Дымковская слобода что это
Конспект НОД по рисованию «Дымковская слобода» в старшей группе
Ирина Виканова
Конспект НОД по рисованию «Дымковская слобода» в старшей группе
Занятие по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)
Предварительная работа : беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах «Дымковской слободе», посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, обзорные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс, аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?
Дети : Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп : Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп : Молодцы, ребята!
Восп : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую,необходимо ответить на 2 вопроса :
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Они умеют рисовать
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
Восп : Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки!
Анализ детских работ :
Восп : Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!
Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
Вот такая у нас получилась
Дымковская слобода
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)
Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка). Большой лист бумаги для оформления картины.
Связь с другими занятиями и видами деятельности
Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
Вводная часть : Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие, на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка.
Вы знаете, что такое Дымковская игрушка, из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи. Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковскихигрушках цвета яркие : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?
Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)
Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
4. Практическая деятельность
Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры. На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности. Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты). А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры. А потом посмотрим рисунков.
Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.
В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.
Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.
Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.
А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.
При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:
Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки.Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны.Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.
Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута.Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.
В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.
Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе Цель: формирование у детей умения свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения силуэтов дымковской игрушки. Задачи:.
Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе Тема: «Дымковская барышня». Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «Дымковская слобода»
Елена ВЛАДИМИРОВНА Бреева
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе «Дымковская слобода»
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе.
Тема: «Дымковская слобода».
Составитель: Е. В. Бреева, воспитатель МАДОУ «Звёздочка».
Интеграцияобразовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Обучающие: формировать представления о древнем ремесле дымковской игрушки, о современном производстве, материалах и инструментах, необходимых для него; об особенностях, элементах дымковского узора.
Развивающие: совершенствовать навыки пользования акварельными красками, умение раскрашивать фигурку тонкой кисточкой, не выходя за контур рисунка, подбирая яркие оттенки;
Развивать выразительность речи при чтении стихов,активизировать в речи слова: Дымково, водоноска, барышня, «сажать золото».
Воспитательные: развивать интерес к предметам народно- прикладного искусства, народной игрушке; развивать эстетические чувства.
Презентация «Дымковская игрушка», плоскостные изображения дымковских игрушек, силуэты для раскрашивания, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется?
В старину, и зимой, когда топились печки, и летом, когда туман, село это буд – то дымкой окутано, всё в дыму (слайд № 1).
Ели спят у большака в инее седом.
Спит деревня, спит река, скованная льдом.
Тихо падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым из труб идет столбом.
Словно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
Дымковым назвали.
Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали «дымковская».
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем мы свой рассказ.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверствиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром.
Охотно их разбирают взрослые и дети.
Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышен веселый заливистый свист. Оттого и получил этот праздник название «Свистунья». Приходит новая зима, и снова дымковцы принимаются за дело.И так много- много лет: бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу увидим груды и мешки с глиной, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар- птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки- одна с Емелей, а другая с козлятами. Разве не чудо!
Когда наблюдаешь за работой мастериц, кажется, что это очень просто. Вот она отщепнула кусок глины, раскатала его в колбаску, вот взяла кусок побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала головку, руки, колбаску извернула коромыслом, ведерки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила.
Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, потом в печке.
Из печки выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.
Их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать.
И выходят из –под кисточки узоры:
Игрушки белоснежны,как березки:
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Все стоят на своем месте и все горят ярко- ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как, в хороводе!
Но ещё работа не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика и «сажает»его на нужное место: Барыням и водоноскам на кокошники шляпы, петушкам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
(Дети показывают игрушки и читают стихи о них).
1. Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
2. Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
3. Индя, индя, индючек,
Он похож на сундучок.
Синий, красный, золотой.
4. Индя, индя, индючек,
Он похож на сундучок.
Синий, красный, золотой.
6. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
7. На лужайку, на лужки
Яркие сережки, красные сапожки.
8. Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если долго петушиться,
можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Сейчас я предлагаю всем отправиться на ярмарку. (Дети встают в хоровод под песню «Ярмарка» в исполнении ансамбля Л. Николаевой «Русская песня»).
Где мы с вами побывали? Как называются эти расписные игрушки? Какой узор наносили мастерицы?
Сейчас малыши отправятся на прогулку, а детям старшей группы продолжат заниматься в нашем мини – музее.
Дети отправляются В «Русскую избу», им предлагается стать мастерами, выбрать силуэт дымковской игрушки и раскрасить его.
Самостоятельная деятельность детей.
Раскрашенные силуэты дети помещают на общую картину под названием «Дымково».
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвету дымного,
В ней что-то есть от радуги
В ней что-то есть от радости
«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: 1. Образовательные задачи: _Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; создавать узор на «домике».
Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни» Интеграция областей: «Познавательно-исследовательская», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество». Участники.
Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».
«Зимнее дерево». Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе Коллективная работа на тему: «Зимнее дерево»Использование нетрадиционной техники в формировании изобразительного творчества у детей. Нетрадиционная.
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода» Дорогие коллеги представляю вашему вниманию коллективную работу своих воспитанников. Цель: Способствовать развитию эстетического восприятия,.
Дымково без дымки. Как сегодня выглядит родина вятской глиняной игрушки и почему кировчане переезжают за реку
Современная слобода Дымково воспринимается, скорее, как дачный посёлок, а в новостях она мелькает лишь в связи с весенним половодьем. О том, что 400 лет назад здесь зародился самый узнаваемый символ Вятки, знают все, кто знаком с историей края. Но осталось ли в Дымково хоть что-то, напоминающее о древнем промысле? Мы решили узнать об этом у старожилов и новосёлов слободы, а также выяснили, какие планы на Дымково имели советские власти и почему в 90-е дымковчане хотели отделиться от Кирова.
Как древний народный промысел зародился и ушёл из Дымково
На улице Профсоюзной возле старого моста можно увидеть необычный многоэтажный дом: небольшая часть его фасада украшена ярким дымковским узором.
Он хорошо виден с городского пляжа и при въезде в Киров со стороны Слободского. В областном центре есть ещё четыре «дымковских» дома в районе железнодорожного вокзала, входные ворота в парк им. Кирова также пестрят дымковским узором.
Источник фото: kirov.net.ru
Музей дымковской игрушки. Источник фото: vk.com/dymkapromisel
О том, что в Дымково создавались известные на всю Россию глиняные расписные игрушки, напоминает лишь один неприметный деревянный домик. В нём жила основоположница одной из самых известных династий дымковских мастериц Елизавета Кошкина и её дочь. Ни мемориальных досок, ни информационных табличек на доме нет.
Даже некоторые местные старожилы слободы спустя годы вспоминают о промысле без особого восторга.
Как бы то ни было, иногда игрушка неожиданно напоминает о себе сама, «являясь» из-под земли новым жителям слободы.
В слободе Дымково, начало XX века. Источник фото: rodnaya-vyatka.ru
Источник фото: tornado-84.livejournal.com
Часовня на Раздерихинском спуске. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
В 1968 году в Кирове обсуждалась возможность возрождения праздника Свистуньи. Источник фото:
Впрочем, глиняные игрушки можно было купить не только по праздникам. В обычные дни на дом к мастерам на Вятку приезжали скупщики, чтобы затем продать игрушки на базарах и ярмарках Вятской губернии. Это приносило неплохой по тем временам доход.
А.А. Мезрина. Свистулька «Птичка». Источник фото: museum-sp.ru
В советские годы дымковская игрушка стала ещё популярнее. О ней снимали телепередачи, документальные фильмы, мультфильмы, демонстрировали на международных выставках, выпускали спички, конверты, марки и открытки с её изображением. Большой успех вятская игрушка имела за рубежом. Так что наши мастерицы трудились в прямом смысле не покладая рук.
При советской власти дымковские игрушки мастерицы сдавали в разные артели («Вятская игрушка», «Художник»), но творили на дому, в Дымково. А в самой слободе работала Дымковская фабрика игрушек, которая обеспечивала работой десятки местных жителей. По большей части она специализировалась на гипсовых изделиях.
Лидия Фалалеева. Хоровод «Березка», 1972 год. Источник фото: perunica.ru
Игрушки на другую сторону Вятки перевозили сами её сотрудницы. Вот как вспоминал подобный эпизод журналист Николай Васенев:
Однажды мы ждали на кировской пристани паром через Вятку. В это время к берегу подошло несколько лодок, за вёслами которых сидели крепкие весёлые молодушки в цветных сарафанах. Лодки доверху были заполнены необычным грузом. На одной из них лежало огромное количество детских игрушечных коней, сделанных из папье-маше. Во второй лодке во множестве стояли белые гипсовые фигурки. Но особенно наше внимание привлекла третья лодка. В ней находилось несколько ящиков, наполненных причудливыми глиняными игрушками, которые сверкали на солнце настоящей радугой. Мой спутник, инженер одного из московских заводов, так оживился при виде всего этого, что вскочил на ноги и с каким-то детским восторгом стал разглядывать этот праздничный весёлый товар.
Когда женщины положили весла, одна из них крикнула на пристань:
— Эй, принимай дымковчан!
Мастерицы из слободы Дымково перевозят игрушки на лодке в город Киров, 1950-е годы. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
До того, как я начала учиться мастерству создания дымковской игрушки, про Дымково я ничего не знала. Слышала только, что его постоянно затапливает. Когда начала учиться, мне было 20 лет. Учила меня мастерица Зоя Васильевна Пенкина. Её дочь Римма возила нас к себе в Дымково, мы там катались на лодке. Моста ещё даже не было. Помню, как я к ним в гости ходила: постучусь в калитку, Римма услышит, и гуси как налетят на забор, шеи вытянут. Я их так боялась! Они очень сильно щипались. Но хозяева дома встречали очень дружелюбно, очень гостеприимно.
К нашему времени дымковская игрушка стала самым узнаваемым символом Кировской области. Расписную барыню или индюка в качестве подарка в разные годы получили чуть ли не все известные люди России, побывавшие в Кирове. Есть она и в семьях всех трёх российских президентов: Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
Прогулка по Дымково
Бродячих животных, в отличие от некоторых пригородов Кирова, в Дымково немного. А вот домашних собак можно увидеть во многих дворах: они встречают нас громким лаем, предупреждая хозяев о незваных гостях.
Далее за прудиком в советские годы стоял барак. В нём жили строители моста, который сейчас кировчане называют старым. Это был первый в Кирове большой железобетонный мост, значение которого трудно переоценить. Старожилы Дымково с ностальгией вспоминают времена его строительства: на небывалое скопление самосвалов собирались посмотреть все мальчишки слободы.
Пока стационарного моста не было, каждый год после паводка дымковчане возводили деревянный плавучий мост. Переправа была в районе Трифонова монастыря и современного пляжа «Титаник».
В тёплое время года лодки «парковали» прямо на берегу. Правда, весной вся романтика пропадала.
Раньше нижняя часть ул. Луначарского была под водой, теперь же река разве что подтопляет её во время половодья, рассказывает Валерий. А ещё он с грустью вспоминает, каким Дымково было в советские годы.
Единственный продуктовый магазин в слободе Дымково
Школа была слева от памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Сейчас ни того, ни другого в Дымково нет. Детский сад дети из Дымково посещают в Красном Химике, но мест там не хватает. Поэтому родители возят детей либо в Киров, либо в Макарье. Как давно в Дымково перестали работать детский сад и школа, сейчас никто уже не помнит. Вероятно, в них просто отпала надобность. Александр отмечает, что жители Дымково начали разъезжаться, когда стали выдавать квартиры в Кирове.
В 1990-е годы на этом месте хотели восстановить часовню. Она существовала в Дымково до советской власти, но затем была уничтожена
Природа Дымково: зеленеющие пруды и забытый Заречный парк
Особенно красоту местной природы любят вспоминать те, кто из Дымково уже уехал.
Пляж и колесо обозрения в Заречном парке. Фото: ok.ru/vyatka.fot
Ресторан «Лесная сказка» в 1980-е годы. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
В советские годы Заречный парк с противоположным берегом соединял деревянный мостик, и отдыхающие на набережной могли легко до него добраться.
Источник фото: ok.ru/vyatka.fot
При этом приезжие, отдыхающие на городском пляже летом, зачастую выставляют себя не в лучшем свете. Так как урн по пути на пляж и обратно на улице Луначарского нет, они кидают мусор прямо по дороге в кусты. Убирать его приходится дымковчанам.
Интересно, что в 90-е годы из-за подобного поведения отдыхающих жители Дымково написали в кировскую прессу юмористический меморандум, в котором в шутку потребовали от местных властей независимости от областного центра.
Наша Венеция. Как дымковчане справляются с паводком
Жители Дымково настолько привыкли к расспросам журналистов о том, как слобода справляется с половодьем, что интерес к этой теме их даже смешит. Сами-то они к разгулу стихии давно привыкли. Пока весной кировчане с переменным любопытством читают новости о том, как прибывает вода в Вятке, и любуются разлившейся водой, жители Дымково буднично готовятся к затоплению.
В прошлом веке вода в реке Вятка доходила до улицы Луначарского
Александр Веприков, «Майский разлив»
9 мая 1979 года. Из альбома А.В. Матюхина (ГАСПИКО). Источник фото: tornado-84.livejournal.com
Валерий рассказывает, что предупреждения о сильном паводке в 1979 году не было (впрочем, как и в 2016-м). Люди ожидали пятиметрового уровня воды, а в итоге он поднялся так, что «только форточки торчали».
Половодье в 2016 году. Автор фото: tornado-84.livejournal.com
В 2017 и 2018 годах жителям Дымково повезло: сильного затопления не было. Считается, что Вятка широко разливается примерно раз в 10 лет. Поэтому некоторые кировчане и боятся покупать здесь жильё. По словам Валерия, после позапрошлогоднего потопа несколько коттеджей в Дымково так и остались недостроенными.
С другой стороны, местные жители отмечают, что у половодья есть положительный эффект.
Дымково сейчас и в будущем
В советские годы у местных властей были на Дымково весьма своеобразные планы. Согласно брошюре «Спутник агитатора» за 1973 год, в слободе предполагалось строительство многоэтажных домов.
Возможно, как раз рекордный паводок 1979 года и спас Дымково от многоэтажек. Да и Кирову отказ от этих планов пошёл на пользу: вид с набережной Грина на Вятку не «захламлён» типовой застройкой.
Вид на Дымково весной с набережной Грина
В современном генеральном плане города никаких амбициозных задач по развитию Дымково нет. Однако предусматриваются мероприятия по укреплению берегов Вятки и защите от затопления и подтопления. Но какие именно, не прописано. Тем временем Дымково всё-таки развивается своим ходом, между соседями в основном дружеские отношения, все друг друга знают. На протяжении последних 14 лет в Дымково проходит День слободы.
Кафе, в котором жители празднуют День слободы Дымково
После появления ТОС жители начали активнее решать проблемы слободы. Так, около четырёх лет назад была частично отремонтирована улица Луначарского (правда, сейчас она опять разбита), решён вопрос с установкой мусорных контейнеров. Сейчас дымковчане добиваются решения проблемы с загрязнением воды (жители просят снести плотину на притоке реки Вятки Сандаловке перед Заречным парком) и установки первой в слободе детской площадки.
Одна детская качель установлена на площадке у местного кафе
Оригинальные идеи по поводу развития Дымково есть у «Клуба маркетологов Кировской области». Руководитель Клуба Алексей Обжерин считает, что слобода может быть привлекательной для туристов.
Кстати, два года назад у «Клуба маркетологов Кировской области» была идея раскрасить в дымку старый мост. Но спонсор решил направить деньги на восстановление Спасского собора. Тем не менее от этого проекта в Клубе не отказываются. Все разрешающие документы уже подписаны, так что если найдутся средства, берега Вятки символически будет соединять «дымковский» мост.
Автор фото на главной странице: Людмила Калинина