Джамму и кашмир объясните что это
Джамму и Кашмир – самый проблемный штат Индии
Обновлено: 21 Окт, 2019
Штат Джамму и Кашмир (Индия) – древняя красивая земля в северной части страны. Она состоит из трёх регионов, различающихся рельефом, климатом, культурой.
Кашмир – просторные живописные долины с многочисленными озёрами. Джамму – густые леса и множество древнейших храмов. Ладакх – удивительные Гималаи и уединённые монастыри буддистов.
Общие сведения
Располагается штат Джамму и Кашмир в самой северной части Индии. С востока его соседом является Китай, с южной стороны – индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб, а с северо-запада – Пакистан.
Штат, состоящий из трёх регионов – Кашмир, Джамму и Ладахк – объединяет в себе 22 округа. Самый крупный город штата Джамму и Кашмир и одновременно его столица в летнее время – Сринагар, столица в зимнее время – город Джамму.
Исторический факт! Очень долго на земле, где сейчас находится штат Джамму и Кашмир, располагалось полунезависимое одноимённое княжество. Когда в 1947 году Индия и Пакистан разделились, Джамму и Кашмир вошёл в состав Индии.
Проживающие на его территории мусульмане не могли смириться с таким положением дел и подняли восстание, а на помощь им пришли вооружённые силы Пакистана. В результате индо-пакистанской войны приблизительно 60 % территории княжества осталось в составе Индии, а остальных 40 % отошли к Пакистану. Ещё один район – Аксайчин, малонаселённый, но имеющий огромное стратегическое значение, находится в оккупации Китая. Джамму и Кашмир считается самым проблемным штатом Индии, поскольку по-прежнему остаётся зоной, из-за которой между Индией и Пакистаном возникают противостояния.
Площадь входящего в состав Индии штата Джамму и Кашмир составляет 222 236 км², а количество его жителей существенно выше 12 000 000 человек. Самая значительная часть населения сосредоточена в Кашмирской долине (53,9 %), немного меньшая численность людей в Джамму (43,7 %), наименьшее количество жителей в Ладакхе (2,3 %).
Официальным языком штата считается урду, в котором используется персидское письмо. Достаточно распространёнными являются языки кашмири, хинди, пенджаби, киштвари, догри, балти. Многие жители штата знают английский, по крайней мере, неплохо его понимают.
Исторический факт! Джамму и Кашмир был единственным в Индии штатом, имевшим особенный статус: законы, установленные Парламентом Индии, действовали здесь только в том случае, если их ратифицировал парламент штата. В августе 2019 года руководство страны убрало из Конституции Индии статью, которая гарантировала северному штату автономию. Соответственно, в привычном для всех политическом плане штат Джамму и Кашмир перестал существовать – на его месте были созданы две союзные территории: Джамму и Кашмир и Ладакх (главный город Лех).
География
Джамму и Кашмир располагается в горной местности. Его рельеф определён Гималаями и хребтом Пир-Панджал, между которыми раскинулись долины: Кашмирская, Тави, Ченаб, Пунч, Синдская и Лиддерская. Самая масштабная – Кашмирская долина, площадь которой составляет 15 520,3 км².
Самые крупные реки на территории штата, это Инд, Тави, Рави, Чинаб, Джелам.
Интересный факт! Рави – одна из речек, которая дала название Пенджабу. К тому же, как об одной из речек Семиречья, о ней упоминают в Ведах.
На север Индии есть несколько ледников. Среди них и самый длинный в Гималаях – ледник Сиачен длиной 70 км.
Климатические условия
Климатические условия в Джамму и Кашмир неоднородные, они зависят от ландшафта местности и её высоты относительно моря. В Южных регионах Джамму муссонный умеренно-влажный климат, в Кашмире условия континентальные, а в долинах Гималаев холодная погода с пронзительными ветрами.
В Кашмирской долине и близлежащих окрестностях сезон дождей длится феврале-апреле, а в Джамму он господствует в июле и августе.
Среднегодовая температура воздуха возрастает от северной стороны на юг. Зимой в Ладакхе холодает до −20 °C, а иногда до −50 °C, зато в Кашмире в это время обычно 0 °C.
Конечно, лучшим временем для поездки в любую страну всегда считается период, когда там стоит тёплая комфортная погода без дождей. Исходя из погодных условий, лучше всего ехать:
Культура и религия
Джамму и Кашмир – единственный штат в Индии, где существенно преобладают мусульмане: их здесь 67 %, индуистов 30 %, сикхистов 2 % и буддистов 1 %. В отдельных регионах штата наблюдаются сильные различия в плане вероисповедания: в Сринагаре и Кашмире 97 % всех жителей – это мусульмане, в Джамму 65 % жителей составляют индуисты, а в Ладакхе живут преимущественно буддисты.
Жизнь, а значит, и культура жителей всей Индии очень сильно связана с религией.
В Кашмире и сейчас ещё почитают мудрых нагов-змеев, даже есть посвящённые им святилища. Мужчины племени Ваттал из Кашмира танцуют духмал, аккомпанементом им служит собственное пение и выбиваемый барабанщиками ритм. Среди женщин известен танец роуф, который принято танцевать весной под хоровое пение чакри. Кашмирские шерстяные ковры, которые и сейчас изготавливают вручную, считаются самыми лучшими из всех ковров Индии.
Интересный факт! До того, как в августе 2019 года в Конституцию Индии были внесены изменения, жители других штатов не имели права приобретать в собственность земли Джамму и Кашмир. Именно по этой причине здесь так много «домов на воде» – не имея возможности купить участок в долине, люди строили жилища на водоёмах.
Во всём регионе Джамму очень популярны традиционные фестивали Лохри и Вайсакхи – праздник урожая и Нового года.
Ладакх славится тибетской культурой. В древности жители Тибета поклонялись духам природы и предков, их религией был шаманизм. Всё это нашло отображение в современной жизни: каждый год на этой территории северного индийского штата проходят религиозные праздники, во время которых под звуки барабанного боя ламы в масках танцуют ритуальные танцы.
Достопримечательности
Конечно, Джамму и Кашмир — штат очень привлекательный с точки зрения туризма, ведь он располагает многими интересными природными и рукотворными достопримечательностями. Но эта местность является достаточно нестабильной и даже опасной. Здесь часто случаются теракты и бандитские нападения на объекты военного и гражданского назначения (даже туристические). Во время подобных осложнений некоторые районы штата полностью закрывают для туристов. Планируя поездку в Индию, на территорию Джамму и Кашмир, обстановку нужно узнавать заранее! Исключением является высокогорный буддистский регион Ладакх, расположенный на востоке штата – там всегда спокойно и безопасно.
«Драгоценный камень в короне Кашмира» и «Сринагарское сокровище» – так называют второе по размерам в штате озеро Dal, лежащее на востоке города Сринагаре.
Интересный факт! Озеро Дал соединено различными водными путями со многими озёрами Кашмирской долины.
Площадь Dal Lake – 18 км². Его береговая линия имеет протяжённость 15 км, и вдоль большей части побережья обустроена набережная Boulevard.
Ещё с ХIХ века, со времён британского владычества, здесь получили распространение хаусботы – дома на воде, в которые, спасаясь от жары, на лето переселялись англичане. Сейчас хаусботы, которых в этом водоёме около 500, стоят на причале вдоль берега и используются в качестве отелей.
По водной глади ходят раскрашенные лодки шикхары, напоминающие гондолы с ручным управлением. За 100 рупий в час на этих лодках можно просто поплавать или же отправиться за покупками к плавучему овощному рынку.
Dal Lake чистят от водорослей, но всё же оно сильно загрязнено и лишь самые отважные рискуют в нём купаться.
В 36 километрах от Леха, самого большого города Ладакха, можно наблюдать уникальное природное явление: слияние двух известных речек Индии – Инд и Занскар. Зрелище действительно потрясающее: два потока с водой разного цвета сливаются в один! Место слияния прекрасно видно даже с трассы, если ехать в направлении «Лех – Ламаюра» или обратно.
Совет! Чтобы увидеть данную природную достопримечательность во всей её красе, нужно правильно подобрать время.
В мае-июне вода в речках чистая и красивая, а в июле уже грязноватая, коричневая. Если погода пасмурная, всё кажется слишком угрюмым и мрачным. Днём, когда солнце в зените, речка бликует и невозможно рассмотреть цвет воды. Самое лучшее время для поездки к месту слияния Инд и Занскар – с раннего утра и приблизительно до полудня, или же после 17:00.
Монастырь Тиксей – самый большой, а также легко достижимый монастырь в окрестностях Леха (18 км от города). Расположена эта святыня на вершине холма, с которого открываются живописные виды, в том числе и на самую высокую здешнюю горную вершину Сток Кангри.
Thiksey Monastery состоит из огромного 12-этажного комплекса. Особенность Тиксейского монастыря – двухэтажная, самая большая в Ладакхе статуя Будды, доступ к которой есть сверху и снизу. В помещениях комплекса хранится ценная коллекция рукописных буддийских книг, статуй божеств, мечей и картин Тхангка.
Ежедневно около 7:00 в Thiksey Monastery проходят утренние молитвы, на которых разрешено присутствовать туристам.
Всего в 5 км от города Леха находится ещё одна достопримечательность самого северного штата Индии: буддийская белокупольная Shanti Stupa. Она стоит на вершине холма Чанспа, высота которого 4267 метров, и от основания холма к ней проложено 500 ступеней.
Это совсем молодая святыня, построенная в 1991 году под руководством японского монаха Гёмё Накамура.
Ступа Шанти имеет 2 этажа, в помещениях каждого из них присутствуют многочисленные изображения медитирующего Будды. Вечером и ночью это белоснежное здание подсвечивается, благодаря чему выглядит не так как днём, но не менее красиво. Для посещений эта достопримечательность открыта ежедневно с 5:00 до 19:00.
Популярность среди туристов Shanti Stupa завоевала ещё и потому, что даёт возможность с высоты созерцать раскинувшиеся внизу просторы, город и деревни.
Nubra Valley – это долина в месте слияния двух речек: Нубра и Шайок. Расположена она в Ладакхе, к северу от города Леха.
Важно! Долина Нубра является приграничной зоной, так как на расстоянии нескольких километров проходит граница Индии с Пакистаном. Для въезда на эту территорию штата Джамму и Кашмир нужен специальный пропуск – пермит. Как и где его получить, можно узнать в конце статьи.
Эта местность была открыта для туристов только в 1994 году. Буквально до 1950-х годов, пока Китай не перекрыл границу, по долине проходил Центрально-Азиатский маршрут, больше известный как «Шёлковый Путь».
Интересный факт! Из Леха в долину Нубра ведёт высокогорная серпантинная дорога. Чтобы преодолеть расстояние 150 км, потребуется 4-5 часов. Эта дорога занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая высокогорная в мире, ведь она проходит через перевал Khardung La, высота которого над уровнем моря составляет 5602 м.
Nubra Valley представляет собой живописное, хотя и достаточно пустынное пространство, среди которого встречаются оазисы с пышной растительностью. Есть и несколько населённых пунктов, а на левом берегу речки Шайок располагается административный центр долины, посёлок Дискит с довольно атмосферным старым кварталом. В центре Дискита, южнее от главной улицы, сосредоточено большинство гестхаузов (торговаться – обязательно!).
Именно в Диските находится старейший и самый масштабный буддийский монастырь долины Нубра – монастырь Дискит или Дискит-Гомпа. Он стоит на высоком холме, и идти к нему нужно минут 30 по пыльной, змейкой петляющей вверх дороге. Эта дорога подходит прямо к лестнице, поднявшись по которой сразу оказываешься в молитвенном зале Дукханг. В этом зале установлена статуя Будды, а рядом с ней помещён огромный молитвенный барабан. Этажом выше – зал с многочисленными изображениями божеств.
По-сути, Diskit Gompa (ХV век) – это храмовый комплекс, на территории которого есть несколько примечательных построек:
Важно! В долину Нубра из Леха ходят автобусы, но если поездка должна быть совсем непродолжительной, то лучше взять такси из Леха и обратно. Цены фиксированные и вполне адекватные.
В Гималайских горах (регион Ладакху), на высоте 44250 м выше уровня моря, располагается уникальное озеро Пангонг. В длину Pangong Tso Lake вытянулось почти на 150 м, и лишь 40 % этой длины находится в Индии, остальных 60 % – в Китае.
Вода в Пангонг холодная и солоноватая, поэтому почти лишена жизни. В озере обитают лишь мелкие ракообразные, возле него живёт много уток и чаек. Несмотря на то, что вода солёная, зимой озеро полностью замерзает.
Местность очень красивая: живописное озеро и горы разных цветов: бежевые, коричневые, серые, белые. На протяжении дня погода здесь изменяется неоднократно, а вместе с ней и пейзажи. Цвет озера меняется от глубокого синего до нежно-голубого – всё зависит от положения солнца, времени суток и точки обзора.
Интересный факт! Галечная коса, на которой так любят фотографироваться туристы – это ещё и место, где снимались сцены фильма «Три идиота».
Возле Pangong Tso Lake есть палаточный городок, в котором можно остановиться на ночь. Планируя поездку с ночлегом, обязательно нужно брать с собой тёплую одежду, ведь там даже днём прохладно.
Важно! Озеро Пангонг находится в приграничной зоне, и для въезда в эту зону необходим специальный пропуск – пермит. Как и где его получить – читайте далее.
Как получить пермит
Пермит – это пропуск, разрешающий въезд на приграничную территорию Индии, в частности, в долину Нубра и к озеру Пангонг в штате Джамму и Кашмир.
Получить пермит для посещения этих достопримечательностей можно в Лехе. Помочь в этом может транспортная компания, предоставляющая такси, или любое турагентство. Лучше узнать цены в нескольких агентствах и выбрать подходящее, поскольку цены разняться (в среднем 400 рупий за человека). Пропуск делают за сутки: если подать документы в первой половине дня, то на следующий день всё будет готово. Сразу же нужно сделать несколько ксерокопий – их будут забирать на чек-постах.
Есть ещё один нюанс: пермит выдают лишь на 7 дней без права продления. Поэтому, если планируется посещение долины Нубры, озера Пангонг и других достопримечательностей в приграничных зонах штата Джамму и Кашмир (Индия), то лучше сразу заказывать отдельные пропуски. Дело в том, что между этими пунктами нет прямой дороги, то есть, придётся возвращаться в Лех и ехать оттуда. На дорогу требуется дополнительное время, а если в одном пермите будут указаны сразу все пункты, то за 7 дней объездить их все при всём желании никак не получится.
Природа Северной Индии, а также посещение городов Кашмир и Ладакх:
Автор: Ирина Ковалёва
Обновлено: 19 Окт, 2019 Карнатака, Индия – один из самых противоречивых штатов…
Обновлено: 20 Авг, 2020 Керала, Индия – один из самых чистых, безопасных…
Обновлено: 23 Сен, 2019 Варкала, Индия – самый известный курортный городок в…
Обновлено: 19 Мар, 2020 Арамболь, Гоа – колоритная рыбацкая деревушка, расположенная в…
О туркомпании «Проект Фототур»
Акварели Синая
Йога тур в Дахаб
Невероятная Индия
Цветения миндаля в Синае.
Фототур в Марокко
Май в Ладакхе
Истоки Тибета
Тибет Озерный-1
Занскар
Рекламник по Тибету
Тибет Озерный Рекламный
Легенды Тибета: Занскар
Если вы пользуетесь своим умом для того, чтобы изучать реальность, то вы не поймете ни своего ума ни реальности.
Штат Джамму и Кашмир, Индия. The State of Jammu and Kashmir.
Общая информация о бывшем штате Джамму и Кашмир.
ВНИМАНИЕ!
5 августа 2019 года Ладакх приобрел статус союзной территории:
бывший штат разделен на две «союзные территории»: Джамму и Кашмир и Ладакх.
Официальные языки штата Джамму и Кашмир – урду, панджаби, кашмири, догри, пахари, ладакхи, балти, дадри, годжри и киштвари. Также широко распространены языки хинди и английский.
Карта штата Джамму и Кашмир.
История штата Джамму и Кашмир, Индия.
Штат Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, с Пакистаном на западе, и с Афганистаном на севере. На юге соседями Джамму и Кашмира являются индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб. Вопрос о принадлежности территории Джамму и Кашмир Индии до сих пор не закрыт. Пакистан и Китай до сих пор оспаривают свое право собственности на эти земли.
Джамму и Кашмир – это самый северный штат Индии. Его территория почти полностью расположена на западных отрогах Гималайских гор. Начинаясь у низинных районов региона Джамму территория штата простирается до самых вековых ледников региона Ладакх.
Географически, исторически и религиозно штат разделен на три части. Первая из них – регион Джамма, в который входят районы Катуа, Джамма и Самба (ранее был частью района Джамма), Удхампур, Реаси (ранее был частью района Удхампур), Пунч, Дода, Раджаури, Рамбан (ранее был частью района Дода) и Киштвар (ранее был частью района Дода).
Вторая часть Джамму и Кашмира – это регион Кашмирская Долина. Он состоит из районов Анантнаг, Кулгам (ранее был частью района Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее был частью района Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее был частью района Шринагар), Бандипора (ранее был частью района Барамула), Барамула и Купвара.
Предания местных народов рассказывают о том, как раджа Джамбулочан основал город Джамму в 14 веке до н.э. Во время охоты на берегу реки Тави он увидел мирно стоящих рядом и пьющих воду льва и козла. Раджа дал своему городу название Джамба, которое постепенно трансформировалось в «Джамму». Название «Кашмир» на санскрите означает «иссушать воду». Согласно индуистской мифологии, когда-то здесь было озеро, которое осушил ведический мудрец риши Кашьяпа для того, чтобы на его месте сотворить долину, настолько живописную и красивую, что ее будут называть не иначе как «раем на земле». Название Ладакх с тибетского языка переводится как «Земля высокогорных Перевалов». И такое название полностью оправдано. Этот захватывающий дух уголок земли также иногда называют «Маленьким Тибетом».
В Махабхарате говорится, что еще до 7 века до н.э. в ведические времена на этих землях правили Камбоджи. Это кшатрийское племя времен железного века. В современно городе Раджаури многие ученые признают столицу этого племени. Немного позже, уже в около 6 века до н.э. в кашмире уже правили Панчалы. Об этом свидетельствует и название одной из частей штата Пир Панджал. В 3 веке до н.э. этот район перешел во владения Империи Маурья. Ашока, властитель Империи, сделал эту долину центром изучения буддизма, на тот момент одним из самых главных.
Еще в 1 веке н.э. Ладакх еще был частью Империи Кушана и не относился к Кашмиру. Смешанное индо-арийское население этих земель исповедовало бонизм, древнюю религию, верование местных племен с шаманистскими и анимистскими чертами. Но постепенно в Ладакх из Кашмирской долины проникал буддизм и становился там все более популярным. Число его последователей увеличивалось, а со всей Центральной Азии и со всего Востока и сюда приходили монахи для обучения у знаменитых учителей. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники нескольких последующих веков. Несмотря на то, что большей частью регион Ладакх развивался самостоятельно, в 8 веке он оказался предметом разногласий развивающегося «большого» Тибета с восточной стороны и Китая, чье влияние, проникающее через перевалы из Центральной Азии, становилось все ощутимее. Власть над этими землями по несколько раз была в руках каждой из сторон. Только в 842 году потомок древнего тибетского царского рода Ньима Гон объявил об отделении своих территорий от Тибетской Империи и основал в Ладакхе собственную династию. Несколько последних столетий Лакакх развивался исключительно как центр буддизма, и почти все его население занималось его проповедованием и изучением, являясь последователями этой религии.
