Джойстик для чего предназначен
Что такое джойстик
В геймерских кругах уже давно не утихают споры о том, что же лучше – клавиатура с мышью или джойстик. Эта тема практически настолько же актуальна, как препирания приверженцев консолей и ПК. Однако многие геймеры и не догадываются, что используют неправильное название своего любимого контроллера. Ведь джойстик и геймпад – разные вещи.
Джойстик – это вовсе не привычный игровой манипулятор с двумя стиками, бамперами и четырьмя кнопками. То, что ошибочно зовут джойстиком, на самом деле называется геймпадом или же джойпадом. Но что в таком случае джойстик?
Описание
Джойстик – это устройство ввода, выглядит как подвижная вертикальная ручка. Он больше всего похож на рычаг коробки передач или на рукоять управления авиационной техникой. Чаще всего на нем присутствуют кнопки, слайдеры и переключатели. Они расположены на верхушке ручки и на устойчивом основании. Некоторые модели крепятся на поверхность с помощью присосок или просто держаться за счёт своего веса.
Данный вид контроллеров делится на три категории:
Также джойстики делятся на аналоговые и дискретные. Аналоговые предназначены для более тонкого контроля, а потому могут оценивать силу нажатия. Проще говоря, чем сильнее отклонён рычаг – тем больше будет скорость или угол наклона при движении. Дискретные же могут получать сигнал только в виде нуля или единицы, то есть «включён» или «выключен». Из-за своего несовершенства аналоговые контроллеры практически не используются.
Назначение
Первые джойстики использовались в стационарных аркадных игровых автоматах или как дополнительный контроллер для домашних приставок. В те времена игры были гораздо проще по своей механике. Управление в них чаще всего требовало лишь движения по одной-двум осям и пары кнопок для простых действий, вроде стрельбы. Поэтому такие контроллеры были достаточно распространены.
Со временем игры становились всё сложнее, но потребность в джойстиках не отпала. Несмотря на то, что клавиатуры или пресловутые геймпады подходят для любых игр, в определённых жанрах предпочтительнее использовать именно джойстики. Чаще всего этим жанром являются разнообразные авиасимуляторы или гонки. Рычаги управления используются в них для более реалистичного и удобного управления.
Иногда в связи с джойстиками используются педали и дополнительный рычаг. Определённую популярность имела и связка таких манипуляторов с очками виртуальной реальности. Используя всё это оборудование, геймеры могут достигать максимально реалистичного ощущения от управления техникой в играх.
Откуда такое название
Многие геймеры задаются вопросом – почему данный из манипуляторов называется именно так? Конечно, можно обратиться к прямому переводу английского названия. Joystick дословно переводится как «палочка радости» (joy – радость, stick – палка). Однако это ничего не проясняет.
Впервые данное слово было использовано в среде авиаторов для обозначения штурвала управления некоторых летательных средств. Неудивительно, что именно он дал джойстику характерную форму и строение. Однако этимология остаётся неизвестной. Это слово просто начали применять, никак не объясняя его строение или происхождение.
Две самые распространённые версии возникновения названия крутятся вокруг имени изобретателя и радости полёта. Первая предполагает, что изначально устройство назвали «George stick», в честь изобретателя Артура Джорджа, а потом слегка видоизменили название. Вторая же основывается на том, что пилотам просто было радостно летать.
Джойстик
Джо́йстик (англ. joystick — «ручка управления самолётом») — устройство ввода информации, которое представляет собой качающуюся в двух плоскостях ручку. Наклоняя ручку вперёд, назад, влево и вправо, пользователь может передвигать что-либо по экрану. На ручке, а также в платформе, на которой она крепится, обычно располагаются кнопки и переключатели различного назначения. Помимо координатных осей X и Y, возможно также изменение координаты Z, за счет вращения рукояти вокруг оси, наличия второй ручки, дополнительного колёсика и т. п.
Широкое применение джойстик получил в компьютерных играх, мобильных телефонах. В английском языке словом « joystick » называют любую качающуюся ручку управления, в русском языке значение более узкое: помимо компьютерного контроллера, «джойстиком» называют в разговорной речи миниатюрную электрическую ручку — в отличие от традиционной механической.
Содержание
Типы джойстиков
По количеству степеней свободы и, соответственно, плоскостей, в которых возможно изменение положения контролируемого объекта, джойстики подразделяются на:
Технологии джойстиков
Джойстики можно разделить на два вида:
Ранее джойстики для ПК подключались к нему через игровой порт, далее полностью произошёл переход к стандартному интерфейсу USB.
Долгое время у игровых приставок джойстики подключались через специализированный разъём, специфичный для каждой фирмы-производителя, поэтому джойстик для одной приставки не подходил к другой или же к ПК. В настоящее время джойстики имеют стандартный интерфейс USB, поэтому могут подключаться как к приставке, так к персональному компьютеру.
Устройство качающегося узла
Аналоговые датчики бывают одноосными и двухосными. Если датчик одноосный, ручка крепится на карданном подвесе: например, каретка качается влево-вправо, а ручка на ней — вверх-вниз. Качание ручки относительно каретки и каретки относительно основания фиксируется датчиками.
Двухосные датчики (обычно магнитные и оптические) состоят из закреплённого на ручке магнита (лазера) и неподвижной следящей микросхемы. Помимо карданного подвеса, может применяться шаровой шарнир.
У дискретных джойстиков шарнирно закреплённая ручка в четырёх крайних положениях замыкает контакты. Шарнир может быть любым: карданным, шаровым и даже — в наиболее дешёвых моделях — комбинацией выступов и вырезов.
Дополнительные органы управления
Трёхмерные джойстики
Данные устройства позволяют осуществлять управление перемещением контролируемого объекта в трёх плоскостях. Наибольшее применение нашли в системах автоматизированного проектирования и трёхмерного моделирования, однако сейчас проникают и в игровую сферу. Имеется много разнообразных прототипов, но коммерческие продукты выпускают лишь несколько фирм, в частности:
Force Dimension http://www.forcedimension.com/
Novint Technologies http://home.novint.com/
к их числу можно отнести и манипуляторы фирмы 3Dconnexion http://www.3dconnexion.com/
HOTAS
HOTAS (аббревиатура от англ. Hands on Throttle and Stick ) — комплект из педалей и двух ручек с кнопками, предназначенный для полноценного управления авиасимулятором. Комплект имитирует средства управления настоящего самолёта — ручку управления самолетом (РУС) и рычаг управления двигателем (РУД).
Происхождение
Слово joystick применительно к качающейся ручке управления встречается уже у первых авиаторов: так, Роберт Лорен (1910) пишет: [1]
Чтобы он случайно не поднялся в воздух, центральный рычаг — по-другому «колпак» или «джойстик» — подвинут вперёд и привязан. |
В 2001 году близ Чарльстона (Южная Каролина) подняли подлодку конфедератов, в которой для управления рулями использовалась качающаяся ручка. [1] Это считается первым применением качающегося узла; достоверно неизвестно, как эта ручка называлась. Первый электрический джойстик приписывается нацистам — в 1943 году на вооружение поставлена ракета Henschel Hs 293, управлявшаяся джойстиком. Массовое применение джойстиков началось в 1960-е годы — в радиоуправляемых авиамоделях и электрических инвалидных колясках.
Как устроен и работает джойстик
Первое применение наклоняющегося узла такого рода было реализовано еще на подлодках конфедератов для рулевого управления. В 1943 году электрический джойстик использовали нацисты для управления ракетой типа кнюппель. Позже, в 1960-е, электрические джойстики стали внедрять повсеместно, начиная с авиамоделей на радиоуправлении, заканчивая инвалидными креслами с электроприводом.
Сегодня джойстик более всего ассоциируется с устройством ввода данных в компьютер, представляющим собой ручку, способную качаться в двух вертикальных плоскостях. Вы можете при помощи джойстика управлять, например, перемещением виртуального самолета на экране в трехмерном или двухмерном пространстве симулятора. Изредка джойстики допускают вращение их ручки вокруг вертикальной оси.
Практически электроника интерпретирует положение ручки, передавая через ПО компьютера информацию о текущих значениях трех пространственных координат, и таким образом изменять положение объекта на мониторе. Кроме непосредственно палочки, джойстик часто имеет еще и кнопки, тумблеры, слайдеры и прочие вспомогательные элементы управления, сильно расширяющие его функционал. Джойстики находят применение в компьютерных играх, мобильных телефонах, роботах и т. д.
Джойстики различаются по количеству рабочих плоскостей, в которых с его помощью изменяется положение управляемого объекта. Одномерные джойстики позволяют перемещать объект вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо. Двумерные допускают движение в двух плоскостях. Трехмерные — во всем трехмерном пространстве.
Принцип анализа положения ручки джойстика может быть разным. Есть дискретные сенсоры, способные воспринимать одно из двух положений, интерпретируемых как «0» или «1». Ручка в полностью отведенном положении — инициирует код своего направления.
Если ручка продолжает удерживаться в этом положении, то код повторяется непрерывно. Такие джойстики можно встретить на корпусах мобильных телефонов, на игровых автоматах, у простейших игровых приставок.
Аналоговые сенсоры реагируют более широко, ибо все пространство угла наклона джойстика как-бы устелено воспринимаемыми сигналами от нуля до максимума: ручка отклонена дальше — значение кода больше, ограничение накладывается только чувствительностью и разрешением сенсоров, причем доступна калибровка по координатам, что позволяет указывать абсолютную позицию курсора.
Типы сенсоров джойстиков
Аналоговые сенсоры в джойстиках реализуются различными путями. Устройства с потенциометром и аналого-цифровым преобразователем не имеют особенных требований к механике, но качество питания здесь крайне важно, а датчик недолговечен.
Тензометрические сенсоры служат в джойстиках ноутбуков и даже некоторых самолетов, но в игровых средствах распространены мало, ибо здесь необходимо устойчивое и жесткое крепление.
Джойстики с оптической матрицей, как в оптической мыши, имеют высокую точность и надежность, но размер хода относительно мал.
Датчики на основе эффекта Холла надежны и долговечны, они хороши тогда, когда работают совместно со схемой компенсации погрешностей сборки при производстве.
Большинство современных джойстиков имеют интерфейс подключения USB, поэтому сопрягаются как с ПК, так и с игровыми приставками.
Среди аналоговых встречаются одноосные и двухосные датчики джойстиков. С одноосным датчиком ручка закреплена на карданном подвесе, когда каретка качается вправо и влево, а ручка на каретке — вверх и вниз. Моменты качания ручки относительно каретки, а каретки относительно основания джойстика — отмечаются сенсорами.
Двухосные оптические и магнитные сенсоры включают в себя закрепленный на ручке магнит или лазер, движущийся около следящей за его положением микросхемы. Вместо кардана в основании ручки может быть установлен шаровой шарнир.
Дискретный джойстик с шарниром устроен очень просто — он в четырех крайних положениях замыкает контакт. Шарнир может быть упрощенным, и представлять собой просто комбинацию шипов и пазов, либо это может быть кардан или шаровой шарнир.
Дополнительные кнопки и переключатели на игровом джойстике могут иметь различное назначение. Например тумблер автоматического огня, располагаемый под пальцем, позволяет зафиксировать режим стрельбы. Компактно размещенные кнопки «шляпа» используются реже, но служат для управления и навигации в меню или переключения вида.
Колесико, ползунок или рычажок — для управления двигателем виртуального автомобиля. Педали или просто поворотная ручка (упрощенный вариант) — для симуляции вождения. Есть модели и с педалями, и с ручкой. Более дорогие джойстики имеют дополнительные ползунки, например для регулировки шага винта в авиасимуляторе.
Джойстики находят самое широкое применение не только в играх, но и в системах автоматизированного проектирования и трехмерного моделирования. Здесь популярны трехмерные джойстики, позволяющие перемещать объекты в трех плоскостях. Существует множество прототипов таких джойстиков, но всего несколько фирм выпускают подобные продукты серийно. Среди них: Force Dimension, Novint Technologies, 3Dconnexion.
Как выбрать джойстик, руль или геймпад?
Введение
Основные характеристики джойстиков, рулей и геймпадов
Проводные и беспроводные модели, источники питания
Поддерживаемый API
Большая часть игровых контроллеров поддерживает API DirectInput, входящий в состав DirectX. Это набор программных инструментов, с помощью которых ОС «общается» с девайсом и понимает команды, которые с него поступают.
Совместимость с ПК и консолями
Тут все просто: если вы планируете использовать геймпад или другой контроллер со своим ПК, то убедитесь в том, что он поддерживает эту возможность. К примеру, геймпад Dualshock 4 от PlayStation 4 получил ПК-драйвера далеко не сразу после выхода на рынок.
Виброотдача и обратная связь
Продвинутые модели рулей и джойстиков поддерживают еще и обратную отдачу, которая имитирует сопротивление при повороте колес или наклоне самолета.
Число стиков, крестовина, кнопки
Количество осей джойстика
Материал оплетки руля
Детектор движения
10 лучших джойстиков, рулей и геймпадов
Самый продвинутый джойстик на рынке по мнению многих специалистов и реальных пилотов. 10 (!) осей, 28 кнопок, четыре переключателя, ручка тяги, премиум-материалы и огромная стоимость. Выбор энтузиастов.
Гораздо более доступная модель с ручкой тяги, девятнадцатью кнопками, семью осями и тремя переключателями. Также рассчитана на энтузиастов-авиаторов.
Бюджетная модель с привлекательным дизайном, четырьмя осями, одним переключателем и двенадцатью кнопками. Подойдет любому начинающему авиалюбителю.
Довольно крупный руль премиум-класса с тремя педалями, коробкой передач, восемнадцатью кнопками и поддержкой консолей PlayStation 2 / PlayStation 3. Полностью оправдывает свою высокую стоимость.
Более доступный руль: две педали, не такая продвинутая коробка передач и меньшее количество кнопок, чем у G27. Также поддерживает работу с PlayStation 2 и PlayStation 3.
Лучший выбор для тех, кто стеснен в средствах. Отлично покажет себя в любых современных играх, прочен, дешев и удобен.
Для тех, кому больше нравится симметричное расположение стиков. Геймпад от PlayStation 4 тоже признан весьма удобным, хоть он и немного меньше соперника от Microsoft (то есть подойдет тем, у кого не слишком крупные ладони). К сожалению, поддержки сенсорной панели на ПК пока нет, да и драйвера работают не всегда правильно.
Один из лучших вариантов геймпада от Xbox 360. Хорошо подойдет для казуальных любителей гонок и тех, кому нужен еще один геймпад для консоли.
Заключение
Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с непростой задачей выбора джойстика, руля или геймпада. В следующей статье речь пойдет о блоках питания для ПК!
Какая разница между геймпадом и джойстиком
На бытовом уровне геймпад и джойстик — одно и то же. Если вы так скажете, то вас все равно поймут. Тем не менее, у каждого из терминов есть свое конкретное значение и, к примеру, в магазине нужно четко понимать, что вы имеете в виду. Так, скажете вы консультанту, что нужен джойстик, а на самом деле вы подразумевали геймпад. Давайте разберемся, чем же они отличаются и для каких игр применяются.
Геймпад
Геймпад (от английского gamepad) представляет собой игровой манипулятор. Это как раз то, что все сразу и подразумевают под видом игрового контроллера: крестовина, кнопки, курки.
Изначально геймпады были совсем простыми: с минимальным количеством кнопок и без аналоговых стиков. Характерным примером может служить геймпад от консоли Nintendo Entertainment System, которая на территории бывшего СССР была известна как Dendy. Именно с 90-х за всеми игровыми манипуляторами и закрепилось название джойстик. Ведь в ту пору про такое наименование, как «геймпад» никто, естественно, и не знал. Стоит отметить, что игровой контроллер также может именоваться джойпадом. Но такое название используют крайне редко.
Геймпады используются в современных консолях PlayStation 4 и Xbox One как основное устройство ввода. К персональному компьютеру их тоже можно подключить, но это опционально. Кто-то и вовсе не приемлет такой способ играть, предпочитая мышь и клавиатуру.
Джойстик
Джойстики могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. Аналоговый учитывает степень отклонения, цифровой же работает, по сути, как крестовина — наклон до упора равен нажатию кнопки. Последний тип намного проще и не подойдет для серьезных симуляторов, однако может применяться в другой технике.
В широком понимании под джойстиком подразумевается любой орган управления, который представляет из себя рукоять, которую можно отклонить в сторону. Так, джойстиком или мини-джойстиком называют аналоговый стик, расположенный на геймпаде. Кроме того, джойстиком можно назвать и орган управления на некоторых кнопочных телефонах: Sony Ericsson K700i, Siemens CX75 и других популярных в свое время моделях.