Дюна что нужно знать
Путеводитель по миру «Дюны» Фрэнка Герберта
Мир «Дюны»
Фрэнк Герберт написал множество произведений, однако opus magnum его творчества стал цикл «Хроники Дюны» в шести книгах. История о борьбе могущественных кланов за обладание редчайшим ресурсом, который находится на планете с угнетаемым населением, по динамике, масштабу и рассуждениям касательно природы власти сравним разве что с эпосом «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина и «Основанием» Айзека Азимова.
Действие «Дюны» происходит в далеком будущем, уже пережившем восстание машин, отчего на искусственный интеллект здесь наложен запрет, а устройство общества — феодальное. Император вселенной Шаддам IV из дома Коррино отдает под контроль герцогу Лето Атрейдесу пустынный Арракис, также известный как Дюна. Планета, славящаяся жесткими климатическими условиями, является единственным месторождением главной ценности во вселенной — меланжа.
Меланж также невозможно синтезировать: его вырабатывают только грозные гигантские черви, живущие в пустынях Дюны.
Зачем императору отдавать герцогу сокровище, от которого зависит его власть и экономика вселенной? Здесь и начинаются макиавеллианские интриги, ловушки и «планы внутри планов»: нет ничего лучше, чем под предлогом награды устранить потенциального конкурента на трон, стравив его с давним врагом, которому ранее принадлежала монополия на пряность.
В заговоре с императором барон Харконнен, прежде распоряжавшийся Дюной, убивает герцога, но не успевает добраться до его 15-летнего сына и наследника Пола Атрейдеса — главного героя книги. Вместе с матерью Пол бежит в пустыню, где встречает местное население — фрименов. Впоследствии он становится не просто их вождем, но духовным лидером и освободителем. Наследник планирует не только вернуть себе дом, но и осуществить мечту фрименов — озеленить Арракис.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Экология «Дюны»
Сюжет о песчаной планете появился, когда Герберт приехал в Орегон, чтобы написать статью про контроль за передвижением дюн — весьма успешный госпроект США, направленный на озеленение местности. И хотя материал так и не был напечатан, автор всерьез заинтересовался влиянием окружающей среды на религиозное мышление и культуру общества. В итоге сразу после публикации в 1965 году читатели и пресса окрестили «Дюну» первым романом об экологии (незадолго до этого произведение также появилось в популярном журнале Analog Science Fiction).
Герберт не был первым писателем, обратившимся к этой теме, однако в его произведении экология стала не просто экзотическим местом для боевых действий, но духовным стержнем сюжета. В романе от экосистемы планеты зависит экономика и политика вселенной, а также религия и культура местного населения.
С точки зрения экономики пряность здесь является аналогом нефти, ее ценность приводит к войнам и эксплуатации коренного населения, погибающего при добыче. Впоследствии оказалось, что фантасту удалось предсказать нефтяные кризисы и связанную с ними войну на Ближнем Востоке.
Кстати, сам писатель называл себя «технофермером», поскольку одно из его жилищ было экологическим проектом, наглядно демонстрирующим пользу солнечной и ветровой энергии, обработки почвы торфом и других эко-альтернатив. Позднее, правда, Герберт высказывался об экологии уже как о спекулятивной теме, ставшей «приютом для демагогов».
Политика «Дюны»
В первой книге серии создается впечатление, что это очередная история о супергерое, ставящем интересы народа выше собственных. Однако уже в следующих частях оказывается, что на самом деле Пол Атрейдес — антигерой, который устроил «джихад» в своей вселенной. Данный сюжетный поворот когда-то столь изумил главного редактора Analog Science Fiction Джона Кэмпбелла, что он наотрез отказавшегося публиковать в журнале продолжение. При этом Герберт еще в дебютном романе разбросал «подсказки» о том, чем закончится приход Пола к власти. На это, в частности, указывают строчки «Для твоего народа нет более страшного несчастья, чем попасть в руки героя», которые вспоминает перед смертью планетарный эколог Дюны Лиет Кинес. В конце повествования звучал тот же рефрен, указывавший, что Арракис был «поражен» героем словно тяжкой болезнью.
Как журналист Герберт не был равнодушен к событиям своего времени: его недоверие к власти было вызвано не только Уотергейтским скандалом, но и ложью американского правительства о событиях во Вьетнаме. Скрытая угроза в следовании за харизматичным лидером нашла отражение в цикле «Дюна».
Парадоксально, но таким опасным героем в реальной жизни Герберт считал Джона Кеннеди: якобы на фоне одиозных фигур (вроде Гитлера) опасность положительных персонажей для общества оказывается не столь очевидной. По мнению писателя, соперник Кеннеди Ричард Никсон сделал главное — заставил людей задавать вопросы, а не слепо следовать за лидерами.
Герберт был не понаслышке знаком с миром политики: в Белом Доме он работал спичрайтером одного из сенаторов, выступал на слушаниях Джозефа Маккарти против армии США и даже баллотировался на пост губернатора Американского Самоа. Еще до феномена «Игры Престолов» автор подробно описал ожесточенную борьбу за власть разных структур, показав, что идеальных героев не существует, — и что приход к власти даже хорошего лидера может обернуться чудовищными последствиями.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Религия «Дюны»
Тема «мессианского голода» в саге — одна из магистральных. Герберт описывал термин как «паталогическое состояние человечества, ожидающего прихода героя или мессии, чтобы возложить на его плечи ответственность за решение проблем». Сам образ юного мессии Пола Атрейдеса писатель придумал на основе очерков «Семь столпов мудрости» британского дипломата Томаса Лоуренса и походов Александра Македонского.
Миф о мессии сконструирован так, что для читателя нет неожиданных моментов. С самого начала известно, что герцог Лето умрет, а его сын Пол станет лидером фрименов и встретит свою возлюбленную Чани, которую видел во снах. Однако знание будущего не избавляет героев от ошибок, а зачастую, напротив, заводит их в ловушку предсказания.
Катастрофа, которую, сам того не желая, принесет Пол, заключается в стремлении подарить фрименам их мечту — вечнозеленый Арракис. Однако впоследствии изменения климата уничтожат «драконов пустыни» — гигантских червей, вырабатывающих меланж. Изменятся и сами фримены: из независимого и гордого племени с уникальными традициями они станут слабыми и хитрыми людьми, проклинающими приход династии Атрейдесов к власти. Все их культурные атрибуты превратятся в отголоски прошлого, пылящиеся в музее Арракина — столицы Дюны.
Эклектика мировоззрений воплощена в языке книги, изобилующим понятиями из буддизма, иудаизма, христианской и мусульманской религий. Подобное смешение характерно для «гуманитарной» научной фантастики «новой волны», которая вместо описания технократического будущего фокусируется на социальных проблемах. Именно с этим связана межжанровость «Дюны», сочетающей средневековые элементы фэнтези и научную фантастику.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Историй экранизаций
Экранизации «Дюны» постигла та же участь, что и роман писателя, который отклонило более 20 книгоиздательств. Масштабность замысла Герберта, запутанность терминологий, философская «начинка», а также слабые технологические возможности предыдущих лет буквально «хоронили в песках» планы голливудских студий.
Впервые попытка перенести «Дюну» на экран была предпринята еще в 1971 году компанией APJ. Согласно планам продюсера Артура Джейкобса, режиссерское кресло должен был занять Дэвид Лин, который ранее снял в пустыне оскароносный фильм «Лоуренс Аравийский».
После «заморозки» проекта права на экранизацию перекупил продюсер Мишель Сейду. Он доверил детище Герберта чилийскому режиссеру-сюрреалисту Алехандро Ходоровски. Его нереализованный проект до сих пор считается самой амбициозной попыткой экранизации «Дюны», которая вошла в историю кино как «величайший неснятый шедевр».
Фильм — по замыслу постановщика — должен был стать «галактической версией Афганистана». В создании картины могли принять участие Сальвадор Дали, Орсон Уэллс, Шарлотта Рэмплинг, Дэн О’Бэннон и другие звезды, а музыку к картине пригласили писать группы Magma и Pink Floyd. Раскадровки и концепт-арты к сценарию делали такие талантливые художники, как Ганс Гигер, Крисс Фосс и Жан Жиро «Мебиус».
Когда права на экранизацию перекупил продюсер Дино Де Лаурентис, режиссером фильма должен был стать Ридли Скотт. Режиссер даже приступил к написанию сценария, но после семи месяцев работы отказался от проекта в пользу адаптации романа Филиппа Дика, создав «Бегущего по лезвию».
Тогда выбор продюсера пал на Дэвида Линча. Метафизический подтекст произведения привлек режиссера-сюрреалиста: ради «Дюны» он не принял предложение Джорджа Лукаса по VI эпизоду «Звездных войн».
Однако грандиозный замысел Линча обернулся провалом в прокате — даже несмотря на работу Герберта консультантом фильма. Недовольство зрителей и критиков вызвали труднодоступность сюжета, эксцентричность и жестокость некоторых эпизодов. Повлияли и завышенные ожидания аудитории (они были связаны с мощной рекламной кампанией и заявленным бюджетом). Несмотря на все вводные, визуально и сюжетно экранизация оказалась скучной по сравнению с конкурирующими «Звездными войнами».
Сам Линч, к слову, был отстранен от финального монтажа, и без его участия из фильма были вырезаны многие важные сцены. Все это привело к тому, что пролог ленты открывался крупным планом головы принцессы Ирулан — летописца «Хроник Дюны», которая на протяжении более чем пяти минут объясняла сюжет книги. Сторонники Линча же, не желая мириться с провалом кумира, утверждали, что «Дюну» в принципе невозможно экранизировать. В свою очередь Герберт выступал в защиту экранизации, подчеркивая, что в ней ему понравилось все, кроме концовки: на Арракисе никак не мог пойти дождь.
Следующей надеждой оказалась сериальная адаптация для телеканала Sci-Fi, которой, однако, тоже не суждено было стать каноном. В отличие от фильма Линча мини-сериал «Дюна» Джона Харрисона сделал акцент не на метафизической стороне книги, но интригах великих домов.
Наконец, Грег Яитанес стал первым режиссером, отважившимся экранизировать две следующие саги — как продолжение сериала Харрисона. Их съемки проходили в павильоне, а не в пустыне, да и сам сюжет несколько отклонился от источника. Несмотря на это, зрители в целом положительно оценили его работу.
«Дюна»: гид по вселенной для тех, кто не читал книги
Кто такие Бене Гессерит и ментаты? Почему фильм называется «Дюна»? И что нужно знать о героях Тимоти Шаламе и Зендаи перед тем, как смотреть кино? Все (и даже немножко больше) рассказываем здесь 😎
Ты наверняка уже в курсе, что фильм «Дюна» Дени Вильнёва с Тимоти Шаламе в главной роли снят по книге. Но вот что это за книга, можешь и не знать. И это, кстати, может немного усложнить тебе жизнь, когда будешь смотреть кино, — потому что мир «Дюны» довольно сложный. Именно поэтому, кстати, Вильнёв и заявил, что первый фильм будет только по части романа.
В общем, перед тем, как любоваться на красавчика Шаламе в новом фильме, лучше заранее подготовиться. С этим я тебе сейчас и помогу.
Культовая сага «Хроники Дюны»: главное о книгах и их авторе
На самом деле книг целых шесть — должно было быть семь, но автор не успел закончить финальный роман. Автора, к слову, зовут Фрэнк Герберт — и именно «Дюна» сделала его знаменитым.
О чем роман «Дюна»
10 тысяч лет назад в войне, которую называют Батлерианским Джихадом, человечеству удалось свергнуть машинный разум, поработивший людей. С тех пор компьютеры запрещены Великой конвенцией. Это высший законодательный договор Империи, который регулирует отношения между Императором, Ландсраадом и Космической гильдией.
👉 Ландсраад — вселенский парламент, состоящий из представителей Великих Домов (так в Империи называются аристократические семьи, которые владеют целыми планетами). Он существовал еще за две тысячи лет до Джихада, но только после войны обрел реальную политическую силу.
👉 Космическая гильдия — организация, ставшая монополистом в межгалактических перевозках. Во время Батлерианского джихада некоторые люди развили в себе особые навыки, чтобы заменить и даже превзойти компьютерные технологии. Высшее звание в гильдии — гильд-навигаторы. Они способны предвидеть будущее, что позволяет им вычислять курс космических кораблей в межзвездных перелетах.
В течение 80 лет Арракисом управлял Дом Харконнен, однако теперь Император отправляет туда герцога Лето Атрейдеса, главу Дома Атрейдес и своего дальнего кузена.
После переворота, который организовали Харконнены, чтобы вернуть себе Арракис, сын герцога вынужден скрываться в пустыне среди местных жителей — фрименов (или фременов). Он становится тем, кого предрекло древнее пророчество, и поднимает их на священную войну с Империей.
Полностью, отдельной книгой, роман вышел в 1965 году. И получил аж две престижные премии — «Хьюго» Всемирного конвента научной фантастики и «Небьюла» Американской ассоциации писателей-фантастов.
