Дыша духами и туманами что значит
Дыша духами и туманами или о парфюмерии замолвите слово
Мысль рассказать о своём любимом парфюме была давно, но почему-то кинематография и театр полностью завладели моим вдохновением и не отпускали. Но сегодня, прочитав пост-предложение пользователя Misa, я решила – хватит, пора уже распахнуть свой дамский будуар.
Я не буду вдаваться в полный набор нот, для этого есть вполне себе приличный сайт fragrantica, где любительские «носы» упражняются в дегустации и доскональном разборе ароматов.
Я выбрала 5 любимых или ныне используемых вещей.
1) Вот уже 5 лет на моей полке живёт Portrait of a Lady от парфюмерного дома великого Frederic Malle, сочинённого Доминик Ропьоном.
Я – фанат розы. А этот парфюм – ода этому цветку. Но не только ему. Здесь роза – королева, но у неё есть свита: пачули, бензоин, корица, сандал, мускус. Аромат раскрывается очень интересно и элегантно. Первый «пшик» весьма обманчив, он может напугать резкостью и властностью (не королевские ли качества?), но спустя 10-15 минут он превращается в роскошную и несравнимую мантию. Запах очень стойкий, но переливчатый. Например, я его чувствую первые пару минут нанесения, потом он сливается со мной на долгие часы и вдруг, в какой-то момент напоминает о себе очень тёплым, шелковистым и замысловатым облаком. Я этот запах на себе не чувствую, но уже ни раз мужчины спрашивали, что это за чудо. Знаю, что не всем «понятен» этот парфюм, но мы с ним подружились, и мне кажется, что наш роман затянется на ооочень долго. У меня всегда есть запасы этих духов. Я покупаю упаковку из 3 штук по 10 мл каждая. Раскладываю по всем сумкам и спокойно беру с собой при полётах. У них не так давно появился специальный трэвел-кейс для этих мини-флаконов, чтобы защитить данное сокровище от удара. Правда, я его использую наоборот дома, так как мне всегда страшно уронить бутылочку на пол в ванной.
Далее я буду краткой.
2) Tom Ford White Suede – запах, который у меня стойко ассоциируется с холодами и свитерами.
3) Если я хочу розу не таинственно-шехерезадную, а свежую и летнюю, то это A la rose от Maison Francis Kurkdjian, которую маэстро называет “данью уважения женственности”.
4) Jo Malone Mimosa&Cardamon и Wood Sage&Sea Salt.
Пишу их вместе, потому что именно такой экспериментальный тандем предложила мне консультант в барселонском бутике летом. Но в итоге я предпочла первым пользоваться в прохладное и холодное время, поскольку в Мимозе и Кардамоне есть медовость, а вторым из-за солёно-морской свежести – летом. Кстати, частично согласна со многими, кто ругает Jo Malone за отсутствие стойкости, но вот как раз Mimosa & Cardamon на удивление живучие.
5) Обожаю белый мускус Muschio Bianco от итальянского бренда Acca Kappa.
Это очень чистый, минималистичный и благородный запах. Когда не хочется «наряжаться» в парфюм, это лучший вариант. С этим запахом у меня ассоциируются белые рубашки и только что поглаженное постельное бельё… и выходные.
Из собственного опыта знаю, что запахи – это сугубо личная область. Поэтому не понимаю, когда дарят духи. Это выглядит, как попытка разгадать твой ДНК или залезть в твой шкаф. И ещё у меня были случаи, когда мне жутко нравится, как кто-то пахнет, спрашиваю, иду в магазин, делаю тест и понимаю, что совершенно не подходит мне. Так было с ароматом Ella от Loewe. Буквально с ума сходила от свежего и приятного облака вокруг одной знакомой испанки. Долго стеснялась спросить, но потом отважилась. И когда в магазине испробовала, мне показался крайне примитивным. Так что мораль сей басни такова – содержимое флакона безусловно важно, но зачастую именно наша кожа делает звучание аромата особым.
О ком идёт речь? «Дыша духами и туманами», она одна являлась перед Александром Блоком?
Стихотворение «Незнакомка» Александра Александровича Блока – это один из блистательнейших шедевров русской литературы. Душевную драму личного характера переживает Блок. «Незнакомка» писалась под впечатлением разрыва его с женой, Любовью Дмитриевной. Их непростые отношения, в конце концов зашли в тупик. Любовь Дмитриевна увлеклась другом и собратом мужа по перу – Борисом Бугаевым, писательский псевдоним которого Андрей Белый. Её уход был крайне болезненным, о чём не раз вспоминал сам Блок.
И Царевна-Лебедь Врубеля – поэт особенно любил это полотно. Фотография картины украшала кабинет Блока в Шахматове.
И, конечно же, новая муза, которой посвятил свою строгую рыцарскую любовь Александр Блок, незнакомка в снежной маске из метели – Наталья Волохова.
Все они, каждая по-своему, трансформировались в поэтическом сознании Александра Александровича, благодаря чему мы можем наслаждаться возвышенно-прекрасными строками его удивительного стихотворения.
Незнакомка Блока. Непредвзятый разбор текста
Я хочу разобрать и проанализировать стихотворение поэта, с моей точки зрения очень и сильно переоцененного. Речь идет о «Незнакомке» Александра Блока. Помнится, его проходили даже в советской школе. Видимо оттого, что Блок, благодаря «Двенадцать» был причислен к предтечам. Но не суть важно.
Пойдем по тексту.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Сначала вопросики по мелочам. Почему именно над ресторанами «горячий воздух дик и глух»? Ну ладно, горячий, возможно оттого, что кухня работает и людей много. Но почему «дик и глух»? Представьте себе такое состояние воздуха. Знаете, что мне приходит в голову, какой момент мог бы соответствовать такому значению атмосферы? Пожалуй, так можно сказать о миге, перед началом летней грозы. Вспомните известную картину Маковского «Дети, бегущие от грозы» А еще лучше «Перед грозой» Шишкина» Вот где густая духота и момент тишины перед разгулом стихии.
Здесь же остается впечатление, что нужна была рифма на «тлетворный дух» И, кстати, почему тлетворный? Ну почему весенний дух, запах, то есть, тлетворный? Что значит это слово? Вот что оно значит – вредный, гибельный, мертвящий… И это про весенний воздух.
Для меня это говорит о том, что автор очень неряшливо работает со словом.
Но это все мелочи. Главное впереди.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
Три описательные строфы. Ровненько написанные, ничего особенного, но и претензий почти нет. Тут, пожалуй, можно спросить почему, собственно говоря, «бессмысленно кривится диск»? Представьте это себе и улыбнитесь.
Но это все мелочи. Главное впереди.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
Вот здесь уже конкретика. Автор сообщает нам о том, что ежедневно напивается до состояния оглушения. Те из нас, кто, подобно пишущему сии строки, знаком с воздействием алкоголя на организм, должны согласиться, что «оглушение» это уже очень и очень.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
Обратите внимание, что ресторан заполнен. Это важно для понимания дальнейшего.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вот тут – апогей. Что происходит, если простыми словами? Каждый вечер в определенное, конкретное время, ну например, в 19.00. некая изрядно надушенная женщина в одиночестве приходит в кабак, заполненный, как мы догадываемся, в основном сильно выпившими мужчинами и садится на определенное, оставленное специально для нее место. Почему «специально для нее»? Потому что ресторан-то полон, а ее столик заказан, туда до нее никого не садят.
Ну а теперь простой вопрос – какова профессия этой дамы? Варианты ответов давать или и так все ясно? Хорошо, пошли дальше.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Тут хочется обратить внимание на «шляпу с траурными перьями». Я вот сейчас не помню точно у кого, у Бунина, кажется, или у Набокова, есть рассказ о проститутке, которая приходила на кладбище, играя роль честной безутешной вдовы и там, как бы случайно, знакомилась с серьезными и солидными вдовцами.
Траурные перья наводят на мысль о том, что это подсказка пьяным, но нерешительным – смелее, я вдова!
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Ну, тут начались невнятные красивости – очарованные берега и дали, порученные неизвестно кем и какие тайны и прочие… похитители бриллиантов. Правда автор честно признает, что «терпкое вино» проникло уже в глубину души… надо полагать и всего остального организма.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Опьянение усиливается, перья раскачиваются в мозгу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Ну, и финальный аккорд – видение сокровища (я недаром вспомнил Луи Буссенара с его бриллиантами) и истинно латинская, достойная Цицерона финальная фраза. Каковая, кстати, не принадлежа авторству автора (уж простите за эту маленькую разрядку) есть, пожалуй, сильнейшей строкой рассматриваемого произведения.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906, Озерки
Распечатывая для чтения на одном из поэтических вечеров знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка», я обратил внимание на одну интересную деталь, прежде мною не замеченную: в стихотворении есть «скрытый» период, анафора. «И каждый вечер…». Честно говоря, я всегда думал, что рассказывая нам о видении чуда, поэт говорит о нём как о единичном явлении. Поскольку чудесное не может повторяться! Иначе оно рискует лишиться своего ореола! У меня есть все основания предполагать, что «Незнакомка» Блока прочитана неверно. Какой только бред не писали исследователи об этом стихотворении!
