Джаз на костях что это

Рентгенофонограммы возвращаются: Massive attack, Jonsi и др. выпустили записи “на костях”

Massive Attack, Jónsi из Sigur Ros, Noam Chomsky, Pussy Riot и другие записали рентгенограммы с не изданными ранее композициями в рамках совместного проекта университета андеграунда (The University of the Underground), бюро утраченной культуры (Bureau of Lost Culture) и музея цифровых коллекционеров (Digital museum Collecteurs). Проект направлен на противодействие цензуре и поддержку плюрализма мнений. Записи планируют реализовать на аукционе, прибыль от которого будет направлена на развитие проекта “Университет андеграунда”.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Рентгенофонограммы или по иному «музыка на костях» получила распространение в СССР в период с конца 1940-х по середину 1960-х. Пластинки производили кустарным методом в связи с жесткой музыкальной цензурой, не допускающей к изданию большое количество исполнителей, коллективов и даже целые стили. Под катом я подробнее расскажу о том, как появилась музыка на костях и о современном проекте, символично возрождающим архаичную технологию.

Музыка на рёбрах и цензура в СССР

С середины 30-х до середины 80-х в Союзе действовала беспрецедентная цензура в отношении некоторых музыкальных стилей, пользовавшихся популярностью на Западе. Сначала под запрет попали формалистические направления в академической музыке, затем джаз, фокстрот, а несколько позже та же участь постигла появившийся рок-н-ролл и подавляющее большинство его производных.

Благодаря трофеям, вывезенным из Германии и освобожденных после немецкой оккупации стран, часть советских граждан смогла ближе познакомиться с западной музыкой. Это способствовало тому, что после завершения ВОВ в советском обществе возникла потребность в альтернативах идеологически стерильному и от того достаточно однообразному советскому искусству. Такой альтернативой во многом становились джаз и фокстрот.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Западная музыка часто считалась советским руководством чужеродным, вредным, декадентским культурным влиянием, и, соответственно, подпадала под различного рода запреты и ограничения. Это стало причиной жестких цензурных запретов на издание записей практически всех существующих джазовых стилей, а позже запреты на исполнение и издание рок-музыки. Реакцией общества на эти ограничения и послужил самиздат пластинок на костях.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

За издание, продажу “музыки на ребрах”, а также за хранение рентгенограмм с идеологически неправильной музыкой наказывали, в т.ч. лишением свободы. Существует растиражированный миф о наличии некой статьи за “преклонение перед западом”, но в действительности такой статьи в УК РСФСР не существовало. Наказывалась продажа “нежелательных” записей чаще как спекуляция (до 1960 года ст. 107, после 1960 — 154 УК РСФСР и аналогичными статьями в УК союзных республик).

До 1960-го года торговцу пластинками светило от 5 лет лагерей с частичной или полной конфискацией имущества. В УК РСФСР 60-го года был предусмотрен более широкий спектр наказаний, где к распространителю рентгениздата могли применять банальный денежный штраф (от 300 рублей), исправительные работы, а также лишение свободы от 3 до 7 лет.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Формально, хранение, прослушивание и даже запись на костях была не наказуема. Но по факту за последнее, как и за продажу, могли применить 58 статью, например, 58.17

“Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера”

что наказывалось лишением свободы на срок не менее одного года.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Изготовление дисков проводилось при помощи кустарного рекордера, использовались рентгеновские снимки на основе диацетата целлюлозы. Рекордер копировал запись с оригинальной пластинки, нарезая дорожки на пленке. Качество записи оставляло желать лучшего, но до массового распространения магнитофонов это был единственный способ тиражирования запрещённого контента.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Со временем такие пластинки имели свойство скручиваться, в связи с чем их старались хранить в одном конверте вместе со стандартными виниловыми дисками. Таким образом “Rock around the Clock” Билла Хейли мог мирно соседствовать с речами В.И. Ленина.

Подробнее о проекте

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Невозможно узнать заранее, какие именно треки попали в коллекцию. Для подогревания интереса участники проекта разместили надпись:

“This is one of … to be archived at Library of Dangerous Thoughts”

“это одна из (указано количество для конкретного исполнителя — Прим. авт.) оригинальных работ, которая будет заархивирована в библиотеке опасных мыслей”

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Интересно также, что авторы проекта рекомендуют использовать приобретенные рентгенограммы не для прослушивания записанных треков, а в качестве произведений изобразительного искусства. Они прямо пишут о том, что не гарантируют нормальное воспроизведение музыки на костях более пяти раз.

Проект уже привлек внимание СМИ, поэтому высоковероятно, что часть снимков с записями купят достаточно быстро и по достаточно высокой цене (до конца аукциона остается 21 день). Ажиотаж подогревает уникальность записей и известность исполнителей. Поборникам высокой верности воспроизведения, желающим услышать эти треки, записанные не на снимках, остается надеяться, что музыканты опубликуют эти записи в ином формате.

Джинса
У нас в каталоге нет музыки на костях, но есть традиционные виниловые пластинки, а также аппаратура для их воспроизведения и многое другое.

Источник

Музыка на костях: как в СССР записывали музыку на рентгеновских снимках

Во время холодной войны в СССР СМИ подвергались жесткой цензуре, а многие товары были запрещены. В этот список попадали музыка и книги. Однако диссиденты делали свое дело: многие книги передавались между читателями тайно, другие переписывались от руки. И советские граждане даже нашли способ, чтобы записывать музыку.

Тогда еще не было кассет, только виниловые пластинки. Записать на них музыку было весьма сложно: необходим был специальный станок. Да и чистые диски были дороги. Поэтому музыка нашла совершенно неожиданное воплощение — ее стали записывать на рентгеновских снимках. Их собирали в мусорках, покупали в больницах и превращали в пластинки. С жутких снимков с переломанными костями и вывихнутыми конечностями звучали Элвис Пресли, Beatles, Rolling Stones. И всех их записывали на станке, который был собран самостоятельно.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Записывающее устройство было похоже на граммофон, но работало в обратном направлении. Вместо «иглы», которая читала музыку на пластике, здесь была режущая головка, царапающая пустую вращающуюся поверхность, куда и подавался звуковой сигнал. Каждую запись обрезали в режиме реального времени, и на ее качество влияло все, начиная от возраста режущей головки до варианта поверхности и типа музыки.

Эти диски называли по-разному: «джаз на костях», «записи на ребрах», «музыка костей». И если первые записи звучали очень качественно и их было сложно отличить от оригиналов, то позже, когда практика стала повсеместной, качество значительно упало. Работала такая пластинка недолго, музыку можно было проиграть несколько десятков раз, однако эти запретные мелодии, даже с множеством изъянов, были захватывающими. Стоили подделки очень дешево, не более полутора рублей.

С «джазом на костях» активно боролись, и в конце 1950-х годов даже были созданы специальные музыкальные патрули. Однако костные пластинки были популярны еще несколько лет, пока их не заменили кассеты.

Источник

Рок-н-ролл на костях: как в СССР распространяли запрещённую музыку на рентгеновских снимках

В 2012 году вокалист британской инди-группы The Real Tuesday Weld Стивен Коутс отправился на гастроли в Санкт-Петербург и, гуляя по местному блошиному рынку, наткнулся на развалы с виниловыми пластинками. Там его внимание привлёк рентгеновский снимок с отверстием посередине — это была рентгенограмма с записанной на неё песней. В СССР на таких необычных носителях распространяли запрещённую и просто недоступную музыку. Называли подобные записи «костями» или «рёбрами».

Феномен «музыки на рёбрах» заинтересовал Коутса. Вместе с фотографом Полом Хартфилдом и исследователем музыки Алексом Колковским он углубился в историю вопроса, после чего выпустил книгу, снял документальный фильм и организовал ряд сопутствующих выставок и мероприятий.

В минувший понедельник выставка «Музыка на костях» открылась в московском музее «Гараж». 16 августа в её рамках состоялся музыкальный вечер, посвящённый этому эпизоду советской культуры. Присутствовавшим показали, как происходит запись песен на рентгеновские снимки и какой результат получается на выходе.

Цена буги-вуги

«Рёбра» в Советском Союзе записывали и продавали с конца 1940-х годов вплоть до появления магнитофонов в начале 1970-х.

На рентгеновские снимки записывали музыку запрещённых в Союзе исполнителей. Или же исполнителей, пластинки которых стоили баснословных денег — мало кто мог позволить себе купить винил стоимостью в зарплату инженера. А благодаря «костям» рок-н-ролл, буги-вуги, бардовскую, эмигрантскую и цыганскую музыку можно было приобрести за один-полтора рубля. Впрочем, для студентов — основной аудитории фарцовщиков — и такие деньги были весьма ощутимыми.

«В студенческие времена я на один рубль очень хорошо мог прожить весь день. И позавтракать, и пообедать, и поужинать, — рассказал RT советский и казахский музыковед, коллекционер и композитор Наум Шафер. — Мне это было не совсем по карману, потому что тогда я деньгами не располагал но тем не менее необходимые для себя вещи приобретал».

«Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл. »

В магазинах такие пластинки, разумеется, не продавались, а приобрести их можно было на барахолках, в переулках и подъездах. Зачастую продавцы ходили по двое: один предлагал запись и договаривался о цене, а другой стоял неподалёку с набитым товаром чемоданом.

В результате незаконной сделки меломаны получали тонкую пластинку с одной песней длительностью не более трёх с половиной минут. Качество у «костей» зачастую было отвратительным: шумы заглушали музыку. А порой вместо долгожданной композиции из проигрывателя доносились оскорбления в адрес желающих послушать зарубежных певцов.

Тем не менее такие записи расходились очень быстро, благодаря им советская молодёжь хотя бы имела представление о «другой» музыке.

«Качество страдало, естественно. Но покупали потому, что недоступно было всё это дело», — поясняет президент клуба филофонистов Константин Лаптев.

Если же покупателю везло, из проигрывателя раздавались голоса Петра Лещенко, Леонида Утёсова, Вадима Козина, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Фрэнка Синатры, вокалистов The Beatles, Чака Берри или Элвиса Пресли.

Спустя три десятилетия после зарождения культуры «музыки на костях» Виктор Цой споёт: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы».

Золотая собака

Принято считать, что появлению «музыки на костях» меломаны обязаны жителю Ленинграда Руслану Богословскому, который изобрёл самодельный аппарат для звукозаписи и вместе с товарищами открыл подпольную студию звукозаписи «Золотая собака».

«Внимательно изучив в студии Филона (основателя студии «Звукозапись», у которого Богословский позаимствовал идею записи на полумягких дисках. — RT) принцип работы аппарата и проведя ряд необходимых замеров, Руслан сделал рабочие чертежи, после чего нашёл токаря-универсала, взявшегося изготовить необходимые детали. Короче говоря, летом 1947 года великолепный аппарат для механической звукозаписи был готов», — писал в статье для журнала «Пчела» поэт Борис Тайгин.

Старые рентгеновские снимки создатели «Золотой собаки» брали в городских поликлиниках — медицинские работники были только рады избавиться от хлама. Выточкой металлических резцов Богословский занимался самостоятельно, а резцы покупались на толкучке у Обводного канала.

Производством и продажей пластинок молодые люди зарабатывали более трёх лет, пока в Ленинграде не начались аресты причастных к этому бизнесу. Руслана Богословского осудили на три года, а Тайгина — на пять лет. Аппаратура была конфискована и уничтожена. Однако, выйдя на свободу, приятели по чертежам восстановили звукозаписывающий аппарат и вновь начали предпринимательскую деятельность.

«Усовершенствованный Русланом аппарат теперь мог, шагая в ногу со временем, писать и долгоиграющие пластинки со скоростью 33 оборота в минуту! Филон посчитал это новшество излишним и по-прежнему записывал пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту: так было быстрее и проще в изготовлении. Тем более что любители этих музыкальных жанров, изголодавшиеся за период нашего вынужденного отсутствия, покупали любые пластинки без особых претензий», — отмечал Тайгин.

Спустя четыре года Богословского снова арестовали. За три года пребывания в лагере он придумал способ изготовления твёрдых пластинок в домашних условиях и, выйдя на свободу, наладил производство дешёвых, но более качественных экземпляров, за что в третий раз оказался в тюрьме.

Попытки советской власти искоренить «музыку на костях» так и не увенчались успехом. Однако спустя несколько лет это сделал прогресс: эпоха «рёбер» закончилась с появлением катушечных магнитофонов.

Источник

Джаз на костях

Необычная выставка «Музыка на костях» открылась в Новой Голландии. Она посвящена короткой истории советского подпольного издания пластинок на рентгеновских снимках.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Стивен Коутс в комнате «рентгениздата». ФОТО АВТОРА

Как рассказал на вернисаже английский композитор Стивен Коутс, пять лет назад он приезжал с концертом в Петербург. После выступления русские друзья повели его на блошиный рынок в Удельную. Там он обратил внимание на диск странного вида, на котором четко видно изображение костей человеческих рук. Это оказалась граммофонная запись рок-н-ролльной композиции, сделанная неизвестными умельцами в 1950-х годах. Вся история должна была закончиться приобретением экзотического сувенира, но Коутс заинтересовался этим культурным феноменом всерьез, привлек к исследованию своего друга, успешного портретного фотографа Пола Хартфилда. Вместе они несколько лет собирали материалы, которые стали выставкой, показанной в разных странах. Российская версия создана при поддержке музея современного искусства «Гараж».

В Ленинграде было несколько лидеров «рентгениздата», кураторы выделяют Бориса Тайгина и Руслана Богословского. Во второй половине 1940-х годов они наладили в домашних условиях выпуск пластинок с записями джаза, Петра Лещенко, Александра Вертинского, другой запрещенной «легкой» музыки. Она пользовалась стабильным спросом у публики, уставшей от официозных советских песен. Исходным материалом служили пластинки, разными способами попадавшие в СССР, а также музыкальные передачи зарубежных радиостанций. «Подпольщики» имели проблемы с милицией, даже сидели, но выпуск пластинок продолжался.

Коутс и Харфилд с помощью старых фотоснимков и собранной коллекции воспроизвели «комнату бутлегера», где главное место занимают проигрыватель, радиоприемник и электродекодер.

Кураторы записали на видео интервью с Михаилом Фарафановым, который занимался «рентгениздатом» в 1950-е годы в Москве. Он вспоминает, как покупал пленки у медтехников. Иногда ему удавалось приобрести чистые, они были пластичнее, на них запись получалась намного качественнее. Для переноса пластинок к точке сбыта Фарафанов сшил специальный пакет из чехла от теннисной ракетки, туда помещалось до 60 дисков. В крайнем случае такой футляр можно было спрятать под одеждой.

Источник

«Музыка на костях»: как рентгеновские снимки стали символом борьбы с цензурой

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Фантазия человека, ущемленного в правах, но страстно желающего заполучить желаемое, не знает границ. Когда в конце 1940-х — начале 1960-х западный джаз и рок-н-ролл оказались под запретом для советского общества и достать официальные пластинки исполнителей было невозможно, несогласные с цензурой меломаны придумали издавать «вражескую» музыку самостоятельно. На трофейных и изготовленных дома рекордерах они копировали «запрещенку» на рентгеновские снимки. Музыка в прямом смысле слова записывалась на костях, впрочем, никого не смущали ни части скелета, видневшиеся на дисках, ни страшные последствия, которые грозили тому, у кого найдется такая пластинка — идея и идеалы были важнее.

В экспозицию «Гаража» вошли оригинальные записи «музыки на костях», рассказы людей, которые их делали и распространяли, фотографии раритетных пластинок и другие ценные артефакты эпохи.

Джаз на костях что это. Смотреть фото Джаз на костях что это. Смотреть картинку Джаз на костях что это. Картинка про Джаз на костях что это. Фото Джаз на костях что это

Выставка получилась не очень объемная, но достаточная, чтобы понять, за что и зачем боролись советские музыкальные «бутлегеры». Изучить яркую главу в истории отечественного самиздата можно уже с сегодняшнего дня, а завтра 16 августа еще и почувствовать атмосферу музыкальных кабаре тех лет. Вечером в Атриуме музея на один день откроется X-Ray Cabaret, которое воскресит музыкальные хиты, запрещенные советской цензурой, и реанимирует технологии того времени. В программе — выступления лидера британской инди-поп-группы The Real Tuesday Weld и куратора выставки «Музыка на костях» Стивена Коутса, рок-группы «Вежливый отказ» и певицы Мириам Сехон. Вместе с песнями из собственного репертуара они исполнят избранные композиции эпохи «музыки на костях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *