Дзогчен что это такое
Что такое Дзогчен?
Дзогчен, «Великое Совершенство», означает состояние полного совершенства Основы, Пути и Плода в измерении единой изначальной природы ума, «сущности Бодхичитты». Человек, практикующий Дзогчен, должен иметь истинное знание Сущности, Природы и Энергии этого изначального состояния, которое является состоянием Основы. В Хеваджра тантре написано:
«Все живые существа просветлены,
но их загрязнения временно создают препятствия.
Если загрязнения устранены, проявляет себя Пробуждение».
Это означает, что даже если состояние Основы изначально чисто, оно не лишено временных загрязнений. В тантре «Раскрывающая запредельное состояние Самантабхадры» мы читаем:
«Мир и живые существа, сансара и нирвана имеют единую Основу, но два Пути и два Плода в чуде знания и неведения».
Следовательно, состояние Основы всех явлений едино и фундаментально чисто, но от знания или неведения его во время прохождения Пути, зависят два Плода: освобождение в нирване или перерождение в сансаре.
Сущность Пути Дзогчена заключена в трех основных элементах: Воззрении, практике Медитации и Поведении.
Конечная цель Воззрения выражена в тантре «Звук, выходящий за пределы»:
«Смысл Воззрения — не занимать позиции».
«Единственное Воззрение — находиться за пределами понятий».
Это означает, что в Дзогчене никакая философская точка зрения, основанная на ограниченных понятиях «быть» или «не быть», «позитивный» или «негативный» и т.д., не признается. Джигмед Лингпа объяснил:
«Действительно понять смысл Дхармакайи, лишенной основания, значит прийти к выводу мадхьямики-прасангики: „так как я ничего не утверждаю, я не ошибаюсь“. Однако этого достигают не путем интеллектуального анализа, как делают теперь гордые защитники этой философии, но через понимание истинной природы бытия, изначального состояния самоосвобождения».
Под «Воззрением» Дзогчена подразумевается, таким образом, истинное знание, или внутреннее Воззрение. Это ясно объяснил также Карма Пакши:
«В Атийоге, далекой от сектантства, если имеют Воззрение, ничего не изменяют, так как ничто не изменяет изначального состояния; но даже если не обладают им, все феномены освобождаются в их собственном состоянии. При видении недвойственного измерения самоосвобождения взгляды, поддерживающие ограниченную позицию, которая является демоном, освобождаются в беспрерывном проявлении энергии».
Чтобы стабилизировать это Воззрение через рассуждения, необходимо опираться на термины и понятия, относящиеся к ограниченным способностям наших органов чувств и ума. В этом случае используется процедура системы мадхьямика-прасангика, принятая всеми буддийскими школами как высшее Воззрение. Сакья Пандита утверждал:
«Если бы существовало высшее (концептуальное) Воззрение в мадхьямике, оно было бы ограничено понятиями».
Что касается практики медитации, мы можем прочитать в «Зеркале сердца Ваджрасаттвы»:
«Единственное состояние медитации находится за пределами принятия и отвержения, проявления и исчезновения».
«Несотворенное состояние медитации, в котором присутствует естественный чистый свет, устраняет надуманные воззрения и медитации. Это — состояние самоосвобождения Дзогчен: не смешивайте его с усилием ума!»
Конечная цель медитации Дзогчена — состояние естественного света, лишенное суждений, за пределами отвержения возникающих мыслей и принятия их исчезновения. Карма Пакши ясно выразился по этому поводу:
«Созерцание Атийоги находится за пределами преднамеренной идеи, если медитируешь, ничего не изменяется, потому что находишься в состоянии самоосвобождения, если не медитируешь, ничего не изменяется, потому что всё освобождается в собственном состоянии. В присутствии состояния самоосвобождения, без разделения на „медитацию“ и „не медитацию“, способ медитации, при котором сосредотачиваются на идее созерцания, которая является демоном, освобождается в истинном измерении, являющимся блаженством за пределами действий.»
Однако человек, который начинает практиковать, обычно находится в состоянии двойственного мышления, поэтому не в состоянии войти в состояние медитации ненамеренно. Поскольку существует понятие «входить» в медитацию, также неизбежно существует обычное видение после медитации. Поэтому практика в Дзогчене начинается с нескольких упражнений ума, таких, как нахождение места, где возникают мысли, где они пребывают и куда уходят. С помощью метода созерцания «4 чогшага» вступают затем на основополагающий Путь Трэгчо и наконец на Путь Тхогэл, метода самоосвобождающегося света.
Что касается Поведения Дзогчен, то если практикующий находится в состоянии созерцания вне ограничений двойственности, или же если он реализовал состояние, в котором нет разделения между созерцанием и обычной жизнью, его образ жизни неотделим от его Поведения. Об это мы читаем в «Зеркале сердца Ваджрасаттвы»:
«Поведение, возникшее спонтанно и неисправленно, определяется как правильное Поведение».
«Единственное Поведение находится вне действий, отказа и принятия».
«Поведение самоосвобождения, в котором ничего не предопределено, устраняет негативные обстоятельства и понятия радости и скорби».
Это означает, что подобное поведение не улучшается добродетельными поступками и не ухудшается отрицательными, поскольку те и другие являются лишь понятиями ума, вне его они не существуют.
Следовательно, основное в Поведении Дзогчена — это состояние, в котором всё, что ни появляется, самоосвобождается. Оно полностью выходит за рамки принятия добродетельных поступков как позитивных и отказа от вредных поступков как негативных.
Это «Поведение самоосвобождения», в котором нет ничего запрограммированного, не должно, однако, быть понято ложно. Оно вовсе не означает, что практик Дзогчена может делать всё, что ему придет в голову, под тем предлогом, что не существует ни позитивных, ни негативных поступков. Нагарджуна сказал:
«Пока существует понятие „тело“, существует понятие „эго“. С принципом „эго“ проявляется карма, а карма вызывает повторные рождения».
Практикующий неизбежно будет входить в сферу сансары, произведенную двойственностью, до тех пор, пока для него будет существовать обычное кармическое видение после медитации. В этом кармическом измерении для человека будет только общее человеческое видение, для его ума, например, будет только кармическое видение, свойственное уму.
Поэтому практикующий вынужден следовать карме позитивных и негативных поступков. Следовательно, ему выгодно поступать так, чтобы накапливать первые и избегать вторых, даже если ему для этого придется пользоваться понятиями принятия и отказа. Находясь в кармическом видении, необходимо очень тщательно соблюдать закон причин и следствий поступков до мельчайших деталей. Сараха сказал:
«Кто живет в состоянии пустоты, лишенной сострадания, тот не открыл высшего пути; но также тот, кто медитирует только на сострадание, останется в сансаре и не достигнет освобождения».
Это означает, что при правильном понимании истинного состояния постигается сущность сострадания. Мы знаем, что все живые существа, не распознавая истинного состояния и развивая вследствие этого двойственность, накапливают неисчислимые кармические поступки и предрасположенности, которые только бесконечно затемняют их действительное состояние, вызывая бесконечные перерождения. В тот момент, когда мы осознаем причины и условия, породившие эту ситуацию, мы можем испытывать лишь чувство неограниченного сострадания, выходящего за рамки привязанности и гнева.
Поэтому, понимая истинное состояние, в котором не существует никакой двойственности между пустотой и светом, добродетельное накопление заслуг происходит непреднамеренно. Атиша это объяснил так:
«Все учения Пути могут быть сведены к шести совершенствам (парамитам).
Кто правильно понимает смысл пустоты, тот не испытывает ни желания, ни привязанности к материальным вещам и таким образом постоянно обладает совершенством Щедрости.
Ни имея привязанности, он не пятнает себя грязью недобродетельных поступков и таким образом постоянно обладает совершенством Нравственности.
Следовательно, он не испытывает гнева, который возникает из понятий „я“ и „мое“ и, таким образом, постоянно обладает совершенством Терпения.
Истинно испытывая удовольствие познания истинного состояния, он постояно обладает совершенством Усердия.
Не облекаясь верой в конкретную природу явлений, он постоянно обладает совершенством Медитации.
Ни при каких обстоятельствах не имея понятий „субъект“, „объект“ и „действие“, он постоянно обладает совершенством Высшего Распознавания».
Что касается метода осуществления этого поведения, важно понять один принцип. В Дзогчене Воззрение, Медитация, Поведение и Плод полностью определены выражениями «спонтанное присутствие» и «самоосвобождение». Одним словом, мы можем сказать, что эти выражения относятся к состоянию не обусловленной, полной свободы. Потому что если человек сосредоточивается на идеологической позиции, обусловленной кем-либо, или на убеждениях, основанных на внешних факторах, он не сможет избежать ограничений и, следовательно, западни двойственности. Потому в «Тантре спонтанного состояния чистого присутствия» написано:
«Веди себя, считаясь с другими».
«Поведение, лишенное страстей и привязанностей, — это Поведение Изначальной йоги Дзогчен».
Следовательно, практикующий Дзогчен должен вести себя с учетом того, с какими людьми ему приходится иметь дело, внутренне полностью осознавая позитивные и негативные, добродетельные или вредные действия в различных обстоятельствах. Поступая таким образом, он может осуществить во всей ежедневной послемедитационной деятельности неотделимость Воззрения от Поведения. Карма Пакши сказал:
«Поведение Атийоги — вне согласия и опровержения. Если его применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно.
Если его не применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно. Спонтанное поведение самоосвобождения освобождает от демона преднамеренного поведения.»
Правила поведения, установленные в соответствии с внешними факторами, могут действительно иметь достоинство сдерживания негативных поступков телом и речью и посеять семена добродетели у людей, не имеющих достаточных интеллектуальных способностей. Но правила, установленные в определенное время и в определением месте, будучи перенесенными в другой контекст, часто оказываются неуместными.
Например, с точки зрения места многочисленные действия, которые рассматриваются как религиозные в Индии или в Тибете, могут оказаться неприятными или даже расцениваться как отрицательные в других странах. Что касается времени, напротив, легко понять, что многочисленные виды действий, совершавшиеся людьми прежде, когда они жили в медленном и гармоничном ритме, несовместимы с поспешностью современного человека века технологий.
Кроме того, способ мышления у людей древности коренным образом отличается от современного. Отсюда опасность, что индивидуумы, по мере того как меняются времена, не желая больше быть обусловленными правилами поведения, основанными на внешних факторах, удалятся от основного принципа учения или совсем его потеряют. Конкретно эта ситуация может стать похожей на ту, о которой говорил Другпа Кунлэг, когда кто-то его спросил: «Кто теперь поступает согласно винае?» И он ответил: «Будда, „6 украшений“ и „2 верховных“ в первую очередь, затем чернила, которыми написаны буквы на бумаге».
В истории Дзогчена написано, что в будущем, когда темная эпоха или Калиюга укоренится более глубоко, учение Дзогчен просуществует до тех пор, пока средняя продолжительность жизни людей не сократится до 10 лет, и это потому, что Дзогчен — глубокий путь самоосвобождения без разделения между Воззрением и Поведением.
Чтобы кратко выразить смысл этой высшей формы поведения, необходимо хранить в уме то, что сказал Будда:
«Всякая свобода — блаженство,
всякая условность — страдание».
и для этого нужно тренировать сознание словами Шантидэвы:
«Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира от желания своего личного блаженства».
и наконец, укрепить позитивное намерение благодеяний для других, как сказал Джигмед Лингпа:
«Если намерение хорошее, путь и достижения также хороши; если намерение плохое, путь и достижения также плохи; поскольку всё зависит от намерений, нужно всегда упражняться в хороших намерениях».
Если поступать согласно этому принципу, собственное поведение никогда не будет противоречить никакому другому принципу учения.
По поводу Плода Дзогчена Карма Пакши сказал:
«Плод Дзогчена — вне достижения и отказа. Если становятся на этот Путь, ничего не меняется, потому что Пробуждение — это изначальное состояние. Если не становятся, ничего не меняется, потому что остаются в своем собственном состоянии. Пробужденное состояние спонтанного присутствия и самоосвобождения в изначальном пространстве Самантабхадры, в котором не существует ни надежды, ни страха, побеждает демона надежды на внешний Плод, и энергия бесконечного блаженства проявляется в истинном измерении».
«Причина совершенна, Путь совершенен, Плод совершенен, Воззрение, Медитация, Поведение и Плод с самого начала совершенны и неразделимы».
Плод Дзогчена целиком совершенен с самого начала. Лонгченпа сказал:
«В небесном пространстве свет мандалы солнца и луны покрыт сущностью большого облака неведения и не проявляется; таким же образом в каждом живет природа Пробуждения. Но как облака, оставленные в пространстве, исчезают сами по себе без усилия или борьбы, так преодолевают и облако причины и следствия, и в небе естественно проявляется сущность Пробуждения».
Так, когда проявляется сущность Пробуждения, находящаяся за пределами временной нечистоты, то оказываешься в изначальном измерении, в котором все Три тела совершенны.
В частности, наиболее способные практикующие, используя метод чистого состояния со времени появления Трэгчо (одновременность рождения и освобождения всякого явления), а также реализацию самоосвобождающего света Тхогэл, достигают «неразрушимого тела Великого Переноса» и до конца мира помогают живым существам. Например, Гараб Дордже, высший учитель Дзогчен, Манджушримитра, Гомадеви, Шри Сингха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава, Вайрочана, Еше Цогьел и другие. Или же они достигают высшей нирваны и проявляют полное Пробуждение, оставляя многочисленные реликвии на благо живых существ, как реализованные существа прошлого, такие как Лонгченпа и Джигмэд Лингпа.
Другие практикующие, совершая осуществление четырех видений спонтанного присутствия света Тхогэл, достигают «Радужного тела» и не оставляют физических останков, за исключением ногтей и волос, которые являются загрязнениями материального тела. Тензин Зангпо, Чецун Сэнге Вангчук, Джецунма Цеванг Дролма и Пема Дундул, учитель моего учителя Чангчуб Дордже, могут служить подобным примером. Новый случай подобного достижения произошел в 1949 году в Восточном Тибете с Кунга Ньима, учеником йога Цангпа Друбчен из местности «sba». Три года спустя, в 1952 году, имел место другой случай, также в Восточном Тибете, в деревне Ma ni skas mgo в окрестностях Йид Лхунг в Дерге, где Пема Ригдрол, практикующий Дзогчен, выглядевший как старый кочевник, конкретно доказал подобное достижение в присутствии множества свидетелей, как тибетских, так и китайских. Несколько позже и мой дядя по отцу, йог Огьен Тензин, достиг Радужного тела.
Практикующие средних способностей достигают Пробуждения в Бардо, в проявлении Самбхогакайи.
Практикующие низших способностей добиваются с последним выдохом перерождения в чистых измерениях Нирманакайи, последовательно осознают глубокий смысл истинного состояния и достигают Пробуждения.
Подводя итог, нужно сказать, что «Дзогчен» означает суть трех аспектов — Основы, Пути и Плода; и под словом «дзогченпа» или «практикующий Дзогчен» подразумевают человека, который обладает реальным внутренним знанием. Кто желает углубить смысл Основы, Пути и Плода Дзогчена, должен изучать тантры и лунги трех разделов. В случае, когда это недоступно, можно читать «7 сокровищ», произведение Лонгченпы, которое содержит основополагающий смысл учений Дзогчена, или же мою книгу, которая называется «Суть изначального состояния».
Дзогчен
Содержание
Значение термина и правописание
Иногда в переводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы позволяющие раскрыть это состояние условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве.
Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или титула, а также названием монастыря или организации и т. п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.
История дзогчен
Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.
Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.
В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в 8 веке [источник не указан 301 день] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.
Согласно истории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей Дзогчена. [1] Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).
Согласно преданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.
В середине и второй половине 20ого века, когда тексты по дзогчен не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.
В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления Индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
Передача дзогчена
Буддийская традиция дзогчен опирается на следующую линию передач:
В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчен от Гараба Дордже.
В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.
В религии Бон имеются свои три линии дзогчена: A-tri (Wylie: a khrid), Дзогчен и Shang Shung Nyen Gyu (Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все отходят от основателя Бон Тонпа Шенраба.
Содержание учения
В учении дзогчен говорится об изначальном состоянии, изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Она не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчен, то он или она более не переживают дукха.
Это изначально чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.
Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.
Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре:
В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:
Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» в конце жизни.
Современный дзогчен
В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:
Что такое Дзогчен?
Вершина всех учений
Дзогчен — важнейшая часть традиции Бон, наивысшее учение Великой Колесницы — Махаяны.
Это самый быстрый путь к пробуждению (реализации, состоянию будды).
Слово «дзогчен» — сокращенно от дзогпа ченпо — переводится с тибетского как «великое совершенство» (дзогпа — «совершенство», «завершенность», ченпо — «великий», «большой», «огромный»).
Почему «совершенство»? «Почему совершенство»?
Почему «великое»? Почему «великое»?
Дзогчен стоит выше всех остальных колесниц, так как эта практика дает возможность достичь состояния будды максимально быстро. Но и сила ума, способности, требуются самые большие.
Таким образом, Дзогчен — это вершина всех учений, наивысшее из всех воззрений и практик, существующих в Юнгдрунг Бон и тибетском буддизме.
Источники учения Дзогчен
Наставления по Великому Совершенству можно найти только в старых, дореформенных тибетских школах – Ньингма и Бон.
В обеих школах считается, что это знание появилось не в Тибете – оно пришло из Центральной Азии, в Центральный Тибет его позже (в VIII веке) принесли учителя, которых называли «махасиддхами» или «великими совершенными».
Последователи Ньингма получили передачу от махасиддхи Шрисимхи, жившего в Северной Индии, а бонпо – от линии махасиддх, живших в окрестностях горы Кайлаш и «страны озёр» Шанг-Шунг 2 на западе и севере Тибета.
Таким образом, существуют две древние аутентичные линии передачи этого учения – буддийская и бонская.
Бонская линия передачи 1. Бонская линия передачи
В 1857 году до н.э. в местности Олмо Лунгринг Шанг-Шунга, напротив горы Кайлас и озера Манасаровар родился учитель Шенраб Миво (будда Тонпа Шенраб).
Он передал своим ученикам, одаренным высшими способностями, таким, как Йонгсу Дагпа, сын Лхараб Ода, знание о Великом Совершенстве, изложив его сущность в кратком учении, названном на языке Шанг-Шунга I thi ku yig khri rtse u pa tan tra thad do ci et en, а по-тибетски rDzogs pa chen po byang chub sems kyi gnad byang thig ie nyag gcig e ma ho, то есть «Чудесная и единственная сфера: метод познания изначальной природы полного совершенства».
Это учение последовательно передавалось двадцатью пятью поколениями учителей до появления в Тибете Нагшер Ледпо, великого учителя Бон, которому оно обязано своим широким распространением.
В наше время оно известно под названием «Устная передача Дзогчен Шанг-Шунга» («Шанг Шунг Ньенгью»).
Буддийская линия передачи 2. Буддийская линия передачи
28 лет спустя после смерти или паринирваны Будды Шакьямуни (516 г. до н.э.), в Уддияне на острове Дханакоша родился нирманакайя 3 Гараб Дордже, который передал своим достойным последователям Манджушримитре и другим знание состояния спонтанного присутствия. Эти учения затем были постепенно введены в Тибет Падмасамбхавой, великим учителем, также родом из Уддияны, Держателем Знания Вималамитрой и великим тибетским переводчиком Вайрочаной. В настоящее время они включены в 3 раздела Дзогчена:
1. Раздел Природы Ума — Семде (с. Cittavarga; т. Sems-sde), включающий 21 тантру, главная из которых — «Царь, который создаёт всё».
2. Раздел Изначального Пространства — Лонгде (с. Abhyan-taravarga; т. kLong-sde), включающий 10 тантр, главная из которых — «Царь бесконечного мира».
3. Раздел Тайных Наставлений — Менгагде (с. Upades’a-varga; т. Man ngag sde), включающая 17 тантр, главная из которых — «Звук, выходящий за пределы».
Три традиции бонского Дзогчен
Вот эти три линии передачи:
Первый цикл наставлений называется «Атри», что означает «Учение, ведущее (три) к Изначальному состоянию (а)». Тибетская буква А белого цвета символизирует изначальную мудрость.
Основал эту традицию Метон Гонгдзад Ритрод Ченпо, которого часто называли просто Дампа — «святой человек». Он взял эти наставления из цикла текстов Кхрогью. Вместе с Жиба-дон-гьи-кор эти тексты представляют собой цикл наставлений Чьипунг-янлаг-ги-кор, относящийся к Отцовским тантрам (пхагью), происхождение которых возводят к Тонпа Шенрабу в облике Чиме Цугпху.
К этим собраниям текстов Метон добавил собственное терма ума (гонгтер) и организовал практику в виде цикла из восьмидесяти сессий медитации. Он занимает несколько недель и называется «Атри-тхун-цхам-гьядчупа». Наставления были сгруппированы в три раздела: о воззрении (тава), медитации (гомпа) и поведении (чодпа). Того, кто успешно прошёл цикл из восьмидесяти медитаций, называли «тогдан», что означает «обладающий пониманием».
Позже преемники его учения сделали эту систему более компактной. В XIII веке Аза Лодо Гьялцен сократил количество сессий до тридцати, а позже в том же столетии Дручен Гьялва Юнгдрунг написал практическое пособие, в котором количество сессий в ретрите (тхун-цхам) сократилось до пятнадцати. Это популярное пособие называется Атри-тхун-цхам-чонгапа.
В 20-м веке великий бонский мастер Шардза Ринпоче (реализованный мастер, закончивший свой земной путь проявлением радужного тела) написал обширные комментарии на систему Атри и на связанный с ней тёмный ретрит (мун-цхам). Традиция Атри, в которой практика систематизирована и последовательно изложена в виде определённого количества сессий, во многом похожа на Дзогчен-семде школы Ньингма.
Здесь это слово обозначает не Великое Совершенство в целом, а его определённую передачу, корневым текстом которой является Дзогчен-янгце’и-лонгчен — «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство», найденный великим тертоном 5 по имени Жодтон Нгодруб Драгпа в 1080 году. Эта находка была частью знаменитого цикла текстов-терма, спрятанных под статуей Вайрочаны в храме Кхумтинг в Лходраке. Считается, что корневой текст этой передачи был создан в VIII веке бонским мастером Лишу Тагрингом.
Третий цикл передачи данного учения в традиции Бон представляет собой непрерывную линию устной передачи, восходящую к Шанг-Шунг.
«Ньенгью» в буквальном переводе означает «устная передача», хотя большинство текстов этой традиции существовало в письменной форме даже в самый ранний период. Одним из примеров такой «устной традиции» является ньенгью из Шанг-Шунга — текст, который в VIII веке учитель Тапихрица разрешил своему ученику по имени Гьерпунгпа записать в форме сущностного тайного устного наставления (мангак, на санскрите «упадеша»).
Эта традиция особенно важна для исследования исторических истоков Дзогчена, поскольку она не прерывалась как минимум с VIII века нашей эры.
Некоторые мастера преемственных линий являются носителями всех трех течений. В Тибете эта передача учений от мастера к ученику, который в свою очередь также становится мастером, передающим учение своему собственному ученику, называется «горячей», поскольку личная передача непосредственного переживания служит ее защитой и помогает оставаться живой, не превращаясь в нечто холодное и просто интеллектуальное, полученное из книг и концептуального размышления.
Естественное состояние ума
Практикуя Дзогчен, мы можем достигнуть состояния будды за одну жизнь в одном теле, пребывая в так называемом «естественном состоянии ума».
Естественное состояние является изначально чистым. В нем никогда не было никаких омрачений, в отличие от нашего обычного мыслящего ума и сознания.
Оно — словно природа зеркала, обладающего способностью отражать все, что перед ним поместят. Все видимости есть проявления ума, подобные отражениям в зеркале, и в них нет ничего дурного или нечистого.
Все полностью совершенно так, как оно есть, как проявление энергии природы ума. Это похоже на светлые и темные облака, плывущие по небу у нас над головой: когда они исчезают, не остается никаких следов.
Для того, чтобы на личном опыте постичь это состояние, необходимо изучить, что из себя представляет и как работает ум, получить ознакомление с его основой и освободиться от власти обманчивого восприятия.
Когда мы вступаем на путь Великого Совершенства в качестве практиков, нам для начала необходимо прямое введение в естественное состояние, которое бы нам дал тот, кто сам непосредственно его пережил. Поэтому очень важно иметь хорошего учителя и получить от него ясные указания, питать к нему и к наставлениям глубокое уважение, развивать в себе способность выполнять практику и быть верными как практике, так и себе.
После того как прямая передача получена от учителя, важно самим пережить всё на собственном опыте. Не существует ничего такого, о чем бы говорилось в учениях и что каждый практик не мог бы обнаружить в себе, в своем собственном переживании.
Необходимо снова и снова обнаруживать естественное состояние в себе самом, чтобы у нас не осталось относительно него никаких сомнений, и стараться оставаться в нем. Развитие этого постижения и есть практика Дзогчен, практика Великого Совершенства.
Отличие от Сутры и Тантры
Учение о Великом Совершенстве является наивысшим учением из всех доступных нам. Однако помимо него существуют Сутра и Тантра.
Пути Сутры, Тантры и Дзогчена часто сравнивают с тремя разными способами оказаться в том или ином месте. Первый из всех этих способов — самый медленный, второй — средний, а третий — самый быстрый.
Сутру можно назвать путем отречения. Рассматривая причины всех существующих страданий, Сутра внимательно анализирует каждую причину и каждую из них поэтапно отсекает. Например, чтобы освободиться от гнева, практик Сутры медитирует на любящую доброту и сострадание, а чтобы отбросить привязанность, практикует даяние. Для каждого негативного аспекта есть свой метод.
Таким образом, в Сутре для борьбы с каждым «ядом сознания» используется свое противоядие, что делает этот метод очень долгим. Достичь состояния будды с помощью Сутры можно лишь спустя очень много жизней.
На уровне Тантры негативные аспекты ума не отбрасываются, а трансформируются, изменяются. Страдания и их причины преобразуются, вследствие чего их сила меняется. Таким образом, Тантра — это путь трансформации, преобразования энергии.
Что касается метода Дзогчена, то с его помощью практик раскрывает сущность причин своих страданий и негативных аспектов сознания, обнаруживая чистое и совершенное изначальное состояние, в котором они не могут возникнуть.
На этом пути для избавления от всех негативных аспектов ума используется один и тот же метод — пребывание в естественном состоянии ума.
Путь Великого Совершенства сравнивается с полетом на самолете, потому что прибыть на «место назначения» (к состоянию будды) можно очень быстро, за одну жизнь. Однако, здесь от ученика требуются наивысшие способности к практике.
Выход за пределы ума
Важно понимать, что путь Дзогчена не является интеллектуальным познанием, и способности, которые нужны на этом пути — не интеллектуальные способности.
Исследование мыслей и концепций с помощью самого мышления не приводит к нужному результату — так как в этом случае практик не выходит за пределы ума, а значит, и за пределы сансары.
Если мы будем искать реальность мыслями, то никогда не найдем конечной или абсолютной истины, потому что мысли неизбежно приводят к новым мыслям. Такова их природа.
Естественное состояние с самого начала запредельно мысли и не может быть схвачено умом.
Поэтому серьезная практика начинается с исследования своего ума путем обращения его внутрь себя самого. Мы смотрим умом на ум и задаемся вопросом: «Что ум из себя представляет?».
Что является источником ума?
Откуда возникает мысль?
Где она пребывает и куда исчезает?
На все эти вопросы невозможно ответить, применяя ум так, как мы привыкли это делать в повседневной жизни. Однако, если направить ум вовнутрь, то это становится возможным, и нас ждут удивительные открытия.
Описывая этот процесс, Ринчен Тензин Ринпоче, учитель и практик Великого Совершенства, приводит такой пример: «При исследовании ума нужно уподобиться разведчику, который не задает прямые вопросы о секретах человека, а со всех сторон наблюдает за ним и, в конечном итоге, выясняет все его тайны. Так же и нам нужно поступать в отношении нашего ума».
Он поясняет, что нужно как бы со стороны смотреть на того, кто думает. Откуда он возникает, где пребывает, куда уходит? Когда мы таким образом смотрим на ум, мысли начинают сами исчезать и растворяться, словно облака в небе. И что мы видим? Пустое пространство, подобное небу, а все явления не созданы и ясно проявляются.
«Ум должен сам себя распознать, увидеть свое собственное лицо. Благодаря этому все видимости самоосвобождаются», — подводит итог Ринчен Тензин.
Ключевым моментом «перехода» на уровень возможности практиковать высшие учения (Дзогчен и Тантру) является постижение практиком пустых форм пустоты, то есть восприятие возникающего бытия всех явлений как изначально обладающих природой пустотности.
Однако речь здесь, опять же, идет не об интеллектуальном «согласии» с идеями природы пустотности явлений и не о вере в нее. Речь именно о собственном переживании этой природы, о познании ее на своем собственном практическом опыте.
По мере того, как способность такого восприятия расширяется, то есть по мере того, как стабильность постижения изначальной природы пустотности становится все более всеохватывающей, возникает постижение того, каким образом самовозникает вся реальность. И тогда в какой-то момент происходит полное видение того, что всё является изначальной мудростью природы ума и применять движущийся ум (интеллект, мышление) для достижения просветления нет необходимости.
Таким образом, можно сказать, что по мере восхождения в воззрении от Сутры к Дзогчену происходит уменьшение необходимости умственного усилия в практике. В случае Великого Совершенства это фактически означает, что мы свободны настолько, что готовы отпустить все усилия ума полностью. Пребывание в естественном состоянии ума становится для нас единственной и самой главной практикой, которая, в случае продвинутых мастеров, не прекращается ни на секунду, даже во время сна.
Мотивация для практики
Учение Дзогчен является пиком традиции Великой Колесницы, которая, в свою очередь, основывается на определенной мотивации. Что это за мотивация? Это желание получить результат от практики не только для себя самого, но и для блага всех живых существ.
Вкратце эту мотивацию можно сформулировать так: «Пусть все живые существа полностью избавятся от страданий и достигнут полного и окончательного счастья».
Полное и окончательное счастье и полное избавление от всех страданий – это достижение состояния просветления, состояния будды.
Говорится, что отсутствие правильной мотивации при практике Великого Совершенства подобно желанию получить урожай, не засеяв поле. Результата такая практика просто не принесет. Какую-то пользу, конечно, человек получит, но весьма незначительную в сравнении с тем, какой она может быть при правильной мотивации.
Людей, у которых подобная мотивация присутствует изначально сама по себе, конечно же, крайне мало. Все-таки все мы — сансарические существа и привыкли цепляться за себя самих и делать все только для себя и, в лучшем случае, для узкого круга своих близких. Поэтому, как поясняют учителя, иметь вначале какую-то другую мотивацию — вполне нормально.
Если мы видим, что наша мотивация отличается от правильной, это не значит, что надо опустить руки. Это значит лишь то, что нам необходимо стараться ее изменить, стараться создавать в себе правильную мотивацию — мотивацию помощи всем живым существам без исключения.
А какая же мотивация не является правильной?
Неправильная или неистинная мотивация бывает трех видов: низкая, ошибочная и противоположная.
Противоположная мотивация — это занятия практикой не для того, чтобы избавиться от страданий сансары, а с целью обрести учеников, славу, громкое имя или богатство. Эта мотивация настолько далека от истинной, что ее можно назвать только противоположной.
Низкая мотивация — это стремление практиковать ради собственного блага и блага своих близких. Такая мотивация является низкой в значении «недостаточная, неполная, малая». Это мотивация Малой Колесницы.
Ошибочная мотивация — это стремление с помощью практики избавиться от каких-то временных страданий и достигнуть какого-то временного счастья. Сюда относится, например, желание вылечиться от болезни или избавиться от страхов и тревог. В целом, в этом ничего плохого нет. С точки зрения буддизма и бона, хорошо избавляться от любых страданий и хорошо обретать любое счастье. Но для такого высокого учения, как Дзогчен, подобная мотивация является, конечно же, ошибочной — так как ставит в качестве высшей цели обычную, мирскую цель. Окончательная цель должна быть все-таки другой.
Если человек намерен практиковать учение о Великом Совершенстве, то ему необходимо изначально стараться работать над созданием у себя правильной мотивации. Только в этом случае это учение раскроет все свои достоинства и сможет принести максимальную пользу.
Дзогчен и карма
Есть такое мнение, что поскольку Дзогчен — наивысшее учение, то оно ставит практикующего вне закона причин и следствий, вне кармы. В связи с чем никакие практики, направленные на очищение неблагих кармических отпечатков и накопление благих (то есть практики уровня Сутры) такому йогину уже не нужны.
И так, и не так одновременно.
У начинающих практиков есть опасность ошибиться здесь, поэтому имеет смысл остановиться на этом моменте и разъяснить его подробнее.
Естественное состояние действительно находится вне любых кармических причин и их следствий. Когда мы уже находимся в нем, дополнительные практики нам не нужны.
Ринчен Тензин Ринпоче объясняет это так: «Почему, находясь в естественном состоянии, нам незачем медитировать, например, на сострадание и бодхичитту? Потому что противоположностью сострадания является вредоносный ум или гнев, а в естественном состоянии нет ни вредоносного ума, ни гнева. Поэтому в этом состоянии благие качества сострадания возникают и присутствуют естественно, сами собой, нет никакой необходимости специально порождать их».
Именно поэтому данное учение и называется Великим Совершенством, тем, в чем уже собраны все достоинства всех остальных практик — потому что в состоянии Дзогчен нет никакого цепляния, никаких мыслей и концепций. Благодаря этому кармические отпечатки в сознании не откладываются, а если отпечатки не откладываются, то недобродетелям возникнуть неоткуда.
«Поэтому, да, если вы можете в этом состоянии пребывать двадцать четыре часа в сутки, то тогда уже не нужно ни предварительных практик, ни визуализаций, ничего дополнительного», — поясняет Ринчен Тензин.
Но мы не можем пребывать в этом состоянии постоянно. А как только появляются новые мысли и концепции, мы отвлекаемся на них, появляются яды сознания, и кармические отпечатки продолжают накапливаться.
«Мы становимся совершенно обычными людьми. Поэтому в это время нам обязательно надо продолжать практиковать то, что связано с Сутрой, чтобы не совершать ничего недобродетельного», — подводит итог наставник.
Старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче тоже обращает внимание на это популярное заблуждение: «Хотя в Дзогчене утверждается, что Естественное Состояние вне причин и следствий и что кармический закон причин и следствий никоим образом его не изменяет, это имеет отношение к нам, практикующим, только в том случае, если мы действительно пребываем в Естественном Состоянии. В противном случае наше сознание и наша жизнь полностью подпадают под действие закона кармы».
Таким образом, не стоит думать, что только потому, что мы практикуем именно Дзогчен, нам разрешается делать все, что угодно. Это ошибочный подход, и, рассуждая подобным образом, можно сильно навредить, в первую очередь, самому себе.
Из этого также следует, что, узнав глубину воззрения этого высокого учения, нет никакого смысла отвергать другие колесницы, считая их недостойными внимания. Да это и не получится.
Для настоящего практика Великого Совершенства очевидно, что разница между Сутрой, Тантрой и Дзогченом — это не взаимоисключающая разница. Вся суть, присутствующая в Сутре, в полноте присутствует и в Тантре также, а вся суть Сутры и Тантры, вместе взятых, в полноте присутствует в Дзогчене. Методы всех этих учений нужны и полезны на разных этапах пути.
Является ли Дзогчен религией?
Задаваясь вопросом, является ли это учение религией или нет, Ринчен Тензин Ринпоче рассуждает так:
«В религии очень многое строится на вере и решается посредством веры. В противоположность этому в Дзогчене все исследуется напрямую. Мы получаем учение от своего учителя, а затем практикуем его в соответствии с его объяснениями и наставлениями, обретая результаты этой практики и на собственном опыте убеждаясь в ее пользе».
Такого же мнения придерживался и всемирно известный учитель и исследователь этого метода Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, который говорил:
«Дзогчен не следует считать религией, и в нем не требуется ни во что верить — напротив, он предлагает человеку наблюдать самого себя и обнаружить свое истинное состояние».
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что обучение практикам Великого Совершенства происходит в рамках религиозных традиций (например, традиции Юнгдрунг Бон или школы Ньингма тибетского буддизма), сам Дзогчен религией назвать невозможно. Он стоит особняком — вне любых догм, рамок и ограничений.
1. Четыре безмерных — безмерное сострадание, безмерная любовь, безмерная радость и безмерная равностность.
2. Шанг-Шунг — до VIII века — независимое королевство со своим собственным языком и культурой. Оно располагалась на территории современного Западного и Северного Тибета, а над центральной частью этой страны возвышалась величественная священная гора Гангчен-Тисэ (Кайлаш).
3. Нирманакайя — Тулку, тело воплощения. Явленное, материальное тело из плоти и крови. Облик, в котором будды приходят в мир, чтобы все могли их беспрепятственно воспринимать.
4. Терма — (тиб. gter ma) — спрятанные дхармические сокровища; в основном, тексты учений.
5. Тертон — (тиб. gten ston) — открыватель сокровищ; человек, способный найти терма, обладающий необходимыми для этого качествами и способностями.
6. Бардо — промежуточное состояние между этой и следующей жизнью.
Статья написана с использованием источников:
1. Устные наставления кхенпо геше Ринчена Тензина Ринпоче, ламы традиции Бон (2015-2020 гг., Москва).
2. Устные наставления геше Нимы Дондруба Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Менри (2017, Москва).
3. Устные наставления геше Калзанга Монлама Ринпоче, настоятеля философского отделения монастыря Тритен Норбуце (2019, Москва).
4. Избранные фрагменты из книги ‘Space, Awareness, and Energy: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-zhung’, by John Myrdhin Reynolds, Snow Lion Publications, 2001.
5. Джон Мирдин Рейнольдс. Буддийский и Бонский Дзогчен. Сборник статей. 2009 год.
6. Намхай Норбу Ринпоче. «Шестнадцать вопросов учителю Дзогчена», Минск, 1998.
7. Намхай Норбу Ринпоче, «Зеркало великого совершенства» (сборник статей и выступлений) СПб, 1998.
8. Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон, Ганга, 2011
9. Tenzin Wangyal Rinpoche. Wonders of the natural mind. The Essence of Dzogchen in the Native Bon Tradition of Tibet. Station Hill, New York, 1993. Перевод Т. Данилевич.