Дюсш и сдюшор в чем разница

Что такое школа олимпийского резерва

Школа Олимпийского резерва – это совсем не то, что о ней думает большинство граждан нашей страны.

Министерство спорта Российской Федерации ведёт список организаций, использующих в своём наименовании слово «олимпийский» или образованные на его основе слова и словосочетания. Я с этим списком ознакомилась.

В России 1226 учебных учреждений, имеющих «олимпийский» статус (по состоянию на ноябрь 2019 года). В каждом сотни, а то и тысячи учащихся. Уже одной этой информации достаточно для того, чтобы понять – ну не штампуют там чемпионов и победителей Олимпиад, ведь нет и не может быть у нас миллиона чемпионов.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

Чтобы школа (речь идёт о детско-юношеской спортивной школе, а не об общеобразовательной) могла именоваться «спортивной школой олимпийского резерва», а не просто ДЮСШ, она должна соответствовать требованиям Министерства спорта:

1. Спортивная подготовка (вплоть до этапа высшего спортивного мастерства) – один из основных видов деятельности.

2. Не менее 60% всех тренеров школы должны иметь соответствующее образование и с ними должны быть заключены трудовые договоры, то есть самоучки, пусть и талантливые, и временные работники должны быть в меньшинстве.

3. Школа должна подготовить не менее одного спортсмена (не реже чем каждые 4 года), завоевавшего призовые места на первенствах России по олимпийским видам спорта или не олимпийским, но признанным Международным олимпийским комитетом и включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

4. Также минимум один спортсмен каждые четыре года должен быть включён в списки кандидатов в спортивные сборные команды России или состоять в трудовых отношениях с профессиональным спортивным клубом (требования к виду спорта те же, что и в предыдущем пункте).

То есть, видите, чтобы носить гордое имя «Олимпийская», школа может не выпустить ни одного победителя, ни то что Олимпиады или Чемпионата мира, но даже и России, так как формальное требование для олимпийского статуса – подготовить призёра первенства России, а призёр – это и третье место, а иногда и шестое. И в сборной страны может никто из учащихся не состоять, а лишь быть в списке кандидатов.

Аналогичные требования есть и к училищам олимпийского резерва, и к центрам олимпийской подготовки.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

Школа (или училище, или другой образовательный центр), соответствующая условиям использования в своём названии слова «олимпийский» направляет в Федеральный центр подготовки спортивного резерва заявку, содержащую всю необходимую информацию, если она подтвердится, то школе можно будет 4 года называться Олимпийской, а потом нужно заново подавать заявку для подтверждения статуса.

Таким образом многие ДЮСШ могут стать школами олимпийского резерва, оставшись при этом тем, чем были, только название поменяется. У нас в Орловской области 6 учебных учреждений, имеющих олимпийский статус, а по стране таких, как я уже писала, 1226.

Некоторые школы (и училища) имеют на своей базе интернаты, чтобы дети могли постоянно жить при школе. В редких учреждениях совмещено общеобразовательное обучение и спортивное (а то мне пишут, что в школах олимпийского резерва дети живут, а не приходят, именно, что приходят, а интернатов в России хорошо, если пару десятков наберётся, списка мне найти не удалось пока).

Подводя итог, скажу, что спортивная школа олимпийского резерва – это не общеобразовательная школа, а детско-юношеская спортивная школа, в которой работают тренеры с профильным образованием, а некоторые дети участвуют во всероссийских соревнованиях и иногда занимают там призовые места, а лучшие даже попадают в списки кандидатов в сборные страны.

Есть, наверно, такие учреждения, как школа при Московском училище олимпийского резерва №1, где десятки выпускников стали победителями Олимпиады, но на то она и Москва, чтобы туда съезжались лучшие спортсмены со всей страны, ведь большинство блистательных выпускников этого московского заведения не москвичи.

Рядовая провинциальная школа олимпийского резерва – это просто детская спортивная школа, где на начальном этапе принимают всех желающих, да и потом не выгоняют, даже если ребёнок не тянет, но очень хочет продолжить тренироваться. Понятное дело, что остаются сильнейшие, слабые, которые совсем не справляются с нагрузками, сами отсеиваются.