Роман стал не просто успешным — cейчас это один из самых известных научно-фантастических романов XX века. Он положил начало культовой медиафраншизе, которая оказала огромное влияние на современную фантастику. Некоторые уверяют, что даже сам Джордж Лукас, когда создавал свои легендарные «Звездные войны», вдохновлялся «Хрониками Дюны».
Вторая книга — «Мессия Дюны» — вышла в 1969 году. В ней Императора Пола пытаются свергнуть вступившие в заговор Бене Гессерит, Космическая Гильдия и собственная жена. Пола, к слову, тоже уже давно тяготит его власть и статус.
Третий том фанатам саги пришлось ждать дольше — завершающие первую трилогию саги «Дети Дюны» вышли лишь в 1976 году. И тут главными героями становятся младшая сестра Муад`Диба, захватившая власть, и его малолетние дочь и сын. Близнецы еще более невероятные, чем их отец и тетка 😎
Вторая трилогия так называемой «классической Дюны» начинается с романа «Бог-император Дюны» (вышел в 1981 году). В нем некогда Планета Пустынь покрыта зеленью, а правит в ней — уже больше трех тысячелетий — мутировавший в червя сын Пола Атрейдеса.
Пятый том саги — «Еретики Дюны» (1984) — рассказывает о совершенно новом поколении. События здесь происходят спустя полторы тысячи лет после смерти тирана Лето II Атрейдеса. Песчаные черви возродились, однако Бене Гессерит не уверены в правильности «Золотого пути» червя-тирана и в конце концов уничтожают их всех. Так они думают.
Фрэнк Герберт работал над продолжением саги — по-настоящему завершающим должен был быть седьмой роман. Однако в 1986 году писатель умер, не успев закончить работу.
👉 Его сын Брайан Герберт вместе с другим писателем-фантастом Кевином Андерсоном расширили вселенную «Дюны». В начале нулевых они издали несколько приквелов к «классической Дюне», а затем еще продолжения (вроде бы по записям Фрэнка Герберта) и несколько спин-оффов. Далеко не все поклонники цикла, правда, считают эти произведения достойными внимания — с оригиналом им точно не сравниться.
«Дюна» Дени Вильнёва
Это уже не первая экранизация саги. Однако большинство фанатов не оценили предыдущие попытки. Первый и, наверное, самый известный фильм — тоже по первой книге — «Дюна» Дэвида Линча (1984) довольно вольно обошелся с сюжетом. И с героями — большинство актеров почти не совпадали с описанием авторов.
Дени Вильнёв, похоже, как раз из числа преданных фанатов «Дюны». Он с самого начала намеревался делать фильм, максимально близкий книжному оригиналу. И это уже, кстати, заметно по кастингу (хотя тут тоже не обошлось без некоторых креативных решений 😁).
Тимоти Шаламе — Пол Атрейдес
Главный герой фильма и первых книг саги. У него отцовский орлиный профиль, черные волосы и зеленые глаза. В начале истории Полу всего 15 лет, но уже понятно, что он не обычный подросток. И не только потому что он единственный сын и наследник одного из самых влиятельных Домов империи. Мальчик обладает особыми ментальными способностями, поэтому мать — воспитанница ордена Бене Гессерит (о них подробнее ниже) — учит его приемам и техникам ордена.
Однако и без них Пол уже во многом превосходит по способностям мать. Например, ему снятся пророческие сны о его собственном будущем. Периодически в этих снах появляется девушка, которую он встретит на Арракисе.
В книгах каждая глава начинается выдержками из биографий Муад’Диба — такое имя он обретет, когда присоединится к племени фрименов. Так что с самых первых страниц понятно, что Пол — избранный и в будущем станет великим. Это будущее начнется, когда Дом Атрейдес прибудет на Арракис.
У фрименов есть давняя легенда о махди (то есть спасителе), который придет из другого мира (с другой планеты) и будет сыном Бене Гессерит. Местные верят, что этот пророк, Лисан аль-Гаиб (его иногда еще переводят как «Податель воды») изменит Арракис — и на планете появится вода, доступная любому.
👉 Легенда, к слову, возникла не без стараний Бене Гессерит. За несколько веков до событий в «Дюне» орден отправил на Арракис агентов своего специального подразделения. Оно называется Миссионария Протектива, а его задача — «подселять» в местные религии неблагополучных планет «заразные предрассудки», чтобы затем использовать их в своих целях. Например, получить защиту местных жителей планеты.
Зендая — Чани
Чани — фрименка и та самая девушка, которая снилась Полу еще на Каладане. Наяву они встретятся, когда Дом Атрейдес падет на Арракисе, а Пол будет скрываться в пустыне. Пола примут (не совсем сразу, правда) в ситче Табр, где ему дадут имя «для своих» Усул. И здесь же он получит то самое имя, под которым прославится.
👉 Ситч (или сиетч) — это название общины фрименов, этим же словом они называют свои поселения в пещерах.
Чани станет сначала возлюбленной Пола, а затем его женой среди фрименов. Она же станет матерью его детей, которые продолжат легенду. Второй сын Пола и Чани, которого назовут в честь деда, станет главным героем продолжения саги.
Оскар Айзек — Лето Атрейдес
Герцог и глава Дома Атрейдес, одного из Великих Домов галактической падишах-империи. Отец Пола и кузен имперского Дома по женской линии. Двадцать поколений Дом Атрейдес правил на планете Каладан, однако по распоряжению падишах-императора Шаддама IV теперь они переезжают на Арракис. Лето надеется реорганизовать добычу Пряности и наладить контакт с фрименами, чтобы противостоять Дому Харконнен, который правил на планете до этого.
В книге Лето — высокий и смуглый брюнет, с ястребиным профилем. Он суровый, но справедливый правитель, заботливый отец и нежный «супруг». В кавычках — потому что на матери Пола не женился по политическим соображениям. Пока он остается холостым, другие Великие Дома не теряют надежду с ним породниться и с большей готовностью оказывают поддержку.
👉 В некоторых переводах он не Лето, а Лито. С такой версией, правда, согласны не все. Например, переводчик «Дюны» для издательства АСТ Павел Вязников предполагает, что Фрэнк Герберт вывел это имя из латинских слов letum (смерть) и leto (убивать). А Брайан Герберт, сын писателя, рассказывал, что отец назвал своего героя в честь титаниды Лето из древнегреческой мифологии (она была матерью Аполлона и Артемиды).
Ребекка Фергюсон — Леди Джессика
Леди Джессика — официальная наложница герцога Лето Атрейдеса и мать Пола. Но в первую очередь она воспитанница могущественного ордена Бене Гессерит. Как и очень многие Сестры, она не знает, кто ее родители, и преданна ордену. Правда, из любви к герцогу Джессика пошла против требований Бене Гессерит и родила Лето Атрейдесу не дочь, а сына. Которому, кстати, передала многое из того, чему сама обучилась в школе ордена. Например, сверхнаблюдательности и литании против страха.
Литания против страха
Молитва-формула, которая помогает подавить чувство страха и сконцентрироваться в опасной ситуации. Один из простейших приемов самоконтроля ордена Бене Гессерит. Его часто используют Пол и его мать.
👉 В экранизациях обычно используют не полный текст литании, а только первые четыре строки. А полностью она выглядит вот так:
Кто такие Бене Гессерит?
Кроме того, Сестры учатся различным техникам, которые дают им власть над другими людьми. С помощью Голоса, например, они могут подчинять своей воле других людей. А Урошнор позволяет «вживить» в мозг человека кодовое слово, которое в нужный момент на время его парализует. В обязательную программу Школы ордена входят различные языки (в том числе древние), шпионаж и контршпионаж.
Еще одна сверхспособность Бене Гессерит — доступ к генетической памяти всех предков. Но только по женской линии. Поэтому их главный проект — евгеническая программа. Цель этой программы — вывести Бене Гессерит мужского пола. Этот человек — Квисатц Хадерах — будет обладать генетической памятью предков по женской и мужской линиям, а также обладать особыми экстрасенсорными способностями — в том числе даром предвидения.
Уже столетиями Бене Гессерит ведут селективную работу, чтобы сохранить ключевые генетические линии. Недостойных они называют животными. А к достойным подсылают своих Сестер, которые соблазняют отобранных орденом мужчин, чтобы родить от них детей и продолжить нужный род.
Видел, как просеивают песок сквозь сито? А мы, Бене Гессерит, просеиваем людей, отделяя их от животных.
Гайя Елена Мохийям
Собственно, дочь герцога Лето Атрейдеса должна была стать звеном в цепочке этого выведения. После многовековых исследований они пришли к выводу, что, скрестив гены определенных Великих Домов, они получат наконец Квисатц Хадераха. Дочь Дома Атрейдес должна была, по замыслу Бене Гессерит, выйти замуж за сына Дома Харконнен. От этого брака и должен был родиться долгожданный Бене Гессерит мужского пола.
Джош Бролин — Гурни Халлек
В книгах это грузный и некрасивый мужчина, «словно слепленный из неровных глыб». Родился Гурни Халлек (в некоторых переводах он Гёрни) на планете Гиди Прайм (владения Дома Харконнен). Пытаясь спасти сестру из рабства, оказался там сам и попытался поднять бунт — за это Харконнены убили всю его семью. А Гурни «отделался» шрамом на лице, который ему оставил племянник главы Дома — Глоссу «Зверь» Раббан.
Сейчас Гурни Халлек — начальник вооруженных сил Дома Атрейдес и правая рука герцога. Он же учит Пола теории и практике воинского искусства. В свободное время или по просьбе Лето Гурни играет на балисете (музыкальный инструмент, похожий на цитру), причем песни сочиняет сам и практически на ходу.
А еще Гурни постоянно сыплет глубокомысленными цитатами из самых разных источников. Правда, большинство его цитат — из «Экуменической Библии». Это один из самых известных во Вселенной религиозных текстов. Она же, кстати, запрещает создание «машины, наделенной подобием разума людского».
Гурни Доблестный (это прозвище дал ему Пол) люто ненавидит всех Харконненов и бесконечно предан Лето и Полу Атрейдесам. Но вот «ведьме Бене Гессерит» — то есть Леди Джессике — он не особо доверяет. В критичный момент именно ее он будет подозревать в измене.
Джейсон Момоа — Дункан Айдахо
Но в отличие от несимпатичного Гурни Дункан — высокий, смуглый и темноволосый — очень нравится женщинам. И этой его популярностью у дам активно пользуются в Доме — когда нужно проследить за женщиной или выведать у нее информацию, к ней подсылают красавчика Дункана.
Он же станет первым послом Дома Атрейдес к фрименам. Не потому что такой красивый, а потому что гордый, честный и жесткий — предполагалось, что как раз эти качества помогут расположить к себе людей пустыни.
👉 Кстати, Дункан Айдахо — единственный персонаж, который есть во всех шести томах саги «Хроники Дюны». Правда, не во всех книгах это оригинальный Дункан Айдахо. Оно и понятно — какой человек смог бы прожить пять тысяч лет? 😁 В будущем будут жить гхолы Дункана — что-то вроде клона, которого выращивают из генетического материала уже умершего человека.
Чан Чэнь — Веллингтон Юйэ
Врач, который служит Дому Атрейдес. На лбу у него черная татуировка в форме ромба — характерный признак выпускников Суккской школы медицины. Эта метка — свидетельство того, что он прошел имперское кондиционирование, которое разработали в Суккской школе. Это особая система рефлексов, которая гарантирует, что доктор ни при каких условиях не причинит вреда человеку. Считается также, что прошедшие кондиционирование физически не способны лгать и абсолютно преданы семье, которой служат.
В книгах доктор Юйэ высокий и худой, с большой головой и квадратным лицом. У него длинные, даже свисающие усы и пурпурные губы. Волосы, кстати, тоже длинные. Обычно он перехватывает их серебряным кольцом — стандартная прическа выпускников Суккской школы.
👉 В разных переводах его имя пишут то Юэ, то Юйэ — но читается оно в любом случае как «Юэ».
Стеллан Скарсгард — Владимир Харконнен
Барон Владимир Харконнен (его часто называют просто барон) — правитель планеты Гиди Прайм (или Гьеди Прайм) и глава Дома Харконнен, который так ненавидят многие герои саги. Это, наверное, самый богатый из Великих Домов — и не только потому что именно они долгое время управляли Арракисом и добычей Пряности для империи. Барон умеет плести изощренные интриги и получать прибыль буквально на всем.
Внешне это очень, очень непривлекательный человек. Он огромный, очень толстый, у него огромное количество подбородков, жирные руки и заплывшие маленькие черные глазки. Перемещается барон исключительно с помощью портативных генераторов силового поля на специальной портупее. Потому что носить такой вес самостоятельно он попросту не в состоянии.
До того, как император отправил на Арракис своего кузена, планетой управлял племянник барона — Глоссу Раббан (его в этой экранизации играет Дейв Батиста). Сейчас Харконнены хотят, конечно, вернуть себе власть над Пряностью, но еще больше барон хочет просто уничтожить Дом Атрейдес.
👉 Барон не только главный (ну или почти главный злодей) «Дюны», но и самый сладострастный персонаж. Его слабость — молоденькие мальчики.