Е105 что за трасса
Трасса E105 – Европейский маршрут
Трасса Е105 проходит через 3 страны, соединяя европейские дороги с Российскими и Украинскими. Она протянулась на 3 тысячи километров, вместив в себя десятки живописных пейзажей. Трасса надежно закрепилась в народном фольклоре, с ней связано много легенд и мифов. Но что за дорога пролегает через Норвегию в Крым? Каково ее состояние? Попробуем разобраться.
Наименование
Название Е 105, характерное для европейских дорог, появилось у трассы сравнительно недавно. Жителям России и постсоветского пространства она известна под названием Е95. Большинство автомобилистов и дальнобойщиков до сих пор знают ее под этим наименованием.
К названию «трасса Е95» отсылается известная песня рок-группы «Алиса». В противовес аббревиатура Е105 встречается в одной известной на просторах интернета страшилке про дальнобойщиков.
Характеристика
Если показать трассу Е105 на карте, можно увидеть, что дорога берет свое начало в северной Норвегии. С Европы она ведет в Россию, оттуда — на Украину, огибая несколько крупных российских городов.
Заканчивается дорога на полуострове Крым. Общая протяженность трассы — 3770 километров.
Маршрут
Е105 проходит через 3 страны и несколько крупных городов. Она охватывает десятки завораживающих пейзажей. На дороге путешественника ждут оживленные поселения, маленькие сельские деревеньки, густые леса и бескрайние равнины.
Скорость и совпадение дорог
По европейской классификации трасса Е105 — это исключительно участок дороги, соединяющий Мурманск и Санкт-Петербург. Однако в России дорога носит название М18. В народе она сохранилась под наименованием «Кола».
В дальнейшем дорога совпадает с шоссе Р10 от пограничного шоссе до Печенги. От села до самого Мурманска проложен участок дороги под кодовым наименованием А118. Далее Е105 пересекается со знаменитой Е95 — от Петербурга до Москвы. Со столицы до украинской границы автомобилистов ведет М11.
На территории Украины Е105 частично совпадает с М20, соединяющей Харьков с Российской Федерацией.
Крупные города
Трасса начинается в крупном норвежском городе Кирнесесе. Это густонаселенный северный городок, находящийся неподалеку от норвежско-российской границы. Недалеко от трассы находится международный аэропорт.
Немалая часть Е105 проходит через Мурманск и Петрозаводск. При этом дорога затрагивает несколько культурно значимых объектов. Среди них Долина Славы и Лапландский государственный заповедник.
Дорога пересекает Санкт-Петербург, Великий Новгород и Тверь. В дальнейшем автомобилисты могут попасть сначала в Подмосковье, а затем в Москву. Трасса ведет через Тулу, Орел, Курск и Белгород.
На территории Украины автомобилисты сначала попадают в Харьков, затем в Запорожье. Других крупных украинских городов бывшая Е95 не затрагивает. Дальнобойщики сразу направляются на полуостров Крым, где попадают в Симферополь. Заканчивается маршрут в Ялте.
Заправки
Поскольку Е105 — международная трасса государственного назначения, на всем пути ее следования стоят заправки. Найти заправочный пункт не составит труда даже неподалеку от глухой деревни. На бывшей Е95 обосновались такие АЗС, как:
Заправки работают круглосуточно, поэтому вероятность застрять на полярной трассе без бензина околонулевая.
Опасные участки
Около знаменитой Е105 ходят множество слухов и легенд. Поговаривают, что останавливаться на ней небезопасно. Увидев голосующего на обочине, нужно прибавить газу. Правда это или ложь — мы судить не беремся.
Однако на протяжении всей дороги и правда попадаются опасные участки. Несмотря на работу местных властей, отдельные участки шоссе находятся не в лучшем состоянии. Они покрыты выбоины и мелкими ямами, которые могут быть опасны в зимний гололед.
На трассе от Санкт-Петербурга до Москвы и на самом МКАДе можно застрять. Эти дороги всегда перегружены. В часы пик в пробках можно простоять не один час — учитывайте это при планировании маршрута.
В Украине пробки возникают на участке «Мелитополь — Кирилловка». Это крупный туристический поселок, привлекающий отдыхающих со всей страны. Поэтому летом на небольшой дороге постоянные пробки.
Новое в блогах
Жуткая трасса Е105 под Мурманском известна мистическими случаями пропажи людей и мрачными историями
Пропажи людей в Мурманской области происходят почти каждый день. Бывают легко объяснимые случаи. Например, подросток не сразу отправился из школы домой, а заглянул к другу в гости, при этом не предупредил родных. Прошло несколько часов, и он вернулся домой. А бывает и так, что человек ушел из дома и словно провалился сквозь землю.
Есть в Мурманской области участок между Мончегорском и Перенгой, который носит дурную славу. Местные жители рассказывают об этом месте такие истории, от которых волосы встают дыбом.
С чего началась пропажа людей на трассе Е105
Двенадцать человек подались в бега. Их тут же начали искать, подключили матросов с базы и начали прочёсывать лес. Через несколько дней стали по одному отлавливать беглецов, которые переругались в лесах и разбрелись по лесу. Осталась только группа из четырех человек: трое старых и молодой. Последний был сынком какого-то партийца, загремел по несерьезной статье, а отец вовремя не смог помочь сыночку. Ему и сидеть-то было немного, но урки уговорили.
Отец «молодого» очень расстроился, лично с поисковыми отрядами по лесам и болотам ходил. Но голод урок раньше одолеть успел. Нашли только останки паренька.
Якобы, узнав об этом, начальство негласно приказало ликвидировать их на месте. В итоге так и сделали, перестреляли их в болотах, тела на вездеход погрузили и повезли в город, но провалились в трясину. Водитель едва не погиб, а тела зэков так и оставили в болоте. А через некоторое время в этом районе стали пропадать люди.
Странные случаи на трассе Е105 под Мурманском
Старожилы рассказывают о том, что в этой местности без вести пропадают люди, которые рискуют вечером пешком отправиться по дороге. Также на обочине дороги находили пустые машины. Складывалось такое ощущение, что они на скорости слетали с дороги. У всех двери нараспашку, вещи перевёрнуты, а вокруг – ни следа. Сначала думали на налетчиков, но милиция не смогла их отыскать.
Появились слухи о стоящих на ночной дороге странных людях. Местные практически перестали останавливаться на этом участке дороги, после чего пустые машины перестали находить. Редко ещё случается, но там номера других регионов.
Проскочившие мимо этой чертовщины, рассказывают о страшных существах. То, что там не люди становится понятно после попадания света в их глаза. Они очень большие, как два блюдца светятся. Говорят, что чем голоднее эти сущности, тем глаза шире распахнуты. Также поговаривают о страшных находках в окрестных лесах — человеческих костях, сложенных кучкой и обглоданных добела.
Трасса Е105.
Эту историю мне рассказал дальнобой, когда я автостопил по северу нашей родины. Подобрал он меня на трассе Е105, что в Мурманской области, между Мончегорском и Пиренгой. К тому времени я уже часа четыре топал, стемнело, вокруг лес, там заповедник какой-то, не помню уже названия. Дело к вечеру, а машины тормозить не спешат, даже более, при виде меня газу поддавали, словно убраться поскорее хотели. И только этот дальнобой, наверное, пожалел, да и то как-то странно: остановился метрах в ста впереди, из окна пассажирского высунулся и фонарь на меня направил. Солнце уже за горизонт спряталось, конечно, но не сказать, что бы уж совсем темно было. А он всю дорогу, что я до машины топал, с меня луча не сводил.
Подошёл я, он дверь не открывает, мы парой слов перебросились, он так подозрительно на меня посмотрел, а потом, ни с того ни с сего, анекдот рассказал. А я уставший был, но так к себе мужик этот располагал, а что ещё больше – тёплая кабина его мерседеса, что сначала из вежливости засмеялся, а потом уже на самом деле от смеха пополам согнулся. Он как увидел это, сразу дверь открыл, «залезай», говорит.
Тронулись с места в общем, он на меня косится, болтаем о разном, я даже нервничать немного стал. А потом в лоб спрашивает, что я тут в это время забыл. Я ему рассказываю, что до Баренцева хочу добраться автостопом и всего-то, а на трассе задержался, потому что не подбирал никто. Тут этот дядька усмехнулся и говорит, что повезло мне, что я ему попался. Ну, а далее с его слов:
«Тут после заката обочина пустеет, Сань. Местные селяне, городские, только на машинах этот участок пролетают и не останавливаются. И пока светло, голосующих подбирают, но то такое, знакомые если. Я сам из тутошних, мурманский, места хорошо знаю, считай, всю область объездил. И если по темени, кто на обочине пешехода увидит, тапку в пол давит и мимо проскакивает. У нас байка ходит, что не обычный это пассажир. Ну как байка, тебе деревенские бабки чего хочешь расскажут, от мастерства зависит, легенда скорее местная и я её с детства слышал.
В общем, бродят у нас тут по вечерам, до полуночи, вдоль дороги. В темноте не разобрать, как выглядят, а остановиться приглядеться, смелости ни у кого не хватает. У кого хватило – те уж не расскажут. Попутчиками зовут, и бродят они, лет уже полста наверное.
Здесьт лесоповалы были, при коммунистах, под развязки место чистили и от трассы ответвления делали. Спецконтингент со всего Черноземья свозили. Места глухие, до населённых пунктов без карты хрен дотопаешь по чаще, вот и за лагерями не шибко бдили. Куда ты отсюда денешься? Вот и не досчитались однажды целой смены на пилораме.
Двенадцать человек испарились, как не было. Бросились их искать, матросов с базы подтянули, лес прочёсывать и где-то через недельку стали по одному отлавливать. Зеки, они только перед администрацией лагеря сплочённые, как только на воле оказываются, каждый на себя одеяло начинает тянуть. Вот и переругались в лесах, разбрелись поодиночке. Четверо, правда друг друга держались, трое старых и молодой. А молодой этот непростой был, сынок какого-то партийца, по-несерьёзному загремел, папка не отмазал. Ему и сидеть-то было лет пять, кажется, да урки сумели уболтать.
этих трёх, самых старых уркаганов. И каждый следующий всё страшнее. Когда кроме тех четырёх, остальных отловили, менты забегали как подстреленные.
Ты знаешь, кого в лагерях «консервой» зовут? Вот то-то. Смекаешь теперь? Им последний пойманный сказал, что жратва кончилась, троица подстрекателей посматривать на свой НЗ стала, потому-то остальные и сбежали, тошно самим стало. Папка того пацанёнка воем завыл, лично с поисковиками по лесам бродил. А в газетах ни слова, чтобы панику не наводить.
Нашли его, короче. Голод урок раньше одолеть успел. И ведь что самое жуткое – они до трассы буквально километра не дошли. Там бы уж добыли себе пожрать чего. После этого, начальство негласно приказало прибить их на месте. И таки постреляли через пару дней. В болотах спрятались, думали, что там их сильно искать не будут. Трапезничали, когда на них матросики выскочили, те даже толком кости обглодать не успели. Тела на вездеход погрузили и повезли в город, а он возьми и провались в трясину. Водитель едва успел выскочить. Так и оставили их в болоте.
А через пару сезонов люди стали в этом районе пропадать. Кто вечером пешком отправлялся по дороге, те в списках без вести пропавших. Люди осторожничать начали, перестали тут ходить, вроде на годик всё утихло, а потом машины пустые на обочине находить стали. Все, как одна – носом в землю врыта, будто на скорости с дороги соскочила, двери нараспашку, вещи перевёрнуты и вокруг ни следа.
Грешили на налётчиков, патрули, засады устраивали, да только без толку. А народ вокруг – не милиция, ему в чертовщину верить не зазорно. Поэтому, когда слухи о стоящих на ночной дороге странных людях пошли, сразу всё смекнули. Тогда и машины пустые находить почти перестали, не останавливается никто. Редко ещё случается, но там номера всё не местные.
Те, кто мимо чертовщины этой проскакивал, рассказывают, что когда им в глаза свет бьёт, сразу видно, что там не человек, потому что как два блюдца светятся. И чем дольше они без еды, тем глаза шире распахнуты. Я ведь потому тебе в глаза светил, проверял.
А ещё один шофёр, с Мурманска, говорил что по незнанию раз тормознул фуру ночью. Спасло его то, что кабина высокая, до окна сразу не достать. Только он собрался стекло опустить, чтобы поговорить, вот как я с тобой, а тварь эта уже под дверью стоит. Темно, не видно ничего, а она ему: «открой мужик, от души прошу». Шофёр перекрестился, враз свою колымагу раскочегарил и укатил вдаль. Говорит что люди так не хрипят и из темноты, как волки, на тебя не смотрят. Он когда газовать начал, ему в дверь как дерябнуло со всего маху, хорошо – металл, до окна эта тварь не достала. Стекло бы враз рассыпалось. Долго он мчал, до самого утра глаз не сомкнул. При первых лучах же нашёл стоянку, где люди были, там и встал.
Вышел, на дверь глянул, а там не вмятина – разрыв, словно арматуру воткнули и провели. Мужики, кто на стоянке был, столпились, как увидели это дело, всё ему и рассказали.
Поговаривают, что иногда на болотах находят человеческие кости, кучкой сложенные и добела обглоданные. А когда целая группа иностранных туристов здесь пропала, менты облаву по лесам устроили. Долго ходили, пока наконец не нашли кости обсосанные. А среди них – заточку из гвоздя, какие за решёткой делают. После тех событий, кстати, долго происшествий не было. Наелись, видать.
Вот такие вот дела, Сань. Врать не буду – сколько езжу, сам не встречал ничего такого. Иногда что-то блестело в свете фар, но то лисы могли быть или волки, бродят ещё у нас. А однажды мелькнуло что-то, дорогу перебегавшее. Крупное, с человека, но двигалось по-звериному. Может волк, а может один из этих…
Как бы то ни было, у нас тут уже давно никто не пропадал и машин пустых не находили, года три-четыре. Либо утихло, либо врут всё. Одно пугает, если эти твари взаправдашние, оголодали наверное…»
Я слушал этого мужика, под мерное раскачивание кабины, одновременно борясь со сном. Жутковато конечно на ночь такое представлять, но так устав за те несколько часов пешком, моё тело с удовольствием проваливалось в дрёму. Водитель продолжал травить истории и вяло отвечая ему, я уже прислонился к окну и начинал подрёмывать. Мимо проносились дорожные знаки, деревья, столбы, редкие встречные машины никак не разбавляли пустоту ночной трассы.
В полудрёме, я вёл взглядом блики уже несколько минут плывущие среди деревьев. Словно свет луны падал на светоотражатели велосипеда…
Знаете, я не из пугливых. И пострашнее истории слышал и даже практически принимал участие. Но тут меня судорогой свело. Истосковавшийся дальнобой продолжал свой поток речи, а я с ужасом прикипел к двум огромным светящимся глазам в чаще, перемещавшимся параллельно с нашей машиной и не сводящих с меня своего внимательного и очень… голодного взгляда.
Пробрало до костей, я повернулся к водителю, заметив, что он резко замолчал и уставился на дорогу…
Силуэт на обочине быстро приближался и меня раздирало два чувства: вжаться в сидение и стать незаметным, и в то же время прильнут к стеклу и рассмотреть, насколько можно в темноте, этого голосующего, когда будем проскакивать мимо.
«Ох, Саня, как же тебе повезло, что я тебя подобрал», пробормотал тогда шофёр, не сводя взгляда с жуткой фигуры. Больше всего она напоминала уставившуюся на вас из темноты кошку, в глаза которой отразился свет от фонарика. Наша фура неслась с приличной скоростью и это хоть немного успокаивало, но в то же время мы проехали так быстро, что всё превратилось в смазанное пятно. И где-то на краю слышимости, до меня донёсся разочарованный вой.
Прямо возле моей двери что-то запыхтело. Я выглянул в окно и…
«Высади… тебя не тронем… он наш… наша добыча… зачем подобрал…»
Хрипящий, рычащий, запыхавшийся голос донёсся с той стороны кабины. Точно такая же тень, как и у меня под дверью, перемещалась прыжками вслед за фурой и требовательно обращалась к дальнобою. Мужик насупился, сжал губы и только поддал газу, вынуждая тварей остаться.
Дальше ехали в гнетущем молчании, пока дальнобой не охнул и не утопил кнопку клаксона. Я подпрыгнул от оглушительного гудка и вгляделся вдаль. Несущаяся слева легковушка вдруг вильнула в сторону и я успел разглядеть, как прямо перед ней мелькнула тень, выскочившая наперерез. Выскочив на встречку, она едва успела уйти от лобового столкновения, в освещённом
салоне мужчина и женщина, судя по ужасу на лицах, уже прощались с жизнью. В спинку кресла водителя вцепились детские ручки…
Он затормозил прямо посреди дороги…
Мы с дальнобоем переглянулись и первый порыв остановиться и вмешаться тут же прошёл, когда в боковых зеркалах наконец отразилось происходящее вокруг машины несчастных.
Запомните эти координаты: Мурманская область, трасса Е105, участок между Мончегорском и Пиренгой. НИКОГДА не останавливайтесь там после захода солнца.
Платный вариант трассы Е-105 бьет рекорд Европы
Лента новостей
Все новости »
Строители трассы Москва — Санкт-Петербург озвучили стоимость проезда по участку дороги через Химкинский лес. Тарифы на этом отрезке магистрали станут одними из самых высоких в Европе
В четверг стало известно, в какую сумму автовладельцам обойдется проезд по отрезку первой платной федеральной дороги через Химкинский лес, которая свяжет два крупнейших российских мегаполиса. По словам первого заместителя «Росавтодора» Сергея Кельбаха, тариф составит 3 рубля 62 копейки за 1 километр. Для тех, кто помнит цены в Советском Союзе, ассоциация очевидна: столько стоили пол-литра. Если и остальные участки трассы Москва- Питер будут стоить столько же, эта магистраль станет самой дорогой в Европе.
Пока Кельбах не пояснил, будет ли введена какая-то дифференциация платы в зависимости от типа транспортного средства или времени суток. Однако он сообщил, что пункты взимания платы будут установлены в четырех километрах от МКАД, а до этой отметки, как и обещалось ранее, магистраль будет бесплатной.
Решение о взимании платы в 3,62 рубля за 1 километр, как сообщил Кельбах, принято концессионером. Причем, по словам первого заместителя «Росавтодора», он принял на себя риски, введя такую плату. «Ведь если за эти деньги водители не поедут, он понесет расходы», — заявил он.
«Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК, консорциум, сформированный европейскими компаниями Vinci и Eurovia) в конце 2008 года стала победителем тендера на строительство автодороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-58 км. Стоимость строительства всей автомагистрали Москва — Санкт-Петербург оценивается в 500-550 млрд рублей.
Почему Кельбах заговорил о рисках и вероятности того, что водители предпочтут объездные маршруты, вполне объяснимо. Произведя несложные арифметические расчеты, можно понять, что проезд участка в 43 км в районе Химок и далее обойдется автомобилистам в 155 рублей 66 копеек. Учитывая, что протяженность всей трассы Москва – Санкт-Петербург составляет 684 км, выходит, что стоимость проезда автомобиля от Москвы до Петербурга будет равна 2476 рублям. И это не считая бензина, который обойдется в среднем в 1,5 тысячи рублей.
В итоге дорога обойдется в 4 тысячи рублей, что сопоставимо с ценами на скоростной поезд «Сапсан», который преодолевает расстояние между двумя городами за 3 часа 45 минут. Не говоря уж об обычных поездах, стоимость на билет в которых обойдется дешевле.
Председатель совета Федерального дорожного агентства Олег Скворцов считает, что заявить о стоимости проезда по строящейся дороге нужно было именно сейчас, поскольку позже мог бы возникнуть нездоровый ажиотаж вокруг этого. «Цифра была обнародована для того, чтобы люди имели представление о том, какой будет размер платы», — сказал он. При этом эксперт не исключает, что к 2018 году может быть проведена индексация, и стоимость за проезд 1 км дороги повысится. «Мы живем при высоком уровне инфляции. Но, тем не менее, я считаю правильным, что людям говорят о том, сколько это будет стоить», — пояснил Скворцов.
Председатель совета Федерального дорожного агентства признал, что 2,5 тысячи рублей — это большая сумма за проезд по всей трассе, однако отметил, что на других участках, возможно, будут другие тарифы, значительно меньше.
Между тем, строительство отрезка дороги в 43 км власти ранее оценивали примерно в 60 млрд рублей, из них 23 млрд рублей планировалось выделить из инвестфонда РФ. Срок окупаемости, по предварительным прогнозам, должен составить около 17 лет.
Согласно проекту, дорога начнется от существующей Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15-29 км трасса пройдет восточнее и северо-восточнее Химок, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет канал им. Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту «Шереметьево») и Шереметьевское шоссе. По дороге до Санкт-Петербурга будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Северной столице трасса объединится с дорогой на Финляндию.
Автодорогу планируется построить до 2018 года. Создаваемая платная магистраль станет дублером наиболее загруженного участка федеральной трассы М10 «Россия». Предполагается, что расчетная скорость движения по автодороге составит 150 км/час, а число полос для движения транспорта будет варьироваться от 10 (на участке до аэропорта Шереметьево) до 6-8.
Напомним, к строительству первого участка новой дороги Москва–Санкт-Петербург, которая должна пройти через Химкинский лес, предполагалось приступить в октябре 2010 года. В июле прошлого года началась вырубка лесной просеки под строительство трассы. Однако планы прокладки трассы через лес вызвали бурные протесты общественности, в том числе экологов.
Однако в апреле этого года Верховный суд РФ признал законным строительство трассы через лес, и работы были возобновлены. В ближайшие два месяца техника должна расчистить просеку на участке 15-58 км трассы (Химкинский лес) от срубленных в прошлом году деревьев — они прогнили и с наступлением тепла могут стать причиной пожара. Параллельно планируется расширить участок под трассу.
По ценам выбились в лидеры
Даже без учета повышения стоимости проезда из-за инфляции (в нынешних ценах — 0,08 евро за 1 км), эта дорога станет одной из самых дорогих в Европе.
Так, за более чем 70 лет существования самыми прибыльными платные дороги стали в Испании, где доходы от сбора дорожных платежей составляют 46% национального дорожного бюджета. В среднем каждые 100 км дорог обходятся в этой стране в 4 евро, а проезд по одной из самых дорогих трасс Сарагоса-Таррагона стоит те же 0,08 евро за 1 км.
В Словакии оплата проезда по автомагистралям осуществляется посредством покупки наклейки на лобовое стекло (на любой заправке). Семидневный талон на проезд по любым платным дорогам обойдется примерно в 4 евро.
В Италии каждые 100 км пробега обходятся для водителя в 4 евро, а самая дорогая дорога в стране Милан-Неаполь, протяженностью в 774 км — в 0,05 за 1 км.
В Австрии покупка наклейки на лобовое стекло, дающей право ездить по всем платным дорогам, стоит 8 евро на 7 дней, 20 евро на 2 месяца и 75 евро на год (около 3 тысяч рублей).
Внесли коррективы
В пятницу, 15 апреля, Сергей Кельбах решил внести ясность: он заявил, что проезд для легковых автомобилей на первом участке новой трассы (15-58 км) будет стоить 1 рубль 50 копеек за километр. А для других категорий транспорта, в частности, для грузовых фур цена будет выше. С учетом средневзвешенного тарифа в 3,62 рубля за километр получается, что грузовики будут платить за проезд 5 рублей 74 копейки за км (0,14 евро).
При этом Кельбах уточнил, что размер тарифа будет зависеть также от времени года, дня или ночи, загруженности трассы и других факторов. «Тариф — это способ управления трафиком, — заявил он. — Вся оплата будет взиматься на выезде».
Трасса Е105
Эту историю мне рассказал дальнобой, когда я автостопил по Cеверу нашей Pодины. Подобрал он меня на трассе Е105, что в Мурманской области, между Мончегорском и Пиренгой. К тому времени я уже часа четыре топал, стемнело, вокруг – лес, там заповедник какой-то, не помню уже названия. Дело – к вечеру, а машины тормозить не спешат, даже более, при виде меня – газу поддавали, словно убраться поскорее хотели. И только этот дальнобой, наверное, пожалел, да и то как-то странно: остановился метрах в ста впереди, из окна пассажирского высунулся и фонарь на меня направил. Солнце уже за горизонт спряталось, конечно, но не сказать, что бы уж совсем темно было. А он всю дорогу, что я до машины топал, с меня луча не сводил.
Подошёл я, он дверь не открывает, мы парой слов перебросились, он так подозрительно на меня посмотрел, а потом, ни с того ни с сего, анекдот рассказал. А я уставший был, но так к себе мужик этот располагал, а что ещё больше – тёплая кабина его мерседеса, что сначала из вежливости засмеялся, а потом уже на самом деле от смеха пополам согнулся. Он как увидел это, сразу дверь открыл: «Залезай», – говорит.
Тронулись с места, в общем, он на меня косится, болтаем о разном, я даже нервничать немного стал. А потом в лоб спрашивает, что я тут в это время забыл. Я ему рассказываю, что до Баренцева хочу добраться автостопом и всего-то, а на трассе задержался, потому что не подбирал никто. Тут этот дядька усмехнулся и говорит, что повезло мне, что я ему попался. Ну, а далее с его слов:
Тут после заката обочина пустеет. Местные селяне, городские, только на машинах этот участок пролетают и не останавливаются. И пока светло, голосующих подбирают, но и то если, знакомые. Я сам из тутошних, мурманский, места хорошо знаю, считай, всю область объездил. A если по темени кто на обочине пешехода увидит, тапку в пол давит и мимо проскакивает. У нас байка ходит, что не обычный это пассажир. Ну как байка, тебе деревенские бабки чего хочешь расскажут, от мастерства зависит, легенда, скорее, местная, и я её с детства слышал.
В общем, бродят у нас тут по вечерам, до полуночи, вдоль дороги. В темноте не разобрать, как выглядят, а остановиться приглядеться, смелости ни у кого не хватает. У кого хватило – те уж не расскажут. Попутчиками зовут, и бродят они лет уже полста, наверное.
Здесь лесоповалы были, при коммунистах, под развязки место чистили и от трассы ответвления делали. Спецконтингент со всего Черноземья свозили. Места глухие, до населённых пунктов без карты хрен дотопаешь по чаще, вот за лагерями и не шибко бдили. Куда ты отсюда денешься? Вот и не досчитались однажды целой смены на пилораме.
Двенадцать человек испарились, как не было. Бросились их искать, матросов с базы подтянули, лес прочёсывать и где-то через недельку стали по одному отлавливать. Зеки, они только перед администрацией лагеря сплочённые, как только на воле оказываются, каждый на себя одеяло начинает тянуть. Вот и переругались в лесах, разбрелись поодиночке. Четверо, правда, друг друга держались, трое старых и молодой. А молодой этот непростой был, сынок какого-то партийца, по-несерьёзному загремел, папка не отмазал. Ему и сидеть-то было лет пять, кажется, да урки сумели уболтать.
Ты знаешь, кого в лагерях «консервой» зовут? Вот то-то. Смекаешь теперь? Им последний пойманный сказал, что жратва кончилась, троица подстрекателей посматривать на свой НЗ стала, потому-то остальные и сбежали, тошно самим стало. Папка того пацанёнка воем завыл, лично с поисковиками по лесам бродил. А в газетах – ни слова, чтобы панику не наводить.
Нашли его, короче. Голод урок раньше одолеть успел. И ведь что самое жуткое – они до трассы буквально километра не дошли. Там бы уж добыли себе пожрать чего. После этого, начальство негласно приказало прибить их на месте. И таки постреляли через пару дней. В болотах спрятались, думали, что там их сильно искать не будут. Трапезничали, когда на них матросики выскочили, те даже толком кости обглодать не успели. Тела на вездеход погрузили и повезли в город, а он возьми и провались в трясину. Водитель едва успел выскочить. Так и оставили их в болоте.
А через пару сезонов люди стали в этом районе пропадать. Кто вечером пешком отправлялся по дороге, те – в списках без вести пропавших. Люди осторожничать начали, перестали тут ходить, вроде, на годик всё утихло, а потом машины пустые на обочине находить стали. Все, как одна – носом в землю врыта, будто на скорости с дороги соскочила, двери нараспашку, вещи перевёрнуты и вокруг – ни следа.
Грешили на налётчиков, патрули, засады устраивали, да только без толку. А народ вокруг – не милиция – ему в чертовщину верить не зазорно. Поэтому, когда слухи о стоящих на ночной дороге странных людях пошли, сразу всё смекнули. Тогда и машины пустые находить почти перестали, не останавливается никто. Редко ещё случается, но там номера всё неместные.
Те, кто мимо чертовщины этой проскакивал, рассказывают, что когда им в глаза свет бьёт, сразу видно, что там не человек, потому что, как два блюдца светятся. И чем дольше они без еды, тем глаза шире распахнуты. Я ведь потому тебе в глаза светил, проверял.
А ещё один шофёр – из Мурманска – говорил, что по незнанию раз тормознул фуру ночью. Спасло его то, что кабина высокая – до окна сразу не достать. Только он собрался стекло опустить, чтобы поговорить, вот как я с тобой, а тварь эта уже под дверью стоит. Темно, не видно ничего, а она ему: «Oткрой мужик, от души прошу». Шофёр перекрестился, враз свою колымагу раскочегарил и укатил вдаль. Говорит, что люди так не хрипят и из темноты, как волки, на тебя не смотрят. Он когда газовать начал, ему в дверь как дерябнуло со всего маху, хорошо – металл, до окна эта тварь не достала. Стекло бы враз рассыпалось. Долго он мчал, до самого утра глаз не сомкнул. При первых лучах же нашёл стоянку, где люди были, там и встал.
Вышел, на дверь глянул, а там не вмятина – разрыв, словно арматуру воткнули и провели. Мужики, кто на стоянке был, столпились, как увидели это дело, всё ему и рассказали.
Поговаривают, что иногда на болотах находят человеческие кости, кучкой сложенные и добела обглоданные. А когда целая группа иностранных туристов здесь пропала, менты облаву по лесам устроили. Долго ходили, пока наконец не нашли кости обсосанные. А среди них – заточку из гвоздя, какие за решёткой делают. После тех событий, кстати, долго происшествий не было. Наелись, видать.
Вот такие вот дела, Сань. Врать не буду – сколько езжу, сам не встречал ничего такого. Иногда что-то блестело в свете фар, но то лисы могли быть, или волки бродят ещё у нас. А однажды мелькнуло что-то, дорогу перебегавшее. Крупное, с человека, но двигалось по-звериному. Может – волк, а может – один из этих…
Как бы то ни было, у нас тут уже давно никто не пропадал, и машин пустых не находили года три-четыре. Либо утихло, либо врут всё. Одно пугает – если эти твари взаправдашние, – оголодали, наверное…
Я слушал этого мужика, под мерное раскачивание кабины, одновременно борясь со сном. Жутковато, конечно, на ночь такое представлять, но так устав за те несколько часов пешком, моё тело с удовольствием проваливалось в дрёму. Водитель продолжал травить истории, и, вяло отвечая ему, я уже прислонился к окну и начинал подрёмывать. Мимо проносились дорожные знаки, деревья, столбы, редкие встречные машины никак не разбавляли пустоту ночной трассы.
В полудрёме, я вёл взглядом блики уже несколько минут плывущие среди деревьев. Словно свет луны падал на светоотражатели велосипеда…
Знаете, я не из пугливых. И пострашнее истории слышал и даже, практически, принимал участие. Но тут меня судорогой свело. Истосковавшийся дальнобой продолжал свой поток речи, а я с ужасом прикипел к двум огромным светящимся глазам в чаще, перемещавшимся параллельно с нашей машиной и не сводящих с меня своего внимательного и очень… голодного взгляда.
Пробрало до костей, я повернулся к водителю, заметив, что он резко замолчал и уставился на дорогу…
Силуэт на обочине быстро приближался и меня раздирало два чувства: вжаться в сидение и стать незаметным, и в то же время прильнуть к стеклу и рассмотреть – насколько можно в темноте – этого голосующего, когда будем проскакивать мимо.
– Ох, Саня, как же тебе повезло, что я тебя подобрал, – пробормотал тогда шофёр, не сводя взгляда с жуткой фигуры. Больше всего она напоминала уставившуюся на вас из темноты кошку, в глазаx которой отразился свет от фонарика. Наша фура неслась с приличной скоростью, и это хоть немного успокаивало, но в то же время мы проехали так быстро, что всё превратилось в смазанное пятно. И где-то на краю слышимости, до меня донёсся разочарованный вой.
– Наш…
Прямо возле моей двери что-то запыхтело. Я выглянул в окно и…
– Высади… тебя не тронем… он – наш… наша добыча… зачем подобрал…, – xрипящий, рычащий, запыхавшийся голос донёсся с той стороны кабины. Точно такая же тень, как и у меня под дверью, перемещалась прыжками вслед за фурой и требовательно обращалась к дальнобою. Мужик насупился, сжал губы и только поддал газу, вынуждая тварей отстать.
Дальше ехали в гнетущем молчании, пока дальнобой не охнул и не утопил кнопку клаксона. Я подпрыгнул от оглушительного гудка и вгляделся вдаль. Несущаяся слева легковушка вдруг вильнула в сторону, и я успел разглядеть, как прямо перед ней мелькнула тень, выскочившая наперерез. Выскочив на встречку, она едва успела уйти от лобового столкновения, в освещённом салоне мужчина и женщина, судя по ужасу на лицах, уже прощались с жизнью. В спинку кресла водителя вцепились детские ручки… Он затормозил прямо посреди дороги…
Мы с дальнобоем переглянулись и первый порыв – остановиться и вмешаться – тут же прошёл, когда в боковых зеркалах наконец отразилось происходящее вокруг машины несчастных.
Запомните эти координаты: Мурманская область, трасса Е105, участок между Мончегорском и Пиренгой. НИКОГДА не останавливайтесь там после захода солнца.