Источник

Детский спортивный клуб или ДЮСШ. В чем разница?

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

Еще несколько лет назад единственным местом, куда можно было отдать ребенка для занятий общей физической подготовкой или профессиональным спортом, были только детские спортивные школы (ДЮСШ или СДЮШОР). Но, прежде чем попасть на занятия, ребенку необходимо было пройти строгий отбор по способностям и комплекции, неважно, пришел он тренироваться на результат или для здоровья. Таким образом, многие дети оказывались непригодными для того или иного вида спорта, у них пропадала возможность для общего развития, а у некоторых даже рушились мечты.

Но это была лишь первая ступень отсева непригодных: в процессе первого – второго года тренировок дети проходили еще один «естественный отбор», в ходе которого группы наполовину сокращались и оставались только самые способные и выносливые. И так продолжалось далее. При этом спорт школы простаивали полупустыми и постоянно сталкивались с нехваткой спортсменов.

В настоящее время существует очень много различных детских спортивных клубов, куда принимают абсолютно всех детей. Одни секции направлены исключительно на общую физическую подготовку, другие на более углубленное занятие тем или иным видом спорта. Однако и государственные детско-юношеские спортивные школы взяли курс на популяризацию массового спорта и постепенно начали менять тактику работы, принимая на занятия всех детей, причем бесплатно.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

В этой статье мы поможем вам понять различия между детско-юношескими спортивными школами и коммерческими спортивными клубами, поскольку самим для этого придется попробовать оба варианта. В качестве примера будем опираться на гимнастику – ДЮСШ в Москве и детский клуб Европейский Гимнастический Центр, а также на объективные факты в их различиях.

Итак, начнем с одного из самых главных различий – стоимости занятий. В спортшколах тренировки проходят бесплатно, а в детских клубах, естественно, платно. Цена зависит от качества предоставляемых услуг, в том числе оборудования.

Количество человек в группе

Поскольку в ДЮСШ занятия бесплатные и туда берут теперь абсолютно всех без отбора, то группы формируются очень большие, в среднем по 15 человек на одного тренера, бывает и больше. В Европейском Гимнастическом Центре набор в группы открыт до 10-12 человек, и при таком количестве детей с основным тренером работает помощник.

Возраст для приема на занятия

В ДЮСШ по спортивной гимнастике прием на занятия начинается с 5 лет, иногда можно с 4, но в том случае, если ребенок хорошо физически развит и морально готов к самостоятельным тренировкам без родителей.

В Европейском Гимнастическом Центре прием на занятия начинается с 1,5 лет. В этом возрасте малыши уже физически готовы к выполнению несложных общеукрепляющих гимнастических упражнений, которые преподносятся им в игровой форме, а занятия до 3 лет проходят в сопровождении родителей. Таким образом, дети с первых шагов имеют возможность получать гармоничное физическое развитие, которое направлено на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, силы, координации. Дети с интересом тренируются в безопасном гимнастическом зале с отличным детским оборудованием, где, помимо всего прочего, с комфортом учатся социализации и общению со сверстниками.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

В результате к 4-5 годам дети уже имеют значительный опыт занятий гимнастикой, они хорошо развиты физически и психологически, имеют повышенную иммунную устойчивость, правильное телосложение, хорошее мышление, а также готовы к успешным тренировкам в любом другом виде спорта.

Размер зала, оборудование

В ДЮСШ помимо большого количества детских групп для девочек и для мальчиков, еще тренируются взрослые профессиональные спортсмены. Гимнастических залов с огромными помещениями, где без тесноты могли бы заниматься и те, и другие, практически нет. Иначе этот зал должен быть размером минимум с футбольный стадион. Кроме того, во всех спортшколах стоит оборудование для взрослых спортсменов, где маленьким новичкам делать особо нечего. А детских снарядов практически не предусмотрено.

Оно предназначено специально для легкого, интересно и безопасного обучения маленьких детей гимнастическим упражнениям. Количество групп, которые тренируются одновременно в зале, рассчитано под его габариты, так, чтобы дети разных возрастов занимались комфортно и не мешали друг другу.

Индивидуальный подход тренера

Поскольку в ДЮСШ в одной группе занимается порядка 15 детей, то говорить об индивидуальном подходе тренера сложно. Соответственно динамичность, качество и эффективность таких тренировок снижается. Если ребенок в силу своих способностей или комплекции не может выполнить задание, которое дает тренер, рассчитывая на большинство, то особого толку от таких занятий не будет.

В итоге по истечению шести месяцев – одного года группа, как правило, разделяется на две части: 1) дети, которые показывают хороший результат, им тренер начинает уделять особое внимание; 2) дети, у которых получается хуже, тренер с ними работает по остаточному принципу, поскольку все его внимание направлено на детей из первой части группы.

Такое разделение детей происходит, поскольку все-равно основная задача спортшколы – воспитывать профессиональных спортсменов и готовить их на соревнования.

Также часто бывает, что у многих тренеров спортшколы, работающих с группами, в это время еще тренируются взрослые профессиональные спортсмены, которым тоже нужно уделять внимание.

Таким образом, дети, которые менее предрасположены к гимнастике, остаются без должного внимания в силу большой загруженности тренеров. Тогда родители начинают пытаться перевести ребенка к другому тренеру, но это в спортшколах не приветствуется. В результате многим с разочарованием приходится покидать этот вид спорта.

Между тем, спортивная гимнастика – лучший вид спорта для гармоничного развития ребенка с любыми способностями.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

Европейский Гимнастический Центр

В Европейском Гимнастическом Центре тренировки строятся совершенно по-другому. Во время занятий с группой тренер уделяет внимание всем ученикам и выбирает упражнения в соответствии с их способностями. Для того, чтобы повысить качество тренировок, основному тренеру помогает помощник. Если же тренер видит, что ребенку уже неинтересно в данной группе, поскольку он перешел на более высокий уровень подготовки, то без проблем переводит его в следующую по возрасту группу.

Кроме того, родители всегда могут выбрать для ребенка персональные занятия с тренером, где они будут индивидуально отрабатывать все элементы. Эффективность таких тренировок еще выше.

Также напомним, что гимнастика является отличным видом спорта для детей с ограниченными возможностями, они тоже могут тренироваться в Европейском Гимнастическом Центре.

В Европейском Гимнастическом Центре, также как в ДЮСШ, работают тренеры с высшим педагогическим образованием, которые являются профессиональными гимнастам, акробатами. Также в Европейском Гимнастическом Центре тренеры обладают передовым европейским опытом работы с детьми и взрослыми в формате развивающей гимнастики.

Исходя из вышесказанного, прямо вытекает результат занятий в ДЮСШ и Европейском Гимнастическом Центре. Опираясь на большой опыт работы, с уверенностью можем сказать, что дети в Европейском Гимнастическом Центре гораздо быстрее добиваются результатов в виде хорошей физической подготовки и умения выполнять различные гимнастические и акробатические элементы, чем учащиеся ДЮСШ.

То, чему в спортивных школах дети обучаются год, в Европейском Гимнастическом Центре они осваивают за пару месяцев. Кроме того, в ДЮСШ тренеры не учат многих акробатических элементов с группой первого и второго года обучения в силу большой загруженности и необходимости индивидуального подхода.

Хотя, например, освоить сальто вперед с батута ребенок в возрасте 5 лет, пришедший на занятия в Европейский Гимнастический Центр абсолютно без подготовки, может за месяц регулярных тренировок (три занятия в неделю). Если он до этого уже занимался спортом, то за 3-4 занятия. Стойку на руках или колесо ребенок может научиться выполнять также за месяц регулярных занятий.

Кроме того, очень часто в Европейский Гимнастический Центр приходят на дополнительные занятия дети, которые уже давно тренируются в спортивной школе. Родители говорят, что им не хватает именно индивидуального тренерского подхода для отработки ряда сложных элементов.

Также регулярно встречаются случаи, что дети, прозанимавшись в спортшколе год-два, приходят в группу своего возраста в Европейский Гимнастический Центр, и по умениям отстают от сверстников, которые занимаются у нас в два раза меньше. Причем мы говорим о ребятах с обычными способностями.

Перспективы на будущее

Если вашему ребенку с рождения заложены хорошие данные для гимнастики, то вы можете смело отдать его в спортшколу с 5 лет. Но до наступления этого возраста еще можно пару лет потренироваться в Европейском Гимнастическом Центре, где он сможет получить хорошую базовую подготовку, и, поступив в ДЮСШ, сразу начать успешно выступать на соревнованиях.

Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть фото Дюсш и сдюшор в чем разница. Смотреть картинку Дюсш и сдюшор в чем разница. Картинка про Дюсш и сдюшор в чем разница. Фото Дюсш и сдюшор в чем разница

В целом гимнастика обеспечивает отличную физическую подготовку, координацию, гибкость, которые необходимы в любом другом виде спорта. Именно поэтому многие тренеры в футболе, хоккее, единоборствах, плавании, теннисе и прочих видах спорта, рекомендуют дополнительно заниматься гимнастикой. Поскольку в Европейском Гимнастическом Центре можно начинать тренировки с 1,5 лет, то к 5 годам, когда стартует набор в большинстве видах спорта, ваш ребенок будет уже отлично подготовлен физически и психологически.

Кроме того, занятия в Европейском Гимнастическом Центре можно легко подстроить под свой личный график и совмещать их с другими секциями.

В спортивных школах режим тренировок для детей имеет строгую установку, в определенное время, как правило, днем или ближе к вечеру по 1,5 – 2 часа. Набор на занятия происходит в начале учебного года.

В Европейском Гимнастическом Центре родители могут выбрать любой удобный для себя график тренировок в утреннее, дневное или вечернее время, включая субботу и воскресенье. Набор на занятия проходит в течение всего года, в том числе летом.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

143914, Балашиха, Носовихинское шоссе, вл. 4, ТЦ «Никольский парк»

117216, Москва, ул. Поляны, д. 8

125167, Москва, Ленинградский проспект 37Б

125130, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских 23

125466, Москва, ул. Воротынская 18

127572, Москва, ул. Угличская, д. 12

107553, Москва, Большая Черкизовская, 125, стр.4

119048, Москва, ул. Лужники, дом 24, стр.4

140002, Люберцы, Октябрьский проспект, 112

109469, Москва, ул. Поречная, 10

119530, Москва, Аминьевское шоссе, д.6.

127224, Москва, ул. Широкая, 30

119602, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 4к1, ТД Люкс

141008, Мытищи, улица Мира, строение № 32/2

115563, Москва, Каширское шоссе, д.61Г

142100, Подольск, ул. Комсомольская, д. 24.

121596, Москва, ул. Толбухина, д. 10, корп. 1

123592, Москва, ул. Кулакова, 20к1

108841, Троицк, улица Полковника Милиции Курочкина, д. 8

Источник

Дюсш и сдюшор в чем разница

В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Современная подготовка спортивных резервов ведется на основе научно-методических положений, разработанных отечественными учеными. Результаты исследований последних лет внесли положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки юных спортсменов. Основные методические положения предусматривают преемственность задач, средств и методов занятий с детьми, подростками, юношами, юниорами и взрослыми, неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки при соблюдении оптимального их соотношения на разных квалификационно-возрастных этапах, должную взаимосвязь объема и интенсивности тренировочных нагрузок, строгое соблюдение принципа по­степенности в процессе многолетней тренировки. Эти положения составляют основу программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ различного типа.

Порядок получения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта:

1) Объявляется набор государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей в группу начальной подготовки для всех желающих, подходящих по возрасту и не имеющих медицинских противопоказаний.

2) Ребенок переводится на этап учебно-тренировочной подготовки в случае соблюдения следующих условий: получен допуск по итогам проверки в рамках Программы медицинского обследования лиц, пройдена необходимая подготовка не менее 1 года, выполнены требования по общефизической и специальной подготовке.

3) Перевод на этап спортивного совершенствования осуществляется в случае выполнения учащимся норматива спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по командным видам спорта – не ниже 1 юношеского разряда.

4) Перевод на этап высшего спортивного мастерства осуществляется в случае перспективности учащегося, наличия у него звания мастер спорта, его зачисления в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации, стабильно высоких результатов.

