Дюльфер что это такое
Содержание
Что такое спуск по веревке, или дюльфер? [ править | править код ]
Спуск по веревке, или дюльфер, — это техника спуска по крутой скале либо после восхождения, либо, в некоторых случаях, на участках, где трудно попасть к старту восхождения. Веревка крепится к надежной верхней станции и страховочному устройству, установленному на веревке и прикрепленному к основной петле беседки с помощью муфтованного карабина. При небольшом сжатии нижней рукой веревки под устройством можно обеспечить надежный и контролируемый спуск. На некоторых вершинах скал установлена система для дюльфера, особенно это характерно для морских утесов. В других ситуациях, скажем, при резком ухудшении погоды или ошибке в оценке сложности маршрута, дюльфер может оказаться единственным способом попасть вниз, к основанию скалы. На заре скалолазания существовало немало примитивных форм дюльфера. На небольших скалах с традиционной страховкой обычно есть возможность преодолеть подъем-спуск, карабкаясь по камням. В странах с высокими горами такое не всегда доступно, и дюльфер становится необходимостью, особенно на длинных маршрутах. Развитие современного оборудования облегчило задачу скалолазов при спуске, но все равно важно помнить, что безопасность спуска по веревке целиком зависит от надежности станции, и вы не сможете проверить ее, не начав спуск.
Лучшая позиция [ править | править код ]
Идеальное положение для дюльфера легко занять на гладкой плите с минимальным количеством выступов и расщелин и возможностью видеть путь вниз. Высокое расположение станции заметно облегчает жизнь при начале спуска. Это оптимальные условия для новичка, но более опытный скалолаз без чрезмерного труда преодолеет и более крутой спуск, и карнизы на пути. Но станция должна быть стопроцентно крепкой и надежной. Если вы в ней не уверены, никакого дюльфера! Как и в случае со страховкой подъема, здесь есть активная или «тормозная» рука, которая размещается на веревке ниже спускового устройства и контролирует продвижение, и «направляющая» рука, которая остается всегда выше корпуса спускающегося, хотя некоторые начинающие спортсмены испытывают желание опустить обе руки для контроля спуска, особенно в первый раз. Надо держать ноги на ширине плеч и слегка разворачиваться вправо, если вы правша, или влево, если вы левша. При развороте корпуса проще смотреть, куда вы идете, а также это дает большую свободу движений для контролирующей руки. Трудная часть состоит в том, чтобы перебраться через край утеса и начать спуск, но, как только это сделано, вам остается лишь выдавать веревку помалу и шагать вниз по утесу. Ступни должны быть плотно прижаты к скале, и чем ближе они к горизонтальной ориентации, тем меньше будут скользить ноги. Слегка сгибайте колени и контролируйте веревку нижней рукой. Новичкам всегда крепят страховочную веревку, а более опытные скалолазы используют для безопасности узел французский прусик (автоблок).
Безопасность [ править | править код ]
Существует несколько способов обеспечить безопасность спуска на веревке. Даже если вы уронили страховочные устройства, вы сможете пройти дюльфер с использованием итальянского узла!
Итальянский узел (UIAA) [ править | править код ]
Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным. Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине. Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.
Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.
Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.
Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).
Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.
Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов. Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.
Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.
Устройства для спуска по веревке [ править | править код ]
Существует ряд устройств, разработанных специально для дюльфера. Они обеспечивают плавный спуск и рассеивают тепло, образуемое трением. Однако важно помнить, что большинство страховочных устройств также подходит для организации спуска по веревке. Разумнее всего экспериментировать с новыми приборами в безопасной обстановке (при коротком спуске или на стене в зале), прежде чем применять их в более рискованных и ответственных ситуациях!
Спуск на «восьмерке» [ править | править код ]
Спуск на «восьмерке», безусловно, отличный способ, гарантирующий контролируемое и безопасное движение вниз. Беседки, у которых есть основная, принимающая нагрузку петля, не создадут проблем; но некоторые виды беседок нуждаются в дополнительном карабине, чтобы стянуть петли для ног или соединить две части беседки в одно целое. В некоторых случаях надо продумать, как удержать карабин на месте и правильно распределить нагрузку на защелку. Проблема с таким типом беседки легко решается с помощью соединения двух частей беседки (пояса и ножных обхватов) с помощью карабинов специальной формы — «дельта», что обеспечивает равномерную готовность к любому направлению натяжения и создает основную петлю, принимающую нагрузку. Важно нагрузить веревку вниз так, чтобы устройство находилось выше спускающегося, когда он перебирается через край скалы. Если веревка нагружена вверх, она может зацепиться за камни и заблокировать спуск.
Другие варианты [ править | править код ]
Как уже говорилось, большинство страховочных устройств представляют разумную альтернативу для организации спуска, различаясь по степени создаваемого трения на двойной или одинарной веревке. Главная их проблема — относительно малая поверхность, рассеивающая нагрев, вызванный неизбежным при спуске трением. При последовательности дюльферов важно быстро менять устройства в конце каждого этапа. Какие бы устройства вы ни использовали, всегда важно использовать страховочную веревку или использовать узел автоблок
для безопасности и соединять эту страховку с системой с помощью муфтованного карабина. Скалолаз будет скользить вниз, в сторону контролирующей руки, и если рука соскочит, узел автоблок удержит его на месте. При цикле дюльферов имеет смысл прикрепить к беседке самостраховку и пристегнуться к станции во время остановки между этапами, а затем отстегнуться перед следующим спуском.
Очень легко ошибиться, готовя снаряжение к спуску. Чтобы избежать этого, проверяйте тщательным образом беседку, спусковое устройство, муфтованный карабин. Типичная ошибка — протянуть веревку вверх через основное отверстие металлической восьмерки. Если веревка окажется ниже спускающегося, она может зацепиться за край скалы. Это надолго задержит спуск, особенно если вы двигаетесь самостоятельно и не можете дотянуться до этого участка скалы.
Содержание
Что такое спуск по веревке, или дюльфер? [ править | править код ]
Спуск по веревке, или дюльфер, — это техника спуска по крутой скале либо после восхождения, либо, в некоторых случаях, на участках, где трудно попасть к старту восхождения. Веревка крепится к надежной верхней станции и страховочному устройству, установленному на веревке и прикрепленному к основной петле беседки с помощью муфтованного карабина. При небольшом сжатии нижней рукой веревки под устройством можно обеспечить надежный и контролируемый спуск. На некоторых вершинах скал установлена система для дюльфера, особенно это характерно для морских утесов. В других ситуациях, скажем, при резком ухудшении погоды или ошибке в оценке сложности маршрута, дюльфер может оказаться единственным способом попасть вниз, к основанию скалы. На заре скалолазания существовало немало примитивных форм дюльфера. На небольших скалах с традиционной страховкой обычно есть возможность преодолеть подъем-спуск, карабкаясь по камням. В странах с высокими горами такое не всегда доступно, и дюльфер становится необходимостью, особенно на длинных маршрутах. Развитие современного оборудования облегчило задачу скалолазов при спуске, но все равно важно помнить, что безопасность спуска по веревке целиком зависит от надежности станции, и вы не сможете проверить ее, не начав спуск.
Лучшая позиция [ править | править код ]
Идеальное положение для дюльфера легко занять на гладкой плите с минимальным количеством выступов и расщелин и возможностью видеть путь вниз. Высокое расположение станции заметно облегчает жизнь при начале спуска. Это оптимальные условия для новичка, но более опытный скалолаз без чрезмерного труда преодолеет и более крутой спуск, и карнизы на пути. Но станция должна быть стопроцентно крепкой и надежной. Если вы в ней не уверены, никакого дюльфера! Как и в случае со страховкой подъема, здесь есть активная или «тормозная» рука, которая размещается на веревке ниже спускового устройства и контролирует продвижение, и «направляющая» рука, которая остается всегда выше корпуса спускающегося, хотя некоторые начинающие спортсмены испытывают желание опустить обе руки для контроля спуска, особенно в первый раз. Надо держать ноги на ширине плеч и слегка разворачиваться вправо, если вы правша, или влево, если вы левша. При развороте корпуса проще смотреть, куда вы идете, а также это дает большую свободу движений для контролирующей руки. Трудная часть состоит в том, чтобы перебраться через край утеса и начать спуск, но, как только это сделано, вам остается лишь выдавать веревку помалу и шагать вниз по утесу. Ступни должны быть плотно прижаты к скале, и чем ближе они к горизонтальной ориентации, тем меньше будут скользить ноги. Слегка сгибайте колени и контролируйте веревку нижней рукой. Новичкам всегда крепят страховочную веревку, а более опытные скалолазы используют для безопасности узел французский прусик (автоблок).
Безопасность [ править | править код ]
Существует несколько способов обеспечить безопасность спуска на веревке. Даже если вы уронили страховочные устройства, вы сможете пройти дюльфер с использованием итальянского узла!
Итальянский узел (UIAA) [ править | править код ]
Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным. Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине. Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.
Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.
Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.
Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).
Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.
Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов. Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.
Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.
Устройства для спуска по веревке [ править | править код ]
Существует ряд устройств, разработанных специально для дюльфера. Они обеспечивают плавный спуск и рассеивают тепло, образуемое трением. Однако важно помнить, что большинство страховочных устройств также подходит для организации спуска по веревке. Разумнее всего экспериментировать с новыми приборами в безопасной обстановке (при коротком спуске или на стене в зале), прежде чем применять их в более рискованных и ответственных ситуациях!
Спуск на «восьмерке» [ править | править код ]
Спуск на «восьмерке», безусловно, отличный способ, гарантирующий контролируемое и безопасное движение вниз. Беседки, у которых есть основная, принимающая нагрузку петля, не создадут проблем; но некоторые виды беседок нуждаются в дополнительном карабине, чтобы стянуть петли для ног или соединить две части беседки в одно целое. В некоторых случаях надо продумать, как удержать карабин на месте и правильно распределить нагрузку на защелку. Проблема с таким типом беседки легко решается с помощью соединения двух частей беседки (пояса и ножных обхватов) с помощью карабинов специальной формы — «дельта», что обеспечивает равномерную готовность к любому направлению натяжения и создает основную петлю, принимающую нагрузку. Важно нагрузить веревку вниз так, чтобы устройство находилось выше спускающегося, когда он перебирается через край скалы. Если веревка нагружена вверх, она может зацепиться за камни и заблокировать спуск.
Другие варианты [ править | править код ]
Как уже говорилось, большинство страховочных устройств представляют разумную альтернативу для организации спуска, различаясь по степени создаваемого трения на двойной или одинарной веревке. Главная их проблема — относительно малая поверхность, рассеивающая нагрев, вызванный неизбежным при спуске трением. При последовательности дюльферов важно быстро менять устройства в конце каждого этапа. Какие бы устройства вы ни использовали, всегда важно использовать страховочную веревку или использовать узел автоблок
для безопасности и соединять эту страховку с системой с помощью муфтованного карабина. Скалолаз будет скользить вниз, в сторону контролирующей руки, и если рука соскочит, узел автоблок удержит его на месте. При цикле дюльферов имеет смысл прикрепить к беседке самостраховку и пристегнуться к станции во время остановки между этапами, а затем отстегнуться перед следующим спуском.
Очень легко ошибиться, готовя снаряжение к спуску. Чтобы избежать этого, проверяйте тщательным образом беседку, спусковое устройство, муфтованный карабин. Типичная ошибка — протянуть веревку вверх через основное отверстие металлической восьмерки. Если веревка окажется ниже спускающегося, она может зацепиться за край скалы. Это надолго задержит спуск, особенно если вы двигаетесь самостоятельно и не можете дотянуться до этого участка скалы.
Советы по дюльферу
Опубликовано alpinist в 08.09.2015 08.09.2015
Почему многие альпинисты не любят дюльфер?
Дюльфер – это как раз такой элемент альпинизма, который нравится тем, кто не знаком с его опасностями. Следовательно, профаны от него в восторге, а вот опытные альпинисты – нет. По-видимому, причиной этого является то, что профаны никогда не совершали дюльфер в естественных, лишенных страховки условиях. Один спуск при обыденных для альпиниста опасностях заставил бы их кардинально изменить свою точку зрения.
Так почему же большинство альпинистов не любят дюльфер? В первую очередь это обусловлено двумя факторами:
• билет в один конец, без возможности отыграть все назад;
• большая вероятность ошибки.
Впрочем, немного поразмыслив, можно уменьшить степень риска, хотя и не избежать его полностью.
Какая веревка лучше всего подходит для дюльфера?
Если вы хотите спуститься на расстояние, меньшее, чем полверевки, то вам подойдет любая веревка. Просто закрепите середину веревки на дюльферной точке и спустите вниз оба ее конца.
Если же длина дюльфера больше (вплоть до одной веревки), то вам понадобятся две веревки. Единственным ограничением является то, что обе они должны быть одного диаметра. Использование 11-миллиметровой веревки вместе с 8.5-миллиметровой приведет к неприятностям, потому что веревки будут по-разному взаимодействовать со спусковым устройством. Более толстая веревка будет создавать большее трение и, следовательно, медленней проходить через спусковое устройство. Впрочем, если разница в диаметрах невелика – скажем, 8.5 и 9 миллиметров – то беспокоиться не о чем.
Каким узлом мне следует связать веревки?
Существует множество споров касательно того, каким узлом лучше связывать две веревки, и с годами представления об этом вопросе изменились.
В таблице ниже собраны различные типы узлов, которыми обычно связывают веревки при дюльфере. Есть один нюанс: для всех узлов длина свободных концов не должна быть меньше 30 см, чтобы можно было нормально затянуть узел.
Узел | Сложность | Примечания |
Грепвайн (двойной рыбацкий) | Легко ошибиться | Это узел, по которому оцениваются все остальные узлы. Будучи правильно завязанным, он будет самым прочным для нашей цели. Если у вас веревки разного диаметра, то это единственный приемлемый узел. Однако у него есть существенные недостатки: затянутый под нагрузкой узел тяжело развязать; кроме того, он симметричен, и поэтому легко застревает. |
Восьмерка | Не так прост, как кажется | Чтобы правильно завязать восьмерку, необходимо проследить, чтобы обе веревки прошли определенным образом через узел. В стрессовой ситуации это сложно проверить. Кроме того, этот узел обладает опасной тенденцией перемещаться по веревке, если нагрузка приходится под прямым углом к его основной оси. Не рекомендуется. |
Простой узел (overhand knot) | Очень прост | На первый взгляд выглядит менее надежным, чем восьмерка, однако он и прочнее, и более устойчив к нагрузкам, приложенным поперек его оси |
Прямой узел (рифовый) | Простой и легкий | Прямой узел (рифовый) очень просто вязать, однако, подобно грепвайну, он подвержен застреванию. Это очень плохой узел для связывания веревок различного диаметра. Пожалуй, лучше всего его использовать в центре грепвайна, используя последний для большей безопасности. |
Какой же из них лучше?
Это зависит от конкретной ситуации. Но опыт и практика выделяют двух фаворитов:
Что будет хорошим креплением для дюльфера?
В целом это любая точка, на которой можно надежно закрепить веревку. Если поблизости нет стационарной спусковой станции, вам придется пожертвовать своим снаряжением для ее создания. Как правило, это пара петель или отрезков репшнура для замены существующих (которые могут быть изношены по причине постоянного использования).
Какой дюльфер лучше? Австралийский?
Конечно же, нет! Австралийский дюльфер хорош в тех случаях, когда у вас есть надежная станция и впечатлительная аудитория. В горах все иначе, и вам необходимо нагружать систему как можно меньше, в особенности крепления.
Максимальная нагрузка на крепления приходится на первые метры спуска, поэтому здесь вам нужно двигаться как можно плавней, сползая с уступа и следя за тем, чтобы веревки не перегибались через острые кромки и не спутывались под вами. Разведите пошире ноги для большей устойчивости и шагайте вниз по камням как можно аккуратней.
У выступа острые кромки! Как мне защитить веревки?
Лучше всего подложить под веревку что-то вроде пустого рюкзака. Также подойдет и кусок каремата, или прикупите специальные протекторы для веревки (на фото). Привяжите их прусиком к веревке, которую будете тянуть при сдергивании. Это не даст им соскользнуть на кромке или в кулуаре и потеряться. Напарник может поправлять их положение во время спуска первого.
Я теряю контроль! Как замедлить спуск?
Для того, чтобы увеличить трение, все, что вам нужно – это второй карабин, желательно муфтованный. Просто вщелкните его в петлю веревок, пропущенных сквозь спусковое устройство, и в спусковое кольцо вашей беседки, продублировав таким образом основной карабин. Это заставит веревку, проходящую сквозь систему, соприкасаться с большей площадью, и увеличит таким образом трение. Заметьте, что защелка второго карабина должна быть противоположна защелке основного, даже если оба они муфтованные.
Как вщелкнуть второй карабин для увеличения трения
Как вщелкнуть второй карабин для увеличения трения
Я с трудом продвигаюсь! Как уменьшить трение в страховочном устройстве?
Для того чтобы уменьшить трение, опять-таки возьмите второй карабин, но на этот раз вщелкните его лишь в петлю веревок, проходящих через систему. Расположить его необходимо между задней частью спускового устройства и основным карабином. Это заставит веревку меньше изгибаться при прохождении сквозь систему.
Что сделать, чтобы не выронить восьмерку при организации дюльфера?
Тут все просто. Пусть восьмерка будет вщелкнута в карабин большим отверстием. Когда вам нужно будет задействовать ее, пропустите петлю веревки сквозь большое отверстие, как обычно, а затем оберните ее вокруг маленького отверстия, опять-таки как обычно. Устройство теперь пристраховано весом веревки, и вы можете выщелкнуть его большое отверстие и вщелкнуть обратно маленькое, приведя его в готовность.
Для того чтобы вытащить веревку, просто повторите все вышеописанное в обратном порядке:
Вщелкните восьмерку большим отверстием
Не выщелкивая веревку, протяните петлю сквозь большое отверстие
Охватите петлей основание устройства
Выщелкните устройство из карабина и вщелкните обратно маленьким отверстием
Как мне не соскользнуть с конца веревки?
Завяжите по узлу на каждом конце веревки во избежание соскальзывания с нее. Вам необходимо проделать это с обеими концами, ибо если вы завяжете узел лишь на одном конце, то можете выдернуть веревку из спусковой станции. Это также облегчает поиск концов сброшенной веревки, в случае сильного ветра или изрезанного рельефа. Чтобы не забыть, какую из веревок тянуть на следующей станции (или «земле»), вщелкните карабин в узел на ее конце.
Как мне запомнить, какую веревку тянуть?
Соедините оттяжкой систему и сдергиваемый конец веревки. Это также дает то преимущество, что веревки не спутаются при сдерге.
Как обезопасить себя?
Учитывая, что вы полностью полагаетесь на спусковую станцию и веревки и не можете на это влиять, единственным слабым звеном являетесь вы сами.
Если существует вероятность камнепада, лучше привязать себя французским прусиком или узлом клемхайст к ОБЕИМ веревкам. Располагать ли этот узел выше или ниже спускового устройства – решать вам, лично я слышал весомые аргументы в пользу обоих вариантов, но при этом предпочитаю вязать его над спусковым устройством.
Как дюльфернуть на всю длину веревки?
Изредка вам нужно спуститься на всю длину, имея в наличии лишь одну надежную веревку. Например: вторая веревка повреждена и ненадежна. Или, скажем, вы лезете налегке с одинарной 9-миллиметровой веревкой и прихватили что-то вроде 6-миллиметрового репшнура для нештатных ситуаций. Итак – как спуститься на 50 метров?
Автор статьи: Боб Вайтман (Bob Wightman)
Перевод: Богуш Роман (г.Херсон)
Источник материала: alpinist.biz
Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!