Джняна марга что это
Джняна-марга – путь Знания. Транскрипт #52
Позвольте задать вопрос. Как вы думаете, какая разница между этим учением, джняна-маргой, и остальными йогами, молитвами, религиями и тому подобное? Какая основная разница?
В любом учении, кроме адвайты-веданты, есть личное «я». Давайте возьмем хатха-йогу. «Я» учит позы, и эго расширяется. Потому что вы можете сказать: «Я могу стоять на голове и сворачивать свои стопы», и вы называете это каким-то словом на санскрите. Но, вы все равно говорите: «Я могу это сделать». То есть, «я» раздувается.
Возьмите раджа-йогу, восьмеричный путь, это всё хорошо. Здесь нет ничего неправильного. Я не пытаюсь принизить это. Но, чтобы учиться яме, нияме, добродетелям должен быть кто-то. «Я» научилось, как стать добродетельным. Возьмите кундалини-йогу: «Я фокусируюсь на чакрах, на каждой чакре». Всегда есть «я», «я» и «я». Возьмите молитву: «Я молюсь Богу». Снова, в этом нет ничего неправильного, но адвайта называется прямым путем по той причине, что это единственное учение, которое исследует «я». Нас не интересуют последствия. Какими бы ни были последствия, мы понимаем, что за ними стоит «я». Мы осознаем, что, если мы найдем «я» и проследим его до источника, все остальное будет сметено, и мы станем свободными. Поэтому это называется «прямой путь».
И еще, какая разница между медитацией и джняна-маргой, потому что я подразумеваю, что большинство из вас понимает, что на этом пути не обязательно медитировать? Итак, какая основная разница между медитацией и этим путем?
В медитации всегда есть объект вашей медитации. И снова, «я» концентрируется на определенных словах, мантрах или чем-то еще. Поэтому вы не избавляетесь от «я». Вы концентрируетесь на чем-то еще, где вы исключаете все, кроме мантры и слов вашей медитации, будь это бог или что-нибудь.
В этом учении вы просто исследуете источник «я»: «Кто я? Откуда появилось «я»?» Даже, когда вы говорите: «Откуда появилось «я»?», некоторые из вас имеют в виду тело, не так ли? Вы думаете: «Откуда я появился как тело?» Но это не то, что мы имеем в виду. Нужно узнать, откуда появилось «я», а не откуда появились вы. Если вы найдете, откуда появилось «я», то осознаете, что «вы» не существуете. «Вы» никогда не существовали, и не будете существовать. Вот в чем смысл. Откуда появилось «я»? Когда вы привыкаете к такому типу мышления, каждый раз, используя слово «я», вы больше не будете иметь в виду свое тело.
Например, если вы простудились, то обычно говорите: «Я простудился». Теперь вы поймаете себя и рассмеетесь, потому что скажете: ««Я» простудилось». Звучит как неправильный английский: «Я простудилось. Это не имеет никакого отношения ко мне. Откуда появилось «я», которое простудилось?» Когда вы проследите за «я», оно приведет вас к источнику, поскольку нет «я» и нет простуды.
Вы можете широко использовать этот метод: «Я голодный». Поймайте себя и осознайте, что это «я» голодное. «Я» — не мое настоящее Я. «Я» голодное, однако, мое настоящее Я никогда не может быть голодным. Я устал, я в депрессии, я счастлив, я чувствую себя прекрасно, я чувствую себя чудесно. Это то же самое. Пока вы имеете в виду свое тело, то совершаете большую ошибку. Отсоедините себя от «я».
В действительности, есть только одно «Я», и это – Сознание. Когда вы отслеживаете личное «я» до источника, оно превращается во вселенское Я, которое есть Сознание. Начинайте ловить себя. Начинайте осознавать свою божественную природу. Вы сделаете это, пребывая в тишине. Самый быстрый путь к реализации – это пребывание в тишине. Однако, вы должны знать, почему вы молчите. Поэтому так нельзя говорить обычному человеку. Если у человека нет склонности к адвайте-веданте, ему нельзя говорить: «Будь в тишине». Поскольку, для таких людей, это означает просто молчать. Они не понимают, что это означает обратиться глубоко-глубоко внутрь себя, туда, где живет абсолютная Реальность. Это и есть тишина.
На самом деле, человеческое тело не может быть в тишине. Это нечто другое входит в тишину. Оно не имеет никакого отношения к вашей человечности. Возможно, только после многих лет медитаций в предыдущих жизнях, вы достаточно созреете, чтобы действительно познать, о чем этот путь. Когда я даю вам эти практики, это не для вас, как человеческого существа. Кажется, что вы можете пройти через это как человеческое существо, но я могу вас заверить, что ваша человечность не имеет к этому никакого отношения. Когда вы входите в тишину, то погружаетесь в глубокий покой, блаженство, Сознание, чистое Осознавание. Вот что такое тишина. Это не о том, чтобы молчать. Это гораздо выше. Это не просто успокоение вашего ума, как я все время говорю. Это понимание, что нет ума, чтобы он был спокойным. Когда вы осознаете, что ума нет, то автоматически оказываетесь в тишине. Когда вы все еще думаете, что у вас есть ум, то делаете все усилия, чтобы успокоить его, но у вас не получается.
Сколько из вас считает, что можно успокоить ум с помощью усилия? Этого нельзя сделать. Не усилие делает ваш ум спокойным, а осмысленное понимание, что, в первую очередь, у вас нет ума. Потом вы просто пребываете в недвижимости, и все образуется само по себе. Если вам нужно медитировать, пожалуйста, медитируйте. Этот путь никогда не противопоставляет какие-то другие методы, поскольку все они, в конце концов, ведут к пробуждению. Вы должны делать то, что не можете не делать. Но для тех, кто может понять, о чем я говорю, и кто осознает, что имеет дело с не-умом, не-телом, не-миром, не-вселенной, не-богом, пробуждение приходит мгновенно, потому что нет никого, кто бы спал. Вы понимаете это?
Если вы думаете, что должны что-то преодолеть, если вы собираетесь поверить, что должны работать над собой, совершать какие-то усилия, то это будет трудно. В конце концов, кто совершает усилия? Эго, которое рассказывает вам все эти вещи, которые вы должны преодолеть. Вы думаете, что должны преодолеть все ваши плохие привычки, прошлую карму, самскары. Все это ложь.
Я понимаю, что иногда говорю такие слова, и это звучит, как противоречие, но я делюсь с вами высшей истиной. Нет самскар, чтобы их преодолевать, потому что их никогда и не было. Нет кармы, чтобы ее преодолевать, потому что она не существует. Но те, кто являются незрелыми учениками, должны работать над чем-то, поэтому мы им объясняем, что карма есть, самскары есть, есть скрытые склонности, за которые вы держитесь, и вы должны их превзойти. Однако, я сознательно лгу. Но ученикам действительно нужно услышать это на определенном этапе, иначе они не смогут работать с чем-то другим.
Но, истина в том, что вам нечего преодолевать. Подумайте об этом. Если бы у вас было что-то, что нужно преодолеть, вы бы никогда не преодолели это, поскольку это природа ума – играть с вами в игры. Как только вы преодолеваете одно, возникает другое, и вам приходится преодолевать и это. Когда вы преодолеваете другое, возникает третье. Скажем, у вас есть привычка выпивать, и вы говорите: «Я должен справиться с этим». Вы можете с этим справиться. Это ведет к взрывному характеру. Потом вам нужно будет справляться с взрывным характером. Это приводит к тому, что вы начинаете лгать. Тогда вам нужно преодолеть то, что вы говорите неправду. Это никогда не закончится, пока вы не осознаете, что у «я» нет ничего, чтобы преодолевать.
Здесь вы начинаете работать над «я» и, в конце концов, осознаете, что это личное «я» порождало проблемы. Это происходит на продвинутом этапе, но это тоже ложь, поскольку личное «я» никогда не существовало. Но вы этого не знаете. Потому что думаете, что личное «я» существует, и вы должны использовать самоисследование, которое приведет вас туда, где вы осознаете, что личное «я» не существует. Оно никогда не существовало, и никогда не будет существовать.
Однако, было бы чудесно, если бы вы просто могли сесть и осознать все это за долю секунды и стать свободными. Мы не позволяем этому произойти по нескольким причинам. Мы хотим поиграть в игру преодоления. Поэтому мы говорим: «Я должен работать над собой. Я должен практиковать. Я должен медитировать. Я должен быть наедине. Я должен делать то и это». Но, сегодня вечером я говорю вам, что ничего не нужно делать. Вы просто должны осознать то, что я говорю, и пробудиться, вот и все.
И опять, кто должен пробудиться? Все это набор лжи, но я использую слова. Как может пробудиться истинное Я? Истинное Я никогда не засыпало. Вы не осознаете, кто вы есть. Вы — не смертный человек. Нет слов, чтобы выразить, кто вы есть. Вы должны обнаружить. Поэтому вы практикуете. Но, пока вы практикуете свою садхану, удерживайте где-то на заднем фоне, что, на самом деле, нет никого, кто практикует. В конце концов, кто выполняет практику? Ваши тело и ум. Если вы только вспомните, что нет тела или ума, тогда никого нет, чтобы практиковать. Пока вы практикуете, не забывайте об этом. (смеется)
Я знаю, что сегодня вечером вы уйдете и скажете: «Ну, и что я буду делать теперь?» (ученики смеются)
Посмотрите на это таким образом. Пока вы ощущаете телесное сознание, пока ваш, так называемый, ум имеет силу заставлять вас чувствовать себя так и эдак, до тех пор вы должны выполнять какую-то практику. Иначе ваши тело-ум будут вас контролировать. Высшая практика – это атма-вичара, самоисследование. Сегодня вечером я говорю с вами таким образом по той причине, что я чувствую, что все те, кто здесь присутствуют, прошли через многие пути, вы не новички, поэтому вы уже готовы к этому. Вы готовы услышать, что практики нет, Бога нет, просветления нет, прошлых жизней нет, вас нет, и вы свободны.
Люди, все равно, хотят знать, что остается, когда все уходит, что есть основа, причина, основополагающая причина всего существования? Должно быть что-то, что удерживает это все вместе. Кто так говорит? Нет ничего, чтобы удерживать вместе. Также не забывайте, что конечное не может постигнуть бесконечное. Когда я говорю, что нет ничего, что удерживает все вместе, я имею в виду, что нет такого, что можно описать словами.
Я использую такие слова, как «блаженство», «чистое Осознавание», «Сознание», «Сат-чит-ананда», «Парабрахман»… «Парабрахман» — это очень сильно, потому что это означает за пределами Брахмана. Что может быть выше Брахмана? Тишина. Нет Парабрахмана, поскольку, когда вы об этом думаете, для вас это обозначает объект, например, место, где можно находиться, место, где находишься в тишине, это Парабрахман. Вы ошибаетесь. Нет места, нет тишины, и нет Парабрахмана. Тогда, что есть? Найдите. Вы сможете узнать это только сами, поскольку нет слов, чтобы это описать.
Вы должны примириться со своей жизнью. Для этого требуется честность. Вы не можете продолжать обманывать себя. Посмотрите, как вы бегаете повсюду, от одного дела к другому. Вы идете туда, вы идете сюда. Вы всегда ищете, всегда стремитесь, всегда жаждете, чего? Некоторые из вас думают, что найдут учителя где-то высоко на небе, и вы так и будете искать этого учителя, пока не найдете. Такого учителя не существует. Когда вы наконец-то успокаиваетесь и начинаете чаще обращаться к тишине, ваш учитель предстанет перед вами. И вы обнаружите, что это не кто иной, как вы сами.
Тогда вы можете задать вопрос: «Люди, что я здесь делаю?» Я — ваше истинное Я. Я могу видеть это очень ясно. Нет разницы между вами и мной. Когда вы чувствуете, что вы в депрессии, когда вы злитесь, когда вам не по себе, это Я чувствую. Когда вы счастливы, когда вы просветлены, когда вы чувствуете себя чудесно, это тоже Я чувствую. Все это есть истинное Я, и я есть То.
Некоторые из вас все равно думают, что я говорю о Роберте. Роберт не имеет к этому никакого отношения. Я говорю о вездесущности. Я говорю о ничто. И я считаю, что продолжать говорить – это пустая трата времени.
Джняна-марга, бхакти-марга и карма-марга. Транскрипт #143
Джняна марга или путь мудрости — это высшая ступень всех йог. Она сочетается с бхакти маргой или путем преданности и карма маргой или путем служения. Это этапы, это принципы, которые мы должны изучить и понять. Именно поэтому я и преподаю сочетание этих трех методов, их комбинацию.
Если вы обучаете только джняна-марге, как делают многие существа, так называемые, гуру, то это превращается в сплошную риторику. Это не уничтожает эго, а создает его. Если преподавать только джняна-маргу, то она становится холодной и расчетливой. Люди начинают чувствовать превосходство над окружающими. Джняна-маргу еще называют школой болтовни. Тут люди обсуждают между собой вопросы джняна марги. Принимают участие в жарких дискуссиях, дебатах, спорах и в результате никуда не попадают.
Если вы преподаете и изучаете только бхакти-маргу или путь преданности, то вы можете стать дураком. На этом пути вы станете преданным всех статуй и всех деревьев, станете преданным всех гуру и у вас будет только слепая преданность без знания. Так что одного этого тоже недостаточно.
Если вы практикуете карма-маргу или путь служения людям, то вы становитесь слугой других тел. Слугой людей. При этом вы запутываетесь, потому что вы на самом деле не знаете, кому помогать. Вы действительно не знаете, кому служить. Так много бедных, бездомных, обездоленных людей. Кому из них будете вы служить? И вы снова оказываетесь в тупике. Но, когда вы объединяете воедино, джняна-маргу, бхакти-маргу и карма-маргу, тогда вы получаете прекрасное учение.
Потому что когда вы начинаете раскрываться, когда вы начинаете идти вперед по пути, тогда вы служите человечеству, вы становитесь преданными Истинному Я и вы понимаете, что «Я есть То — Я есть». Другими словами, вы понимаете самые высокие учения джняны. Эта ваша истинная природа есть Абсолютная Реальность. Вы — это чистое Осознавание без усилий. Но в то же время вам ясно, что вы не понимаете его полностью, вы не пришли к выводу, что вы просветленный. Таким образом, вы практикует и остальное. Карма йогу, бхакти-йогу. Вы становитесь прекрасным человеком. Вы становитесь настоящим человеком. В вас нет никакой фальши, никакой показухи. Вы развиваете смирение и скромность.
Вы понимаете, что Иисус имел в виду, когда сказал: «Первый будет последним, а последний будет первым». Если вы думаете, будто что-знаете, то вы попадете впросак. Если вы вырабатываете смирение и если вы ничего не знаете, если вы практикуете божественное неведение, то вы стоите в полный рост и вы есть Бытие, чистое Бытие.
Посмотрите на свою собственную жизнь и вы увидите, что с вами случилось за все эти годы. Вы очень много чему обучались. Вы заводили друзей и расставались с ними. Вы были в разных местах.
А теперь все вы здесь. Что вы здесь делаете? Куда идете? Кто вы на самом деле? Эти вопросы не имеют ответа.
Для кого существуют отличия? Они есть только тогда, когда вы начинаете думать об этом. Но если вы держите свой ум в узде и не отпускаете его дальше вашего носа, то с вами никогда ничего не происходит. Под тем, что с вами никогда ничего не происходит, я имею в виду следующее: независимо от того что с вами случилось, оставьте это в покое. Оно не властно над вами. Оно не может повредить вам. Потому что вы больше не думаете об этом. Только то, о чем вы думаете, может повредить вам. Только то, о чем вам известно, имеет над вами власть. Если вы все время остаетесь в Истинном Я и осознаете Истинное Я, то как может что-то в этом мире страшить вас? Или причинить вам боль или что-то сделать вам? Этот мир может причинить вред только тем людям, тем существам, которые думают о вещах.
Очень важно это понимать.
Вещи меняются. Вещи никогда не те же самые. Поэтому до тех пор, пока вы думаете о вещах, вы всегда будете страдать. Вы должны страдать, потому что вы приводите в действие законы двойственности, существующие всегда. Но если вы контролируете свой ум и не даете ему двигаться вовне, если вы обращаетесь внутрь и ум идет назад, назад и назад, то в вашей жизни появляются истинное счастье, истинная любовь, истинный покой.
Сколько бы я ни повторял, что все в этом мире будет продолжать идти так же, как оно шло прежде, но оно не будет больше влиять на вас, не будет беспокоить вас, не будет раздражать вас, не будет пугать вас, — повторений этих слов никогда не будет достаточно. Еще раз: только когда ум выходит наружу, когда он выходит за пределы тела, когда он расширяется, только тогда создается вся вселенная со всеми ее проявлениями, хорошими и плохими. Когда же вы начинаете понимать, что вы — это не ум, который выходит наружу и делает все эти вещи, тогда ум начинает отступать и возвращаться назад, в Сердце. Тогда вы все контролируете, тогда вы у руля. Тогда вы стоите во главе всего этого. И никто другой.
Вы должны практиковать самоисследование.
Когда я много раз говорю вам, чтобы вы пробудились, чтобы вы проснулись, чтобы вы стали совершенно свободными, это не просто для большинства существ, живущих в эпоху калиюги. Есть люди, сделавшие это, но их очень мало. В эту эпоху лучший способ для пробуждения — это, как правило, самоисследование. Потому что оно превосходит эго и делает вас свободными.
Многие из нас станут само-реализованными, прежде чем мы оставим тело. И не будет возвращения, не будет вновь возврата. Помните, что единственный путь к этой само-реализации, к этому пробуждению — это только успокоение ума. И все методы, которые мы обсуждаем и используем, предназначены для успокоения ума.
Многие из вас практикуют различные формы йоги: хатха-йогу, пранаяму, кундалини йогу. Все эти вещи хороши, потому что они делают вас спокойными. Они делают ваши тела здоровыми, но они не ведут вас к само-реализации. Единственное, что приведет вас к само-реализации, — это опустошение ума. И сейчас вы можете это увидеть.
Когда ум наполнен практиками и медитаций, то это просто другая форма мышления. Это высшая форма мышления. Вот и все. Должен быть кто-то, чтобы делать эти вещи. Этот кто-то — эго. Именно эго говорит, насколько хорошо вы умеете медитировать, насколько вы умеете делать ваш ум однонаправленным. Но вы не понимаете, что единственно правильным будет избавиться от эго, которое делает все это. Если эго полностью преобразовано и превзойдено, то не остается никого, кто мог бы практиковать какие-то формы медитации, йоги или чего-то подобного. Подумайте, насколько это легко, это совсем не трудно.
Вы не должны выполнять никакие ритуалы. Вы просто должны сделать ум спокойным. Успокойте ум целиком и полностью. Именно это должно быть вашей целью. Вы всегда должны помнить об этом, говоря: «Все, что я должен сделать, чтобы пробудиться, — это успокоить свой ум. Вот и все!». Ничего больше от вас не требуется. Но для некоторых из нас успокоение ума оказывается проблемой.
Если бы, проснувшись утром, мы бы просто наблюдали наш ум и видели, в каком направлении он идет, а затем бросали его! Отпускали его. Не следуйте за мыслями. Не увлекайтесь всеми мыслями. Само по себе наблюдение за умом будет вести к его замедлению. Если вы осознаете, что вы не ум и что ум функционирует сам по себе, то ум начнет замедляться. Но если вы отождествляетесь с умом, если вы отождествляетесь со всем тем, о чем думает ум, то вы сами знаете, что происходит: вы становитесь напуганными, разочарованными, грустными, расстроенными или счастливыми, в зависимости от тех событий, которое происходят сегодня или будут происходить завтра. Все это препятствует вашей реализации.
Поэтому лучшей практикой для этой цели будет самоисследование. Вы снова просто спрашиваете себя: «К кому приходят эти мысли? Кто так думает? Кто чувствует эти мысли? Я. Кто я? Что является источником личного «я», которое постоянно чувствует все это?». И молчите. Почувствуйте, как вы прекрасны и как хорошо вы себя чувствуете, когда ваш ум спокоен, когда мысли приходят к вам очень медленно или вообще перестают приходить. Почувствуйте, как хорошо вы себя чувствуете. Когда не осталось никого, чтобы думать, тогда вы стали свободны. До тех пор, пока есть тот, кто думает, который говорит вам то одно, то другое, который показывает вам то и это, вы привязаны к земле, к майе. Но как только вы отказываетесь слушать свой ум, вы тут же начинаете развиваться, вы начинаете расширяться.
Это не означает, что ваша работа не будет сделана. Ваша работа всегда будет сделана, только вы не будете думать о ней. Поскольку вы — это не ваша работа, вы — это не ум, вы — это не мир, то вы будете полностью вне этой картины. Однако, в то же самое время, вы будете делать это.
Это, снова, весьма парадоксально. Похоже, что вас двое. Но это только видимость. Есть только один, но кажется, будто вас двое. Один, — который не отождествляется с миром, вселенной, людьми местами и вещами. И второй, — тот, кто делает и участвует в движении тела. Тем не менее, эти двое — только Один. Есть только Один. На самом деле, никто ничего не делает. Тем не менее, все что нужно, все делается.
Это похоже на рост дерева. Дерево не думает о том, что оно делает. Оно не имеет ни малейшего понятия, что происходит. Тем не менее, появляются ветки. Появляются листья, появляются плоды. И дерево растет и распускается. Однако оно не имеет ни малейшего понятия, что происходит.
Таким же образом вы будете делать работу, ради выполнения которой пришли на эту планету. Вы будете продолжать ваши дела и делать все, что вы делаете, но ВЫ не будете делать этого. Нет никого, кто бы делал что-то. Я понимаю, что это трудно уяснить. Будто вы делаете, а потом вы не делаете. Тем не менее, это именно то, что происходит. Вы не должны думать об этом. Вы просто должны быть. Будьте собой. Любите все, любите всех, но при этом оставьте все в покое.
Давайте сейчас будем практиковать это. Закройте глаза и наблюдайте, как думает ваш ум. Наблюдайте за умом. Ум ясен и спокоен. Смотрите на это. Наблюдайте за этим. Как только ум начинает о чем-то думать, — не имеет никакого значения о чем, — спросите внутри себя: «К кому это приходит? К кому приходят эти мысли? Они приходят ко мне. Это мои мысли». «Я» — это первопричина всего мышления, всех мыслей. Теперь вы начинаете исследовать эту я-мысль. Вы изучаете ее глубоко.
Вы спрашиваете: Откуда взялась эта я-мысль? Что является источником «я»? Его источник — это Я. Однако «я» говорит мне что-то другое, «я» говорит мне, что я есть это и что я есть то. Но я просто есть. Если «Я есть», тогда откуда берется это неуловимое «я», которое говорит мне что-то другое.? Оно пытается сказать мне, что есть проблемы, что в этом мире происходят ужасные вещи. Существует мир. Существует тело. Существует ум. Их всегда создает «я». Именно я-мысль говорит мне все эти вещи. Что является источником этой я мысли? Откуда она взялась? Кто породил ее? И вы пребываете в покое.
Представьте, что я-мысль возвращается в грудь, в Сердце. Я-мысль, которая является одновременно и умом, возвращается в Истинное Я. Больше нет никаких мыслей. Вместе с «я» все мысли вернулись в Истинное Я. Теперь вы — чистое Сознание. Абсолютная Реальность.
ДЖНЯНА МАРГА
Смотреть что такое «ДЖНЯНА МАРГА» в других словарях:
ДЖНЯНА — (санскр. знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное знание, достигаемое при медитации. Д. это знание само по себе безотносительно к объекту, знание того высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда… … Философская энциклопедия
КАРМА-МАРГА — (путь (ритуально чистых) деяний) в древней культуре праведный экзотерический путь ария, заключающийся в следовании своей дхарме, отправлении ритуалов и жизни в об ве согласно традиционным нормам. Это должно было приводить к благополучию в … Словарь индуизма
БХАКТИ-МАРГА — (путь бхакти) путь любви, преданности, один из традиц. способов достижения мокши (наряду с йогой, джняна маргой и карма маргой). В Бхагавадгите Б. М. (называемая бхакти йогой) почитается наивысшим путем, доступным для духовно зрелых,… … Словарь индуизма
ИНДУИЗМ — основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента.… … Энциклопедия Кольера
БХАГАВАДГИТА — [санскр. Песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны], один из важнейших памятников индуизма, поэма метафизического и нравственно этического содержания; входит в 6 ю кн. эпоса «Махабхарата»; относится к смрити, или священному преданию. Время создания ок.… … Православная энциклопедия
ШАНКАРА — (санскр. Sarnkara) философ, проповедник и реформатор индуизма, общепризнанный основатель адвайта веданты («недуалистическая веданта») как филос. системы, творивший, по современным датировкам, в 7 8 вв. Как полемист Ш. более всех др. индуистских… … Философская энциклопедия
ВЕДАНТА — (санскр., букв. конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода, представленный упани шадами), наиболее известная и влиятельная система др. инд. религ. филос. мысли; филос. основа индуизма. В широком смысле слова совокупность религ.… … Философская энциклопедия
МАХАБХАРАТА — (санскр. – великая повесть о бхаратах) – др. инд. эпос, созданный в 1 й пол. 1 го тыс. до н.э., состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг. Эпос М. создавался в период распада ведической религии и образования индуизма с его… … Философская энциклопедия
индуизм — а; м. [англ. hinduism из перс. Hind Индия] Одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма. ◁ Индуистский (см.). * * * индуизм одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира… … Энциклопедический словарь
ИНДУИЗМ — традиц. религия Индии. Термин «И.» возник на основе персид. варианта названия р. Синдху (греч. Индос, ныне Инд), к рое позже стало обозначать не только реку и страну Индию, но и населяющий ее народ. Мусульм. и европ. завоеватели называли… … Православная энциклопедия