Мистика, на мой взгляд, заключена в самой судьбе поэта: Блок, один из самых красивых мужчин за всю историю русской поэзии, был не очень счастлив в любви. Но именно такая жена, как Люба, вкупе с жертвенным стоицизмом и фатализмом Блока, и могла сделать его великим русским поэтом. По этому поводу вспоминается история с Ксантиппой и Сократом. Будь Сократ счастлив с Ксантиппой, он не стал бы величайшим философом. Хотя сам Блок тоже был в этом смысле хорош. Не каждая дама вынесет то, что в ней любят не её саму, а её эманацию, некий навеянный ею отвлечённый образ идеальной женщины! Однако что-то мне подсказывает, что дело было не в Любе и вообще не в женщинах. Поэт, ищущий в жизни страдания, всегда их найдёт. Потому как жизнь испещрена и напичкана этими самыми страданиями. Блок находил в страданиях квинтэссенцию жизни и почти бессознательно к ним стремился, с самого раннего возраста.
Каждый вечер, лишь только погаснет заря,
Я прощаюсь, желанием смерти горя,
И опять, на рассвете холодного дня,
Жизнь охватит меня и измучит меня!
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Эти строки он напишет спустя шесть лет. Но фактически они присутствуют уже в «Незнакомке»:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
… И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушён.
… И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
*Dolor ante lucem — Предрассветная тоска (лат.)
«Незнакомка». Анализ произведения Александра Блока
Меню статьи:
Текст стихотворения
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
История написания
«Незнакомку» Александр Блок написал в 1906 году, в то время, когда прервал отношения с символистами. Серьезные перемены в жизни поэта не прошли бесследно. В те же годы поэт написал “Страшный мир”, в котором Блок выражает свой протест против мира в котором все продается и покупается, миру безверия, пустоты и грубой материальности. Это время, в котором все стихи поэта пропитаны тоской, мрачностью и усталостью от всего, что он видит вокруг себя.
Любочка – его любимая жена и первая любовь увлеклась Андреем Белым и ушла. Жизнь Александра рухнула. Поэт запил. Он не мог сидеть дома и уходил бродить по пригородам Петербурга, засиживаясь в дешевых барах или ресторанах, пытаясь «залить» свое горе вином.
Известен даже сам момент написания стихотворения. Андрей Белый находился в доме Блока, когда тот пришел домой, держа в руках помятый листок бумаги с написанным стихом и показал его жене. Блок написал стих, сидя в баре со стаканом вина. Позже Александр написал об этом в своих воспоминаниях.
Поэт осознавал, что его жизнь катится под откос и ничего не мог изменить, но не позволил себе опошлиться и изменить своим принципам и идеалам. Его любовь осталась вдохновением, но из волшебной музы она превратилась в мучительную и сжигающую страсть.
Стихотворение было впервые опубликовано в сборнике «Нечаянная радость» в 1907 году под названием «Город».
Место, описанное в стихотворении
Место описываемого действия – ресторан. Но в данном случае символизм, в котором поэт писал дает о себе знать. Ресторан для него становится образом грязи, глухоты и пошлости большого города. Здесь даже луна теряет свою романтическую красоту, которую много лет воспевали поэты всего мира. Ресторан находится не в самом городе, а в дачном массиве на окраине, но для поэта это место явилось техногенным и бездушным образом города.
Блок показал место написания стихотворения молодому литератору Евгению Иванову, который описал их совместную поездку в своем дневнике 9 мая 1906 года.
Александр Блок отвез парня в дачный поселок Озерки, который находился недалеко от станции Финляндской железной дороги. Они бродили у озера, о котором Блок упоминал: “скрипят уключины” и “визг женский”. Спутник Блока увидел то, что описывал поэт в своих стихах: ничем не примечательное озерцо, которое вызывало у поэта лишь скуку и навевало тоску безысходности.
Затем Блок отвел товарища к вокзалу, где из окна виден был шлагбаум и железная дорога о которой Блок упоминал в своем стихе.
Поэт без объяснений показывал, что не могло быть иначе. Из этой грубой прозаичности просто необходим был выход, который он нашел в своей «Незнакомке».
«Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывеске. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”». – пишет Иванов.
Когда проносились поезда, в окне то появлялась, то исчезала синева неба, словно опять напоминая – в серой безысходности, рядом с грохотом и грубостью железных вагонов есть синева небес, есть выход и красота. «Незнакомка» должна была прийти и напомнить о выходе из тупика. Она словно напоминание о небесной синеве и другой, прекрасной жизни.
Тема стиха
В этом стихе мечта сталкивается с реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Но Блок, напротив, начинает с описания грубой реальности. Он находится среди пьяниц, которые утверждают, что истина находится в вине. Рядом пошлость, скука и грязь. Поэт сам выбрал это окружение, но сознает, что он не на своем месте и сам он другой.
…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Понимая, что находится не в том месте, где должен находиться по призванию и к чему тянется его душа, поэт все же сознает, что не готов выйти из ресторана и прервать связь с губительным для него вином. Разочарование и горе опустило его в омут, из которого сейчас нет сил выбраться
…И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино…
Ответственность и важность своего призвания поэт понимает, но не справляется с пагубной привычкой. И все же понимает, что не вписывается в этот круг пьяниц, опускающихся на дно жизни.
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…
Как в библейской книге Притчей, в наставлении матери звучит: «Не царям пить вино! Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых»(Прит.31:4,5).
Поэт призван звать мир к красоте, и Блок не опускается до пошлости. Даже во время срыва, когда нет сил справиться с потерей и разочарованием, когда вино кажется единственным выходом и друг, которого он видит в отражении стакана, кажется единственным, Блок не опошляется. Он тянется к прекрасному образу незнакомки, чистой, к которой не пристала грязь кабака. Она остается напоминанием поэту о настоящем мире, о его стихии и зовом в этот мир прекрасного.
Но стих заканчивается реальностью данного момента – Александр не может оторваться от вина:
«…Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине»
Композиция
Стих можно разделить на две части. В первой поэт описывает монотонность и грубость жизни петербургского пригорода.
«Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач…»
Сквозь свое горе и разочарование поэт не видит красоты природы, он замечает только пошлость «испытанных остряков», слышит скрип уключин, женский визг и плач детей.
Поэт не слышит птиц, которые должны были петь в это время, не ощущает чистоты воздуха на природе. Его оскорбленная и раздавленная горем душа выбирает только то, что еще глубже уводит его в мир отчаяния и тоски, которую поэт заливает вином.
Во второй части стихотворения появляется Незнакомка. Она не из этого грубого мира, чиста, прекрасна, и ничто из пошлости окружения не прилипает к ней. Автор даже не уверен, что девушка не является плодом его воображения.
Прекрасной незнакомке не место в душном ресторане среди пьяниц, но она приходит. Эта прекрасная женщина словно свет в окне манит поэта уйти из тьмы, в которую он погрузился, вспомнить свое высокое предназначение, вернуться в мир прекрасного и забыть о вине.
«…И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…»
Поэт цепляется за этот образ, не желает отпускать, хотя продолжает пить. Но образ приходит и зовет его каждый вечер. Этот «маяк» остается напоминанием о настоящем мире, к которому поэт чувствует призвание. И все же в данный момент побеждает сиюминутная слабость. Он остается с «истиной в вине».
Если бы это решение осталось по жизни – поэт не приехал бы с другом, чтобы показать место, где он написал свое стихотворение. Призвание победило, и поэт выбрал мир прекрасного и любви к Родине, хотя этот выбор и стоил ему жизни. Блок не покинул страну после революции.
Главный герой
Главный герой произведения поэт, описывающий вечер. Он одинок, находится там, где ему не место. Все вокруг навевает тяжелую тоску и разочарование. Даже луна – не образ романтики в его глазах, а скривившийся диск, приученный ко всему.
Лирический герой наблюдает за всем, что происходит вокруг и за собой – картина не радует его. Все, что он видит вокруг, его душа отторгает как чуждое и чужое.
Но вот появляется прекрасная незнакомка, и он откликается на чистую красоту. Девушка не пьет и не флиртует. Она не участвует в окружающей пошлости и пустоте, лишь смотрит в окно. Ее образ зовет поэта в мир прекрасного и чистого.
И все же лирический герой не уходит из ресторана, он остается со своим стаканом вина. Соглашаясь с девизом «пьяниц с глазами кроликов», поэт ставит себя с ними в один ряд, причисляя себя к их обществу. В мире сотни гениев и талантливейших людей убили свой талант и свою жизнь «на дне стакана». Алкоголь – беспощадный враг, убивший больше талантов, чем война.
