Единственное что я знаю
Принцип познавательной скромности
«Я знаю, что я ничего не знаю».
Говорят, эти слова сказал Сократ, а записал Платон, его ученик. Сократ же ничего не записывал – он только изрекал. Хорошо, что Платон сподобился записать. Теперь мы знаем многие умные вещи, изречённые Сократом, в том числе и о том, что мы «ничего не знаем».
Некоторые исследователи приписывают это утверждение Демокриту. Не будем углубляться в существующие разночтения, а исследуем само изречение. Неважно, кто сказал, а молодец тот, кто записал.
Нашлись источники, где оно цитируется в немного изменённой форме: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Или: «Тот, кто знает, что он ничего не знает, знает больше того, кто не знает, что он ничего не знает». Здесь уже звучит попытка составить математическое, переходящее в социальное, неравенство, а также прeтензия на Nobel prix.
Есть ещё один деликатный вариант изречения: «Наше скромное знание о нашем незнании несколько лучше вашего гордого знания о вашем всезнании». Такой фразой можно ответить на нескромное заявление: «Я всё знаю».
На это: «Я всё знаю» лучше всего подойдёт мудрое: «Всё знает только Бог», но некоторые обижаются, когда им напоминают о том, что они не умнее Бога. Утверждать обратное они не могут, но почему-то их оскорбляет сравнение их способностей с Божьей мудростью.
На первый взгляд в утверждении: «Я знаю, что я ничего не знаю» присутствует логическое противоречие: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он ничего не знает. Фактически же здесь имеется попытка сформулировать «принцип познавательной скромности».
С точки зрения математической логики этот принцип можно наглядно представить следующим образом: всё наше познание это внутренний объём шара, а незнание (наше!) – внешний объём всего пространства, прилегающее к шару. Каким бы большим ни был шар, всё равно его объём остаётся неизмеримо малым по сравнению с бесконечным внешним пространством. Ну, как-то так.
Есть повод задуматься тем, кто надувается от важности подобно шару, переполненный всезнанием. Информация к размышлению.
Ещё пример: Божье Знание – это океан, а наше знание – капля в океане. Даже если некий разумник положит всю жизнь на приобретение знаний и наберётся у него в голове ведро океанской воды, то гордиться он сможет только перед среднестатистическим человеком, у которого в голове капля воды. А что такое ведро воды в сравнении с океаном?
На сегодняшний день эмпирическим (опытным-АдФ) путём выведен следующий принцип, называемый по-научному «эффектом Даннинга-Крюгера», где объясняется, почему «глубокая осведомлённость в предмете уменьшает уверенность компетентных лиц в своих силах (или-в своей компетентности-АдФ)».
Если исследуемый нами «принцип познавательной скромности» изложить на общедоступном русском языке, то получим несколько мудрых изречений из народного фольклора, что свидетельствует о хорошем знании древнегреческой философии в народной среде:
а) Меньше знаешь – крепче спишь.
б) Не забивай себе голову всякой ерундой.
в) Во многом познании много печали (библ.).
г) Не делай умный вид – тебе это не идёт.
д) Не лезь туда, куда тебя не просят.
е) Болтун – находка для шпиона! (совет.).
ж) Не болтай! (совет.).
з) Фильтруй базар! (соврем.).
и) Незнание закона не освобождает от наказания за нарушение закона (юридич.).
к) Незнание признаков какой-то болезни не спасает от заболевания этой болезнью (медиц.).
А если вспомнить ещё короткое и зловещее: «Он слишком много знал» о тех, кто загадочно ушёл из жизни или пропал без вести, то «принцип познавательной скромности» становится для нас просто жизненной необходимостью.
Кто знает, тот понимает. Кто не знает, тот молчит.
«Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю» (Сократ) (ЕГЭ обществознание)
В этом высказывании Сократа я вижу идею непостижимости знания для человека, но не для одного только древнего философа, в том объёме, в котором оно существует. И я полностью согласен с его высказыванием, потому что считаю, что человеческий разум не способен вместить в себя все знания мира, который, как мы знаем, настолько огромен, что исследована лишь малая его часть. Также это крайне актуальное высказывание, ведь в наше время новые знания появляются каждый день. За десять лет в 21 веке люди узнают больше нового, чем за 100 лет в 19.
На самом деле, чем больше человек узнает, тем больше он открывает неизвестного. Это называют парадоксом познания. А что такое познание? Познание — это процесс, направленный на получение знаний. И делится этот процесс на рациональную и чувственную составляющие.
А сами знания — это объективная информация об окружающем мире и себе, полученная путем познания. Формами знаний выступают гипотезы, теории, идеи, мысли и т. д.
Например создание пенициллина Александром Флемингом в 1928 году открыло ранее недоступные возможности в медицине, но также открыло людям множество других, ранее не изучаемых и неизвестных болезней. Например, предположительно инфекционные заболевания не поддавались лечению антибиотиками. В таких случаях медикам нужно было исследовать природу болезни и они открывали всё больше и больше заболеваний, ранее неизвестных миру. В этом и заключается парадокс познания. Все знания постичь невозможно.
Также примером человека, который доказал людям, что иногда то, что они знаю о мире не правда, для меня стал Галилео Галилей. Этот ученый открыл гелиоцентрическую систему мира, вместо устаревшей и неверной геоцентрической. Это открытие хоть сначала и было отвергнуто церковью, позже стало общепринятым. И уже на его основе другие ученые делали значимые открытия, которые сильно сказывались на науке того времени и сформировали и классифицировали все научные знания.
В заключение всему вышесказанному я хочу сказать, что обладаю той же точкой зрения что и Сократ по этому вопросу. Ведь по-настоящему умный человек никогда не признает, что обладает всеми знаниями, ведь перед ним огромное количество нераскрытых секретов природы и только дурак, который в своем познании остановился, может утверждать, что знает всё.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Я знаю, что я ничего не знаю»: диалоги Сократа
Сократ не оставил никаких письменных трудов, а обучение вел в виде диалогов с учениками, которые по памяти записали и сохранили его учение.
Я знаю, что я ничего не знаю
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Суд с ослом
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
О хорошем настроении
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
Афинская школа. Рафаэль Санти. Источник: wikipedia.org
Спускаться легче, чем подниматься
Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:
— Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.
О женитьбе
К Сократу обратился один из его учеников:
— Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
— Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.
Три сита
Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
— Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
— Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
— Ну, я слышал это от других.
— Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
— И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
— Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?
Смерть Сократа. Давид. Источник: wikipedia.org
О дурном характере матерей
Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:
— Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?
— Конечно, нет, — ответил сын.
— Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.
О безвинной смерти
К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:
— Ты умираешь безвинно!
— А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?
Что лучше?
Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:
— Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.
Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю (Сократ)
В словах Сократа есть смысл, хотя, как может показаться на первый взгляд, в них нет логики. Ведь, по сути, автор отрицает любое знание, считая, что все его знания – относительны. Пожалуй, с этой мыслью можно согласиться. Ведь все, что мы знаем наверняка в этом мире, верно лишь относительно чего-то. Как говорится, с какой стороны посмотреть. Даже то, что мы, люди, все разные, по-разному воспринимаем этот мир, говорит о том, что каждое знание одного из нас лишь относительно верно того, как мы видим действительность. Для другого же наша истина будет ложью. На эту тему можно рассуждать очень много, но актуальность ее будет вечной, как и имя автора данной мысли.
Я думаю, стоит дать определение понятию знание. Знание можно рассматривать как факт реальности, существование которого можно подтвердить рациональными аргументами. То есть, это убеждение, которое можно обосновать и проверить с точки зрения рационализма и эмпиризма.
Многие философы разделились в мнениях: одни считали и считают, что у знания рационалистическая природа, другие утверждают, что знание основано лишь на эмпиризме. Но более приемлемое мнение компромиссно – знание основано на двух этих составляющих, которые не исключают друг друга, а наоборот взаимно дополняют. Ведь человеку свойственно не только логически мыслить, но и чувствовать. Невозможно отделить разум от чувств – эти два компонента объединяются в человеке и делают нас теми, кто мы есть.
В данной теме стоит упомянуть понятия абсолютной и относительной истины, что поможет подтвердить правдивость слов Сократа. Итак, абсолютная истина подразумевает под собой четыре аспекта, но лишь один из них делает ее абсолютной – полное и актуальное и исчерпывающее знание о каком-либо предмете, который, в свою очередь, является сложно организованной естественной системой. Отсюда вытекает, что относительная истина – это знание о том же самом предмете, но не полное.
Понятия абсолютной и относительной истины тесно переплетаются между собой: каждое полное знание складывается из неполных истин, но в каждом относительном знании есть часть абсолютного знания. В диалектике абсолютное и относительное знание рассматриваются как объективные истины. Но считается, что абсолютная истина есть понятие не достижимое, которое никогда не сможет целиком сложиться. Что и есть подтверждением словам автора – можно знать наверняка лишь то, что ты ничего не знаешь, ибо абсолютное знание объективно невозможно.
Почему ученые всех времен и народов непрерывно искали ответы и вели споры по поводу уже открытых кем-то истин? Почему открытия совершались, но другие учёные опровергали эти открытия своими достижениями? Да, среди открытий есть знания, которые можно считать абсолютными и они считаются таковыми. Например, закон всемирного тяготения, закон Ома, Паскаля, и другие знания, которые приняты за абсолютные.
Но, если подумать, то эти знания есть всего лишь абсолютная составляющая более глобальной относительной истины. Лишь песчинка в океане мироздания, которой уже определили свое место, но она лишь часть огромной системы, а не великое абсолютное знание. Таким образом, абсолютным знанием можно считать лишь полное знание об окружающей действительности, ответы на все вопросы, которые не дано получить, потому что вопросов слишком много.
Человек усиленно пытается разгадать загадки мироздания, отправляюсь далеко за пределы нашей планеты. И чем больше мы осваиваем космос, тем более маленькими и незначительными мы себя чувствуем. Чем дальше продвигаются наши исследования во Вселенной, тем больше сведений и утверждений о ее бесконечности. Люди строят гипотезы, делают расчеты, запускают аппараты с целью отыскать ещё какой-то разум помимо нас, землян.
Но пока все эти попытки безуспешны. И многие считают, что это не оттого, что мы одни, а от того, что Вселенная настолько велика, что нам не добраться до тех мест, где может быть жизнь и разум, а им – возможно существующим разумным существам, также не представляется возможным добраться до нас. Эти расстояния сложно представить и оценить их величины. Но это в сотый и тысячный раз доказывает, что до абсолютной истины нам двигаться, как до других Галактик.
Поэтому я соглашусь с мнением великого философа античности. Возможно, это его утверждение и является единственной абсолютной истиной нашей жизни. Ведь я также точно знаю, что наверняка не знаю ничего. Я думаю, это чувство знакомо каждому. А тот, кто считает себя Всезнайкой, глубоко заблуждается в лабиринте своих относительных истин.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.
Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».
Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.
Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.
Правописание слова «не знаю»
Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration
Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.
В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:
С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.
Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.
Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».
Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.
Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.
1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.