Eax что это такое

Улучшаем звук в играх и возвращаем EAX

Если вам кажется, что звук в современных видеоиграх ужасен и сильно отличается от того, который вы когда-то слышали во времена Windows XP, то, возможно, вам вовсе не кажется и синдром утёнка здесь ни причём. В этом материале мы постараемся разобраться, куда пропал один из важнейших аспектов влияющих на погружение, а также постараемся исправить всё то, что компания Microsoft успела натворить в плане ухудшения звука за 15 лет.

Внимание!

Гайд рассчитан на уверенного пользователя и автор не несёт никакой ответственности, если вы что-то сломаете. Все выполняемые действия лишь на вашей совести.

Содержание

В чём проблема современного звука

Когда-то звук был одним из важнейших аспектов, влияющих на погружение в играх, но современные способы вывод звука сильно отличаются от того, что когда-то считалось незыблемой нормой. Если во времена Windows XP звуковой поток передавался напрямую к аппаратной части через интерфейсы с низкой задержкой, то начиная с Windows Vista ситуация приняла печальный оборот и качество звуковых эффектов начало отходить на второй план. Компания Microsoft, под предлогом обеспечения лучшей совместимости и удешевления консолей, переработала привычную схему вывода звука и добавила весьма длинную цепочку программных вмешательств.

Такие изменения в звуковой подсистеме небыли вынужденными, ибо проблемы с микшером или принудительным изменением всего до 48 кГц не были критичными и спокойно исправлялись в пару кликов пользователем или производителями звуковых карт. Все изменения были лишь желанием Microsoft, которое привело к потерям многих звуковых эффектов (EAX), задержкам, искажениям и смерти рынка игровых звуковых карт. Мы получили реальность, где разработчики просто забили на качественный хардварный звук и переложили всю обработку на программную часть ресурсами процессора, превратив звук в плоское подобие прекрасного, а также лишив множество игр былого шарма.

Что мы потеряли

Одной из важнейших потерь, о которой всё ещё плачут геймеры за 30, является технология EAX. Чтобы не быть многословным и не грузить вас лишней информацией, здесь стоит лишь отметить, что технология EAX работала по принципу современного Ray tracing, но только в плане звука. Каждый звук мог отражаться от объекта окружающего мира и звучать исходя из размера помещения, способности материала передавать и поглощать звук, удалённости объекта и т.п.

EAX использовался во многих популярных видеоиграх — это Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto San Andreas, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3 и т.п. Список игр с поддержкой технологии можно найти здесь.

Хотя сжатие ютуба и влияет на качество передачи, но разницу можно отчётливо уловить, особенно это становится заметно в Doom 3 и Halo: Combat Evolved в определении источников звука.

Как исправить звук в Windows

Существует множество способов исправить ошибки Microsoft и пустить звук напрямую к оборудованию в обход программного вмешательства Windows, но универсальным средством являются только утилиты Alchemy и ASIOALL.

ALchemy Universall — это приложение для восстановления функциональности DirectSound 3D (EAX) на картах от Creative, но в последующем модифицированное для работы с любыми звуковыми картами. Программа работает по принципу ретранслятора, минуя вмешательства со стороны Windows и переводя запросы в OpenAL напрямую.

В основном ALchemy необходим для старых игрушек, но я советую включать приложение для всех игр, ибо если игра даже не поддерживает EAX, то вы всё равно заметите некоторое улучшение играх при использовании ALchemy.
Возможно, лучше всего добавить все игры в ALchemy; если вы не заметите никаких преимуществ или испытываете отрицательные эффекты от использования ALchemy, то просто удалите игру из программы.

Многие встроенные звуковые чипы имеет поддержку технологии Asio, но умышленно или в силу иных причин не задействуют её в своих драйверах. Бесплатная утилита ASIOALL призвана исправить эту проблему.

ASIOALL — это универсальный драйвер разработанный музыкантами для уменьшения задержки ввода и вывода при игре на гитаре. Если вы хотите быть быстрее всех в соревновательных игрушках или вы замечаете, что звук иногда опаздывает за мимикой рта персонажа в игре, то ASIOALL вам просто необходим.

В основном достаточно ALchemy для возвращения качественно звука, но если вас интересуют только задержки ввода и вывода, то достаточно использовать ASIOALL.

Есть ли смысл в EAX сейчас

Несмотря на появление новейших технологий объёмного звучания и 7.1 канального звука, смысл в EAX ещё остаётся, ибо многие проекты, благодаря своим звуковым движкам, имеют скрытую поддержку технологии и только ждут пока вы её активируете. Возможность же современных встроенных кодеков поддерживать-эмулировать версии EAX, позволяет без каких-либо затрат окунуться в настоящее объёмное звучание и обеспечить незабываемый эффект присутствия. Посмотреть список игр по звуковым движкам на наличие скрытой технологии можно здесь.

Выводы

Конечно, обидно, что что-то настолько хорошее, по прихоти IT-гиганта, так бесславно волочит своё существование, но пока остаётся возможность активации настоящего хардварного звука без программных вмешательств и разработчики продолжают использовать EAX в новых проект (Killing Floor 2 [2017]), то надежда, о возвращении хорошего звука продолжит жить.

Источник

Отраженный звук. Технология объемного звучания ЕАХ

На сегодняшний день существует несколько технологий трехмерного звучания. Все они, так или иначе, созданы затем, чтобы помочь игрокам поверить в реальность происходящего на экране. Наибольшее распространение получили A3D (Aureal 3-Dimensional) фирмы Aureal Semiconductor, Sensaura от одноименной компании, QSound, продвигаемая компанией Philips, и некоторые другие.

Кто же додумался первым?

Компания Creative представила стандарт объемного звука ЕАХ (Environmental Audio eXtensions) еще в 1998 году. В процессе разработки специалисты опирались на результаты исследований, проведенных Джоном Чоунингом в Стэнфордском университете в конце семидесятых годов. Учитывался также опыт компании E-mu Systems, которая четверть века обеспечивала звуковым оборудованием голливудские киностудии и в марте 1993 года перешла под крыло Creative.

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое
Звуковая карта Creative Sound Blaster Live! первой позволила игрокам ощутить себя непосредственно в игре.

Игровая индустрия перешагнула важный рубеж — новый стандарт дал разработчикам возможность заметно повысить реалистичность игр, передавая слушателю более информативную звуковую картину. В 1999 году на свет появилась первая серия звуковых карт Sound Blaster Live! с поддержкой ЕАХ. Технология позволила создать эффект объемного звучания с учетом специфики виртуального пространства, где происходит действие игры и где размещены источники звука.

Звуковая среда виртуального мира в EAX формируется путем моделирования отражения звуков и реверберации.

Это термин: реверберацией называют звук, сохраняющийся после выключения источника звука. Он вызван тем, что отраженные или рассеянные звуковые волны попадают в ухо слушателя с некоторой задержкой.

Специально разработанный звуковой процессор EMU10K1 раскладывает любой из восьми звуковых потоков на множество каналов, после чего на каждый канал накладывает реверберацию. Таким образом, технология позволяла учесть и воспроизвести разницу в звучании речи или музыки, к примеру, при переходе из большого ангара в узкий коридор.

Первые версии ЕАХ

Помимо создания звуковой окружающей среды первая версия EAX была способна усиливать восприятие расстояния до различных источников звука. Как только менялось расстояние от слушателя до каждого источника звука, интерфейс автоматически подстраивал индивидуальные параметры реверберации.

Через полгода после того как Creative представила свою новую разработку, поддержка ЕАХ появилась в восемнадцати играх. Кроме того, появилась возможность добавить эффекты звука окружающей среды в самые популярные старые игры с помощью так называемых «presets» — предварительно заданных установок, соответствующих акустическим условиям различных помещений.

Первая версия ЕАХ была достаточно примитивной (в ней насчитывалось 26 предустановок для различных видов среды, три пользовательских параметра, один параметр для настройки источников звука), но обеспечивала реалистичность звучания, в отличие от технологии A3D (Aureal 3-Dimensional), которая рассчитывала лишь отражение звуковых волн. Небывалой популярности ЕАХ способствовала и ее общедоступность — любой разработчик звуковых карт мог реализовать поддержку этого стандарта на программном уровне.

Одной из первых игр с поддержкой ЕАХ 1.0 стала Unreal. Технология объемного звучания при моделировании фоновых шумов (звуков водопада, криков птиц) позволила создать в этой игре иллюзию присутствия. Игроки по достоинству оценили возросший реализм, погрузившись в звуковую атмосферу игры. Пользователи стали гораздо лучше ориентироваться в игровой ситуации: по слуху они могли точно определить, откуда запущена ракета, где засел монстр, и вовремя обнаружить опасность, услышав шаги у себя за спиной.

В следующей версии технологии Creative учла все, чего недоставало ЕАХ 1.0, и добавила больше возможностей для управления акустикой игрового пространства. Количество звуковых потоков увеличилось до 32, параметров для пользовательских настроек стало четырнадцать, а параметров для настройки источников звука — тринадцать. Если первая версия стандарта позволяла оперировать только статичными эффектами, то в ЕАХ 2.0 добавилась динамика. Теперь программисты могли рассчитывать поглощение звука воздухом, изменять размеры помещения, а также управлять параметрами ранних и поздних отраженных звуков, создавая реалистичные модели как улиц и дворов, так и узких коридоров и маленьких комнатушек. Кроме того, больше не требовалось полного геометрического описания пространства для моделирования его акустической среды.

Заметно улучшить ощущения от игр удалось благодаря появлению эффектов окклюзий и обструкций. Используя свойства окклюзий, можно имитировать звуки, прошедшие через преграды разной толщины из разных материалов — дерева, стекла или бетона. К примеру, если источник звука расположен за пределами помещения, а виртуальный персонаж находится внутри дома или комнаты, игрок будет слышать шумы и голоса такими, какими они были бы, если бы действительно звучали из-за двери. Эффект обструкций дает возможность моделировать звуки, поглощенные препятствием, то есть у слушателя создается впечатление, что он и источник звука пребывают в одном помещении, но их разделяет некая преграда.

Один из известнейших примеров игр, где использовался стандарт EAX 2.0, — Newerwinter Nights.

Компания Creative обеспечивает поддержкой стандарта ЕАХ свои цифровые плееры Creative NOMAD и Creative Zen. Как правило, эти устройства располагают всеми необходимыми функциями — они снабжены различными реверберационными эффектами, эффектами окружения, масштабирования во времени, простым графическим эквалайзером, а также позволяют управлять скоростью воспроизведения музыки. Плееры также автоматически сглаживают различия в громкости звука композиций и адаптируют громкость звучания песен к условиям окружающей среды. К примеру, в шумных местах — в салоне самолета или автомобиля — пользователь сможет услышать самые тихие музыкальные пассажи, а глубокой ночью плеер сам приглушит наиболее громкие фрагменты.

EAX Advanced HD

Останавливаться на достигнутом Creative не стала, и уже в конце 2001 года вместе с новой звуковой картой Audigy была представлена усовершенствованная версия ЕАХ. Вопреки обыкновению, ей был присвоен не порядковый номер, а название EAX Advanced HD, где аббревиатура HD расшифровывается как High Definition (высокая четкость). Отныне все последующие версии стандарта будут называться именно так. В этом продукте компания реализовала множество революционных новшеств: позволила оперировать 64 звуковыми потоками, обеспечила восемнадцать параметров для настройки звуковых источников, в том числе эффекты местного и изолированного отражения звука. Появились инструменты, с помощью которых можно имитировать приближение или удаление смежных пространств, отличных по акустическим свойствам от комнаты со слушателем.

Разработчики устранили и недостаток, присущий обеим предшественницам третьей версии ЕАХ. Прежде акустические условия при переходе из одного помещения в другое менялись мгновенно, что нарушало реалистичность игры. К примеру, пользователи, играющие в Unreal, жаловались, что резкое изменение параметров окружения при выходе персонажа из тоннеля на улицу просто «било по ушам». Чтобы избежать резких переходов между звуковыми сценами, EAX Advanced HD была снабжена функцией так называемого «морфинга», позволяющего моделировать плавное перемещение игрока между окружающими средами с разными акустическими свойствами. С помощью функции Environment Panning можно имитировать приближение или удаление смежных пространств, отличающихся по акустическим свойствам от того, в котором находится слушатель.

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое
Звук в Call of Duty позволяет по слуху ориентироваться на поле сражения.

Был также добавлен эффект эксклюзий, позволяющий воспроизводить звуки, попадающие в дом через открытое окно или дверь. Например, пока слушатель видит водопад, прямой звук передается в неизменном виде, но, как только источник исчезает из поля зрения, звуковые отражения искажаются, и звук падающей воды становится тише. Более выразительных пространственных эффектов удалось добиться благодаря средствам контроля ранних ревербераций и отражений для каждого источника звука. А инструменты частотной фильтрации отраженного звука дали возможность делать акустику открытых пространств более правдоподобной. Была улучшена еще и дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями в зависимости от положения источников звука относительно персонажа.

Игроки также по достоинству оценили реализацию ЕАХ в игре MYST V: End of Ages. Включение этого режима даже при наличии двух колонок позволяло получать ощущение объемного звучания. Теперь игрок мог легко определять, стоит его персонаж к собеседнику лицом или спиной, может ли чувствовать размеры и характер комнаты или местности.

В марте 2003 года свет увидела четвертая версия объемного звучания EAX. В ее состав были включены одиннадцать звуковых эффектов студийного качества — «хор», «флэнжер», «эквалайзер», «частотный сдвиг», «эхо» и другие, открывающие бесконечные возможности перед разработчиками игр.

Наиболее значимым новшеством EAX Advanced HD 4.0 стала поддержка многопространственности. Если раньше можно было моделировать акустические условия только в том помещении, где находится слушатель, то теперь появилась возможность имитировать звуковое пространство в четырех смежных помещениях одновременно. В результате звук от каждого источника распространяется как по своему окружению, так и по окружению слушателя. К примеру, если персонаж находился в коридоре под обстрелом врагов, засевших в пещере, то он слышал и звук выстрелов, и эхо в убежище неприятеля. Вторым важным нововведением для разработчиков игр стала возможность использовать целый ряд аппаратных эффектов в реальном времени.

Одним из известнейших примеров применения EAX Advanced HD 4.0 стала игра Doom 3. Поскольку узкие коридоры корпорации UAC, где разворачивается сюжет, погружены в полумрак и многие битвы происходят в кромешной тьме, игроку ничего не остается, как ориентироваться по звукам. Если раньше звук в играх id Software был делом второстепенным, то теперь программисты постарались на славу: шаги, хрипы, лязги, свисты, выстрелы и взрывы звучат как настоящие. В помещениях слышны далекие крики истязаемых монстрами жертв и шепот, доносящийся из ниоткуда.

Звуковое оформление в этом формате можно услышать, к примеру, в Quake IV. Разработчики позаботились даже о том, чтобы игрок отчетливо различал свист разрезаемого вентилятором воздуха, шипение пара, вырывающегося из пробитой пулей трубы, и треск искрящегося провода.

EAX Advanced HD 5.0 поддерживается и в Battlefield 2. Игроки вряд ли останутся равнодушными, испытав подлинное ощущение присутствия на поле боя. Гул истребителей и шум вертолетных винтов звучат совсем по-настоящему и идеально дополняют графику.

Основным конкурентом технологии объемного звучания ЕАХ до 2001 года был стандарт A3D (Aureal 3-Dimensional). Специалисты фирмы Aureal Semiconductor в течение десяти лет трудились над созданием трехмерного позиционируемого звука на двух акустических системах. Работы проводились по заказу NASA. В 1996 году технология A3D была анонсирована, в январе 1997 года запатентована, а в ноябре того же года представлена публике. Сразу после выхода A3D получила широкую поддержку разработчиков, но прожил этот закрытый стандарт совсем недолго. В середине 2000 года компания Aureal объявила о банкротстве и в 2001 году прекратила свое существование. Все ее патенты и прочую интеллектуальную собственность выкупила Creative. На этом история технологии A3D завершилась, ее место занял стандарт ЕАХ, в новых версиях которого используются среди прочего и наработки Aureal.

Подводя итог

Поддержкой технологии объемного звучания EAX снабжены такие игры, как EverQuest, Grand Theft Auto III, Halo: Combat Evolved, Need for Speed III: Hot Pursuit, SimCity 3000, Star Wars Battlefront, Vietcong, WarCraft III: Reign of Chaos, Aliens vs. Predator, Blood II: The Chosen, Deus-Ex, Diablo II, Dungeon Keeper II, Final Fantasy VIII, Hitman, MDK2, Prince of Persia: The Sands of Time, Red Faction, Resident Evil 2, Serious Sam, The Lord of the Rings. В общей сложности их около 400. Разумеется, чтобы оценить все преимущества технологии объемного звука, потребуется звуковая карта с поддержкой ЕАХ.

Источник

Eax что это такое

Аббревиатура ЕАХ расшифровывается как Environmental Audio Extensions — это API для создания звучания окружающей среды.

Технология была разработана компанией Creative Labs для звуковых карт Sound Blaster, но на сегодняшний день востребована и сторонними производителями.

Суть технологии кроется в детальном воспроизведении звуковых эффектов окружающей среды.
Цель EAX в играх создавать ощущение реальности происходящего действия в игре с помощью звука.
В основном за счет системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D (DS3D).

Очевидно, что поддержка ЕАХ является обязательным атрибутом игровых звуковых карт.
Интерфейс автоматически подстраивает индивидуальные параметры источников реверберации, когда каждый источник звука изменяет свое местоположение в пространстве, т.е. расстояние до слушателя изменяется.

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

На сегодняшний день актуальна пятая версия данной технологии.

ASIO (Audio Stream Input/Output, ввод/вывод потоковых аудиоданных) — протокол передачи данных с малой задержкой, разработанный компанией Steinberg.

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

Суть технологии в том, чтобы при передаче аудиопотока обеспечить низкие уровни задержки и высокую точность звучания.
Поддержка звуковыми картами протокола ASIO означает, что устройство рассчитано скорее на профессиональных музыкантов и меломанов.

Если у Вас подключен микрофон или миди клавиатура к компьютеру ASIO драйвер Вам необходим.
Эта технология позволяет работать в режиме реального времени сидя у себя дома, а не где-то в студии.

Дело в том что встроенная в среду Windows технология Microsoft DirectSound не позволяет достичь желаемого эффекта, так как микшерное ядро дает ощутимую задержку, которую можно услышать при записывании вокала через микрофон.
Задержка не сильно большая, примерно пол секунды, но сбивает конкретно.

В итоге, если звуковая плата оснащена поддержкой ЕАХ и ASIO, можно говорить, что перед нами универсальный звуковой девайс, который может удовлетворить потребности как геймера, так и меломана.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.11.3

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

В драйвере AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.11.3 добавлена поддержка технологии DirectX 12 в игре Fortnite.

Сбой при установке обновлений в Windows 10

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

При попытке установить обновления из Центра обновления Windows 10 может появиться сообщение: «Сбой обновлений с ошибками: 0x80073701, 0x800f0988».

Пакет драйверов Intel Graphics Windows 10 DCH 26.20.100.7463

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

14 ноября 2019 г. компания Intel представила пакет графических драйверов версии DCH 26.20.100.7463 для 64-битных систем Windows 10.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.11.2

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.11.2 включает поддержку новой игры Star Wars Jedi: Fallen Order.

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

Программа Skype версии 8.54 получила ряд улучшений в части перевода разговоров на разные языки.

© 2000-2019 Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такоеEax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такое

Eax что это такое. Смотреть фото Eax что это такое. Смотреть картинку Eax что это такое. Картинка про Eax что это такое. Фото Eax что это такоеEAX (Environmental Audio Extensions) — технология, разработанная студией Creative Labs. Обладает функциями создания звуковых эффектов окружающей среды. Применяется совместно со студийными звуковыми картами Sound Blaster и Creative NOMAD/Creative Zen. В настоящее время технология EAX имеет версию 5.0, она была представлена в линейке звуковых карт X-Fi, в августе 2005 года.

Технология

Системы аудиопозиционирования имеют возможность управлять местоположением источников звука и слушателя в 3D-пространстве. К примеру, в играх применяется эффект DirectSound3D, который служит для создания отдельных источников звука для каждого объекта в игре. Так, различные звуки (к примеру, выстрелы или шаги) могут звучать в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве.

Технология EAX улучшает эффект DirectSound3D путем создания виртуального окружающего аудио-мира. EAX эмулирует реверберации и отражения, направляющиеся со всех сторон от слушателя. Данный эффект создает впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами. Звук описывает все: размеры помещения, свойства стен и прочие тонкости и детали. Разработчики игр могут создавать различные акустические эффекты для различных помещений. Так, пользователь, играющий в EAX-игру, слышит разницу в звуке при переходе, скажем, из помещения в тоннель.

Плюс ко всему, вместе с созданием окружающих эффектов, EAX может изменять параметры и различных источников звука. Если изменяется место расположения источника звука относительно слушателя, изменяются и параметры реверберации.

Технология EAX применена во многих известных современных компьютерных играх (Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3). Данные игры поддерживают EAX версии 4.0 и 5.0, если на ПК установлено аудиоустройство с драйвером, поддерживающим OpenAL.

В зависимости от версии EAX, растет и число одновременной аппаратной обработки голосов: чем выше версия, тем это число больше. Так, EAX 1.0 поддерживает до 8 одновременных потоков каналов, а EAX 5.0 — уже 128 потоков + до 4 различных эффектов для каждого.

Версии

Существует множество версий EAX, каждая из последующих получала от разработчиков все больше функциональных возможностей. Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день версии EAX и их функции, в сравнении с предыдущими версиями:

EAX 1.0

EAX 1.0 применялась в звуковых картах Sound Blaster Live!.

Звуковая сцена в версии EAX 1.0 создается на основе заранее созданных пресетов. В них учитывается дистанция между источниками звука и слушателем. EAX 1.0 обладает огромным набором пресетов. Кроме того, реализована возможность изменения параметров поздней реверберации, а также автоматического изменения уровня, в зависимости от расстояния, за счет чего достигается улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0

Версия EAX 2.0 во многом повторяет первую, и более того, построена на ее основе. Имеет возможность создавать еще более реалистичные эффекты, благодаря внедрению поддержки преграждения и отражения звука. Кроме того, реализована улучшенная технология определения направления звука. А также:

EAX 3.0

Версия EAX 3.0, по сути, является расширенной второй. В ней реализован новый уровень реальности, которого удалось достичь благодаря поддержке местных и изолированных отражений. Также реализован «бесшовный» переход между звуковыми сценами.

EAX 4.0

Технология EAX 4.0 реализована в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2.

EAX 5.0

Версия EAX 5.0 представлена в аудиокартах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG Xonar Phoebus.

Что в будущем?

Спецификация OpenAL 1.1 от компании Creative диктует динамику развития технологии EAX. Согласно этой спецификации, технология считается устаревшей. Новые разработки будут применять интерфейс OpenAL EFX. Он более глубоко интегрирован в среду OpenAL.

Эмуляция EAX

Студия Creative также выпустила специальные драйвера, позволяющие эмулировать технологию EAX. Они применяются в компьютерах, оснащенных встроенной звуковой картой.

Environmental Audio Extensions (EAX) — технология Creative Labs для создания звуковых эффектов окружающей среды, используемая в звуковых картах Sound Blaster и Creative NOMAD/Creative Zen. На данный момент последняя версия EAX 5.0 представлена в семействе звуковых карт X-Fi в августе 2005 года.

Содержание

Технология [ править | править код ]

Системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D, управляют местоположением в 3D-пространстве игры источников звука и слушателя. Например, игра может использовать DirectSound3D для создания раздельных источников звука для каждого существа в игре, получая, таким образом, звуки выстрелов и голоса в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве. Разработчики игр могут использовать такие звуковые возможности, как палитра направлений (звук в одном направлении может идти громче, чем в другом), эффект Доплера (высота звука зависит от скорости перемещения его источника относительно слушателя).

EAX улучшает DirectSound3D созданием виртуального окружающего аудио мира вокруг источников звука и слушателя. Эта технология эмулирует реверберации и отражения, идущие со всех сторон от слушателя. Эти эффекты создают впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами, как то: размер помещения, отражающие и поглощающие свойства стен и другие. Программисты игр могут создавать различные акустические эффекты для разных помещений. Таким образом, игрок, который играет в EAX-игру, может слышать разницу в звуке при переходе из коридора в пещеру.

В дополнение к созданию окружающих эффектов, EAX 1.0 может изменять параметры различных источников звука. При изменении местоположения источника звука относительно слушателя автоматически изменяются параметры реверберации.

Большинство выпусков версий EAX совмещается с ростом числа одновременной аппаратной обработки голосов аудиопроцессором: EAX 1.0 поддерживает 8 одновременно звучащих голосовых потоков (каналов), в то время как EAX 5.0 допускает 128 голосов (и до 4 эффектов, применяемых для каждого).

Версии EAX [ править | править код ]

EAX имеет много итераций при разработке, каждая из которых добавляла всё больше функций. Ниже приведён обзор имеющихся в настоящее время версий EAX и их функции по отношению к предыдущей версии.

EAX 1.0 [ править | править код ]

EAX 1.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Live!.

EAX 1.0 строит звуковую сцену на основе заранее созданных пресетов, учитывая дистанцию между источниками звука и слушателем. Соответственно, EAX 1.0 предоставляет большой набор пресетов «на все случаи жизни». Также имеется возможность изменять параметры поздней реверберации (дэмпинг, уровень) и автоматическое изменение уровня в зависимости от расстояния. Благодаря этому происходит улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0 [ править | править код ]

EAX 2.0 построен на возможностях первой версии и создаёт ещё более реалистичные эффекты за счёт поддержки преграждения и отражения звука, а также на улучшенной технологии определения направления звука.

EAX 3.0 [ править | править код ]

EAX 3.0 совмещает вторую версию с более мощными возможностями. Новый уровень реализма достигается за счёт поддержки местных отражений, изолированных отражений, «бесшовных» переходов между звуковыми сценами и другими особенностями.

EAX 4.0 [ править | править код ]

EAX 4.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2.

EAX 5.0 [ править | править код ]

EAX 5.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG Xonar Phoebus.

Будущее [ править | править код ]

Согласно спецификации OpenAL 1.1 компании Creative, EAX должен считаться устаревшим. Новые разработки должны использовать интерфейс OpenAL EFX, который более плотно интегрирован со всей средой OpenAL.

Эмуляция EAX [ править | править код ]

В дополнение к аппаратным устройствам, Creative выпустила драйвера эмуляции EAX для компьютеров со встроенной звуковой картой.

Различия заключаются в комплекте поставки программного обеспечения. Sound Blaster Audigy ADVANCED MB включает Creative Audio Center, Creative MediaSource 5 Проигрыватель/Органайзер, Creative WaveStudio 7, Creative ALchemy; Sound Blaster X-Fi MB включает «Консоль развлечений» (англ. Entertainment Console ), Creative Karaoke Player, Creative MediaSource 5 Player/Organizer, Creative WaveStudio 7, Creative Audio Console, Creative ALchemy.

Sound Blaster Audigy ADVANCED MB [ править | править код ]

Также известен как Sound Blaster Audigy ADVANCED MB, он похож на Audigy 2 SE, а программное обеспечение поддерживает EAX 3.0, который поддерживает 64-канальные программные таблицы волн с DirectSound ускорением, но без аппаратного ускорения синтеза таблицы волн. ЦАП оценен как 95дБ по отношению сигнал/шум.

Он доступен как встроенная опция для ноутбуков Dell Inspiron, Studio and XPS.

Последняя версия драйверов поддерживает EAX 4.0.

Sound Blaster X-Fi MB [ править | править код ]

В отличие от своего предшественника, Audigy Advanced MB, X-Fi MB не включает в себя программный синтезатор SoundFont. Другое отличие состоит в том, что она имеет возможность участвовать в 30-дневном испытательном режиме.

Версии аудиоплееров [ править | править код ]

Аналоги технологии EAX также присутствуют в некоторых цифровых аудиоплеерах от Creative. Например, в сериях Creative NOMAD и Creative Zen. В этих устройствах реализованы следующие эффекты и функции:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *