Джнана йога что это

Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Что это? Особенности

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что этоУчение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.

Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Польза

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что этоПракткуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.

Видео

Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что этоСамый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Источник

Джняна-йога

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».

В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.

Что такое джняна-йога

Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.

Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.

Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.

Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.

Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.

Три стадии освоения Джняна-йоги

Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.

В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.

Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.

Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.

Источник

Что такое Джнана-Йога, или откуда ноги у Джнана-Йоги?

Йога, как система самопознания, работает со всеми проявлениями человека. Для Йоги нет ничего второстепенного, всё главное.

Человек может двигаться, перемещаться в пространстве, совершать ритмичные движения. К чему это его может привести в конечном итоге? На эти вопросы может ответить такой раздел Йоги, как Крия-Йога.

Человек может, наоборот, замереть в одной позе и находиться в ней некоторое время. И здесь Йога занимается самопознанием. Этим занимается Хатха-Йога.

Человек может говорить — Мантра-Йога, Человек может дышать — Пранаяма-Йога, Человек может восхищаться прекрасным — Бхакти-Йога. Человек может видеть, слышать, нюхать, трогать, заниматься чем угодно, и на каждое его проявление в этой жизни найдётся своя Йога.

Есть ещё одно свойство человека, которое может охватить все его проявления — это его способность думать, размышлять, анализировать, делать выводы, задавать вопросы и давать на них ответы. Это один из важнейших разделов Йоги, который работает с таким проявлением живого существа, как разум и интеллект, и который даёт нам развить эти проявления для достижения высшей цели Йоги. Мы имеем дело с мощнейшим инструментом, который появился одним из первых, и может быть развит исключительно в теле человека. Это раздел называется Джнана-Йога, Йога Знания. Именно так переводится с санскрита слово «Джнана», которое в некоторых традициях называют «джняна» или «гьяна». Это высочайшее полное знание, это знание само по себе, безотносительно к объекту, знание высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается противопоставление истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения этого знания. Джнана — это знание сущности, самой сути, которое охватывает все виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Но это философская концепция Знания, которое заложено в Джнана-Йоге.

Но наша задача — не забираться в такие дебри и попробовать разобраться с Джнана-Йогой максимально простым человеческим языком.

Итак, что нам известно? Джнана-Йога работает с Разумом. Разум — это инструмент, который использует принцип Разума, который появился самым первым. Чтобы разобраться, нам придётся немного обратиться к теории Йоги к моменту самого сотворения Вселенной и даже раньше.

Йога трактует создание Вселенной, как 0,1,2,3,4,5. Это законы:

Но вернёмся к закону. Почему он так хитро называется? Да всё очень просто! Абсолют разделился на 2, но в тот же момент он остался единым. Это приводит к исключительному выводу: Сознания не бывает без Энергии, как и Энергии без Сознания, но они друг от друга не зависят, то есть Прана — это сочетание Сознания и Энергии, причём Гармоничное их сочетание, но Прана появилась раньше, чем Сознание и Энергия. Вот опять логический, мозгосворачивательный, башнесрывающий тупик, который показывает, насколько грандиозным был замысел Абсолюта.

Но где же Разум? С Разумом история начинается, когда Прана разделилась на Сознание и Энергию, и они начали как бы расходиться, вернее, Энергия стала отдаляться от Сознания. В начале между ними образовалась связь, которую называют Центральным каналом. При дальнейшем отдалении Энергии от Сознания на этом канале стали образовываться основные Принципы. И самым первым принципом возник Принцип Разума, где Сознание светит наиболее ярко, а вибрации Энергии — наиболее тонкие. Дальнейшее расхождение породило Принцип Пространства, где мы уже можем говорить о возможности появления Пространства и Времени, далее появились принципы Воздуха, Огня, Воды и Земли. В последнем Принципе Сознание светит очень слабо, а вибрации Энергии наиболее грубые.

Вот здесь начинается самое интересное. Теория Йоги говорит нам о том, что на этих принципах построена вся окружающая нас Вселенная, все живые существа, начиная от простейших организмов и заканчивая высшими формами жизни.

Возникает резонный вопрос: что я, ставлю знак равенства между амёбой и человеком? В принципе, да. Об этом говорит аксиоматика Йоги, что у всех живых существ есть равновеликие Я. Но есть очень важный фактор, что у той же амёбы Принцип Разума есть, а Разума нет, в то время, когда у человека есть и Принцип Разума и сам Разум, как инструмент, которым он активно пользуется и развивает. В этом и есть огромная разница между тем, что имеешь, и тем, чем пользуешься.

Ну вот мы и разобрались, что такое Разум, в чём разница с Принципом Разума. Осталось разобраться, для чего нам этот Разум развивать, какие методы работы в Джнана-Йоге и какую цель преследуем.

Цель Джнана-Йоги, как и любого вида Йоги и Йоги в целом — достижение Свободы от всех ограничивающих факторов. В данном случае, достижение Свободы, применяя Разум, Знания, Информацию, Анализ.

Каким образом можно достичь цели? Используя первый и второй принципы Йоги применительно к Разуму, то есть, во-первых, не причинять вреда без особой необходимости при работе с Разумом, то есть получая Знания, проводя анализ полученных Знаний, делая соответствующие выводы, нужно помнить о последствиях, которые могут повлечь эти Знания. На этом факте строятся масса остросюжетных фильмов, когда великий учёный делает изобретение из лучших побуждений, и вдруг узнаёт, что его Знания были направлены против тех, для кого он это изобретение делал. И во-вторых, надо быть эффективным, не разбрасываться понапрасну и идти к поставленной цели кратчайшим путём, соблюдая первый принцип. Действительно, не стоит делать сложные расчёты на бумаге, когда можно привлечь мощности современных технологий.

Как можно узнать о результате? Если в процессе приобретения Знаний ваша Свобода и Свобода окружающих вас живых существ расширяется, то это верный признак того, что вы в своей джана-йоге двигаетесь в нужном направлении. Если кто-то продолжает страдать или начал страдать, то вот он, тревожный звонок о том, что движение идёт не совсем в ту сторону. И в данном случае вопрос времени, когда начнёте страдать сами.

И чтобы до этого не дошло, стоит заняться практикой. По большому счёту, в джнана-йоге не надо заниматься физическими упражнениями. Достаточно начать задавать вопросы и получать на них предельно логичные ответы. Пока задаются вопросы и на них находятся ответы — это и будет практикой Джнана-Йоги. Получая ответы на вопросы, мы получаем Знания, и с каждым вновь полученным ответом Знаний становится больше. Когда иссякнут вопросы, тогда и достигается конечная цель Джнана-Йоги, потому что момент возникновения вопроса и получения ответа совпадают, то есть попадаешь в состояние, когда не думаешь, но знаешь, которое называется интуитивным знанием или Самадхи.

Получается, что с позиции Джнана-Йоги состояние Самадхи равносильно получению всеобъемлющего знания, сравнимого с бесконечностью, которым постигается суть всех вещей, познаётся Абсолют.

Но чтобы достигнуть таких высот, надо с чего-то начинать. И начинается всё с информации. Размышляя на тему информации, начинаешь открывать весьма интересные вещи, начинаешь понимать абстрактность этого понятия. Оказывается, информация сама по себе нематериальна, но совершенно неспособна существовать без материального носителя. Мысль в голове, перенесённая потом на бумагу, набранная на компьютере, переданная по электронной почте, сохранённая на носителе, распечатанная на принтере. Информация не изменилась, но поменялись носители. Не правда ли, повторяется история о творении Вселенной, рассказанная в начале, только в качестве Сознания выступает Информация, а в качестве Энергии — Носитель? И ещё более глубинный вопрос — а исчезнет ли информация, если изъять носитель? Попробуйте разделить флэшку и записанный на неё файл.

На этот счёт Йога нам говорит, что все Знания заложены в нас изначально и нам их надо переоткрыть. Но каким образом, по какой методике? А метод в Йоге один: где надо себя заставить, а где можно себе позволить. Где-то надо себя заставить перелопатить горы литературы, перерыть весь Интернет, а где-то позволить Вселенной разложить всё по полочкам, дать новый толчок к получению знаний. Многие могут привести массу примеров, когда они нещадно бились над вопросом-проблемой, ни на сантиметр не приближаясь к решению, просто позволяли себе немного расслабиться, пойти прогуляться, понаблюдать за звёздами. И тогда решение как бы приходило само собой, из ниоткуда появлялась искра ответа, и вся проблема лавинным образом выстраивалась в логичную структуру с дальнейшим широким применением полученных результатов. Это и было переоткрытие метода в Джнана-Йоге, заставляя себя и позволяя Вселенной, делая от себя всё возможное и позволяя Вселенной сделать свою часть работы. Достижение Гармонии в опоре на личное Я и упования на Абсолют.

Но для этого надо работать. И в первую очередь, над собой, поскольку Джнана-Йога — это предельная логичность, это работа с Сознанием, это работа с Разумом. Разум — не только величайший инструмент развития, именно развитие Разума позволило нам эволюционировать до тела Человека, но также Разум таит в себе и большую опасность, когда отточенный Разум становится бесконтрольным. Начиная с простейших организмов и на протяжении всех этапов развития с Разумом развивались такие черты, как эгоизм, злость, ревность, гнев, страх, жадность, все так называемые животные инстинкты, которые помогали развиваться и достичь тела Человека. Но на этом этапе перед Человеком стоит задача развить и отточить свой Разум, а на заключительной стадии взять его под контроль и отключить, чтобы достичь конечной цели. И это будет очень и очень сложно, потому что Разум — это одно из проявлений нашего Я, хотя и достаточно высокорганизованное, но это всего лишь проявление, которое считает себя не тем, чем является на самом деле. Как в песне Высоцкого: «Я — ЯК-Истребитель, мотор мой гудит, небо — моя обитель, а тот, который во мне сидит, считает, что он истребитель…»

И если Разум выйдет из-под контроля, то могут вылезть все отпечатки, доставшиеся нам от тел животных. А печальных результатов таких примеров история может привести немало.

В начале этой статьи я упомянул о двух принципах Йоги: принципе Доброты и принципе Здравого смысла. Неподконтрольный Разум — это перекос в сторону второго принципа, принципа Здравого смысла, когда предельная логичность и максимальная эффективность приводит к трагичным последствиям.

Чтобы этого не случилось, как раз и применяется Принцип Доброты, он называется ещё Первый Принцип Йоги, который выполняется, в первую очередь, чтобы когда в практике Йоги начнёт прорабатываться причинный уровень нашего тела и полезет наружу весь негатив, копившийся в нас с древнейших времён, только принцип Доброты спасёт нас от тяжелейших последствий.

Критерием успешной практики Йоги, любого её вида, в том числе и Джнана-Йоги, это то состояние, когда все вокруг живые существа счастливы. И сейчас проведём небольшую практику Джнана-Йоги — медитация «Да будут все живые существа счастливы».

Садимся в удобную позу, спину, шею, голову держим прямо, закрываем глаза, просматриваем все своё тело.

Видим или представляем в центре нашей груди яркий светящийся цветок, от которого во все стороны нашей Вселенной расходятся волны Счастья, Радости, Тепла.

Делаем вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого знаем и любим мы, и тех, кто знает и любит нас. Волна света из нашего сердца достигает их, где бы они не были, и мы точно знаем, что они находятся под защитой нашей мысли.

Делаем второй вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого не знаем мы, и тех, кто не знает нас.

Делаем третий вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого мы ненавидим, кто ненавидит нас, кто всячески желает нам неприятностей, но мы всем им желаем счастья, потому что, если он будут счастливы, то забудут про нас, мы тем самым распутываем свои кармические узлы, которыми мы с ними связаны.

Прислушиваемся ко своим ощущениям, медленно открываем глаза. Посмотрите на себя зеркало, и там вы увидите счастливое лицо, залитое радостью и блаженством. И это тоже знание, и это тоже Джнана-Йога.

Источник

Типы живых существ и кто такие джняни?

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Комментарии Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это2

Просмотров Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это4214

Мне нравится Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это16

Каждый человек, идущий по духовному пути, начинает с того, что проходит через осознание своей непохожести на других людей, своей принадлежности к некоему уникальному меньшинству со своими особыми смыслами, ценностями и целями, которые сильно отличаются от ценностей, смыслов и целей окружающих.

Мы ведь не задумываемся, что испокон веков на Земле живет не один, а несколько классов людей, а именно:
— люди обычные, обыкновенные, разумные (хомо сапиенс);
— люди Пути, садху (те, кто идет по пути духовного развития, хомо спиритуалис);
— джняни (Знающие, достигшие мудрости, святые);
— сиддхи (Совершенные).

Национальные, культурные, религиозные, социальные различия не так сильны, как различия между этими классами существ! Это действительно существа совершенно разные по мировоззрению, ценностям, способам выполнения когнитивных операций (мышления), методологии познания мира, энергетике, скорости мышления и образу жизни. Это словно разные расы, сосуществующие друг с другом на планете Земля. Облик их, конечно, внешне вроде одинаковый, но сходства на этом и заканчиваются.

У каждой расы своя особенная психология, этика, картина мира, система ценностей, цель жизни, а иногда — даже физиология! Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Итак, коротко опишу основные типы существ нашей планеты. Поехали!

Люди, «человечество»

Разделение внутри вида: люди этого класса постоянно разделяют себя по расовым, национальным, религиозным, семейно­родовым, клановым, культурно­этническим, идеологическим, классовым и другим признакам.

Подобные разделения часто приводят к войнам и конфликтам. В противовес подобному разделению среди людей есть также тенденции объединения под разными ценностями и лозунгами, например, «общечеловеческими ценностями», «единства всех религий», «глобализации» и т.д.

Область интересов и ценности: земная, материальная жизнь, карьера, накопление и создание материальных благ, обучение, воспитание детей, общественные события. Живут преимущественно семьями.

Взгляды на смысл жизни: расплывчатые, неоформленные, в объеме традиционного среднего или высшего образования и принятой в социуме системе ценностей.

Способ проводить время: жизнь человека этого мира во всем многообразии этого слова: работа, образование, развлечения, участие в общественной жизни, заботы по дому и воспитанию детей.

Тело: Обычному человеку доступно для жизни и действия только одно тело – физическое, состоящее из костей, крови и плоти, с которым он сильно себя отождествляет. Тела людей, состоящие из плоти и крови весьма несовершенны, они часто подвергаются болезням, требуют постоянной заботы, защиты от погоды, удовлетворения желаний. Продолжительность жизни этих смертных белковых тел – около восьмидесяти лет, хотя бывают люди, живущие сто и более лет.

Часто чакры в таких телах работают не в полную силу, каналы засорены, а праны циркулируют неупорядоченно, поэтому запас энергии этих тел невелик, требует постоянного восполнения в виде долгого (более восьми часов) сна, отдыха, подпитки в виде взбудораживающих ум желаний. Энергии такого тела недостаточно для осознавания себя во сне.

Способ размножения: обычный, половой. Совершая сексуальный акт, люди зачинают детей, соединяя семя отца и яйцеклетку матери. Ребенок появляется через девять месяцев из утробы матери. Дети, потомки считаются надеждой, будущим для людей. Их воспитанию уделяется много внимания. Некоторые люди стремятся иметь много детей (Индия, Китай, развивающиеся страны с высокой рождаемостью), другие (в Европе) считают, что много детей могут препятствовать их карьере, целям и обзаводятся одним ребенком. Есть некоторые отдельные люди, которые сознательно не обзаводятся детьми по своим соображениям (т.н. движение «чайлд­фри»). Остальные люди, как правило, их осуждают за эгоизм и вызов человеческим ценностям.

Власть: люди признают власть своих выборных законодательных и исполнительных институтов.

Отношение к садху и джняни: от уважительного (в странах, где есть культура почтения садху) до настороженного или даже пренебрежительного. Люди не понимают мировоззрения, ценностей, этики, образа жизни садху, а о существовании джняни, сиддхов не догадываются вообще. Сталкиваясь с мировоззрением людей­садху, одни стараются его избегать, делая вид будто это нечто несерьезное, и неважное, другие его просто игнорируют, не замечая, третьи пытаются спорить с ним, анализируя и критикуя его со своих материальных, сугубо умственных позиций. Некоторые люди радикально меняют свою жизнь, встретившись с мировоззрением людей­садху, и сами становятся садху.

Культура: культура направлена в основном или на отражение, осмысление мира, или на развлечения (т.н. массовая культура).

Религия: Люди не верят в реинкарнацию, жизнь после смерти, тонкие тела, Дух, душу, другие миры, богов, а если даже верят – это никак не отражается на их жизни. Тем не менее, в мире людей религия как явление существует издревле, поскольку она была дана людям древними джняни и садху. Религия для них существует только как умственная доктрина, догма, культура, ритуалы, официальное явление и как социальный институт, но не более.

Видение мира: люди верят в мысль «я есть это тело». Люди видят мир через призму своего эго, понятийного ума как внешний, отдельный от «я» и существующий сам по себе. Этот мир бесконечно привлекает, впечатляет, озадачивает, а иногда и пугает людей. Он кажется им реальным, внешним, и существующим сам по себе.

Роли, играемые в социуме: все бесконечные роли, которые играют люди, являются для них их настоящей жизнью и сущностью. Играть роль и жить – для людей одно и то же.

Питание: следуя своим представлениям, желаниям и прихотям, многие люди питаются изысканно и обильно, другие – беспорядочно, третьи экспериментируют с диетами, многие из них едят мясо, хотя некоторые, подражая садху, становятся вегетарианцами.

Общая численность: люди этого вида – абсолютное большинство. Это главный, самый многочисленный и могущественный вид на Земле, их численность составляет около шести миллиардов.

Область распространения: все материки планеты Земля.

Садху

В других традиция их зовут иначе.
Как люди иногда называют таких людей:

«садху», «свами», «санньяси» «божьи люди»,

«верующие», «монахи» и т.п.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Способ жизни: иногда живут поодиночке, изредка встречаясь на своих собраниях, конгрессах, иногда – общинами, иногда – семьями, не выделяясь среди людей.

В тех странах, где есть культура уважения духовного пути, людей­-садху, они действуют и ходят открыто, в странах, где доминирует материализм и атеизм, они скрывают себя, подражая обычным людям, или принадлежат к традиционным конфессиям.

Взгляды на смысл жизни: человеческая жизнь – уникальна и драгоценна, она предназначена не для чувственных удовольствий или накопления благ, а для развития, эволюции Духа, достижения более высокого уровня сознания и постижения Абсолюта (Бога).

Жизнь обычных людей, в которой есть только материальные интересы и ценности – по мнению одних садху – это бессмысленное страдание, бесконечный бег по замкнутому кругу (сансара) и накопление новой кармы, по мнению других – это начальная школа для тех, кто еще не встал на духовный путь.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Для садху нет линейных понятий «этично­-неэтично», «плохо­-хорошо», «правильно­-неправильно», «морально­-аморально» в том прямом виде, как эти понятия есть для людей (мирских). Садху заботится о том, что способствует росту осознанности, и избегает того, что этому мешает, не наклеивая умственных ярлыков на реальность. В основном садху просто стремится следовать своему мастеру, своему статусу в рамках своей этики и культуры, чтобы развить уровень своей осознанности.

Этика садху подразумевает: гармонию со всеми существами, уважение мира, Пути, уважение других садху, уважение мастеров-­джняни, сострадание, ненасилие, свободу от условностей и формальностей, безупречность как образ жизни, контроль желаний, мыслей и слов.

Способ проводить время: духовные упражнения ( садхана ), аскеза, посещение особых мест паломничества, жизнь в уединенных местах или общинах, монастырях, медитация, обучение, служение учителям из числа джняни и своим идеалам, обсуждение философских вопросов Бытия, участие в духовных фестивалях, семинарах, ритритах. Некоторые из садху активно занимаются социальным служением, просвещением и обучением людей, видя это как свою миссию, некоторые заняты сочинением философских трактатов.

В древности многие хорошие садху были духовными наставниками правителей и царей, указывая им Путь.
Тело: ­садху доступно для восприятия, активной жизни и действия не одно только физическое тело, а целых три:

Садху используют свое энергетическое тело для внутренней алхимии: работы с энергией, целительства, накопления энергии, восприятия других людей, энергетики помещений, местности.
Садху живут своей невидимой, тайной жизнью, умело используя тонкое тело.

Физическое тело садху имеет почти такую же физиологию, как и у обычных людей, однако их тела все же отличаются тем, что каналы и чакры в таком теле более очищены за счет йогических упражнений, вегетарианства, упражнений по накоплению энергии, самодисциплины и т.д.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Многие люди-­садху очень серьезно относятся к энергиям тела, заботясь о теле как о лодке, на которой можно переправиться на другой берег Освобождения, однако много бывает таких садху, кто пренебрегает телом, считая, что привязанность к телу только мешает пути Освобождения. Они поощряют аскетизм, умерщвление плоти. Но в большинстве садху склонны заботиться о теле, укреплять его силу.

Такое тело именуется «йога­дэха» – благоприятное йогическое тело. Такое тело обладает большим запасом энергии, большим иммунитетом, более крепким здоровьем, устойчивостью к стрессам, перегрузкам, болезням, погоде. Может лучше переваривать пищу, меньше нуждается в удовлетворении желаний: отдыхе, сне, еде, питье, не нуждается в лекарствах, сексе – в том виде, как это необходимо людям.

Если оно заболевает, садху может исцелить его силой дхараны (концентрации) и медитации. Однако не всем садху удается создать себе такое тело ввиду многочисленных препятствий, помех, ограничений кармы и инертности, присущей физическому телу.

Однако, некоторые семейные или свободные садху заводят детей в надежде с помощью ритуальных практик и намерения призвать в чрево матери высокую душу и воспитать ее в своей культуре садху. Некоторые для этого разрабатывают уникальные духовные воспитательные и обучающие программы, чтобы создать непрерывную цепь духовной преемственности внутри своей культуры.

Отношение к людям: колеблется от любви, сострадания, желания помогать до покровительственно­снисходительного, а иногда (в случае молодых, неразвитых, неопытных садху­-детей) – высокомерного.
Опытные, святые садху стремятся видеть в людях Бога, другие относятся к людям как взрослые к детям. Некоторые из них принимают на себя роль наставников, учителей людей. Они (без тени эгоизма и гордости) считают себя более зрелыми «старыми» душами, которые пришли в этот мир, чтобы завершить свой духовный Путь.

Многие садху любят людей и сострадают им, многие – считают людей духовно незрелыми, детскими душами, которые еще не прошли трудные уроки материального мира и его ценностей. Умы грубо­материалистичных людей кажутся садху тяжелыми, запутанными и беспокойными, а их культура – отсталой и приземленной.
Садху иногда также называют людей «манушья» (потомки риши Ману), «карми» (поглощенные своей кармой), «бандхика» (связанные ограничениями материального мира сансары).

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Отношение к мудрецам (джняни): садху очень ценят общение с джняни, поскольку считают джняни духовно более зрелыми, высокоразвитыми существами и стараются подражать им и учиться у них. Они с верой и благоговением принимают джняни как своих учителей, наставников, благодетелей. Для подавляющего числа садху характерен здоровый образ жизни, стремление видеть все чистым, жить в гармонии с другими и природой. Уважающий себя садху не допустит вреда, насилия, нечистоты в мыслях, критики, злых слов, неуважения к другим. Причину всех явлений, как плохих, так и хороших, садху ищет не снаружи, а внутри себя, потому что в отличие от обычных людей садху знает, что весь мир есть проявление его ума, весь мир находится в уме для садху. «Меняя себя к лучшему, я меняю к лучшему мир», – таков девиз садху.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Каждый уважающий себя садху стремится овладевать и управлять своей жизненной силой, используя методы йоги, медитации в соответствии со своей традицией.

Жизнь в социуме: в некоторых странах, где сильна традиционная национальная культура, где религия поощряет институты садху, садху живут в своих общинах, создают многочисленные храмы, монастыри, влиятельные закрытые ордена. В других странах садху живут, скрывая себя. Бывают асоциальные садху­одиночки, которые живут как бы сами по себе, тем не менее, они полностью разделяют культуру садху.

Роли, которые садху играют в социуме: садху могут играть роль духовных учителей, монахов, верующих, магов, шаманов, целителей, священников или обычных добродетельных мирян любых занятий, профессий.

Отношение к материальным благам: к материальным благам многие садху относятся с безразличием, а некоторые – даже презрением, считая их иллюзией, мешающей пути, другие ими охотно обладают и пользуются, но без всякой привязанности, третьи используют их только как инструмент своего служения и благотворного влияния в мире людей. В любом случае, материальные вещи не являются тем, за чем гоняются садху. Мудрость, медитация, духовные силы и способности – вот настоящие ценности в мире садху.

Питание: в основном вегетарианское, в разных вариациях. Многие садху любят различные диеты, некоторые пытаются обходиться без еды, заменяя пищу тонкой энергией.

Культура: культура для садху это не рефлексия и не развлечение, а еще один способ идти по пути. Культура связана с их духовным Путем, их философией, иногда – мифологией, их религией, священными книгами, святыми, богами.

Садху не считают ценным что-­либо в культуре, если оно не ведет к духовному развитию. Культуру, которая просто наслаждает чувства и не развивает духовно, они считают бесполезной.

Религия: религия – сердце жизни садху. Садху живут своей религией, ее ценностями и понятиями, как рыба живет в воде или птица парит в небе. Однако религия садху и религия людей – не одно и то же.

Их (садху) религия – единая для всего человечества. Она включает в себя все, что есть в религии людей, и идет намного дальше. Религия для них – смысл существования и образ жизни.

Джнана йога что это. Смотреть фото Джнана йога что это. Смотреть картинку Джнана йога что это. Картинка про Джнана йога что это. Фото Джнана йога что это

Садху, как правило, принадлежат к определенной эзотерической религиозной школе, связь с которой они считают очень важной. Однако не следует путать религию людей и религию садху. Именно в области понимания религиозных вопросов садху отличаются от людей больше всего остального. Как правило, садху не склонны следовать внешним ритуальным формам религиозности, присущим людям, ибо считают понимание людей в области религии неглубоким, незрелым и искаженным. Садху стремятся постигать внутреннюю, тайную, неконцептуальную, «неумственную» суть религии через внутреннюю духовную работу: медитацию, созерцание. Внешние виды религиозности не очень уважаются среди садху, хотя и не отвергаются, просто они считаются дополнительными. Знаменитые садху индийской традиции: Свами Вивекананда и др.

Сверхспособности: Некоторые садху имеют хорошие способности: ясновидение, целительство, сила намерения, умение жить в тонком теле, управление реальностью, очарование, обездвиживание, призывание духов и т.д., другие не проявляют их в силу своей кармы.
Общая численность: садху как вид людей составляет человеческое меньшинство. Истинные садху составляют не более одного­трех процентов от общего населения Земли. Также их называют «люди Дхармы», люди Пути, садхаки, садху, йоги, духовные искатели.

Джняни

Разделение внутри вида: сами джняни живут вне всяких рамок и любых понятий о двойственности, присущей людям и многим садху. Они считают себя едиными с Абсолютом, Высшим Разумом гражданами Вселенной и не разделяют себя ни по каким признакам. Однако они хорошо понимают, что среди них есть те, кто более глубоко погружен в единство, и те, кто погружен в него менее глубоко.

Область интересов и ценности: этот вид людей очень возвышен и развит духовно. Большую часть времени джняни (знающие) проводят в уединении и молчании, поглощенные медитацией, созерцая ход вещей во Вселенной. Большинство из них обладает разнообразными тайными знаниями, сверхъестественными способностями. Они могут силой мысли менять пространство, время, причинно­ следственные связи, материализовывать события, и т.д.

Взгляды на смысл жизни: для этих существ нет взглядов, интересов и ценностей в том виде, как их понимают для себя люди и садху. У них принципиально иная психология и методология мышления и восприятия мира. Их когнитивный аппарат работает иначе. У них нет логики, есть интуитивное проникновение в суть. Для них нет «Я», отдельного от Абсолюта, Вселенной и мира. Они и есть сам Абсолют и весь мир. Они видят мир как Бога, и одновременно как часть себя. Обычный мир они видят как сон, как иллюзию. Они находятся в постоянном контакте с Абсолютом и не отделяют себя от него. Для них нет понятий добра, зла, плохого, хорошего, чистого, нечистого как у людей. Они видят мир единым целым, равностным и священным. Для них нет прошлого, будущего времени, они, пребывая в вечном настоящем, ни к чему не стремятся. Они даже не имеют понятий, что они живут, – они играют, находясь в потоке беспредельного.

Этика: они являются истинными наставниками человечества, поддержателями и хранителями его этических и моральных ценностей. Они способствуют духовной эволюции людей, пробуждая их дух, вдохновляя их жить по законам долга, чести и совести в границах своей культуры.
Никакие понятия, социальные правила, нормы культуры, этики и морали не могут их ограничить, поскольку они выше любых понятий. Вместо логики, этики и морали у них есть ясное, четкое сверхъестественное прямое понимание любых событий за пределами ограничений. Это понимание позволяет им оперировать реальностью на уровне, недосягаемом для людей и садху. Часто их понимание событий сильно отличается от человеческой этики и даже этики садху. Но из сострадания к людям и садху они, играючи, следуют принятой этике, когда находятся среди людей или садху.

Отношение к людям: у джняни ни к чему нет фиксированного, оценочного отношения. Но, играя в восприятие людей, джняни воспринимают цивилизацию людей как маленьких, озорных, шаловливых, иногда капризных детей, которым надо осторожно помогать и, по возможности, наставлять их, поощряя их вступать на истинный путь Пробуждения. Джняни, иногда желая подчеркнуть факт неведения людей в отношении своей сути, называют их «аджняни» («не обладающие знанием»).

Отношение к садху: джняни видят все единым, для них нет разделений. Люди, садху и они сами – это одно существо, один глобальный разум, но, играя в восприятие садху, джняни воспринимают садху с уважением, теплотой, любовью и, одновременно, с юмором, как своих любимых младших братьев.
Они поощряют садху идти вперед по духовному пути, считая, что рано или поздно усердные садху доберутся до тех высот восприятия сути Вселенной, на которых находятся они сами. Они считают садху следующей ступенью эволюции людей, и считают своим долгом оказывать поддержку, помощь и покровительство садху, если те их просят должным образом и устанавливают с ними духовную связь.

Физиология: физиология джняни сильно отличается от физиологии обычных людей и физиологии садху.
У них открыты и очищены все чакры, активно большинство каналов, пробуждена энергия Кундалини. Их тело чувствует мир иначе. Благодаря их аскезе (тапасу), выполненной в прошлом, энергия в чакрах джняни движется иначе, нежели у садху и людей. Она вращается так, что, независимо от того, медитирует джняни или действует, удовлетворяет желания словно человек, или отсекает их подобно аскету, воспринимает объекты или выполняет пратьяхару (удаление ума от объектов), его жизненные ветры наполняют центральный канал в позвоночнике (сушумна). Такое движение энергии именуют «возвратный поток» (нивритти­марга).

Тело: для истинного джняни доступны одновременно пять тел: физическое, энергетическое, астральное, ментальное и каузальное. Подобно садху джняни может использовать, кроме физического плотного тела, энергетическое тело для сканирования местности, исцеления, восстановления энергии, целительства и т.д.
Он может использовать свое тонкое астральное тело, действующее во сне со сновидениями, для обучения, путешествий, просмотра астральных хранилищ тонкого мира, магического моделирования будущего, устранения препятствий. Он может использовать свое ментальное тело для посещения высших измерений и встреч с богами и сиддхами. Он может использовать свое причинное (каузальное) тело, действующее во сне без сновидений, для познания пространственной, пустотной, светоносной сущности всех вещей во Вселенной.

Места обитания: одни живут в труднодоступных местах: в лесах, горах, местах паломничества, местах кремации, другие – в закрытых монастырях.
Многие джняни ведут очень скрытный образ жизни, скрывая себя, они живут по двести, триста, пятьсот, тысячу и более лет. Другие, живя открыто среди людей, – выдают себя за обычных людей, живя среди садху, – выдают себя за садху, третьи действуют открыто под видом духовных лидеров, учителей, официально признанных «святых» в разных конфессиях.

Образ жизни: как правило, образ жизни джняни непостижим. Они живут поодиночке или в очень узком кругу своих учеников. Как правило, джняни очень самодостаточны, поэтому они и не ищут себе подобных, спутников, друзей, как это часто делают садху. Знающие не живут подобно людям и садху, они играют в жизнь. Их игры могут касаться чего угодно, но, в основном, они направлены на помощь человечеству, на обучение учеников из числа садху и управление реальностью этой Вселенной. Их жизнь, как и жизнь всего вокруг – это «Лила», игра Бога, божественного в них.

Роли в социуме: джняни понимают, что есть большие различия между разными классами людей, и эти классы должны мирно уживаться друг с другом, не нарушая хода вещей и не сильно вмешиваясь в жизнь друг друга.
Поэтому джняни, как непостижимые существа, играя в свои игры и стремясь к реализации своих божественных планов в социуме, могут свободно играть роль любого существа: рабочего, семьянина, садху, царя, ученого, мага, шамана, крестьянина, монаха – в реальности, не будучи никем из них.

Сверхспособности: джняни не ищут их, не заботятся о них, целиком поглощенные своей преданностью знанию Абсолюта, но многие из них наделены множеством сил, и являются весьма могущественными.

Общая численность: джняни, как разумный человеческий вид, популяция – абсолютное меньшинство, чрезвычайно малочисленное ввиду своих уникальных качеств. Они составляют не более одной тысячной процента (около шестидесяти тысяч на всей Земле).

Знаменитые джняни Индии: Гаудапада, Шанкара, Шри Рамана Махариши, Шри Ауробиндо.

Признаки Просветления

Третьей силой Просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *