Edo и edi в чем разница
В чем разница между сервисами обмена, EDI, электронной отчетностью
Каждый из сервисов ЭДО решает определенные задачи. Сервисы могут дополнять друг друга, но не заменять. Выбирайте сервис, исходя из своих задач и потребностей.
Карина Кассис, Synerdocs
Смотрите, какое разнообразие: электронная отчетность, торговые площадки, EDI, сервисы обмена электронными документами, государственные порталы и т.д. Рынок предлагает десятки сервисов электронного документооборота (ЭДО), у каждого из которых свои история и предназначения.
Исходя из целевой аудитории, для которой разработан тот или иной сервис ЭДО, их можно классифицировать следующим образом:
Сервис обмена электронными документами
Дистанционное банковское обслуживание
Коммерческие электронные площадки
Единая информационная система госзакупок (будет заупщена с 1 января 2016 г.)
Личные кабинеты на официальных сайтах органов гос.власти (ФНС, Росреестр и др.)
Информационная система нориата («еНОТ»)
В коммерческих взаимоотношениях «бизнес для бизнеса» популярны сервисы обмена электронными документами, EDI, системы ДБО и торговые площадки. Каждая крупная компания может одновременно быть подключена ко всем этим сервисам. В секторе «бизнес для государства» активно развиваются электронная отчетность и государственные торговые площадки. Электронные взаимоотношения государства с бизнесом и гражданами в последнее время самые стремительно развивающиеся. Практически каждый из нас уже зарегистрирован на портале госуслуг и обменивается цифровой информацией с контролирующими органами посредством личных кабинетов, размещенных на официальных сайтах ведомств. Впереди всех в этом направлении развивается ФНС.
Из-за разнообразия сервисов к нам часто обращаются с вопросами, чем отличаются операторы ЭДО от операторов ЭДО СФ, может ли EDI заменить сервисы обмена и др. Давайте систематизируем наши знания о сервиса ЭДО и остановимся подробнее на электронной отчетности, EDI и сервисах обмена электронными документами.
Электронная отчетность
Электронная отчетность – возможность компаний отправлять отчетность в контролирующие органы через Интернет. В России электронная отчетность появилась в 2000-х годах. Спустя 15 лет приобрела статус обязательной для большинства налогоплательщиков НДС.
Сервисы электронной отчетности предлагаются операторами ЭДО. Услуга предоставляется на коммерческой основе по модели абонентской платы. В среднем на представление электронной отчетности уйдет от 10 до 12 тысяч рублей в год без учета приобретения сертификата электронной подписи. При этом электронные декларации по НДС следует представлять исключительно через Оператора (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Иную бухгалтерскую или налоговую отчетность можно отправить через сайт ФНС абсолютно бесплатно. Об этом налоговая служба напомнила в письме от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@.
Электронные декларации по НДС следует представлять исключительно через оператора сервиса электронной отчетности. Иную бухгалтерскую или налоговую отчетность можно отправить через сайт ФНС абсолютно бесплатно.
Двигатель электронной отчетности – налоговая служба, она была первопроходцем по настройке приемных комплексов и разработке соответствующего ПО на своей стороне. Сегодня электронную отчетность также принимают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральная служба государственной статистики и другие контролирующие органы.
EDI (Electronic Data Interchange) в переводе с английского языка «электронный обмен данными» – серия стандартов по передаче структурированной цифровой информации между контрагентами, основанная на регламентации форматов передаваемых сообщений. Первые стандарты EDI появились еще в конце 80-х годов прошлого века за рубежом. В Россию EDI проник вместе с продуктовым ритейлом в 2004-м году.
Услуги по обмену EDI-сообщениями предлагают EDI-провайдеры на коммерческой основе. С помощью EDI крупные торговые сети обмениваются большими объемами информации в структурированном виде. EDI предлагает обмен такими документами, как каталог товаров, заказ на поставку товара, подтверждение заказа, уведомление об отгрузке, инвойс, акт сверки взаиморасчетов и другие. Все эти документы формализованы и создаются согласно определенным EDI-стандартам.
Главная особенность EDI – технология не гарантирует юридическую значимость передаваемым документам и сообщениям, она не подразумевает использование усиленной электронной подписи.
Стоимость EDI достаточно высока: от 3-х рублей до 1-го евро за отправку одного документа. Причина проста: рынок EDI в России формировали зарубежные провайдеры и их российские партнеры, до сих пор роль этих компаний достаточно сильна.
Сервисы обмена электронными документами
Сервисы обмена позволяют контрагентам обмениваться юридически значимыми счетами-фактурами, бухгалтерской первичкой и другими документами через Интернет. Сервисы начали свое развитие в 2012 году, когда на законодательном уровне появилась возможность выставлять счета-фактуры в электронной форме. Для сравнения: на Западе аналогичные сервисы работают с 2000-х годов.
Обмен электронными документами предлагается Операторами ЭДО СФ на коммерческой основе. Стоимость отправки одного счета-фактуры, в среднем по рынку, составляет от 5 до 9 рублей. При этом часто за стоимость одного документа можно отправить счет-фактуру и документ-основание – товарную накладную или акт. Входящий трафик, как правило, бесплатный.
Главная и отличительная особенность сервисов обмена по сравнению с EDI – обеспечение юридической значимости всех отправляемых документов.
Помимо использования усиленной квалифицированной электронной подписи, юридическая значимость электронных документов достигается за счет множества других факторов. Это и определение правоспособности использования сертификатов ЭП, и соблюдение Регламентов обмена электронными документами, если таковые имеются (например, Регламент обмена электронными счетами-фактурами, утвержденный Приказом Минфина РФ N50н), и соответствие форматов и форм документов установленным действующим законодательством РФ требованиям, а также соответствие иным организационно-правовым требованиям, предъявляемым как со стороны законодательства, так и со стороны соглашений, заключенных между участниками электронного взаимодействия.
Каждый из сервисов ЭДО решает определенные задачи. Сервисы могут дополнять друг друга, но не заменять. Выбирайте сервис, исходя из своих задач и потребностей.
Отличия EDI и ЭДО
EDI: понятие, особенности, преимущества
Аббревиатура EDI расшифровывается как Electronic Data Interchange, что в переводе с английского означает «обмен данными в электронной форме». Так называют процесс передачи структурированной цифровой информации, который позволяет организациям передавать друг другу коммерческие данные — торговые, финансовые, транспортные и другие.
За рубежом первые стандарты EDI появились в 80-х годах прошлого века, в России — в 2004 году, когда они стали востребованы активно развивающимся продуктовым ритейлом.
Использование EDI сообщений даёт организациям и предпринимателям сразу несколько преимуществ:
Преимущества существенны, поэтому многие предприниматели, узнав о них, задают вопрос: как подключиться к системе EDI? Для этого нужно обратиться в специализированную компанию-провайдер, которая на платной основе выполнит все необходимые настройки и интерграции и позволит обмениваться электронными данными.
Стандарты передачи данных в EDI
Информация в рамках EDI передаётся не в произвольном порядке — для этого разработали и применяют ряд стандартов и правил, позволяющих отправителям и получателям данных «говорить на одном языке».
Из большого многообразия стандартных EDI сообщений (документов) можно выделить несколько самых распространённых.
Обратите внимание: приведённый выше перечень стандартных документов EDI — не исчерпывающий. В каждом конкретном случае стороны обмена информацией могут корректировать его, подстраивая под свои нужды.
ЭДО: понятие, сферы применения
Аббревиатура ЭДО расшифровывается как «электронный документооборот». Так называют способ обмена документами по телекоммуникационным каналам, при котором документация сохраняет полную юридическую силу. Закономерен вопрос: как она обеспечивается, если документы не имеют бумажных версий? Действительно, они представляют собой файлы и не имеют материального воплощения. Для решения этого вопроса используют не собственноручную, а электронную цифровую подпись.
В системе ЭДО цифровая подпись приобретает силу и приравнивается к собственноручной отнюдь не по умолчанию. Для этого она, во-первых, должна иметь так называемый сертификат ключа, причём действительный. Во-вторых, должны соблюдаться все требования, содержащиеся в этом сертификате.
Юридическая сила документов в системе ЭДО была бы поставлена под сомнение, если бы правильность использования электронных подписей контролировали сами участники информационного обмена, и только они. В наши дни и этот вопрос имеет решение. Контроль работы с цифровыми подписями осуществляют сторонние организации — операторы электронного документооборота. Каждая из таких компаний прошла аккредитацию в Федеральной налоговой службе, поэтому имеет право свидетельствовать правильность работы с электронными документами. Из сказанного логично вытекает, что юридически значимый электронный документооборот невозможен без привлечения аккредитованных операторов.
В наши дни ЭДО используется в самых разных сферах деятельности — в частности, в компаниях, поставляющих большие объёмы товаров. Им крайне важно следить за тем, чтобы на складах всегда была продукция, пользующаяся спросом у потребителей. При больших объёмах работы с традиционными бумажными документами делать это было бы сложно. Системы ЭДО, обеспечивая автоматизацию бизнес-процессов, устраняют эту проблему и делают работу поставщика максимально эффективной.
Преимущества внедрения системы ЭДО
Использование в компании системы ЭДО даёт сразу несколько достоинств, недостижимых без неё. В первую очередь нужно вспомнить о человеческом факторе —при ручной обработке бумажных документов сотрудники нередко допускают ошибки. Системы ЭДО с их богатыми возможностями автоматизации многих рутинных процессов позволяют минимизировать человеческий фактор.
Заслуживает внимания рост оборачиваемости капитала, который способен обеспечить ЭДО. Важную роль в этом играет высокая и стабильная скорость обмена финансовой информацией с компаниями – партнёрами и сокращение кассовых разрывов.
Информация на бумажных документах недостаточно хорошо защищена — недоброжелатели могут её скопировать, изменить, уничтожить. В силу того, что система ЭДО делает ненужным использование бумаги, решается и эта проблема — критически важная информация получает надёжную защиту.
Строение системы ЭДО
Современная система электронного документооборота в её классическом представлении состоит из нескольких модулей, тесно связанных друг с другом:
Вместе перечисленные блоки при их грамотном внедрении образуют стройный комплекс, который и открывает доступ к перечисленным выше преимуществам.
Проблемы внедрения ЭДО
Системы для организации электронного документооборота активно развиваются, но на этом пути ещё остаётся немало проблем. Одна из них — психологическая и профессиональная неготовность многих сотрудников к полному отказу от использования бумажных документов. Способы решения этой проблемы — проведение тренингов, повышение квалификации, наглядная демонстрация пользы системы ЭДО.
Во многих компаниях наблюдается большая ротация персонала, что также тормозит внедрение электронного документооборота. Не все руководители таких компаний соглашаются на регулярный выпуск новых электронных цифровых подписей, требуемых для участия в процессе ЭДО.
Государство относительно недавно начало активно участвовать в цифровизации процессов документооборота, поэтому и сейчас в нормативной базе сохраняются белые пятна, которые также не способствуют развитию ЭДО в бизнесе.
Отличия между EDI и ЭДО
Теперь мы располагаем всей полнотой информации, чтобы уверенно ответить: EDI и ЭДО — разные системы. Доступен и ответ на вопрос о том, в чём заключаются отличия между ними. Главное из них — в следующем:
Какую из двух систем выбрать? В каждом случае ответ зависит от существующих потребностей компании и особенностей её работы. Оцените эти факторы, и вы сделаете грамотный выбор, а наши специалисты при необходимости помогут вам в этом.
Роль компании «Логика Бизнеса»
Наша компания играет активную роль в цифровой трансформации деловых процессов. Эксперты, входящие в наш штат, оказывают клиентам профессиональную помощь во внедрении юридически значимого электронного документооборота. Для этого мы используем программный комплекс «Логика: ЮЗ ЭДО» собственной разработки.
В платформе, о которой идёт речь, реализована поддержка усиленной квалифицированной цифровой подписи. Благодаря этому документы, создаваемые и передаваемые с помощью «Логики: ЮЗ ЭДО», сохраняют полную юридическую силу. Это достоинство оценили на уровне государства — программный комплекс внесли в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Используя «Логику: ЮЗ ЭДО», вы значительно упростите и ускорите работу с документами, сведёте к минимуму вероятность ошибок. Платформа позволит создавать документацию как в ручном, так и в автоматическом режиме. У неё есть и другие достоинства, о которых вам охотно расскажут специалисты нашей компании. Свяжитесь с нами в любое удобное время!
Такие разные близнецы
Почему EDI в России быстрее развивается, чем ЭДО, и в чем два этих понятия, теоретически означающие по сути один и тот же процесс — обмен коммерческими документами в электронном виде, — расходятся практически? Популярен ли EDI у ритейлеров и поставщиков? Ответы на эти и другие вопросы читайте в тематическом обзоре на Retailer.RU
Похожи, да не очень
Что такое EDI и ЭДО — на поверхностном уровне знают практически все ритейлеры и поставщики. Однако исследование темы электронного документооборота продемонстрировало Retailer.RU, что понятия эти, теоретически означающие по сути один и тот же процесс — обмен коммерческими документами в электронном виде, — не всеми понимаются одинаково и правильно.
Большинство фирм и организаций в России используют особый вид ЭДО — обмен документами с контролирующими органами. В частности, речь идет об электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи, которая используется уже около 10 лет.
В то же время ЭДО в качестве технологии обмена юридически значимыми электронными документами (в первую очередь, счетами-фактурами) между произвольными контрагентами появился в России сравнительно недавно и не имеет такого широкого распространения, как EDI.
Чтобы избежать проблем в совместной работе с электронным документооборотом, специалисты рекомендуют партнерам договориться между собой о значении как EDI, так и ЭДО.
«Проблемы с определением терминов и дальнейшими затруднениями в сотрудничестве могут возникнуть у тех, кто изначально не потрудился договориться о том, что стороны подразумевают под этими понятиями, — комментирует Альберт Салимов, руководитель группы новых проектов фирмы «1С». — По сути означают они одно и то же — обмен файлами, но лучше все же договориться».
Под EDI специалист предлагает иметь в виду электронный обмен данными, информацией, которая нужна для ускорения бизнес-процессов, уменьшения материальных и временных затрат в процессах доставки, управления ассортиментом и проч. Под ЭДО — обмен электронными документами, как правило, юридически значимыми, которые можно принимать к учету, предъявлять в суде и проч.
По словам Андрея Саврасова, специалиста компании «Сислинк», разницы между ЭДО и EDI также добавляет необходимость для последнего дублирования юридически значимых документов бумажными версиями. В случае с ЭДО это не требуется.
Кроме того, отмечает Андрей Саврасов, EDI – это передача любой бизнес-информации почти не ограниченной никакими рамками, а вот для ЭДО есть четкие и заверенные Федеральной налоговой службой форматы электронных документов со строгими правилами как по форме, так и по содержанию.
Пример по форме — EDI-сообщение формата INVOIC (счет или счет-фактура) может передаваться хоть в текстовом документе, хоть в таблице Excel, а юридически значимые счета-фактуры в ЭДО только в специальном формате XML, принятом ФНС.
И этот факт порождает еще одно различие между EDI и ЭДО — EDI-сообщения в процессе передачи могут конвертироваться из одного формата в другой, а ЭДО-сообщения — нет.
«То есть если у поставщика, например, установлена программа 1С, а у ритейлера SAP, то они спокойно могут конвертировать INVOIC из одного формата в другой, — объясняет Андрей Саврасов. — С юридически значимыми счетами-фактурами так не получится — надо либо запустить в программах 1С и SAP дорогостоящую настройку выгрузки и загрузки документов сразу в XML формата ФНС, либо начинать обмениваться не электронными счетами-фактурами, а EDI INVOIC-сообщениями, которые конвертировать из формата в формат уже можно».
По мнению Альберта Салимова, число отправленных и принятых EDI-документов в России, например, формата DESADV, то есть уведомления об отгрузке, и ORDERS — заказа на поставку товара-, сейчас во много раз больше, чем число электронных счетов-фактур.
«Но такое положение дел сохранится недолго, — уверяет эксперт. — По мере вовлечения фирм и организаций в обмен электронными документами не только рынок ритейла, а сейчас это 15 000 — 20 000 компаний, но и многие другие отрасли начнут использовать электронные технологии для коммуникаций в процессе хозяйственной деятельности».
Розница стремится
В российском ритейле первый этап использования и внедрения EDI длился около трех лет. Изначально такие крупные игроки, как немецкая Metro Group, петербургская «Лента», французский Auchan и другие федеральные сети, использовали только заказы без ответных документов. С 2007 г. ритейлеры же начали активно запускать и ответные документы.
К примеру, через базу EDI-провайдера «Корус Консалтинг» в 2007 г. по 26 торговым сетям (в числе которых Globus, «Лента», «Рамстор», «АБК», «Бананамама», «О’Кей», «Мосмарт», «Кораблик» и проч.) прошло 1,8 млн документов. Что касается поставщиков, то за год провайдер подключил порядка 1700 компаний. На январь 2013 г. «Корус Консалтинг» обслуживал уже 76 ритейлеров.
«За последние пять лет EDI сделал гигантский шаг вперед по массовости использования, — говорит Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ онлайн-ритейлера «Утконос», — и сейчас у крупных сетей EDI в категории must have».
То, что EDI обязан иметь не только ритейлер, но и все его поставщики, говорит и Ринат Мухаметвалеев, генеральный директор компании «Трест СКМ» (DIY-сети «Суперстрой» и «Стройарсенал»), начавшей использовать EDI в 2012 г. «Пока эффекта от внедрения технологии мы не ощутили, но это и понятно — EDI, как любой другой стандарт, предъявляет требования к бизнес-процессам и информационной системе внутри компании», — комментирует топ-менеджер. Много сил и ресурсов «Трест СКМ» потратил на подготовку перехода к EDI еще до самого подключения, однако останавливаться не планирует. В ближайшее время компания перейдет также и на ЭДО.
«Спар Ритэйл» (продуктовая сеть Spar), работающий с EDI с 2010 г., к данному моменту приобщил к технологии около 22% своих партнеров-поставщиков. По словам Олега Шалгинских, директора ИТ-департамента компании, препятствиями к повсеместному использованию EDI являются «наличие среди партнеров ритейлера мелких поставщиков (касается категорий «фрукты», «овощи», fresh, «сезонный товар» и проч.), которым EDI не нужен, недостаточная юридическая база и необходимость привлечения большого количества трудовых ресурсов (юристов, бухгалтеров, специалистов IT) для построения «безупречного» EDI транспорта для юридически значимых документов».
Андрей Мигаль, руководитель проекта по внедрению EDI Х5 Retail Group, также отмечает среди трудностей по привлечению поставщиков к использованию EDI большие трудозатраты в части пропаганды технологии.
«Мы подключили к электронному обмену данными 94% всех наших поставщиков за 10 месяцев в 2011 г, — рассказывает специалист. — И, поверьте, чтобы привлечь к этому процессу 4000 компаний, пришлось приложить максимум усилий для объяснения идеологии EDI, выгод технологии и непосредственно самого подключения всех партнеров к Х5».
В «Касторама РУС» специфических сложностей при внедрении EDI не заметили. «Процент проникновения этой технологии среди поставщиков в сектор DIY ниже, чем в food-секторе, но это ожидаемо изначально, — говорит Дмитрий Федоров, руководитель направления ИТ «Касторама РУС». — Все-таки ряд поставщиков активно поддержали нашу инициативу, и мы их взяли в пилотное тестирование, во время которого в конце 2012 г. успешно обкатали EDI-решение, которое уже достаточно давно эксплуатируется в ГК Kingfisher, управляющей сетью Castorama в мире».
Среди положительных моментов EDI Дмитрий Федоров отмечает сокращение рабочего времени персонала магазина на отправку заказов, прозрачный контроль за прохождением заказа от магазина до поставщика и лучшую юридическую защищенность данного способа коммуникации между компаниями. Андрей Мигаль добавляет про гарантию и надежность доставки заказов поставщикам, удобство обработки подтверждения заказов, увеличение скорости приемки товара, электронную сверку взаиморасчетов, а Виктория Дорошкова, менеджер отдела методологии и проектов компании «Ашан Россия», про стабильность поставок при использовании EDI.
В розничной сети МТС, которая в конце 2012 г. в тестовом формате внедрила EDI, среди плюсов использования технологии отмечают и экономию на почтовых расходах — порядка 1 млн руб. в год по предварительным подсчетам ритейлера. Переход на электронный документооборот с контрагентами в МТС запланирован на первую половину 2013 г.
Алексей Митин, координатор проектов электронного документооборота компании «Реал» Россия, согласен с тем, что использование ЭДО совместно с технологиями EDI может сократить издержки ритейлеров и поставщиков на документооборот, повысить прозрачность и надежность взаимоотношений компаний друг с другом.
«Судя по европейскому опыту, использование ЭДО положительно влияет на EBITDA компаний. В среднем показатель увеличивается на 2-5% в зависимости от степени внедрения, — добавляет Алексей Митин. — Для российских компаний эта цифра может оказаться выше из-за гораздо больших расстояний, которые должны проходить документы от одного контрагента к другому и ряда других специфичных факторов, но не более 7%».
Что такое EDI-система. Типы EDI-сообщений
Чем больше у вас контрагентов, тем сложнее организовать закупки и отгрузки. Этот ликбез для тех, кто устал от таблиц в Excel, гор бумажных документов и хочет работать проще. Разбираемся в EDI за 10 минут.
Что вы узнаете
Что такое EDI
EDI — система электронного обмена данными. Она позволяет передавать коммерческую и логистическую информацию. По EDI поставщики и покупатели отправляют заказы, прайсы, счета, уведомления об отгрузках и другие документы.
Чем отличается от ЭДО
Между EDI и ЭДО разница в том, что EDI-документы не имеют юридической силы и строгого формата. Их основная функция — ускорение бизнес-процессов. При ЭДО документы составляют строго по требованиям закона и заверяют квалифицированной электронной подписью. Это делает их юридически значимыми и позволяет предъявить в госорганы.
В СБИС можно совмещать ЭДО и EDI. Так вы ускорите работу по поставкам и обеспечите юридическую значимость электронных документов.
Где используется EDI-система
Если раньше электронные заказы отправляли только крупные торговые сети, то сейчас этим занимаются и небольшие продавцы. EDI-провайдер СБИС выбирают более 70 торговых сетей и поставщиков по всей России.
Типы EDI-сообщений
Существует около 50 типов стандартных сообщений, но на практике их требуется гораздо меньше. Рассмотрим 7 основных.
PRICAT (Price Catalogue) — каталог товаров с ценами и характеристиками. Его отправляет поставщик.
ORDERS (Purchase Order) — заказ на поставку. В нем покупатель перечисляет заказанные товары, их количество, цены, даты и адреса доставки.
ORDRSP (Order Response) — ответ на заказ. В нем поставщик подтверждает или корректирует заказ.
DESADV (Despatch Advice) — уведомление об отгрузке. Поставщик отправляет при отгрузке и отмечает, сколько каких товаров отгружено и по какой цене.
RECADV (Receiving Advice) — уведомление о приемке. Покупатель сообщает, сколько и каких товаров получено.
RETANN (Announcement for Returns) — уведомление о возврате с указанием причины. Отправляется покупателем.
INVOIC (Invoice) — черновик УПД. Приходит от поставщика покупателю.
Схема работы EDI
Цепочки взаимодействия между покупателями и поставщиками могут отличаться: зависит от специфики деятельности и категорий товаров. Но примерную схему нарисовать можно.
Самая простая и распространенная цепочка EDI — заказ.
Дополнительные EDI-сообщения
В схеме выше мы показали обычный функционал EDI, где не задействовали сообщения с дополнительными сведениями. Смотрите, что еще можно передать.
RETDES — уведомление об отправке возврата. Покупатель подтверждает факт отправки возвращаемого товара.
RETREC — уведомление о приемке возврата. Поставщик подтверждает получение возвращенного товара.
ALCDES — уведомление об отгрузке алкогольной продукции. Поставщик отправляет вместе с DESADV или после него. ALCDES сообщает дату розлива, код вида алкогольной продукции, страну происхождения, данные лицензии на алкоголь, данные производителя.
DELFOR — график поставок. Покупатель регулярно отправляет поставщику, чтобы тот наперед знал потребности покупателя и мог поставлять заказы в полном объеме без задержек. DELFOR можно отправить по конкретным товарам или адресам доставки.
PARTIN — информация о местах доставки. Продавец отправляет поставщику, чтобы тот своевременно внес данные о контрагенте в свою учетную систему. Отправляется в начале сотрудничества и при каждом изменении реквизитов у продавца.
APERAK — оповещение о статусе документа. Системное сообщение о статусе отправленных ORDRSP и DESADV: принято или найдены ошибки.