Единорог это символ чего
Единорог
Современному человеку единорог представляется как белоснежная лошадь с рогом во лбу, хотя на самом деле образ этого фантастического существа претерпевал значительные изменения на протяжении многих веков. Несмотря на то, что образ единорога не встречается в ранней греческой мифологии, античные авторы уделяли ему достаточно много внимания.
В V-VI вв. до н.э. Ктесий Книдосский описывал это существо как осла белой масти с красной головой и синими глазами. Изо лба у него торчит рог длиной в локоть, у основания он белый, посередине черный, а на конце красный. Единорога очень трудно поймать, поскольку он быстро бегает. Для этого используют молодую невинную девушку, завидев которую зверь подходит и покорно кладет голову на ее лоно. Местом обитания этого существа Ктесий считал Индию.
У древних китайцев единорог отождествлялся с цилинем, одним из четырех духовно одаренных животных. Он символизировал доброту, мягкость, великолепие, мудрое правление, прославленное потомство. Существует легенда, по которой перед тем, как на свет появился легендарный мыслитель Конфуций, перед домом, где жили его родители, появился белый цилинь. Внешний вид этого существа был достаточно необычен: у него было тело оленя, шея волка и копыта коня, а посередине лба рос рог с мягкой шишкой на конце, чтоб, даже случайно, не причинить никому вреда.
Охота на единорога была излюбленным сюжетом средневекового декоративного искусства, хотя тема девы и единорога чаще всего носила не религиозный, а сексуальный характер. Средневековые бестиарии описывают этого зверя как небольшого и кроткого, похожего на козленка, однако в его роге заключена необычная сила, из-за чего его сложно изловить. Для этого в лес отправляют девственницу, которая открывает единорогу свою грудь. Животное кладет на нее свой рог, после чего засыпает и попадает в руки охотников. Считается, что первоначально в данном предании речь шла об укрощении девы единорогом. Таким образом, в облике данного фантастического существа выступало фаллическое божество, которое приобщало девственниц к тайне продолжения жизни. Для мужчин этот божественный зверь был своего рода табу, встреча с ним исключалась, и охотники должны были прятаться от этого зверя.
Единорог в геральдике
Рог единорога часто называли «лобным фаллосом» и приписывали ему необыкновенные лекарственные свойства. Вода, в которой вымачивались кусочки рога, ценилась как средство от эпилепсии и болезней живота.
Единорог древности
Рисунки доисторических людей на стенах пещеры Ласко во Франции запечатлели животное, внешне похожее на создание, которое позже получило название единорог. Сходные изображения есть на печатях из городов цивилизации долины Инда, что свидетельствует об исключительной древности этого символа.
Созвездие Единорога
Единорог является одним из 48 классических созвездий античности. В Европе Нового времени оно было впервые описано в 1564 г. Спустя полвека голландский астроном и теолог Петер Планциус поместил его на глобус небесного свода. При выборе названия для созвездия он руководствовался главным образом религиозными мотивами. В 1624 г. созвездие Единорога появилось на карте звездного неба Якоба Барча.
Легенда о единороге. Эротическая фантазия или гимн целомудрию?
«В Индии водятся дикие ослы размером с лошадь и даже больше. У них белое тело, темно-красная голова и голубые глаза. Посреди лба — огромный рог длинной в полтора фута», — так писал античный автор Ктесий об одном из чудес далекой Индии. Спустя столетия фантастический зверь стал одним из самых поэтических образов европейской мифологии.
Гимн целомудрию?
В эпоху средневековья это загадочное существо было воспето как символ чистоты, благородства и рыцарского служения Прекрасной Даме. Европейский единорог — большой ценитель женской красоты. Как повествуют мифы, именно эту слабость используют охотники, желая изловить прекрасного зверя. А сделать это можно только с помощью прекрасной непорочной девы. Привлеченный ее красотой (а некоторые рукописи еще и как бы вскользь замечают, что для большего эффекта дева должна быть обнаженной), единорог засыпает на коленях у красавицы. Вот тут-то охотникам и удается пленить сказочное животное. Эта легенда в разных вариациях бытовала в средние века в поэзии, рыцарских романах, изобразительном искусстве.
На витражах и скульптурах в средневековых церквях и соборах довольно часто встречаются изображения сцен с мифическим единорогом. Может быть, средневековые священники покровительствовали развитию весьма пикантных тем в искусстве? Ничуть не бывало! Просто легенда о единороге интерпретировалась ими как основной евангельский сюжет. Фантастический единорог предстает как воплощение Христа, рог означает его связь с Богом-отцом, а также животворящий крест. Непорочная дева, разумеется, является символом Девы Марии. Это толкование образа единорога проходит не только через все богословские трактаты, но также и через большинство средневековых бестиариев — сборнике сведений о животных, где объясняется их символическое значение. Так, романтичная легенда уступает место очередной морализаторской притче, надо сказать, весьма неудачно соединенной с древним мифологическим сюжетом.
Эротическая фантазия?
Каково же происхождение этого загадочного образа, и чего в нем больше — христианского символизма или откровенной эротики языческих культов? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит познакомиться с другими образами, близкими к европейскому единорогу.
Прежде всего, это китайский единорог — Ци-линь, который, согласно верованиям древних китайцев, спускается с неба. Его появление предвещает рождение великого и славного человека. Говорят, что Ци-линь являлся к матери Конфуция. В Китае женщины хранили в своих покоях изображения Ци-линя. Это должно было принести славу будущему ребенку или, как минимум, обеспечить рождение мальчика, а не девочки. Часто единорог изображался рядом с богиней луны Гуаньинь. Как видим, китайский Ци-линь также не гнушался женского общества и, что характерно, был предвестником блага для рожениц.
Арабские авторы не делают акцента на обязательной девственности охотницы. Поймать единорога может любая красивая девушка.
Легенда о единороге отнюдь не является только европейским сюжетом и имеет совсем не христианское происхождение. Истоки ее следует искать, прежде всего, в культах плодородия, характерных как для европейской, так и для азиатской языческих традиций.
Согласно мифологическим представлениям, Мать-Земля и Отец-Небо вступают в священный брак, от которого происходит все живое. Ежегодная имитация этого брака представляла собой весенний цикл обрядов, призванных обеспечить урожай. Эти обряды носили откровенно эротический характер. Их участники (часто в роли мужского божества выступал правитель, а в роли женского — жрица) совершали ритуальный половой акт, который символизировал оплодотворение Земли небесным семенем.
Важное сакральное значение в этих обрядах имели священные фигурки, изображавшие мужской детородный орган. Такие культовые фаллические символы во множестве обнаружены археологами на территории Евразии. На некоторых из них присутствует изображение мирового древа. По мнению исследователей, аналогичную символику могли нести также и рога животных. Рог в языческой традиции являлся также и символом верховной власти.
Углубившись в языческую традицию, можно предположить, что корни образа единорога, скорее всего, лежат в древних культах плодородия. Само животное могло символизировать бога плодородия или же его земное воплощение — царяжреца. Фразу древних манускриптов, где «единорог приходит и ложится на лоно девы» можно толковать как описание ритуального полового акта. Нужно заметить, что сюжет об охоте на единорога и его убийстве также имеет архаические корни. Во многих мифологических традициях существует сюжет о гибели и последующем воскрешении бога плодородия (например, египетский Осирис). Кровь бога, пролитая на землю, обеспечивает будущий урожай. Подобные сюжеты близки к античным мистериям, посвященным богу Дионису.
Романтическая сказка!
Достаточно интересным является вопрос об обязательном целомудрии юной охотницы на единорога, который так полюбился средневековым священникам. К сожалению, они и тут не были оригинальны. Современные ученые считают, что и этот сюжет изначально не был христианским. Очевидно, он несет отголосок древней традиции женских инициаций. У многих народов он проводился перед вступлением в брак и представлял собой ритуальную дефлорацию девушек. В этой связи рог должен был символизировать какой-то ритуальный инструмент, скорее всего аналогичной формы, которым и проводилась операция.
Также стоит обратить внимание на то, что в Китае единорог часто соседствует с женским божеством, представляя в этой паре мужское оплодотворяющее начало. Интересно, что неотъемлемым символом греческой Артемиды-девственницы был рогатый месяц.
Итак, вместо кроткого животного, так ценящего женское целомудрие, перед нами предстает древнее языческое божество, царь и верховный жрец, участник древних фаллических мистерий и женских инициаций. Но до наших дней легенда о единороге сохранилась как прекрасная романтическая сказка, гимн женской красоте и рыцарской доблести.
Единорог, животное
Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. Наконец, он символизирует силу и здоровье.
В христианстве символизирует:
Содержание
Лунный символ и атрибут богинь-девственниц в шумеро-семитской традиции.
Встречается на древних ассирийских барельефах, изображается с Древом Жизни.
В египетской мифологии единорог олицетворяет все моральные качества.
В персидском маздаизме единорог — представитель «чистого мира» животных.
Его рог рассматривается как единственная сила, способная победить Аримана.
У иранцев единорог — это совершенство и все моральные качества.
Персидский единорог представляется в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.
Среди нескольких однорогих животных китайской мифологии с единорогом обычно отождествляется Цилинь.
В Японии известны два вида: кирин, схожий с килином, и син-ю, похожий на льва.
Античные авторы (и греческие, и римские) рассматривают единорога как реальное животное, обитающее в Индии (или Африке).
Первое и самое пространное западное описание однорогого зверя относится к 400-м гг. до н. э. и принадлежит Ктесию Книдскому. Его описание, составленое с чужих слов – сам Ктесий в Индии не бывал, не позволяет с уверенностью судить о прототипе описанного животного. Рассказ Ктесия дошёл до нашего времени лишь в пересказах и наиболее полно сохранился у Элиана:
В то время как считается, что все другие ослы, дикие или домашние, и прочие однокопытные, где бы они ни обитали, не имеют ни черной кости /////, ни желчи в печени, индийские рогатые ослы, согласно Ктесию, имеют и черную кость, и желчь в печени. Говорят, что черная кость черна не только сверху, но и изнутри, в чем убеждаются, разбив ее на куски.
«Мы не видели ни одного непарнокопытного животного с парой рогов. Но некоторые, например индийский осел, имеют один рог и являются непарнокопытными. У антилопы один рог и раздвоенные копыта».
В «Естественной истории» Плиния Старшего, единорог выступает символом четырех времен года:
Описание самого зверя отличается краткостью: «В Индии водятся быки с нераздвоенным копытом и с одним рогом; а также страшный и опасный зверь единорог (monoceros), он имеет тело лошади, голову оленя, ноги слона, хвост вепря, один черный в два локтя [4] длиною рог на лбу; он сильно ревет. Живого его поймать нельзя [5] ».
Картаз он-единорог [Плиний]
Согласно Страбону, у единорога тело коня.
Оппиан из Апамеи в поэме «Охота» упоминает, что у зверя три рога.
В своей книге «Пёстрые рассказы» уже упомянутый Элиан говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, что описывает Ктесий. Третье животное «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Между глазами его растет черный рог с кольцами, или спиралями. Звери эти не агрессивны по отношению к другим животным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самок детенышей они снова свирепеют. Говорится, что это животное зовется картазоном и обитает в Индии.
Элиан также упоминает, что молодых единорогов приводили к королю и выставляли на публичное обозрение.
В современных популярных публикациях нередки упоминания о том, что в греко-римской традиции единорог служит атрибутом «всех девственных, лунных богинь, особенно Артемиды/Дианы». На чём основывается такое утверждение не вполне понятно.
Неизвестное однорогое животное, обитющее в Херкинианском лесу (Германия) описано Юлием Цезарем:
«Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке». Галльская война (6.26)
Название «Единорог» — лат. Monoceros, имеет экваториальное созвездие.
Согласно мифу о потопе, изложенному в «Атхарваведе», Ману привязал свой корабль к рогу единорога. Упоминается в «Махабхарате».
С воздействием этой позднейшей индийской традиции исследователи связывают появление образа Е. в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах.
В индийской мифологии является символом живородной мужской энергии.
Встречающееся в Библии название животного re’em — др.-евр. Лютый зверь; при переводе во II—III вв. н. э. Ветхого Завета на греческий поименовали единорогом (monoceros). Позднее, в IV в. н.э. это название чаще переводится как носорог (rhinoceros), но иногда и как единорог.
Подчеркивается неиссякаемая сила этого животного. Служит символом силы, власти и величия.
Сейчас распространено мнение, что в библейских текстах речь идёт о вымершем диком буйволобыке и большинство современных переводов называют его зубром или bosprimigenius.
В древнееврейской иллюминированной Библии (1299 г.) Иосефом Сарфати из Серверы (Испания) изображено животное в виде осла с длинной шеей, чей лоб увенчивает длинный рог.
Как и многие другие античные образы единорог был воспринят и переработан первыми христианами для своих нужд. Так раннехристианский «Физиолог» содержит два новых для образа единорога мотива, наполненных специфическим христианским значением. Первый касается взаимоотношений единорога и девы:
Последующее символическое толкование истории определяет, что:
Более поздние бестиарии с небольшими вариациями повторяют изложенное в Физиологе постепенно смещая акцент с символического содержания на сюжетную занимательность повествования.
Иисус Христос, принесший себя в жертву, именуется агнцем Божиим, «а когда нужно норог (rinoceros) — небольшой зверек, но яростный и очень сильный, поэтому поймать его можно только хитростью. Охотники сажают на его пути девушку, единорог кидается к ней и успокаивается на ее груди. Тогда охотникам удается овладеть им». Василий Кесарийский «Беседы на псалмы»
Филострогий (V в.) помещает единорога в Эфиопии и описывает вместе со слонами, зебрами и жирафами (которых он характеризует со знанием дела):
«Там есть также животное единорог, у которого голова змеиная, но с растущим на ней кривым, не очень большим рогом; весь подбородок у него покрыт бородою; длинная шея поднимается вверх; по движению больше всего похож он на змея, а по всему телу ближе подходит к оленю, ноги же имеет львиные. Образчик и его можно видеть в Константинополе.» Филосторгий (III.II)
По мере того, как европейцы знакомились с Востоком единорог всё более воспринимается в качестве реального природного феномена, занимает место в естественнонаучных зоологических трактатах и на географических картах. Европейские путешественники рассказывали о единорогах, которые принадлежали правителям Востока.
. Считается, что в данном месте Марко Поло описывает носорога, которого мог видеть на о. Суматра. Но указание на рог посреди лба выглядит в этом случае загадочно. Возможно, что описанный Марко Поло зверь всё же не реальная, а условная фигура – «ещё один виртуальный единорог, чье существование должно было покончить с классом его легендарных предшественников». Во всяком случае часть рассматривамого описания имеет явно вымышленный характер:
«Вы должны знать, что единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, словно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком».
На Херефордской карте мира (рядом с носорогом) изображен монокерос в виде осла с рогом, превышающим длину тела. (Альберт Великий определяет длину рога в десять футов [6] ). В надписи к рисунку поясняется:
Феликс Фабри – монах, совершавший паломничество в Иерусалим, утверждает, что единорог походит на верблюда. Согласно записям других путешественников, посетивших Ближний Восток в XV в., единорог живёт на горе Синай (варр. в Эфиопии, Индии, Китае, Тибете) имеет тело коня, слоновьи ноги и хвост свиньи. Единорог страшен и слону, и дракону и льву, ибо он зверь — солнечный… Он дружен с птицами, особенно с горлицами, чьё пение ему нравится. Постоянно упоминается о необыкновенной скорости бега единорога, о его дикости и ярости.
К XVII в. относится свидетельство другого монаха – иезуита Иеронима Лобо, который писал, что единороге: «по форме напоминает лошадь, тело же его золотистое».
Имеют своим атрибутом единорога :
Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во время потопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь.
Единорог, убивающий ударом своего рога слона, напоминает «каркадана» (носорога), описанного во втором путешествии Синдбада.
Древнеарабский писатель Абу Дамири просто отмечал: рог такой большой и тяжелый, что единорог всегда ходит с низко опущенной головой. Арабская версия «Физиологуса» отличается от стандартной, она содержит довольно эротическую историю: девушка в ней тоже непорочна, но лишена скромности, которую можно было бы ожидать от девственницы. В мусульманском мире единорога называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы илидругого животного, а иногда он имеет даже крылья.
В русских «азбуковниках» 16-17 вв. Е. описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге. «Промеж ушию имать рог велик, в роге имать всю силу»,— сказано в «Азбуковнике»**, древнерусском толковом словаре.
В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность.
У астрологов единорог — это ртуть, а лев — сера.
Циклы сцен девственницы с единорогом интерпретировались в качестве аллегории Пяти чувств.
Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой (impresa) семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVJT веках (вилла Фарнезе, Рим).
Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой (impresa) дома Эсте — покровителей искусств в ренессансной Италии. См.т.ж. Дикарь.
Символика этого животного с телом лошади близка символике рога, олицетворяющему божественные силы и могущество.
Вечно ускользающий идеал (или мечта), который всегда живет в человеческом сердце.
Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию.
В труде «Psychologie und Alchemie» («Психология и алхимия» (нем.))(Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений.
Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришел к выводу, что, при широком подходе, он лишен какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой — он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis («духа ртути (Меркурия)»). Он цитирует следующее высназывание Гонория Отенского в его «Зерцале Таинств Церкви»: «Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же — его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, — то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его». В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий «Физиолог» сообщает, что это — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum («Двуполого Чудовища»). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах. Что касается его иконографии, особо интересны гобелены XV в. в музее Клюни в Париже, содержащие иллюстрации к «Даме с единорогом» (KERL-32).
Однако единорог также символ вожделения. И это нетрудно объяснить. Как сильное и могучее животное он ассоциируется с силой самца, его рог — фаллический символ. В «Физиологусе» ничего не говорится о сексуальных действиях девушки, но все же легенда рождает и такую интерпретацию: только существо женского пола может покорить единорога, он кладет голову ей на колени, и она ласкает его. Его покорность похожа на покорность любовника. В легенде о девственнице он безошибочно распознает ее целомудрие и, если девушка порочна, пронзает ее рогом.
Основные сюжеты, особенно популярные в искусстве XV-XVI вв. Дама и Единорог (Охота на единорога) Единоборство единорога
По средневековым источникам, единорог осмеливается нападать даже на слона и может одним взмахом острого копыта распороть ему брюхо. Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи «The Faerie Queen» изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке.
Сражение льва и единорога символизирует солнечные и лунные силы и пары противоположностей. Он изображается вместе со львом, что означает единство лунных и солнечных сил.
В песнях трубадуров и живописи того времени единорог, «конь с крепким рогом во лбу», — самое мощное и неукротимое животное, которое становится кротким и падает на колени, только когда видит перед собой «прекрасную девственницу» — рыцарская культура от Индии до Западной Европы обожествляла женское начало мира и делала его назначением всех творческих потенций мужской стихии. [bdgs] на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах Леонардо да Винчи объясняет способ охоты на единорога его чувственностью; движимый ею, он забывает о своей свирепости и ложится на лоно девушки, тогда-то охотники и ловят его. Символ Е., широко представленный в мистических сочинениях и изобразительном искусстве европейского средневековья (сцена укрощения Е. девой получила отражение в пластическом декоре фрейбургского и эрфуртского соборов, в книжной миниатюре, на гобеленах, в частности на гобелене кон. 15 в. (см. рис.) «Дева и единорог» из парижского музея Клюни), воскрешается теми писателями 20 в., которые ориентировались на эту мифопоэтическую традицию. В стихотворении Р. М. Рильке «Einhorn» («Единорог») Е., на лбу которого «сиял, как башня в лунном свете, рог», описывается как «вырвавшийся из преданья» зверь, замыкающий собою «весь цикл преданий» (цитаты в переводе К. П. Богатырёва). В непринужденном равновесье ног Сияла белизна слоновой кости, И белый блеск, скользя, по шерсти тек, А на зверином лбу, как на помосте, Сиял, как башня в лунном свете, рог… («Единорог», перевод К. Богатырева)
Многообразие видов единорога хорошо передал в своем триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) Иероним Босх. В левой части триптиха три единорога: белый с телом лошади, с раздвоенными копытами, прямым рогом со спиральными извивами на голове; другой — бурый, похожий на оленя, на его голове изогнутый рог с округлыми узлами; третий — водяной единорог с туловищем рыбы, головой лошади и бородой козла, плавающий в пруду. По крайней мере, четыре единорога видны среди людей и зверей вокруг пруда. Один в виде белой лошади, его рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, на голове длинные торчащие уши, козлиная борода и огромный рог. Третий парнокопытный, с лошадиным туловищем и головой и рогом, расходящимся на два отростка. Босх в чем-то отражает воображения людей, а происходит от реальных животных.
Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах. Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес к нему затухает, но в XX веке он возрождается снова. Тема единорога, в особенности сюжет о единороге и девственнице, активно развивалась в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — две серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» и «Охота на единорога». Первая, хранящаяся в музее Клюни в Париже, состоит из шести гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека. На нежно-красном фоне на гобеленах изображены цветы, деревья, птицы, обезьяны, другие животные, лев и единорог, единорог и девушка. Другая серия, «Охота на единорога» (музей Клойстерс в Нью-Йорке), включает семь гобеленов. На них изображены охота, убийство, воскрешение единорога и его пленение. Тема единорога находит воплощение и в литературе. Иногда единорог является центральной фигурой повествования, например, в современной фантастике и детской литературе. Единороги в мифах связаны с волшебством и магией, поэтому они часто обитают в сказочных местах и королевствах. Иногда единорога представляют вовсе не волшебным животным. Так, у Рабле Пантагрюэль видит 32 единорога в Атласной стране, где все птицы и звери изображены на гобелене. В книге Л. Кэрролла «В Зазеркалье» единорог и лев борются за корону. Шекспир упоминает о единорогах в романтической драме «Буря». Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звезд» (1908) связывает с единорогом разрушительную силу, которая приносит обновление и перерождение. Поэма Райнера Марии Рильке «Сонеты к Орфею» (1923) написана под впечатлением от гобелена «Девушка и единорог». Хотя Рильке и не верит в существование единорога, его отображение в искусстве как бы дарует ему духовную жизнь, которая подчас кажется реальнее физической. В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец» (1945) единорог символизирует одиночество и уязвимость главной героини. В книге К. С. Льюиса «Последняя битва»(1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашен в рай. В произведении Т. X. Уайта «Король раз и навсегда» четыре мальчика заставляют кухарку выступить в роли приманки для единорога. И хотя вначале они намеревались оставить единорога в живых, потом жестоко расправляются с ним. Он частый персонаж художественных произведений и живописных полотен. С ним связано множество символов и аллегорий, и поэтому можно с уверенностью утверждать, что ему предстоит еще долгая жизнь в искусстве и сознании людей
Во «Властелине колец» единороги описываются как крупные животные (до 1,8 м в холке) белой или серибристой окраски с телом лошади и головой оленя. Их рог прямой витый рог длиной до 30 см. (http://thehobbiton.narod.ru/bes/e.html)
В цикле Р. Желязны «Хроники Амбера» Единорог представлен в качестве Первопричины и покровителя Амбера, хотя и связан лишь с недавними событиями. Он рассматривается в тесной связи с Лабиринтом и Обероном. В основе мифов о Единороге лежит «Книга Единорога» приписываемая Дворкину. Практически образ Единорога служит ядром государственной религии. Увидеть Единорога — чудо, и человек, который увидел его, поможет воздвигнуть храм на этом месте. Праздник в канун дня Летнего Солнцестояния также связан с Единорогм: в этот день Дворкин говорил с Единорогом. Из их бесед он создал «Книгу Единорога». (http://ambercorwin.narod.ru/faq.htm)
В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Существует еще одна гипотеза, объясняющая происхождение единорога. Однорогое животное могло быть получено искусственно, с помощью операции. В 1933 году биолог из университета штата Мэн (США), У. Франклин, Дав, произвел такую операцию новорожденному йоркширскому теленку. Описывая результаты эксперимента. Дав, объяснял, что рога жвачных животных растут не прямо из черепа, а из рогового нароста, или роговой ткани, расположенной над лобными костями. Дав, пересадил два роговых нароста в центр лба теленка, совместив их. В результате получилось животное с длинным прямым рогом. Дав, свидетельствовал, что взрослое прооперированное животное демонстрировало необыкновенную силу, сходную с той, какую приписывают единорогу: рог придал ему уверенности в себе, поскольку он мог его использовать с большим эффектом. Дав, писал, что секрет трансплантации роговых наростов был известен в древнем мире. Например, римский писатель Плиний Старший в одиннадцатой книге своей «Естественной истории» описывает подобный случай; правда, была произведена обратная операция: из одного рога получили четыре, но это свидетельствует и о возможности противоположного. Самый убедительный аргумент против существования единорога высказал французский натуралист Жорж Кювье в 1827 году, доказавший, что ни одно парнокопытное не может иметь один рог, поскольку такое животное имеет разделенные лобные кости и рог не может естественным образом вырасти на месте разделения. Кювье был прав: носорог действительно не является исключением среди парнокопытных и его рог не прикреплен к костям черепа.
Белая лошадка с задними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным винтообразным рогом на лбу — таково обычно изображение этого фантастического животного.
Скептицизм по этому поводу возрастал в XVII—XVIII веках. Хотя некоторые люди еще в XIX веке считали существование единорога реальностью.
Странно двусмысленный символ женского целомудрия в религиозном и светском аспектах обсуждается в статье Дева Мария (KERL-5).
Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом. В западной иконографии рог отделяется ото лба, вместилища духа, что свидетельствует об одухотворенности этого первоначально сексуального символа. Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть потом предан смерти. Считалось, что единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовало поверье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водяной аналог. Последний мог иметь тело большой рыбы или кита. Большинство считало, что едино рог — потомок однорогого азиатского носорога. Хотя внешним видом они явно различаются, сходство между ними все же есть, например в поведении. Подвергшийся нападению единорог очень свиреп, его трудно победить. Его рог, по легенде, обладает целебными свойствами. То же говорили и о носороге. Происхождение единорога связывали также с антилопами и другими двурогими животными. Из них наиболее вероятным его предком считалась антилопа-бейза, или сернобык; антилопа-орикс — крупное животное с белыми пятнами на туловище идлинными, практически прямыми рогами, — согласимся, такой образ гораздо больше подходит для единорога. Аристотель уверял, что у антилопы один рог: когда животное стоит боком, действительно создается такое впечатление. Кроме того, животное вполне могло родиться однорогим или потерять рог в схватке. Еще одно существо, родственное единорогу, — нарвал — небольшой кит, обитающий в арктических водах. Из его верхней челюсти растет белый зуб, или бивень, со спиральными извивами. Родиной единорога считается Индия, хотя это и не бесспорно. Древние писатели упоминают как его возможную родину Африку; существует также мнение, что единорог происходит из Китая. Единорогу долгое время приписывали такое качество, как царственность.
Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льва называют царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также и единорог.
«Легенда о Деве и Единороге столь же известна, сколь и необъяснима».
«…девственница открывает свою грудь единорогу, и зверь, утратив дикость, укладывает свой рог ей на грудь, засыпает и берется охотниками в плен». Исидор Севильский (XII. 2. 13)
Последний акт драмы определенно указывает на ритуальное совокупление животного с девушкой.
Завершается действо тем, что единорога приводят в царский дворец.
Фаллическая символика рога прозрачна и вполне осознается автором толкования в «Физиологе», однако рог трактуется им как мистическая сила, вселившаяся в чрево девы Марии. [AUAF]
Особый интерес представляет предпринятая Исидором Севильским попытка объединить в одной фигуре свойства носорога и единорога. Исидор словно не замечает противоречия, выдавая носорога за единорога, поскольку сам же отмечает разницу в расположении рогов: на носу и во лбу. Комбинация носит филологический характер, порождая в высшей степени интересную фигуру: маленький и кроткий зверь превращается в свирепого носорога. Победитель слона, увидев девственницу, утрачивает свою силу и засыпает на ее груди.
«[Носорог] зовется греками ринокерон и переводится на латынь как „рог в носу“, а также монокерон, то есть единорог, потому что он имеет один рог в середине лба, [величиной]* в четыре ноги, такой острый и мощный, что на кого бы он ни напал, [рогом] он сбивает его с ног или протыкает. Ведь часто он сражается даже со слонами и, раня их в живот, опрокидывает. У него такая сила, что ни один опытный охотник не может его поймать, но, как утверждают те, кто описывал природу животных, когда ему предлагают девственницу, которая при его приближении открывает свою грудь, он, отбросив всю свою свирепость, кладет на нее свою голову и, словно сонный, становится беззащитным. После этого его ловят» (Исидор Севильский. Этимологии. XII. 2. 12-13).
Известно, что мифический единорог, подобно легендарному носорогу, не имел брачной пары и размножался при помощи рога. Объединив обе темы, мы получим итифаллический образ Единорога, сформировавшийся как фигура божества женских инициаций. Часть этого обряда составляла дефлорация. Для дефлорации обычно служили специальные инструменты. Такими инструментами могли быть изваяния головы Единорога. Ради этой цели их передние части и полировали, полагает Л. С. Клейн, предлагая свою интерпретацию зооморфных скипетров эпохи энеолита
Вопреки «Физиологу» единорог не мог быть маленьким и кротким животным, подобным козленку. Некогда это был могучий воин и жрец, скрытый под зооморфным облачением. Единорог всегда жил в мифическом времени первопредков и никогда не покидал мифических пространств. [AUAF]