сокращении
А. П. Чехов «Дядя Ваня» краткое содержание для читательского дневника:
Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий, он же Дядя Ваня, ему на момент происходящих событий 47 лет.
Усадьба Серебрякова раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня много лет ухаживет за этой усадьбой, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.
Ко всему прочему в поместье неизвестно почему живет обедневший помесчик Илья Телегин, крестный Сони. В поместье часто приезжает и Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живет с ними старая няня Марина.
Елена Андреевна уже не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.
Когда-то Серебряков был в почете, его все уважали, он был окружен женщинами, но сейчас уже никому не нужен.
Атмосфера в доме плохая, лучше всего о ней говорит Елена при общении с Войницким. Войницкий вечно всем недоволен, ворчит, за Еленой как собачка бегает, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.
Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Сначала Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.
Днем Соня рассказал Елене, что любит Астрова, Елена пообещала поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Астрову Соня не нравилась, она была не красива, он сказал, что Соня ему не нравится, в отличии от Елены. Астров начал приставать к Елене, целовать ее, но ему помешал Дядя Ваня, Астров убежал.
В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы им кое-что сказать, он вдруг понял, что в усадьбе ему живется плохо, он хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Он хочет продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты.
Войницкий этому очень удивляется, он говорит, что его отец купил этот дом сестре, а сейчас он принадлежит Соне. Говорит, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Но Войницкий продолжает, утверждая, что он отказался от своей части наследства в пользу этого дома и много работал чтобы выплатить все долги. Дядю Ваню это крайне разозлило, он высказал ему все накопившееся за несколько лет.
В поместье остались Дядя Ваня и Соня, они вместе засели за бумаги, чтобы наконец-то навести в них порядок.
Произведение «Чайка» Чехова было написано в 1896 году. В этом же году она была поставлена в Александринском театре. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чайки» по действиям.
Короткий пересказ «Дяди Вани»
«Дядя Ваня» Чехов краткое содержание:
Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.
Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии — чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.
Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.
Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»
Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве».
Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».
Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»
Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг».
Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.
Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель… Пойдём, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»
Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!
Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.
Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги.
Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.
Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадёживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому».
И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…
Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждёшь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля…
Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь».
В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни:
«Мы, дядя Ваня, будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»
Сценическую шутку А. П. Чехова «Медведь» читать интересно по сей день: несмотря на изменившиеся социальные реалии, нравы людей остаются теми же. Краткое содержание «Медведь» можно прочитать на нашем сайте. В пьесе Чехов блестяще продемонстрировал дар психолога и мастерство юмориста.
Сюжет пьесы «Дядя Ваня» по действиям
Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехов с описанием каждого действия:
Действие первое
В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке.
Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.
Выходит Войницкий, и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.
Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.
Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» – добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».
К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее, и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.
Астров остается на ночлег в имении, и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса», и даже получил за это медаль и грамоту.
Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви, и просит не отвергать его.
Действие второе
Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.
Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.
Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.
Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.
Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.
Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.
Действие третье
Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.
Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».
В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.
Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.
Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне.
Действие четвертое
Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады – наконец, жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».
Войницкий обескуражен своей меткостью – «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.
Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого лица, но понимает – в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру – просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.
Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».
Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».
Заключение
Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» стала последней в его творчестве. Краткое содержание «Вишневого сада» по действиям поможет ознакомиться с этим произведением. Пьеса, написанная в 1903 году, она была поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 и стала итогом раздумий о судьбах России. «Вишневый сад» критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.
Видео краткое содержание Дядя Ваня Чехов
События происходят в усадьбе Серебрякова. С ним живут: Соня (дочь от первого брака), Елена Андреевна (вторая жена), Дядя Ваня. Также присутствуют: врач Астров. Няня Марина. Героям не нравится жить в доме, Серебряков хочет продать усадьбу и переехать в город, но Дядя Ваня против этого. После большой ссоры они разъезжаются. В доме остаются Дядя Ваня и Соня.
В пьесе раскрывается тема впустую пропадающей личности, возможностей, которые были упущены и бессмысленно прожитой жизни.