Поэт вернется в свой мир, но позже, когда время немного излечит его «оглушенность».
Второстепенные герои
В стихотворении несколько второстепенных героев.
Весенний тлетворный дух описывается как действующее существо, который правит пьяными окриками.
Испытанные остряки, гуляющие с дамами среда канав, подчеркивающих грязь, не имеющую ничего общего с прекрасной и чистой любовью.
О диске луны поэт говорит, как о герое повествования, словно он живой, приучен ко всему и кривится.
Отражение в стакане также поэт описывает как живое существо. Оно – единственный друг поэта и также «смирен и оглушен».
Сонные лакеи и пьяницы «с глазами кроликов».
Прекрасную незнакомку можно назвать как вторым главным героем, так и второстепенным. Она важна и заметна только для главного героя. Это его муза и его видение. Ей поэт уделяет особое внимание, рассматривает ее, следит за ней каждый вечер, но не подходит и в конце стихотворения делает свой выбор между прекрасной незнакомкой и стаканом вина в пользу последнего. «… я знаю, истина в вине…»
Главная идея стиха
В стихе поэт противопоставляет реальный мир, в котором сейчас он разочарован, и мечту.
Настоящая реальность соткана из грубого и прекрасного. Она бывает разной, и поэзия также является частью реальности. Но в момент написания стиха Александр Блок считает ее отвратительной, пошлой и ложной. Для автора, пережившего измену и разочарование, реальность ужасна. Он замечает только отрицательные ее стороны, пропуская все прекрасное и доброе.
Автор противопоставляет этой грязной реальности, мечту в образе прекрасной незнакомки.
На первый взгляд прекрасной девушке совсем не место в грязном заведении, также как и поэту, но она приходит в него каждый день. Поэт рассказывает об этом, подчеркивая контраст между пьяницами «с глазами кроликов» и ее синими бездонными очами.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
Девушка одинока, как и поэт.Поэт позволил мечте очаровать себя на миг и вновь возвращается в грубую реальность, не желая смешивать свое настоящее и мечту.
Он не хочет претворять мечту в реальность и идти к ней. Блок не идет к незнакомке, не пытается узнать ее поближе, он остается у своего стакана, предпочитая издали любоваться мечтой и чистой красотой.
Именно поэтому сознание
«…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…»
не меняет ничего в жизни поэта, и он остается со своей «истиной в вине».
Раньше, когда поэт пытался изменить мир, создавая красоту, его мир менялся и также менялись жизни тех, кто окружал поэта. Но разочарование в жизни и в цели лишило поэта этой силы – менять реальность. И поэтому он остается с «истиной пьяниц с глазами кроликов». В жизни поэта сбывается простой закон жизни: «Если мы не влияем на свое окружение, тогда оно будет влиять на нас».
Стихотворение относится к рассказам в стихах. Написано стихотворение ямбом с элементами пиррихия
Средства выразительности
В стихотворении употребляются сравнение: “как я, смирен и оглушен”.
Аллитерации – нагромождение согласных звуков в описании улицы, меняются на ассонансы – повторение гласных звуков, при описании образа незнакомки:
«…Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка…»
Шипящие звуки позволяют нам услышать шелест шелка, употребление звуков (у) и (е) создают чувство возвышенности изображенного женского образа.
Прекрасная незнакомка всегда одна, также, как и поэт и это создает впечатление их общности и родственности.
«И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль»
Поэт не может оторвать взгляда от незнакомки, но по какой-то причине не пытается сократить расстояние между ними, предпочитая оставить ее только мечтой.
Также поэт использует эпитеты: “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “горячий воздух”, “детский плач”, “очарованный берег”. «испытанные остряки».
Метафоры – “бессмысленно кривится диск”, “дух правит окриками”, «странной близостью закованный».
Употребление архаизма (вышедшее из употребления слово «очи») создает некоторую дополнительную, особую возвышенность образу девушки.
В стакане вина и в этом захудалом ресторанчике автор ищет возможности сбежать от действительности. Но незнакомка находит его в этом месте и возвращается каждый вечер.
Кто эта девушка? Вымысел или реальность? Автор не пытается это выяснить. Он наблюдает и описывает образ, точно также как описывает себя, не пытаясь ничего изменить. Разочарование отнимает силы действовать. Поэт оставляет незнакомку и свою тайну только образом, не пытаясь реализовать свой потенциал.
«…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!»
Не реализовывая мечту, поэт возвращается в грубую реальность, к правде пьяниц:
Особенности стиха
«Незнакомка» – стих, ставший одним из переломных в творчестве и в жизни поэта. Образ прекрасной, одухотворенной девушки, не прикоснувшейся к алкоголю даже там, куда приходят для того, чтобы напиться – попытка удержать высоту и красоту мыслей на фоне разрушающейся жизни поэта. Этот образ показывает разницу между тем, как он сейчас живет и тем, что он делал раньше. Поэт понимает, что с рождения получил дар, который не каждому достается, и эта высота зовет его к себе.
«Незнакомка» – народное произведение, ведь оно стало визитной карточкой писателя. Это произведение превратилось в символ романтики. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Стихотворение одно из самых особенных стихов этого времени. Оно не оставляет равнодушных. Контраст уличных сцен и возвышенной красоты заставляет остановиться и задуматься. Даже в сообществах, где все сводится к грубым, животным интересам и пошлости, можно найти выход, заметить прекрасное и выйти из ситуации, найти высокие цели в жизни. Как на одной грядке может вырасти арбуз и горький перец, питаясь одними удобрениями, так и люди могут в одном месте найти грязь или красоту.
Красота проявляется даже на самом дне человеческого общества, и на навозной куче может вырасти прекрасная роза.
В пьяной компании, с разбитым сердцем и надорванной душой поэт сумел написать красивый стих.
Александр Блок так и не сумел совместить мечту и реальность и через все произведение проходит мысль об опьянении. Автор описывает место, где люди «заливают» свои радости и беды. Его прекрасная незнакомка так и остается вопросом, реальная ли это девушка или плод опьяненного сознания и к концу поэт опять возвращается к вину. Александр Блок не сумел в мире трезвости и реальности найти утешение для своей боли и разочарования.
Критики
И. Анненский и А. Измайлов считали, что успех «Незнакомки» кроется в резком и неожиданном сочетании возвышенного и грубого, небесного и приземленного, а М. Грофману стихотворение напомнило атмосферу произведений Достоевского. Но все мнения сходятся к одному – «Незнакомка» покорила тысячи сердец.
«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.
«… даже мотив вульгарного опьянения, придающего крылья забитому городскому неудачнику, дающему возможность приобщаться сквозь кабацкую пошлость к бездонной сини глаз прекрасной Незнакомки, оставался попыткой одушевить земную юдоль средствами мистического преображения».
О, читайте сколько хотите раз блоковскую “Незнакомку”, но если вы сколько-нибудь Петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются.
Я не знаю у Блока другого, более кокетливого, но и более мужского стихотворения. Это – вовсе не эротика, но здесь – вся стыдливая тайна крепких и нежных объятий.
Источник «Книга отражений»
Образ Незнакомки
Незнакомка – Очаровательная Дама, легкая хрупкая, изящная женщина, “Очи синие бездонные”, одета в черное платье. Дама сидит у окна, ведь это место предназначено только для нее. Незнакомка появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. Героиня стихотворения выделяется из окружающих, нежностью, непорочностью, не пьянствует в отличие от окружающих. Писатель отразил романтические мечты в Незнакомке. Для лирического героя Незнакомка считается спасительным кругом бездонной пучины, благодаря очаровательной женщине, герой отвлекается внимание тяжелой жизни, которая уходит на второй план. Благодаря собственному стихотворению “Незнакомка” поэт перестал пьянствовать и жизнь.
Главная мысль
Анализ “Незнакомки” Александра Блока помогает понять, что хотел сказать автор написанным стихотворением. Герою душно в мире пошлости стремится к идеалу, красоте, счастью, но вдруг обретает в загадочной, очаровательной Незнакомке. В стихотворении Блок описывает конфликт низменного быта и устремлений, примирить которые невозможно. Стихотворение Александра Блока ведет читателей трагическому выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя вспыхнула надежда, герой очарован Незнакомкой, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Главный герой представлен частью мира “пьяных чудовищ”, куда не ступит Незнакомка. Мечта входит вспышкой в нашу обыденность, перевернув душу, но так же мгновенно исчезнут, возвращая человека назад в жизнь.
Стихотворение «Незнакомка» занимает главное место в творчестве Александра Блока. Здесь отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.
Размер стихотворения “Незнакомка”
Стихотворение написано двусложным ямбом (то есть ударение падает на парные слоги). Автором удачно используется перекрестная рифма АбАб (рифмуемые строки идут поочередно).