На получение дополнительного образования в области физической культуры и спорта имеют право:

На начальном этапе все категории детей от 6 до 11 лет в зависимости от вида спорта в соответствии с уставом. В случае, если количество мест в группе на этапе начальной подготовки в спортивной школе ограничено, проводится конкурс.

Перечень документов, необходимых для получения дополнительного образования в области физической культуры и спорта:

— заявление родителей по форме учреждения;

— медицинская справка по форме общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения о годности к физическим нагрузкам.

К основным программно-методическим документам, регламентирующим работу спортивных школ относятся: Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», типовые образовательные программы по видам спорта для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, Единая всероссийская спортивная классификация и правила соревнований по видам спорта (где, в частности, оговаривается использование того или иного инвентаря в зависимости от возраста занимающихся). Эти и ряд других документов определяют нормативно-правовые, организационно-управленческие, научно-методические и материально-технические стороны работы спортивных школ.

Наряду с этим к программно-методическим документам следует отнести разработанную федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и утвержденную Правительством Российской Федерации в августе 2009 г. Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Вопросы, связанные с открытием школ и руководством ими, подбором и расстановкой кадров, ведением документальной отчетности, являются организационными вопросами. К методическим вопросам относятся: порядок комплектования контингента учащихся спортивных школ, организация учебно-тренировочного процесса, регламентация режимов учебно-тренировочной работы и набора в группы, планирование подготовки спортивных резервов и др.

Спортивным школам рекомендовано организовывать образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств и методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

3.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов

Организационная структура отечественного спортивного движения включает в себя государственные и общественные спортивные организации, которые на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляют управление подготовкой спортивных резервов. К таким организациям относят: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, система территориальных органов управления физической культурой и спортом; специализированные подразделения отдельных отраслевых министерств; Олимпийский комитет России; Всероссийские и территориальные федерации по видам спорта; физкультурно-спортивные общества и спортивные клубы. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется в подведомственных им учреждениях, к которым относятся ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, специализированные спортивные классы общеобразовательных школ, ШВСМ, МЦОП.

ДЮКФП (детско-юношеские клубы физической подготовки) открывают на базе общеобразовательных школ, в системе профессионально-технического образования, по месту жительства и в других детско-юношеских учреждениях для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в возрасте 6-15 лет.

ДЮСШ, СДЮШОР. Основные задачи специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:

— развитие видов спорта в регионе;

— привлечение максимального числа детей к систематическим занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

— организация физкультурно-оздоровительной, спортивной и воспитательной работы среди детей, подростков и молодежи края, направленной на всестороннее физической развитие;

— обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

— формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, помощь в гармоничном развитии личности, воспитание ответственности и способности к профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

Виды деятельности специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:

— дополнительное образование детей, подростков и молодежи, реализуемое в соответствии с учебно-тренировочным процессом на основе научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки;

— внедрение современных методик тренировок с применением технических средств обучения и восстановительных мероприятий;

— организация и обеспечение учебно-тренировочных и теоретических занятий;

— проведение медико-биологических обследований, восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятия;

— проведение воспитательной и психологической работы со спортсменами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открывают в системе органов управления физической культурой и спортом, а также органов народного образования, в системе профессионально-технического образования, в структуре ФСО, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-тренировочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создают в целях реализации программ дополнительного образования детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводящими работу по нескольким видам спорта), так и ориентированными на какой-то один вид спорта. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений по виду (видам) спорта или этапу подготовки. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. Обязательными условиями для открытия спортивных школ является наличие собственной или арендуемой спортивной базы для проведения учебно-тренировочного процесса, административных и вспомогательно-хозяйственных помещений, обеспеченность финансированием, руководящими и тренерскими кадрами.

С 2000 г. в системе спортивных школ стали активно создаваться различные учреждения дополнительного образования для инвалидов. В спортивных школах разного уровня открывают отделения или отдельные группы, в которых занимаются лица с ограниченными возможностями. Организуются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) создают на базе существующих ДЮСШ, в которых администрация и тренерско-преподавательские кадры достигли высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олим­пийским видам спорта.

Рекомендуемые условия функционирования СДЮШОР:

— наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;

— наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

— наличие региональной системы соревнований по культиви­руемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

— традиционность и популярность данного вида спорта в регионе, наличие в регионе спортивных клубов, команд мастеров, ШВСМ или центров спортивной подготовки, в которых обучающиеся СДЮШОР могли бы продолжить спортивную деятельность.

СДЮШОР, так же как и ДЮСШ, могут иметь одно или несколько отделений по смежным видам спорта. Поэтому слово «специализированная» нельзя относить к понятию профиля школы (то есть школа по легкой атлетике, школа по плаванию и т.д.). Имеется в виду, что в специализированных школах, в отличие от ДЮСШ, ведется большая работа по подготовке спортсменов высокого класса для пополнения сборных команд по олимпийским видам спорта, что является основным показателем их деятельности.

После окончания олимпийского цикла сеть СДЮШОР должна переаттестовываться с учетом итогов работы и вклада каждой школы в подготовку спортсменов высокого класса. В СДЮШОР предусмотрена повышенная (по сравнению с ДЮСШ) оплата труда тренеров-преподавателей и руководящих работников.

В отличие от более ранних инструктивных документов, фиксировавших должные возрастные параметры спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, действующие документы, регламентирующие деятельность ДЮСШ и СДЮШОР, устанавливают лишь рекомендуемый минимальный возраст зачисления учащихся в отделения по видам спорта.

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста).

Условиями данного набора является:

наличие письменного заявления одного из родителей ребенка;

наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

Инструктивными документами определено, что ДЮСШ и СДЮШОР обладают правами юридического лица. На базе ведущих ДЮСШ и СДЮШОР могут создаваться республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга спортивные школы, на которые дополнительно возлагаются обязанности организационно-методического руководства деятельностью других спортивных школ, а также проведение спортивно-массовых мероприятий на соответствующей территории.

В последние годы значительно усложнили требования к организации подготовки квалифицированных спортсменов. Это привело к поиску новых, более эффективных форм работы спортивных школ.

Еще в 1971 г. в нашей стране начали работу первые общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП),созданные по примеру бывшей ГДР. В условиях школы-интерната дети находились круглосуточно на полном обеспечении. Условия компактного проживания юных спортсменов и возможности более рациональной организации учебы, быта, тренировки и восстановительных мероприятий позволяли повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Основные задачи училищ олимпийского резерва:

— обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации;

— обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;

— удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;

— удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Училища олимпийского резерва имеют возможность самостоятельно определять формы и методы организации учебной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, сроки начала занятий и проведения каникул, вводить экстернат по определенным предметам, организовывать группы с углубленной программой по специальным дисциплинам. Кроме работы со своими учащимися УОР имеют возможность организовывать учебно-тренировочные сборы с переменным составом спортсменов-кандидатов на поступление в училище общим сроком до 60 дней в году.

Учащиеся УОР обеспечиваются бесплатно общежитием, питанием, учебниками, табельной спортивной формой и средствами восстановления. Для обеспечения учебного процесса в период проведения учебно-тренировочных сборов УОР может направлять в места их проведения преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин.

Начиная с 1974 г. получили развитие специализированные классы по видам спорта, с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом. Они являются совместной формой работы спортивных школ и общеоб-разовательных учреждений (учреждений начального и среднего профессионального образования) с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом. Специализированные классы открывают в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой и согласованию с учредителями при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы, как правило, комплектуют из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.

Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливают администрация образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуют проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых учебно-тренировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам переносят на более позднее время.

Обучающихся специализированных классов, не выполнивших требования по уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного учреждения или другое образовательное учреждение только по окончании учебного года.

Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с обучающимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.

ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства) создают при городских, областных, краевых и республиканских органах управления физической культурой и спортом.

Основные задачи Школы высшего спортивного мастерства:

— подготовка сильнейших спортсменов Красноярского края, а также их ближайшего резерва;

— разработка и реализация программ развития видов спорта в Красноярском крае и научно обоснованных методик подготовки спортсменов высокого класса;

— привлечение оптимального числа перспективных спортсменов для специализированной подготовки на учебно-тренировочных сборах для участия в официальных соревнованиях, согласно краевого, всероссийского и международного календарных планов спортивных мероприятий;

— достижение высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Красноярского края, России;

— информационно-методическое обеспечение и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерских кадров спортивных школ Красноярского края;

Основные виды деятельности Школы высшего спортивного мастерства:

— организация тренировочного процесса тренерами, привлечение ведущих ученых, тренеров и специалистов, для проведения консультационной и информационной работы по внедрению современных достижений науки, техники, медицины и спорта в подготовку спортсменов;

— проведение стажировок, семинаров, конференций, с ведущими тренерами края по проблемам подготовки спортсменов сборных команд края;

— внедрение современных методик тренировок с применением технических средств обучения и восстановительных мероприятий;

— организация учебно-тренировочных сборов, групповых учебно-тренировочных и теоретических занятий, занятий по индивидуальным планам;

— организация и участие в краевых, региональных, республиканских соревнованиях;

— проведение медико-биологические обследований, восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятий, тестирований, обеспечение спортсменов сборных команд края медицинскими средствами, предметами санитарной гигиены, восстановительными и фармакологическими средствами, лекарственными препаратами;

— организация работы по экипировке, обеспечению современными материально-техническими ресурсами, спортивной формой, спортивным инвентарем основные и резервные составы сборных команд края;

МЦОП (межведомственные центры олимпийской подготовки) являются учебно-тренировочными, спортивно-методическими подразделениями региональных федераций по видам спорта. Они формируются на базе учащихся СДЮШОР, УОР, ШВСМ и функционируют в режиме постоянно действующего сбора с переменным составом спортсменов, к работе с ними привлекают их личных тренеров или сильнейших тренеров соответствующих регионов.

Задачами МЦОП являются:

подготовка спортсменов, способных в течение олимпийского цикла войти в состав сборной команды страны и достичь уровня результатов международного класса;

организация для сильнейших спортсменов региона централизованной подготовки, профилактических и восстановительных мероприятий, углубленных медико-биологических обследований;

разработка единой организационной концепции отбора и многолетней подготовки спортсменов региона, координация планирования и управления подготовкой спортивных резервов по виду спорта;

организация работы по повышению профессиональной квалификации тренерско-преподавательских кадров путем проведения стажировки и открытых занятий.

В соответствии с научно обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки, спортивного совершенствования и высшего мастерства) учебно-тренировочный процесс учащимися спортивных школ подразделяется на несколько этапов: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В настоящее время эти этапы законодательно закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации». Каждый этап обучения является звеном в общей системе многолетней подготовки спортсмена, имеет конкретные задачи и связан с определенным возрастом и квалификацией занимающихся, а также с решаемыми задачами в конкретной спортивной школе того или иного типа.

В спортивных школах разного типа, согласно Положению о них, открывают группы определенного контингента:

Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а определяет целенаправленность и законченность курса обучения на данном этапе подготовки. Для всех групп предусмотрена система отбора, перевода и выпуска учащихся.

В принятых в 2006 г. Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации определены условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие годы обучения:

на спортивно-оздоровительной этап подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, а также те, кто уже занимается спортом, но не имеет по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки;

на этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности (продолжительность этапа 1-3 года);

— на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие й основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и выполнившие (подтвердившие) норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса (возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этого этапа).

Перевод обучающихся в группу следующего года или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов, а также заключения врача. Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

Учреждения спортивной направленности развивают более 110 видов спорта. Самыми популярными среди них являются такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки (более 200 тыс. занимающихся). Около 10,8 тыс. спортивных сооружений находится на балансе спортивных школ.

Таким образом, действующая в Российской Федерации организационная структура обеспечивает необходимые условия для многолетней подготовки спортсменов — от новичков до мастеров спорта международного класса, позволяя решать при этом оздоровительные и воспитательные задачи с достаточно большими контингентами детей, подростков и молодежи.

3.4. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей,

образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводят в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяют самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, учета квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой.

В раздел учебной работы должны быть включены: расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и т.д.

В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и республиканских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ШВСМ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.

Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определенных решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в спортивных школах под председательством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *