Джимхана что это такое
Джимхана — автородео с индийским именем
Одной из многочисленных трасс в Японии, на которых проводятся соревнования по Джимхане является Tsukuba Circuit.
Что такое джимхана
Джимхана — одна из разновидностей автокросса, по сути являющаяся чем-то средним между фигурным вождением, ралли-спринтом и дрифтом. Своим появлением этот спорт обязан японцам, которые начали развивать его еще в девяностых годах прошлого века. Начаналось все с соревнований по «уличному дрифту», неотъемлемой частью которых являлась городская эстетика. Пилоты демонстрировали филигранную технику вождения автомобилей на фоне городских пейзажей — заброшенных аэродромов, парковок и заводов. Со временем уличное развлечение превратилось в профессиональный спорт, который затем получил широкое распространение в США и Великобритании. В России также с некоторых пор начали проводиться соревнования по джимхане.
На официальных соревнованиях гонщики состязаются в одиночных заездах, которые длятся в среднем около минуты. Целью заезда является не только минимальное время прохождения трассы, но и точность выполнения упражнений по объезду всевозможных препятствий — пилот должен вести свой автомобиль в пределах помеченной зоны, называемой «стопроцентной зоной», выполняя сложнейшие элементы — змейки, повороты на 180, 360 градусов, заносы и езду задом. Поэтому важнейшими составляющими элементами джимханы являются запоминание трассы и дрифт, который позволяет проходить трассу намного быстрее и превращает заезд в мощнейшее визуальное переживание для зрителей.
Слово «джимхана» на языке хинди означает состязание, в котором участники испытывают свои возможности.
Мировой рекорд по самому продолжительному дрифту составляет 2308 метров и принадлежит гонщику Мауро Кало. 
Главная звезда джимханы
Важной частью феномена популярности этого спорта является серия видеороликов «Ken’s Block Gymkhana» в главной роли с американским раллийным автогонщиком Кеном Блоком и во многом ассоциируется с его именем.
Кроме автогонок Кен Блок принимал участие в соревнованиях по скейтбордингу, сноубордингу и мотокроссу. Но основной профиль спортсмена — это ралли. Блок начал свою раллийную карьеру в 2005 году в команде Vermont Sports Car и в первый сезон выиграл приз Rally America Rookie Of The Year и занял четвертое место в общем зачете в национальном чемпионате Rally America. За шесть лет спортивной карьеры в автоспорте Блок выиграл множество гонок и индивидуальных призов и даже попал в список самых влиятельных людей по версии журнала Sports Business.
По настоящему популярным Кен Блок стал после того, как в 2007 году совершил прыжок на расстояние 52 метра на своем автомобиле, специально для Discovery Channel.
Первое видео серии «Ken Block’s Gymkhana», снятое в 2008 году, стало настоящей сенсацией — его посмотрели несколько десятков миллионов пользователей интернет-сервиса YouTube, и мгновенно превратило американского гонщика в суперзвезду современного автоспорта.
Кроме того, что Блок профессионально занимается автоспортом, он является одним из основателей компании и генеральным директором DC Shoes, производящей одежду для активных видов спорта.
Два дня назад на YouTube был опубликован очередной неземной красоты видеоролик « Gymkhana FOUR: The Hollywood Megamercial», в котором Кен Блок дрифтует и трюкачит на модифицированном Ford Fiesta. Авторы подошли к съемкам с голливудским размахом — режиссером выступил Бен Конрад, приложивший руку к созданию фильмов «Добро пожаловать в Зомбиленд» и «Успеть за 30 минут». Само видео снималось на студии Universal, с кучей взрывов и спецэффектов. Кроме собственно дрифта, в ролике присутствуют зомби, летающая на сигвее горилла, механическая акула, камео ребят из Epic Meal и красочный болливудский финал с пиротехникой и тележкой из супермаркета.
Джимхана или дрифт? Ликбез по непонятным гонкам
Джимхана
Бестолковая абракадабра? Заклинание? Загадочное слово джимхана разлетелось по тусовкам после ошеломительного успеха видеороликов Кена Блока. Но американский раллист в этой дисциплине был далеко не первым. Своя джимхана существовала даже в. СССР! А зародились эти гонки еще в ту пору, когда и машин-то на свете не было. Английские аристократы назвали джимханой соревнования наездников на трассе с препятствиями. Термин же позаимствовали из языка хинди, в котором он означает «место для состязаний».
По большому счету, автомобильная джимхана — это разновидность слалома, «фигурки», в ряде стран также называемого «моторханой» или «автотестом». Суть одна. Участникам предлагается по очереди за ограниченное время пройти насыщенную упражнениями трассу: «змейки», повороты, «восьмерки», «шпильки», «бублики» да хоть заезд в гараж задним ходом. Кто справился быстрее и проехал точнее, не выйдя за границы обозначенного коридора, — тот и победил. Иными словами, устроить джимхану можно на обычной асфальтовой площадке с конусами, выпустив на трассу совершенно стандартный автомобиль. Чем и занимались советские таксисты и автолюбители на соревнованиях по автомногоборью.
Хотя, конечно, многомиллионные просмотры роликов Кена Блока говорят о том, что медлительные «Волги» и «Жигули» меркнут на фоне эффектной езды гоночных Subaru Impreza или Ford Fiesta. Ведь современная скоростная джимхана — это и дрифт, и ралли-кросс, и кольцо. Весь техничный автоспорт в одном флаконе.
Каждый ролик про джимхану — маленькое кино. На разработку сценария, переговоры и прочие формальности обычно уходит до полугода. А съемки, если все идет по плану, продолжаются около четырех дней. За это время мы уничтожаем в среднем 30-40 покрышек. Экшн-камеры — тоже расходный материал. Например, при создании «Джимханы 5» погибло порядка 15 камер
Спринт кар
Трасса соревнований Sprint car, весьма популярных в США, Канаде, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, — ипподром, на котором гоняются тысячи лошадей разом. Трек представляет собой профилированный грунтовый овал, мощность каждого болида, чем-то напоминающего багги, — от 600 до 1100 сил. Число участников доходит до трех десятков.
Половину времени машина проводит в глубоком заносе, а другую — предлагает пилоту совладать с инфернальной динамикой на короткой прямой. Это чертовски непросто, так как многолитровые атмосферные V8 на метаноле очень мощные, а весит автомобильчик всего около полутонны.
Gymkhana
Далеко не многие любители автогонок знают о такой разновидности автоспорта как «Джимхана» (англ. Gymkhana), наиболее популярной в Японии, Соединенных Штатах, ЮАР, странах Объединенного Королевства и Ирландии. Цель соревнований заключается в прохождении гоночного трека за минимальное время и с максимальной скоростью. При этом прохождении трассы мотоджимханы (разновидность) усложняется наличием препятствий в виде бочек, конусов и автомобильных шин.
Описание
Главной задачей пилота является прохождение трассы в установленном порядке. В ходе гонки пилотам необходимо продемонстрировать различные фигуры и техники вождения. Наиболее распространенными заданиями в мотоджимхане считается:
Учитывая сложность и обилие препятствий, пилоты, участвующие в состязаниях, должны хорошо изучить трассу. Запоминание особенностей гоночного трека является залогом успеха.
История возникновения Gymkhana
История этого вида спорта начинается в 70-е годы прошлого века в Японии практически сразу же обретя огромную популярность. Этому способствовал тот факт, что джимхана не требует использования специально подготовленных треков или стадионов. Для проведения состязаний достаточно наличия асфальтированной площадки с препятствиями.
Правила
Существует несколько трактовок правил. Чаще всего они делятся на классическую и американскую версии. Классическая версия правил, используемая в большинстве состязаний, предусматривает прохождение трассы в течение 45-90 секунд. При этом спортсмены должны допустить минимум ошибок в процессе прохождения препятствий и демонстрации сложнейших разворотов и поворотов. Правила этого спорта не предусматривают наличия штурмана. Поэтому гонщикам необходимо демонстрировать не только филигранный стиль вождения, но и способность запоминать, а затем безошибочно воспроизводить нарисованный маршрут. Местом проведения состязаний может быть любая открытая площадка с асфальтированным покрытием. Чаще всего для соревнований используются:
Судьи, оценивающие пилотов, берут во внимание не только время прохождения, но также технику вождения и изящность прохождения препятствий. Более того, иногда время не имеет никакого значения, если пилот не смог преодолеть их.
Качественное исполнение позволяет получить дополнительные очки за:
Трасса
Схемы гоночных треков спроектированы так, чтобы пилоты использовали лишь первую и вторую передачи. В соревнованиях, проводимых в Ирландии и Великобритании, также возможно использование задней передачи.
Состязания по этому виду спорта предусматривают применение конусов, покрышек и других аксессуаров, позволяющих сформировать различные препятствия. Конусы для джимханы, как правило, имеют различную расцветку, которая свидетельствует об особенностях их преодоления и поворотов, в которые входят гонщики. В большинстве гонок по классической и зимней джимхане используются конусы таких цветов:
Различная расцветка позволяет судьям более объективно оценивать качество прохождения трассы.
Сходство Gymkhana с другими гонками
Соревнования по джимхане имеют некоторое сходство с другими видами автоспорта. В частности, ее зачастую сравнивают с дрифтом, автокроссом и автослаломом. Основная схожесть заключается в использовании похожих трасс и наличии препятствий. Что интересно, в Швеции регулярно проводится такое соревнование, как «Gymkhana Drift».
