Дзогчен что это такое простыми словами

Дзогчен – что это такое? Суть учения тибетского буддизма

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы увлекаетесь буддизмом, то, возможно, уже задавались вопросом: «Дзогчен – что это такое?» Если да, то мы спешим вам сообщить – именно об этом сегодня будет наш разговор.

Статья ниже просто и доступно объяснит, что такое дзогчен, в чем состоит его суть, что включают в себя практики, как передаются знания, что говорит об этом современный мир. Будет интересно, а главное – познавательно.

Понятие дзогчен

Кто-то называет его религией, другие – школой буддизма, кто-то и вовсе клеймит словом «секта», которое в сознании западных людей имеет негативный оттенок. Однако ни одно из этих определений не подходит понятию дзогчен.

Чтобы понять истинный смысл этого слова, стоит обратиться к его этимологии. Оно имеет тибетские корни и состоит из двух частей:

Следовательно, дословно «дзогчен» можно перевести как «абсолютная завершенность». В общих чертах можно сказать, что дзогчен передает знание о завершенности человеческого создания, которое проявляется, как ни странно, в его изначальном состоянии.

Вообще дзогчен можно рассматривать с двух разных точек зрения:

Причем оно может быть как отдельным учением, так и частью существующих направлений, в особенности традиции ньингма, относящейся к ветви буддизма Тибета, а также древней тибетской религии бон.

Оно предполагает возвращение человека в естественное состояние и пребывание в нем.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

У этого учения много тождественных названий:

Можно называть его как угодно, но суть остается неизменной – это изначальное состояние, методы, позволяющие достичь его и основанное на них учение.

Как же можно объяснить это состояние? Дело в том, что мы отождествляем себя с нашим телом, умом, мыслями, окружающим миром – именно это кажется нам реальностью. А это значит, что мы испытываем привязанности, ненависть, смотрим на мир сквозь призму суждений и оценок – то есть живем в неведении.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Подобная жизнь приводит нас к постоянным страданиям – дукха. Чтобы от них освободиться, нужно в первую очередь осознать собственную истинную природу.

Есть мысли, и, если задуматься, они идут ниоткуда и ведут вникуда. Сознание находится вне времени и пространства. Истина находится за пределами нашего сознания. Лишь выйдя за границы обыденного, можно понять естественную природу ума – дзогчен.

Нет однозначного мнения насчет того, где возникло учение: в китайской философии или в индийской. Так или иначе, оно быстро распространилось по Тибету. Идей дзогчен придерживается также нынешний Далай-лама XIV.

Наш современник Далай-лама XIV говорит о дзогчене следующее: «Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света – оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное».

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Основы учения

Учение дзогчен дополняет космологию буддизма, которая описывает мироустройство, пребывание в разных мирах, перевоплощение и осознание человеком собственной внутренней природы.

Здесь есть понятие «ригпа», которым описывается первоначальное состояние, истинная природа человеческого естества. При этом говорится, что она должна характеризоваться пустотой, ясностью, чистотой. У нее нет своей формы, но содержание воспринимает и отражает природу окружающих вещей.

Чтобы лучше объяснить основу учения, адепты дзогчен приводят хорошую аллегорию, сравнивая человека с зеркалом. Глядя в зеркальные поверхности, можно увидеть отражение окружающей обстановки, предметы, их внешний вид. Но при этом невозможно понять природу этого зеркала.

Его природа – показывать отражение окружающего мира, чисто, ясно, без каких-либо осуждающих или оценивающих факторов. Более того, эти отражения не оказывают влияние на само зеркало, оставляют его неизменным, естественным.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

В этом и состоит цель индивида согласно дзогчен – стать подобным зеркалу. Достижение цели позволит избавиться от страхов, привязанностей, проблем, оценок, ненависти – а значит страданий. На пути дзогчен такого состояния способен достичь каждый при условии изучения основ и непременной практики.

Главный учитель дзогчен Гараб Дордже, которому, по преданию, передал знание сам Будда Шакьямуни, сформировал три основных принципа учения:

Другими словами, постигнув тайны, раскрытые мастером дзогчен, не стоит сомневаться в истинности полученных знаний, а, напротив, нужно стараться достичь изначального состояния и навсегда оставаться в нем.

Также выделяют три раздела, которые предстоит постичь ученикам:

Основная задача дзогчен – очищение ума, освобождение от оков разума. Важно понять, что он не имеет ничего общего с процессом познания, с интеллектом.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Для постижения дзогчен нужно лишь быть готовым воспринять настоящую природу собственного естества посредством опыта. Это поможет освободиться и обрести внутреннюю гармонию.

Практики и передача знаний

Знания учения дзогчен передаются путем преемственности, когда опытный учитель посвящает в тайны своих учеников. Он часто делает это при помощи притч, сказок, легенд, в чем заключается символизм процесса обучения. Специальные методы позволяют пройти через переживания, свойственные каждому обычному человеку, что в конечном итоге приведет к познанию собственной природы.

Упор в обучении делается не столько на медитации, сколько на знании. Если ученик несведущ во многих вопросах, то практика не принесет практически никаких результатов.

При этом важны не мыслительные процессы, которые задействуют интеллект, а изучение своего состояния. При изучении тантр ученик невольно запускает маховик самопознания.

Медитативные практики представляют собой процесс созерцания, направленного вовнутрь. Человек не отталкивает мысли и не отказывается от негативных эмоций, а позволяет им течь по естественному течению, в результате чего они сами растворяются. Подобная практика расслабления освобождает ум и ведет к познанию истинной природы человека.

Еще древние преемники дзогчен утверждали, что только самопознание может привести к познанию истины.

Первыми великими учителями были Гуру Падмасамбхава и уже известный нам Гараба Дордже. В наши дни учение в западном мире и в том числе в России продвигает Намкай Норбу Ринпоче.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словамиНамкай Норбу Ринпоче

К слову, в нашей стране дзогчен-община многочисленна. В Москве, области и в республике Крым часто проводятся встречи мастера Намкая Норбу Ринпоче с учениками. В рамках этих встреч проходят семинары, беседы, массовые медитативные практики.

Заключение

Много времени прошло со времен Будды Шакьямуни, который зародил основы дзогчен – порядка двух с половиной тысяч лет. За это время многое поменялось, но только не человеческая внутренняя природа. Наверное, в этом и заключается секрет интереса миллионов людей по всему земному шару к учению дзогчен.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть внутренняя гармония никогда не покидает вас. Будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе.

Источник

Дзогчен. Что это такое? Самое главное об этом тибетском учении.

Тибетское учение Дзогчен.

Откуда взялось учение Дзогчен, где его корни.

Дзогчен можно считать частью буддийской культуры. Ведь возникло оно в древней стране Уддияне, которая когда-то очень давно являлась местом, где были очень распространены буддийские традиции. Она была хранителем знаний различных течений буддизма.

Туда шли те, кто искал эти знания, кто нуждался в них, кто чувствовал необходимость их получать и передавать другим.

Именно оттуда берут свои корни учения Дзогчен. На тот момент Дзогчен стал новым, свежим, нетрадиционным взглядом, который во многом не был схож с привычными буддийскими течениями. Возможно, поэтому считается, что передача знаний об этом учении происходила тайно, не в привычном для буддизма виде.

Что такое Дзогчен?

Дзогчен – учение об истинном состоянии человека.

Дзогчен – это путь осознания, определения своего истинного состояния, присущего каждому человеку.

Практика Дзогчен – состояние осознанности, знания истинной сущности, стоящего за всей проявленной реальностью, неизменное и абсолютное.

Дзогчен – дзог (завершенность) и чей (полная), то есть полная завершенность человека в себе самом.

Традицию Дзогчен принято относить к буддийской школе ньингмапа.

Ведь Дзогчен отделяет себя от Сутр, которые звучали из уст самого Будды. В Сутрах считается, что просветление человека может наступить лишь спустя множество жизней, в то время как в Дзогчен считается, что это возможно в пределах одной жизни. (О реинкарнации)

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Дзогчен отделяется от религиозных течений, культурных традиций как ярлыков, которые ограничивают человека своими рамками. Он по сути даже сам от себя отделяется.

Дзогчен — это знание истинного состояния, которое возможно как без принадлежности к любому из учений мира, так и с принадлежностью к нему. Это не имеет значения.

Также учение Дзогчен еще называют Ати-йога, которое стоит понимать как владение истинным состоянием, изначальным просветлением. Каждый человек может находиться в таком состоянии, потому что оно прямо сейчас присутствует в нем. Это его изначальное истинное состояние, без которого и человека бы не было.

Это состояние является не только понятием Дзогчен, но также и всего буддизма. Его еще называют природой ума, основой всего.

То, что стоит за умом, его изначальное истинное состояние, неподвластное времени и любым изменениям. Это подлинное состояние всех существ мироздания. Это совершенное состояние, не имеющее препятствий, условностей, объединяющее все существующее и потенциальное.

Все пронизано им, все без исключение. Все есть лишь оно, лишь его проявление и отражение.

Суть учения.

В каждом из нас и во всем во Вселенной есть Бог, нечто, истинная сущность или еще назовите так, как вам привычнее и удобнее.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Тибетская практика Дзогчен говорит о том, что мы являемся отражением истинной сущности, притом, что отражение и сам источник неотделимы и являются одним целым.

Но проблема в том, что человек являясь отражением, поверил в то, что он и есть это отражение как само по себе существующее и полностью с ним отождествился. И все, что происходит с отражением, он принимает как происходящее с ним.

И смыслом жизни является стремление к осознанию себя как истинной сущности в истинном первичном и не меняющемся состоянии.

Наблюдать за собой.

Мы – это проявление истинного состояния и чтобы понять его, осознать, нужно наблюдать за собой, как части источника.

Но! Это не просто и тому есть несколько препятствий, их три.

Тело, ум, речь.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Это то, что образует нашу относительную природу. Это то, что делает нас способными жить в этом мире, но это также и то, что препятствует нам осознать свою истинную сущность и пребывать в своем истинном изначальном состоянии, присущем всем живым существам.

Так вот тело, речь и ум создают наше относительное состояние, которое мешает осознавать абсолютное.

Вот, например, желание исправить, изменить относятся как раз к природе двойственной природы человеческого ума. Но выходя за пределы ума, осознавая свою целостность с «основой всего» ты начинаешь видеть и понимать все, как оно есть.

Оно не может быть другим и этого не нужно, потому что все сотворенное уже совершенно.

Именно через проявления относительности и двойственности можно узнать абсолютность. Только так через проявленные вещи, события, явления мы можем понять их истинную природу, стоящую за ними.

Что для этого нужно?

В первую очередь, осознать ошибочность принятия двойственной реальности как истинной.

Мы не можем описать, представить себе абсолютное истинное состояние, но мы можем лишь принять его существование. Любые слова лишь отдаляют нас от него.

В Дзогчен как раз и говорится именно о знании и его использовании, а не о привязке к учениям, текстам и словам.

Так вот важно принять, что все, что мы отождествляем с собой и считаем собой по сути не является этим, а есть лишь проявление истинной сущности мира.

Не стоит отвергать, сопротивляться двойственности нашего восприятия, нужно принять это как то, что есть, как часть целого, стоящего за всем.

И истинное состояние, в котором мы осознаем и пребываем в «основе всего» в изначальном состоянии, присутствует в нас всегда. Счастье внутри нас — статья.

В Дзогчен принят термин «недвойственность», говорящий о том, что нет субъекта и объекта, нет двух элементов, которые делятся и их можно соединить. Есть лишь нечто неделимое и на этом все. И оно лишь проявляет себя в виде многообразия живых существ, вещей и явлений в окружающем мире.

Но истинная природа всего одна!

Поэтому, согласно учению Дзогчен, необходимо принять истинную природу относительности и отбросить все ошибочные представления о себе.

Как? Через наблюдение тела, ума, речи.

Здесь важно делать это без оценок и ярлыков ума, который очень быстро на автоматическом уровне определяет, что для нас плохо, а что хорошо, что красиво, а что нет.

Такое наблюдение после обработки умом, не приведет ни к чему. Важно учиться делать это раскрепощенно и бесстрастно, отстраняясь от оценок ума и не поддаваясь потоку мыслей, всегда сохраняя состояние присутствия, означающее, что мы понимаем, что есть истинное состояние вне оценок и видим себя, как бы смотрящим на все из него.

Я думаю, многие слышали о тантрических практиках, которые призваны работать с энергией. Причем с энергией в их максимальном проявлении, в экстремуме их горения.

Это делается искусственно с помощью специальных техник. Если вы озлоблены на кого-то, то вы можете развить злобу до невероятных значений и работать с этим количеством энергии.

Есть религиозные и культурные традиции, которые считают нужным отвергать такую эмоцию, отстраняться от нее, избегать, подавлять ее в себе, потому что ее проявление скажется пагубно на будущем вашей души или в виде негативных кармических проявлениях в последующих рождениях.

А есть практика Дзогчен, которая не считает необходимым отвергать эмоцию либо искусственно ее усиливать. Мы видим ее такой, какая она есть, осознавая ее как проявление нашего истинного состояния в таком виде, и просто наблюдаем ее, не оценивая ни положительно, ни отрицательно, а лишь наблюдая такой, какая она есть, принимая ее полностью.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Через такое видение мы поймем, что проблема не в самой эмоции, а в нашем понимании двойственности. Но при принятии эмоции как выражения и проявления изначального абсолютного состояния она уже не может причинить нам вреда.

Мы наблюдаем за ней из состояния присутствия, находясь за пределами умственного анализа и оценок.

Изначальное истинное состояние.

В учении Дзогчен оно принимается за основу всего. Но не считается, что это лишь пустота из которой все и в которую все. Истинная сущность вещей делится на три ее составляющие:

Сущность как раз и отражает То, что есть в каждом существе, не зависимо от того, признает оно это присутствие или нет, понимает или нет.

Природа – это и есть проявленная в видимой реальности истинная сущность.

Энергия – это постоянный непрекращающийся процесс проявления Сущности в Природе.

Практика Дзогчен для обычного человека.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Практика Дзогчен расслабляет и раскрепощает. Этот путь еще любят называть как путь, ничего не меняющий. То есть ты просто наблюдаешь и ничего особенного делать не нужно.

Но здесь важно не упустить, что созерцать нужно лишь находясь в состоянии присутствия, то есть отделяясь от оценок, рассуждений и анализа.

Также этот путь не пытается вбить в голову огромные тексты учений, а дает знание о том, что уже есть в человеке и никуда идти не надо. Нужно просто научиться осознавать свое собственное состояние.

1. Спокойствие и раскрепощенность.

Поэтому для обычного человека эта практика способствует приходу в жизнь спокойствию и раскованности, когда ты просто осознаешь все процессы, явления, чувства, эмоции.

Ты понимаешь, что они лишь выражения истинной сущности, которая всегда была есть и будет в тебе. И не стоит это менять, ломать, потому что оно такое, какое есть, ни плохое и ни хорошее (Несколько слов о душевном спокойствии).

2. Доступность.

Во-вторых, учение Дзогчен не требует знаний определений и терминологий, отношения к той или иной религии или традиции, не нужно для этого уходить в монастырь либо куда-то еще и соблюдать своды правил и принимать обеты.

Этот путь считается абсолютно одинаково возможным как монаху, так и человеку в его повседневной деятельности.

Рекомендуется практиковать абсолютно в любых положениях и в самых различных ситуация и действиях. Одним словом – находясь в естественном положении и состоянии, а не только сидя в медитации и принимая определенные позы.

Полноценная передача информации в Дзогчен возможна лишь с помощью учителя.

Чаще всего это устное объяснение. Но главное, что делает учитель, это не пытается дать список правил и необходимых знаний, а направляет ученика в его познании себя, своей истинной природы.

Знание есть внутри нас, учитель лишь дает подсказки, помогает, но весь путь проходит ученик сам.

Учитель передает информацию о состоянии истинного знания, о его природе, о практиках, с помощью которого можно этого внутреннего состояния достичь.

Такой метод передачи присущ многим учениям, ведь нет никого, кто лучше смог бы объяснить о том, что он знает и испытывает сам на своем личном опыте.

Как я уже говорил, нет ритуалов, посвящений, нет литературы со сводом знаний, ученик должен сам обнаружить, осознать свое истинное состояние, которое всегда с ним было есть и будет.

Главный учитель Дзогчен Намкай Норбу Ринпоче.

К сожалению в сентябре 2018 году Намкай Норбу Ринпоче покинул эту жизнь в возрасте 79 лет.

Именно он являлся главным распространителем идей Дзогчен в Западных странах, ведь очень большую часть своей жизни он жил и работал в Италии, куда он был приглашен в связи с невозможностью вернуться к себе на родину в Тибет по причине случившегося там переворота.

Намкай Норбу являлся преемником прямой передачи знаний от ученика к ученику, которая тянется к первому учителю Дзогчен Грабу Дордже (Прахеваджра).

Очень много времени своей жизни Намкай Норбу Ринпоче уделил изучению и сохранению тибетской культуры, написав несколько книг и основав для этих целей собственный институт.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Делиться знаниями учитель стал с 1976 года в Италии, а после и в других странах. Именно с его именем и ассоциируется учение Дзогчен у западного человека.

Хорошая статья о жизни Намкай Норбу.

Особенности медитации Дзогчен.

На этом сайте я большое место уделяю медитации и поэтому хотелось бы отметить особенности медитации с точки зрения учения Дзогчен.

1. Медитация Дзогчен не подразумевает обязательного нахождения с прямой спиной в определенной позе.

Нахождение в состоянии присутствия можно практиковать как в состоянии покоя, так и в движении, как сидя или стоя, так и лежа.

Новичкам все же рекомендуется начинать с определенных поз, которые способствуют концентрации и не позволяют заснуть. Так быстрее человек сможет научиться фиксировать мысли и ощущения.

Опять же новичкам лучше действительно придерживаться некоторых правил, чтобы понять основы практики. А уже со временем осознанное созерцание может переноситься и на естественные состояния жизни!

То есть важно понимать, где вы находитесь, степень своего понимания и своей осознанности. И от этого отталкиваться. Если вы очень далеко зашли в практике и можете легко переключаться, то так и делайте. Если нет, то значит нужно отталкиваться от этого, а не практиковать как будто вы уже мастер Дзогчен медитации.

2. Все необходимо делать расслабленно, спокойно и раскрепощенно, относясь с осторожностью к своей энергии.

3. Исключать привязанности к приятным ощущениям любого качества, но стоит опасаться впасть в зависимость от них, потому что это может помешать упустить главное, стоящее за ними.

4. Ощущения и чувства – ворота к осознанному созерцанию.

5. Избегать напряжения.

Отвлеклись? Ничего страшного. Просто отметьте для себя этот момент и продолжайте дальше.

6. Не стоит бояться потока мыслей.

В общем-то, большое количество мыслей и их отсутствие мало чем отличаются, если вы находитесь в осознанном ясном состоянии.

7. Стремление к развитию осознанности в повседневной жизни при выполнении самых обыденных дел.

В учении Дзогчен существует множество различных практик развития осознанности помимо медитации.

Дзогчен лишь один из, наверное, миллионов возможных путей человека в его духовном развитии и самосовершенствованию.

Смотри внутрь себя и увидишь суть всего.

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Источник

Что такое Дзогчен?

Вершина всех учений

Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны.

Это самый быстрый путь к пробуждению (реализации, состоянию будды).

Слово «дзогчен» — сокращенно от дзогпа ченпо — переводится с тибетского как «великое совершенство» (дзогпа — «совершенство», «завершенность», ченпо — «великий», «большой», «огромный»).

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Почему «совершенство»? «Почему совершенство»?

Почему «великое»? Почему «великое»?

Дзогчен стоит выше всех остальных колесниц, так как эта практика дает возможность достичь состояния будды максимально быстро. Но и сила ума, способности, требуются самые большие.

Таким образом, Дзогчен — это вершина всех учений, наивысшее из всех воззрений и практик, существующих в Юнгдрунг Бон и тибетском буддизме.

Источники учения Дзогчен

Наставления по Великому Совершенству можно найти только в старых, дореформенных тибетских школах – Ньингма и Бон.

В обеих школах считается, что это знание появилось не в Тибете – оно пришло из Центральной Азии, в Центральный Тибет его позже (в VIII веке) принесли учителя, которых называли «махасиддхами» или «великими совершенными».

Последователи Ньингма получили передачу от махасиддхи Шрисимхи, жившего в Северной Индии, а бонпо – от линии махасиддх, живших в окрестностях горы Кайлаш и «страны озёр» Шанг-Шунг 2 на западе и севере Тибета.

Таким образом, существуют две древние аутентичные линии передачи этого учения – буддийская и бонская.

Бонская линия передачи 1. Бонская линия передачи

В 1857 году до н.э. в местности Олмо Лунгринг Шанг-Шунга, напротив горы Кайлас и озера Манасаровар родился учитель Шенраб Миво (будда Тонпа Шенраб).

Он передал своим ученикам, одаренным высшими способностями, таким, как Йонгсу Дагпа, сын Лхараб Ода, знание о Великом Совершенстве, изложив его сущность в кратком учении, названном на языке Шанг-Шунга I thi ku yig khri rtse u pa tan tra thad do ci et en, а по-тибетски rDzogs pa chen po byang chub sems kyi gnad byang thig ie nyag gcig e ma ho, то есть «Чудесная и единственная сфера: метод познания изначальной природы полного совершенства».

Это учение последовательно передавалось двадцатью пятью поколениями учителей до появления в Тибете Нагшер Ледпо, великого учителя Бон, которому оно обязано своим широким распространением.

В наше время оно известно под названием «Устная передача Дзогчен Шанг-Шунга» («Шанг Шунг Ньенгью»).

Буддийская линия передачи 2. Буддийская линия передачи

28 лет спустя после смерти или паринирваны Будды Шакьямуни (516 г. до н.э.), в Уддияне на острове Дханакоша родился нирманакайя 3 Гараб Дордже, который передал своим достойным последователям Манджушримитре и другим знание состояния спонтанного присутствия. Эти учения затем были постепенно введены в Тибет Падмасамбхавой, великим учителем, также родом из Уддияны, Держателем Знания Вималамитрой и великим тибетским переводчиком Вайрочаной. В настоящее время они включены в 3 раздела Дзогчена:

1. Раздел Природы Ума — Семде (с. Cittavarga; т. Sems-sde), включающий 21 тантру, главная из которых — «Царь, который создаёт всё».

2. Раздел Изначального Пространства — Лонгде (с. Abhyan-taravarga; т. kLong-sde), включающий 10 тантр, главная из которых — «Царь бесконечного мира».

3. Раздел Тайных Наставлений — Менгагде (с. Upades’a-varga; т. Man ngag sde), включающая 17 тантр, главная из которых — «Звук, выходящий за пределы».

Три традиции бонского Дзогчен

Вот эти три линии передачи:

Первый цикл наставлений называется «Атри», что означает «Учение, ведущее (три) к Изначальному состоянию (а)». Тибетская буква А белого цвета символизирует изначальную мудрость.

Основал эту традицию Метон Гонгдзад Ритрод Ченпо, которого часто называли просто Дампа — «святой человек». Он взял эти наставления из цикла текстов Кхрогью. Вместе с Жиба-дон-гьи-кор эти тексты представляют собой цикл наставлений Чьипунг-янлаг-ги-кор, относящийся к Отцовским тантрам (пхагью), происхождение которых возводят к Тонпа Шенрабу в облике Чиме Цугпху.

К этим собраниям текстов Метон добавил собственное терма ума (гонгтер) и организовал практику в виде цикла из восьмидесяти сессий медитации. Он занимает несколько недель и называется «Атри-тхун-цхам-гьядчупа». Наставления были сгруппированы в три раздела: о воззрении (тава), медитации (гомпа) и поведении (чодпа). Того, кто успешно прошёл цикл из восьмидесяти медитаций, называли «тогдан», что означает «обладающий пониманием».

Позже преемники его учения сделали эту систему более компактной. В XIII веке Аза Лодо Гьялцен сократил количество сессий до тридцати, а позже в том же столетии Дручен Гьялва Юнгдрунг написал практическое пособие, в котором количество сессий в ретрите (тхун-цхам) сократилось до пятнадцати. Это популярное пособие называется Атри-тхун-цхам-чонгапа.

В 20-м веке великий бонский мастер Шардза Ринпоче (реализованный мастер, закончивший свой земной путь проявлением радужного тела) написал обширные комментарии на систему Атри и на связанный с ней тёмный ретрит (мун-цхам). Традиция Атри, в которой практика систематизирована и последовательно изложена в виде определённого количества сессий, во многом похожа на Дзогчен-семде школы Ньингма.

Здесь это слово обозначает не Великое Совершенство в целом, а его определённую передачу, корневым текстом которой является Дзогчен-янгце’и-лонгчен — «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство», найденный великим тертоном 5 по имени Жодтон Нгодруб Драгпа в 1080 году. Эта находка была частью знаменитого цикла текстов-терма, спрятанных под статуей Вайрочаны в храме Кхумтинг в Лходраке. Считается, что корневой текст этой передачи был создан в VIII веке бонским мастером Лишу Тагрингом.

Третий цикл передачи данного учения в традиции Бон представляет собой непрерывную линию устной передачи, восходящую к Шанг-Шунг.

«Ньенгью» в буквальном переводе означает «устная передача», хотя большинство текстов этой традиции существовало в письменной форме даже в самый ранний период. Одним из примеров такой «устной традиции» является ньенгью из Шанг-Шунга — текст, который в VIII веке учитель Тапихрица разрешил своему ученику по имени Гьерпунгпа записать в форме сущностного тайного устного наставления (мангак, на санскрите «упадеша»).

Эта традиция особенно важна для исследования исторических истоков Дзогчена, поскольку она не прерывалась как минимум с VIII века нашей эры.

Некоторые мастера преемственных линий являются носителями всех трех течений. В Тибете эта передача учений от мастера к ученику, который в свою очередь также становится мастером, передающим учение своему собственному ученику, называется «горячей», поскольку личная передача непосредственного переживания служит ее защитой и помогает оставаться живой, не превращаясь в нечто холодное и просто интеллектуальное, полученное из книг и концептуального размышления.

Естественное состояние ума

Практикуя Дзогчен, мы можем достигнуть состояния будды за одну жизнь в одном теле, пребывая в так называемом «естественном состоянии ума».

Естественное состояние является изначально чистым. В нем никогда не было никаких омрачений, в отличие от нашего обычного мыслящего ума и сознания.

Оно — словно природа зеркала, обладающего способностью отражать все, что перед ним поместят. Все видимости есть проявления ума, подобные отражениям в зеркале, и в них нет ничего дурного или нечистого.

Все полностью совершенно так, как оно есть, как проявление энергии природы ума. Это похоже на светлые и темные облака, плывущие по небу у нас над головой: когда они исчезают, не остается никаких следов.

Для того, чтобы на личном опыте постичь это состояние, необходимо изучить, что из себя представляет и как работает ум, получить ознакомление с его основой и освободиться от власти обманчивого восприятия.

Когда мы вступаем на путь Великого Совершенства в качестве практиков, нам для начала необходимо прямое введение в естественное состояние, которое бы нам дал тот, кто сам непосред­ственно его пережил. Поэтому очень важно иметь хорошего учителя и получить от него ясные указания, питать к нему и к наставлениям глубокое уважение, развивать в себе способность выполнять практику и быть верными как практике, так и себе.

После того как прямая передача получена от учителя, важно самим пережить всё на собственном опыте. Не существует ничего такого, о чем бы говорилось в учениях и что каждый практик не мог бы обнаружить в себе, в своем собственном переживании.

Необходимо снова и снова обнаруживать естественное состояние в себе самом, чтобы у нас не осталось относительно него никаких сомнений, и стараться оставаться в нем. Развитие этого постижения и есть практика Дзогчен, практика Великого Совершенства.

Отличие от Сутры и Тантры

Учение о Великом Совершенстве является наивысшим учением из всех доступных нам. Однако помимо него существуют Сутра и Тантра.

Пути Сутры, Тантры и Дзогчена часто сравнивают с тремя разными способами оказаться в том или ином месте. Первый из всех этих способов — самый медленный, второй — средний, а третий — самый быстрый.

Сутру можно назвать путем отречения. Рассматривая причины всех существующих страданий, Сутра внимательно анализирует каждую причину и каждую из них поэтапно отсекает. Например, чтобы освободиться от гнева, практик Сутры медитирует на любящую доброту и сострадание, а чтобы отбросить привязанность, практикует даяние. Для каждого негативного аспекта есть свой метод.

Таким образом, в Сутре для борьбы с каждым «ядом сознания» используется свое противоядие, что делает этот метод очень долгим. Достичь состояния будды с помощью Сутры можно лишь спустя очень много жизней.

На уровне Тантры негативные аспекты ума не отбрасываются, а трансформируются, изменяются. Страдания и их причины преобразуются, вследствие чего их сила меняется. Таким образом, Тантра — это путь трансформации, преобразования энергии.

Что касается метода Дзогчена, то с его помощью практик раскрывает сущность причин своих страданий и негативных аспектов сознания, обнаруживая чистое и совершенное изначальное состояние, в котором они не могут возникнуть.

На этом пути для избавления от всех негативных аспектов ума используется один и тот же метод — пребывание в естественном состоянии ума.

Путь Великого Совершенства сравнивается с полетом на самолете, потому что прибыть на «место назначения» (к состоянию будды) можно очень быстро, за одну жизнь. Однако, здесь от ученика требуются наивысшие способности к практике.

Выход за пределы ума

Важно понимать, что путь Дзогчена не является интеллектуальным познанием, и способности, которые нужны на этом пути — не интеллектуальные способности.

Исследование мыслей и концепций с помощью самого мышления не приводит к нужному результату — так как в этом случае практик не выходит за пределы ума, а значит, и за пределы сансары.

Если мы будем искать реальность мыслями, то никогда не найдем конечной или абсолютной истины, потому что мысли неизбежно приводят к новым мыслям. Такова их природа.

Естественное состояние с самого начала за­предельно мысли и не может быть схвачено умом.

Поэтому серьезная практика начинается с исследования своего ума путем обращения его внутрь себя самого. Мы смотрим умом на ум и задаемся вопросом: «Что ум из себя представляет?».

Что является источником ума?

Откуда возникает мысль?

Где она пребывает и куда исчезает?

На все эти вопросы невозможно ответить, применяя ум так, как мы привыкли это делать в повседневной жизни. Однако, если направить ум вовнутрь, то это становится возможным, и нас ждут удивительные открытия.

Описывая этот процесс, Ринчен Тензин Ринпоче, учитель и практик Великого Совершенства, приводит такой пример: «При исследовании ума нужно уподобиться разведчику, который не задает прямые вопросы о секретах человека, а со всех сторон наблюдает за ним и, в конечном итоге, выясняет все его тайны. Так же и нам нужно поступать в отношении нашего ума».

Он поясняет, что нужно как бы со стороны смотреть на того, кто думает. Откуда он возникает, где пребывает, куда уходит? Когда мы таким образом смотрим на ум, мысли начинают сами исчезать и растворяться, словно облака в небе. И что мы видим? Пустое пространство, подобное небу, а все явления не созданы и ясно проявляются.

«Ум должен сам себя распознать, увидеть свое собственное лицо. Благодаря этому все видимости самоосвобождаются», — подводит итог Ринчен Тензин.

Ключевым моментом «перехода» на уровень возможности практиковать высшие учения (Дзогчен и Тантру) является постижение практиком пустых форм пустоты, то есть восприятие возникающего бытия всех явлений как изначально обладающих природой пустотности.

Однако речь здесь, опять же, идет не об интеллектуальном «согласии» с идеями природы пустотности явлений и не о вере в нее. Речь именно о собственном переживании этой природы, о познании ее на своем собственном практическом опыте.

По мере того, как способность такого восприятия расширяется, то есть по мере того, как стабильность постижения изначальной природы пустотности становится все более всеохватывающей, возникает постижение того, каким образом самовозникает вся реальность. И тогда в какой-то момент происходит полное видение того, что всё является изначальной мудростью природы ума и применять движущийся ум (интеллект, мышление) для достижения просветления нет необходимости.

Таким образом, можно сказать, что по мере восхождения в воззрении от Сутры к Дзогчену происходит уменьшение необходимости умственного усилия в практике. В случае Великого Совершенства это фактически означает, что мы свободны настолько, что готовы отпустить все усилия ума полностью. Пребывание в естественном состоянии ума становится для нас единственной и самой главной практикой, которая, в случае продвинутых мастеров, не прекращается ни на секунду, даже во время сна.

Мотивация для практики

Учение Дзогчен является пиком традиции Великой Колесницы, которая, в свою очередь, основывается на определенной мотивации. Что это за мотивация? Это желание получить результат от практики не только для себя самого, но и для блага всех живых существ.

Вкратце эту мотивацию можно сформулировать так: «Пусть все живые существа полностью избавятся от страданий и достигнут полного и окончательного счастья».

Полное и окончательное счастье и полное избавление от всех страданий – это достижение состояния просветления, состояния будды.

Говорится, что отсутствие правильной мотивации при практике Великого Совершенства подобно желанию получить урожай, не засеяв поле. Результата такая практика просто не принесет. Какую-то пользу, конечно, человек получит, но весьма незначительную в сравнении с тем, какой она может быть при правильной мотивации.

Людей, у которых подобная мотивация присутствует изначально сама по себе, конечно же, крайне мало. Все-таки все мы — сансарические существа и привыкли цепляться за себя самих и делать все только для себя и, в лучшем случае, для узкого круга своих близких. Поэтому, как поясняют учителя, иметь вначале какую-то другую мотивацию — вполне нормально.

Если мы видим, что наша мотивация отличается от правильной, это не значит, что надо опустить руки. Это значит лишь то, что нам необходимо стараться ее изменить, стараться создавать в себе правильную мотивацию — мотивацию помощи всем живым существам без исключения.

А какая же мотивация не является правильной?

Неправильная или неистинная мотивация бывает трех видов: низкая, ошибочная и противоположная.

Противоположная мотивация — это занятия практикой не для того, чтобы избавиться от страданий сансары, а с целью обрести учеников, славу, громкое имя или богатство. Эта мотивация настолько далека от истинной, что ее можно назвать только противоположной.

Низкая мотивация — это стремление практиковать ради собственного блага и блага своих близких. Такая мотивация является низкой в значении «недостаточная, неполная, малая». Это мотивация Малой Колесницы.

Ошибочная мотивация — это стремление с помощью практики избавиться от каких-то временных страданий и достигнуть какого-то временного счастья. Сюда относится, например, желание вылечиться от болезни или избавиться от страхов и тревог. В целом, в этом ничего плохого нет. С точки зрения буддизма и бона, хорошо избавляться от любых страданий и хорошо обретать любое счастье. Но для такого высокого учения, как Дзогчен, подобная мотивация является, конечно же, ошибочной — так как ставит в качестве высшей цели обычную, мирскую цель. Окончательная цель должна быть все-таки другой.

Если человек намерен практиковать учение о Великом Совершенстве, то ему необходимо изначально стараться работать над созданием у себя правильной мотивации. Только в этом случае это учение раскроет все свои достоинства и сможет принести максимальную пользу.

Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть фото Дзогчен что это такое простыми словами. Смотреть картинку Дзогчен что это такое простыми словами. Картинка про Дзогчен что это такое простыми словами. Фото Дзогчен что это такое простыми словами

Дзогчен и карма

Есть такое мнение, что поскольку Дзогчен — наивысшее учение, то оно ставит практикующего вне закона причин и следствий, вне кармы. В связи с чем никакие практики, направленные на очищение неблагих кармических отпечатков и накопление благих (то есть практики уровня Сутры) такому йогину уже не нужны.

И так, и не так одновременно.

У начинающих практиков есть опасность ошибиться здесь, поэтому имеет смысл остановиться на этом моменте и разъяснить его подробнее.

Естественное состояние действительно находится вне любых кармических причин и их следствий. Когда мы уже находимся в нем, дополнительные практики нам не нужны.

Ринчен Тензин Ринпоче объясняет это так: «Почему, находясь в естественном состоянии, нам незачем медитировать, например, на сострадание и бодхичитту? Потому что противоположностью сострадания является вредоносный ум или гнев, а в естественном состоянии нет ни вредоносного ума, ни гнева. Поэтому в этом состоянии благие качества сострадания возникают и присутствуют естественно, сами собой, нет никакой необходимости специально порождать их».

Именно поэтому данное учение и называется Великим Совершенством, тем, в чем уже собраны все достоинства всех остальных практик — потому что в состоянии Дзогчен нет никакого цепляния, никаких мыслей и концепций. Благодаря этому кармические отпечатки в сознании не откладываются, а если отпечатки не откладываются, то недобродетелям возникнуть неоткуда.

«Поэтому, да, если вы можете в этом состоянии пребывать двадцать четыре часа в сутки, то тогда уже не нужно ни предварительных практик, ни визуализаций, ничего дополнительного», — поясняет Ринчен Тензин.

Но мы не можем пребывать в этом состоянии постоянно. А как только появляются новые мысли и концепции, мы отвлекаемся на них, появляются яды сознания, и кармические отпечатки продолжают накапливаться.

«Мы становимся совершенно обычными людьми. Поэтому в это время нам обязательно надо продолжать практиковать то, что связано с Сутрой, чтобы не совершать ничего недобродетельного», — подводит итог наставник.

Старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче тоже обращает внимание на это популярное заблуждение: «Хотя в Дзогчене утверждается, что Естественное Состояние вне причин и следствий и что кармический закон причин и следствий никоим образом его не изменяет, это имеет отношение к нам, практикующим, только в том случае, если мы действительно пребываем в Естественном Состоянии. В противном случае наше сознание и наша жизнь полностью подпадают под действие закона кармы».

Таким образом, не стоит думать, что только потому, что мы практикуем именно Дзогчен, нам разрешается делать все, что угодно. Это ошибочный подход, и, рассуждая подобным образом, можно сильно навредить, в первую очередь, самому себе.

Из этого также следует, что, узнав глубину воззрения этого высокого учения, нет никакого смысла отвергать другие колесницы, считая их недостойными внимания. Да это и не получится.

Для настоящего практика Великого Совершенства очевидно, что разница между Сутрой, Тантрой и Дзогченом — это не взаимоисключающая разница. Вся суть, присутствующая в Сутре, в полноте присутствует и в Тантре также, а вся суть Сутры и Тантры, вместе взятых, в полноте присутствует в Дзогчене. Методы всех этих учений нужны и полезны на разных этапах пути.

Является ли Дзогчен религией?

Задаваясь вопросом, является ли это учение религией или нет, Ринчен Тензин Ринпоче рассуждает так:

«В религии очень многое строится на вере и решается посредством веры. В противоположность этому в Дзогчене все исследуется напрямую. Мы получаем учение от своего учителя, а затем практикуем его в соответствии с его объяснениями и наставлениями, обретая результаты этой практики и на собственном опыте убеждаясь в ее пользе».

Такого же мнения придерживался и всемирно известный учитель и исследователь этого метода Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, который говорил:

«Дзогчен не следует считать религией, и в нем не требуется ни во что верить — напротив, он предлагает человеку наблюдать самого себя и обнаружить свое истинное состояние».

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что обучение практикам Великого Совершенства происходит в рамках религиозных традиций (например, традиции Юнгдрунг Бон или школы Ньингма тибетского буддизма), сам Дзогчен религией назвать невозможно. Он стоит особняком — вне любых догм, рамок и ограничений.

1. Четыре безмерных — безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.
2. Шанг-Шунг — до VIII века — независимое королевство со своим собственным языком и культурой. Оно располагалась на территории современного Западного и Северного Тибета, а над центральной частью этой страны возвышалась величественная священная гора Гангчен-Тисэ (Кайлаш).
3. Нирманакайя — Тулку, тело воплощения. Явленное, материальное тело из плоти и крови. Облик, в котором будды приходят в мир, чтобы все могли их беспрепятственно воспринимать.
4. Терма — (тиб. gter ma) — спрятанные дхармические сокровища; в основном, тексты учений.
5. Тертон — (тиб. gten ston) — открыватель сокровищ; человек, способный найти терма, обладающий необходимыми для этого качествами и способностями.
6. Бардо — промежуточное состояние между этой и следующей жизнью.

Статья написана с использованием источников:

1. Устные наставления кхенпо геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва).
2. Устные наставления геше Нимы Дондруба Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Менри (2017, Москва).
3. Устные наставления геше Калзанга Монлама Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Тритен Норбуце (2019, Москва).
4. Избранные фрагменты из книги ‘Space, Awareness, and Energy: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-zhung’, by John Myrdhin Reynolds, Snow Lion Publications, 2001.
5. Джон Мирдин Рейнольдс. Буддийский и Бонский Дзогчен. Сборник статей. 2009 год.
6. Намхай Норбу Ринпоче. «Шестнадцать вопросов учителю Дзогчена», Минск, 1998.
7. Намхай Норбу Ринпоче, «Зеркало великого совершенства» (сборник статей и выступлений) СПб, 1998.
8. Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон, Ганга, 2011
9. Tenzin Wangyal Rinpoche. Wonders of the natural mind. The Essence of Dzogchen in the Native Bon Tradition of Tibet. Station Hill, New York, 1993. Перевод Т. Данилевич.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *