Единый идентификационный номер еин что это
Информацию подтвердили источники, близкие к Минкомсвязи и Минфину. Также о закрытой встрече в ЦБ, посвященной сквозному индентификатору, рассказали два присутствовавших на ней банкира. По словам экспертов, объединение данных существенно упростит взаимодействие граждан с госорганизациями и банками.
— На днях прошла встреча представителей ЦБ, Минкомсвязи и Минфина, по итогам которой было решено представить предложения по внедрению сквозного идентификатора в IV квартале 2018 года, — пояснил источник. — Эти предложения будут внедрены на практике в 2019 году.
Граждане могут не иметь под рукой всех нужных данных о своих основных документах, цель сквозного идентификатора — помочь им это сделать, пояснила управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.
Подобное нововведение позволит также объединить базы данных разных ведомств, и свести воедино ту информацию, которую клиентам часто приходится предоставлять в процессе документооборота с органами власти, инвесткомпаниями и банками — особенно при начале отношений или операциях ввода и вывода средств. Это удобно и позволяет ускорить проверку данных, отметил советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Андрей Коркишко.
Люди-номера. Единый реестр данных грозит россиянам дискриминацией по «китайскому образцу». Мнения экспертов
Персональные данные — зыбкая субстанция, которая норовит «сбежать». Личную информацию клиентов упускали Сбербанк, «Билайн» и даже паспорта проштрафившихся нарушителей самоизоляции попали в сеть. В 2023 году появится Единый федеральный информационный реестр (ЕФИР), который сосредоточит всю информацию о россиянах. Законопроект в третьем чтении приняла Госдума. Эксперты и граждане задались справедливым вопросом: не опасно ли хранить все яйца в одной корзине? А если данные не «утекут» из-за сбоя или взлома, не воспользуются ли ими изнутри с «нечистыми» целями?
Поздравляем, вы — в базе
У ЕФИР есть плюсы и минусы. В теории он должен упростить жизнь людям, сэкономить время и нервы. Например, избавить от забега по инстанциям и сбора 1001 справки. Базы данных множества ведомств объединятся в одну, власти уже наладили кросс-взаимодействие. Например, сейчас пособие по безработице оформляется без справок от работодателя об уровне зарплаты и копии трудовой книжки. ЦЗН самостоятельно отправляет запросы в ФНС и ПФР. Хотя ещё 2 месяца назад надо было принести справку особой формы и копию трудовой.
Другая — финансовая. Все сведения сосредотачиваются в руках Налоговой. Значит, прощайте, неофициальные подработки, «халтурки» и прочий серый заработок. А эксперты через одного сомневаются в надёжности реестра.
Отвечать за наполнение регистра будет ФНС. Фото: static. life.ru.
Госдума уверяет, что беспокоиться не о чем. К тому же, о людях и так всё знают банки, медучреждения и даже турагенты. Депутат Сергей Боярский призвал сограждан не паниковать из-за ЕФИР.
Я уже не говорю про иностранные соцсети или платформы по бронированию отелей, которые потом превращаются чудным образом в таргетированную рекламу
Депутаты ужесточат законодательство о нарушении хранения личных и других данных. Когда система заработает в 2023 году, у государства будет чётко отлаженный механизм ответственности за утечку. Сведения из реестра смогут получать и спецслужбы, рассказал глава комитета Госдумы по СМИ Александр Хинштейн. Но в регистре будут разные уровни доступа, и каждое ведомство будет пользоваться только своей частью.
Вразрез действующим ФЗ
Реестр обернётся нарушением прав человека и федеральных законов. Об этом пишет портал «Роем». У ЕФИР огромное значение, он затрагивает все сферы частной жизни.
О неприкосновенности частной жизни говорится в Конституции РФ и ряде федеральных законов. В ч. 1 ст. 24 Основного закона не допускает «сбор, хранение, использование и распространение информации» без согласия человека. Органы госвласти и местного самоуправления должны ознакомить гражданина с документами, которые ограничивают его права и свободы. Статья 8 законопроекта о едином реестре легализует сбор и обработку персональной информации без согласия граждан. А персональные данные — это и есть частная жизнь человека.
Эксперт «Роем» Игорь Ашманов обращает внимание, что законопроект о едином реестре не только объединяет все сведения о человеке в одну запись. Этой записи присваивается уникальный несменяемый номер, который будет идентификатором гражданина. Нельзя ли это посчитать умалением достоинства личности? Это нарушение части 1 ст. 21 Основного закона «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Среди прочих юридических противоречий законопроекта — нарушение 152 ФЗ «О персональных данных». В рамках этого закона запрещается объединять базы данных, которые содержат персональные сведения, если они нужны для разных целей. Например, сведения о постановке на учёт безработного и данные из органов загс о регистрации брака имеют разные цели и не могут храниться вместе. К тому же, новый законопроект не предусматривает изъятие персональных данных по требованию гражданина.
Хотя в законопроекте предусмотрена возможность для гражданина получить данные о себе из ЕФИР (и даже, возможно, скорректировать «неверные данные»), но не предусмотрена возможность запретить их использование и передачу вовне по внутренним решениям оператора Регистра, а также удалить данные о себе. Невозможность удалить или изменить информацию о себе прямо нарушает права и свободы граждан Российской Федерации и закон 152-ФЗ, как уже сказано выше, — пишет Ашманов
Это противоречит ст. 14.1 существующего закона «О персональных данных»: человек имеет право потребовать у оператора уточнить, заблокировать или удалить личные сведения. «Роем» также указывает на нарушение закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», гостайну, угрозу правам личности.
Кто владеет информацией — владеет миром
Когда в мире происходят непонятные вещи, в бой вступают конспирологи. Это люди, хобби которых — искать заговоры, тайные знаки и послания. Например, кто-то периодически заявляет, что коронавирус был разработан в лабораториях США (или Китая) для торговой войны с Китаем (или США). Людей пугали и пугают цифровые пропуска. Единые реестры тоже вселяют страх: теперь мы знаем, как легко ограничить жизнь человека вплоть до выхода из дома, если твои данные в базе.
Эксперты опасаются параллельной власти и утечки данных. Фото из открытых источников.
Сергей Михеев поделился ещё одним занятным мнением. Политолог заявил о неожиданной стороне единого реестра граждан, которая может быть хуже утечек данных.
Первое и главное, для страны возникает параллельная власть, которая будет контролироваться людьми не избираемыми и даже не назначаемые по закону, — рассказал политолог
Мнение эксперта нельзя сбрасывать со счетов: кто владеет информацией — владеет миром. Самая большая власть сосредоточится в руках людей, которые ведут регистр. Ситуация опасная и для общества, и для государства, считает эксперт.
Когда появилось приложение «Социальный мониторинг», его тоже критиковали за слабую защиту. Программа передавала информацию по незащищённому http-протоколу без шифрования данных. Об этом писал портал «Роем» в статье «“Социальный мониторинг” мэрии Москвы заминусовали и удалили их Google Play за беспридел с личными данными». Пациенты опасались скачивать программу: она требовала доступ ко всем данным в гаджете, начиная от геолокации и заканчивая памятью телефона и звонками.
«Соцмониторинг» контролирует людей, которые лечатся от COVID−19 и ОРВИ дома. Глава московского департамента информационных технологий Эдуард Лысенко заявил, что никаких утечек из «Соцмониторинга» «не было и не будет». Однако на приложение всё равно жаловались: оно присылало странные штрафы и запросы на подтверждение карантина даже ночью. Лысенко заверил, что проблему уже исправили.
Единый идентификатор гражданина
В 2019 году данные паспорта, пенсионного и страхового удостоверений привяжут к сквозному индентификатору
Сквозной идентификатор, который объединит номера паспорта, пенсионного и страхового удостоверений, в России появится в 2019 году. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к Центробанку. Информацию подтвердили источники, близкие к Минкомсвязи и Минфину. Также о закрытой встрече в ЦБ, посвященной сквозному индентификатору, рассказали два присутствовавших на ней банкира. По словам экспертов, объединение данных существенно упростит взаимодействие граждан с госорганизациями и банками.
Разработкой сквозного идентификатора занимаются Центробанк, Минкомсвязи и Минфин. Идентификатор свяжет информацию о гражданах из разных баз — номер паспорта, а также пенсионного и страхового удостоверений. Гражданину он позволит найти данные о себе в любой базе. Например, на сайте Пенсионного фонда России по номеру паспорта можно будет получить номер СНИЛС. Источник, близкий к ЦБ, пояснил «Известиям», что сквозным идентификатором станет уникальный номер. По его словам, сквозной идентификатор появится в 2019 году.
— На днях прошла встреча представителей ЦБ, Минкомсвязи и Минфина, по итогам которой было решено представить предложения по внедрению сквозного идентификатора в IV квартале 2018 года, — пояснил источник. — Эти предложения будут внедрены на практике в 2019 году.
Эту информацию Известиям» подтвердили источники, близкие к Минкомсвязи и Минфину. По словам источника, близкого к Минкомсвязи, возможно, со временем сквозной идентификатор заменит гражданам остальные документы. Также о закрытой встрече в ЦБ, на которой обсуждалось введение сквозного идентификатора, рассказали два присутствовавших на ней банкира. В Минфине, Минкомсвязи и Банке России на официальный запрос «Известий» не ответили.
Как ранее говорила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, по идентификатору можно будет получать и финансовые услуги. Новшество касается физлиц и будет разработано в рамках «Основных направлений развития финансовых технологий на 2018–2020 годы».
Граждане могут не иметь под рукой всех нужных данных о своих основных документах, цель сквозного идентификатора — помочь им это сделать, пояснила управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.
Подобное нововведение позволит также объединить базы данных разных ведомств, и свести воедино ту информацию, которую клиентам часто приходится предоставлять в процессе документооборота с органами власти, инвесткомпаниями и банками — особенно при начале отношений или операциях ввода и вывода средств. Это удобно и позволяет ускорить проверку данных, отметил советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Андрей Коркишко.
В рамках новации повысится скорость обслуживания, а также снизятся риски неправильного внесения данных при обращении в финансовые организации, добавил директор департамента IT-развития банка «Открытие» Олег Зайцевский.
Объединение данных об основных идентифицирующих гражданина документах существенно упростит любое дистанционное общение с государственными организациями и удаленное получение госуслуг, считает директор департамента стратегических проектов Бинбанка Антон Маслий.
Однако при введении единого номера повышается риск компрометации данных. Мошеннику будет легче получить всю информацию о человеке, если он знает хотя бы один идентификатор, добавил Олег Зайцевский. Антон Маслий считает эти риски гипотетическими.
— Уровень защиты информации при ее обработке постоянно растет. Вполне вероятно, что защищенность сквозного идентификатора от взлома будет выше, чем защита данных у разных ведомств по отдельности, — отметил эксперт.
Многие не примут: протоиерей Чаплин разъяснил свое отношение к единому идентификатору
Каждый россиянин уже в 2019 году получит единый идентификационный номер, по которому можно будет установить номера паспорта гражданина, его страхового и пенсионного удостоверений, а также получить другие персональные данные. Единый идентификатор позволит найти данные о гражданине в любой базе. Соответствующее решение принято на встрече представителей Центробанка, Минкомсвязи и Минфина, сообщают СМИ. Священник Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин считает, что часть верующих негативно отнесется к этому нововведению, и их позицию стоит учесть при принятии окончательного решения.
«Очень многие люди этот идентификатор не примут, особенно если он будет оформлен как номер личности — не номер счета, а именно номер личности, то есть у человека появится как бы новое «имя», а точнее, псевдо-имя, — отметил отец Всеволод в комментарии Федеральному агентству новостей. — Мне кажется, появление такого идентификатора, скорее, ослабит информационную безопасность нашего государства. Для обеспечения такой безопасности лучше не централизовать данные, а как раз наоборот — раскладывать их в разные корзины. Если появится единый идентификатор, это практически неизбежно приведет к объединению всех баз данных, и многие негосударственные игроки, в частности, международные банки (а российские банки по сути тоже являются международными) — получат доступ к большому объему персональных данных человека».
Отметим, эксперты считает беспочвенными опасения, что введение единого идентификатора якобы может как-то ослабить информационную безопасность страны, подробнее об этом в ближайшее время читайте на сайте Федерального агентства новостей.
По мнению Всеволода Чаплина, в таких вопросах РПЦ должна прежде всего защищать права своих прихожан.
«Думаю, для церкви важно прежде всего прислушиваться к простым людям и перед лицом власть имущих защищать права и мнения любых людей, простых прежде всего, тех кто беззащитен, тех, кто высказывает резонные опасения», — отметил священник.
По мнению Чаплина, не стоит относиться к опасениям людей как исключительно к проявлению необразованности или мракобесия.
«Эти опасения не связаны с суевериями, с какими-то магическими мотивами, — подчеркнул он. — Да, есть иррационально мыслящие люди, которые ищут в новом паспорте «змею, кусающую свой хвост». Но аргументы большинства консервативных людей, которым не нравятся все эти новшества, вполне разумны, к ним стоит прислушаться и церковным властям, и светским. И, как я уже сказал, нужно понять, как быть с теми, кто в любом случае откажется от этих идентификаторов, а я предвижу, что это будут десятки тысяч людей, а может и сотни тысяч. Для них нужно создать альтернативу, лучше всего в виде бумажных документов. Государство от этого не обеднеет, а совести людей будет спокойнее».
С опасениями священника не согласны многие эксперты, которые утверждают, что повсеместное внедрение этой системы существенно упростит взаимодействие граждан с государственными организациями, а также с банками.
Ранее газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что на днях прошла встреча представителей Центробанка, Минкомсвязи и Минфина, по итогам которой было принято решение «представить предложения по внедрению сквозного идентификатора». Соответствующие предложения нужно представить уже к четвертому кварталу 2018 года.
Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем
08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.
Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.
Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.
Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.
До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025
Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.
Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.
В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.
Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.
В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.
На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.
Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.
Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.
Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.