Но уже в 13 веке в Кашмире появилась новая религия, появившаяся здесь благодаря суфийским мистикам. Этой религией стал ислам. После его появления влияние индуизма и буддизма начали ослабевать. В 1323 году мусульманство принял даже король Ринкана из новой правящей ладакхской династии, несмотря на то, что большинство его соотечественников предпочло исламу буддистский путь развития под покровительством религиозных деятелей буддистского Тибета. Но под влиянием суфийских мудрецов очень быстро исламинизировались земли современных районов Джамму и Кашмирской Долины. К 14 веку большую часть здешнего населения уже представляли мусульмане. В первое время мусульмане и буддисты вполне мирно сосуществовали на одной территории. В большей мере этому способствовали традиции суфийского ислама, так как во многом они разделяли индуистские традиции кашмирских пандитов, как называли местное индуистское сословие. Индуисты, буддисты и мусульмане долгое время в одних и тех же храмах поклонялись одним и тем же святым. Но со временем со стороны мусульманских правителей начались открытые и повсеместные преследования иноверцев, разрушения их святынь. Мусульманский Султан Сикиндар Бутшика (период правления 1389-1413 гг.) со своим министром Саиф уд-Дином проявляли особое усердие в борьбе с неверными. Ими был отдан приказ об уничтожении «всех золотых и серебряных изображений», подразумевая огромное количество буддистских и индуистских предметов религиозного культа. Ладакхское же население на протяжении нескольких столетий до 17 века большей своей частью оставалось буддистами. В 1470 году король Лхачеган Бхаган объединил все земли, находящиеся под властью династии Намгиял, и буддистские традиции продолжали укрепляться и развиваться на этой территории, несмотря на регулярные рейды мусульман с соседних территорий. Но, тем не менее, частичный переход населения в ислам в Ладакхе все же имел место, но без притеснений со стороны правительства.
В 1586 году в Кашмир вторглись войска императора Акбара из династии Великих Моголов, а через два года эти земли были включены в состав его Империи. Своим наместником на территории Кашмира Акбар назначил Рамчанда I, который считается официальным основателем города Джамму. Название городу было дано в честь Джамва Мата, индуистской богини. В начале 17 века королевству династии Намгиял, которое к тому времени расширило границы своих владений до Непала и присоединившему к себе Занскар и Спити, пришлось столкнуться с Империей Великих Моголов. Но, не смотря на то, что Намгиялы были разбиты Моголами, Ладакх остался независимым. Также эту независимость ладакхцам помогли восстановить кашмирцы, когда в середине 17 века Намгиялы были завоеваны Тибетом после того, как выступили против него в поддержку Бутана. Но такая поддержка кашмирцев имела свою цену. В обмен на нее в Лехе кашмирцами была построена мечеть, а самому королю пришлось принять ислам. Окончательное соглашение между Ладакхом и Тибетом, которое урегулировало все спорные моменты, было подписано в 1684 году.
В 1752 году власть над Кашмиром была захвачена афганским султаном Ахмад Шахом Дуррани. В 1757 году он также осадил Дели, но позволил Великим Моголам остаться на троне взамен признания ими его власти над Пенджабом, Синдхом и Кашмиром. Своим наместником над этими землями он сделал своего сына Тимур Шаха, а сам вернулся в Афганистан.
В королевстве Джамму после смерти потомка Рамчандры I Ранжита Део, в 1780 году к власти пришли сикхи-догры под предводительством Ранжит Сингха. Они же захватили в 1819 году Кашмирскую Долину, а в 1834 под руководством Зоравара Сингха сингхи вошли в Ладах и захватили его. Эта операцию приказал провести раджа Джамму Гулаб Сингх, внучатый племянник Ранжита Лео. На эту должность он был назначен в 1820 году за проявленные заслуги при захвате Кашмира.
В 1842 году вспыхнуло восстание ладакхцев, но оно было подавлено, и княжество Джамму и Кашмир окончательно включило в свой состав все три региона.
Хари Сингх, внук Ранбир Сингха, занял свое место на троне Джамму и Кашмира в 1925 году.
Кроме того, что этот индуистский махараджа не пользовался популярностью среди мусульман, составлявших к тому времени большую часть населения княжества, его внутренняя политика еще больше отдаляла его от народа. Он принял множество законов против мусульман, в том числе законы о недопущении их на военную и гражданскую службу, законы о запрете всякой политической активности среди мусульманской части населения, которая составляла более 77% населения. Даже исламские религиозные церемонии были обложены налогами. В 1931 году войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни за антиправительственные проповеди и сожгли заживо обитателей этих деревень.
В результате подобных репрессий в 1947 году, в преддверии принятия независимости Индии, мусульманами было создано официальное законодательное собрание, правда, нелегитимное, и потребовали присоединения своих территорий к Пакистану. Согласно условиям соглашения о разделении Британской Индии, у автономных княжеств было право самостоятельного выбора страны, к которой будет присоединена территория – Индия или Пакистан. Не исключался также вариант их полной независимости. Но махараджа стал всячески оттягивать принятие этого решения, по мнению некоторых историков именно для того, чтобы получить независимость этих земель. Но в октябре 1947 года в Кашмир вторглись пуштунские ополчения, поддерживаемые Пакистаном и махарадже пришлось подписать соглашение о присоединении земель к Индии, получая в обмен на такое решение поддержку индийской армии.
Получив приказ к действию, индийская армия вошла в Джамму и Кашмир с целью предотвращения дальнейшего проникновения пуштунских боевиков и вытеснения их за пределы княжества. В результате проведенных операций довольно большая часть территории была освобождена, но пакистанские войска, которые вмешались после начала этих военных действий, зафиксировали фронт по границе, которая получила название Линии Контроля.
Индийское правительство было вынуждено обратиться в ООН. Был подан запрос по сложившейся ситуации, с просьбой принять решение. В результате ООН своим решением потребовало от Пакистана освобождения оккупированных территорий, а от Индии – проведения всенародного плебисцита для выяснения мнения местного населения. Ни одна из конфликтующих сторон предписания ООН не выполнила. Пакистан оставил свои войска на территории княжества, утверждая, что соглашение было подписано махараджей уже после того как индийские войска были введены. А Индия, в свою очередь, ссылаясь на то, что земли до сих пор оккупированы боевиками, не стала проводить плебисцит.
Соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном было подписано в конце 1948 года, но оккупированные районы продолжали оставаться под контролем Пакистана. Уже в следующем году Хари Сингх был вынужден передать правление штатом Джамму и Кашмир в руки национального лидера Шейха Абдуллы, а сам покинул территорию штата.
Шейх Абдулла придерживался политики широкой автономности штата в составе Индии. Во время его правления в регионе, до самой его смерти в 1982 году, сохранялось относительное спокойствие.
Сложные отношения у индийского правительства складывались с коммунистическим Китаем. Правительство этой страны никогда не признавало границ, определенных соглашениями о границах в регионе, которые в 19-20 веках подписывались между Великобританией, Россией, Тибетом и Афганистаном. В 1949 году китайское правительство перекрыло границу между Синьцзяном и долиной Нубра. Таким образом, был перерезан древний торговый путь. А в 1955 году китайцы начали тайное строительство военной дороги по восточной территории Джамму и Кашмир, сегодня известной как Аксай Чин. Эта дорога предназначалась для улучшения военного снабжения между Западным Тибетом и Синьцзяном. До 1957 года индийское правительство о строительстве этой дороги ничего не знало. Но Китай вскоре опубликовал свои обновленные карты, на которых эта безлюдная и пустынная территория была обозначена как принадлежащая Китаю. С этого момента обе стороны начали вводить на эти земли свои войска, и в 1962 году Шино-Индийская война сменила постоянные приграничные стычки. В результате китайские войска оккупировали спорную территорию, а после этого, 20 ноября 1963 года, в одностороннем порядке прекратили огонь. Также Китай получил оккупированную им область недалеко от ледника Сиачен, к северо-западу от него. Это был транс-каракорумский тракт в долине Шаксгам.
В 1971 году Индия была вовлечена в жестокую гражданскую войну, которая развернулась на территории Восточного Пакистана, современной территории Бангладеш. Кроме основных боевых действий пакистанцы предприняли попытку вторжения на территорию Кашмира. Полагая, что индийские войска не будут в состоянии эффективно действовать на двух фронтах одновременно, пакистанцы ошиблись. Их войска были остановлены и отброшены, большое количество военнослужащих было убито, а еще большее взято в плен. Индии даже удалось захватить около 14 000 км 2 раннее оккупированной пакистанцами территории Кашмира, но в результате мирного соглашения от 3 июля 1972 года в качестве жеста доброй воли Индии пришлось вернуть эти земли Пакистану.
В 1984 году индийские войска зашли на ледник Сиачен, также являющимся предметом индийско-пакистанских разногласий. Также ввел сюда свои войска и Пакистан. Военные силы обеих стран до сих пор находятся на этой территории, на высоте 6400 м над уровнем моря, сталкиваясь, время от времени, в мелких стычках, но стратегическое преимущество почти всегда находится в руках у индийцев.
После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году начали активизироваться кашмирские повстанцы, подстрекаемые Пакистаном. В 1989 году, после окончания военной операции Советского Союза, к ним присоединились моджахеды. Таким образом, в регионе развернулось вооруженное восстание, которое начало стихать только к 1996 году. Многочисленные документы свидетельствуют о большом количестве военных преступлений, совершенных обеими сторонами за эти несколько лет.
Осенью 1998 года индийской армии пришлось оставить свои укрепленные точки на высокогорной Линии Контроля в районе Каргил. Причиной стала невозможность организации транспортного обеспечения на пятикилометровой высоте Гималайских гор в условиях суровой зимы. Подобные действия пришлось предпринять и пакистанской стороне. В 1999 году Пакистан, возвращая свои войска на ранее оставленные позиции, воплощал в жизнь свой разработанный секретный план «Операция Бадр». Он подразумевал проникновение боевиков, переодетых в гражданскую одежду, на территорию Индии и захвата неохраняемых укрепленных районов. Пакистанцы хотели отрезать Ладакх от Кашмира и оттеснить индийцев с Сиачена. Таким образом, они надеялись на привлечение внимания общественности к кашмирскому вопросу и склонение Индии к переговорам на условиях, выгодных для себя.
В середине мая индийские войска, обнаружив захватчиков, начали укреплять свои силы дополнительными армейскими частями. Засевшие на укрепленных высотах пакистанцы постепенно выбивались индийцами. В результате, к этим действиям было привлечено внимание мирового сообщества, оказавшего на Пакистан значительное дипломатическое давление. В июле 1999 года Пакистан вывел свои войска за Линию Контроля.
Эта война была в Кашмире последней.
С тех пор обстановка значительно стабилизировалась, но сопротивление в регионе все еще действует, и террористические акты иногда все еще имеют место.
С начала 2000 года растет число желающих посетить Кашмирскую долину, мирный Ладакх и Джамму. Правительство штата заявило о своем намерении убрать из населенных пунктов военные патрули и технику. Эта положительная тенденция оставляет надежду на то, что на этой удивительной красоты земле наконец-то наступят мирные времена.
Мягкий климат Кашмирской долины всегда был популярен среди туристов. Раньше правительство выдавало только двести ежегодных разрешений на посещение штата, так что в «рай на земле» попадали только избранные счастливчики. Сегодня подобные ограничения отсутствуют, кроме некоторых приграничных территорий.
Несмотря на военные конфликты прошлых лет, сюда приезжают туристы со всего мира – религиозные паломники, любители альпинизма, треккинга, парапланеризма и зимних видов спорта, а также экотуристы и просто те, кто любит эти земли за их индийский колорит и неповторимую летнюю красоту. Джамму, Кашмир и Ладакха открыты для туристов круглый год, и с каждым годом их число увеличивается. В последние годы регион обязательно входит в число наиболее посещаемых штатов в Индии.
Кроме туризма население Джамму и Кашмира занимается земледелием, животноводством и сельским хозяйством.
Знаменитые кашмирские ковры и шали известны во всем мире и всегда пользуются спросом, а потому у местных ремесленников всегда много работы.
Достопримечательности штата Джамму и Кашмир, Индия.
Этот уникальный уголок природы занимает территорию от низинных тропических районов до высокогорных ледников с настоящими почти арктическими морозами. На этой территории смешались несколько религий, множество культур и народностей. Долгая и богатая событиями история штата оставила для потомков Джамму и Кашмира многочисленные исторические и культурные памятники.
Любители старины и религиозных артефактов обязательно найдут их в этих районах. Индуистские, буддистские и мусульманские династии оставили после себя столько исторических и культурных ценностей, что на знакомство с ними можно потратить все свое свободное время. В районе Анантнаг находится священное место поклонения индуистов Господу Шиве, пещеры Амарнатх. Ежегодно в июле-августе здесь проводится 45-дневный фестиваль ятры, который посещают паломники в количестве более чем 500 000. В Джамму возвышаются многочисленные индуистские храмы. Не зря второе название этого города – «город храмов». Также известны своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви, расположенные в районе Удхампур. Мусульманские памятники также не менее интересны. В мечети Хазратбал в Шрингаре хранится священная реликвия – волос из бороды мусульманского пророка Мохаммеда. Так же в Шрингаре, в тихом и спокойном районе Розабал, находится ничем внешне не примечательный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа. Это был второй по значимости мусульманский пророк, известный также под именем Иисус Христос. Несколько буддистских монастырей находится на территории Ладакха. Наиболее известные среди них – Ламаюру, Хемис, Пхъянг, Тактхок, Спитук, Стакна, Шей, Алчи и Сток. Сама столица Ладакха Лехе известна в первую очередь монументальным королевским дворцом династии Намгиял, возвышающимся над городом на склоне горы. Он был возведен в 17 веке по образу дворца Потала в Тибете. В 25 километрах отсюда у дороги на Монали расположен монастырь Тикси, где находится статуя сидящего Будды Матрейи, занимающей два этажа.
Сокровища Джамму и Кашмиру можно открывать для себя бесконечно, изучая и постигая культуру древней Индии.
Многочисленные фестивали в Ладакхе привлекают множество этнотуристов, приезжающих в штат для того, чтобы увидеть своими глазами традиционные буддистские и бонистские танцы в масках, в ритуальных одеждах и под старинную музыку. Яркие фестивали также проводятся и в Джамму и в Кашмире, из них самые крупные– это мусульманский праздник Рамадан и Шри Амарнатх Джи Ятра.
Но главной достопримечательностью штата, несомненно, является его природа, которая круглый год притягивает в эту местность как экотуристов, так и просто любителей красивых мест. В Джамму и Кашмире их так много, что всех их и не перечислить. Самые популярные – это, конечно, озера в Шриганагаре Дал и Нагин. Этот город, за его плавучие дома, хаусботы, еще называют «индийской Венецией». Здесь расположено множество парков и садов, утопающих в зелени и цветах, известные среди туристов заливные луга «Долины цветов». Гульмарга – это горнолыжный курорт, расположенный в районе Барамула. Летом он покрыт полями для гольфа, а зимой превращается в безграничные просторы для фрирайдеров-экстремалов со всего мира. Хвойные леса Пахалгама (район Анантаг) славятся своими великолепными пейзажами. Здесь начинается путь индуистских паломников в пещеры Амарнатх, к самому ледяному лингаму.
Городок Сонамарг не менее красив, чем Пахалгам. Сегодня, правда, здесь обосновались индийские военные, а раньше он был очень популярен среди любителей гималайских пейзажей и трекинга. Очень красивая природа в горном поселении Патнитоп (район Удхампур). Это живописное место, расположенное на отрогах горной гряды Шивалик, покрытых хвойными и лиственными лесами. Кроме трекинга, это отличное место для занятий парапланеризмом и параглайдингом, скалолазанием, альпинизмом. Невероятное удовольствие доставляют даже самые обычные прогулки по местным окрестностям, когда можно спокойно полюбоваться живой красотой природы.
Порадуют истинных ценителей природы также и пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с ее красивейшими зелеными долинами, такими как Нубра, Чемрей, Маркха, Шьок, Рупсу, Занскар, Рангдум, Драсс и Суру, и холодными озерами из ледниковых вод Тсо Кар, Тсо Морири, Пангонг Тсо. Также через весь Ладакх несет свои воды великая река Инд, и она достойна не меньшего внимания.
Национальные блюда в Кашмире, Ладакхе и Джамму сильно отличаются друг от друга, но всегда остаются вкусными и доступными. С жильем проблем не возникает. Можно остановиться и в отеле, и в хаусгесте. Но бывалые туристы, проживавшие в Шриганагаре, предупреждают о нечистых на руку владельцев хаусботов, которые используют всевозможные ухищрения для того, чтобы заработать на клиентах как можно больше денег. Нужно быть внимательнее и не поддаваться очарованию сладких речей этих потомственных торговцев, иначе придется дважды переплачивать, например за то, чтобы подъехать с хаусбота до берега, или за еду, которая изначально включена в стоимость проживания.
Основным транспортом в регионе являются автобусы, такси и джипы. Стоимость проезда в общественном транспорте вполне демократична, а вот частные джипы стоят несколько дороговато.
Для посещения некоторых мест, например, таких как Пангонг Тсо, Амарнатх, долины Нубра и Рупсу, ледник Сиачен необходимо будет оформить специальный пермит. Это можно сделать через местные туристические агентства.
Регион Ладакх – это самая спокойная территория в штате. Поездку же в Джамму и Кашмир стоит планировать заранее из-за их политической нестабильности. Перед поездкой нужно обязательно узнавать текущую обстановку, чтобы не стать свидетелем массовых беспорядков и террористических актов.
Добраться до Джамму и Кашмир можно на самолете из таких городов как Чандигарх, Дели, Бангалор, Мумбаи, Лакхнау, а также из штата Гоа. Здесь есть три аэропорта – в Джамму, Шринагаре и Лехе. Из Шринарага летает также международный рейс в Дубаи.
Кроме воздушного сообщения в Джамму и Кашмир есть также и две дороги – хайвей на юго-западе штата через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке по трассе Лех-Манали, которая закрывается на зиму и размывается в сезон дождей.
Тем не менее, автомобильное сообщение внутри штата очень хорошо представлено междугородными автобусами, многоместными джипами. С их помощью можно попасть и в соседние индийские районы – в Пенджаб через Джамму и в Химачал Прадеш, Сарчу и Кейлонг через горные перевалы южного Ладакха.
Железнодорожная ветка в штате заканчивается в Удхампуре, но лучше сойти в Джамму. Здесь расположен самый крупный в штате железнодорожный узел, который сообщается с остальной страной.