Джняна йога что это
Джняна-йога
0 Comments
Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.
Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.
Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.
Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию.
Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.
Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.
Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас.
Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.
Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.
Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства. Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник.
Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».
Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.
Джняна йога что это
Это путь исследования. Это не путь интеллекта, так как джняна-йога направлена на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека, поскольку интеллект — это часть внутреннего инструмента дживы, составленный из прошлого опыта и хранилища самскар, связанных с прошлыми воплощениями, то есть он нас и привёл в то состояние ограниченности, в котором мы пребываем.
Джняна-йога — это путь к интуитивному знанию, а оно является алогичным — то есть не может быть описано с помощью простой логики человеческого мира (Аристотелевой логики).
На этом пути человек задаётся вопросами о сути жизни и о своей истинной природе. Для успеха на этом пути необходимы усилия, сосредоточение и полное поглощение исследованием. Без этого невозможно получить озарение и истинное знание своей природы. Под этим знанием понимается интуитивное знание, которое невыразимо словами.
Путь джняна-йоги открыт для всех, однако лишь очень немногие готовы следовать ему. Это происходит в силу поглощения внутренними конфликтами и неспособностью расслабляться и отбрасывать фиксированные идеи и сформированный опыт, а также в силу того, что ум большинства людей слишком устремлён на внешние объекты и рассеян.
Поэтому большинству людей имеет смысл начинать с других путей йоги, позволяющих вначале очистить ум, упокоить его и сделать более однонаправленным. Человек должен полностью погрузиться в исследование, чтобы найти требуемые ответы.
Христос говорил: «Опустошите себя, и я наполню вас».
Мастера дзен Чао Чу спросили: «Что бы вы сказали тому, кто пришёл к вам с ничем?» Он ответил: «Выброси это».
Это начало джняна-йоги — отказаться от всех понятий.
Опустошив свой ум от завалов стереотипов, концепций и догм, с этой исходной позиции неприятия идеологий, человек, стоящий на пути джняна-йоги, должен начать задавать себе вопросы. Один из самых общеизвестных вопросов таков: «Кто я?»
Этот метод предлагал Рамана Махариши. Рамана Махарши шёл по пути джняна-йоги, он не просто повторял этот вопрос в течение пяти минут каждое утро перед завтраком. Вопрос пронизывал всё его существо, проникал в глубинные слои сознания и наполнял его. Исследование должно продолжаться непрерывно, сознательно или бессознательно.
Этот вопрос должен звучать независимо от того, что ищущий делает, вплоть до самых мелких и обыденных дел. Всё существо ищущего должно быть поставлено на карту в этом исследовании, так что знаменитый вопрос Гамлета из одноимённой драмы Шекспира («Быть или не быть?») меркнет перед этим поиском. Только тогда можно достичь само-реализации. Таков путь джняна-йоги.
Джняна-йога — это метод напряжённого размышления, которое ведёт к интуитивному знанию.
Гуру помогает ученику на пути джняна-йоги, даже когда ученик не знает, что он идёт по этому пути. Гуру может поставить вопрос или сказать нечто такое, что кажется ученику полностью противоречивым. Гуру может ставить вопрос прямо или косвенно; возможно, ученик услышит мимолётное замечание, но оно оставляет стойкое впечатление. Что-то в ученике пробуждается, его ум приходит в состояние кризиса, и ученик становится полностью поглощённым попытками поиска ответа на этот вопрос. В волнение приходят глубинные силы его сознания, ум становится однонаправленными работает с максимальной эффективностью.
Решить вопрос, подходит ли ищущему джняна-йога, может лишь его Гуру.
Джняна-йога
Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».
В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.
Что такое джняна-йога
Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.
Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.
Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.
Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.
Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.
Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.
Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.
Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.
Три стадии освоения Джняна-йоги
Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.
В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.
Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.
Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.
Типы живых существ и кто такие джняни?
Комментарии 2
Просмотров 4215
Мне нравится 16
Каждый человек, идущий по духовному пути, начинает с того, что проходит через осознание своей непохожести на других людей, своей принадлежности к некоему уникальному меньшинству со своими особыми смыслами, ценностями и целями, которые сильно отличаются от ценностей, смыслов и целей окружающих.
Мы ведь не задумываемся, что испокон веков на Земле живет не один, а несколько классов людей, а именно:
— люди обычные, обыкновенные, разумные (хомо сапиенс);
— люди Пути, садху (те, кто идет по пути духовного развития, хомо спиритуалис);
— джняни (Знающие, достигшие мудрости, святые);
— сиддхи (Совершенные).
Национальные, культурные, религиозные, социальные различия не так сильны, как различия между этими классами существ! Это действительно существа совершенно разные по мировоззрению, ценностям, способам выполнения когнитивных операций (мышления), методологии познания мира, энергетике, скорости мышления и образу жизни. Это словно разные расы, сосуществующие друг с другом на планете Земля. Облик их, конечно, внешне вроде одинаковый, но сходства на этом и заканчиваются.
У каждой расы своя особенная психология, этика, картина мира, система ценностей, цель жизни, а иногда — даже физиология!
Итак, коротко опишу основные типы существ нашей планеты. Поехали!
Люди, «человечество»
Разделение внутри вида: люди этого класса постоянно разделяют себя по расовым, национальным, религиозным, семейнородовым, клановым, культурноэтническим, идеологическим, классовым и другим признакам.
Подобные разделения часто приводят к войнам и конфликтам. В противовес подобному разделению среди людей есть также тенденции объединения под разными ценностями и лозунгами, например, «общечеловеческими ценностями», «единства всех религий», «глобализации» и т.д.
Область интересов и ценности: земная, материальная жизнь, карьера, накопление и создание материальных благ, обучение, воспитание детей, общественные события. Живут преимущественно семьями.
Взгляды на смысл жизни: расплывчатые, неоформленные, в объеме традиционного среднего или высшего образования и принятой в социуме системе ценностей.
Способ проводить время: жизнь человека этого мира во всем многообразии этого слова: работа, образование, развлечения, участие в общественной жизни, заботы по дому и воспитанию детей.
Тело: Обычному человеку доступно для жизни и действия только одно тело – физическое, состоящее из костей, крови и плоти, с которым он сильно себя отождествляет. Тела людей, состоящие из плоти и крови весьма несовершенны, они часто подвергаются болезням, требуют постоянной заботы, защиты от погоды, удовлетворения желаний. Продолжительность жизни этих смертных белковых тел – около восьмидесяти лет, хотя бывают люди, живущие сто и более лет.
Часто чакры в таких телах работают не в полную силу, каналы засорены, а праны циркулируют неупорядоченно, поэтому запас энергии этих тел невелик, требует постоянного восполнения в виде долгого (более восьми часов) сна, отдыха, подпитки в виде взбудораживающих ум желаний. Энергии такого тела недостаточно для осознавания себя во сне.
Способ размножения: обычный, половой. Совершая сексуальный акт, люди зачинают детей, соединяя семя отца и яйцеклетку матери. Ребенок появляется через девять месяцев из утробы матери. Дети, потомки считаются надеждой, будущим для людей. Их воспитанию уделяется много внимания. Некоторые люди стремятся иметь много детей (Индия, Китай, развивающиеся страны с высокой рождаемостью), другие (в Европе) считают, что много детей могут препятствовать их карьере, целям и обзаводятся одним ребенком. Есть некоторые отдельные люди, которые сознательно не обзаводятся детьми по своим соображениям (т.н. движение «чайлдфри»). Остальные люди, как правило, их осуждают за эгоизм и вызов человеческим ценностям.
Власть: люди признают власть своих выборных законодательных и исполнительных институтов.
Отношение к садху и джняни: от уважительного (в странах, где есть культура почтения садху) до настороженного или даже пренебрежительного. Люди не понимают мировоззрения, ценностей, этики, образа жизни садху, а о существовании джняни, сиддхов не догадываются вообще. Сталкиваясь с мировоззрением людейсадху, одни стараются его избегать, делая вид будто это нечто несерьезное, и неважное, другие его просто игнорируют, не замечая, третьи пытаются спорить с ним, анализируя и критикуя его со своих материальных, сугубо умственных позиций. Некоторые люди радикально меняют свою жизнь, встретившись с мировоззрением людейсадху, и сами становятся садху.
Культура: культура направлена в основном или на отражение, осмысление мира, или на развлечения (т.н. массовая культура).
Религия: Люди не верят в реинкарнацию, жизнь после смерти, тонкие тела, Дух, душу, другие миры, богов, а если даже верят – это никак не отражается на их жизни. Тем не менее, в мире людей религия как явление существует издревле, поскольку она была дана людям древними джняни и садху. Религия для них существует только как умственная доктрина, догма, культура, ритуалы, официальное явление и как социальный институт, но не более.
Видение мира: люди верят в мысль «я есть это тело». Люди видят мир через призму своего эго, понятийного ума как внешний, отдельный от «я» и существующий сам по себе. Этот мир бесконечно привлекает, впечатляет, озадачивает, а иногда и пугает людей. Он кажется им реальным, внешним, и существующим сам по себе.
Роли, играемые в социуме: все бесконечные роли, которые играют люди, являются для них их настоящей жизнью и сущностью. Играть роль и жить – для людей одно и то же.
Питание: следуя своим представлениям, желаниям и прихотям, многие люди питаются изысканно и обильно, другие – беспорядочно, третьи экспериментируют с диетами, многие из них едят мясо, хотя некоторые, подражая садху, становятся вегетарианцами.
Общая численность: люди этого вида – абсолютное большинство. Это главный, самый многочисленный и могущественный вид на Земле, их численность составляет около шести миллиардов.
Область распространения: все материки планеты Земля.
Садху
В других традиция их зовут иначе.
Как люди иногда называют таких людей:
«садху», «свами», «санньяси» «божьи люди»,
«верующие», «монахи» и т.п.
Способ жизни: иногда живут поодиночке, изредка встречаясь на своих собраниях, конгрессах, иногда – общинами, иногда – семьями, не выделяясь среди людей.
В тех странах, где есть культура уважения духовного пути, людей-садху, они действуют и ходят открыто, в странах, где доминирует материализм и атеизм, они скрывают себя, подражая обычным людям, или принадлежат к традиционным конфессиям.
Взгляды на смысл жизни: человеческая жизнь – уникальна и драгоценна, она предназначена не для чувственных удовольствий или накопления благ, а для развития, эволюции Духа, достижения более высокого уровня сознания и постижения Абсолюта (Бога).
Жизнь обычных людей, в которой есть только материальные интересы и ценности – по мнению одних садху – это бессмысленное страдание, бесконечный бег по замкнутому кругу (сансара) и накопление новой кармы, по мнению других – это начальная школа для тех, кто еще не встал на духовный путь.
Для садху нет линейных понятий «этично-неэтично», «плохо-хорошо», «правильно-неправильно», «морально-аморально» в том прямом виде, как эти понятия есть для людей (мирских). Садху заботится о том, что способствует росту осознанности, и избегает того, что этому мешает, не наклеивая умственных ярлыков на реальность. В основном садху просто стремится следовать своему мастеру, своему статусу в рамках своей этики и культуры, чтобы развить уровень своей осознанности.
Этика садху подразумевает: гармонию со всеми существами, уважение мира, Пути, уважение других садху, уважение мастеров-джняни, сострадание, ненасилие, свободу от условностей и формальностей, безупречность как образ жизни, контроль желаний, мыслей и слов.
Способ проводить время: духовные упражнения ( садхана ), аскеза, посещение особых мест паломничества, жизнь в уединенных местах или общинах, монастырях, медитация, обучение, служение учителям из числа джняни и своим идеалам, обсуждение философских вопросов Бытия, участие в духовных фестивалях, семинарах, ритритах. Некоторые из садху активно занимаются социальным служением, просвещением и обучением людей, видя это как свою миссию, некоторые заняты сочинением философских трактатов.
В древности многие хорошие садху были духовными наставниками правителей и царей, указывая им Путь.
Тело: садху доступно для восприятия, активной жизни и действия не одно только физическое тело, а целых три:
Садху используют свое энергетическое тело для внутренней алхимии: работы с энергией, целительства, накопления энергии, восприятия других людей, энергетики помещений, местности.
Садху живут своей невидимой, тайной жизнью, умело используя тонкое тело.
Физическое тело садху имеет почти такую же физиологию, как и у обычных людей, однако их тела все же отличаются тем, что каналы и чакры в таком теле более очищены за счет йогических упражнений, вегетарианства, упражнений по накоплению энергии, самодисциплины и т.д.
Многие люди-садху очень серьезно относятся к энергиям тела, заботясь о теле как о лодке, на которой можно переправиться на другой берег Освобождения, однако много бывает таких садху, кто пренебрегает телом, считая, что привязанность к телу только мешает пути Освобождения. Они поощряют аскетизм, умерщвление плоти. Но в большинстве садху склонны заботиться о теле, укреплять его силу.
Такое тело именуется «йогадэха» – благоприятное йогическое тело. Такое тело обладает большим запасом энергии, большим иммунитетом, более крепким здоровьем, устойчивостью к стрессам, перегрузкам, болезням, погоде. Может лучше переваривать пищу, меньше нуждается в удовлетворении желаний: отдыхе, сне, еде, питье, не нуждается в лекарствах, сексе – в том виде, как это необходимо людям.
Если оно заболевает, садху может исцелить его силой дхараны (концентрации) и медитации. Однако не всем садху удается создать себе такое тело ввиду многочисленных препятствий, помех, ограничений кармы и инертности, присущей физическому телу.
Однако, некоторые семейные или свободные садху заводят детей в надежде с помощью ритуальных практик и намерения призвать в чрево матери высокую душу и воспитать ее в своей культуре садху. Некоторые для этого разрабатывают уникальные духовные воспитательные и обучающие программы, чтобы создать непрерывную цепь духовной преемственности внутри своей культуры.
Отношение к людям: колеблется от любви, сострадания, желания помогать до покровительственноснисходительного, а иногда (в случае молодых, неразвитых, неопытных садху-детей) – высокомерного.
Опытные, святые садху стремятся видеть в людях Бога, другие относятся к людям как взрослые к детям. Некоторые из них принимают на себя роль наставников, учителей людей. Они (без тени эгоизма и гордости) считают себя более зрелыми «старыми» душами, которые пришли в этот мир, чтобы завершить свой духовный Путь.
Многие садху любят людей и сострадают им, многие – считают людей духовно незрелыми, детскими душами, которые еще не прошли трудные уроки материального мира и его ценностей. Умы грубоматериалистичных людей кажутся садху тяжелыми, запутанными и беспокойными, а их культура – отсталой и приземленной.
Садху иногда также называют людей «манушья» (потомки риши Ману), «карми» (поглощенные своей кармой), «бандхика» (связанные ограничениями материального мира сансары).
Отношение к мудрецам (джняни): садху очень ценят общение с джняни, поскольку считают джняни духовно более зрелыми, высокоразвитыми существами и стараются подражать им и учиться у них. Они с верой и благоговением принимают джняни как своих учителей, наставников, благодетелей. Для подавляющего числа садху характерен здоровый образ жизни, стремление видеть все чистым, жить в гармонии с другими и природой. Уважающий себя садху не допустит вреда, насилия, нечистоты в мыслях, критики, злых слов, неуважения к другим. Причину всех явлений, как плохих, так и хороших, садху ищет не снаружи, а внутри себя, потому что в отличие от обычных людей садху знает, что весь мир есть проявление его ума, весь мир находится в уме для садху. «Меняя себя к лучшему, я меняю к лучшему мир», – таков девиз садху.
Каждый уважающий себя садху стремится овладевать и управлять своей жизненной силой, используя методы йоги, медитации в соответствии со своей традицией.
Жизнь в социуме: в некоторых странах, где сильна традиционная национальная культура, где религия поощряет институты садху, садху живут в своих общинах, создают многочисленные храмы, монастыри, влиятельные закрытые ордена. В других странах садху живут, скрывая себя. Бывают асоциальные садхуодиночки, которые живут как бы сами по себе, тем не менее, они полностью разделяют культуру садху.
Роли, которые садху играют в социуме: садху могут играть роль духовных учителей, монахов, верующих, магов, шаманов, целителей, священников или обычных добродетельных мирян любых занятий, профессий.
Отношение к материальным благам: к материальным благам многие садху относятся с безразличием, а некоторые – даже презрением, считая их иллюзией, мешающей пути, другие ими охотно обладают и пользуются, но без всякой привязанности, третьи используют их только как инструмент своего служения и благотворного влияния в мире людей. В любом случае, материальные вещи не являются тем, за чем гоняются садху. Мудрость, медитация, духовные силы и способности – вот настоящие ценности в мире садху.
Питание: в основном вегетарианское, в разных вариациях. Многие садху любят различные диеты, некоторые пытаются обходиться без еды, заменяя пищу тонкой энергией.
Культура: культура для садху это не рефлексия и не развлечение, а еще один способ идти по пути. Культура связана с их духовным Путем, их философией, иногда – мифологией, их религией, священными книгами, святыми, богами.
Садху не считают ценным что-либо в культуре, если оно не ведет к духовному развитию. Культуру, которая просто наслаждает чувства и не развивает духовно, они считают бесполезной.
Религия: религия – сердце жизни садху. Садху живут своей религией, ее ценностями и понятиями, как рыба живет в воде или птица парит в небе. Однако религия садху и религия людей – не одно и то же.
Их (садху) религия – единая для всего человечества. Она включает в себя все, что есть в религии людей, и идет намного дальше. Религия для них – смысл существования и образ жизни.
Садху, как правило, принадлежат к определенной эзотерической религиозной школе, связь с которой они считают очень важной. Однако не следует путать религию людей и религию садху. Именно в области понимания религиозных вопросов садху отличаются от людей больше всего остального. Как правило, садху не склонны следовать внешним ритуальным формам религиозности, присущим людям, ибо считают понимание людей в области религии неглубоким, незрелым и искаженным. Садху стремятся постигать внутреннюю, тайную, неконцептуальную, «неумственную» суть религии через внутреннюю духовную работу: медитацию, созерцание. Внешние виды религиозности не очень уважаются среди садху, хотя и не отвергаются, просто они считаются дополнительными. Знаменитые садху индийской традиции: Свами Вивекананда и др.
Сверхспособности: Некоторые садху имеют хорошие способности: ясновидение, целительство, сила намерения, умение жить в тонком теле, управление реальностью, очарование, обездвиживание, призывание духов и т.д., другие не проявляют их в силу своей кармы.
Общая численность: садху как вид людей составляет человеческое меньшинство. Истинные садху составляют не более одноготрех процентов от общего населения Земли. Также их называют «люди Дхармы», люди Пути, садхаки, садху, йоги, духовные искатели.
Джняни
Разделение внутри вида: сами джняни живут вне всяких рамок и любых понятий о двойственности, присущей людям и многим садху. Они считают себя едиными с Абсолютом, Высшим Разумом гражданами Вселенной и не разделяют себя ни по каким признакам. Однако они хорошо понимают, что среди них есть те, кто более глубоко погружен в единство, и те, кто погружен в него менее глубоко.
Область интересов и ценности: этот вид людей очень возвышен и развит духовно. Большую часть времени джняни (знающие) проводят в уединении и молчании, поглощенные медитацией, созерцая ход вещей во Вселенной. Большинство из них обладает разнообразными тайными знаниями, сверхъестественными способностями. Они могут силой мысли менять пространство, время, причинно следственные связи, материализовывать события, и т.д.
Взгляды на смысл жизни: для этих существ нет взглядов, интересов и ценностей в том виде, как их понимают для себя люди и садху. У них принципиально иная психология и методология мышления и восприятия мира. Их когнитивный аппарат работает иначе. У них нет логики, есть интуитивное проникновение в суть. Для них нет «Я», отдельного от Абсолюта, Вселенной и мира. Они и есть сам Абсолют и весь мир. Они видят мир как Бога, и одновременно как часть себя. Обычный мир они видят как сон, как иллюзию. Они находятся в постоянном контакте с Абсолютом и не отделяют себя от него. Для них нет понятий добра, зла, плохого, хорошего, чистого, нечистого как у людей. Они видят мир единым целым, равностным и священным. Для них нет прошлого, будущего времени, они, пребывая в вечном настоящем, ни к чему не стремятся. Они даже не имеют понятий, что они живут, – они играют, находясь в потоке беспредельного.
Этика: они являются истинными наставниками человечества, поддержателями и хранителями его этических и моральных ценностей. Они способствуют духовной эволюции людей, пробуждая их дух, вдохновляя их жить по законам долга, чести и совести в границах своей культуры.
Никакие понятия, социальные правила, нормы культуры, этики и морали не могут их ограничить, поскольку они выше любых понятий. Вместо логики, этики и морали у них есть ясное, четкое сверхъестественное прямое понимание любых событий за пределами ограничений. Это понимание позволяет им оперировать реальностью на уровне, недосягаемом для людей и садху. Часто их понимание событий сильно отличается от человеческой этики и даже этики садху. Но из сострадания к людям и садху они, играючи, следуют принятой этике, когда находятся среди людей или садху.
Отношение к людям: у джняни ни к чему нет фиксированного, оценочного отношения. Но, играя в восприятие людей, джняни воспринимают цивилизацию людей как маленьких, озорных, шаловливых, иногда капризных детей, которым надо осторожно помогать и, по возможности, наставлять их, поощряя их вступать на истинный путь Пробуждения. Джняни, иногда желая подчеркнуть факт неведения людей в отношении своей сути, называют их «аджняни» («не обладающие знанием»).
Отношение к садху: джняни видят все единым, для них нет разделений. Люди, садху и они сами – это одно существо, один глобальный разум, но, играя в восприятие садху, джняни воспринимают садху с уважением, теплотой, любовью и, одновременно, с юмором, как своих любимых младших братьев.
Они поощряют садху идти вперед по духовному пути, считая, что рано или поздно усердные садху доберутся до тех высот восприятия сути Вселенной, на которых находятся они сами. Они считают садху следующей ступенью эволюции людей, и считают своим долгом оказывать поддержку, помощь и покровительство садху, если те их просят должным образом и устанавливают с ними духовную связь.
Физиология: физиология джняни сильно отличается от физиологии обычных людей и физиологии садху.
У них открыты и очищены все чакры, активно большинство каналов, пробуждена энергия Кундалини. Их тело чувствует мир иначе. Благодаря их аскезе (тапасу), выполненной в прошлом, энергия в чакрах джняни движется иначе, нежели у садху и людей. Она вращается так, что, независимо от того, медитирует джняни или действует, удовлетворяет желания словно человек, или отсекает их подобно аскету, воспринимает объекты или выполняет пратьяхару (удаление ума от объектов), его жизненные ветры наполняют центральный канал в позвоночнике (сушумна). Такое движение энергии именуют «возвратный поток» (нивриттимарга).
Тело: для истинного джняни доступны одновременно пять тел: физическое, энергетическое, астральное, ментальное и каузальное. Подобно садху джняни может использовать, кроме физического плотного тела, энергетическое тело для сканирования местности, исцеления, восстановления энергии, целительства и т.д.
Он может использовать свое тонкое астральное тело, действующее во сне со сновидениями, для обучения, путешествий, просмотра астральных хранилищ тонкого мира, магического моделирования будущего, устранения препятствий. Он может использовать свое ментальное тело для посещения высших измерений и встреч с богами и сиддхами. Он может использовать свое причинное (каузальное) тело, действующее во сне без сновидений, для познания пространственной, пустотной, светоносной сущности всех вещей во Вселенной.
Места обитания: одни живут в труднодоступных местах: в лесах, горах, местах паломничества, местах кремации, другие – в закрытых монастырях.
Многие джняни ведут очень скрытный образ жизни, скрывая себя, они живут по двести, триста, пятьсот, тысячу и более лет. Другие, живя открыто среди людей, – выдают себя за обычных людей, живя среди садху, – выдают себя за садху, третьи действуют открыто под видом духовных лидеров, учителей, официально признанных «святых» в разных конфессиях.
Образ жизни: как правило, образ жизни джняни непостижим. Они живут поодиночке или в очень узком кругу своих учеников. Как правило, джняни очень самодостаточны, поэтому они и не ищут себе подобных, спутников, друзей, как это часто делают садху. Знающие не живут подобно людям и садху, они играют в жизнь. Их игры могут касаться чего угодно, но, в основном, они направлены на помощь человечеству, на обучение учеников из числа садху и управление реальностью этой Вселенной. Их жизнь, как и жизнь всего вокруг – это «Лила», игра Бога, божественного в них.
Роли в социуме: джняни понимают, что есть большие различия между разными классами людей, и эти классы должны мирно уживаться друг с другом, не нарушая хода вещей и не сильно вмешиваясь в жизнь друг друга.
Поэтому джняни, как непостижимые существа, играя в свои игры и стремясь к реализации своих божественных планов в социуме, могут свободно играть роль любого существа: рабочего, семьянина, садху, царя, ученого, мага, шамана, крестьянина, монаха – в реальности, не будучи никем из них.
Сверхспособности: джняни не ищут их, не заботятся о них, целиком поглощенные своей преданностью знанию Абсолюта, но многие из них наделены множеством сил, и являются весьма могущественными.
Общая численность: джняни, как разумный человеческий вид, популяция – абсолютное меньшинство, чрезвычайно малочисленное ввиду своих уникальных качеств. Они составляют не более одной тысячной процента (около шестидесяти тысяч на всей Земле).
Знаменитые джняни Индии: Гаудапада, Шанкара, Шри Рамана Махариши, Шри Ауробиндо.
Признаки Просветления
Третьей силой Просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).