Больше чем через два века после Магеллана, 26 августа 1768 г., в плавание по Тихому океану отправился капитан Джеймс Кук. Согласно официальным сообщениям, Кук должен был провести астрономические наблюдения, но у капитана было и другое задание — выяснить, существует ли южный материк.
Джеймс Кук родился 27 октября 1728 г. в семье небогатого фермера. В 18 лет он неожиданно увлекся морскими странствиями и поступил юнгой на корабль, перевозивший уголь. Через девять лет он уже в совершенстве мог управлять такими посудинами. Но он предпочел оставить торговый флот и опять стал рядовым матросом на Королевском военноморском флоте. Через два года он уже был капитаном собственного корабля. В 1768-1779 гг. Джеймс Кук совершил три тихоокеанских путешествия. Он проплыл от антарктических вод до Северного Ледовитого океана. Кук совершил прорыв в исследовании южных морей, дав их первое систематическое и достоверное картографическое описание. Составленные им карты позволили сделать вывод, что там находится не единый массив суши, а отдельные земли.
Секретное задание
В XVIII в. европейцы почти ничего не знали о южной части Тихого океана. Со времен античности географы верили, что в южном полушарии находится большой материк, простирающийся от Южного полюса до тропиков. В 1768 г. капитан Королевского военно-морского флота Джеймс Кук получил задание возглавить научную экспедицию, отправляющуюся в Тихий океан для наблюдения за прохождением 3 июня 1769 г. Венеры между Землей и Солнцем. На самом деле английское правительство интересовал неизвестный южный материк, на котором предполагалось обнаружить богатые залежи полезных ископаемых.
Кук настоял на том, чтобы в плавание отправился большой прочный корабль-углевоз. На борту этого судна, которое называлось «Индевор», было достаточно места для команды из 94 человек, включавшей также натуралистов, астронома и других «джентльменов-исследователей», как в то время называли ученых. Во время плаваний ученые составили карты, на которые были нанесены открытые земли, зарисовали и описали новые виды растений, а также собрали ценные сведения о народах, населяющих острова Тихого океана.
Здоровье экипажа
Джеймс Кук очень заботился о здоровье своего экипажа и следил за тем, чтобы среди взятых запасов продовольствия было огромное количество квашеной капусты и лука, а также апельсинов и лимонов, которые должны были стать заменой свежих овощей. В результате цинга — болезнь, связанная с недостатком витаминов, косившая моряков в долгих плаваниях, — почти не встречалась на судах Кука. Везде, где было можно, Кук приказывал своим людям собирать богатые витаминами дикие травы. Кроме того, Кук строго требовал от своих людей чистоплотности: каждый день он проверял, вымыты ли руки у моряков его экипажа и оставлял без ежедневной порции спиртного тех, кто забывал о гигиене.
В первой экспедиции капитана Джеймса Кука в южные воды принимал участие сэр Джозеф Бэнкс — ботаник, путешественник, покровитель науки и директор Королевского ботанического сада в Лондоне. Он проплыл с Куком по всему маршруту и исследовал местную флору, в том числе и хлебное дерево.
Новая Зеландия
Отправляясь в первое плавание, экспедиция должна была выяснить, не является ли открытая в 1642 г. голландцем Абелем Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 г. из порта Плимут, Кук пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку, вышел в Тихий океан и достиг острова Таити. 7 октября 1769 г. Кук подошел к Новой Зеландии. Совершив вокруг нее плавание, он определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком, и нанес на карту контуры их берегов.
Новый материк
Решив вернуться на родину через Индийский океан, Кук взял курс на Австралию и 19 апреля 1770 г. достиг ее восточного берега. Растительный мир этих мест был таким богатым, что залив, на берегу которого теперь стоит город Сидней, был назван Ботани-Бей (Ботаническая бухта). Сопровождавшие Кука ученые-натуралисты собрали сотни образцов незнакомых растений. Повернув на север, Кук держался близко к берегу, чтобы точно нанести его очертания на карту. Несмотря на предосторожности, судно все же налетело на риф. «Индевор» вытащили на берег, и в течение двух месяцев, пока его ремонтировали, Кук изучал чудесный мир Большого Барьерного рифа.
По островам
Кук составил подробное географическое описание многих островов Тихого океана. Посетив Таити во время первого плавания, он открыл соседние с ним острова, назвав их в честь Королевского географического общества островами Общества, а также остров Тонга, жители которого приняли его очень дружелюбно. В следующих путешествиях он открыл острова Харви (ныне Кука), побывал на острове Пасхи, Маркизских островах и архипелаге Новые Гибриды и высадился на Сандвичевых (Гавайских) островах.
Смерть в раю
В феврале 1779 г. Кук сделал остановку на Гавайских островах. Они казались ему подобием рая. Островитяне оказали капитану и его спутникам очень теплый прием. Но в дальнейшем отношения испортились. Считается, что европейцы нарушили местное табу, а туземцы украли лодку, использовавшуюся для починки корабля. Ссора переросла в вооруженную стычку, и Кук погиб от удара кинжалом.
Портрет Дж. Кука, 25 май 1776 года. Художник Натаниэл Дэнс
Род деятельности:
Джеймс Кук (англ. James Cook, 7 ноября 1728 г., Мартон, Йоркшир — 14 февраля 1779 г., о. Гавайи) — английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель. Возглавлял три экспедиции по исследованию мирового океана, две из которых были кругосветными. Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. Обследовал и нанёс на карту малоизвестные и редко посещаемые до него части Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Благодаря тому вниманию, которое Кук уделял картографии, многие из составленных им карт по своей точности и аккуратности не были превзойдены на протяжении многих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.
Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.
Содержание
Детство
Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир). У его отца, бедного шотландского батрака, помимо Джеймса было четыре ребенка. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учебы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати он нанимается юнгой на угольщик «Фрилав» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.
Начало карьеры
Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Фрилав», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон-Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров — «Три брата». Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип». Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять в командование «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 г. он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей — неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом. Вскоре началась Семилетняя война (1756 г.) «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 г. у острова Уэссан «Игл» вступил в бой с французским кораблем «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя, «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.
По достижении двухлетнего стажа, в 1757 г., Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master ), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 г. был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).
Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, — обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера, объем работы был очень велик, с другой — работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нем. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён капитаном на флагманский корабль «Ньюфаундленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла, Кук продолжал картографирование реки Св. Лаврентия до 1762 г. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 г.
Семейная жизнь
Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 г, Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763-1794 гг), Натаниэль (1764-1781 гг), Элизабет (1767-1771 гг), Джозеф (1768-1768 гг), Джордж (1772-1772) и Хью (1776-1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 г в возрасте 93 лет.
Три экспедиции Джеймса Кука
Под началом Джеймса Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире.
Первое кругосветное плавание (1768-71 гг)
Цели экспедиции
Состав экспедиции
Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:
Экспедиции был выделен «Индевор» — небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.
Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники — Александр Бакан и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.
Первым помощником на «Усердии» был Захари Хикс, вторым помощником — Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.
Ход экспедиции
С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами — частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента становилось невозможным, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти. С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Семуэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.
После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери. Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Шарлотты, было сделано открытие — поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).
В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии. 11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьезном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и Рифом, усеянной мелями и подводными скалами. Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды — продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка). Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришел в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать. На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 г. экспедиция вернулась в Англию.
Результаты первой экспедиции
Второе кругосветное плавание (1772-75 гг)
В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.
Цели экспедиции
Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, не известны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал подобным образом исходя лишь из личной инициативы, поэтому представляется очень вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего и не известно.
Состав экспедиции
Главными кандидатами на должность начальника экспедиции были Джеймс Кук и Джозеф Банкс. Известно, что в ходе подготовки к экспедиции между Адмиралтейством и Банксом возникли разногласия, в результате чего Банкс отказался от участия в экспедиции. Руководителем экспедиции вновь стал Джеймс Кук.
Экспедиции выделили два корабля — «Резолюшн» водоизмещением 462 т., которому отводилась роль флагмана, и «Эдвенчур», имевший водоизмещение 350 т. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Эдвенчур» — Тобиас Фюрно. Лейтенантами на «Резолюшн» были: Джон Купер, Ричард Пикерсгилл и Чарльз Кларк.
В экспедиции принимали участие натуралисты Иоганн Рейнхольд и Георг Форстеры (отец и сын), астрономы Уильям Уэллс и Уильям Бэйли, художник Уильям Ходжес.
Ход экспедиции
13 июля 1772 г. корабли вышли из Плимута. В Кейптауне, куда прибыли 30 октября 1772 г., к экспедиции присоединился ботаник Андерс Спаррман. 22 ноября корабли покинули Кейптаун, взяв курс на юг. В течение двух недель Кук искал т. н. остров Обрезания, — землю, которую увидел впервые Буве, однако не смог точно определить ее координаты. Предположительно остров находился приблизительно в 1700 милях южнее мыса Доброй Надежды. Поиски ничего не дали, и Кук отправился дальше на юг. 17 января 1773 года корабли пересекли (впервые в истории) Южный полярный круг. 8 февраля 1773 г., во время шторма, корабли оказались вне пределов прямой видимости и потеряли друг друга. Действия капитанов после этого были следующими.
7 июня 1773 г. корабли вышли из залива Шарлотты и направились на запад. Во время зимних месяцев Кук хотел заняться исследованием малоизученных районов Тихого океана, прилегающих к Новой Зеландии. Однако из-за обострения цинги на «Эдвенчуре», которое было вызвано нарушениями установленного режима питания, пришлось посетить Таити. На Таити в рацион команд было включено большое количество фруктов, таким образом удалось вылечить всех цинготных больных.
После Таити Кук посетил остров Хуахине, на котором ему удалось приобрести около 300 свиней. Несмотря на то, что с островитянами и их вождем были установлены прекрасные отношения, некоторые члены экспедиции подвеглись на этом острове нападению злоумышленников. Так, 6 сентября Спарман был ограблен и избит, угрозе нападения подвергся и сам Кук. 7 сентября, перед самым отплытием, к экспедиции присоединился Омай, житель близлежащего острова Ульетеа, куда Кук собирался сразу после Хуахине. Ульетеа увидели вечером того же дня. На этом острове было куплено столько свиней, что их общее количество, по оценкам Кука, достигло 400 голов. На Ульетеа Кук взял с собой еще одного островитянина по имени Эдидей. Следующими островами, где побывал Кук, были Эуа и Тонгатабу, жители которых настолько поразили Кука своим дружелюбием и доверием, что Кук назвал эти острова вместе с третьим островом, находящимся неподалеку, островами Дружбы. Это название, утратившее впоследствии статус официального, употребляется до сих пор.
У берегов Новой Зеландии, куда Кук отправился после островов Дружбы, корабли попали в шторм и снова разошлись. Переждав шторм в проливе Кука, «Резолюшн» вернулся в залив Шарлотты, условленное место встречи, однако «Эдвенчура» здесь еще не было. Во время трехнедельного ожидания англичане стали свидетелями сцен каннибализма среди местных жителей. Так и не дождавшись «Эдвенчура», Кук двинулся на юг, оставив на берегу записку для капитана Фюрно. В ней Кук обозначил места, которые собирался посетить после возвращения из полярных морей, и предложил Фюрно либо попытаться встретиться, либо вернуться в Англию. «Эдвенчур» пришел в залив Шарлотты спустя неделю после отплытия Кука. 17 декабря 1773 г. произошло чрезвычайное происшествие — восемь матросов во главе с двумя боцманами, направленные на берег за свежими овощами, были убиты и съедены новозеландцами. Капитан Фюрно принимает решение (возможно, под впечатлением от произошедшего накануне) возвращаться в Англию. На следующий же день (18 декабря) Фюрно покидает Новую Зеландию, и направляется в Калькутту. Пополнив запас продовольствия и оставив Куку записку, Фюрно возвращается в Англию.
Из залива Шарлотты, так и не дождавшись Фюрно, Кук отправляется в полярные воды и 21 декабря 1773 г. второй раз пересекает Южный полярный круг. 30 января 1774 года, когда «Резолюшн» достиг 71 гр. 10′ ю.ш., путь был прегражден сплошным полем пакового льда. Это была самая южная точка, которую удалось достичь Куку за все время его путешествий.
Посетив остров Пасхи (12 марта 1774 г.), Маркизские острова (7 апреля 1774 г.) «Резолюшн» 22 апреля 1774 г. снова подходит к берегам Таити. Здесь Кук становится свидетелем подготовки таитян к войне с жителями соседнего острова Мурэа. Особенное впечатление на экспедицию оказал таитянский военный флот, который описывается в журнале Кука следующим образом:
Флот состоял из 160 военных судов и 150 судов, предназначенных для подвоза съестных припасов. Военные суда имели от 40 до 50 футов в длину. Над носовою их частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых — по восемь. Я высчитал, что всего в таитянском флоте занято 7700 человек, но многие офицеры сочли эту цифру преуменьшенной. Все суда были украшены разноцветными флагами и представляли величественное зрелище, какого мы не ожидали увидеть в этих морях. Впереди шел адмиральский корабль, состоящий из двух больших военных судов, соединенных вместе. На нем ехал командующий флотом адмирал Товга, пожилой человек с красивым, мужественным лицом.
Третье кругосветное плавание (1776-79 гг)
Цели экспедиции
Основная цель, поставленная Адмиралтейством перед третьей экспедицией Кука, — открытие так называемого Северо-Западного прохода — водного пути, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океаны.
Состав экспедиции
Экспедиции, как и ранее, было выделено два корабля — флагманский «Резолюшн» (водоизмещение 462 т., 32 пушки), на котором Кук совершил второе путешествие, и «Дискавери» водоизмещением 350 тонн, имевший 26 пушек. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Дискавери» — Чарльз Кларк, участвовавший в первых двух экспедициях Кука. Джон Гор, Джеймс Кинг, Джон Уильямсон были на «Резолюшн» соответственно первым, вторым и третьим помощниками капитана. На «Дискавери» первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен.
Ход экспедиции
Англию корабли покинули порознь: «Резолюшн» вышел из Плимута 12 июля 1776, «Дискавери» — 1 августа. На пути в Кейптаун Кук посетил остров Тенериф. В Кейптауне, куда Кук прибыл 17 октября, «Резолюшн» был поставлен на ремонт по причине неудовлетворительного состояния бортовой обшивки. «Дискавери», прибывший в Кейптаун 1 ноября, был также отремонтирован.
1 декабря корабли вышли из Кейптауна. 25 декабря был открыт остров Кергелен. 26 января 1777 г. корабли подошли к Тасмании, где пополнили запасы воды и дров. Отбыв из Тасмании 30 января, 13 февраля корабли прибыли в бухту Шарлотты на Новой Зеландии. В этом самом заливе 17 декабря 1773 года были убиты и съедены десять человек из команды капитана Фюрно, возглавлявшего «Эвенчур», второй корабль Кука во второй экспедиции. Несмотря на то, что удалось установить личность предводителя убийц (им оказался местный вождь Кахура), Кук не стал его преследовать. Вместо этого, он безвозмездно передал жителям окрестных деревень часть овец из числа животных, которых специально привезли из Англии в качестве подарка аборигенам островов.
Из Новой Зеландии корабли отправились на Таити, однако из-за встречных ветров Кук был вынужден изменить курс и посетить сначала острова Дружбы. На Таити Кук прибыл 12 августа 1777 г.
7 декабря 1777 г. корабли двинулись в Северное полушарие, экватор пересекли 22 декабря. Через два дня, 24 декабря, был открыт остров Рождества. Находясь на этом острове экспедиция наблюдала солнечное затмение. 18 января 1778 г. были открыты Гавайские острова, названные Куком Сэндвичевыми островами по имени одного из лордов Адмиралтейства (это название не прижилось). На Гаваях экспедиция пробыла до 2 января, восстанавливая силы и готовясь к плаванию в северных широтах, затем двинулась на северо-восток, к западному побережью Северной Америки. На этом пути корабли попали в шторм и получили частичные повреждения («Резолюшн», в частности, потерял бизань-мачту). 30 марта 1777 г. корабли встали на ремонт в заливе Нутка. 26 апреля, закончив ремонт, они вышли из залива Нутка и направились вдоль североамериканского побережья на север. У берегов Аляски, однако, снова пришлось сделать остановку для ремонта, так как «Резолюшн» сильно протекал. В начале августа корабли прошли через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. Здесь они натолкнулись на сплошное ледяное поле. Продолжать путь на север было невозможно, приближалась зима, поэтому Кук развернул корабли, намереваясь провести зиму в более южных широтах. 2 октября 1778 г. Кук достиг Алеутских островов, здесь он встретил русских промышленников, которые предоставили ему свою карту для изучения. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесенные у Кука лишь приблизительно, были отображены на ней с высокой степенью детализации и точности. Известно, что Кук перерисовал эту карту.
24 октября 1778 г. корабли покинули Алеутские острова и 26 ноября достигли Гавайских островов, однако подходящая стоянка для кораблей была найдена только 16 января 1779 г. Жители островов — гавайцы — сосредоточились вокруг кораблей в большом количестве; Кук в своих записях оценивал их число в несколько тысяч. Позднее стало известно, что высокий интерес и особенное отношение островитян к экспедиции объяснялись тем, что они приняли Кука за одного из своих богов. Хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали, однако, быстро портиться; с каждым днем количество хищений, совершаемых гавайцами, возрастало, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились все горячее. Чувствуя, что обстановка накаляется, Кук 4 февраля покинул залив, однако начавшийся вскоре шторм нанёс серьёзный ущерб такелажу «Резолюшн» и 10 февраля корабли были вынуждены вернуться для ремонта (другой якорной стоянки поблизости не было). Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. Отношение гавайцев к экспедиции стало тем временем откровенно враждебным. В округе появилось много вооруженных людей. Число краж увеличилось. 13 февраля с палубы «Резолюшн» были украдены клещи. Попытка их вернуть оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением. На следующий день, 14 февраля был украден баркас с «Резолюшн». Для того, чтобы вернуть украденное имущество, Кук решил взять на борт в качестве заложника Каланиопу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооруженных людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом, он прошел к жилищу вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Каланиопа последовал за англичанами, однако у самого берега его со слезами на глазах отговорила следовать дальше жена. Тем временем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Среди них разнесся слух, что англичане убили нескольких гавайцев, это подтолкнуло толпу к началу враждебных действий. Кук подал знак рукой матросам, находившимся неподалеку в море в шлюпке, чтобы они их забрали. Однако матросы неправильно поняли его и решили, что это знак к отступлению. Джеймс Кук и оставшиеся матросы побежали к морю, пытаясь спастись вплавь. Одно копьё попало Куку в затылок. Он раненый попытался позвать на помощь, но второе копье пронзило его насквозь и он упал замертво. Джеймс Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль.
После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Кларку. Кларк пытался добиться выдачи тела Кука мирным путем. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой высадившийся под прикрытием пушек десант захватил и сжег дотла прибережные поселения и отбросил гавайцев в горы. После этого гавайцы доставили на «Резолюшн» корзину с десятью фунтами человеческого мяса и голову Кука без нижней челюсти. 22 февраля 1779 г останки Кука были захоронены в море. Капитан Кларк погиб на обратном пути от туберкулеза, которым был болен на протяжении всего плавания. В Англию корабли вернулись 4 февраля 1780 г.
Результаты экспедиции
Основная цель экспедиции — открытие Северо-Западного прохода — не была достигнута. Были открыты Гавайские острова, остров Рождества и некоторые другие острова.