Един царь что это значит
Спасающее Имя Господа
«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…». (Библия)
Чтобы спастись, нужно призвать имя Господне, обратиться к Богу по имени. Так написано в Священном Писании. Но, какое имя у Бога?
…Всевышний Бог посылает Моисея к израильтянам в Египет, чтобы освободить их от рабства. В то время египтяне верили во множество самых разных богов. Каждый бог имел свое, отдельное имя. Когда в Египте кто-то упоминал бога, он должен был уточнять по имени, какого бога имеет в виду. Жившие в Египте израильтяне также невольно привыкли к такому «поименному списку» богов.
Зная ситуацию многобожного Египта, Моисей вполне обоснованно предполагает, что, придя к народу с поручением от Всевышнего, он сразу получит вопрос об имени Бога, Который его послал. Поэтому он говорит Богу: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?». Что сказать мне им?». (Исход 3 гл).
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
В ответ на вопрос об имени, Всевышний, назвал Себя «Сущий».
Что значит «Сущий»? Сущий – значит существующий, Тот, Который есть.
Сказав о Себе Сущий, Всевышний заявил этим, что существует лишь один Бог, Он. Других богов нет.
Всевышний, Сущий, Он – единственный Бог живой. Он – Тот, Кто может сделать то, что пожелает. Все зависит от Сущего. Разрешит, позволит Он, значит, кто-то что-то сделает. Не разрешит – никто ничего не сделает. И вообще – жить не будет…
Все боги, которых «знает» человечество, реально не существуют. Они – НЕ сущие. Не живые. Их нет. Они – выдумка. Человеческие боги всех религий живут лишь в воображении тех, кто им поклоняется. Фактически же их в природе нет.
За изображениями и статуями, которым кланяется идолопоклонник, за всеми этими «божествами» нет ничего, полная пустота.
Существует лишь один Бог. Поэтому на вопрос о Своем имени Он ответил – Сущий, Существующий.
Однако же сегодня, как и тогда, нам точно известно значение имени Всевышнего. И оно – Сущий, Существующий. Он един. И другого Бога нет.
Вспомним Господню молитву «Отче наш»: «Отче наш, сущий на небесах. ». Что здесь значит слово «сущий»? У Христа слово «сущий» имеет смысл тот же, что и у Моисея.
Если перевести первые слова этой молитвы на простейший наш язык, тогда получится, что мы, начиная молиться, говорим Богу: «Отец Небесный, Который существует. ».
Произнеся такие слова, мы заявляем, что не признаем никаких других богов, кроме Бога живого, Сущего, Существующего на небесах; что для нас других богов нет.
ТАЙНА ТЕТРАГРАММАТОНА РАСКРЫВАЕТСЯ.
В Библейских книгах Ветхого завета на древнем языке тетраграмматон (Иегова) встречается около 7000 раз. В книгах Нового завета тетраграмматон отсутствует. Как это понимать?
Для примера мы рассмотрим слова из книги Ветхозаветного пророка Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…». (Иоиль 2:32).
Прошло время. Наступила Новозаветная эра. И вот, Новозаветный писатель Библии, Апостол Павел, в Послании к Римлянам дословно цитирует эти слова пророка Иоиля. Но – КАК цитирует?!
У Апостола Павла в этом тексте Иоиля, под словом «Господь» подразумевается не Сущий (Иегова), а Христос. (Римл. 10:13).
Но еще до Павла точно так же эти же самые слова пророка Иоиля процитировал Апостол Петр в день Пятидесятницы. И Петр, цитируя пророка Иоиля, говорит о Христе! (Деяния 2 гл).
ЕДИНСТВО ИЕГОВЫ И ХРИСТА.
«Я и Отец – одно». (Иоан. 10:30)
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». (Иоан 5:22,23).
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его…». (Иоан 13:3).
…Отец Небесный совершил дело по спасению людей от греха и смерти. Он послал в мир Сына. Он укрепил Его для земного служения. Он воскресил Его из мертвых. И Он даровал Ему всякую власть.
Теперь все решает Сын. Слово Сына – слово последней инстанции. Суд Христа – окончательный. Суд Христа обжалованию не подлежит. Суд Христа есть Суд Всевышнего.
В Новом завете Христос для людей стал Иеговой, в смысле – со всей властью Иеговы. И это произошло в точном соответствии с волей Всевышнего, высказанной Им от начала. То, что Ветхий завет обещал от Сущего, от Всевышнего, то в Новом завете претворил в жизнь, выполнил Сын Всевышнего, Иисус Христос.
О том, что Спаситель, Иисус, будет назван Богом, даже Отцом для спасаемых Им, пророчествовал еще Исайя: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам… и нарекут имя Ему… Бог крепкий, Отец вечности…» (Ис. 9:6).
«ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ…».
Теперь понятны многочисленные тексты Писания, в которых об Иисусе написано, как о Боге, и даже, как о Сущем. Например, почему Апостол Фома сказал Иисусу: «Господь мой и Бог мой…». (Иоан. 20:28). Или от Иоанна: «…Сей есть истинный Бог и жизнь вечная…».(1 Иоан. 5:20).
В этих, и других подобных текстах говорится не про языческую троицу! В них идет речь не о предвечном равенстве Отца и Сына, что противоречит самому Библейскому понятию «отец и сын». В них показаны Любовь, Милосердие и Мудрость Всевышнего, Который Судьей над людьми назначил Иисуса. Сын Божий Сам был человеком, и поэтому сможет в высшей степени справедливо судить людей.
Отец Небесный для грешников поставил Богом Иисуса. Он это сделал, чтобы спасти грешников. Точно так же, как в свое время Моисей был поставлен Богом фараону. (Исход 7:1. 4:16). Если бы фараон послушал Моисея, то это значило бы, что фараон послушал Всевышнего.
ОСКОРБЛЕНИЯ ИИСУСА ЕСТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ ДУХА.
Широко известна фраза Христа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Матфея 12:32).
На основании сего текста многие как бы «расслабились», и в отношении Господа Иисуса позволяют себе неуважительные высказывания, полагая, что «слово на Сына простится».
По этому поводу хочется воскликнуть: Остановитесь! Вы чрезвычайно заблуждаетесь! Христа нельзя ругать! Христос для нас – как Всевышний. Не чтить Иисуса, значит – не чтить Сущего, Всевышнего! «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». (Иоан 5:22,23).
Когда Христос жил на земле, как Сын Человеческий, тогда Он прощал слово, сказанное на Него. Но теперь, когда Ему подчинена вся Вселенная, пред ним нужно пасть ниц! К Нему следует относиться точно так же, как относимся к Всевышнему. Ибо от Него зависит, будет кто-то жить, или нет, спасется, или погибнет. Отец все отдал Сыну.
СПАСИТЕЛЯ ХУЛИТЬ НЕЛЬЗЯ! Хулить Спасителя, значит – хулить Дух. Мы уже видели, что в Апокалипсисе Христос говорит как Дух. Там написано: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам». А то говорил Христос!
Образумьтесь все, не благоговейно относящиеся к Имени Господа Иисуса! Ваше безрассудство может очень дорого вам стоить. Например, некто, высказываясь публично, имя Иисус пишет с одной буквой «и». Он, что же, настолько неграмотный? Не похоже, однако. Тогда что делает? Неужели вздумал унизить Начальника жизни?
Однажды личный и любимый поэт Ленина Демьян Бедный посмеялся над Христом в своем стихотворном пасквиле. В ответ Есенин так написал ему: «…Но ты не оскорбил Христа… Лишь сгустки крови у Креста копнул ноздрей, как толстый боров, Ефим Лакеевич Придворов». (Ефим Придворов были подлинное имя и фамилия продавшегося безбожникам поэта Демьяна Бедного).
Совсем не случайно во всех религиях Иисус показан исключительно либо в образе немощного младенца, либо замученного мертвеца, пригвожденного к дереву, или же, в крайнем случае, в нарисованном лике, напоминающем некоего монаха. Это есть оскорбление Христа, и Всевышнего, богохульство. Делается оно умышленно, по вдохновению дьявола. Сегодня Иисус – Царь царей и Господь господствующих, а не изможденный страдалец. Изображения Небесного Христа есть хула на Дух точно такая же, как изображения Всевышнего. Всевышний не изображаем. И Христос не изображаем.
Как можно нарисовать Того, при одном взгляде на Которого апостол «пал к ногам Его, как мертвый»? (Откр. 1 гл). Какое изображение может отразить Его славу? Никакое. Изображать Его, значит – унижать Его.
«Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!». (Евреям 10:26-31).
Какое Имя нужно «призвать», чтобы спастись? Сущий (Иегова)? Иисус?
Ответ прямой: Чтобы спастись, нужно призвать имя Иисуса! Так повелел Отец Небесный. «Ибо нет другого имени по небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния 4:12).
Что значит «призвать имя Иисуса»?
На этот вопрос ответил Апостол Петр, когда в Пятидесятницу, под вдохновением Святого духа, по воле Всевышнего, провозгласил начало времени спасения, и заменил строгое и страшное для грешников имя «Сущий (Иегова)» на благодатное, прощающее кающихся грешников имя «Иисус».
Бог един и одновременно Отец, Сын и Святой дух. Как это получилось?
Ваш вопрос заключается в 3 вопросах:
— что мы суммируем в Троице, чтобы получить Единого Бога?
— что значит: Единый Бог?
— в чем, в итоге, объяснение Троицы?
ЧТО МЫ СУММИРУЕМ В ТРОИЦЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЕДИНОГО БОГА?
Заметила один парадокс. Некоторые люди на нашем проекте, отрицая Троицу, рассуждают примерно так: как сложить 3 ложки, чтобы получилась 1 тарелка? ))
А может, надо суммировать отдельно ложки, а отдельно тарелки? ))
ЧТО ЗНАЧИТ: ЕДИНЫЙ БОГ?
Размышляя о Единстве природы Божественных Личностей, некоторые представляют что-то типа дракона, у которого 1 тело и 3 головы: 1 тело – для Единой природы, а 3 головы – для 3-х Личностей ))
Но Бог БЕСТЕЛЕСЕН! То есть Он не имеет никакого «божественного» тела и головы. Значит, дело не в телесном единстве Личностей (=не в трехглавом драконе), а в каком-то другом единстве. Раскрывает нам это Библия? Да.
В заповеди о Единстве Бога (Втор.6:4) на иврите стоит слово, которое переводится не только как «один» (единственный), но и как «единый» (единство при множественности). Именно поэтому это слово употреблено в цитатах Ветхого Завета, где говорится о единстве (полном единодушии) людей (Быт. 2:24, Нав. 9:2, 1Пар.12:38, 2Пар.30:12, Иер. 32:39, Иез.11:19, Соф.3:9)
Значит, Единый Бог – это Бог, пребывающий в том Единстве Трех Личностей, когда царит абсолютная Любовь, когда нет моего и твоего, но Личности едины в своем бытии, как Одно
А потому «божественное» тело с 3 головами (чего у Бога нет) совсем тут ни при чем ))
В данном случае, единство, по Библии, выступает не как количественная характеристика, а как качественная
В ЧЕМ В ИТОГЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ТРОИЦЫ?
В этом и объяснение. Тайна Троицы – это Тайна Единения Великой Любви! И это Единение так велико, что апостол воскликнул:
Бог есть САМА ЛЮБОВЬ! И кто не любит, тот не знает Бога; но если любим, то Сам Бог живет в нас (1Ин. 4: 8, 12, 16)
Потому что Любовь – это ОБРАЗ БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
Вот какова природа Бога = Вот каков способ бытия Трех Божественных Личностей!
В силу всего сказанного, ТОЛЬКО Бог-Троица (!) может быть Богом ЛЮБОВЬЮ! Бог как одна Личность Любовью быть не может.
Доказательства этого предлагаю в моем ответе
http://otvet.mail.ru/answer/183517170/
В пустыне дьявол искушал только Христа, потому что испытанию подвергается личность, а не природа. Сын единосущен Отцу по Своей Божественной природе, но Личность Сына – это не Личность Отца
А на икону Андрея Рублева вы правильно смотрели ))
«Совершенный по красоте образ Св. Троицы Андрея Рублева…стал беспримерным по глубине выражением в красках православного учения Церкви о Святой Троице. Традиционная композиция утратила все бытовое, временное, исторически-конкретное, сосредоточив внимание на созерцании тайны Божественного единства»
Н.В.Квливидзе
Если вы хотите глубже вникнуть в тайну этой иконы, то советую вам следующую книгу:
Троица Андрея Рублева. Антология. Составитель Г.И.Вздорнов, М, 1981
ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО (KING, KINGSHIP)
В Библии вряд ли есть более величественный или более распространенный образ, чем царь. Впечатляющий своим внешним видом, пользующийся почетом и уважением среди народа, царь обеспечивает защиту, творит справедливый и милостивый суд и символизирует силу и власть. В Библии мы видим два царских образа – Бога как Царя и людей как царей. В библейском богословии важное значение имеет факт, что вторые служат отражением первого и что, в конечном счете, эти два образа сливаются воедино.
Еврейско-арамейское слово melek («царь») – одно из самых распространенных в Ветхом Завете и встречается в нем почти 2700 раз. То же самое относится к Новому Завету – греческое слово basileus встречается свыше 125 раз. Если к этому добавить глагольные, другие именные формы и производные слова (напр., царствовать, царство и т. д.), мы получим важную библейскую тему, пронизывающую всю структуру библейского послания.
Царей окружало пышное и показное богатство, которым не пользовались никакие другие слои общества. Дворец Соломона строился почти в два раза дольше, чем храм, а его богатство и известность были просто поразительными. Его двор ежедневно потреблял неимоверное количество продуктов, у него были тысячи коней ( 3Цар. 4:22–28 [ Мф. 5:2–8 ]), он держал большой торговый флот ( 3Цар. 9:26–28 ), а его мудрость, богатство и слава получили широкую известность ( 3Цар. 10 ).
В свой сан царь возводился через помазание. Рассказывается конкретно о помазании Саула, Давида, Соломона и Ииуя (см. особенно рассказ о помазании Ииуя [ 4Цар. 9:1–13 ]). Личными символами царского достоинства были царские одежды ( 3Цар. 22:10, 30 ; 1Пар. 15:27 ), скипетр ( Быт. 49:10 ), богато украшенный престол ( 3Цар. 10:18–20 ), венец ( 2Цар. 1:10 ; 4Цар. 11:12 ), беспримерное богатство ( 3Цар. 10:14–29 ; 2Пар. 32:27–30 ), личное отборное войско ( 2Цар. 23:8–39 ) и захоронение в царских гробницах в Самарии ( 4Цар. 13:13 ) или в Иерусалиме ( 4Цар. 9:28 ; 2Пар. 32:33 ).
Но при всем описанном в Библии богатстве израильских и иудейских царей, более крупные империи, такие как ассирийская, вавилонская, персидская, греческая и римская, по богатству и роскоши превосходили достижения Соломона и других царей Израиля и Иудеи. На древнем Ближнем Востоке сила, богатство и власть царя символизировали положение всего народа.
Предполагалось, что монархия в Израиле должна отличаться от властных структур, существовавших у других народов. Хотя в сравнении с институтами священника, судьи или пророка она появилась на сцене израильской истории достаточно поздно, корни установления царского правления уходят в обетования Бога Аврааму. В число обещанных благословений входило и то, что от него произойдут цари ( Быт. 17:6, 16; 35:11 ). Более четкие очертания это обетование приобрело в благословении, данном Иаковом своим двенадцати сыновьям, когда царская власть была обещана Иуде ( Быт. 49:8–12 ). Теперь братья должны поклониться Иуде (не Иосифу, как раньше [ Быт. 37:5–11 ]), и скипетр, руководящий жезл, принадлежит исключительно Иуде.
Это обетование исполнилось, когда установилась Давидова монархия (Давид был из колена Иуды) и Бог обещал Давиду, что его династия будет вечной ( 2Цар. 7:11–16 ). В книгах Паралипоменон неоднократно подчеркивается вечный характер этого царства (напр., 1Пар. 17:12, 14, 17, 23–24, 27 ; 2Пар. 9:8; 13:5, 8; 21:7 ), а также выражается важная мысль, что земное царство Давидовой династии следует рассматривать как отображение Божьего Царства: во 2Пар. 13:8 говорится о «царстве Господнем в руке сынов Давидовых», а в 1Пар. 28:5 и 1Пар. 29:23 – о Соломоне, сидящем «на престоле царства Господня» (ср. 2Пар. 9:8 ). Израиль должен был стать «царством священников» ( Исх. 19:6 ), и в Новом Завете Петр и Иоанн распространили это понятие на всех верующих ( 1Пет. 2:9 ; Отк. 1:6; 5:10 ).
Израильский царь должен был соответствовать нескольким строго определенным требованиям, изложенным во Втор. 17:14–20 :
1) он должен быть избран Богом;
2) он не должен быть иноземцем;
3) он не должен умножать себе коней (создавать военную мощь и полагаться на нее);
4) он не должен умножать себе жен, дабы не развратилось сердце его;
5) он не должен копить богатство лично для себя;
6) он должен сделать для себя список закона,
7) он должен читать его и повиноваться ему.
Таким образом, царь был не выразителем собственного закона, а исполнителем Божьего закона. Его основная задача заключалась в том, чтобы служить примером смиренного слуги Яхве, ведущего народ по пути соблюдения закона. Что касается национальной безопасности (важнейший вопрос в Израиле и во всех других странах), в роли Небесного Воителя Израиля выступал Сам Яхве. Поэтому, когда Израиль попросил царя, как у прочих народов, который вел бы его войны ( 1Цар. 8:5, 20 ), это означало отказ от Яхве как Воина Израиля. Такой же смысл имело обращение израильтян к Гедеону с просьбой править ими, поскольку, по их мнению, он – а не Яхве – разгромил мадианитян ( Суд. 8:22–23 ).
Цари несли ответственность перед Яхве, а пророки были Его представителями, обличавшими царей, когда они согрешали. Царей неоднократно обличали такие пророки, как Нафан, Гад, Илия, Елисей, Михей, Исаия, Иеремия, Амос и другие. Это резко контрастировало с древними ближневосточными представлениями о царском достоинстве, согласно которым цари, например, фараоны в Египте, сами считались богами. Как правило, на древнем Ближнем Востоке – и нередко в Израиле и Иудее – пророки находились в зависимости от царей и говорили им то, что те хотели слышать (см. взаимоотношения Ахава с 450 пророками Ваала в 3Цар. 18 и, позднее, с 400 пророками-советниками в 3Цар. 22 ).
Неизраильские цари в Ветхом Завете почти все представлены в негативном свете как противники Божьего народа и препятствия на пути осуществления Божьего плана. Будь то великие египетские фараоны, мелкие ханаанские «царьки» (то есть цари небольших городов-государств) или ассирийские и вавилонские цари-воины, всех их снедало сознание своей власти и своего значения, и поэтому они противостояли Яхве. Среди примечательных исключений можно отметить нескольких персидских царей. Кир, например, послужил инструментом, который Яхве использовал для вывода Своего народа из плена ( Езд. 1:1–4 ), и Бог назвал его «пастырем Моим» и «помазанником» ( Ис. 44:28; 45:1 ). Дарий тепло относился к Даниилу ( Дан. 6 ), а Артаксеркс (Ксеркс I) хорошо обошелся с Есфирью и Мардохеем.
В Новом Завете земные цари тоже показаны настроенными против Яхве и Его Помазанника: в таком свете представлены фараон, Ироды, Арета и римские императоры. Эти цари характеризуются как «цари земные» (напр., Мф. 17:25 ; Отк. 1:5; 6:15 ), «цари, господствующие над народами» ( Лк. 22:25 ) или «цари земли всей вселенной» ( Отк. 16:14 ). Положительной оценки заслуживают только Давид и Мелхиседек: Давид благодаря полученному обетованию вечной династии, которое исполнил Иисус Христос (ср. Мф. 1:1 ), а Мелхиседек, царь Салимский ( Быт. 14 ), благодаря положению священника (ср. Евр. 7 ).
Небесный Царь. Бог как Царь. Один из самых важных образов Бога в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете – образ Царя. Впервые мы встречаемся с ним в песне Моисея и Мариами: «Господь будет царствовать во веки и в вечность» ( Исх. 15:18 ). Мысль о вечном владычестве Бога как Царя в будущем повторяется множество раз (напр., Пс. 9:37; 28:10; 65:7; 145:10 ; Иер. 10:10 ; Мих. 4:7 ; 1Тим. 1:17 ). Она выражается также распространением этого понятия на незапамятные времена (напр., Пс. 73:12; 92:2 ).
Яхве царствует над Своим народом, в том числе над царем Израиля (напр., Чис. 23:21 ; 1Цар. 12:12 ; Пс. 43:5; 73:12; 144:1 ; Ис. 33:22 ; Иез. 20:33 ). Вместе с тем, в библейском видении владычества Яхве оно распространяется и на народы. Яхве обладает верховной властью над ними, и в конце они будут поклоняться Ему (напр., Исх. 15:18 ; Пс. 21:29; 46:3, 8, 9; 92:1; 95:10 ; Мих. 4:7 ; пар. 1Пар. 16:31 ; 2Пар. 20:6 ; Пс. 96:1; 98:1; 145:10 ; Иер. 10:7, 10; 46:18; 48:15; 51:57 ; Зах. 14:16 ; Мал. 1:14 ). Кроме того, владычество Бога распространяется на природные стихии и на богов, которым поклоняются народы (см., в частности, псалмы воспевания Яхве: Пс. 46 ; Пс.92 ; Пс.95 – 98 ; Пс. 144 ). Здесь ярко выражается образ Яхве как Царя-Творца.
Бог правит на небе, но Его престолом в Ветхом Завете часто изображается ковчег завета ( 1Цар. 4:4 ; Пс. 98:1 ). Исаия получил славное видение Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном в окружении поклоняющихся Ему серафимов ( Ис. 6:1–5 ). Ему должны поклоняться народы ( Зах. 14:16 ).
Иисус как Царь. В Новом Завете Иисус тоже часто изображается Царем. Этот образ основывается на ветхозаветном представлении о царской линии Давида (Иисус был Сыном Давидовым [ Мф. 1:1 ; Рим. 1:3 ]) и на ветхозаветной мессианской идее. Мессия происходит от еврейского слова masiah, означающего «помазанник». Оно перешло в греческий язык как messias или переводилось как christos. Таким образом, Иисус Христос – по определению помазанный Царь династии Давида, и с Ним связаны многие мессианские пророчества Ветхого Завета. Иисус был Сыном Божьим в онтологическом смысле как второе лицо Троицы (см. Ин. 1:1–18 ), а также как Сын Давидов, ибо любой царь Давидов был Божьим «сыном» ( 2Цар. 7:14 ; Пс. 2:7 ). В лице Иисуса окончательно и неповторимо соединяются образы земного и небесного царского достоинства.
В евангелиях Иисус назван «Сыном Давидовым», «Царем Иудейским» или «Царем Израилевым», прежде всего Его противниками на суде у Пилата ( Мф. 27 ; Мк. 15 ; Лк. 23 ; Ин. 18 – 19 ). В ответ на вопрос первосвященника Иисус открыто признал Свое царское достоинство в выражениях, подчеркивающих Его славу: «Я [Христос]; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14:62 ).
Кульминационной точки образ Иисуса Христа как Царя достигает в Откровении. Здесь Он показан «Царем царей и Господом господствующих» ( Отк. 19:16 ; см. также Отк. 17:14 ), то есть занимающим такое же положение, которое занимает Яхве в ветхозаветных отрывках о Его владычестве. Сам Господь Бог назван «Царем народов» ( Отк. 15:3 NRSV <«Царь святых»>) или «веков» (NIV). Действительно, большая часть Книги Откровение посвящена провозглашению победы Бога над силами зла.
В лице Иисуса Христа соединяются ветхозаветные образы Пророка, Священника, Судьи и Царя, и Он изображается превознесенным над всем Царем, пред Которым преклонится всякое колено ( Флп. 2:9–11 ).
См. также: ВЕНЕЦ, ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ДАВИД, ИЕРУСАЛИМ, ИИСУС ХРИСТОС, КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН, КНИГИ ЦАРСТВ, 3-я и 4-я, ПРЕСТОЛ, СИОН, СКИПЕТР, СОЛОМОН, ЦАРСКИЙ ДВОР, ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.
Библиография: D. М.Howard Jr., «The Case for Kingship in Deuteronomy and the Former Prophets», WTJ 52 (1990) 101–115;
B.Klappert, «King, Kingdom», NIDNTT 2:372–90;
G.V. Smith, «The Concept of God/the Gods as King in the Ancient Near East and the Bible», Trinity Journal 3 (1982) 18–38.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что значит слово «царь»? Откуда оно взялось?
Происхождение слова
Слово «царь» происходит от имени Цезарь. После убийства Гая Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. в Римском государстве началась Гражданская война. В ней победил внучатый племянник Цезаря Октавиан Август. Он объявил себя императором и повелел именовать себя Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
Гай Юлий Цезарь. Литография XVII века
С тех пор две части этого имени — Цезарь и Август — включались в официальные имена всех римских императоров и со временем превратились в титулы. Часто к императорам и вовсе обращались просто Caesar или Augustus. С тех пор многих правителей в Европе стали назвывать «цезарями» или «кесарями», иногда с эпитетом «августейший».
Слово Цезарь было обязательной частью титула императоров и в Восточной Римской империи, т.е. Византии. Оттуда оно пришло на Русь в искаженной форме «цѣсарь», которую стали читать как «царь». Также титулом «царь» пользовались монархи Болгарии и Сербии.
Царь всея Руси
На Руси первым царем себя объявил Иван IV Грозный в 1547 году. До 1721 года правитель Русского государства официально именовался Царь всея Руси. Затем Петр I провозгласил себя императором, но слово «царь» продолжало повсеместно использоваться, в особенности на Западе, применительно к российскому монарху. В иностранных языках закрепилась форма Tsar (нем.) или Czar (франц. и англ.).
Иванов С. В. «Великий государь, царь и самодержец всея Руси». Илл. из издания И. Н. Кнебеля «Картины по русской истории» (1908)
С этим словом были связаны многие титулы членов царской семьи: царица, царевич, царевна, цесаревич, цесаревна.
В современной культуре слово «царь» популярно благодаря Библии (царь Соломон, царь Давид), а также литературе и кинематографу, в частности сказкам Пушкина (царь Салтан, царь Дадон) или фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Фраза «Очень приятно, царь!» из этой ленты стала крылатой.
Другие сферы употребления
В иносказательной речи слово «царь» используется для обозначения первенства и доминирования, например, в выражении «Лев — царь зверей», а также в составных словах Царь-колокол, Царь-пушка, Царь-бомба, Царь-танк, Царь-рыба.
Фото: Depositphotos
Также слово «царь» закрепилось в названии многих населенных пунктов: Царьград, Царицын, Царицыно, Царское Село, Царев-Борисов, Белоцарск, Царевококшайск.