Единожды солгав что означает
«Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
1.Стоп-кадр ролика https://www.youtube.com/watch?v=sh5V2HEyWZo «Выставка художников Ленинграда 10-20 сентября 1975 года в ДК Невский». Преамбула худ. фильма «Единожды солгав. «
2. Актёр Юрий Беляев в роли художника Александра Крюкова в фильме «Единожды солгав. «
3. «В.И. Даль у постели умирающего А.С. Пушкина». Худ. А.Ф. Преснов (?)
I. О единожды солгавших.
Заглянем в собрание мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.
74-й афоризм адресуется лжецу: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?», про которого достоверно известно, что он однажды кого-то обманул, подвёл. О таковых, даже дающих обещания, заверения на дальнейшее, делается однозначный вывод: однажды обманувший может сделать это и ещё не один раз.
— Из типичных разочарований человека.
Можно ли лучше, чем поэт Андрей Дементьев, раскрыть сущность этих лжедрузей:
Первая история — художественный фильм 1987 года (начало Перестройки) с названием «Единожды солгав...», как усеченной частью афоризма К. Пруткова, был снят на киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Бортко, тогда сорокалетним, о своём ровеснике, преуспевающем художнике-конформисте, однажды вдруг задумавшемся о том, а правильно ли он живёт.
В том ролике прокомментирована дальнейшая судьба отдельных участников этой выставки: иных уж нет, а те далече... Другие же, возжаждущие жизненных наслаждений, приспосабливались к реалиям середины семидесятых. Для этого стоило лишь на ходу «переодеться».
Для выполнения этой программы ему надо было всего лишь поменять свои взгляды, обмануть самого себя...
Ведь было время, когда теперешний взысканный судьбой считал себя бунтарём, когда в работе он искал, горел. Возможно, понимая, что пишет конъюнктурные работы, художник и допускал, что в любой момент вновь может вернуться в творчестве к тем чувствам, когда он реально мог (по Н.Заболоцкому) «Души изменчивой приметы / Переносить на полотно».
И вот, наконец, он слышит из чужих уст о себе ту правду, которую давно мысленно вынашивал, двигаясь к «точке принятия решения».
А поедем-ка мы с хорошим художником в творческую командировку в Новокопёрск (нет, не Новохопёрск, что в Воронежской области), этот городок, по-видимому, где-то на севере. Предстоит большая работа по художественному оформлению Клуба металлургов.
И не он ли случился после неожиданной встречи в этом же населённом пункте с отцом, давно жившим другой семьёй, театральным режиссёром, приглашённым поставить в местном театре пьесу по Агате Кристи «Мышеловка«. Мы присутствуем при беседе двух творческих людей, по сути, ставших ремесленниками. Старый человек, потерявший на Войне ногу, не может похвастаться материальным благополучием, он вынужден к пенсии подрабатывать для семьи (дочери от второго брака 21 год, надо её одевать), путешествуя по северам и ставя в периферийных театрах спектакли по репертуару, как по плану, спущенному сверху. Боль у выпившего человека рвётся наружу, он не может уяснить, пёс его знает, что же надо современному поколению. Неужели это? А ведь он ещё многое мог.
После проведённых с отцом в беседе вечера и ночи наш художник, сунув в руку старику денежную купюру, вдруг прощается: «Я уезжаю. Долго объяснять. «.
В Ленинграде же на вопрос при встрече с так называемым руководителем работ, почему он приехал, единожды солгавший самому себе, ответил: «Всё! Наработались!».
Вторая история — комментарий известного писателя и сценариста Сергея Рокотова (1952-2015) (неожиданное моё открытие в интернете в процесс работы по теме).
Остаётся добавить, что иные комментарии здесь излишни.
II. О лжи во спасение.
Давно, ещё от бабушки, знаю, что нельзя физически неполноценному человеку (убогому) язвительно указывать на эти его недостатки. Именно про горбатых людей навсегда засело в голове. И тут, в лучших цитатах из архива Николая Караченцова (https://saltmag.ru/culture/people/2650) нахожу как раз это, по теме: «Есть такое понятие — святая ложь. Нельзя говорить горбатому, что он горбатый».
Вот и я так считаю. Ведь он и без нас об этом знает. Это его пожизненная ноша. Не дай Бог никому этакой тяжести!
У Овидия (в «Метаморфозы», IX, 711) читаем рассказ о дочери Лигда.
» Лигд сказал своей беременной супруге, что она обязана родить мальчика. Если же та родит дочь, то он убьет младенца. Беременная Телетуза увидела во сне богиню, вдохновившую её, и когда родилась девочка, ради спасения выдала её за мальчика. Девочка получила имя Ифис (имя подходило и мальчику) и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия. К Ифис была посватана невеста, в которую та, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать обратилась к богине, и та оборотила Ифис в настоящего мужчину».
Здесь автор рассказа и подчёркивает: «Так незаметно обман покрывается ложью невинной».
Здесь протоиерей Александр Сорокин пишет, что считать «Ложь во спасение» цитатой из Библии ошибочно. Он подробно объясняет, начиная с цитаты (Пс 32:16–17): «Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется. По-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ — в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»)».
И ещё продолжает, ссылаясь на (Пс 115:2):» Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ. По-русски: И сказал я в омрачении моём: всякий человек ненадёжен «.
Вот и священнослужители, с мнениями которых мы знакомимся в материале, названном в начале главы, различают варианты поведения человека, исходя из ситуации.
— Протоиерей Александр Сорокин высказывает мысль свою, с предостережениями, что «допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению«.
Наверное, многие из нас о «лжи во спасение» услышали впервые в детстве от своих родителей, поясняющих нам отдельные моменты в прочитанных книгах. К примеру, о нашем любимом герое у Марка Твена Гекльберри Финне, который врал охотникам за рабами, скрывая негра Джима. И это была та самая «ложь во спасение«.
Как можно, например, близкому человеку, очнувшемуся после сложнейшей операции, сразу сказать, что у него «рак». Успокаивая его, лучше на время уходить от правды, мол, операция прошла успешно, постепенно подводя к тому, что всё же после выписки нужна консультация онколога. И по истечении срока госпитализации прочитать тяжело больному врачебный эпикриз, стараясь как можно мягче донести до него необходимость в его дальнейшем лечении.
— Протоиерей Георгий Блатинский предлагает другой вариант: «. бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза...»
Подходящий диалог, в качестве примера к этому, между Далем и Пушкиным (у постели его, умирающего):
. Пушкин заметил, что я был бодрее, взял меня за руку и спросил:
– Даль, скажи же мне правду, скоро ли я умру?
– Мы за тебя надеемся, Пушкин, право надеемся!
Он пожал мне крепко руку и сказал:
Но, по-видимому, он однажды только и обольстился моею надеждою: ни прежде, ни после этого он не верил ей.
Из восп. В. И. Даля. (Щеголев, 202).
— Протоиерей Георгий Горбачук объясняет нам то, что до боли знакомо: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?». Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?»
Конечно же, не все. Но нам известно много имён патриотов, сумевших ответить недругам «не скажу». Они расстались с жизнью, клятву сохранив.
Вместо эпилога:
— Единожды солгавшему быть может мы поверим?
Сергей Поваляев
https://ruizdat.ru/list-stihi.php?g=25&link=16531
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Единожды солгавший
«Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
(Козьма Прутков).
— Извините за беспокойство. Жду свою девушку. Мы договорились с ней встретиться здесь.
Это обнадёживало. Не до амуров мне сейчас.
Парень заказал пиво, а когда принесли его, залпом выпил и довольно крякнул.
К моему удивлению, сосед без предисловия, стал рассказывать свою историю.
Чем я заслужила такое доверие, не знаю. Может ему просто захотелось выговориться, а я показалась подходящей слушательницей.
Ира – скрытная девушка. Я только через полгода нашей дружбы узнал, о её проблемах с парнями.
С ней охотно знакомились (ещё бы, такая девочка!), но прежде, чем она успевала влюбиться в своего ухажёра, тот проявлял нетерпение и начинал добиваться близости (как я их понимаю, такая фигурка и мордашка любого с ума сведут), а она, как и всякая красивая девушка, мечтала, чтобы любили её не за внешние качества.
Ну, я поддакивал, что, дескать, козлы такие, а сам про себя называл их баранами. К такой девочке особый подход нужен. Нельзя торопить события.
В начале января у неё день рождение, Ира справляла его в кругу близких, в кругу родных. Обо мне не вспомнила, а для меня ближе её никого не было! Но я не затаил обиду, а купил двадцать пять прекрасных алых роз по числу лет и подарил ей цветы на следующий день. Она смутилась, принимая букет:
— Извини, что не пригласила вчера, но мы отметим мой день рождения с тобой сегодня вдвоём. Если ты, конечно, не против.
Я был на седьмом небе от этих слов. Простил ей за эти слова все последующие грехи. Конечно же, я согласился.
Мы весело в клубе провели время. Пили, прикалывались, дурачились, смеялись и веселились. Иногда я прикладывал руку к шее, где на цепочке висели две рыбки. От них словно шло тепло рук любимой девушки, и я улыбался, не знаю чему.
Мне бы рыбку золотую, чтобы загадать одно единственное желание.
« Рыбка, рыбка помоги,
Золотая, сделай милость,
Прикажи девчонке той,
Чтоб в меня влюбилась.
Рыбка, рыбка прикажи,
Чтоб девчонка эта
Побежала бы за мной
Даже на край света.
Чтоб глядела на меня,
Синих глаз, не отрывая,
А дворец возьми себе,
Рыбка золотая!»
В помещение зашла высокая, хорошо одетая девушка и направилась к нам. Безмятежное выражение лица. Только глаза светились теплотой и нежностью, когда она смотрела на моего соседа, спешащего к ней на встречу.
Они ушли, взявшись за руки, переплетая пальцы.
Не подходящая пара на первый взгляд.
Он ниже ростом, проще, приземлённей. Она изысканнее и возвышеннее.
Только любовь не замечает таких мелочей.
Как бы я хотела всегда так смотреть на любимого человека и видеть в его глазах своё счастливое отражение!