Джамаат что это такое простыми словами
Что такое Джамаат? Важность Джамаата.
Великая миссия каждого человека, каждого мусульманина – принятие истинности Ислама и стремление распространять эту божественную религию. Аллах, ниспослав нам Коран, объемлет своей милостью всё человечество. Ислам – это милость Господа, которая распространяется не только на земную жизнь, но и на жизнь следующую.
Всем мусульманам необходимо объединиться, ведь у всех нас есть очень много общего. Хвала Аллаху, все мы мусульмане. Мы верим во все предписания нашей религии Ислам. У нас общая культура, общая история, мы признаём всех пророков и посланников, читаем намаз, даём закят, мечтаем отправиться в хадж, держим пост. Но есть люди, которые, вместо того, чтобы объединять на основе явного, разделяют, основываясь на мелочах. Мы должны сторониться такого, ведь как говорил Пророк: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”.
Наша задача помогать незнающим, не отталкивать их, и тем более не унижать, а приобщать в свой джамаат. Некоторые мусульмане погружаются в неведение и беспечность, они забывают, что есть другой мир и полностью посвящают себя только этой жизни, ищут материальные блага, утоляют жажду своего нафса, который полностью управляет ими. Мусульманину необходимо осознать, что Ислам был послан не для того, чтобы храниться в мозгу, как просто какая-то память, но, прежде всего, для того, чтобы человек претворял Ислам в жизнь и распространял его. И до тех пор пока мы не начнем выстраивать свой жизненный путь в соответствии с Исламом, мы не сможем начать жить совершенной исламской жизнью. Достичь такого состояния поможет джамаат. Когда человек находится в обществе праведных людей, он сам постепенно перенимает их качества и тоже становится праведником. Это можно проследить на примере многих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). До Ислама некоторые сподвижники были жестокими людьми, но познакомившись с Пророком и с его окружением, они изменились, Аллах открыл их сердца и наполнил своей милостью.
Поэтому давайте объединяться. Будем поддерживать друг друга, помогать друг другу всем, чем сможем.
И сейчас у каждого есть возможность посетить сплоченный джамаат. Наша община мусульман «Рисалят», в своей резиденции (адрес которой : Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4,5) во время месяца Рамадан в четверг, пятницу, субботу и воскресение проводит духовно-просветительский цикл встреч.
Каждый раз мы собираемся все вместе, читаем намазы, читаем зикры, слушаем интересные лекции, я думаю, что каждый, побывавший на подобной встрече, ждёт с нетерпением следующей встречи. И проводить Рамадан вместе куда приятнее. Чем больше людей, тем больше добрых дел мы можем сделать. Также вместе намного легче держится пост, да и радость от ифтара умножается во много раз, когда люди, которые ради довольствия своего Господа отказались на целый день от еды, собрались вместе и теперь, по милости Аллаха могут начать трапезу.
Также, сразу после окончания благословенного месяца Рамадан, мы отправляемся в Турцию, где цикл наших встреч продолжится, но уже на берегу в моря в комфортабельном отеле.
Главная особенность нашего исламского лагеря — праведный джамаат, в котором вы будете находиться. Окружающие вас люди — это ваши единоверцы и единомышленники, сторонники праведного пути Ислама.
Мы приглашаем Вас в это интересное путешествие, наполненное духовностью и гармонией, где вы сможете обрести новых друзей, новые полезные знания и навыки. Мусульмане должны держаться вместе, чтобы никогда не забывать о своей богатой истории и своей силе.
Джамаат
Джамаат — от арабского «джамаа» или «таджмаит» — «собрание». Термин имеет несколько значений:
Структура джамаата
В первом случае описания джамаата составлены для горцев XIX — начала XX столетий (народов Дагестана в Северном Кавказе) и для берберов в Магрибе.
В горах Дагестана до Кавказской войны 1817-1864 годов джамаат являлся эндогамным союзом патронимий-тухумов в одном большом поселении или нескольких мелких. Он характеризовался:
Административная и судебная власть в джамаате принадлежала совету старейшин, который состоял из представителей от тухумов. Самые важные вопросы выносились на повестку общего схода узденей.
Несколько джамаатов формировали военно-политические объединения, которые могли составлять целые конфедерации под управлением наследных ханов или судей шариата. Такие объединения стали причиной формирования некоторых дагестанских народностей. Например, андийцев, ботлихцев, кубачинцев и т. д.
Общинные объединения и конфедерации находились в зависимости от знати из горцев — беков. Начиная с XV столетия между ними разворачивается противостояние. К XVIII-XIX векам оно завершается победой общинников.
Джамаат Шамиля и Российской империи
В шамильском имамате и в России джамаат был наименьшей административной единицей. Совет заменял назначаемых государством старейшин, а судебная и исполнительная власть подверглись разделению, в отличие от классической версии джамаата.
После отмены крепостного права в 1861 году в джамаате пропала знать. До 1927 года дагестанский джамаат обладал правом самоуправления и судил по адату и шариату. Позднее он был реорганизован в колхозы.
Североафриканский джамаат
Джамаат арабов и берберов формировался за счет патриархальных семей. Он объединял эндогамные патронимии. Несколько джамаатов составляли арш — племенную фракцию. Также джамаатом назывались советы племен и деревенские сходы, на которых присутствовала военная знать — джуад. При этом на племенных собраниях не последнюю роль играли суфии — марабуты.
В середине XX столетия североафриканские джамааты были распущены. Их место заняли коммуны — сельские общины по образцу французских.
Джамаат объединяет верующих
Джамаат в переводе с арабского дословно переводится как община или коллектив. Данным термином принято называть группу мусульман, объединившуюся для совместного изучения ислама, регулярного общения, взаимопомощи и проведения обрядов.
Количество верующих, которые ходят в одну мечеть, строго не регламентируется. Может использоваться даже не мечеть – при отсутствии таковой для проведения обрядов подходит любое неокрашенное, чистое помещение. Джамаат может создаваться согласно территориальным особенностям или в зависимости от того, как представители разных направлений ислама толкуют религиозные догмы.
Знаток особенностей проведения обрядов в исламе (имам) является руководителем джамаата. В зависимости от числа последователей, посещающих общину, имам может иметь помощников. Также согласно исламским богословам джамаатами считаются и сами имамы, мухаддисы, ученые, факихи.
Толкование джамаата согласно шариатским текстам
В Благородном Коране термин Джамаат не упоминается, но он неоднократно приводится в пречистой сунне. Существует две группы текстов, которые по разному помогают трактовать данное понятие.
В первом случае рассматривается программа или призыв, которой джамаат призывает.
Во втором случае тексты указывают на политический строй или государство, которое сформировалось для защиты и непосредственной реализации данной программы.
Организация порядка в джамаате
По своей природе человек – полностью социальное существо и в исламе объединение людей является просто необходимостью. Жизнь человека без джамаата не возможна, ведь он рождается, живет и умирает в обществе. При отсутствии организации в джамаате общество охватит хаос, отдельно взятые личности и общественные порядок будут нарушены и погублены.
Понравился материал? Пожалуйста, репост!
Что такое джамаат?
Интервью с Добаевым Игорем Прокопьевичем, доктором философских наук, автором 9 монографий и более 100 публикаций по проблемам радикального ислама и геополитики Кавказа, зам. директором Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН.
Добаев Игорь: «Конфессиональные факторы — вовсе не ключевая причина того, что на Северном Кавказе разгорелась война. Для стабилизации ситуации государству необходимо быть более социально направленным».
– Дайте, пожалуйста, традиционное толкование термина «джамаат».
– В переводе с арабского «джамаа» — общество, коллектив, община. «Джамаат» — это уже общества, коллективы, общины. То есть, джамаат — это любая общность людей. В «нормативном» исламе джамаат понимается так: в своем минимальном, первичном состоянии — это сообщество правоверных, которые являются членами одной и той же общины, группирующейся вокруг одной мечети. Если в городе или районе одна мечеть, можно говорить о джамаате города или района. В метафизическом смысле можно говорить об исламской умме мира (сообщество всех правоверных в мире в независимости от расы, этнической принадлежности и иных особенностей). В советское время мечетей было мало, а в отдельных северокавказских республиках их и вовсе не было. В этом случае мусульмане концентрировались в общины (джамааты) и осуществляли мусульманские обряды в каком-то помещении — чистом, неокрашенном. Моление, как правило, происходит под руководством грамотного мусульманина, кто лучше всех знает обрядовую сторону ислама. Этот человек называется имамом, и он, в отличие от христианства, не посвящается в духовный сан. Вот что такое, в самом общем виде представляет собой нормальную мусульманскую общину.
Достаточно условно весь Северный Кавказ можно поделить на две части — северо-восточную ( Дагестан, Чечня и Ингушетия) и северо-западную (КБР, КЧР, Адыгея и Северная Осетия-Алания, до 20 % населения последней являются мусульманами). Степень исламизации в регионе понижается с востока на запад. Самый исламизированный регион — Дагестан (более 1700 мечетей), наименее исламизированная — Адыгея (немногим боле 20 мечетей). На северо-западе все-таки есть разделение светского и духовного. Возьмем КЧР, село Учкекен. Там есть три мечети, и вокруг каждой мечети формируется своя община. А в Дагестане такого нет: там население одного села — члены одной вероисповедной общины. Мощь этой общины в Дагестане в том, что сельская община в своих границах и численности совпадает с исламской общиной. Потому так легко и прошла в этой республике коллективизация — один джамаат стал колхозом. И, наоборот, при распаде колхозно-совхозной системы джамаат остался все той же сельской общиной и одновременно исламским социумом. На северо-западе — по-другому. Там сельская община в своих границах не совпадает с религиозной.
– Не секрет, что в последние годы на Северном Кавказе термин «джамаат» имеет не только свое традиционное значение — слишком часто он фигурирует в сводках боевых действий или в сообщениях о терактах. Что в данном случае понимается под «джамаатами»? Как возникло и развилось это явление?
– Есть и иное понятие общины — как не вероисповедной, и политико-организационной общности. Они стали появляться в процессе реисламизации — это конец 80-х — начало 90-х ХХ века, когда помимо традиционного ислама сюда пришел тот ислам, который получил название не совсем точный термин — «ваххабизм». То есть это политизированный ислам, в основе которого лежат фундаменталистские принципы, который стал конкурировать с с традиционным в регионе исламом и традиционными общинами. Приверженцы этого течения стали создавать свои общины, тоже называя их джамаатами. Вспомним характерные примеры:Кадарскую зону Дагестана — села Кадар, Кара-Махи и Чабан-Махи. Эта община называлась ваххабитской, хотя там ваххабитов было не более 50 процентов от общей численности жителей этих сел. Однако они были более активны и поэтому доминировали. Эти и другие группировки во многих республиках Северного Кавказа стали захватывать мечети, из-за чего там были столкновения. Некоторые из «ваххабитов», используя зарубежную помощь, стали создавать свои мечети или молельные дома и обособляться.
Но появляются и «третьи силы» в исламе, которых можно назвать ультрарадикалами, или экстремистами и террористами. Они практически выродились в военные группировки боевиков, но они также себя называют сообществами правоверных и обособляются в джамааты.
Лидер обычной мусульманской общины — имам (в Дагестане — дибир, у которого более широкие полномочия), в «ваххабитских» же общинах во главе становится человек, называющий себя амиром (в переводе с арабского — начальник). Ведет он себя уже не как духовное лицо — в его руках сосредоточена вся власть, в том числе и военная. Тут уже отношения, как в армии: приказ начальника — закон для подчиненного. Как правило, помимо амира в «ваххабитских» джамаатах существует представитель культа, который судит по шариату, выносит соответствующие тому или иному случаю фетвы (богословско-правовые суждения). О таких своего рода «политруках» много пишет виднейший специалист в этой области, доктор философских наук Александр Игнатенко. Но во многих группах таких «духовных комиссаров» нет, а свои действия как-то оправдывать необходимо. Однако таких «политруков» много в той же Саудовской Аравии: нужную фетву они могут вам отправить и по интернету. Небесплатно.
Такая община, ставящая перед собой цели политического плана, жестко структурирована: внутри ее осуществляется круговая порука и такого рода первичная ячейка ее становится очень жесткой, да еще она участвует в террористических актах. Это попросту группа боевиков, тем не менее, продолжающая называть себя джамаатом. Еще раз подчеркнем, в отличие от обычных джамаатов, в науке и публицистике их называют «ваххабитскими джамаатами» или «джамаатами исламских радикалов».
– Верно ли, что дата рождения «джамаатов» — начало войны в Чечне, когда туда прибыли добровольцы из ряда стран Ближнего Востока, в частности, участник афганской войны Фатхи, этнический чеченец родом из Иордании, который считается родоначальником джамаатов на Кавказе?
– Какие направления ислама исповедуют сторонники радикальных «джамаатов» (условно назовем их так, чтобы не путать с традиционными религиозными общинами)?
– Каков процент так называемых радиальных джамаатов по сравнению с традиционными в различных регионах Северного Кавказа? Будет ли это соотношение меняться и если — да, то в какую сторону и как быстро?
– Количество радикальных джамаатов невелико. Но практика показывает: даже если их количество достигает одного процента — это плохо. Боюсь, что везде их количество самое разное. Побольше — в Дагестане, Чечне, Ингушетии, поменьше — в КБР, КЧР. Но их количество растет. Ведь мы, такая страна, как Россия, сегодня, в определенном смысле, утратили свою идентичность. И все большее количество людей на Кавказе начинает задумываться: а, может быть, остановиться на исламской идентичности и не связывать себя с Россией? Пример наше государство подает в ряде случаев не очень хороший: пьянство, коррупция, другие девиантные проявления.
Наше общество нередко в глазах горцев выглядит очень даже непривлекательно. Так что процент радикальных джамаатов, а точнее количество адептов радикальных исламистских идей, будет увеличиваться. Что не просто плохо, а очень плохо и опасно для нашего государства: соотношение меняется не в нашу пользу. Такие процессы сегодня прослеживаются в Дагестане, в меньшей степени — в КБР, в Карачаево-Черкессии. Чечня — это вообще особый случай. Практика наведения там конституционного порядка, по всей видимости, зашла в тупик. По этому поводу была серия статей в декабре в газете «Известия» под названием «Почему спецслужбы не могут поймать Шамиля Басаева?» Со многими высказываниями их авторов можно согласиться.
– В чем заключается цель групп и организаций, объединяющих сторонников радикального ислама на Северном Кавказе? К чему может привести развитие ситуации, при котором в республиках Северного Кавказа все в большем количестве возникают подпольные военизированные группы, объединенные общими радикальными религиозными принципами?
– Цель радикалов — отрыв от России, создание собственного исламского государства, живущего по нормам шариата. Ник чему хорошему их разрушительная деятельность ни для России, ни для ее северокавказского региона, привести не может.
– Какие действия (ошибки) властей РФ и официальных исламских структур (ДУМ и пр.) способствовали столь быстрому распространению идей радикального ислама и возникновению подпольных джамаатов? Что можно предпринять для стабилизации в будущем?
– Наиболее организованные джамааты — из ультрарадикалов, которые готовы участвовать в борьбе в самых разных формах, вплоть до шахидизма. А есть те, которых можно квалифицировать как «умеренные». Они хотят иметь исламское государство, но для этого, с их точки зрения, необходимо вести пропаганду, а не войну. И когда под их знамена станет большая часть населения, тогда можно бескровно брать власть. Такое движение в достаточно оформленном виде существовало на Северном Кавказе, прежде всего — в Дагестане. До марта 1998 года его возглавлял Ахмадкади Ахтаев. Настрой властей был таков: его позицию не принимали ни под каким предлогом. А ведь он добивался хотя бы какой-то своей ниши в обществе. Когда возникают конфликты на религиозной почве? Когда властями напрочь отвергаются самые скромные требования даже в минимальной степени оппозиционно настроенных людей. А когда власти разгоняют, громят структуры умеренных радикалов, их место занимают ультрарадикалы. Когда уже идет разрастание ультрарадикальных взглядов, остается только одно — вести с ними ожесточенную борьбу — силовую и административную. В этом случае «достается» и умеренным, что радикализует и их, тем самым создается почва для активного сопротивления. Тем более на фоне бедности огромного числа жителей региона.
В России существует множество духовных управлений мусульман (ДУМ). Это — строгие иерархические структуры, то есть то, что не предусмотрено ни Кораном, ни другими сакральными источниками мусульманства. Власти опираются на них, представители же Думов с помощью властей хотели бы монополизировать власть над всем духовным сообществом и тем самым себя все более дискредитируют в глазах простых верующих. Хорошо, что государство все-таки поддерживает ДУМ, но, наверно, это надо делать несколько деликатнее. Не хватает грамотных кадров в самом «официальном исламе» и в подведомственных ему мечетях. Да и живут иерархи порой совсем иначе, чем сами верующие.
«Ваххабиты» действуют по принципу представителей тоталитарных сект в христианстве. И эта разница — индивидуальный подход к каждому верующему! — делает следующее: в условиях стагнации и деградации общества они выглядят более привлекательно. Вмешательство в эти процессы силовых структур зачастую к добру не приводит. После 1999 года многие республики приняли законы «О ваххабизме». И кому поручили работу с радикалами, например, в Дагестане? Ну, конечно, Духовному управлению мусульман! А те в «ваххабиты» записали всех тех, кого посчитали оппонентами. Представьте, вас бьют за то, к чему вы отношение не имеете. Словом, ошибок наделано!…
На одной из последних исламоведческих конференций, прошедшей в одной из республик Северного Кавказа, из уст дагестанских ученых прозвучала такая информация: согласно их социологическим замерам более 80 % служителей исламского культа — носители фундаменталистского сознания, хотя это вовсе не значит, что они готовы воевать. Примерно 40 процентов населения, преимущественно молодежь, также его приверженцы. То есть сегодня, к сожалению, мы битву за молодое поколение проигрываем. Этому способствует и расслоение общества, а также то, что государство сегодня социально не слишком-то ориентировано. В том же Дагестане всю материальную базу республики контролируют не более 200 семей. У нас «разорванное» по многим основаниям общество. Иными словами, конфессиональные факторы — вовсе не ключевая причина того, что разгорелась война.
Для стабилизации ситуации государству надо стать более социально направленным: создавать производства и обеспечить людей работой, вытащить их из нищеты. А также заняться тем, что в ближайшем будущем не даст явной материальной прибыли. Сегодня происходит разрыв общекультурного пространства на Кавказе. Ссужается роль русского языка. Нельзя дать русскому языку перестать быть языком межкультурного взаимодействия и общения. Необходимо поддерживать местную интеллигенцию, проводить конференции, переводить прозу и поэзию местных авторов на русский язык. поощрять научные программы по разработке дву- и многоязычия в этих республиках. Ни в коем разе не дать свершиться тому, чего так хотят наши недруги — перевести языки этих народов на латиницу. Распад и выход их из-под нашего культурного воздействия будет для нас еще более сокрушителен. Нужно работать с местными администрациями: аккуратно и умело выводить за рамки политического процессаа этноклановость и создавать нормальный административно-чиновничий аппарат. А в Чечне, к примеру, наоборот, необходимо вводить национальные квоты: для русских, для ногайцев и т.д. То есть, везде необходим дифференцированный подход — унифицировать всю страну по одному и тому же принципу нельзя. Короче, с людьми надо работать вдумчиво, деликатно и умно. Власти должны быть более открыты для общества.
Но среди этого движения есть разные джамааты, а власти без разбору наносят удары по ним, радикализуя тех, с кем можно было бы еще поработать в идеологическом плане. Во главе этого движения в начале 90-х годов стал Мукожев, который получил образование на Востоке. Он создал Кабардино-Балкарский исламский центр, который был разгромлен властями. Затем на его базе создан Кабардино-балкарский институт исламских исследований, формальным лидером которого стал Руслан Нахушев.
В Ингушетии групп и группировок много, но там есть единый джамаат, который контролируется одним человеком. Есть основания полагать, что и нападение на Беслан совершила хорошо подготовленная группа, члены этого джамаата.
– Существуют ли на Кавказе «ваххабитские» джамааты, признанные властями, поддерживающие с последними нормальные отношения?
– Я не знаю таких примеров.
– Верно ли, что в своем большинстве многие члены «ваххабитских» джамаатов — мирные люди, разочаровавшиеся в нынешних духовных лидерах и пытающиеся самостоятельно постичь религию?
– Верно. И если мы поймем, что с этими людьми можно и нужно работать, а не таскать их по тюрьмам, то мы еще чего-то сможем достичь.
ДЖАМААТ
Смотреть что такое «ДЖАМААТ» в других словарях:
Джамаат — (араб. جماعة общество, коллектив, община) объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п. Джамаат может объединять… … Википедия
джамаат — сущ., кол во синонимов: 1 • община (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДЖАМААТ — территориальная община у народов Кавказа … Этнографический словарь
джамаат — джамаат, территориальная община у народов Кавказа … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Джамаат — территориальная община у народов Кавказа … Этнографический словарь
ДЖАМААТ — территориальная община у народов Кавказа … Словарь этнографических терминов
Джамаат Галгайче — Джамаат Г1алг1айче Годы существования с 2000 года Страна … Википедия
Джамаат Кабардино-Балкарии — Джамаат Ярмук подпольная исламистская террористическая организация, действующая на территории Кабардино Балкарии. Несёт ответственность за вооружённые нападения на представителей местных органов власти, сотрудников правоохранительных органов. С… … Википедия
Джамаат Таблиг — Джамаат Таблиг (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством… … Википедия