Эта гонка является гибридом мотоджимханы и дрифта. Гонщикам необходимо демонстрировать не только технику прохождения препятствий, но и умение уходить в управляемый занос. Стоит заметить, что элементы джимханы можно также встретить и в других гоночных сериях. В качестве примера следует привести мексиканскую внедорожную гоночную серию «Baja 1000» (ралли-марафон). В Северной Америке принципы джимханы используются в автокроссе. Только не стоит путать этот автокросс с отечественным, который проводится по бездорожью (снегу или грунту).
Используемая техника и классы
Стоковые
В этом классе участвуют заводские не модифицированные автомобили с общими стандартными автомобильными настройками.
Модифицированные
Модифицированные или тюнингованные автомобили оснащаются дополнительными элементами, которые способствуют улучшению заводских характеристик машины. В соревнованиях среди модифицированных автомобилей существуют определенные ограничения по улучшениям. Что касается самих улучшений, то они могут заключаться в использовании:
Джимхана в мире
Наибольшей популярностью этот вид спорта пользуется в США, Азии и Европе.
В США создано множество мест для проведения состязаний. Причем для проведения соревнований могут использоваться самые невероятные локации. В течение последних нескольких лет, в качестве локаций использовались:
Азия является родиной этого автоспорта. Поэтому неудивительно, что в азиатских странах джимхана пользуется огромной популярностью. Причем этот вид спорта покорил не только Японию, но также Среднюю Азию и Казахстан.
Европа
В Европе этот вид спорта особенно популярен в Англии, Шотландии, Ирландии и Франции. Именно во Франции находится одна из самых известных трасс для проведения состязаний. Эта трасса находится на автодроме Лина-Монлери.
Джимхана в других странах
В странах СНГ этот вид спорта еще не так популярен, как в США, Японии или Британии, но в последнее время поклонники джимханы появляются и на постсоветском пространстве. Этапы кубка мотоджимханы проводятся в России, Беларуси, Украине и Казахстане.
Что интересно джимхана была известна еще во времена Советского Союза. Тогда этот вид автоспорта назывался «фигурное вождение». Основной задачей участников соревнований было четкое выполнение спецупражнений с ограничением по времени. Фигурное вождение также проводилось на специально подготовленной горизонтальной площадке, которая была оборудована искусственными препятствиями.
Россия
В России совсем недавно была создана федерация этого вида спорта. Данный факт уже в ближайшее время должен способствовать увеличению количества участников в соревнованиях.
Беларусь
В Беларуси главной трассой для соревнований стала парковка, расположенная за университетом физкультуры в Минске.
Украина
В Украине соревнования по этому виду спорта проводятся на гоночных треках в Киеве и Одессе. Основным популяризатором выступает Александр Гринчук («Гриня»).
Казахстан
В Казахстане создана гоночная серия «Gymkhana Racing Series». Благодаря этому гонки по джимхане проводятся во всех крупных городах Казахстана.
Кен Блок и популяризация Джимханы
Популяризации этого вида спорта способствует американский гонщик Кен Блок и его команда «Hoonigan». Блок регулярно размещает безбашенные видеоролики, которые пропагандируют участие в гонках серии.
Пародия от Джереми Кларксона
А вот так было на самом деле:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, нажмите на кнопку
или выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Джимхана что это такое
Я профессиональный журналист, зовут меня Георгий, работаю в одном из известных всем изданий. В период «самоизоляции» мне довольно скоро стало претить постоянное переписывание однообразных новостных лент с пугающими, но, как под копирку, одинаково скучными заголовками. И я решил вернуться к корням моей профессии. А именно: к скандалам, интригам и подковёрной борьбе среди жадных до власти и денег. Однажды я попробовал новомодное увлечение молодёжи – мотоджимхану. Меня не зацепило, но сам посыл показался правильным. На подготовку статьи ушло чуть более трёх месяцев, и теперь я готов раскрыть всё о чём молчит мотоджимхана со слов непосредственных участников событий. Далее много букв. Лень читать? Достаточно посмотреть картинки и ролики, этого хватит для теперешнего уровня понимания.
Глава 1. Что ты такое
Начнём с того, что такое мотоджимхана. Старая, как мир, Википедия говорит: «Мотоджимхана — спортивное испытание на время, в котором участники на мотоциклах соревнуются на самое быстрое маневрирование на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий в виде конусов». И вот теперь, когда очертания предмета обрели ясность, пришло время рассмотреть подводную часть этого айсберга.
Глава 2. О неравенстве людей
Глава 3. Отцы-основатели
Часть 1. Культурное вождение в культурной столице
В сети активно распространяется информация о том, что мотоджимхану «основал» питерский мотоинструктор Сергей Пекутко в 2010 году. Где-то даже я находил ностальгическое интервью самого Сергея, в котором он рассказывает о том, как увидел видео быстрого японца в Ютьюбе и понял, что хочет тоже так уметь, но это не дословная цитата. Да и видео то было удалено из-за наличия свастики на заднем плане.
А не счёл нужным давать цитату слово в слово, я вот по каким причинам. Всё банально и предсказуемо. В своём интервью сам Сергей так же не счёл нужным досконально следовать букве истории, и некоторые факты немного видоизменил. В свою пользу, естественно. Общаясь с некоторыми питерскими мотоциклистами, которые, в том числе, принимали участие в мотоджимхане, мне удалось получить несколько контактов учеников Сергея тех самых годов, когда он, смело пренебрегая законами маркетинга постсоветского мотоинструкторства, поставил из конусов для змейки, восьмёрки и разгона-торможения круг, затем овал и разные петли. Тем самым «зародив» мотоджихану в нашей стране. Один из тех самых учеников, Николай, рассказал мне историю, полностью совпадающую с рассказом Сергея, но незначительно отличающуюся в деталях. Эту историю я и намерен поведать. По рассказу моего респондента дело было так. В один из дней Николай прокрастинировал в новомодный в те времена видео хостинг. И там он наткнулся на видео мотоциклиста на каком-то красном байке, который ехал что-то похожее на нашу экзаменационную площадку на категорию А. Но делал это слишком быстро, ловко и уверенно для учебной езды. Николай, под впечатлением от увиденного, на следующем занятии по вождению мотоцикла, которые он как раз проходил для сдачи экзамена в ГАИ, обратился к своему инструктору. Он показал ему видео и, обещав заплатить сто рублей сверху, потребовал научить его ездить «нормально». То есть не так, как учили остальных в мотошколе, а так, как на этом видео. Инструктором, естественно, оказался упомянутый выше Сергей. Он посмотрел на деньги, потом на Николая, потом ещё раз на видео. Ответа: сможет ли он научить, — так же у него не было. Как это часто бывает, затруднительную ситуацию решили всё-таки деньги. Лишняя «сотка» редко грела карман инструктора в те далёкие непростые времена. Естественно обучения никакого не получилось, это были скорее неумелые эксперименты. Но идея дала свои плоды, и, всего через несколько лет, выросла в полноценный дополнительно оплачиваемый курс и, заодно, положила начало движению мотоджимханы в Питере. Новое слово было непривычно утончённому слуху обитателей культурной столицы, а новый курс остро нуждался в рекламе. А что может быть лучше, чем бесплатно попробовать? Однако это была не первая попытка привнести мотоджимхану в Россию. И речь не о советском «фигурном вождении», которое представляло из себя весьма жалкое зрелище. Выглядело это вот так:
Поддерживалось фигурное вождение энтузиастами, пока мотоджимхана окончательно не выдавила их из поля зрения мотоциклистов. Общаясь с бывалыми байкерами в столице, я узнал о том, что ещё с 2008 года в Москве отдельными небольшими группами организовывались тренировки по мотоджимхане. Но вывести их на коммерческий уровень никто не пытался, а научившись уверенно маневрировать, участники просто расходились. У них не было задачи продать мотоджимхану, как у Сергея, что, согласитесь совершенно обычно для расслабленной инфантильной столичной молодёжи. Именно коммерческая, а не культурная составляющая, более характерная для Москвы, вывела Сергея на то место, которое он себе приписывает сейчас. Имена ребят, которые привнесли движение мотоджимханы на улицы нашей страны, стёрты историей, писанной победителями. Это комплимент Сергею.
Часть 2. Московский proброс
На начальной волне успеха мотоджимханы на севере страны Сергей из Питера решил, что сможет продать свои услуги в «настоящую» столицу. И там он провёл бесплатную тренировку для всех желающих. Но Москва не приняла его инициативу, она придумала свою. Группа заинтересовавшихся москвичей с неким Максимом во главе решила взять идею Сергея с бесплатными тренировками и выстроить на ней свою, несколько иную, но ту же, по сути. И они это сделали. В стольном граде появилась и активно популяризировалась мотоджимхана. В отличие от культурного Питера, в Москве мотоджимханой занялись люди не бедные. И их целью стало не материальное благополучие, а чествование собственного самолюбия. Власть. Вот, что более всего ценится в городе, который замешан на представителях рабочего класса стран бывшего СССР, пресловутых инстаграмщицах и флегматичном коренном населении. Но то, что стало толчком мотоджимханы, стало и её главной проблемой. Из-за внутренних переделов и борьбы за власть в «подвалах» московской организации возник кризис, который породил новых «героев». Среди них и небезызвестный в среде мотоджимханы Алексей Жуков.
Как мы помним, именно борьба за славу и первые строчки мотохитпарадов и была основной целью мотоджимханы в Москве. Все эти люди, улыбающиеся и машущие нам с фото в интернете по хэштегу «#мотоджимхана» и ему подобным, на самом деле вовсе не друзья. Эмоции на фото и в жизни настолько различаются, что страшно и больно себе представить. Именно лицемерие стало основной чертой мотоджимханы. Именно лизоблюдство по отношению к отцам-основателям является первой ступенью начинающего лидера в мотосообществе. Второй же ступенью является плевок в спину своего вчерашнего учителя. Это был путь и для Алексея. Набрав сил и классов в мотоджимхане, Алексей, следуя примеру старших товарищей, решил зарабатывать на этом в собственной мотошколе. Считаю нужным упомянуть, что мотошкол сейчас в столице пруд пруди. И почти каждая предлагает за дополнительную сумму научить мотоджимхане. Хотя на самом деле весь курс мотоджимханы построен на простом поднятии холостых оборотов двигателя. Больше ничего, остальное обычная езда с небольшими, но пафосными замечаниями. Возвращаясь к Алексею, продолжим описывать его путь к вершине славы. Он имеет множество наград и, в том числе, первых мест в мотоджимхане, его смело можно назвать чемпионом. Единственное «но» во всей этой истории это то, что побеждал он в основном в своих собственных соревнованиях, которые сам и организовал. Особенность эта присуща большинству лидеров мотоджимханы. Иногда это можно оправдать отсутствием соревнований, в которых мог бы принять участие сам организатор, а иногда это оправдать нельзя, когда организатор накатывает соревновательную трассу заранее и выходит на попытку уже готовым, в отличии от остальных участников. Такое случается нередко, а мастером в этом является, по свидетельствам очевидцев, Павел из Челябинска, но об этом далее, а сейчас снова к Алексею. Вконец потеряв осознание себя как человека, ходящего по земле наравне с другими людьми, Алесей обрёл крылья. И, вразрез всем остальным своим бывшим партнёрам, организовал собственную Федерацию мотоджимханы. Алексей сравнялся в замашках и высоте полёта с самим Владимиром Владимировичем. Он стал президентом. И предводительствует со своего трона по сей день. Остаткам же московской мотоджимханы он бросил кость проведения условно бесплатных тренировок. Так же поверженные занимаются сувениркой и их имена померкли. Даже я не намерен упоминать их истории, настолько они поросли мхом на плодородной почве болота мотоджимханы, обильно залитого свежей гнилой водой Алексеем. Идти по головам – вот путь настоящего воина мотоджимханы в Москве.
Часть 3. Интриги на родине Ивана Дулина
Кто бы мог подумать, что мотоджимхана доберётся и до Челябинска? Однако это действительно так. Ещё в те далёкие времена, когда Сергей, Максим, Алексей и другие начинающие любители и популяризаторы нового веяния с востока были друзьями, молодой житель промышленного центра Павел Лядецкий обратил внимание на их успехи.
Естественно, как и любого жителя серой глубинки, где никогда не выпадает белого снега, Павел жаждал славы и денег. Он увидел бурно развивающееся направление в мотодвижении и решил влиться в его ряды. Схема была старой как Мир. Она описана выше. Напев дифирамбов отцам, Паша был принят в «семью». С малых лет он хотел быть первым на соревнованиях. Но соревноваться было не с кем. Паша пробовал соревноваться заочно со своими новыми, пока ещё, друзьями. Это доставляло ему удовольствие, так как основаны такие соревнования были, прежде всего, на честности участников. Ведь контроля не было никакого. Это и стало сильной стороной Павла – честность. А точнее говоря, та лёгкость, с которой он мог этим понятием «честности» жонглировать, подстраивая под свои нужды. В будущем это свойство сыграет ему на пользу. Павел заматерел, окреп и начал развивать движение в своём с Иваном родном городе. Он продолжал вожделеть победы на настоящих соревнованиях, что подвигло его к достаточно простому решению. По примеру Питера и Москвы, он сам стал организатором соревнований. Но гарантий победы в таком случае было бы не много. Как же подстраховался Павел? Один из мотоциклистов близкого окружения нашего героя согласился дать мне небольшое интервью не для печати. Но разрешил использовать факты и выдержки из него. По словам Олега, моего информатора, первые несколько лет Павел усиленно тренировался и достиг среднего класса мастерства в мотоджимхане. Параллельно с этим, организовывая общие тренировки, он следил за тем, чтобы уровень приезжающих не рос выше, чем следует. Первые несколько лет занятий с Павлом в Челябинске не было ни одного спортсмена, равного с Павлом класса, хотя его собственный класс в те времена был не так высок. Обладая невротическим характером, Павел очень сильно волновался и не мог на соревнованиях сосредоточиться и пройти трассу без ошибок. По правилам соревнований мотоджимханы участники изучают трассу пешком в течение около 45 минут. Затем у них есть две попытки проехать эту трассу на время. Лучшее время идёт в зачёт. Павел же, являясь организатором, сам создавал трассы для соревнований, многократно обкатывал их, по свидетельству Олега, а затем проезжал две попытки на соревнованиях. Естественно, он, даже не смотря на врождённые свойства своего характера, приезжал первым. Успех преследовал его. Хоть этому успеху он сам и способствовал в наибольшей мере. Однако были на пути Лядецкого и неудачи. На одних из его соревнований гость из Екатеринбурга сломал ногу в падении. До этого момента Павла не заботила безопасность на соревнованиях, всё его внимание занимало достижение первой строчки любой ценой. И цена эта оказалась высока. Но выплачивать её пришлось пострадавшему самостоятельно. В произошедшем инциденте с переломом Павел обвинил самого пострадавшего. На какие-либо компенсации, даже на моральную поддержку он был не согласен. Он кричал, ругался, истерил. Поссорился со всем мотодвижением Екатеринбурга, но позицию своей беспрекословной правоты поколебать не дал. Свидетелями этого были многие мотоциклисты, как поясняет в своём интервью Олег. Но сказать что-то против воли Павла никто не решался. Уже в то время гражданин Лядецкий, а иначе называть его не хочется, был известен своим вспыльчивым, нервным характером и мстительностью. Только его мнение играло роль. Только его правила должны были выполняться. Всех, кто осмеливался противоречить, он исключал из круга привилегированного сообщества мотоджимханы. А люди уже втянулись, многие были вовлечены намного раньше, чем Павел раскрыл им свою суть. Многие просто были очень вежливы. В нашей стране абсолютное большинство людей – это добрые люди.
Возвращаясь к бедам Павла добавлю, что желание побеждать не оставляло его. Он хотел получить самый высший класс в мотоджимхане.
Сейчас общепринята система классов, основанная по большей части на заимствовании из Японии. Максимальный класс «А» – до сих пор недоступен Павлу, так как его получение в Японии, например, требует комиссионного принятия решения и постоянных высоких результатов на протяжении всего года в чемпионате. В России, из-за постоянных теневых распрей организаторов, передела власти и обычной для нас раздробленности, — общего чемпионата нет. Поэтому высочайший класс сейчас — класс «В». Ранее получить его можно было, показав соответствующий результат на любых соревнованиях. Но теперь, по общепринятым правилам, для получения класса «В» требуется, чтобы в соревнованиях было три участника этого класса. Иначе, даже если участник покажет время класса «В», он присвоен не будет. Как же наш Паша шёл к своему классу «В»? Казалось бы, всё просто – участвуй, побеждай, получи класс. И он попробовал принять участие в соревнованиях. Попытка была неудачной. Время — очень плохим, так как в этот раз он участвовал не в своих соревнованиях и трассу накатать не смог. Но он занял подиум, получил второе место в классе «более 700сс» на мотоцикле, который взял взаймы у своего, ныне бывшего, друга. Это было в те времена, когда такой класс ещё существовал. Правда в том классе участвовало всего четыре человека, из которых двое были новички и впервые видели соревнования, как рассказывает один из участников событий. Но везде, где можно, прозвучал громкий лозунг: «Павел настолько мастер, что приехал вторым на чужом мотоцикле»! Естественно подробности никого не интересовали. Кому нужна эта пыль из под ковра?
Но на этом Павел не остановился. Он решил, что сможет достичь просветления, черпнув истинной чистой мудрости на родине мотоджимханы в самой Японии. И он съездил туда, благо позволяли средства, подкопленные на мотоджимхане, которую он продавал в своей мотошколе. О происхождении школы Павла подробнее расскажу чуть ниже, чтобы не отвлекаться. Так вот, страна восходящего солнца приняла нашего Павлушу с распростёртыми объятьями. Его пустили на тренировку настоящей школы мотоджимханы и даже дали мотоцикл. Японцы радушный и щепетильный в плане формального оказания уважения друг к другу народ. Опять же это основано на строгой системе классов. Мы будем возвращаться к этому вопросу постоянно. Настоящие мастера мотоджимханы вежливо поделились с Лядецким своими знаниями. Они, посмотрев на его езду, не стали строго судить чужака из далёких земель, а лишь ободрили его снисходительной улыбкой. Даже разрешили принять участие в соревнованиях! Это большая честь. Но далее всё пошло по старой схеме. Павел, как и следовало ожидать, провалил соревнования. Да ещё и на таком уровне, что не только не потягался с лучшими пилотами, а приехал в самом конце списка. Имея на тот момент класс «С1» в России (это третий по старшинству класс), в Японии он показал четвёртый результат в классе N (класс новичков, это десятый по старшинству класс в России). На Родине о Павле писали только лучшее. Все поздравляли его. Подхалимы осыпали его поцелуями и преклонялись. Была срочно выпущена новость о том, как русский спортсмен поехал в Японию и, надрав там «жёлтые задницы», в тяжёлой борьбе занял четвёртое место в своём классе. Только никто не указал, что «свой» класс вовсе не «С1», а пресловутый «N», в котором четвёртый результат показывает любой выпускник стандартной совковой автошколы с категорией А.
Это был провал для Павла. Но он не сдавался, маниакальное упорство, с которым он вожделел победу, не давало покоя ни днём, ни ночью. Его товарищ нашёл в интернете американского чернокожего, который продаёт мотоджимхану в штатах, одно занятие за несколько десятков долларов. А для популяризации своих курсов он выпустил он-лайн игру, в которой предлагал конфигурации трасс для прохождения на время своим друзьям и всем желающим: M-Gymkhana
Идея увлекла Павла. Как и многие другие свои идеи, он решил присвоить и эту. База для подобного уже была подготовлена в виде сайта с прискорбным оформлением и соответствующим функционалом.
Ранее, для обслуживания соревнований по мотоджимхане один псковский программист написал удобный, хорошо оформленный и функциональный сайт. Где можно было вести профили участников, фиксировать их результаты, устанавливать классы соревнований и по отдельным фигурам: Moto-Gymkhana
Этот сайт был своеобразным агрегатором всех соревнований в стране. На тот момент они проводились только в Москве и Питере.
Павел решил подмять под себя этот развивающийся сектор. Он инициировал создание собственного сайта специально для соревнований. Благо, его жена Надежда Лядецкая хоть и плохой в плане качества кода, но «программист». Она, по его указке, создала сайт, который являлся, по сути, копией питерского функционала. Но обличённой в крайне непривлекательную оболочку. Дизайн на уровне 90-х годов заставляет плакать даже неискушённого пользователя. Но слова против никто сказать не смел. Павел уже успел «набрать вес» в сообществе мотоджимханы и умел дёргать за «ниточки». Сайт же он настойчиво рекомендовал использовать всем для проведения соревнований. И на нём же фиксировать прогресс участников. Этот сайт впоследствии дал ему инструмент манипулирования всеми спортсменами мотоджимханы. Так как «бан» на этом сайте означал бы полную потерю рейтинга участником. А мы помним из главы про классы, насколько это болезненно. И хоть сайт работает со сбоями до сих пор и не содержит полного необходимого функционала, который есть у сайта питерской организации, он стал мощным инструментом навязывания своей воли для Лядецких. А питерский сайт забыт и вяло используется только в самой северной столице.
Вернёмся к пути Паши к славе. На своём сайте он организовал и распространил через соцсети он-лайн соревнование gymkhanaGP: gymkhanaGP Обратите внимание на отталкивающий дизайн.
Как и сайт – копия питерского, соревнования полностью копировали американские. Они позволяли участвовать из любой точки планеты. Нужно только прислать видео прохождения трассы и время. Именно этот сайт позволил Павлу получить свой класс В.
И вот что удивительно. Павел – побеждал только в собственных соревнованиях на обкатанной трассе и даже таким образом не смог получить этот класс. К слову, иногда он участвовал «вне зачёта» и в других городах, но только там, где сам рисовал трассу, которую предварительно обкатывал дома. В двух не выездных соревнованиях, где он участвовал, он не показал хоть сколько-нибудь приличного результата относительно приписываемого ему класса. Но при этом имеет класс В. Чудо? Да. Магия интернета, позволяющая достигнуть недостижимой в реальной жизни цели. Методы? Методы не всегда можно назвать честными, но именно такими методами проложена кратчайшая дорога к уважению, почитанию и безграничной власти, пусть даже и внутри небольшого сообщества. Но методы можно раскрыть и оспорить. Это Павел тоже предусмотрел. Он пролоббировал принятие общего правила о закреплении полученного класса пожизненно. В Японии такому его не учили. Это он придумал сам. И теперь навсегда останется одним из лучших «спортсменов» мотоджимханы.
Напоследок о школе Павла Лядецкого. А именно это «громкое» имя она носит. Хотя изначально Павел открыл мотошколу, основываясь на франшизе Мотошколы А Сергея Пекутко. В дальнейшем, в ходе дележа сфер влияния, их интересы полярно разошлись. Павел, как и остальные его бывшие друзья, плюнул в спину учителю. Набравшись опыта, окрепнув и приобретя некоторую местечковую известность, он избавился от отягощающего его полёт груза ответственности перед теми, кто помог ему вскарабкаться на пьедестал. Он, фигурально, распихал их ногами, забравшись на вершину.
Когда одни люди к чему-то стремятся, другие готовы им в этом помочь. Но не безвозмездно, то есть не даром. Общаясь с участниками мотоджимханы, я узнал о существовании человека по имени Виктор. Виктор работает программистом, долгое время жил в Чехии, но несколько лет назад вернулся в Москву. К сожалению, встретиться с ним лично мне не удалось. На его делишки пролил свет один из очень разговорчивых клиентов Виктора, пожелавший, однако, остаться неизвестным. С самого запуска он-лайн чемпионата gymkhanaGP наш новый знакомый запустил услугу по накрутке классов. Суть её в том, что за небольшую сумму денег Виктор, скрывающийся в сети под разными псевдонимами, предлагает внести коррективы в видео с заездом и подправить результат таким образом, чтобы получить желаемый класс. Начало действий Виктора каким-то образом совпало с выходом первого он-лайн чемпионата. К сожалению, выяснить, есть ли какая-то связь с создателями самого чемпионата, не получилось из-за крайней скрытности Виктора, и его полного нежелания общаться на эту тему. Как, впрочем, и на другие темы. Надо заметить, что в разговоре он вежлив и даже предложил сделать любой класс мне. Я отказался столь же вежливо. Однако манеры его не должны лечь пеленой на наши глаза. Виктор, так же как и остальные номенклатурщики от мотоджиханы уверовал в свою вседозволенность настолько, что даже перестал скрывать свою деятельность. Он вышел со своим предложением в открытое пространство интернета. И сейчас его организация представлена группой в одной из соцсетей, рекламу которой я давать не намерен. Так же он разместил на одном из видеохостингов запись собственного производства.
Я считаю крайней гранью абсурда затеянное и продвигаемое Виктором, однако он не единственный, кто занимается подобным. Предложений на «теневом рынке» услуг мотоджимханы немало. Мой респондент, описавший работу Виктора и бывший его клиентом ещё в момент проведения первого чемпионата gymkhanaGP, утверждает, что результатом доволен, однако сам смысл подобных действий для меня остаётся загадкой за гранью разумного. При всём этом Виктор заслуженно попадает в мой список четырёх «теневых» игроков мотоджимханы.
Глава 5. Начало и конец
Что же касается самой сути мотоджимханы? Отстранившись от лидеров «движения» мы можем наблюдать положительные стороны этого направления в спорте. Она развивает навыки управления среди простых мотоциклистов. Это положительный аспект. Поэтому особенно жаль следить за сложившейся динамикой. Возможно в результате внутренних распрей функционеров, возможно по другим причинам, мотоджимхана как движение в России уверенно идёт на спад. Проведя анализ «ячеек» этого сообщества в разные годы в городах нашей страны можно заметить тенденцию нисходящего тренда, которую лучше всего иллюстрирует график:
Лично моё мнение заключается в том, что подковёрная борьба за власть, алчность, жадность и самовлюблённость «предводителей» мотоджимханы дискредитируют её как спорт. Следовательно, желание простых мотоциклистов стать частью этого падает. Давайте рассудим вместе. В основе «качества» участника мотоджимханы лежит его класс. И я не раз это подчёркивал. Но, с появлением соревнований, неизбежно появилось и множество желающих сжульничать ради этого самого класса. Мне кажется недальновидным и бессмысленным желание заполучить на мотоцикл цветную наклейку «С1», например. Неужели те, кто готов на ложь и различные ухищрения ради этой наклейки думают, что она как-то увеличит уважение к ним со стороны других, у кого этой наклейки нет? Девушка, выбирая с кем поехать прокатиться с последующей оплатой натурой, конечно, посмотрит на твой мотоцикл и скажет: «У тебя класс «D3», нет, с тобой не поеду, поеду только с «C1»». Серьёзно? Однако такие люди есть. О чём свидетельствует появление большого числа предложений повышения класса через он-лайн соревнование gymkhsnsGP за деньги. То есть даже не умея толком ездить, любой желающий с извращённым чувством самолюбия и парой тысяч рублей в кармане сможет наклеить любую наклейку, а главное – подтвердить сайтом Павла Лядецкого её состоятельность, прикрыв банальное неумение управлять мотоциклом фразой вроде: «Да я давно ушёл из большого спорта».
В сухом остатке мы имеем прекрасную рабочую идею, несущую людям просвещение, а кому-то, возможно, спасающую жизнь. Но под пологом этого улыбающегося нам с фотографий из соцсетей привлекательного мира всё та же коррупция, алчность, чванство и жестокая борьба «маленьких людей» за собственную значимость. Подводя итог, я хотел бы посоветовать всем пройти тренировки по мотоджимхане в своём городе. Это не только будет не лишним опытом, но намного упрочнит ваши навыки и уверенность на дороге.