Джокер что это значит в жизни человека
Джокер что это значит в жизни человека
Чаще всего, когда мы слышим слово «джокер», первым делом в сознании возникает ассоциация с одноименной игральной картой, или, в более широком смысле, с карточной игрой. Однако, сама идея «джокера» куда более сложна и лежит не на зеленом сукне игрального стола, но восходит к учениям средневековых алхимиков и магов.
Впрочем, обо всем по порядку.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Действительно, в большинстве колод, состоящих из 54 карт, существует одна особая, которая и называется «джокер». Традиционно, на ней изображен придворный шут. В различных карточных играх джокер используется по-разному. В одних он – определяющая карта, в которой заключен весь смысл игры, в других – джокер просто не задействован. В целом, наиболее часто джокер используют взамен любой карты при составлении нужной комбинации или же как самую «сильную» карту, способную «побить» любую другую.
Любопытно, что происхождение слова «джокер» никак не связано с английским «joker» (шутник), как думают многие. Считается, что оно появилось из-за неправильного произношения названия немецкой игры Juker (юкер). Именно в этой игре в конце XIX века появился джокер, который обозначал высшую козырную карту.
По другой версии, происхождение джокера связано с французскими картами Таро, в которых подобная карта имеет давнюю историю. Однако утверждать, что Шут из Таро и есть прототип джокера, никто не берется, так как классическая колода Таро возникла в Средневековье, а появление джокера, по историческим меркам, произошло относительно недавно. При этом можно уверенно говорить о заимствовании визуального образа.
Так или иначе, история джокера запутана и неоднозначна, посему оставим этот вопрос исследователям, которые, возможно, когда-нибудь установят истину. Здесь же мы хотим просто поговорить о «джокере», его символизме и значениях.
СИМВОЛИКА И ЗНАЧЕНИЕ
Трактовать понятие «джокера» представляется наиболее логичным, опираясь на значение соответствующей карты из колоды Таро, изображения в которой имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается мистическим.
Карта, называемая Шут, считается одной из наиболее сложных в Таро. Как и на джокере, на ней изображен человек в костюме шута. Здесь стоит заметить, что, как известно, придворные шуты были людьми умными, проницательными и всесторонне одаренными.
Под предлогом шутки и развлечения, им позволялось безнаказанно говорить и делать то, что могло повлечь за собой крайне суровое наказание даже для высшей знати. Поэтому, шут должен был уметь в любой момент принять тот образ, который позволил бы ему сказать истину, остаться невредимым, а зачастую и достичь своей цели.
Как и Шут из колоды Таро, джокер – это сочетание противоположностей, он несет в себе одновременно белое и черное, правду и ложь, добро и зло. Благодаря своей восприимчивости ко всему новому, он познает и принимает окружающий мир непредвзято. Его цель – получать от жизни радость и удовольствие, а опыт накапливать «играючи».
Другая сторона символизма джокера заключается в его связи с принципом изначального и постоянного движения. Он предприимчив и доверяет инстинкту, любознателен и открыт. Испытать все самому – один из базовых принципов его существования. И потому, джокер волен сам выбирать направление, идти куда угодно и делать что захочет, ибо все его действия подчинены единому скрытому замыслу
Джокер идет по дороге, свернуть с которой не удастся – сама судьба ведет его по ней. И нужно продолжать путь, полагаясь на свою интуицию, удачу и покровительство Высших сил. Руководящий им божественный гений, способен руками джокера создать Вселенную и разрушить ее, а абсолютная свобода этого становления и ее потенциал содержат в себе все существующие возможности.
ШУТЫ И ДЖОКЕРЫ: ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ, КИНЕМАТОГРАФ
Прежде всего, можно вспомнить шута из шекспировского «Короля Лира». О нем прекрасно написал С.Я. Маршак, переводивший песни королевского шута: «Философское, этическое и даже политическое содержание песенок шута почти всегда замаскировано, упрятано в загадку, в пословицу, в шутку, как будто бы простодушную и ребячливую. По существу же самый взрослый персонаж в трагедии – именно шут, видящий подоплеку всех отношений и трезво их оценивающий.»
В современной культуре Джокер широко известен, как герой экранизации комиксов про Бэтмена «Темный рыцарь». В этом фильме, Джокер – олицетворение зла и заклятый враг главного героя. «Темный рыцарь» вошел в список 250 лучших фильмов за всю историю на сайте крупнейшей в мире базе данных и веб-сайт о кинематографе Internet Movie Database, а Хит Леджер, сыгравший Джокера, получил Оскара за лучшую мужскую роль второго плана.
Подводя итоги, можно сказать, что Джокер – это выразительный символ здорового оптимизма и творческого подхода к любой ситуации. Он – мастер эзопова языка и отчаянный борец за справедливость и правду, что никак не конфликтует с выраженным у него инстинктом самосохранения. В Джокере присутствуют и сочетаются, казалось бы, противоречащие друг другу свойства, что лишь подтверждает многогранность его натуры.
Превосходное владение бесконечным разнообразием врожденных и развитых качеств и умений, а также, обширные познания в различных областях, при его положении на низшей ступени иерархической лестницы, наделяет его особой символичной значимостью, говорящей о больших человеческих возможностях и успешности во всех начинаниях.
Архетип Джокера: Свобода
Обычно слово «джокер» вызывает в сознании образ игральной карты. Ну, или вообще ассоциируется с карточной игрой.
Еще одна ассоциация — это карта «Шут» из колоды Таро.
Для волшебников, практикующих Симорон, Джокер символизирует самую суть Симоронской идеи — получать опыт, играючи, соединяя противоположности, выходя из плена игровой двойственности (хорошо-плохо, черное-белое и т.п.). Еще одна ассоциация с Джокером и Симороном: «И прямо в яблочко попасть, почти не целясь».
Однако к этому стоит добавить, что сама идея Джокера очень глубока и восходит истоками к учениям средневековых алхимиков и магов.
Именно поэтому работа с Архетипическим образом и сюжетами Джокера открывает нам невероятные возможности в жизни.
В наше время образ Джокера очень часто воспринимается негативно. Поскольку первая ассоциация, которая «всплывает» в этом контексте, это образ Джокера из экранизации комиксов про Бэтмена «Темный рыцарь». В этом фильме Джокер – олицетворение зла и заклятый враг главного героя. Такой образ можно тоже рассмотреть, но уже с позиции «перевернутого» Джокера.
Искажение Джокера — человек-манипулятор встречается довольно часто. Однако, стоит помнить о том, что этот сюжет является классическим искажением Джокера.
Впрочем, обо всем по порядку.
ЧТО ТАКОЕ АРХЕТИП? (из Википедии)
Впервые термин архетип в психологии был использован Юнгом и сейчас этот термин с удовольствием используется в психологии и эзотерике.
ДЛЯ ЧЕГО?
Мы частенько используем архетипические образы и сюжеты в ресурсных театрах и в работах с запросами, поскольку порой это открывает совершенно новые ресурсные смыслы и новые пласты энергии. Разумеется, что этот феномен безмерно полезен и с точки зрения расширения возможностей человека-Творца и реализации планов-желаний-мечт.
Что же касается Архетипа Джокера, то основной, базовый смысл-посыл заключается в получении опыта через Игру, причем опыта радостного, открытого, честного и искреннего, исходящего из глубинной мудрости и Ясности Сознания.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРАЗА
Карты игральные. В большинстве колод, состоящих из 54 карт, существует одна особая, которая и называется «джокер». Традиционно, на ней изображен придворный шут. В различных карточных играх джокер используется по-разному. В одних он – определяющая карта, в которой заключен весь смысл игры, в других – джокер просто не задействован. В целом, наиболее часто джокер используют взамен любой карты при составлении нужной комбинации или же как самую «сильную» карту, способную «побить» любую другую.
Само происхождение слова «джокер» обычно связывается с английским «joker» (шутник). Однако многие источники пишут, что на самом деле оно появилось из-за неправильного произношения названия немецкой игры Juker (юкер). Именно в этой игре в конце XIX века появился джокер, который обозначал высшую козырную карту.
Еще одна версия говорит, что Джокер связан с французскими картами Таро. Однако совершенно не факт, что Шут из Таро и есть прототип джокера, поскольку классическая колода Таро возникла в Средневековье, а появление джокера, по историческим меркам, произошло относительно недавно. Но визуально эти образы очень похожи.
Так или иначе, история джокера запутана и неоднозначна, посему оставим этот вопрос исследователям…
ЗНАЧЕНИЯ
Позволю себе процитировать:
«Если опираться на соответствие Джокера и Шута в колоде карт Таро, то мы получим весьма сильный сплав древних знаний, оккультизма и алхимии. А также глубинной мудрости и ясности сознания в контексте связи всего со всем. Поэтому эта карта легко связывается с «тайным знанием» и считается мистической.
В Таро карта, называемая Шут, считается одной из наиболее сложных. На ней изображен человек в костюме шута.
И, как известно, придворные шуты были людьми умными, проницательными и всесторонне одаренными… Под предлогом шутки и развлечения, им позволялось безнаказанно говорить и делать то, что могло повлечь за собой крайне суровое наказание даже для высшей знати. Поэтому шут должен был уметь в любой момент принять тот образ, который позволил бы ему сказать истину, остаться невредимым, а зачастую и достичь своей цели.
Как и Шут из колоды Таро, джокер – это сочетание противоположностей. Он несет в себе одновременно белое и черное, правду и ложь, добро и зло. Благодаря своей восприимчивости ко всему новому, он познает и принимает окружающий мир непредвзято. Его цель – получать от жизни радость и удовольствие, а опыт накапливать «играючи».
Другая сторона символизма джокера заключается в его связи с принципом изначального и постоянного движения. Он предприимчив и доверяет инстинкту, любознателен и открыт. Испытать все самому – один из базовых принципов его существования. И потому джокер волен сам выбирать направление, идти куда угодно и делать, что захочет, ибо все его действия подчинены единому скрытому замыслу.
Джокер идет по дороге, свернуть с которой не удастся – сама судьба ведет его по ней. И нужно продолжать путь, полагаясь на свою интуицию, удачу и покровительство Высших сил. Руководящий им божественный гений, способен руками джокера создать Вселенную и разрушить ее, а абсолютная свобода этого становления и ее потенциал содержат в себе все существующие возможности.
Можно сказать, что Джокер – это выразительный символ здорового оптимизма и творческого подхода к любой ситуации. Он мастер эзопова языка и отчаянный борец за справедливость и правду, что никак не конфликтует с выраженным у него инстинктом самосохранения. В Джокере присутствуют и сочетаются, казалось бы, противоречащие друг другу свойства, что лишь подтверждает многогранность его натуры.
Превосходное владение бесконечным разнообразием врожденных и развитых качеств и умений, а также обширные познания в различных областях наделяют его особой символичной значимостью, говорящей о больших человеческих возможностях и успешности во всех начинаниях…»
УСПЕХ и ДЖОКЕР
Итак, подчеркну. Образ Джокера — архетипический. А значит, эта модель поведения, эти возможности, спрятанные в глубинах коллективного бессознательного, можно активировать и запустить на раскрытие в реальной жизни.
Ведь любой Архетип — это информация и энергия. Вопрос только в том, чтобы быть в ладу с этой информацией и иметь доступ к энергии…
Как это сделать?
Самый простой способ — симоронские практики (на сайте их много!) плюс перевертывание-переплетение смыслов и причинно-следственных связей плюс позволение вашей глубинной мудрости управлять процессами жизни…
3 комментария к статье “Архетип Джокера: Свобода”
Елена Калининград • Май 16, 2016 в 21:18
Хм… прикольно… приятно удивлена! неожиданно видеть о Джокере статью здесь. Хорошая идея раскрыть свои способности с помощью него. Беру!) Благодарю.
Junia • Май 18, 2016 в 11:04
Я давно живу в этом архетипе. Но только недавно решила начать этим делиться.
Ирина • Май 19, 2017 в 06:49
Здравствуйте, Юния. Мне очень понравилась Ваша статья. Могли бы поделиться, — какого автора Вы цитировали, оисывая значение Архетипа Джокера?
Написать комментарий
ПЕРЕЙТИ к ОГЛАВЛЕНИЮ!
Статьи с техниками и технологиями выделены жирным шрифтом и словом «Рекомендую!»
Джокер 0/XXII
Mar 19, 2017 · 12 min read
Как распознать у себя нулевой аркан? Нулевой год рождения (90, 80, 70 — человек в действии проявляет себя как Джокер) или же человек, рожденный 22 дня любого месяца. Джокер-шут-дурак названия одного и того же аркана.
Ноль — это то, что предшествует началу и идет после конца, поэтому в разных интерпритациях Джокер может соответствовать как 0 аркану, так и 22.
Новорожденный. Ребенок. Тот, кто начинает что-то новое. Мистик. Мечтатель. Авантюрист. Провидец. Мудрец. Путешественник. Бродяга. Невинный или неопытный человек. Эксцентричный, независимый и неординарный человек. Пустота и полнота одновременно (беззаботность из-за мудрости). Невинность. Спонтанность. Архетип новорожденного младенца. Потенциал. Начало с нуля. Новый шанс. Новые впечатления. Новый способ восприятия мира. Новые возможности. Важное решение. Неожиданное решение. Начало приключения. Время перемен. Оригинальность. Открытый разум. Оптимизм. Детское удивление. Наивность. Веселье. Чистота поступков. Свобода от предрассудков. Новый жизненный этап. Волнение из-за открытия чего-то нового. Беззаботное отношение. Неожиданность. Второе рождение. Доверие к судьбе. Свобода, ощущение, что вас ничто не сдерживает. Энтузиазм. Риск. Доверие высшим силам. Уверенность в том, что провидение направляет вас в нужную сторону. Творческий нонконформизм. Для того чтобы начать что-то новое, нужно отпустить прошлое, оставив его позади. Неожиданное влияние. Гомосексуализм. Бисексуальность. Ноль — это число чистого потенциала. Все возможно. Смело отправляйтесь туда, где не ступала нога человека.
Перед человеком, родившимся с этим арканом стоит весьма непростая и интересная задача на эту жизнь и даны для этого особые возможности и способность пропускать через себя значительные энергии Потока, недоступные представителям других, не высших, Арканов.
Основная задача представителя э того аркана — реализовывать высшую миссию человека, быть сотворцом этой вселенной, иначе говоря, создавать новые представления и возможности людей в этом мире. Под вселенной здесь мы подразумеваем индивидуальный набор из общепризнанных представлений об окружающем мире (это включает в себя и традиционный уклад жизни больших социальных групп, культурный и исторический контекст, оценка собственных переживаний, образ мыслей и т.п.). Ведь никому в голову не приходило использовать дрель в качестве миксера, но однажды появился «Шут-дурак-джокер», и через какое-то время этот способ перемешивания (например клея для обоев) стал практически общепризнанным.
«Шут-дурак-джокер» прирожденный генератор идей, и тут нужно обратить внимание на одну, весьма существенную особенность. Идеи других арканов (например, 1 «Мага») чаще всего являются ответом на какой-то вопрос, поставленный социумом и потому практически всегда приемлемы, реализуемы и поддержаны большинством. Идеи же Джокера, всегда настолько оригинальны и идут без «социального запроса», что инертным большинством населения воспринимаются в штыки ибо не дополняют, а ломают установившийся и привычный уклад их жизни. В любом обществе есть группы людей, утомленных обыденностью и желающих получить что-то новенькое. Ими идеи «Шута-дурака-джокера» воспринимаются «на ура». Так что «Шут-дурак-джокер» всегда, при желании, сможет найти потребителей для своей идеи, в особом, специфическом круге людей. Некоторое время такой идеей «Джокера» пользуются «избранные», привыкают к ней, а потом она плавно становится общепризнанной, и если при этом «Джокер» не сможет привлечь на свой путь «продюсера», её продвигающего, то он теряет над ней контроль, плодами этой идеи начинают пользоваться другие, а «Джокер» вынужден начинать сначала. Впрочем, это редко когда удручает «Джокера», ведь процесс создания нового для него гораздо важнее, чем плоды своих трудов.
Невозможно остаться равнодушным к любым проявлениям «Джокера». Как только он заявляет о себе, окружающие резко делятся на тех, кто на него раздражается, и тех кто им восхищен. Люди с подвижной психикой способны менять свое отношение к «Джокеру» от раздражения к восхищению по несколько раз на дню.
Когда появился кинематограф, «Джокеры» стали излюбленными героями комедий. Сценаристы вводили их в ситуации, позволяющие по-доброму или по-злому посмеяться над ними. Это и Фаина Раневская, и Чарли Чаплин, и Луи Де Фюнес, и Джим Керри, и Вячеслав Полунин… Возможно, это только игра и внешние, комедийные проявления, но для того, чтобы так играть Шута, надо и самому, в основе своей быть «Шутом-дураком». На игру этих людей у нас всегда откликается наш внутренний ребенок, если же Шута играет просто хороший актер, то такой чистой, детской реакции не возникает…
Замечено, что большинство «Шутов-дураков-джокеров» проходят через период, когда они стараются стать нормальными людьми, перестать так сильно выделяться из окружающих. Некоторые приобретают одну или две социальные роли и тогда их необычность может начать выливаться в каких-то тайных аспектах их жизни. В экстремальном варианте это может доводить до скрываемого, но страстно лелеемого извращения.
Психологические особенности:
— Экстраверт, одиночка, но при этом легко умеющий устанавливать первый контакт с человеком, увлекая того своей энергией.
— Вечный ребенок, иногда злой, иногда добрый (это зависит только от оценок окружающих, но никогда от самого «Джокера»).
— Часто непоследовательный, быстро загорающийся и так же быстро теряющий интерес к какому-либо делу.
— Асоциальный, зачастую эпатажный, если не в одежде, то в поведении.
Часто окружающие воспринимают «Джокера» как эгоиста, но это очень поверхностное суждение. На самом деле, когда «Джокера» включает свойственные ему энергии генератора новых идей, он отдается этому состоянию на все сто процентов, и всё его внимание поглощено процессом создание нового, в результате «Джокер» временно отключается от реальности и не замечает ничего и никого вокруг себя, в том числе и свои собственные потребности. Он реально может ни есть, ни спать до тех пор, пока не закончит свой процесс сотворения. А потом некоторое время находится в мало вменяемом состоянии, по-детски делясь с близкими результатами своих трудов, не удосужившись поинтересоваться тем, насколько это для них своевременно. Звонок в пять утра по телефону для того, что бы поделиться новым рецептом мяса по-мексикански, под вишневым соусом — вполне в стиле «Джокера».
Раз уж мы заговорили о «включении» «Джокера» в процесс генерирования, то стоит отметить, что для него это очень энергоемкий процесс от которого он вынужден долго и «выключено» отдыхать, становясь серым и унылым. Именно в такие периоды он может остро ощущать свое одиночество в мире людей, и ему жизненно необходима поддержка близких. Периоды «включения» и «выключения» неизбежно сменяют друг друга, а их частота и продолжительность зависят от индивидуальных особенностей и от энергетического уровня самого «Джокера».
Иногда встречаются сломанные «Джокеры», которые променяли свой дар на общественно приемлемые способы жить (настолько, насколько это вообще возможно для такого эксклюзивного человека) и находятся в непрерывной депрессии, жалуясь на свою судьбу окружающим. Чаще всего эта «поломанность» связана с тем, что кто-то авторитетный для Джокера смог убедить его в том, что пора взрослеть. Для Джокера разрыв контакта с его детской частью недопустим! Это приводит к тому, что способность создавать новое временно утрачивается, а другая миссия для Джокера не предусмотрена Божественным планом.
Кармические задачи:
Кармический путь «Джокера» очень сильно отличается от путей других людей. Настолько, что даже может входить в противоречие с базовыми этологическими программами (программами поведения, доставшимися нам от животного мира). Например такая, вполне естественная этологическая программа — перенимать успешный опыт у окружающих, в варианте прямого цитирования и автоматического повторения, у «Джокера» практически не работает. Он всегда вынужден изобретать свои методы. У него даже два раза не выходят его собственные удачные ходы и находки, если каждый раз в них не привносить что-то новенькое.
Джокер безусловно «белая ворона» в социальной стае и для успешного выполнения своей миссии ему предстоит стать «уважаемой белой вороной». В противном случае ему будет очень сложно привлечь на свой путь тех, кто сможет и решится пойти за ним, превращая «шутовские» способы в традиционные.
Таким образом одна из его кармических задач — перестать подражать, а искать свое, сохраняя при этом свою индивидуальность.
У этой задачи есть и оборотная сторона. Очень легко свою необычность начать противопоставлять всему окружающему миру, проявляя и демонстрируя всевозможные формы антисоциального поведения.
В кармическую задачу «Джокера» НЕ входит бороться против всего окружающего мира, воспринимая попытку причесать его «под общую гребенку» как личный наезд!
Так-же в его задачу НЕ входит пребывание в узком рафинированном круге близких друзей, в котором (и только в котором) он демонстрирует свою необычность.
Говоря метафорически, «Джокер» всегда стоит на границе возможного и расширяет их для всего человечества. Он человек фронтира, стоящий спиной к большинству и расширяющий мир наших представлений в доселе неизвестные области.
Приходится признать, что по «нормальному» у «Джокера» ничего не получится, ни денег заработать, ни семью создать. В смысле и деньги и семью и прочее «Джокер» создать сможет, но только своим, уникальным образом, идя своими тропками и только после того как начнет создавать что-то новое и отдавать это миру.
Еще одной, чисто прикладной, психологической задачей «Джокера» можно назвать необходимость урегулировать отношения между основными своими субличностями. В каждом из нас есть внутренний «ребенок», «взрослый» и «родитель» (подробнее об этих субличностях можно прочитать у Э. Бёрна). Если отношения между этой тройкой у «Джокера» не урегулированы, то мы получаем либо:
— «Джокера» с невоспитанным внутренним ребенком, который уверен, что весь мир и все живущие в нем созданы как лаборатория и «подопытные кролики» для его опытов и исследований. К сожалению мнение самих «кроликов» ставится на последнее место. Окружающие это чувствуют и начинают травить «Джокера», беря на себя функцию «внутреннего родителя». При этом сам «Джокер» уверен в своей любви к людям и считает себя истинным служителем человечества и его эволюции. Получить в таких условиях социальную адаптацию становится практически невозможно, даже при всей поддержке высших сил (а они «Джокера» поддерживают как никакой другой аркан, ибо даже когда «Джокера» идиотничает, он тоже сотворяет новое и таким образом хоть криво, но реализует свою миссию). Часто в качестве спасения на жизненный путь такого «Джокера» посылается человек, который чувствует своим призванием защищать «Джокера» от окружающего мира, выступая в роли посредника и покровителя, беря на себя функцию «внутреннего взрослого».
— «Джокера» с забитым «внутренним ребенком» и гипертрофированным «внутренним родителем». Такой человек с детства, вместо набирания свойств, помогающих социальной адаптации (функция «внутреннего родителя»), коллекционирует и навязывает окружающим набор шаблонов и стереотипов поведения (зачастую внутренне противоречивых). И мы видим перед собой неуравновешенного брюзгу с завышенными требованиями к окружающим и циничным взглядом на этот мир. Миссия «Шута» в таком случае не может быть выполнена и приоритетной кармической задачей становится установление контакта со своим внутренним ребенком, посредством глубинной психотерапии и/или трансформирующих тренингов.
— «Джокера» с доминирующим «внутренним взрослым». Попытка из «Шута-дурака-джокера» стать шутом-мудрецом, а это противоречит глубинным основам личности этого человека и его основной кармической задаче. «Джокер» начинает набирать чужую мудрость (вместо того, чтобы создавать свою), которая на его поле никак не приживается. Получается этакий «дурак-зазнайка», который с умным видом и притушенной энергией начинает вещать, абсолютно не своевременно, странно скомпонованные и вроде бы умные вещи. Такой коктейль абсолютно не применим и не работоспособен.
В этом случае рекомендация по решению своей кармической задачи звучит так: Действовать в своем уникальном «шутовском» стиле…
«Потому-что решил —
Сколько б не было лжи,
Не садиться по жизни,
В чужие прокрустовы сани.»
«Одисей и Навсикая» К. Арбенин. «Зимовье зверей»
Уровни проработки:
Хотим напомнить, что «Шут-дурак-джокер» — высший аркан, и для высших арканов действует единое правило: первые два уровня проработки являются переходными (обучающими) и на них представители высших арканов не способны реализовывать свою кармическую задачу. Можно сказать, что на этих начальных уровнях это не столько проработка, сколько попытка сопротивляться своей миссии, которая сопровождается соответствующими кармическим наказаниями. Через проблемы первых двух уровней человек с высшим арканом учится осознавать и принимать самого себя таким какой он есть, ибо только после этого возможно его движение навстречу своей судьбе.
1 уровень: Знакомство с Арканом Джокера
Еще в детстве, «Джокер» с удивлением сталкивается с тем, что его врожденные свойства и качества (такие как самобытность мышления, независимость восприятия этого мира и окружающих людей, самостоятельность, доходящая до асоциальности) являются табуированным для большинства окружающих.
Когда он фантазирует — его обвиняют в том, что он врет. Когда он пытается повторить рецепт из поваренной книги, то создает исключительно свое блюдо сомнительной съедобности, что опять-таки вызывает неудовольствие у окружающих. И так практически во всех областях жизни. Хорошо знакомая песня А. Пугачевой «Волшебник-недоучка» со словами «Сделать хотел грозу, а получил козу…» — это песня про «Джокера» начала первого уровня проработки.
Далее есть два варианта развития событий.
Первый — «Джокер» родился в традиционной, консервативной семье, где ребенка усердно воспитывают и правят под общественные нормы. Будучи добрым по своей натуре, маленький «Джокер» видит, что его необычность создает проблемы для своих близких и старательно учится скрывать её под социальными масками и штампами поведения. Через какое-то время ему это удается и энергия «Джокера» в нем выключается. Такое поведение не приносит ему никакого удовольствия и «томительно тянутся скучные дни, пошлой прозы, тоски и обмана…» (С. Надсон). В лучшем случае «Джокер» создает свой внутренний мир в котором может жить по своим правилам. По этому сценарию «Джокер» сталкиваясь с невозможностью применить свою необычность в окружающем мире, просто ее прячет (в том числе от себя), рвет с ней контакт, настолько, насколько это возможно. Это вариант домашнего ребенка, который мало общается со сверстниками.
Второй вариант — это когда родители не мешают маленькому «Джокеру» проявлять свою индивидуальность. Как ни странно это бывает или у семей, которые практически не уделяют внимания воспитанию ребенка и он «растет на улице» или в семьях где родители, более продвинуты и развивают индивидуальные черты в своих детях.
Это позволяет «Джокеру» больше общаться с окружающими детьми (ребенок не под колпаком традиционного воспитания). И тут судьба улыбается маленькому «Джокеру», ведь, на его счастье, в большинстве детей энергия «Джокера» присутствует с рождения (не в качестве аркана, а в качестве энергии поддерживающей развитие индивидуальности будущего взрослого). В этом случае «Джокер» быстро становится заводилой в разных проказах, и если не лидером, то идейным вдохновителем своих друзей. Правда, и в этом случае, в подростковом возрасте, когда у сверстников засыпает их детская энергия, «Джокер» остается в одиночестве в своем шутовстве и необычности. Дело в том, что подростки уже не делают ничего нового, они следуют своей, подростковой моде, насколько возможно сопротивляясь социальным устоям. В результате, «Джокер», привыкший находиться в стае, следует примеру своих друзей и подавляет свое стремление к новаторству. И в этом сценарии «Джокер», сталкиваясь с невозможностью применить свою необычность в окружающем мире, просто ее выключает, настолько, насколько это возможно, погружаясь в скучное, обыденное существование.
Как веревочке не вейся, но конец всегда один: «Джокер» первого уровня проработки, не сумев использовать свои врожденные таланты и не находя в окружающем мире достойного отклика, отказывается от своей судьбы, от следования своему аркану, в угоду внешним обстоятельствам. Это связано с тем, что «Джокеру» необходимо потерять свою необычность, вкусив в полной мере «нормальную» жизнь, чтобы впоследствии уже точно знать, какова альтернатива его индивидуальному и яркому пути.
2 уровень. Сопротивление Аркану.
Добравшись в отторжении своего аркана до самого дна и пробыв там некоторое время «Джокер» начинает чувствовать, как аркан по-тихоньку, исподволь, изнутри подтачивает построенную на первом уровне оборону «Джокера». Обычно это происходит на каком-то из циклов (чаще всего в возрасте 24–26 лет или 28,5–31 год). У человека создается внутренняя революционная ситуация, когда по-старому он жить уже не может, а по-новому еще не умеет. Он притягивает в свою судьбу некое событие, человека в качестве катализатора процесса возрождения «Джокера» и его жизнь начинает стремительно меняться (к вящему неудовольствию близких).
Начинается новый этап жизни «Джокера». Следует напомнить, что энергия «Джокера» поддерживает и усиливает внутреннего ребенка человека и именно на этом этапе становится наиболее сильно заметна неурегулированность отношений между внутренним ребенком, взрослым и родителем, описанная ранее в разделе «кармические задачи».
В этом периоде «Джокер» может находиться довольно продолжительное время и так и не выйти на третий уровень проработки, день за днем теряя шанс реализовать свою миссию. В этом случае остается только жаловаться на свою судьбу, жить в бедности (нереализованному «Джокеру» практически не удается зарабатывать деньги) и ждать реинкарнации…
3 уровень. Специалист Аркана
Настоящая жизнь «Джокера» начинается только сейчас. «Джокер» находит свое место в жизни и соответственно, ему обеспечивается покровительство высших сил. Миссия «Джокера» столь важна, что его божественные покровители стремятся убрать с его жизненного пути все обстоятельства, которые могут отвлечь «Джокер» от его реализации.
«Джокер» начинает быть широко известен в узких кругах. Если его идеи достаточно значимы, то и в широких кругах тоже. То, что раньше считалось блажью теперь называется «маленькими слабостями гения» и при этом Джокер во многом нивелирует свою эпатажность, если конечно это не является составной частью его идеи.
4 уровень. Организатор Аркана
Идея «Джокера» (та, которой он горит в настоящее время) начинает требовать помощников и вокруг него создается команда людей, способных хоть на время, хотя бы только на работе, подключится к энергии этого Аркана, отринув свои страхи и «невозможности». Пока человек из такой команды поддерживает свой собственный, безбашенный огонь «Джокера», он способен пройти за «Джокером» четвертого уровня в создаваемую им новую вселенную. Самое интересное, что и ему, также как и «Джокеру» начинает везти, ибо высшие силы оберегают любого пошедшего за «Джокером». Но как только он начинает сомневаться в идее «Джокера», обдумывать её, то невольно выпадает из энергий этого Аркана. В этом случае благоприятствие может смениться проблемами и потерями, если человек далеко ушел за «Джокером» от своей привычной жизни. Если же не далеко, то возврат происходит безболезненно, человек просто покидает команду «Джокера», возвращаясь к своей привычной жизни. При этом помним, что отношение к «Джокеру» не может быть нейтральным и человек, вышедший из команды «Джокера», вспоминает период работы с ним или с восхищением, или с ненавистью (среднего не бывает).
Было замечено, что так как у «Джокера» мало что происходит по классическому сюжету, то в отличие от других Арканов возможно движение по уровням и в обратную сторону. «Джокер» способен откатиться в своем развитии обратно вплоть до второго уровня и там пребывать до конца жизни. Или же несколько раз проходить этот путь развития в обе стороны.
5 уровень. Идеолог Аркана
Таких не бывает 😀 Само понятие идеологии, установление правил служения аркану «Шута-дурака-джокера» (Аркану без правил) невозможно.
Максимум, это человек находящийся на четвертом уровне проработки, обретает общемировую известность и таким образом показывает миру, что быть «Джокером» это круто, но при этом повторить путь «Джокера» не сможет никто, даже самые близкие его последователи. Появляются посмертные биографы и интерпретаторы «Джокера», его деятельности, его вклада в культуру, науку, творчество, своды правил как лучше следовать идеям «Джокера». Но… второй Фаины Раневской, Чарли Чаплина, Милтона Эриксона уже не будет…
(Имена приведенные в описании этого аркана отражают только предположения, и никоим образом не могут служить примерами развития человека с арканом «Шута-дурака-джокера»)