Ecr sustainability что это
Ecr sustainability что это
Magnum Cash&Carry (Казахстан)
X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель, Перекресток Впрок)
АКОРТ «Ассоциация компаний розничной торговли»
Русбренд (Содружество производителей фирменных торговых марок)
Союз торговых предприятий независимых сетей России
ЦУР 3
Тема встречи:
Благополучие сотрудников в компании: что работает, что нет в пост-ковидной реальности?
Скачать материалы
Смотреть запись
В формате дискуссии мы обсудим тему организации well-being программ в России, work-life balance и приоритетов сотрудников компаний в условиях коронакризиса
ЦУР 13
Тема встречи:
Углеродный след логистики: как сократить выбросы, не потеряв бизнес?
В формате дискуссии мы обсудили тему Углеродного следа в логистики с экспертами Леруа Мерлен, МЕТРО, FM-Logistic, Dostavista, Docrobot, ТаграС-ТрансСервис, Deloitte, CHEP.
ЦУР 3
Тема встречи:
Бизнес-кейсы продуктов ЗОЖ
Nutri-Score – информационное выступление о Европейской альтернативе Светофора РФ, Nestle
Разбор кейсов развития продуктов здорового питания от Санфрут, Nestle и Danone
В формате дискуссии мы обсудили различные аспекты Гринвошинга тему с экспертами Danone, Лента, Экологического союза, Агенства социальных проектов You Social и компании ЭкоТехнологии.
ЦУР 13
Тема встречи:
Борьба с изменениями климата. Опыт Российского бизнеса.
Скачать материалы
Смотреть запись
Изменение климата. Кто виноват? Что делать? ECR
Создание Экоинфраструктуры и популяризации темы Sustainability среди потребителей благодаря совместному проекту Garnier – Пятёрочка
Переход на возобновляемую энергию ИКЕА
ЭДО, как инструмент для положительного влияния на ЦУР 13, на примере сотрудничества компаний Магнит и Docrobot
Тема встречи:
ESG отчетность в компании: зачем, кто и как делает?
Новости ECR
Отчетность как способ коммуникации со стейкхолдерами Accenture
Тенденции в области Corporate Digital Responsibility и интегрированной отчетности SAP
Создание ESG отчетности: опыт Магнит
Тема встречи:
Пищевые отходы: как сократить и перерабатывать?
Скачать материалы
Смотреть запись
Биотехнология утилизации органических отходов
ООО «ЭкоБелок»
Технологии переработки белоксодержащих отходов
Центр передовых технологий использования белков КГТУ
Старт ап We Save Food
Syngenta
Фудшеринг: способ снижения пищевых потерь
TIARCENTER
Тема встречи:
Потребительская упаковка: инновации и тренды
Скачать материалы
Смотреть запись
ECR News:
Недели Устойчивого развития, Перекресток
«На ПЕРЕработку!», Перекресток
Целевые сборы, фонд Второе дыхание
Основная тема:
Устойчивая упаковка, Nestle
Сертификация биопластиков, TUV Austria
Экологичная упаковка, Оптиком
Упаковка, которой не было, Данафлекс
Устойчивые решения, Coca-Cola
Стандарт упаковки, ECR Austria
Тема встречи:
Цифровые сервисы и решения в устойчивом развитии
Материалы группы:
ECR News
+1 Город Платформа для вовлечения населения в устойчивые инициативы.
EcoLabel App Помогает понять смысл маркировки и/или сертификата.
TrashBack & ВкусВилл Высокотехнологичный проект по сбору и распознаванию типов вторсырья в г. Реутов.
Тема встречи:
Экологическая сертификация в России
Материалы группы:
ECR Итоги 2020
Сертификация по жизненному циклу Почему это выгодно для брендов сегодня. Экологический союз.
Зеленые полки в Ритейле В чем выгода для сети. Экологический союз.
Кейс Яндекс.Маркет Маркировка в карточках товаров. Тестовый проект.
Кейс Pro-Nature от Henkel Опыт сертификации линейки бренда.
Об ECR
ECR (Efficient Consumer Response) – это платформа для сотрудничества и обмена опытом между производителями и ритейлерами, которые объединяют свои усилия, чтобы предложить потребителю лучшее качество товаров и обслуживания, совместно формируя спрос, уменьшая затраты по всей цепи поставок и разрабатывая общие стандарты технологического обеспечения. ECR объединяет поставщиков и ритейлеров из 20 европейских стран.
«Способствовать взаимопониманию поставщика и ритейлера, в том числе и на уровне понимания бизнес-моделей – одна из главных задач ECR.»
«Совместное бизнес-планирование, диалог, поддержка взаимных интересов и решение проблем, которые возникают у обеих сторон, ведут в итоге к лучшим результатам. Мы приглашаем партнеров двигаться вместе в этом направлении. Я считаю, что не нужно упускать возможность сделать наше взаимодействие более эффективным для обеих сторон.»
«Мы рады, что на российском рынке есть платформа, в рамках которой поставщики и ритейлеры делятся лучшими практиками в атмосфере доверия и партнерства. От взаимной открытости и готовности к сотрудничеству выигрывают все вовлеченные стороны: поставщик, ритейлер и, в конечном итоге, потребитель.»
«Мы рады, что на российском рынке есть удобная платформа для эффективного диалога между производителями и ритейлом. Будущее начинается с того, как мы ведем бизнес сегодня. Благодаря совместной работе на площадке ECR мы не только формируем потребительский опыт будущего, но и стремимся к тому, чтобы вместе быть ближе к потребителю сегодня, завтра и каждый день.»
ECR Russia более 13 лет успешно объединяет ведущие компании в сфере FMCG, являясь наиболее эффективной площадкой для взаимодействия ведущих специалистов отрасли на всех уровнях и став платформой для совместной разработки и внедрения инновационных решений в ритейле.
Сложная экология: что такое sustainability и почему все сегодня об этом говорят
У авторитетного ресторанного рейтинга The World 50 Best Restaurants уже есть номинация sustainable restaurant, а в России до сих пор не договорились, как правильно переводить этот термин. Time Out решил разобраться, почему sustainability становится все важнее для индустрии питания.
Обычно под sustainability понимают такую организацию системы (неважно какой именно — ресторана, фермы или дорожной сети), которая причиняет минимальный ущерб окружающей среде и учитывает долговременные перспективы ее развития. И хотя первое значение sustainable — «прочный, устойчивый» (поэтому иногда говорят об «устойчивом развитии»), применительно к ресторанам это определение лучше переводить как «природосообразный». И, да, это самый актуальный мировой тренд — ни о чем не говорят сегодня так много, и никакая другая идея не приобретает сторонников с такой быстротой.
Английская The Sustainable Restaurant Association стартовала в 2010 году с двух ресторанов-участников: 10 лет назад ее придумали энтузиасты из консалтинговых агентств, чтобы объяснить рестораторам, зачем нужно переводить заведение на более природный режим работы. Сейчас ассоциация насчитывает уже 8000 членов (более того: ее почетным председателем стал Раймон Блан, патриарх британского поварского цеха) и вручает ежегодные премии в 17-ти номинациях: от «лучшей работы с сезонными и локальными продуктами» и «наименьшего количества мусора» до «честного взаимодействия с персоналом» и «поддержки локального коммьюнити». В США примерно те же задачи решает The Green Restaurant Association, у которой есть отделения в 41 штате и в Канаде и, разумеется, собственная премия.
Что может сделать ресторан для устойчивого развития окружающей среды? На английском уже существуют подробные инструкции на эту тему. Если вкратце, главное — минимизировать вред, который причиняетcя экологии. Отсюда интерес к локальным продуктам и собственным фермам: с ними нет необходимости в дальних перевозках, а, значит, уменьшается углеродный след. И, конечно, не забываем про помощь местным производителям.
Из продуктов свой фермы Дэн Барбер, помимо прочего, готовит около 80 видов консервов: от маринованной незрелой голубики до итальянского овощного ассорти джардинера.
Шеф-повар Вирхилио Мартинес (Central, Перу) в прошлом году открыл ресторан Mil в Куско, чтобы поддержать локальное фермерское сообщество в рамках своего более крупного проекта Mater Iniciativa, изучающего гастрономическое наследие Перу. У австралийского Brae есть собственная ферма с оливковой рощей, фруктовым садом и грядками, а The Restaurant at Meadowood и вовсе находится в долине Напа в Калифорнии, где растет почти все, что душе угодно, — неудивительно, что пользуется он только продуктами из своего огорода. Но идеальный вариант — это замкнутый цикл, на базе которого устроен Blue Hill at Stone Barns Дэна Барбера: собственная ферма снабжает ресторан и забирает все органические отходы в компостную кучу. Поскольку во время разложения органика нагревается, компост приспособили в том числе и для приготовления яиц: этой температуры им достаточно, чтобы свариться.
Сезонность вообще одно из ключевых понятий для природосообразных ресторанов. Например, Le Cinq в парижском отеле Four Seasons Hotel George V присоединился к инициативе по сохранению биоразнообразия океанов: шеф-повар Кристиан Ле Скер сам вырос в семье рыбаков, поэтому ему легко удалось наладить сотрудничество с небольшими рыбачьими артелями, которые поставляют в ресторан сезонную рыбу, выловленную не промышленным способом.
Еще один шаг на пути к природосообразности — переход с бутилированной минеральной воды на многоразовые стеклянные бутылки и кувшины, которые помогают снизить количество не только пластикового, но и стеклянного мусора. Отказ от пластика даже становится государственной политикой: в 2019-м Великобритания собирается запретить пластиковые соломинки, в кафе и ресторанах Южной Кореи нельзя наливать напитки в пластиковые стаканчики (только если вы не собираетесь брать их с собой), другие европейские страны и США тоже обсуждают варианты.
В марте 2018 года в соборе Мадлен Массимо Боттура открыл для бездомных и беженцев столовую Refettorio Paris, для которой супермаркет Carrefour ежедневно предоставляет 130 кг списанных продуктов.
Недаром самой модной философией прошлого (и этого) года стала концепция zero waste (дословно «ноль отходов»). Рестораны, ей следующие, стараются производить как можно меньше мусора, а в идеале — обходиться без него. Пластиковая упаковка упраздняется, бумажная отправляется на переработку, вместо химических моющих средств и синтетических губок в ход идут изделия из переработанной органики, а пищевые отходы используются либо для бульонов, напитков и начинок, либо для компоста (кстати, производство маленьких биореакторов, идеальных для небольших ресторанов, — один из популярных сегодня видов бизнеса). Самый яркий в этом смысле пример — Woodberry Kitchen в Мериленде, который собирает устричные раковины, чтобы выбросить их обратно в Чезапикский залив, – это помогает поддерживать естественный порядок вещей: на искусственных отмелях из ракушек могут расти новые устрицы.
Зачем спасать овощи и фрукты, которые завтра окажутся в мусорном ведре, обсуждали прошлым летом и в Москве — на «Смене Food Waste», заручившись жуткими цифрами выбрасываемых во всем мире продуктов. На Даниловском рынке была запущена целая программа, цель которой — не просто донести до людей суть проблемы, но и сориентировать их, как справиться с нею собственными силами. Организаторы провели семинары по экономии закупок, с помощью прогрессивных московских шефов продемонстрировали способы приготовления вершков и корешков, рассказали про то, как правильно хранить продукты.
Рестораны во всем мире все чаще задумываются о том, как получить собственную энергию из альтернативных источников, будь то река, ветер или солнце. Те из них, которым позволяет климат, в массовом порядке ставят солнечные батареи у себя на крышах, хотя их утилизация — вредный для природы и во многих странах не до конца отрегулированный процесс. Самые ответственные используют солнце только для нагревания воды.
Энеко Атча, возглавляющий кухню самого природосообразного в мире ресторана Azurmendi, недавно запустил программу Bestfarmers: чтобы звездами могли стать не только шефы, но и фермеры.
Так, Azurmendi в Бильбао следит за экологией на всех этапах: у него в карте есть вина из собственной винодельни, расположенной ниже по склону, на крыше находится небольшая теплица, а еще — резервуар с водой, которую греет солнце. Рядом высадили около 800 деревьев исключительно для того, чтобы те перерабатывали углекислый газ в кислород. Весь мусор отправляют на переработку, а продукты, которые не могут вырастить сами, покупают у местных фермеров.
За всем этим, впрочем, часто забывают о важной составляющей природосообразности — экологичных условиях труда для всех участников. Недавно мировая пресса возмущенно описывала ужасные условия проживания стажеров в том же Azurmendi. Надо сказать, что со стажерами во всех звездных ресторанах обращаются как с новобранцами в армии, если не хуже, но Azurmendi был назван «самым природосообразным рестораном мира» по версии The World 50 Best Restaurants, и ему сильно досталось именно за несовпадение декларируемых идей с реальным положением дел.
В последнее время публично покаялись в том, как ужасно обращались с персоналом, все известные тяжелым характером шефы — от Рене Редзепи до Марко Пьера Уайта. Не заглядывая на кухню, сложно судить, насколько изменилась ситуация, но, по крайней мере, стало неприлично швыряться в поваров сковородками. И то, как ведет себя шеф-повар со своей командой, сегодня едва ли не важнее того, какие продукты и сочетания он использует в своих рецептах. Ведь, как настаивает консультант по организации работы персонала и автор книги «Миллион приветствий» Дэн Сакс: «Сотрудники обеспечивают тот сервис, за которым приходят люди. Счастливые сотрудники обеспечивают счастливых гостей».
Harvest использует только сезонные локальные продукты, чтобы максимально уменьшить углеродный след. Поэтому в февральском меню здесь — вяленая свекла и молодой сыр с маленькой фермы под Петербургом.
Вряд ли кто-то из отечественных рестораторов всерьез задумывался о том, как сделать своих подчиненных счастливее, и все-таки мы тоже потихоньку начинаем осваивать тему sustainability. Из самых продвинутых — московские Bjorn, исповедующий философию zero waste, Twins Garden с собственной фермой в Калужской области, максимально локаворский «Марк и Лев» и недавно открывшийся в Петербурге Harvest Дмитрия Блинова, который попытался объединить идеи природосообразности в одну программу. Здесь тщательно сортируют отходы, точно зная, куда отправится каждый пакет. Стекло вывозят на переработку, пластик отправляют сначала на производство гранул, а потом на повторную переработку, бумагу — на гипсокартон. Стараясь как можно меньше мусорить (и речь не только о мусоре пищевом), Блинов отказался от вакуума, бумажных салфеток на кухне и индивидуальных пластиковых упаковок. Происхождение продуктов не менее важно: на кухню Harvest, например, никогда не попадет рыба, добытая траловым методом. И даже кофе, который пьют гости, выращен фермерами, участвующими в программе AAA Sustainable Quality.
Экологическая сертификация в России: зачем, как, кто?
В рамках онлайн-встречи рабочей группы ECR Sustainability эксперты Экологического союза рассказали о сертификации по жизненному циклу на примере FMCG-сектора.
По данным исследований, трое из пяти глобальных потребителей заинтересованы в том, откуда продукт, и как он произведен. А 69% покупателей готовы заплатить больше за продукцию, качество и пищевая безопасность которой подтверждена независимой стороной. Тренд на прозрачность – не единственный повод, по которому экосертификации прочно вошли в бизнес-повестку и стали инструментом устойчивого развития. По мнению ООН, экосертификация по жизненному циклу – эффективный инструмент для развития устойчивого потребления и производства.
В своем выступлении Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни» проанализировала преимуществ товара с экосертификатом «Листок жизни» перед обычным на примере продукции из FMCG сектора. Требования экостандарта к бытовой химии безусловно значительно выше, чем требования законодательства. Продукт с экомаркировкой дает производителю преимущества в продвижении на рынке, а вместе с тем и увеличение продаж.
Юлия Симакова, руководитель направления «Зеленый ритейл» в Экологическом союзе, остановилась на принципа развития экоассортимента, обозначила «зеленые» инициативы российского ритейла и привела в пример опыт других стран.
Успешным бизнес-кейсом с Pril, отмеченным экомаркировкой «Листок жизни», и линейкой ProNature поделился Станислав Каменский, Henkel.
Екатерина Иванова, «Леруа Мерлен», рассказала о внедрении в тендер требования наличия экомаркировки по жизненному циклу для поставщиков СТМ ЛКМ Luxens.
Еще один кейс – разработка «зеленой навигации» для покупателей посредством выделения товаров с экомаркировками специальными бейджами и создание контентной платформы об экопотреблении и экотоварах – озвучила Елена Кузнецова, Яндекс Маркет.
Узнать о следующих встречах рабочей группы ECR Sustainability и присоединиться можно по ссылке.
Аннотация
Концепция ECR была объявлена в 1992 году в США по инициативе Food Marketing Institute, Washington DC, объединения пищевой промышленности и системы филиалов супермаркетов. Она возникла из необходимости эффективнее, с точки зрения затрат, организовать деятельность в цепи поставок, чтобы повысить объемы продаж прибыль в торговле продуктами FMCG. Успех самого крупного в мире предприятия розничной торговли Wal-Mart Stores Inc. показал потенциалы рационализации и возможности повышения продуктивности в своей отрасли за счет применения ECR. Wal-Mart сконцентрировалась на том, чтобы в тесном взаимодействии со своими поставщиками, особенно с компанией Procter & Gamble, лучше, быстрее и дешевле чем конкуренты, обеспечивать покупателей качественными продуктами, и достигла рекордных результатов в товарообороте, обороте на единицу торговой площади и прибыли сети. После того, как консалтинговое предприятие Kurt Salmon Associates (KSA) в 1993 году в первом объемном исследовании на тему ECR предсказало, что в североамериканской пищевой промышленности благодаря кооперации производителей и торговли можно добиться экономии 10,8 % оборота, многие американские торговые предприятия и производители успешно присоединились к этой инициативе. После успеха ECR-концепции в США в середине 1994 года подобная инициатива была создана на европейском уровне. Для этого был создан “Executive Board of ECR Europe”. Это объединение, в которое вошли ведущие европейские производители и торговые предприятия, должно было координировать необходимые шаги, направленные на перенесение американской ECR-идеи в европейские условия. Во многих европейских странах для распространения ECR-инициативы и консультаций заинтересованным компаниям были созданы ECR-организации. Опираясь на американский ECR-проект, Coca-Cola Retailing Research Group Europe проанализировала в рамках исследования сотрудничество между производителями и предприятиями торговли в европейской пищевой промышленности. В этом исследовании потенциал экономии средств в Европе благодаря применению ECR был оценен в 2,5 – 3,4 % от оборота.
В основе ECR-концепции лежит ориентация на логистические и маркетинговые процессы, которая ставит целью целостную оптимизацию деятельности в цепи поставок. Концепция Quick Response, первоначально использовавшаяся в текстильной промышленности, так же как концепция Just-in-Time в автомобильной промышленности, предшествовали концепции ECR. Всем этим концепциями присуще управление цепью поставок, ориентированное на спрос. Предпосылкой стал переход от управленческой стратегии пополнения RBR, ориентированной на запасы и Push-принцип, к управлению, основанному на действительном спросе, реактивному, обратному, т.е. использующему Pull-принцип. В отличие от большинства методов и технологий, сфокусированных на логистике, ECR состоит из различных компонентов и элементов, возникших в логистике и маркетинге. С точки зрения стратегического аспекта, между ECR и Lean Production[1] существует большое сходство.
В промышленно развитых странах производство товаров широкого потребления характеризуется различными факторами и тенденциями, которые у различных партнеров по цепи поставок (потребитель, дистрибьютор, розничный магазин, производитель) приводят к конфликтующим ожиданиям и требованиям и тем самым создают напряженность и потери.
Сторона «потребитель» может быть охарактеризована следующим образом: (1) Малый прирост населения; (2) Растущий средний возраст; (3) Все меньше традиционных домашних хозяйств, увеличение числа хозяйств с одним человеком; (4) Стагнация дохода, которым можно свободно располагать; (5) Усиленное использование средств быстрого получения всеобъемлющей информации; (6) Возрастающее значение E-Commerce; (7) Измененное отношение к цене/стоимости; (8) Измененное потребительское поведение; (9) Возросшие требования к качеству и ценности продукции и услуг; (10) Высокая чувствительность к ценам.
Ступень розничной торговли характеризуется следующими признаками: (1) Стагнирующие или уменьшающиеся траты потребителей; (2) Возрастающая избыточная мощность торговых площадей; (3) Возрастающая вытесняющая конкуренция, при которой завоевание доли рынка происходит в ущерб конкурентам; (4) Повышение мощности за счет крупных слияний; (5) Возрастающее значение дисконтных и подобных типов сбыта; (6) Форсирование торговых марок; (7) Возрастающий объем знаний о потребителе; (8) Растущее давление на цены, тем самым на издержки и торговые наценки.
На стороне производителя можно увидеть соответствующие факторы влияния, частично являющиеся результатом тенденций развития потребителя и торговли: (1) Избыточные мощности в почти всех отраслях; (2) Наплыв так называемых новинок (ежегодно появляется около 1500 тысяч новинок в сфере продуктов питания, 50 % при этом терпят провал); (3) Растущие расходы на маркетинг, частично из-за новых медийных средств; (4) Глобализация рынков и марок; (5) Возрастающие требования торговли к производителям; (6) Возрастающие требования потребителей; (7) Растущее давление на цены, тем самым на издержки и маржу.
При неизменных оборотах необходимо существенное повышение производительности, которого можно достичь только с помощью инновационных решений в логистике. На основании различных эмпирических исследований, прогнозирующих значительные сбережения затрат по всей цепи создания ценности, ECR обещает стать ключевой концепцией, которая сможет найти выход из дилеммы понижающейся прибыльности и рентабельности.
По материалам исследования, проведенного штаб-квартирой ECR-Europe[2] в 2005г., потери от дефицита («Out-of-Stock») товарных запасах на полках, с одной стороны и избыточных запасов, с другой составили в среднем в Западной Европе:
1. По предприятиям розничной торговли
– Лекарства, товары массового производства: 1,9%
– Продукты питания, строительные товары: 1,4%`
2. По производителям:
Потери по этим причинам в Европе составляют около 27 млн. долларов в час.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
На стороне маркетинга компаний недостаток или отсутствие информации о покупателе вследствие недостатка коммуникации между звеньями цепи поставок или из-за несовершенства технической инфраструктуры приводили к неправильным решениям в деятельности по поощрению продаж, составлении ассортимента и введении на рынок новых продуктов. Чтобы устранить эти недостатки и выявить скрытые потенциалы рационализации, необходимо было реализовать задачу интеграции в цепи поставок ECR между участвующими предприятиями с помощью различных модулей и инструментов.
Компоненты ECR-концепции можно поделить на следующие сферы: ECR-модули логистики, ECR-модули маркетинга и поддерживающие технологии и инструменты.
1. ECR-модули логистики.
Со стороны логистики попытки оптимизации цепи создания ценности могут быть объединены идеологией Supply Chain Management и ниже перечисленными технологиями:
А) Непрерывные поставки, пополнение товара (Efficient Replenishment). Строится на точных данных сканера места продажи (Point of Sale) или склада, целью является компьютерный процесс обработки заказа для организации непрерывного стандартизированного автоматизированного процесса пополнения запасов, чтобы удовлетворить актуальный спрос и не создавать избыточных запасов и дефицитов. Такая стратегия пополнения запасов требует смещения управления запасами с последующей ступени цепи поставок (логистической цепи) на предыдущую (Pull-процессы).
Б) Cross—docking[3]. Чтобы минимизировать время изготовления изделия и связывания капитала в цепи поставок, ставится цель избежать избыточной логистической деятельности по хранению и грузопереработке товарных запасов на складе. Для ускорения процессов выполнения заказа клиента товары, предварительно скомплектованные производителем в зависимости от потребителя, не хранятся на распределительных центрах (промежуточных складах), а сортируются в пунктах перевалки на отправления, предназначенные для определенного клиента, и грузятся непосредственно на транспортные средства торгового предприятия.
В) Синхронное производство (SynchronizedProduction). Благодаря данным о заказах становится возможным более эффективное планирование производства, а следовательно, оптимальные по затратам процессы и производственные циклы. Тем самым можно избежать ошибочных оценок и связанных с этим сверхсрочных производственных заказов.
Г) Интеграция поставок и VMI-технологии. Благодаря синхронному производству, базирующемуся на спросе, поставщики могут быть включены в процесс управления запасами клиента, следовательно, они смогут управлять своим производством с оптимальными затратами и избегать ненужных запасов. Это может привести к тому, что они возьмут на себя ответственность за состояние наличных запасов на последующей ступени цепи поставок.
2. ECR-модули маркетинга
Со стороны маркетинга оптимизация ассортимента (управление ассортиментной матрицей) может быть реализована с использованием категорийного менеджмента (Category Management). В качестве мер, необходимых для реализации требований потребителей, могут быть идентифицированы три маркетинговых инструмента:
В) Эффективное поощрение сбыта (EfficientPromotion). Благодаря тесному взаимодействию партнеров по цепи поставок и непрерывному потоку информации становится возможным своевременное согласование с поставщиками требований к продажам, что поможет избежать негативных последствий эффекта раскачивания запасов в цепи поставок(эффект Форрестера) в форме избыточных закупок запасов. Тем самым может быть достигнуто согласование в деятельности по поощрению продаж между производителями и торговыми компаниями, что окажет положительное влияние на всю цепь поставок и поможет снизить затраты.
3.Поддерживающие ECR-технологии и инструменты (EnablingTechnologies).
Полезный потенциал ECR зависит в большой степени от достижения критических масс во всей цепи создания ценности. Прежде чем перестроить цепь поставок в соответствии с принципами ECR, каждое предприятие должно ввести дуальную систему, поддерживающую как прежний способ действий, так и новые процессы, структурированные как ECR. Это неминуемо приведет к повышенным затратам и использованию дополнительных ресурсов. Только при достижении пункта «Break-Even», в котором общая польза превысит общие затраты, экономия, обусловленная ростом производства, становится ощутимой. Посредством долгосрочных партнерских отношений между предприятиями, использующими ECR, не ориентирующимися на краткосрочную разницу в ценах на рынке, снижаются затраты на проведение сделок.
Применение концепции/технологии ECR позволяет получить следующие преимущества:
Благодаря применению в ECR технологии Сontinious Replenishment Program стало возможным сократить время предварительности заказа и объем связанного капитала в форме наличных запасов и одновременно повысить степень выполнения заказов клиентов. Кроме того, ускорение и автоматизация информационной поддержки логистики с помощью средств EDI и RFID приводит к сокращению расходов на трансакции и уменьшению количества ошибок, поскольку «ручное» вмешательство сокращено до минимума. В последнее время в этой связи ставится цель добиться “Untouched Orders” (неприкосновенных заказов).
При осуществлении технологии Cross-docking можно добиться сокращения складских расходов на треть, прежде всего через уменьшение расходов на хранение, погрузочно-разгрузочные работы и уменьшение количества складов, а также через повышение частоты перевалочных работ на Cross-docking терминалах. Логистические компании и 3PL-провайдеры могут все в большей степени предлагать услуги аутсорсинга, взяв на себя данные задачи и образовав пулы, при этом наибольшую выгоду получат средние компании и торговые предприятия.
Дальнейшие преимущества, которых можно добиться при применении ECR-технологий логистики: предотвращение ситуаций дефицита; сокращение запасов товаров в подсобных помещениях магазина, что позволяет освободить торговые площади и повысить оборот в филиале розничной торговли; лучшая загрузка транспорта, сокращение количества неходовых товаров, более эффективное использование персонала на производстве; более эффективное введение новых продуктов; уменьшение управленческих расходов; более быстрые поставки; меньше возвратов продукции и отказов приема, и, в конечном, счете, более довольные клиенты.
С реализацией концепции Category Management для клиентов может быть предложен лучший ассортимент, выполняющий желания потребителей по разнообразию, цене, сервису и новизне. Возможны креативные продукты и новинки. Благодаря согласованию между партнерами по цепи поставок можно реализовать более эффективное поощрение сбыта, которое повышает действительную ценность для потребителей. Если производители будут иметь больше знаний о поставщике, потребителе и процессе принятия решений в розничной торговле, а торговые предприятия – больше информации о границах возможностей производителя, то можно будет достигнуть более эффективного и гармоничного сотрудничества в пограничных областях между контрагентами цепи поставок.
Несмотря на очевидные преимущества ECR, существуют и определенные барьеры при ее внедрении
Анализ имеющейся практики в области ECR указывает на критические аспекты и барьеры, которые затрудняют или препятствуют реализации потенциала экономии общих затрат в цепи поставок. В прошлом в центре внимания находились барьеры между производителем и предприятием торговли. Внедрение ECR выявляет в сфере торговли барьеры между закупками и товарным хозяйством, а в сфере производства между маркетингом/продажами и производством/логистикой. Особое значение в сфере ECR имеют следующие барьеры: (1) Отсутствие воли к обмену информацией; (2) Конфликты цепи поставок с внутренними приоритетами отдельных компаний; (3) Негибкие и несовместимые информационные системы; (4) Сохранение прежних критериев по вопросам повышения квалификации кадров и вознаграждения, прежде всего в области закупок; (5) Отсутствие обучения сотрудников; (6) Отсутствие готовности основательно изменить организационное поведение.
Практика показала, что для успешного сотрудничества в сфере ECR необходимо выполнить следующие предпосылки, причем средние предприятия вследствие большей гибкости, видимо, будут иметь преимущества перед концернами с большой капитализацией:
Успехи, достигаемые с помощью применения ECR-концепции в экономике товаров потребления, ведут к различным тенденциям.
Некоторые предприятия, особенно торговые, видя огромный потенциал экономии, заранее требуют от производителя скидок. Некоторые торговые предприятия ввели «обратную интеграцию» логистики, чтобы реализовать «эффекты связывания» в логистике снабжения. Со стороны производителя реакция на этот процесс выражается в попытках создать вертикальную интеграцию, с целью опередить усилия розничных сетей.
Распространение ECR-концепции выходит за рамки отрасли производства товаров народного потребления. Например, в строительстве и деревообрабатывающей промышленности возникают первые проекты, применяющие ECR и другие логистические концепции оптимизации.
С учетом полученных результатов и имеющихся тенденций концепции ECR следует придавать такое же важное значение, как концепции Just-in-Time в автомобильной индустрии 80-х годов. Для предприятий, которые применяют ECR, наряду с получением конкурентного преимущества вследствие установления тесной связи «клиент-поставщик» между производителем и торговой компанией, существует возможность попасть в более сильную зависимость. С другой стороны, долгосрочная связь с предприятием-партнером предыдущей или последующей ступени цепи поставок в критической ситуации может стать преимуществом. Возможности, которые дает Интернет, ставят под сомнение необходимость первоначально пропагандируемого использования ECR-концепции средствами EDI. Но в основах концепции ничего не меняется. Многочисленные примеры сотрудничества (Business-to-Business) в устройстве е-торговых площадок в Интернете показывают тенденцию к кооперации.
Отраслевые исследования по оценке эффективности использования ECR-концепции в США показали, что она позволяет сэкономить до 11% от потребительской цены[4]. Эта экономия образуется из четырех основных составляющих:
Концепция ECR широко используется в бакалейной промышленности США, а также в других отраслях производства продукции массового спроса. Системы ECR представляют новые подходы в организации оптовой торговли и работе с каналами распределения. Раньше сделки, заключаемы по низким ценам, предлагались розничным магазинам при закупке больших объемов продукции для последующей продажи по сниженной розничной цене. Иногда розничный магазин мог задержать размещение заказа или мог сделать новый заказ на очень маленькие объемы, ожидая объявления нового предложения. С применением ECR выполнение заказов становится более точным, регулярность товарных потоков повышается при использовании меньших объемов запасов.
Инициатива ECR-Rus в России оформилась организационно в 2003 году, как часть европейской системы ECR. ECR-Rus – это некоммерческое партнерство, созданное для внедрения методов “Эффективного отклика на запросы потребителей» по оптимизации бизнес-процессов совместными усилиями производителей и предприятий розничной торговли с целью уменьшения материальных и временных затрат в процессе доставки товара, оптимизации управления ассортиментом товаров и улучшения качества обслуживания с ориентацией на нужды потребителя.
Члены ECR-Rus являются:
1. Akort/ «Ассоциация компаний розничной торговли»
2. Bistroff/ НПК «Быстров»
3. Bunge CIS LLC/ООО «Бунге СНГ»
4. Clorox / OOO «Клорокс Истерн Юроп»
5. Coca-Cola / OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
6. Colgate-Palmolive / ЗАО «Колгейт-Палмолив»
7. Danone Industria LLC/ООО «Данон Индустрия»
8. Dirol Cadbury/ ООО «Дирол Кэдбери»
9. Foodline / Внешнеторговая фирма «Фудлайн»
10. Galina Blanca / ЗАО «Юроп Фудс ГБ»
11. Gillette Group LLC / ООО «Жиллетт Группа»
12. Hlebny Dom (Group Fazer) / ОАО «Хлебный Дом»
13. Hygiene Kinetics/ ООО «Хайджин Кинетикс»
14. Johnson&Johnson / ООО « Джонсон & Джонсон»
15. Kraft Foods / ООО «Крафт Фудс Рус»
16. KrasnyYar/ ОАО «Енисейская торговая компания»
17. Lamira / ООО «Юнитекс», группа компаний «Ламира»
18. Lenta/ ООО «Лента»
20. Metro Cash& Carry/ OOO «МЕТРО Кэш энд Керри»
21. Mosmart/ ЗАО «Мосмарт»
22. Nestle Food / ООО «Нестле Фуд»
23. Procter&Gamble /ООО «Проктер энд Гэмбл»
24. Ramenka/ OOO «Рамэнка»
25. Reckitt Benckiser/ ООО «Рекитт Бенкизер»
26. RusBrand/ НП «Содружество производителей фирменных торговых марок»
27. Salmon /Корпорация «Сальмон», группа компаний «Ледово»
28. S.C.Johnson and Son /ООО «Эс. Си. Джонсон»
29. Schwarzkopf & Henkel / ЗАО «Шварцкопф и Хенкель
30. Sibirsky Bereg / ООО «Сибирский берег»
31. SladCo/ ОАО Кондитерское объединение «СладКо»
32. Unilever SNG/ ООО «Юнилевер СНГ»
33. WimmBillDann/ ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»
Штаб-квартирой ECR-Rus в Москве[5] начата реализация нескольких проектов, в частности, инициатива по уменьшению Out-of-Stock между производителями продуктов питания и розничными сетями, внедрение EDI в цепях поставок производителей продукции и ритейлеров, анализ рынка логистических провайдеров и др.