Единицами языка являются предложение звук и что еще

Звук, буква, слог, слово, предложение

Звук представляет собой мельчайшую фонетическую единицу, которая выделяется в потоке речи.

1. Мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки звуков не обозначают: вест ь – [в’эс’ т’ ], радост ь – [радас’ т’ ]

2. Удвоенные согласные обозначают один звук: жу жж ание – [жу жа н’ий’э].

Буква – звук речи, который обозначается на письме специальным знаком. Например, з, к, с, ы, о, у.

Слог представляет собой звук либо сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Например, ка, ту, зи, ва.

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слоги бывают двух видов: 1. открытый и 2. закрытый.

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: жу|жжа|ни|е, ан|те|нна.

Слово – это структурная единица языка. При помощи слова человек называет предметы, их качества и характеристики, а также действия и пр. Например, рисунок, весёлый, узнавать.

Предложение – несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают определённую мысль. Например, Солнце выглянуло из-за туч.

Для того, чтобы подсчитать количество предложений в тексте, нужно знать, что 1. каждое предложение начинается с новой мысли, 2. первое слово в предложении пишется с большой буквы, 3. в конце предложения ставится точка. Например:

Солнце светит всё ярче да жарче.(1) Тает в поле снег.(2) На пригорках показалась земля.(3) Вот и пришла весна.(4)

Источник

Русский язык. 5 класс

Устная речь

В каких пословицах говорится об устной речи?

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Где слова редки, там они вес имеют.

Испокон веков книга растит человека.

Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.

Письменная речь

Подчеркните строку, где все понятия относятся к письменной речи.

Буква, звук, вопросительный знак.

Звук, громкость, мимика.

Восклицательный знак, буква, вопросительный знак.

Язык и речь

Установите соответствия: какие понятия относятся к языку, а какие к речи?

Общение

Заполните пропуски в таблице.

Единицы языка

Впишите пропущенные слова в текст.

Приёмы чтения

Распределите приёмы чтения.

Ознакомительное

Изучающее

Текст

Восстановите последовательность слов, чтобы получился текст пословиц о языке и речи.

Правила слушания

Зачеркните неправильный ответ или ответы.

При слушании текста:

можно думать о своём;

нельзя перебивать говорящего;

если что-то не поняли, надо спросить;

надо обращать внимание на мимику говорящего;

нельзя переспрашивать информацию и уточнять её;

надо обращать внимание на выделение голосом информации.

Роль языка в жизни общества

Прочитайте текст. Выделите цветом ключевые словосочетания текста.

Повторение
Басня Л. Н. Толстого «Два товарища»

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился последовательный текст.

Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел.

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Язык и речь
Рассказ

Прочитайте рассказ В. Осеевой «Три товарища». Зелёным цветом выделите персонажа, который является настоящим товарищем. Красным цветом отметьте персонажей, которые не помогли другу.

Источник

Единицы языка

Единицы языка

Слева указана «эмическая» единица, справа — «этическая». Цветом выделен уровень односторонних (незнаковых) единиц (дифференциальный)

Едини́цы языка́ — элементы системы языка, неразложимые в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленные друг другу [1] в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Могут быть разложимыми на единицы низшего уровня.

Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

Содержание

Классификация единиц

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются следующие типы единиц языка [2] :

Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются [2] :

«Эмические» и «этические» единицы

Единицы речи

Характеристика единиц

Отношения единиц

Единицы языка вступают друг с другом в отношения трёх типов [2] :

Отношения первых двух типов возможны лишь между единицами, относящимися к одному уровню.

Примечания

Язык и языки
Языковая система • Уровни языка • Единицы языка • Язык и речь • Синтагма и парадигма • Диахрония и синхрония • Язык или диалект • Естественный язык • Искусственный язык • Разновидности языка
Генетическая классификация языков • Типологическая классификация языков • Языковая систематика
Лингвистика • Портал:Лингвистика

Полезное

Смотреть что такое «Единицы языка» в других словарях:

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА — постоянные языковые элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка (напр., фонема, морфема и др.) … Большой Энциклопедический словарь

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА — ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА. Элементы системы языка – фонемы, морфемы, слова, фразеологические единства, характеризующиеся постоянством структуры. Е. я. служат строительным материалом для образования единиц речи. Являются компонентами содержания обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Единицы языка — Единицы языка элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, например фонемы фонемный уровень, морфемы морфемный уровень и др … Лингвистический энциклопедический словарь

единицы языка — 1) номинативные единицы: слова, составные наименования и фразеологизмы; 2) предикативные единицы: предложения; 3) строевые единицы языка: фонемы, морфемы, словоформы, модели словообразования, словоизменения и построения предложений Все единицы… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

единицы языка — элементы системы языка, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе (например, фонема, морфема и др.). * * * ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА, постоянные языковые элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и… … Энциклопедический словарь

Единицы языка — элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг другу в системе, соответствующей данному уровню. Под неразложимостью Е. я.… … Большая советская энциклопедия

Суперсегментные единицы языка — нелинейные (сверхсегментные) единицы языка, которые накладываются на сегментные единицы; выделяемые в процессе последовательного линейного членения речевого потока (такие, как слог, слово, фраза). К ним относятся Просодические элементы… … Большая советская энциклопедия

материальные/идеальные единицы языка — Наиболее общее деление единиц языка, учитывающее, что материальное и идеальное в языке существует в единстве. Двусторонние, значимые единицы языка рассматриваются в единстве материального и идеального (семантического), хотя каждый из этих двух… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

материальные/идеальные единицы языка — Наиболее общее деление единиц языка, учитывающее, что материальное и идеальное в языке существует в единстве. Двусторонние, значимые единицы языка рассматриваются в единстве материального и идеального (семантического), хотя каждый из этих двух… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

эвфемизмы как единицы языка и речи — выделяются на уровне лексики, синтаксиса (слова эвфемизмы, словосочетания, предложения, тексты эвфемистического характера) Эвфемизмы в узком значении слова – это лексические единицы, употребляемые вместо грубых, некультурных слов. Эвфемизмы в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Источник

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»

· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.

· поговорим об особенностях единиц языка.

· выясним, как связаны единицы языка между собой.

Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.

Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.

Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?

Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.

Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.

Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.

Что мы помним о звуках?

Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.

Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.

Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.

А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.

Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.

Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.

А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.

На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.

Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.

Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.

Именно из морфем составляется лексическое значение слова.

Морфемы используются для изменения и образования слов.

А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!

Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.

Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.

При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.

Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.

Уровень слова, то есть лексический.

Как мы знаем, слово – основная единица языка.

Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.

У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.

Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.

Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.

Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.

Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.

Попробуем теперь включить предложение в систему языка!

В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.

Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.

И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.

Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.

Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.

Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.

Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.

Итак, какие единицы языка мы можем выделить?

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.

Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть фото Единицами языка являются предложение звук и что еще. Смотреть картинку Единицами языка являются предложение звук и что еще. Картинка про Единицами языка являются предложение звук и что еще. Фото Единицами языка являются предложение звук и что еще

Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *