Джоан кроуфорд и бетт дэвис что случилось
О ненависти, кино и красоте: разбираем сериал «Вражда: Бетт и Джоан»
В объективе ELLE – один из главных сериалов 2017-го: «Вражда: Бетт и Джоан». Рассказываем о гламурном голливудском стиле 1960-ых, отчаянной борьбе за славу двух кинодив и том, почему все это нужно увидеть своими глазами – если вы еще не успели посмотреть сериал
Хороших сериалов появляется все больше и, в этом смысле, они давно стали полноправными конкурентами фильмов. Даже с точки зрения актерского состава команды телепроектов перестали уступать полнометражным лентам, вспомнить хотя бы «Молодого папу», снятого Паоло Соррентино: участие Джуда Лоу – дорогого стоит, в прямом смысле слова. И все же, с точки зрения визуального воплощения и внимания к деталям сериалы долго не могли соперничать с картинами на широком экране. Отличный художник по костюмам и специалист по декорациям – это ведь как вишенка на торте. И «Вражда» Райана Мерфи, наконец, изменяет положение дел – впрочем, обо всем по порядку.
О чем сериал?
Один из главных телепроектов 2017-го посвящен противостоянию двух легендарных американских актрис, Джоан Кроуфорд (Джессика Лэнг) и Бетт Дэвис (Сьюзен Сарандон), на съемках триллера «Что случилось с Бэби Джейн?» 1962 года. Первая получила «Оскара» в 1946-ом за лучшую женскую роль в драме «Милдред Пирс», а вторая и вовсе была двукратной обладательницей знаменитой статуэтки – за фильмы «Опасная» и «Иезавель» 1936 и 1939 годов соответственно. Постаревшие и утратившие былую красоту и влияние (но не честолюбие), в начале 1960-ых две титулованные актрисы оказались абсолютно никому не нужны в Голливуде. Известные своим дурным характером, они стали лишними на «фабрике грез»: тогда еще сильнее, чем сегодня, был развит культ молодости и красоты – постаревшие женщины на экране были попросту не интересны. И мерилом здесь является не талант и масштаб личности, а внешность – поэтому один из владельцев крупной киностудии и спрашивает у режиссера Роберта Олдрича (Альфред Молин), который представляет интересы Кроуфорд и Дэвис: а с кем из них, собственно, вы хотели бы переспать, случись такое дело? С Кроуфорд? Не смешите меня – вы врете: ни с кем не захотели бы. А раз так, то и денег на съемки фильма со вчерашними звездами не нужно у меня просить.
Однако работа над ставшим впоследствии культовым психологическим триллером все же начались: масла в огонь подлил тот факт, что Кроуфорд и Дэвис люто ненавидели друг друга. И это добавило фильму плюсов: с одной стороны, женщины на экране играли убедительнее некуда (картина-то, как раз, о вражде двух состарившихся актрис, запертых в одном доме), а с другой – публика жаждала подробностей об их противостояния в реальной жизни. Удачное совпадение? – да просто идеальное. И здесь Бетт с Джоан не разочаровали зрителей: одна на съемочной площадке взаправду лупила напарницу ногами, так что та потом кашляла кровью и страдала от сломанного ребра, а другая, в ответ, изощренно унижала актрису в течение всей работы. Публика в восторге (в прокате лента собрала 9 миллионов долларов США, при бюджете в миллион, плюс – несколько номинаций на «Оскар»), а Кроуфорд с Дэвис, вернувшиеся в кино, просто счастливы возможности выместить друг на друге накопленную за долгие годы злость.
Собственно, работе над лентой (а также тому, что было после выхода фильма на экраны) и посвящены 8 серий телепроекта.
Что случилось с Бэби Джейн: история одной ненависти
Голливуд был свидетелем многих невероятных любовных романов, однако и яда ненависти в звездных кулуарах всегда хватало. Одна из самых легендарных историй ненависти длилась десятки лет – война между иконами золотого века Голливуда Бетт Дэвис (второе место в списке величайших актрис в истории кино) и Джоан Кроуфорд (десятое место в этом же топе). Соперничество звезд достигло апофеоза на съемках готическо-геронтологического триллера «Что случилось с Бэби Джейн», выдвинутого на пять «Оскаров» и выигравшего одну статуэтку. В 2017-м году на телеканале FX вышел первый сезон сериала Райана Мёрфи «Вражда: Бетт и Джоан», подробно рассказавший об отношениях актрис и съемках культовой картины. Мы, в свою очередь, познакомили вас с этим шоу. А сегодня пришел черед самого фильма, которому недавно исполнилось 55 лет: о таких легендах нужно знать не понаслышке! «Что случилось с Бэби Джейн» – это еще и одноименная повесть Генри Фаррелла, а значит, у вас в гостях наша постоянная рубрика «Книга vs экранизация».
Красивая и смелая дорогу перешла: голая в солярии
Вначале попробуем выяснить, откуда взялась эта пресловутая вражда, вылившаяся на съемках в настоящие военные действия! Источники утверждают, что все началось в 1935-м году, когда обе актрисы были молоды и находились в зените славы. 26-летняя Бетт Дэвис снималась в драме «Опасная» (которая принесла ей первый «Оскар»), а ее партнером по площадке был популярный актер Франшо Тоун. Бетт влюбилась без памяти и стала приглашать Тоуна в свой трейлер для длительных обсуждений сцен фильма. Однако Джоан Кроуфорд мастерски перешла дорогу коллеге: она позвала Франшо к себе на ужин (говорят, встретив гостя в солярии – полностью обнаженной). Начались отношения, Тоун каждый день бежал к Джоан – в перерывах между съемками – и возвращался, покрытый губной помадой красотки.
Как утверждала Джоан, Тоун считал Бетт хорошей актрисой, однако не думал о ней как о женщине. Дэвис придерживалась другой точки зрения – что Кроуфорд украла кавалера: «Она взяла его у меня. Она сделала это холодно, преднамеренно и с полной беспощадностью». Итог: врагини на всю жизнь! Джоан не остановилась на достигнутом: она даже вышла замуж за Франшо. Но брак продлился недолго, в 1939-м они развелись.
«Ухаживания» Джоан и оскароносная роль
Второй веской причиной для ненависти была карьерная ревность. Контракт Кроуфорд в MGM закончился, и она перешла под крыло Warner Brothers – это было в начале 1940-х, когда королевой этой студии считалась Дэвис. Джоан даже попросила гардеробную рядом с комнатой соперницы и какое-то время пыталась наладить добрые отношения, посылая Бетт конфеты, цветы и открытки – все это методично возвращалось назад. Такие знаки внимания породили слухи, что Джоан хотела затащить Бетти в постель, в Голливуде знали о бисексуальности Кроуфорд.
Камнем преткновения стала и заглавная роль в драме «Милдред Пирс». Работу, о которой мечтала Джоан, – без всяких проб – получила Дэвис, но потом она не смогла поучаствовать в съемках. Был объявлен дополнительный кастинг, на который пришла Кроуфорд. Именно она сыграла Милдред, завоевав за роль свой «Оскар», что жутко бесило Дэвис. Себя она позиционировала как серьезную актрису, считая Кроуфорд хористкой, ходячим манекеном с «африканскими бровями-гусеницами». На эти колкости Джоан отвечала своими: «Если вы хотите увидеть простушку, «девушку по соседству», то вот вам такая девушка – Бетти».
Спасительный сценарий: антагонистки в жизни и на экране
Когда обеим актрисам было хорошо за 50 (Бетт – 54 года, Джоан – 57 лет), их карьеры представляли собой «остатки прежней роскоши», Голливуд пережевал звезд и выплюнул, как всегда делал со своими дивами. По счастливой случайности Кроуфорд попалась на глаза повесть мало известного автора Генри Фаррелла «Что случилось с Бэби Джейн», в которой актриса увидела способ возрождения карьеры. Джоан обратилась к режиссеру Роберту Олдричу, с которым работала раньше, и предложила снять триллер, причем роли в нем распределила сама. Это была история двух стареющих сестер-актрис Хадсон, делящих один особняк, Джоан хотела сыграть калеку Бланш, а характерной Дэвис предназначила роль спятившей Джейн.
По сюжету предполагается, что пьяная в стельку экс-старлетка мюзик-холла Бэби Джейн сделала очень популярную в молодости звезду кино Бланш инвалидом-колясочницей (авария у ворот дома). Поэтому Джейн и спустя почти 30 лет продолжает глушить вину виски, лелея мечты о возвращении на сцену, а многострадальная Бланш хочет гармонии и покоя, в том числе, в отношениях с сестрой.
«Старухи» распалились не на шутку
Уорнер «благословил» фильм и посоветовал Олдричу распалить «старух», чтобы происходящее на экране стало более реальным. Бетт (которая в то время не снималась – играла на Бродвее в пьесе Теннесси Уильямса «Ночь игуаны») вначале убедилась, что Джоан не любовница Олдрича, а поэтому не «украдет» все крупные планы. Успокоившись, дважды оскароносица милостиво приняла роль.
Всё закрутилось с самого старта съемок. Бетт придумала себе жуткий грим – выбеливала лицо, неровно и небрежно красила губы и ресницы, малевала мушку сердечком на щеке. Ей казалось отличной шуткой, что для образа Джейн использовался порядком потрепанный и разлохмаченный блондинистый парик – в нем давным-давно снималась Кроуфорд. Правда, Джоан не узнала «старичка». Дэвис никогда не боялась предстать перед зрителями старой, изможденной и уродливой. Но Кроуфорд гордилась своей красотой и не хотела поступаться ею даже для роли парализованной затворницы Бланш. Она сопротивлялась любым попыткам гримеров сделать ее менее гламурной, что вызвало насмешки Дэвис: «Бланш была калекой. Она никогда не покидала дом и никого не видела, но Кроуфорд заставила ее выглядеть так, будто она жила в салоне красоты Элизабет Арден».
«Шпильки» переросли в насилие
Мелкие «шпильки» (вроде того, как Дэвис привезла на площадку автомат с Coca-Cola, зная, что Джоан – вдова совета директоров конкурента, Pepsi) переросли в «боевые действия». В эпизодах, когда Джейн пинает и бьет беззащитную Бланш, актриса не сдерживала себя. Это привело к тому, что Кроуфорд все чаще просила дублершу или манекен «для битья», но в сцене с крупным планом (Джейн сильно ударила сестру по голове) Джоан пришлось играть самой. Позже она говорила, что после этого удара ей понадобилось накладывать шов. Дэвис отпиралась: «Я едва коснулась ее!».
Кроуфорд не осталась в долгу – зная о проблемах коллеги со спиной, актриса «утяжелила» себя в эпизоде, где Джейн тащит не владеющую ногами Бланш через комнату. По одним источникам, Джоан надела увесистый металлический пояс, по другим – набила карманы камнями. Бетт сорвала поясницу, ей пришлось обращаться к врачу.
Ускользнувшая награда
Фильм, в котором психически нестабильная сестра мучает другую (Бланш хотела продать дом и отправить Джейн в лечебницу, вот та и отомстила), вернул былую славу актрисам. Но тут Джоан ждал еще один удар: на «Оскар» претендовала Дэвис и даже молодой актер Виктор Буоно, а вот о Кроуфорд словно забыли!
Статуэтка была почти у Бетт в кармане, но соперница развернула анти-агитацию – где уповая на прежнюю дружбу или связь, где улещивая киноакадемиков. Мало того – она стала уговаривать других номинанток (которые не могли прийти на церемонию), чтобы принять награду за них. Дэвис упустила премию, но вынуждена была смотреть, как улыбающаяся и торжествующая Кроуфорд получает статуэтку за Энн Бэнкрофт, произносит благодарственную речь и позирует перед камерами.
Последний гвоздь в крышку гроба
Скандал с «Оскаром» забил последний гвоздь в крышку гроба отношений актрис. Бетт получила шанс на реванш на съемках триллера «Тише, тише, милая Шарлотта», буквально вынудив Джоан уйти. Вместо Кроуфорд на роль кузины Шарлотты взяли Оливию Де Хэвилленд.
Джоан умерла в 1977-м – на 10 лет раньше Бетт, и та получила возможность в последний раз позлословить: «Вы не должны говорить плохие вещи о мертвых, только хорошие… Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо». Так завершилась полувековая история ненависти.
Что же до фильма, актрисы отлично сыграли враждующих сестер. Правда, внешне героини отличались от персонажей книги, в которой Бланш была блондинкой, а Джейн – плотно сбитой брюнеткой: в кино они поменялись цветом волос. На экране было меньше издевательств, чем в повести, но публика и так ахала от шока – ей хватало диких моментов, вроде того, когда Джейн подает сестре вареную крысу на обед.
Отлично подыгравший Эдвин
Все остальные персонажи очень третьестепенны – они меркнут по сравнению с безумно хохочущей Бэби Джейн и страдающей Бланш. Однако Виктор Буоно в роли пианиста Эдвина, который нанялся к Джейн аккомпаниатором, хорош. Незаконнорожденный толстяк Эдвин Флэгг томится в доме назойливой матери и жаждет самостоятельности, вот и согласился подыграть фантазиям чокнутой тетки. Молодой парень (20 с небольшим) с избыточным весом, Виктор наверняка не ожидал оскаровской номинации. Правда, премия тогда досталась не ему. Карьера Буоно была не очень удачной (правда, он еще сыграл с Дэвис – в ленте «Тише, тише, милая Шарлотта»), он ушел из жизни в 43 года от сердечного приступа.
Не забудьте и про «Вражду»!
«Оскар» у «Бэби Джейн» один – за лучшую работу костюмера. Да уж, все эти легкие шифоновые и шелковые платьица вечной «девочки» с лицом старой ведьмы, бантики и рюши добавили ужаса в и без того пугающую историю.
Напомним: в сериале «Вражда» роли оскароносных Бетти и Джоан исполнили, соответственно, оскароносные Сьюзен Сарандон и Джессика Лэнг. И мы очень советуем вам посмотреть и шоу (всего-то 8 эпизодов), и сам фильм. Такая классика вневременна!
Вражда Бетт и Джоан
Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд были королевами золотого века Голливуда. О соперничестве этих двух кинодив ходили легенды.
Бетт Дейвис являлась в Голливуде одной из самых уважаемых и известных актрис, она номинировалась на «Оскар» одиннадцать раз и выиграла премию два раза.
Джоан Кроуфорд редко появлялась в фильмах высоких художественных достоинств и её актёрские работы нельзя назвать выдающимися, однако мало кто из актрис может сравниться с ней по успешности и продолжительности карьеры в Голливуде. По популярности она соперничала с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо.
Бетт царствовала на киностудии Warner Bros и пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером».
Ходило много слухов, почему эти двое так ненавидели друг друга. Говорят, что во время съемок фильма «Опасная» Бетт увлеклась своим партнером по фильму, Франшо Тоуном.
Пока Бетт рассказывала в интервью, за что она полюбила Франшо, недавно разведенная Джоан пригласила его на ланч и приветствовала его обнаженной в своем соляриуме. Франшо был сражен, Джоан Кроуфорд увела его у Бетт и, в конечном итоге, вышла за него замуж. Это и положило начало вражде длиною в жизнь.
Брак Франшо и Джоан продлился три года и был расторгнут в 1938, в тот год, когда Бетт получила свой второй Оскар. Но история не была забыта.
Обе не стеснялись в выражениях. Бетт смотрела на соперницу свысока, называя ее «манекеном», с бровями, как «африканские гусеницы». Как-то Дейвис даже заявила: «она переспала со всеми звездами MGM за исключением Лесси». Кроуфорд не осталась в долгу. «Бедная Бетти, она выглядит так, словно в ее жизни не было ни одного счастливого дня или ночи».
В 1943 году Джоан Кроуфорд и ее брови покинули «MGM», поскольку студия перестала предлагать ей роли, соответствующие её запросам, и перешла в «Worner Brothers», вотчину Бетт. Это взбесило Дейвис. Масла в огонь добавил тот факт, что Джоан получила Оскар за главную роль в фильме «Милдред Пирс» (1945), от которой ранее отказалась сама Бетт.
Во время съемок студия постоянно подогревала интерес публики, акцентируя внимание на стычках актрис. Известный факт: первый конфликт случился, когда Дейвис установила на съемочной площадке автомат с Coca-Cola. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Pepsi, решила, что та сделала ей это назло, и поставила рядом свой автомат.
Для сцены, где Дейвис тащит Кроуфорд по полу, Кроуфорд подложила в одежду тяжести.
А в знаменитой сцене, где героиня Дейвис бьет Кроуфорд в голове, она не играла. Дейвис ударила Кроуфорд так, что последней пришлось накладывать швы.
Игра Дэвис была в этом фильме потрясающей и пугающей. Она воплотила на экране настоящего монстра, критики называли ее игру «леденящим душу коктейлем». Дэвис была номинирована на Оскар за роль Бэби Джейн, в то время как игру Джоан Кроуфорд академия не отметила.
Дейвис потом говорила: «Я чуть не упала замертво. Я была парализована шоком».
После этого фильма актрисам вновь была предложена совместная работа в одном фильме, на что Бетт Дейвис ответила: «Я не помочусь на Джоан Кроуфорд, даже если она будет гореть».
Когда бывший муж Джоан Кроуфорд Франшо Тоун умирал, она заботилась о нем до самой смерти. Дэвис якобы сказала » Даже когда этот ублюдок умирал, она не могла его отпустить! «
Позже страсти немного утихли, и Дейвис вступилась за бывшую соперницу, талант которой она, по собственным словам, всегда уважала, когда дочь Кроуфорд опубликовала книгу мемуаров: «Чего она не заслуживала, так это отвратительной книги, написанной ее дочерью». В этой ситуации Дейвис понимала ее как никто, ведь ее старшая дочь Барбара тоже опубликовала книгу, в которой представила свою мать настоящим чудовищем.
Как Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд ненавидели друг друга целых полвека
Предыстория
Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис — почти ровесницы. Первая родилась в 1904-м, вторая — в 1908-м. Кроуфорд начала покорять Голливуд несколько раньше — уже в 1925-м она подписала контракт с киностудией Metro-Goldwyn Pictures, а в 1928-м обрела успех благодаря роли в немом фильме «Наши танцующие дочери». В 1931-м, когда Дэвис только приехала в Голливуд, Кроуфорд была ведущей актрисой MGM и вовсю крутила роман с красавчиком Кларком Гейблом. Чем не повод для зависти? Особенно если учесть, что у самой Бетт все шло не так гладко: ее первые фильмы не имели успеха и Universal Studios в 1932-м решили не продлевать с ней контракт. Но вскоре все изменилось, и в том же году Дэвис заступает на службу Warner Bros., а в 1934-м превращается в суперзвезду с номинацией на «Оскар» за роль в фильме «Бремя страстей человеческих». К слову, именно эта роль освободила актрису от амплуа соблазнительницы с коровьими глазами. Кроуфорд такая возможность подвернется лишь десять лет спустя.
Соперницы во всем
Итак, в середине 30-х обе актрисы — состоявшиеся звезды кинематографа. В Голливуде становится тесновато. Но катализатором вражды стали дела любовные. В 1935-м Дэвис, к тому времени замужняя дама, влюбилась в партнера по фильму «Опасная» Франшо Тоуна. «Профессионально и лично», как говорила она сама. Однако Тоун запал на Кроуфорд. «Они вместе обедали, и, когда он возвращался на съемочную площадку, все лицо его было в помаде. Ему льстило, что в него влюбилась такая звезда. Естественно, я завидовала», — позже призналась Дэвис. В том же году Кроуфорд и Тоун поженились. Зато Дэвис отхватила за «Опасную» свой первый «Оскар». Возможно, с годами неприязнь бы сошла на нет, но в 1943-м произошло роковое событие — Кроуфорд ушла из MGM и подписала контракт с Warner Bros., киновотчиной Бетт. А в 1945-м получила «Оскар» за роль в фильме «Милдред Пирс». От которой отказалась Дэвис. Взаимная ненависть была окончательно зацементирована. Одно время Кроуфорд пыталась примириться с соседкой по гримеркам и даже посылала ей цветы. Но Дэвис поспешила обвинить незадачливую конкурентку в лесбийских наклонностях.
Дэвис о Кроуфорд
Не вдаваясь в хронологию вражды, перейдем к самому интересному — словесному «обмену любезностями». По части злословия Бетт Дэвис превзошла бедняжку Джоан. Едкое замечание, что Кроуфорд переспала со всеми звездами мужского пола, не считая собаки Лесси, кажется ерундой в сравнении с другими фразочками Дэвис: «Если бы Джоан Кроуфорд загорелась, я бы на нее даже не помочилась». Или: «Я бы даже унитазом Кроуфорд пользоваться не стала». А однажды Дэвис заметила: «Почему я так хорошо играю стерв? Потому что я не стерва. Быть может, поэтому Джоан Кроуфорд так убедительна в роли леди». Тонко, правда?
Кроуфорд о Дэвис. И не только
«Что случилось с Бэби Джейн?»
В 1962 году произошло невероятное: Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд встретились на одной съемочной площадке. К тому времени обе порастеряли былого блеску и куковали без примечательных ролей. «Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича должен был вернуть их и на передовицы газет, и в списки оскаровских номинантов. Многие надеялись на примирение, но его, естественно, не произошло. Даже сюжет фильма подстрекал актрис к противостоянию — они сыграли двух недолюбливающих друг друга сестер: талантливую и красивую (Кроуфорд) и страшную и бездарную (Дэвис). Бетт не стеснялась называть Джоан «фальшивой шлюшкой», а в одной из ключевых сцен пнула партнершу по голове. За пару лет до съемок Кроуфорд стала вдовой Альфреда Стила, президента компании «Пепси-кола» — естественно, на площадке установили автомат с этим напитком. А Бетт Дэвис не поленилась заказать холодильник с «Кока-колой». Без ярких фразочек тоже не обошлось: «Лучшее воспоминание о работе с Кроуфорд — то, как я столкнула ее с лестницы на съемках «Что случилось с Бэби Джейн?». Кроуфорд не оставалась в долгу. В одной из сцен Дэвис должна была тащить ее под руки — несколько раз Джоан заходилась в кашле, чтобы сорвать съемки и заставить партнершу повторить все заново, а под конец нацепила под платье пояс с гирьками. Впрочем, впоследствии Кроуфорд эти слухи опровергала.
Что нужно знать о «Вражде», главном сериале весны?
Две светлых повести
Две стареющие легенды Голливуда Джоан Кроуфорд («Осенние листья») и Бетт Дэвис («Все о Еве») подписывают контракт на съемки в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?» о забытой актрисе, которая тиранит свою сестру на инвалидной коляске. Обе дивы рассматривают этот фильм как свой шанс вернуться в большое кино. Есть только одна проблема – они так ненавидят друг друга, что съемочный процесс превращается в кошмар.
Кроуфорд в письменном виде жалуется режиссеру, что от Дэвис воняет.
Дэвис сообщает всем, что у Кроуфорд накладная грудь.
В основе давнего конфликта двух небожительниц – их разные статусы. Джоан Кроуфорд – голливудская звезда, за которой ухлестывали мужчины. Бетт Дэвис – великая актриса, на которую молились ее коллеги.
Мнительную Кроуфорд обижало то, что Дэвис относится к ней с пренебрежением. Прямолинейную как танк Дэвис раздражало, что Кроуфорд слишком много времени уделяет своей внешности и недостаточно – актерскому мастерству.
За роль в «Бэби Джейн» на «Оскар» номинировали только Дэвис («Я в этом фильме потрясающая», – сказала актриса после просмотра, даже не упомянув свою партнершу). Кроуфорд сделала все, чтобы «Оскар» той не достался. Чтобы позлить свою соперницу, Джоан даже вышла на сцену, чтобы получить статуэтку вместо актрисы Энн Бэнкрофт, которая не смогла присутствовать на церемонии.
В мини-сериале Райана Мерфи («Американская история ужасов», «Хор») главных героинь играют современные легенды кино Джессика Лэнг и Сьюзан Сарандон. И если Лэнг просто часто работает с Мерфи, то Сарандон с юности предлагали играть Бетт Дэвис, которая тогда еще была жива и даже передала через общего знакомого, что будет не против.