Дыба что это такое
Орудия пыток. 18+
Вот еще немного страсти на ночь.
Это железные башмаки с острым шипом под пяткой. Шип можно было выкручивать при помощи винта. С выкрученным шипом жертве пыток приходилось стоять на мысках ноги, пока были силы. Встаньте на мыски и проверьте – сколько вы протянете.
Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.
Дыба. (классика жанра)
Та самая дыба. Их было два основных варианта: вертикальный, когда жертву подвешивали под потолком, вывернув суставы и подвешивая к ее ногам все большие тяжести, и горизонтальная, когда тело грешника фиксировалось на дыбе и растягивалось специальным механизмом до той поры, пока у нее не разрывались мускулы и суставы.
Как грешник мог как-то раскаяться в чем-то, когда сначала сжимались и крошились его зубы, потом крошилась челюсть, за ней кости черепа – до тех пор, пока из ушей не выливался мозг – мне не понятно. Еще более недоступна для моего сознания информация о том, что в некоторых странах до сих пор в качестве инструмента допроса используется версия этой дробилки.
Бдение или Колыбель Иуды.
Тамада хороший и конкурсы-интересные.
что-то похожее я видела в деканате
Эм, не христианского, а католического правосудия.Для протестантов и православных подобное не было характерно.
Аффтар, учи матчасть. Груша вставлялась в рот, после использования в других отверстиях.
То, что ты назвал колыбелью называется козлом для ведьм. И как-то не удалось найти упоминания твоей версии названия. Поиск выдает только колыбель Иуды.
Пресс для головы используется в современности из-за простоты(можно собрать даже в полевых условиях), малого вреда для здоровья и причинения, по описаниям, очень сильной боли.
За взятки неплохо бы такие санкции применять.
Христианство мирная религия!
Сколько всего интересного дала нам религия, какой толчок для развития человеческого потенциала! Ну и прямой кишки конечно.
Несколько моих фото из музея пыточных инструментов
5) Нюрнбергская дева
а нахрена становится на мысок ноги если можно стать на ребро ступни? площадь контакта больше и нагрузка меньше.
Справедливости ради стоит сказать, что деревянная «лошадка» и сегодня не потеряла своей актуальности
Кто то сходил в музей в Питере)
Неужели уже месяц прошёл!? Как быстро летит время, и как стабильно работает пикабу, раз в месяц один и тот же пост. Но скоро закончатся варианты с переставлением картинок, и что тогда делать будите?
Слышал что груша это фэйк или она не использовалась как описано, да и её механизм учитывая форму не способен раскрыться в месте дислокации
А сейчас нам рассказывают, что это мы в Бога не верим.
был в музее в районе Бенидорма, Испания не помню как называется деревушка так там типо того что есть в посте и похлеще, просто некоторые картинки похожи что и я видел, жутко конечно
Вообще-то груша могла вставляться в рот
Iron maiden.
Аттракцион.
Привет Пикабу от Lesser Evil Games
Мы небольшая инди-студия Lesser Evil Game, Вы никогда не задумывались, как ощущали себя средневековые палачи? Есть огромное количество статей на темы пыток, казней, жизни в те временна, но никто никогда и не думал о самом палаче.
Так родился наш проект The Executioner, где мы решили дать возможность игрокам ощутить на себе, те страдания, которые испытывает человек, которому приходится пытать и убивать людей, иногда даже невиновных.
The Executioner – это игра, которая сочетает в себе элементы хоррора, традиционной RPG с расследованиями, исследованием мира и принятием решений с моральным подтекстом. Интерфейс игры преимущественно текстовый. Теперь Вы принимаете на себя роль средневекового палача, который зарабатывает на жизнь казнями и пытками людей. Вас ждет увлекательная история в мрачной атмосфере мира, полного моральных противоречий.
Назревает революция. Выступите ли вы на стороне монархии и традиционных устоев, или встанете на баррикады во имя прогресса? Поддержите новорожденную науку или пойдете по пути мистика? Привыкните вы к творимому вами насилию или постараетесь сохранить остатки человечности? Решение за вами. Последствия — тоже.
Вам предстоит не только каждый день совершать тяжелый моральный выбор, но и сохранить собственный рассудок. но вашей основной задачей будет добиться признания от тех, кого вам предстоит казнить. Сюжет наполнен кровавыми и тяжелыми событиями. Здесь монстр не прячется за вашей спиной. Вы и есть монстр — если таков ваш выбор.
В общем, так наша игра вышла в 2019, а месяц назад мы вышли на Nintendo Switch. До сегодняшнего дня мы особо не заморачивались не с рекламой не с маркетингом, а просто делали игру, а теперь, да-да, спустя год, мы решили заявить о себе. А как известно, лучший способ заявить о себе- это разыграть саму игру)
И так, в чем смысл конкурса, если его можно так назвать? Мы решили выпустить цикл статей посвященных средневековым пыткам объединив их с материалами по нашей игре. В каждой из них будет спрятан ключ от Steam или Nintendo версии игры. Мы пока не решили, сколько именно ключей подарим, но пока выходят статьи и мы не заявили о том что закончили конкурс, ключи можно искать. Не пропустите следующую статью в ней уже будет ключ на Steam)
Дыба что это такое
ДЫБА
В классические времена дыба имела очень широкое распространение. В Римской империи дыба, которую римляне называли eguuleus, служила сначала инструментом наказания рабов и преступников, а с возникновением христианства ее использовали для истязаний первых христиан. (Позже сами христиане стали пользоваться ею против других христиан).
В 305 г. н. э. молодую мать, ликонийку[35], по имени Джульетта, привели к Александру, правителю города Таре[36], и обвинили в принадлежности к секте христиан, в чем та гордо и призналась. За ее прямоту ее подвергли пытке на дыбе. Пока Джульетта переносила страдания, ее ребенок по имени Цирик лепетал:
— Я христианин, я христианин.
Услышав это, Александр взял ребенка за ногу и размозжил его голову о каменный пол. А тем временем Джульетте на ноги начали лить горячую смолу и уродовать тело железными крюками; в конце концов, ее обезглавили, и по прошествии времени она стала называться святой Джульеттой.
Герцогская дочь
По преданию, в Англию дыба попала в 1447 г. стараниями Джона Холланда, четвертого герцога Эксетерского, когда он был коннетаблем Лондонского Тауэра. Именно в этой связи она получила название «Дочь герцога Эксетерского», а о ее клиентах говорили, что они «женятся на дочери герцога Эксетерского».
Английская дыба описывается как «большая, сделанная из дуба рама, установленная горизонтально на высоте 3 футов над полом. Узник ложился спиной на пол в центре рамы, его запястья и лодыжки привязывались веревками к длинным цилиндрическим воротам, установленным по краям рамы, которые при вращении рычага растягивали тело жертвы и поднимали его над полом на один уровень с рамой. Затем узнику задавались вопросы, и если ответы мучителей не удовлетворяли, вороты вращали до тех пор, пока не выскакивали суставы и не начинали рваться сухожилия». («Пенни Мэгэзин», 1832).
Нюрнбергская дыба
Немецкие палачи увлекались дыбой в особенности и сумели внести в ее конструкцию некоторые «дельные» усовершенствования. Дыба, использовавшаяся в городе Нюрнберге, имела несколько сложных приспособлений, отсутствующих в более ранних, простых ее вариантах:
Заяц с шипами
В самом центре Нюрнбергской дыбы было еще добавочное устройство — ролик, усеянный шипами. Это устройство называлось «заяц с шипами» и использовалось в том случае, если лебедка не давала желаемого результата. «Зайца с шипами» прокатывали по телу жертвы, и каждый шип впивался в нее на глубину до одного дюйма, а когда палач замышлял умертвить жертву, «зайца» помещали под ее живот и крутили лебедку.
Австрийская лестница
Лестница была устроена по тому же принципу, что и дыба, однако могла причинять узнику еще большие страдания. Ее устанавливали к стене под углом в 45 градусов. Жертву клали на нее спиной, а связанные сзади руки привязывали к одной из перекладин. Внизу лестницы находилась такая же, как и у обычной дыбы, лебедка, к которой привязывали ноги жертвы. Когда палач вращал рычаг лебедки, та тянула руки вверх до тех пор, пока они не оказывались вывихнутыми. В действительности же «лестница» была немецким, а не австрийским изобретением.
Дыба и шнур
Хотя дыба сама по себе была достаточно суровым испытанием, видя узника в таком беспомощном положении, палачи не могли справиться с искушением и придумать еще какую-нибудь добавочную пакость. Часто это была «пытка водой» сродни «деревянному коню». Кроме того, иногда использовали шнур, которым связывали конечности жертвы, закрепляли концы по краям рамы и вращением палки натягивали шнур до такой степени, что он глубоко впивался в плоть жертвы, доставляя ей дополнительные страдания.
Пытка на дыбе с применением шнура.
Этой пытке, практиковавшейся на вертикальной дыбе необычной конструкции, подвергся Вильям Литгоу, арестованный в 1620 г. в Малаге за шпионаж, попавший затем в застенки испанской инквизиции, но чудом уцелевший.
Палач раздел меня донага, взвел наверх, где затем подвесил за запястье при помощи двух тонких веревок, крепившихся на двух железных кольцах, которые были вделаны в стенку над моей головой. Сделав это, он спустился вниз, зажал мои ноги между двумя закрепленными досками, привязал к лодыжкам веревки и, поднявшись снова наверх, сильно натянул эти веревки так, что ноги мои, зажатые между досками, выгнулись на излом. Мои бедренные сухожилия лопнули, а коленные чашечки раздробились. Затем он закрепил концы веревок, и в таком положении я провисел не менее часа.
… Но самое страшное было еще впереди. Что представляет собой пресловутая поттаро, или дыба? Она стояла у стены и представляла собой деревянную раму, к которой крепились три вертикальные доски, в средней из них имелось отверстие для головы жертвы. По длине доски были выше роста человека, а скреплены так, чтобы между ними уместилось человеческое тело. В боковых досках имелись отверстия, назначение которых прояснилось, когда палач взялся за дело.
Сначала он перевязал веревкой мою ногу, затем бедро и наконец руку. То же он сделал с другой стороны. Затем он пропустил концы в отверстия в боковых досках и закрепил их на шпингалетах, вращающихся при помощи рычага. Затем каждая из этих частей моего тела получила свою долю мучений по отдельности, когда палач поворачивал рычаг. Делал он это три раза для каждой из них, и в конечном счете на каждую пришлось по 21 повороту рычага…
10 ужасных средневековых орудий пыток
Предупреждение: описания средневековых орудий пыток не для слабонервных! Средневековье – это далеко не самый приятный период для жизни согласно современным стандартам. Большинство людей были бедны, они страдали от болезней, а их свобода принадлежала богатым землевладельцам. И если человек, совершивший преступление, не смог заплатить штраф, то вероятность того, что его руку отрубят, а язык и губы вырежут, была достаточно высока.
Пытки в то время были явлением не таким уж и распространенным, как многие думают, но не дай Бог, было попасть в ситуацию, когда власти хотели заставить человека признаться в чем-то! Средневековье считается золотой эпохой для методов пыток и орудий, которые способны причинить ужасную боль. Сегодняшние «санкционированные» методы пыток предназначены для того, чтобы вызвать психологический или эмоциональный стресс. Физическую боль они сводят почти к минимуму. Устройства, которые использовались в средние века, были действительно страшны и приносили невыносимую боль.
Любимым занятием Влада Цепеша (более известного как Дракула), который жил в 15-м веке в Румынии, было сажание людей на кол. Он насаживал своих жертв на острый и толстый кол, который приводился в вертикальное положение, и жертва под действием своего собственного веса нанизывалась на кол все глубже и глубже. Часто острие кола выходило из грудины таким образом, чтобы его кончик размещался под подбородком, тем самым предотвращалось дальнейшее скольжение.
Этого орудия пыток необычайно боялись в средние века. Оно часто фигурирует в фильмах, изображающих то жуткое время (например, фильм «Святой Грааль Монти Пайтона»). Жертва помещалась внутрь металлической клетки, которая по форме примерно соответствовала форме человеческого тела. Палачи могли поместить жертву, страдающую избыточным весом в меньшее устройство, или даже сделать «гроб» немного больше, нежели тело жертвы, чтобы сделать местонахождения человека в нем еще более неудобным. Клетка часто висела на дереве или виселице. Тяжкие преступления, такие как ересь или богохульство, карались смертью внутри гроба, когда жертва в клетке находилась под солнцем, и птицы или животные могли клевать или есть ее плоть. Иногда зрители забрасывали жертву камнями и другими предметами.
Она считается одним из самых болезненных орудий пыток. Состояла она из деревянной рамы, к которой, как правило, привязывали двумя веревками руки и еще двумя веревками ноги жертвы. Если палач поворачивал ручку, то веревки сильнее тянули руки жертвы, и в конце концов, происходил вывих кости с громким треском. Когда палач продолжал вертеть ручки еще сильнее (они часто увлекались и заходили слишком далеко) некоторые конечности просто вырывались из тела.
В позднее средневековье появился новый вариант дыбы. К ней добавили шипы, которые просто вонзались в спину жертвы, ведь она была вынуждена лежать на столе. Таким образом, не только конечности были разъединены, вывихнуты или оторваны, но еще сильно повреждался спинной мозг. Это увеличивало не только физическую боль, но и психологическую, ведь человек прекрасно понимал, что даже если он останется в живых, возможность двигаться будет потеряна навсегда.
Просто ужасное наказание для женщин. Разрыватель для груди использовались для того, чтобы причинить женщине боль. Они были причиной большой потери крови и увечий груди. Как правило, такое наказание применялось для женщин, обвиняемых в проведении абортов или прелюбодеянии. Щипцы впивались в грудь, причиняя женщине ужасные страдания. Даже если жертва не умирала, то ужасные шрамы на ее теле оставались на всю жизнь, ее грудь буквально разрывалась на части. Распространенным вариантом этого орудия было приспособление «Паук» – аналогичный прибор, который крепился к стене. Грудь жертвы фиксировался в щипцах, а палач прижимал женщину к стене, таким образом, удаляя или калеча грудь. Это было жестокое наказание, часто приводившее к смерти жертвы.
Иногда колесо помещалось на высокий столб, для того, чтобы птицы могли клевать и есть плоть все еще живого человека. Этот процесс мог длиться до двух до трех дней, прежде чем человек умирал. Иногда палач мог смилостивиться и ударить преступника в грудь и живот. Этот прием известен как переворот De Grace (с французского «удар милосердия»). Он вызывал смертельные ранения, которые приводили к смертельному исходу.
Дыба что это такое
Перед пыткой жертву раздевали догола, укладывали лицом вниз, руки крепили к перекладине, ноги привязывали к лебедке. Палачи начинали крутить лебедку в полной тишине. Вскоре тело жертвы растягивалось, и тишину прерывал стон. С растягиванием первых сухожилий жертва начинала кричать. После этого палачи вращали лебедку медленно, поскольку малейшее движение приносило нестерпимую боль. Чиновник время от времени прекращал процедуру, задавая свои вопросы. Не получив на них ответ он продолжал пытку.
Для причинения еще больших мучений человека на дыбе пытали водой, затягивали на его теле шнур, который натягивали так, что он глубоко впивался в тело. Иногда человек признавался во всем только от вида конструкции.
Известные люди, которые «познакомились» с дыбой
Список известных жертв дыбы:
Благодаря спавшимся узникам и их свидетельства миру стало известно о методах испанской инквизиции не только по отношению к своим подданным, но и к гостям. Многие допросы представители инквизиции записывали самостоятельно. Они доказывают о бесчеловечности со стороны некоторых служителей церкви. Не менее жестокими были и правители, которые ради своих интересов готовы были подвергнуть дыбе даже своих близких людей.
Как обращаться с лошадью, которая встала на свечу?
Если всадник на лошади, а она встала на дыбы, то её необходимо заставить опуститься на все ноги
И неважно, по какой причине это произошло. Если лошадь под вами уже встала на дыбы, необходимо сделать следующее:
Если имеет место неповиновение лошади, и она хочет повернуть в другом направлении, то необходимо резко практически лечь на её шею и не дать ей повернуть голову. Для этого нужно чуть набрать наружный повод, ровно так, чтобы не дать ей сделать поворот головой
Действовать надо осторожно, не перетягивая поводья
Важно знать, что если она повернётся, то может резко понести галопом
Пытка водой. (pinterest.com)
Наказание
Был и другой вид наказания – на столбе. Обвиняемого подвешивали на столб с вывернутыми руками за спиной, а к ногам привязывали груз. При таком способе наказания у несчастного выходили из суставов руки. Подвешенного человека били кнутом, могли поджигать огнём, ломать рёбра. Не было разницы между мужским и женским полом, кроме рёбер. Их женщинам не ломали. В основном в Российской империи дыба – это орудие наказания воров.
Но этот вид наказания применялся не всегда и не везде. К примеру, в договоре между Ригой и Смоленском, датируемом XIII веком, говорилось о том, чтобы русинов отдавать на поруки или сажать в железо, а не в дыбу. А вот Псковская судная грамота говорила, что дыба – это наказание для тех, кто влезет в судебню или ударит придверника.
Расспрос под дыбой «по-русски»
По описанию Григория Котошихина (написал сочинение по истории России) в семнадцатом веке наказание применялось для воров.
С человека снимали рубаху, руки связывали сзади на кистях, ноги скрепляли ремнем. Конструкция напоминала виселицу. На нее подвешивали жертву. Один палач наступал на ремень, а второй поднимал человека, так что тот оставался висеть на дыбе с вывихнутыми руками.
Наказание иногда дополнялось ударами кнутом по спине. На месте каждого удара оставался глубокий след. Удары наносились с промежутками во времени, чтобы продлить пытку как можно дольше. При необходимости жертву приводили в чувство. Если виновник не признавался, его подвешивали еще раз и пытали повторно, но уже с применением огня. Палач раскаливал железные клещи и ломал ребра. Также разжигали костер под жертвой и привязывали к его ногам бревно. Пыткам подвергались не только мужчины, но и женщины.
Распространение в Европе
Дыба как орудие пыток очень быстро распространилась по всей Европе. Существовало два основных вида описываемого инструмента:
Оба варианта применялись в разных странах до семнадцатого, местами восемнадцатого века.
Шири (верблюжья шапочка)
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.
Подвешивание
Применялся и другой вариант дыбы: она состояла из двух столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам верёвку. Иногда к его связанным ногам привязывали дополнительный груз. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. В Российской империи поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами. Этот вариант дыбы с подвешиванием (известный как strappado) применялся и в Западной Европе.
Пытка святого Яна Саркандера, рельеф в часовне Яна Саркандера, Оломоуц.
В середине XVII века Григорий Котошихин описывал русскую дыбу следующим образом:
Пытки в кинематографе
Конечно искусство не может передать того ужаса, который происходил с людьми, подверженными истязанию на дыбе. Сама конструкция сохранилась в Лондонском Тауэре. Ее можно увидеть, посетив экскурсию.
Английский вариант орудия
На остров дыба как орудие пыток (фото представлено ниже) попала в 1447 году. По преданию ее стал использовать Джон Холланд, герцог Эксетерский, занимая высшую должность в Лондонском Тауэре. Инструмент стали называть «дочерью герцога».
По описанию английская дыба имела следующие характеристики:
Вращение рычагов затягивало веревки, тело жертвы растягивалось и подымалось на высоту рамы. В это время человеку задавались вопросы. Если ответов не было либо они не удовлетворяли тюремщиков, пытку продолжали пока суставы не выскакивали из своих мест. Жертва слышала, как рвутся сухожилия в ее теле.
Немецкий вариант
Перед пыткой жертву раздевали догола, укладывали лицом вниз, руки крепили к перекладине, ноги привязывали к лебедке. Палачи начинали крутить лебедку в полной тишине. Вскоре тело жертвы растягивалось, и тишину прерывал стон. С растягиванием первых сухожилий жертва начинала кричать. После этого палачи вращали лебедку медленно, поскольку малейшее движение приносило нестерпимую боль. Чиновник время от времени прекращал процедуру, задавая свои вопросы. Не получив на них ответ он продолжал пытку.
Для причинения еще больших мучений человека на дыбе пытали водой, затягивали на его теле шнур, который натягивали так, что он глубоко впивался в тело. Иногда человек признавался во всем только от вида конструкции.
Распространение в Европе
Дыба как орудие пыток очень быстро распространилась по всей Европе. Существовало два основных вида описываемого инструмента:
Оба варианта применялись в разных странах до семнадцатого, местами восемнадцатого века.
Известные люди, которые «познакомились» с дыбой
Список известных жертв дыбы:
Благодаря спавшимся узникам и их свидетельства миру стало известно о методах испанской инквизиции не только по отношению к своим подданным, но и к гостям. Многие допросы представители инквизиции записывали самостоятельно. Они доказывают о бесчеловечности со стороны некоторых служителей церкви. Не менее жестокими были и правители, которые ради своих интересов готовы были подвергнуть дыбе даже своих близких людей.
Расспрос под дыбой «по-русски»
По описанию Григория Котошихина (написал сочинение по истории России) в семнадцатом веке наказание применялось для воров.
С человека снимали рубаху, руки связывали сзади на кистях, ноги скрепляли ремнем. Конструкция напоминала виселицу. На нее подвешивали жертву. Один палач наступал на ремень, а второй поднимал человека, так что тот оставался висеть на дыбе с вывихнутыми руками.
Наказание иногда дополнялось ударами кнутом по спине. На месте каждого удара оставался глубокий след. Удары наносились с промежутками во времени, чтобы продлить пытку как можно дольше. При необходимости жертву приводили в чувство. Если виновник не признавался, его подвешивали еще раз и пытали повторно, но уже с применением огня. Палач раскаливал железные клещи и ломал ребра. Также разжигали костер под жертвой и привязывали к его ногам бревно. Пыткам подвергались не только мужчины, но и женщины.
Батоги
При Иване Грозном таким образом наказывали за пьянство. Также выпивох могли заковать в кандалы и окунуть головой в ледяную воду или посадить голыми на муравейник.
Пытки в кинематографе
Конечно искусство не может передать того ужаса, который происходил с людьми, подверженными истязанию на дыбе. Сама конструкция сохранилась в Лондонском Тауэре. Ее можно увидеть, посетив экскурсию.
Висение на дыбе
Вследствие этого мягкие ткани разрывались, конечности выпадали из суставов. Узник испытывал невыносимую боль, поэтому часто жертва признавалась во всех преступлениях, даже которые не совершала.
На Руси данный вид казни появился в 13 веке. Узника привязывали за ноги и за руки к двум столбам, которые были соединены перекладиной. Постепенно тело начинали растягивать до тех пор, пока не вывернутся руки.
Время висения определялось каждый раз по-разному, и человек мог подвергаться такой пытке от нескольких минут до пары часов. Все зависело от того, признавался он в содеянном или нет.
Крайне распространено такое телесное наказание было при правлении династии Романовых. Когда на троне был Петр 1, на дыбе вешали взбунтовавшихся в 1698 году стрельцов. Причем им не просто выворачивали суставы, но также били кнутом.
Разрывы сухожилий были частым явлением. В результате наступал болевой шок, и узник падал без сознания. Пока он не приходил в себя, пытку прекращали. После этой экзекуции человеку вновь вправляли все суставы, и он продолжал жить и работать.
Значение
Обычно поведение, выражающее сопротивление, так или иначе связано с самообороной. С ним и соотносят часто фразу: «Встаёт на дыбы!».
Однако само слово «дыба» – это термин, который обозначал орудие наказания и пыток. Его применяли на Руси и в Европе с XIV по XVIII век. Это страшное орудие. Оно было предназначено для растягивания тела наказуемого человека. При этом, как правило, его связки разрывались. В Европе бывало, что дыбу оснащали дополнительно шипами. На Руси слово означало колоду. Говорили так: «Посадить обвиняемого в дыбу».
В наше время употребляют выражение «встать на дыбы». Это значит — резко сопротивляться, протестовать, рыпаться, не соглашаться. Вздыбиться — значит возражать, воспротивиться, ополчиться, выразить резкое раздражение, вести себя вызывающе, при этом выпрямившись, стоя на ногах. А тогда, когда в XIV-XVIII веках говорили «поставить на дыбу», что значит — наказать с помощью соответствующего орудия пыток.
Протест у лошадей
Среди людей, занимающихся разведением лошадей, их объездкой, конным спортом, часто можно встретить выражение «лошадь встала на дуба». Это то же самое, что на дыбы или на свечу. Причинами такого поведения лошади могут быть разные обстоятельства. Если конь встал на дыбы, а всадник сидит на нем, то, скорее всего, это ответ на грубое обращение. Возможно, всадник неопытен и неумело обращается с поводьями. Тогда лошадь, желая избавиться от ощущений боли, не повинуется и отказывается двигаться вперед. При этом она резко встаёт на задние ноги и разворачивается в удобную для неё сторону.
Бывает, что конь просто играет от переизбытка энергии. Такое поведение свойственно молодым необъезженным особям. Поведение лошади, вставшей на свечу, показывает несоответствие между сильным возбуждением нервной системы коня и сдерживающими его действиями наездника.