Edm музыка что это
7 доказательств того, что EDM правит миром
Текст: Николай Редькин
Электронная музыка в последние лет пять переживает пик популярности. Точнее, не вся, а тот ее сегмент, что называют EDM. The Flow рассказывает, как это произошло.
1. EDM — умный бренд
Три буквы EDM (расшифровывается как Electronic Dance Music) впервые появились в американской прессе в 2010 году — и с тех пор такое сокращение превратилось в один из самых продаваемых брендов в музыке
Сам по себе термин Electronic Dance Music не объясняет ровным счетом ничего. Это не жанр. Тремя веселыми буквами можно маркировать и трэп, и дабстеп, и электрохаус. Но ты говоришь: “EDM” — и сразу понятно, что имеется в виду. “Чистый”, идеально сведенный звук. Трансовые синтезаторы. Обязательный дроп: момент, когда музыка затихает, а потом со страшной силой ухает бас.
Послушайте один из первых EDM-хитов: в 2009 году француз Дэвид Гетта подумал, что неплохо было бы соединить R&B с танцевальной музыкой — и позвал помочь с вокалом певицу Kelly Rowland.
2. EDM-фестивали невероятно популярны
На EDM-фестивали типа американского Electric Daisy приходят сотни тысяч человек (в этом году, например, был поставлен рекорд — 300 тысяч). Радиостанции в США спешно меняют формат, отдавая больше эфира электронной музыке. Да и рэперы не остаются в стороне: Snoop Dogg давно работает с Дэвидом Гетта, Chris Brown отходит от R&B в сторону трансового клубного звука, Waka Flocka просит продюсера Стива Аоки написать ему музыку для нового альбома (на котором будет “EDM-рэп”).
Принято говорить о том, что рейв-бум настиг Америку с опазданием в 20 лет. В 90-е, когда Англия распробовала огромные рейвы на полях и складах, а немцы разрушили Стену и полюбили устраивать вечеринки в индустриальных зданиях восточного Берлина, американская электронная сцена сносно чувствовала себя всего лишь в нескольких крупных городах: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес. На мероприятия с танцевальной электроникой приходило смехотворно мало людей. В начале двухтысячных все стало совсем плохо: радиостанции были заточены исключительно под рэп, рок и кантри, электронная музыка считалась маргинальной (вспомните нацеленную на Моби строчку из “Without Me” Эминема — “Nobody listens to techno!”).
Как от таких стартовых условия американцы пришли к нынешнему триумфу EDM? Выключили техно-романтику и включили бизнес. Избавились от всего негатива, связанного со словом “рейв” — большие скопления людей, танцующих под электронную музыку, стали называть более благозвучным словом “фестивали”. Но дело было не только в термине. Никаких танцев на заброшенных складах. EDM-фестиваль проводят на площадке, отвечающей требованиям безопасности (например, спортивный стадион), где есть парковки, фудкорты, врачи, охрана.
На самом первом Electric Daisy в 2008 году случился одновременно прорыв и провал. Прорыв — потому что люди, пришедшие послушать Benny Benassi, Paul Van Dyke, Moby и других, заполнили огромный стадион. Провал — потому что 15-летняя девочка умерла от передозировки MDMA. Любимый рейверский драг ласково называют “молли” (это не женское имя, а сокращение от “молекула”). Если вы слушаете рэп последние полтора-два года, то успели запомнить это слово; про то, что молли глотают, продают и подкидывают в бокал девушке, сейчас читают в каждом втором треке.
3. Диджеи — новые рок-звезды
Если открыть интервью со звездой EDM, то оно как правило начинается в пятизвездочном номере отеля или на борту частного джета. Эти молодые парни каждый вечер раскачивают огромные толпы, окружены красивыми женщинами и живут так, словно никакого завтра не будет. И денег у них становится только больше. Так самый преуспевающий EDM-артист планеты Calvin Harris (автор песни “We Found Love”) в этом году заработал 66 миллионов долларов — и это на 20 миллионов больше, чем год назад.
Avicii пишет музыку на новый альбом Мадонне — и однажды ездил с ней вместе с концертный тур. На свой новый альбом он подтянул рок-артистов: среди них Джон Бон Джови, Крис Мартин из Coldplay и Найл Рождерс, гитарист фанк-группы Chic. Последний называет его “Джоном Колтрейном от Fruity Loops”.
4. Их столица — Вегас
Город грехов двигается под ритмы EDM. Хотя сначала диджеев туда не хотели пускать: играйте на Ибице, ваша электронная музыка отвлекает гостей от рулетки и покера! Так, Tiesto рассказывал в интервью, что еще пару лет назад он не мог получить резиденцию в клубе Лас-Вегаса, потому что там правил хип-хоп. “Я общался с промоутерами, но они говорили мне: “Извини, такого никогда не случится. Рынок здесь совершенно другой”.
Потом вдруг выяснилось, что новая индустрия может быть не менее прибыльной. Самый известный ночной клуб города, Hakkasan, которым владеет родственник эмира Объединенных Арабских Эмиратов, зарабатывает огромные деньги. Некоторые из его посетителей за ночь просаживают миллион долларов в баре.
Тут можно вспомнить цитату will.i.am, самого большого фаната EDM-музыки в хип-хопе: “В поп-музыке песня становится хитом, когда ее много раз крутят по радио. В диджейском бизнесе хит — это когда продается много алкоголя”.
Еще одна внушительная цифра: на букинг диджеев за прошедший год клуб потратил примерно 70 миллионов долларов.
5. Это дорого и эффектно выглядит
Раньше диджея могли не знать в лицо. Да и он, склонившийся над вертушками, мог часами не бросить ни одного взгляда в толпу.
В эру EDM диджей — суперстар. Танцующие больше не смотрят друг на друга, их взгляды теперь обращены на сцену. Со стороны она больше всего напоминает цирковую арену. Похоже, что началось это с группы Daft Punk, которая однажды выступила на фестивале Coachella внутри огромной сияющей пирамиды. Теперь Avicii играет, стоя на громадной голове самого себя. Skrillex прилетает на огромном корабле, чей макет будто бы подсмотрен в фильмах Майкла Бея. Steve Aoki катается в толпе на надувной лодке и метает в зрителей торты — на его концертах можно увидеть девушек в футболках с надписью “А ну-ка брось в меня!”.
Все это, естественно, со светом, лазерным шоу, видеопроекциями и дорогостоящими декорациями.
Увлечение внешними эффектами обесценило собственно навыки диджеинга. По распространенному мнению, EDM-звезды не умеют сводить. Есть и исключения вроде A-Trak, который пришел в эту индустрию из скрэтч-баттлов. Но его пример только подтверждает правило. И анекдот “Концерт Дэвида Гетты отменился — потерялась флэшка, на которую был записан сет” возник не на пустом месте.
Логика EDM-диджеев тоже понятна: люди приходят получить шоу — и они его получают. Кто-то из них, как Avicii, находит силы признаться — да, определенная часть сета прописана заранее. Кто-то, вроде скандалиста deadmau5, делает это в более вызывающей sorrynotsorry-манере: «Мои навыки проявляются в студии, где я сочиняю хиты. А на лайве я просто нажимаю play».
6. На фестивалях родился новый дресс-код
Рейверы и в былые дни могли удивить внешним видом. Теперь посетителей EDM-фестивалей все чаще называют “новыми детьми цветов”.
Они так же, как и хиппи 60-х, стремятся ко всему яркому и психоделическому. Фиолетовые меховые ботинки, кислотных расцветок парики, много розового и самые дикие костюмы — все это важная часть новой рейв-культуры. “Какие костюмы стоит надевать на Electric Daisy в этом году?” — учат американского читателя профильные сайты.
7. EDM много ругают — а значит, это что-то большое
На тему EDM и без того много ворчания: эта музыка пластмассовая, бездушная, коммерческая, она убивает саму идею диджеинга и плодит роботов, вся задача которых сводится к нажатию кнопки play.
Поэтому лучше сосредоточиться на том, что в этом хорошего. Во-первых, EDM звучит более-менее стандартно, и тем интереснее на его фоне выглядит “андеграунд”, музыка, от этого стандарта отклоняющаяся, делающая упор не на массовость, а на новаторскую составляющую.
А во-вторых, привлекая стотысячные толпы на фестивали, EDM популяризует электронную музыку как таковую. И это хорошо для всего жанра в целом. Оптимистически смотрит на ситуацию Richie Hawtin, техно-продюсер с безупречной репутацией. “Если ты врубился в Кэлвина Хэрриса или Afrojack, то поздравляю, это круто. Ты открыл дверь, но есть еще многое, что тебе придется узнать”.
На три буквы: что такое EDM и почему он так популярен?
Один из них — проходящий уже больше 10 лет Tomorrowland в Бельгии, другой — его идейный побратим из нижегородского поселка Большого Козино Alfa Future Festival. Оба собрали десятки тысяч посетителей (точнее, Tomorrowland собрал сотни тысяч). Оба были посвящены загадочному музыкальному направлению EDM — то есть electronic dance music. На обоих выступал голландский диджей Армин Ван Бюрен. И вот как это выглядело:
У бренда EDM, раскручиваемого американской шоу-индустрией где-то с середины двухтысячных, есть немало критиков и даже ненавистников. Давним поклонникам электронной музыки не нравится, что эта всеобъемлющая и ничего не означающая аббревиатура заместила собой в умах молодого поколения долгую и славную историю танцевальной культуры, начавшейся с Kraftwerk и продолжившейся дивным соцветием направлений, возникших в конце 80-х – начале 90-х — от хауса и техно до электро и драм-н-бейс. Другим не нравится чрезмерная коммерциализация EDM, приводящая к тому, что максимальные денежные суммы оседают на счетах людей, которые, мягко говоря, не заслужили этого своим талантом. Не секрет, что музыка, исполняемая суперзвездами EDM, как правило, является продуктом коллективного творчества вместе с продюсерами. Да и выступления супердиджеев носят, скорее, символический характер — того же Дэвида Гетту неоднократно ловили за выключенным пультом, в том числе во время выступления на Tomorrowland.
Впрочем, критики злятся, а караван EDM торжественно марширует по планете. В недавнем интервью газете Chicago Tribune лидер гранж-группы Jane`s Addiction и создатель одного из самых больших фестивалей мира Lollapalooza Перри Фаррелл признался, что ненавидит эту незамысловатую музыку. Однако на Lollapallooza, которая была основана 25 лет назад как праздник альтернативного рока, выступают все те же звезды трехбуквенного бренда, и, оцените иронию судьбы, именно на сцене, названной в честь Перри Фаррелла.
Слушайте The World Is Mine — Joachim Garraud на Яндекс.Музыке
Не зря Дэвид Гетта записал композицию «The World Is Mine» — напророчил.
Что такое электронная танцевальная музыка (EDM)?
Последние 15 лет, музыка EDM (Electronic dance music) повсюду. Но что такое электронная танцевальная музыка (EDM) на самом деле?
Вы услышите это по радио, в клубах, а сейчас, вероятно, на вечеринке по поводу 50-летия вашей тети.
Но что он на самом деле включает музыка EDM? Как узнать, что такое EDM, а что нет? И как это сделано?
Независимо от того, являетесь ли вы начинающим музыкальным продюсером / ди-джеем, желающим создавать EDM, или просто интересуетесь самой музыкой – эта статья ответит на эти вопросы. Фактически, мы рассмотрим:
Итак, чего мы ждем? Начнем с того, что такое танцевальная электронная музыка.
Что такое электронная танцевальная музыка?
Электронная танцевальная музыка, хотя сокращенный термин EDM появился намного позже, по сути, представляет собой любую форму музыки, которая создается как электронным способом с помощью цифрового (компьютерного), так и аналогового оборудования и предназначена для танцев.
Обычно эта музыка содержит инструменты и звуки, такие как синтезаторы, драм-машины, обработанные сэмплы и записи, и как правило имеет неотъемлемую «электронную природу» звука.
Звучит точно, полно и громко.
Особенно по сравнению с акустическими жанрами, которые часто требуют огромного количества ухищрений, чтобы заставить их звучать так же чисто, как электронная запись.
В электронной музыке вы не ограничены «живой» записью, поэтому у вас есть полный творческий контроль над каждой секундой песни.
Вы можете поставить бас-барабан точно в такт в любом темпе. Synth недостаточно “шипучий”? Можно что-нибудь сверху добавить. Вокальный сэмпл – отстой? Просто замените его одним из тысяч в вашей библиотеке сэмплов.
В результате EDM-мелодии по своей сути звучат крупнее и чище, потому что есть больше контроля в процессе, от первоначальной идеи до конечного продукта.
Танцы против электроники
Однако стоит отметить, что некоторые люди определяют электронную и танцевальную музыку как отдельные жанры, потому что не вся электронная музыка обязательно предназначена для клубов.
Краткая история электронной музыки
Его корни уходят в форму музыки, известную как Musique Concrete – французский термин, обозначающий музыкальный коллаж.
В этой форме музыки образцы записанных звуков были объединены в музыкальное произведение с использованием примитивных технологий (новаторских в то время).
В конце концов, были созданы первые синтезаторы, и их начали использовать в этой форме музыки.
Со временем одна и та же электроника начала использоваться как в существующих акустических жанрах, так и в новых. Хаус-музыка была одной из первых.
Под влиянием его акустических аналогов, таких как диско, фанк, соул и джаз – хаус-музыка имела отчетливый электронный звук, управляемый пыльными драм-машинами, вневременными звуками синтезатора и обрезанными сэмплами.
Это была одна из первых форм танцевальной электронной музыки, отличавшаяся ритмом «четыре на полу». На тот момент термина EDM еще не существовало, и обычно его называли «танцевальной музыкой».
Создается множество других поджанров, а именно не только новые формы хауса, но и UK Garage, транс, техно и многое другое.
Перенесемся примерно на 10-20 лет вперед, и электронная танцевальная музыка перейдет от аналогового оборудования к компьютерам, где она становится намного доступнее и не требует, чтобы вы продавали машину, чтобы позволить себе ее производить.
Поджанры EDM появляются везде – джангл, гараж, хип-хоп, техно, транс, электро-хаус, прогрессив, евроданс и т. Д.
И за последние 10-15 лет электронная танцевальная музыка перестала быть странным младшим братом музыки и начала получать известность и признание публики в массе – это больше не только для клубов.
Именно здесь впервые появился термин «EDM», потому что это был простой и повторяемый термин для описания любого вида электронной музыки, под которую вы можете танцевать.
Но EDM – это большой зверь, с множеством разных стилей и поджанров. Итак, давайте разберемся с этим.
Поджанры EDM
Как вы, наверное, догадались, в электронной танцевальной музыке существует множество различных поджанров.
Самыми популярными из них, вероятно, являются future bass, биг рум хаус, гибридный трэп, дабстеп, электронный поп и future house.
Это те, которые вы услышите на большинстве крупных фестивалей и клубов, и первыми их разработали такие артисты, как Hardwell (биг рум), Skrillex (современный дабстеп), Diplo (трэп / электро-хаус / другие) и другие известные артисты.
Но есть еще много чего: дип-хаус, транс, драм-н-бэйс, хардстайл, гараж и многие другие.
Наверное, их слишком много, чтобы перечислить, особенно если вы продолжаете разбивать их на нелепые уровни, такие как «гипер-джазстеп» или «хардкор-брейкбит-транс». Все поджанры электронной музыки описаны в этой статье.
Если вы заинтересованы в создании определенного стиля EDM, это, вероятно, поможет определить грубый жанр, в который вы хотите вписаться.
«EDM» означает только «коммерция»?
Одна из современных дискуссий в сообществах электронной музыки заключается в том, что означает EDM с точки зрения музыки, которую он охватывает.
Под EDM подразумевается вся электронная танцевальная музыка или это просто описание популярного разнообразия, которое мы слышим по радио и лучших плейлистов Spotify?
Эта музыка производится в электронном виде с помощью компьютеров и / или аппаратных синтезаторов / драм-машин, и создана для танцпола.
Фактически, до того, как был использован термин EDM, общий термин для электронной танцевальной музыки был одним из следующих:
Примерно в 2010-2011 годах EDM просто стал для всех удобным и востребованным термином, так как популярны такие жанры, как big room, trap и future bass.
Когда это произошло, продюсеры и ди-джеи, которые были в то время не хотели иметь ничего общего с этим термином – потому что это новое поколение электронной музыки сильно отличалось от того, к чему они привыкли.
Но на самом деле жанры развивались и создавали новое звучание. Нравится ли вам старая школа или новая школа, неважно, как именно она звучит – все это была EDM – электронная танцевальная музыка.
Это что-то вроде металла и панка – у них очень разная эстетика, но общим термином для обоих по-прежнему будет «рок» (не говорите никому из поклонников металла, что я это сказал).
И хотя все больше и больше музыкальных жанров используют электронные технологии, определяющим фактором EDM является то, что это в первую очередь электронные звуки, созданные для танцпола.
Это включает в себя все, от чикаго хаус до отрывного дабстепа.
Как делается EDM?
(Иногда эти люди также являются ди-джеями, но не обязательно быть ди-джеем, чтобы быть продюсером, и наоборот).
Причина этого в том, что компьютеры являются сверхгибкими инструментами, позволяющими нам создавать и манипулировать практически любым записанным или созданным звуком.
И, вероятно у вас уже есть неплохой компьютер для создания музыки.
Минимально жизнеспособная студия
Да, вам нужно будет загрузить в DAW хорошие семплы и, возможно, несколько плагинов и ресурсов, но это все.
Так что да, песня, которую ваш друг очень любит, вероятно, была спродюсирована каким-то хипстером 20-летнего возраста в подвале своих родителей. Не в какой-нибудь модной студии с оборудованием на миллионы долларов.
Но помимо этих инструментов есть и обратная сторона медали – учебные ресурсы.
Если вы хотите эффективно изучить производство электронной музыки, вам нужно хорошее образование.
И нет, я не говорю о том, чтобы научиться этому по одному только учебнику.
Для некоторых это может означать посещение колледжа или школы для изучения музыкального производства (утрирую), для других это может означать прохождение онлайн-курса.
Курсы, как правило, более эффективны, потому что это полноценная информация:
Что бы вы ни делали, убедитесь, что получаемое вами образование является ценным, актуальным и хорошо структурированным.
Это сэкономит вам время, избавит от головной боли и разочарований.
Edm музыка что это
В этой статье немного поговорим некоторых видах обработки при сведении танцевальной популярной музыки, так как эта тема актуальна будет всегда. Последовательность действий в сведении исходит от устоявшегося среди большинства звукорежиссеров алгоритма работы над электронно-танцевальной композицией. Но стоит отметить, что они носят скорее рекомендательный характер, нежели являются жесткой инструкцией.
БАЛАНС И ПАНОРАМИРОВАНИЕ
Первый шаг к созданию микса – настройка относительного уровня на каждой дорожке, который диктует музыкальный стиль. Необходимо идентифицировать определяющие детали жанра и «выдвинуть» их на первый план. В жанре танцевальной музыки, как правило, барабан и бас звучат на переднем плане в миксе, а всё остальное – в центре, за ними, в том числе и вокал (так как чаще всего он играет второстепенную роль в данном жанре).
Поэтому обычно начинают с определяющих инструментов, постепенно вводя в микс остальные. Так как басовый барабан – одна из важнейших составляющих электронного микса, следует начать выстраивать уровень с него, а далее подстраивать под него семплы малого барабана (snare), хлопки (clap), хай-хэт (hi-hat), тарелки (cymbal) и прочую перкуссию относительно его уровня звучания. Такой подход называют сведение «по важности инструментов».
Далее последовательно добавляются бас и прочие составляющие микса, получая полное звучание.Стоит отметить, что вышеизложенный способ далеко не единственный метод работы.
Существует также обратный способ работы – «субстрактивный», при котором изначально уровни находятся в одном положении, а затем понижаются для второстепенных инструментов.
Когда процесс регулировки уровней завершён, как правило,начинается процесс панорамирования инструментов в треке.
Не существует строгих критериев по позиционированию инструментов, это больше творческий процесс. Положение инструментов в миксе зависит и от составляющих частотного спектра инструментов.
Общие примеры панорамирования описаны в Таблице1.
Зачастую в танцевальной музыке панорамирование инструментов выходит за рамки наиболее употребимых расположений. Это, как уже говорилось выше, творческий процесс. Микс с грамотным панорамированием звучит «чище» и «определённей».
В поддержку этой теории можно сказать, что наш слух (в «реальном» мире), более восприимчив к сокращению частот, а не к повышению, так как любые частоты, как правило, уменьшаются от взаимодействия с предметами, материалами, стенами и тд.
В противоречии этому можно заметить, что в электронно-танцевальной музыке расположение инструментов в панораме редко бывает естественным, поэтому допускаются эксперименты. Иногда подобное явление может использоваться специально, чтобы подчеркнуть позиционирование инструментов, выделить их, сделать их звучание более «чётким» и «определённым» в танцевальном миксе. Для нивелирования частотных конфликтов между инструментами, кроме панорамирования, также может использоваться эквалайзер.
Существует ещё одна причина в пользу «обрезки» частоты, а не её повышения, находящаяся в процессе записи самого аудио. Для увеличения отношения сигнал/шум, любое аудио должно быть записано на более высоком уровне, насколько это возможно, но если уровень близок к клиппированию, то повышение определённых частот при эквализации может привести к искажению сигнала.
Одно из самых распространённых заблуждений об эквализации – это то, что не стоит её применять, если звук на этапе записи не нуждается в частотной коррекции.
Это заблуждение связано с тем, что эквалайзер использовали в качестве средства компенсации провалов и разрешения конфликтов частотной характеристики, которая ставила под угрозу тембр записанного звука. Низкое качество, по сравнению с сегодняшними стандартами, тракта звукопередачи, вызывало необходимость последующей эквализации, чтобы довести запись до «исходного звучания». Большинство звукорежиссеров старшего поколения сохраняют то же мышление и по сей день, но эта точка зрения ничего не значит для электронно-танцевальной музыки. Так или иначе, пропорциональная сумма используемых тембров образует единый синтетический продукт. Таким образом, использование эквалайзера – это не только помощь в достижении чистого звучания каждого инструмента, но и способ творческого искажения тембров.
Эквалайзер может использоваться как фильтр определенных частот, которые звучат естественно, для инструмента. С помощью спектрального анализатора можно проследить полосы частот баса, который создавался для хаус-трека.
Звук баса обогащается гармонически за счет расширения слышимого спектра и становится пригодным для электронно-танцевальной музыки, где создание музыки определяется не только звуковысотным и временным разнообразием в игре инструмента, но и разнообразием внутри тембра одного инструмента. Создание уникального тембра путем коррекции пиков в спектре является обычной практикой для многих продюсеров жанра. Более подчеркнуто выражается такого рода прием путем небольшого подъема пиков в низкочастотном спектре.
С другой стороны, кроме насыщенного звука, положительный эффект достигается путем среза всех гармоник, кроме четырех пиковых. И в этом есть свое преимущество. Поскольку маловероятно, что в конечном счете слушатель ощутит самые низкие гармоники, содержащиеся в звуке, потребность в них исчезает, и, удалив их, освобождается пространство для соединения различных инструментов.
Эквалайзер все же невозможно рассматривать как игрушку и бесцельно крутить ручки в творческих целях. Осознанный подход к каждой манипуляции обязателен, так как существует ряд факторов, которые определяют рамки даже для творческой работы с этим инструментом. Прежде всего, необходимо учитывать возможности акустических систем, каждая из которых, в конечном счете, имеет ограниченный частотный отклик и в среднем диапазоне отдает энергии больше, чем где-либо еще. Это означает, что «креативный» подход к низкочастотному и среднему диапазону может привести к плохим результатам, динамик может просто не справиться, или же микс будет «мутным» в этих диапазонах или, что еще хуже, все это приведет к тому, что микс станет тише в целом.
Основная задача эквализации, состоит в предотвращении частотных конфликтов между инструментами. Фундаментальная и последующие за ней гармоники играют ключевую роль в уникальности тембра. Если инструментов несколько и расположены в одном частотном диапазоне, некоторые из гармоник могут быть замаскированы, в результате чего, инструмент в миксе может звучать с явным отличием от варианта звучания вне микса.
Первым шагом на пути к исправлению частотных конфликтов является определение того, что они есть. Определить это возможно только на слух, но не стоит пренебрегать и техническими возможностями в виде частотных, фазовых анализаторов. Если тембр сохраняет свою целостность при перемещении по панораме от центра в обе стороны в миксе, где все инструменты расположены по центру – это будет верным признаком того, что конфликты отсутствуют. Тем не менее, это первостепенное, но и единственное обязательное условие использования эквализации, обеспечивающее миксу хорошее будущее. Сами по себе проблемы маскировки инструментов вовсе не обязательны, в отличие от их исправления. Из этого следует однозначный вывод – эквалайзер в электронно-танцевальной музыке является полноценным музыкальным инструментом, который способен воплотить любые интерпретации музыканта.
Хорошие танцевальные миксы должны обладать энергией с эмоциональной точки зрения. Добиться приемлемых результатов можно используя многополосный компрессор. С помощью этого инструмента становится возможным контроль динамики на различных полосах частот, что способствует более чистому звучанию, если брать в сравнение компрессор однополосный. Например, сжимая высокочастотные составляющие микса, в значительной степени можно сгладить общий образ аудиокартины, поэтому коррекция не должна быть радикальной, в то время как с другой стороны частотного диапазона, компрессия применяется в большей степени, что не только позволяет выровнять звук, но и «посадить» каждый инструмент на «свое место», «склеить» их в миксе и добавить дополнительный объем в отдельных полосах частот.
Специфическая деталь: динамическая коррекция, совмещенная с частотной, – важный аспект в большей части танцевальной музыки, особенно в низкочастотном диапазоне, и он не может быть недооценен. Почти что каждая компания звукозаписи в разной степени вовлечена в «войну громкости». Можно добиться объема и громкости за счет динамики всего микса, то есть в ущерб ей, но существует предел и тут.
Ниже представлен многополосный лимитер LL3.
Типичная домашняя акустическая система hi-fi, воспроизводит приблизительно 80-90 дБ динамического диапазона, но это теряет смысл, если музыка сжата до 2-х дБ динамического диапазона. На самом деле, естественным будет присутствие некоторой динамики, при прослушивании музыки, если динамика отсутствует практически полностью, это будет звучать слишком неестественно, независимо от того, насколько хороша система hi-fi.
Кроме того, более громкая музыка хоть и привлечет внимание слушателя, но это, как правило, длится не более двух минут. Если трек будет казаться «ядерным» и «горячим» с самого начала, и не изменится на всей его протяженности, есть реальный риск того, что большинство слушателей его не дослушает до конца ввиду того, что звучать он будет утомительно, даже если первое впечатление о композиции было позитивным. Фактически, любая безжалостная динамическая обработка считается полезной только для воспроизведения трека на радио. Радиостанции ограничивают сигнал по двум основным причинам: 1) они должны сохранить уровень громкости в определенном максимуме чтобы не сверхмодулировать передачу, 2)желают быть «максимально громкими», чтобы привлечь внимание аудитории.
Следовательно, компромисс между объемностью за счет компрессии и некоторым запасом динамического диапазона будет лучшим решением. Как правило, разница между пиком общей энергии и пиком бас-бочки не должна быть менее 4 или 5 дБ.
При создании электронной танцевальной музыки реверберация используется для получения ощущения в реальных или нереальных пространствах. Человек постоянно окружен реверберацией и способен определить, в какой комнате он находится, не прибегая к помощи глаз, только благодаря звуковым отражениям. Фактически, реверберация – это настолько естественное явление, что полное ее отсутствие (такое как в безэховой камере), способно вызвать чувство немалой тревоги и даже тошноты. Глаза способны сообщить о размере помещения, но уши вносят в эту информацию большое разнообразие.
Ревербераторы предлагают большое количество регулируемых параметров, и их успешное использование зависит от знаний, какие последствия для звука привнесет регулировка этих параметров. Ниже приведен список параметров, доступных в управлении модулем реверберации. Этот список не во всех случаях можно применить к конкретным устройствам.
Не существует строгих правил по применению реверберации, однако уже есть устоявшиеся традиции и типичные виды обработки. Например, в музыке стилей Trance и Ambient характерны большие «воздушные пространства. Один из самых популярных специализированных ревербераторов – это Audio Damage Eos.
Однако такие стиле как Drum’n’Bass и Jungle используют обычно меньшие пространства и как правило популярны пресеты типа room или studio.
Далее необходимо рассмотреть параметры типичного ревербератора, с помощью которого достигается нужное звучание.
Ratio (иногда отмечен как «Mix») – Регулирует отношение прямого и отраженного сигналов. Если выставить этот параметр на максимальное значение, то будет слышен лишь «хвост» реверберации, а при минимальном значении звук будет сухим, не обработанным реверберацией. Используя этот регулятор, можно приближать и отдалять источник звука.
Pre-delay time. Прежде чем отраженный звук достигнет ушей, требуется некоторое количество времени. Этот параметр позволяет указать время, разделяющее начало сухого сигнала и началом первого отражения. В практическом смысле, при помощи длительной задержки ранних отражений, можно сохранить атаку инструмента, прежде чем появятся последующие отражения. Это может сохранить переходные процессы инструментов, тем самым избежать нежелательного ухода на задний план инструмента в миксе и «замутнения» микса в целом. Большие значения этого параметра характерны для больших помещений.
Early reflections – этот параметр используются для контроля свойств первых нескольких отражений. Поскольку звуки в естественной среде отражаются от множества поверхностей одновременно, ранние отражения способны определить, какого рода поверхность отражает звук, благодаря тонким различиям ранних отражений от каждого следующего.
Diffusion – этот параметр связан с ранними отражениями и определяет, насколько они разбросаны в стереокартине. Стереобаза ранних отражений зависит от того, как далеко находится источник звука. Если источник далеко – большая часть реверберации рассеется в стереокартине. Если источник звука находится близко, то отзвуки будут иметь характер более монофонический. В попытке «отодвинуть» инструмент на задний план с помощью этого параметра, очень легко можно испортить стереокартину микса.
Density– сразу за ранними отражениями следует основная масса отражений, на устройствах реверберации это называется density (плотность).С помощью этого элемента управления можно варьировать количество отражений и как быстро они должны повторяться. С его увеличением отражения станут более плотными, создавая впечатление, что звук отражается от более сложной поверхности.
Reverb decay time– этот параметр используется для контроля количества времени, которое требуется, чтобы хвост реверберации полностью затух. Большое время затухания реверберации характерно для больших помещений, таким образом, за счет увеличения времени затухания, можно «увеличить размер помещения». Этот параметр грозит превратить звук в «бессвязную смесь» частот в случае неосторожного обращения с ним.
HF and LF damping. Чем дальше отражения на слух, тем меньше они насыщены высокими частотами. Кроме того, на частотную характеристику влияют отражающие поверхности. Можно произвести впечатление, что источник звука находится в небольшой комнате с мягкой обивкой, уменьшив время затухания и высокие частоты. С другой стороны, увеличение времени затухания и удаление высокочастотной составляющей сделает источник звука далеким.
Несмотря на описанные элементы управления, важно отметить, что устройства от различных производителей звучат по-разному и имеют различные элементы управления, так как каждый производитель использует свои алгоритмы для имитации эффекта. Распространенным подходом к работе с пространством является использование двух или более различных моделей реверберации в одном миксе.
Chorus. Хорус-эффект создает эмуляцию двух или более одновременно звучащих голосов (инструментов). Так как игра двух (и более) исполнителей не может быть идеально синхронной, в результате последующего воспроизведения она будет восприниматься как фазовые искажения за счет сложения и вычитания звуковых волн. Подобный эффект можно наблюдать, если два синтезатора, немного расстроенных относительно друг друга, будут звучать вместе: это приведет к сложениям и вычитаниям в фазе сигнала. Хорус достигает такого эффекта, постоянно изменяя величину задержки и амплитуды входного сигнала и складывая его с ним же.
Для управления этой модуляцией типичный хорус-эффект предлагает три параметра, каждый из которых напоминает параметры LFO на синтезаторах. Первый позволяет выбрать формы волны модуляции, котораяуправляет задержанным сигналом. Второй и третий позволяют устанавливать коэффициент модуляции (частоту) и глубину эффекта (задержку). Эффект не способен воспроизвести из одного инструмента нескольких «настоящих» музыкантов, так как частота, форма волны и задержка статичны. Тем не менее, как самостоятельный эффект, хорус может оказать положительное влияние на формирование тембра.
Phaser, flanger.Фейзеры и флэнджеры – очень схожие эффекты с небольшими различиями, использующие принцип работы, сопоставимый с принципом хоруса. Впервые фейзер был применен с помощью двух магнитофонов, несколько рассинхронизированных друг с другом. Это привело к фазовому искажению, и на слух воспринималось как полый, сдвинутый по фазе звук.
Идея получила дальнейшее развитие в 1950 г. LesPaul экспериментировал, нажимая на металлический обод (flange) одного из магнитофонов, на который наматывалась лента. Это замедлило скорость одной из машин, вызывая эффект «жеваной» задержки, то есть этот эффект обусловлен не только разностью фаз, но и скоростей в двух, одновременно включенных, магнитофонах. В цифровых устройствах оба эти эффекта смешивают первоначальный сигнал с задержанным. Единственное различие между ними в том, что флэнджер использует задержки, в то время как фейзер оперирует в рамках одного колебания фазы.
Оба эффекта используют LFO (генератор низких частот) для модуляции сдвига фазы фейзера и задержки для флэнджера. Это приводит к ряду фазовых вычитаний, так как исходный и задержанные сигналы не совпадают друг с другом. На сегодняшний день оба этих эффекта являются одними из основных в производстве танцевальной музыки, особенно в жанре «house».
Зарождение электромузыкальных инструментов и их совершенствование стали стимулом для создания программных интерфейсов, которые широко используются в современном музыкальном мире. Компьютерные технологии достигли того уровня, когда смогли полноценно замещать собой качественные и сложные агрегаты профессиональных студий.
Творческий потенциал домашней студии в наши дни настолько велик, что окончательный результат зависит в большей степени от умения звукорежиссера или музыканта использовать свое оборудование. Исходя из описанных в данной работе методов используемых в сведении EDM, можно сделать вывод, что технический аспект сведения может быть полезен только при наличии творческих идей. Опытный звукорежиссер, как правило, точно знает, чего он хочет, и как этого достичь в конкретной композиции. А это возможно только при наличии опыта, знаний специфики определенного жанра музыки и, конечно же, хорошего художественного вкуса.