Edtech что это такое простыми словами

Что такое EdTech? Даже у представителей самого EdTech на этот счёт разные мнения

Что можно считать EdTech? Такой вопрос задал модератор дискуссии «Где границы EdTech?» на ММСО. Вот какие ответы дали эксперты.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Обложка: OlyaSnow для Skillbox Media

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Михаил Мягков

генеральный директор MAXIMUM Education

— В нашем понимании это организации и люди, которые пытаются с помощью технологии, технологических инструментов, внедряемых в той или иной мере, улучшить образовательный процесс или обеспечить образовательный процесс в местах, где его невозможно сделать без технологий.

Вот первая волна технологий просто создала доступ — доступ к преподавателю, который находится далеко. В обучении в Zoom или на какой-то другой платформе нет никакой инновации, нет никакого EdTech как такового, но тем не менее это предоставило доступ к чему-то, к чему раньше не было доступа у ученика. А [если брать] более глубокий фокус на улучшение (как улучшить процесс обучения, который был невозможен без технологий ранее), то, мне кажется, в этом плане мы находимся в самом начале EdTech.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Макар Гончаров

— Для нас EdTech, для меня в частности (я, наверно, от себя сформулирую), — это всё-таки группа людей, компании, которые имеют свой продукт, [и этот] продукт отвечает каким-то цифровым либо технологическим вызовам, [при этом] компания существует на рынке минимум два года, имеет устойчивую бизнес-модель и показывает рост, и умеет довести ученика из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом багаж знаний.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Валентина Куренкова

— Я считаю, что любой блогер-миллионник, который ведёт у себя курсы и занимается «инфоцыганством», как некоторые называют, или инфобизнесом, [если сказать] более прилично, то это уже EdTech в наши дни. Вопрос, конечно, к качеству и достоверности этого контента, к опасности и безопасности этого контента для ребёнка, например.

В целом я считаю, что EdTech сейчас — это очень широко. Любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.

Скриншоты: MMCO-2021 / YouTube

Контекст

Никакого официального определения понятия EdTech, конечно же, не существует. На практике это слово часто воспринимают и как синоним «онлайн-образования», и как собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс. Это могут быть платформы для онлайн-обучения, LMS, различные приложения, VR-тренажёры и прочие инструменты. В том числе технологии, помогающие в офлайн-обучении, а не только онлайн. Например, интерактивные проекционные экраны и планшеты для обучения в классах.

Проще говоря, кто-то понимает под этим термином любое цифровое образование в широком смысле, а кто-то — только образовательные технологии (собственно, изначально смысл слова был именно таким, потому что EdTech — это комбинация слов education и technology — «образование» и «технологии» соответственно).

Источник

Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).

Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».

Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.

Терминология: два типа образования

Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:

Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.

EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.

Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.

Инвестиционные возможности

Инфобизнес

Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.

Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.

Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):

EdTech

Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:

Запомнить

EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.

Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Парад идей на рынке образовательных технологий

Иногда хочется бросить все, чем ты занимаешься, и просто заработать много денег… при этом не нарушая закон. Если у вас есть идеи, как это сделать — поделитесь. Лично я ставлю на стартап в сфере EdTech. В этом посте я объясню почему и расскажу о нескольких интересных идеях на рынке образования, которые можно попробовать превратить в прибыльные компании. Я активно занимался вопросами образования более 17 лет, пройдя путь от инструктора до директора учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ». Тем не менее, я не претендую на полноту обзора, поскольку в EdTech чуть ли не каждый день появляется что-то новое.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Почему именно EdTech?

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Вынужденная самоизоляция, бесконечное дистанционное обучение и самообразование дали дополнительный стимул для развития EdTech и ускорили внедрение инноваций в этой сфере. А это в свою очередь увеличило интерес со стороны инвесторов, причем не только крупных.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Прогноз роста технологических ниш в образовании от HolonIQ — источник

Известное деловое издание так охарактеризовало сложившуюся ситуацию: «Российский рынок EdTech — технологических образовательных проектов — достиг 30 млрд руб. в год. Треть этих денег — 9,625 млрд руб. — заработали 35 крупнейших компаний».

Нетворкинг мечты

Современный рынок EdTech предлагает несколько ключевых форматов. Наверное, самый известный — это Massive open online course (MOOC). Самая популярная платформа в этой нише — Coursera. Своей популярностью она, в том числе, обязана нескольким мощным идеям, которые могут показаться вполне очевидными, особенно для тех, кто привык учиться на подобных курсах, но для классического рынка обучения эти идеи по-настоящему прорывные. Например, отличная идея peer review — домашнюю работу проверяет не преподаватель, а сами студенты. Это позволяет каждому почувствовать себя в роли преподавателя (»пока ищешь чужие ошибки, поймешь, где сам ошибся») и получить отзыв о своей работе сразу от 5-6 человек, то есть взгляд на твою работу с 5-6 точек зрения. Вряд ли где-то еще будут так пристально и с пристрастием изучать твои труды. А для платформы такая схема снижает операционные затраты. Другая ключевая особенность MOOC-платформ — на курсе могут одновременно учиться тысячи и десятки тысяч человек. Получается, что приходя на курс, ты одновременно попадаешь в нетворкинг мечты: знакомишься с людьми из любой точки мира (круто!), которые интересуются той же темой, что и ты (ещё круче!), и понимаешь, на что способны профессионалы из других стран (круче некуда!). Уверен, что многие студенты готовы платить не только за сами знания, но и за эти дополнительные преимущества.

У подобных платформ с большим количеством слушателей есть и еще одна возможность заработать. Колоссальный объем обучающихся даёт широкие возможности для исследований преподавателям и социологам. Вот интересный график ниже, на котором показано то, как в течение осени изменяется число пользователей, изучающих один предмет. Как вы думаете, пики на графике — это что?

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Угадали? Это ночь перед Рождеством экзаменом или точнее промежуточными тестами. Так, Coursera смогла научно доказать, что прокрастинация присуща всем учащимся, вне зависимости от цвета кожи, страны, культуры и менталитета. Не знаю, можно ли монетизировать подобное исследование, но другие большие данные — совершенно точно да.

По полочкам

Думаю, многие и до пандемии пробовали заниматься спортом дома. Действительно, зачем покупать дорогой абонемент, если Интернет битком набит бесплатными уроками йоги, капоэйры и восточных танцев? Занимайся хоть круглые сутки. Но нет — не занимается как-то: то времени нет, то настроения, то сериал интересный попался. Но даже те, кто сжав волю в кулак, умудрялись продержаться пару месяцев, видели — результата нет или он минимальный. А знаете почему? Нет системы, мотивации и контроля. Именно на этих трех китах успешного обучения и решили сыграть такие производители, как, например, World Mastery. Они предлагают занятия по узким направлениям: йога, гольф, приготовление суши, стрижки бород и т. д. Любой курс запаян в очень чёткий формат. Детально расписано из чего состоит программа: сколько придётся смотреть видео, сколько делать самому, как и сколько учащийся будет контактировать с преподавателем, как платформа будет проверять то, что он делает и насколько хорошо у него получается. В общем, не курс, а строгая няня для взрослых. Звучит смешно, но результаты дает прекрасные — люди умудряются дистанционно научиться чему угодно. А значит, готовы платить за это.

По этой же схеме работают еще несколько порталов. Например, CreativeLive — он сосредоточен на творческих хобби: фото, видео, рисование, дизайн, гончарное ремесло, музыка. А на Knewton учат не только классическим школьным дисциплинам, а еще и финансовой грамотности.

Уроки французского

Это усовершенствованный вариант онлайн-репетиторства: платформа сводит репетитора и ученика, агрегатор получает процент с каждого занятия. Идея не новая, конечно, такие уроки были и раньше, как правило, по Скайпу и искать репетитора нужно было самостоятельно. Сейчас для этого существуют специальные площадки. Из международных, например, Voxy, а одна из самых известных компаний в России — Skyeng. В такой бизнес-модели существует очевидная проблема — не договорится ли клиент с преподавателем заниматься вне платформы на более выгодных друг для друга условиях? Чтобы предотвратить утечку мозгов и кадров, компании-агрегаторы делают акцент на контенте. Они создают яркий, интересный курс, по которому ты сам идёшь и получаешь знания, а преподаватель фактически просто помогает тебе в твоём пути. То есть ученик привязывается к платформе через её формат подачи материала, а не только и не столько к преподавателю. А если ученик и учитель уйдут заниматься за пределы платформы, они лишаться обучающего контента, им придётся самим тратить время и ресурсы на его создание.

Я б в дизайнеры пошел…

Другая идея — концентрироваться на определенной профессии, а точнее на её смене.

Например, Skillbox и GeekBrains ориентируются на то, чтобы дать учащимся новую профессию. Сервисы привлекают людей, которым всё надоело и им хочется сменить сферу деятельности, хочется стать другими, а таких людей очень много. Понятно, эти платформы дают учащимся знания не очень глубокие, но зато они вводят в профессию. В курсе содержатся не только теория, но и много практики. Так, у человека есть возможность во время обучения наработать собственное портфолио. А это строчка в резюме не только в разделе «Образование», а значит и реальный шанс устроиться по новой специальности.

Двое в комнате: я и… Нолан

«Привет! Нам не нужны тонкости в формате обучения, peer review и автоматизация. Мы пишем очень красивые видео с лучшими спикерами в своём деле» — думаю, примерно так рассуждают создатели MasterClass. Уверен, вы уже видели их продукцию в одной из соцсетей. Их курсы создаются не для детального и глубокого образования, они делают ставку на естественное желание людей «стать, как…. (нужное имя подставьте сами)». Заплативший получает инсайт от мэтра — лучшего режиссёра, крутейшего фотографа, моднейшего дизайнера и т. д. В качестве бонуса море вдохновения, ведь с экрана с тобой говорит твой кумир.

Такой подход можно назвать одноразовыми вложениями в очень крутых людей. И он отлично работает.

Дистанционная заказуха

До сих пор мы говорили о массовых и общедоступных платформах и ресурсах, но есть бизнес, который ориентирован на работу с другим бизнесом, т.н. B2B. И в сфере дистанционного обучения он появился задолго до пандемии, но в ее период, конечно, тоже пошел вверх. Есть компании, которые уже не первый год готовят обучающие курсы на заказ. Им можно заказать дистанционный курс на любую тему и консалтинг. Это уже не стартапы, а серьезный большой бизнес. Российский пример — E-learningcenter. Кстати, помимо разработки классических дистанционных программ, компания предлагает создание контента для микробучения — маленьких учебных фрагментов, отлично подходящих под нынешнее «клиповое сознание» аудитории. Ключевой принцип здесь: курс настолько короток, что ученику будет сложно бросить обучение — оно просто не успеет ему наскучить. А в результате он получит и знания и удовлетворение от доведённого до конца дела.

Адаптируй это

Этот метод берет свое начало в движении за искусственный интеллект и начало набирать популярность в 1970-х годах. В то время было принято считать, что компьютеры в конечном итоге достигнут человеческой способности к адаптации. В адаптивном обучении основная предпосылка заключается в том, что инструмент или система смогут адаптироваться к конкретному студенту / пользователю, что приведет к лучшему и более эффективному обучению. Но без компьютеров в 70-е годы создание такого контента было чрезвычайно трудным и затратным, что делало широкое применение адаптивного обучения непрактичным.

На эту тему уже писали статью на Хабре мои коллеги из «ЛАНИТ-Терком». Приведу фрагмент из того текста здесь.

«Адаптивное обучение в современном виде — это автоматизированная платформа, которая в реальном времени адаптируется к потребностям каждого учащегося. Это тот самый старший сотрудник, который «водит за ручку» новичка, учитывая его пробелы в знаниях, правильно мотивируя его и воплощая в жизнь персональный, личный подход. Учась с применением адаптивных алгоритмов, вы не тратите время на повторение или освоение того, что вы уже знаете. Адаптивность системы состоит в том, чтобы определять слабые места в ваших знаниях и навыках, и тренировать именно эти области, а также постоянно отслеживать вовлеченность учащегося в процесс.

Прекрасным примером может служить платформа Rhapsode. Отправной точкой идеи ее разработки была медицина, а студенты-медики должны не только наизусть знать теорию, но и поддерживать свою квалификацию. Все мы помним, насколько быстро стиралась информация, освоенная в ночь перед экзаменом в университете. По результатам исследований, на выветрившиеся новые знания приходится 70% по прошествии 24 часов. Студентам-медикам, да и вообще всем студентам, не стоит так учиться. В США же выявили еще более интересный факт: уровень неосознанной некомпетентности сотрудников составляет от 20 до 40%. То есть доктор уверен, что он точно знает, что делать, но на самом деле это не так. Платформа адаптивного обучения Rhapsode успешно справляется с этой критической проблемой не только для медиков, но и специалистов многих других отраслей, где также важно принимать правильные и осознанные решения».

Развитие систем адаптивного обучения или контента, созданного на таких системах — еще одна возможность для EdTech стартапа.

Поле не паханное

Если в процессе чтения этого обзора у вас сложилось впечатление, что абсолютно все места в поезде, уходящем в светлое образовательное будущее, уже заняты, то это совершенно не так. Могу (по секрету) назвать еще несколько ниш на рынке EdTech, где есть чем заняться.

Мобильные приложения

Хорошее дистанционное обучение на компьютере и курсы такого же качества в мобильном приложении — такого почти нет, это два разных мира. Правда, есть компании, которые выбирают только приложения, и делают из них качественные и интересные ресурсы для учёбы. Например, речь о Duolingo (и мемах с навязчивой совой).

AR и VR

Впрочем, все чаще можно увидеть прогнозы, что скоро и мобильные приложения могут стать вчерашним днем. Влияние AR и VR в дистанционном обучении будет очень популярно. Однако сейчас эта ниша практически пуста. Во-первых, из-за стоимости разработки, плюс не до конца понятен образовательный результат. Но есть ощущение, что вот-вот здесь случится прорыв.

Big data

Есть компании, которые делают бизнес исключительно на анализе данных из сферы образования. Они предлагают обработать массу данных, например, из колледжей или университетов, чтобы потом выдать учебным заведениям рекомендации по оптимизации или развитию. На такой работе специализируются, например, Civitas Learning и Watermark.

Профессионализм в образовании и в работе с данными — очень разные вещи. Найти вуз с сильной командой data scientists внутри — почти невозможно. Поэтому такому бизнесу есть где зарабатывать.

Сопровождение обучения

Хорошо, скажете вы, но ведь в Интернете и так огромное количество бесплатных ресурсов. Может быть бизнес на образовании в скором времени просто отомрет, все будут учиться «за так». Как ни странно, на этом тоже можно заработать. Если человек не хочет покупать готовые курсы, а предпочитает учиться на бесплатных ресурсах в интернет — это его право. Но собрать всю нужную информацию по теме и выстроить ее в логической последовательности, особенно, если ты в ней не разбираешься — серьезная задача. Всю эту работу могут сделать отдельные компании. Они организуют комплексное сопровождение обучения персонала, в том числе, на бесплатных образовательных ресурсах. А компании платят им за эту услугу.

И, конечно, список направлений в EdTech можно продолжать…

Не знаю, как для вас, а для меня обучение и преподавание — всегда были захватывающими занятиями. Как вы видите, это еще и самый интересный и быстро растущий рынок. Пожалуй, самое время придумать какой-нибудь образовательный стартап. Вот, например…

Источник

Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт

Почему Россия занимает лишь 1% мирового EdTech и сколько стоит самый дорогой на планете образовательный стартап.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Из всех рыночных секторов EdTech в пандемию получил самые интересные возможности: связанные с коронавирусом ограничения стимулировали его развиваться во всех направлениях. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, это в два раза больше, чем за 2018 год. Особенно мощной была вынужденная динамика рынка в России.

Последние несколько лет наш рынок EdTech развивался в основном за счёт образования для взрослых. «Общешкольную» часть сдерживал консерватизм российской системы, однако пандемия стала мощным драйвером и в этом сегменте. Изучаем, что именно изменилось в России и в мире и как дальше будет развиваться EdTech.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Пишет про бизнес и технологии. Работает с изданиями Republic, «Секрет фирмы», «Хайтек» и другими.

EdTech перед пандемией и во время неё

Что происходит с рынком?

Мировой рынок образования вместе с входящим в него EdTech начиная с 2000 года показывает хороший рост. По данным HolonIQ, с 2010 по 2015 год его объём увеличился на 1 трлн долларов и достиг 5,2 трлн. К 2020 рост замедлился, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн. Через пять лет рынок может вырасти до 7,3 трлн долларов.

С чем связан подъём рынка?

В исследовании HolonIQ говорится, что спрос на цифровые образовательные решения увеличится, среди прочего, из-за роста числа школьников и студентов. За последние 30 лет потребителей в сфере образования стало больше на 2,3 млрд, такая же динамика сохранится в следующие 30 лет. Это обусловлено ростом населения в развивающихся странах.

Что может поддержать рост?

В 2018 на проекты по цифровизации образования было потрачено 152 млрд долларов, то есть 2,6% от всего объёма рынка. Этого оказалось недостаточно, чтобы учебные заведения подготовились к работе в условиях пандемии. Во время самоизоляции резко возрос спрос на цифровую трансформацию обучения. По итогам прошедшего года траты на EdTech составили уже 227 млрд долларов, или 3,6% от объёма рынка. К 2025 эксперты HolonIQ прогнозируют увеличение доли EdTech до 5,2% от общих затрат.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики.

Относительно низкий уровень затрат на цифровизацию во многом объясняет то, с чем мир пришёл к началу коронавирусного кризиса: нехватку гаджетов как у учащихся, так и у педагогов, плохой доступ к интернету, недостаточное техническое оснащение школ. И с этими проблемами столкнулся весь мир: например, во Франции резко обострилось цифровое неравенство. Хотя сама страна — в числе лидеров по развитию IT-рынка.

Антон Сажин, CEO и основатель образовательной платформы CORE, уверен, что рынок давно ждал этой резкой трансформации: «Система образования — отрасль консервативная, и не только в России. Переход в онлайн позволил давно нарастающим трендам проявиться. Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики и экономически нерентабельны в связи с низкой производительностью. Цифровые технологии жизненно необходимы».

В пандемию разброс стартапов по секторам стал следующим: половина ведущих европейских проектов EdTech занимается корпоративным образованием, дальше — K12 (школа) и университеты. В Северной Америке картина другая — 30% ведущих EdTech-стартапов ориентированы на корпоративный сектор, остальные работают в K12 и со студентами. При этом растёт потребность в подобных проектах именно со стороны B2B-клиентов. В Индии и Южной Азии распределение по трём основным секторам получилось равномерным, при этом из-за того, что местный рынок молодой, он следует строго за потребительским спросом.

К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов, при этом на первых четырёх строчках — азиатские (Китай и Индия), за ними следуют американские. Список составлен в основном из проектов США, Китая, Индии. Больше всех инвестиционных средств привлёк Yuanfundao (его оценка достигла 15,5 млрд долларов) — это комплекс продуктов онлайн-обучения для школьного сегмента (K12), разрабатываемый с 2012 года. Компания предлагает репетиторскую платформу, приложение для английского языка, банк вопросов-ответов, проверку математических задач.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Среди единорогов также есть американский стартап Duolingo (оценен в 2,4 млрд долларов), работающий в том числе и на русском языке. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, имеет свою платформу для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог — Udemy (3,3 млрд долларов). Это база из 130 тысяч курсов в любых категориях — от бизнеса до музыки и личностного роста.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Трансформация российского рынка

В глобальной EdTech-индустрии доля российского рынка — всего 1%: по неточным данным, это 45–50 млрд рублей в 2019 году. Однако, хоть Россию и нельзя сравнить, например, с Китаем, динамика роста у отечественного рынка хорошая — 20–25% ежегодно.

По этой причине в марте предполагалось, что по итогам 2020 года его объём составит уже 60 млрд рублей, но с учётом пандемии цифры могут оказаться и больше. Однако преимущественно российский EdTech развивается за счёт корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объёма рынка.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Сергей Богданов (YellowRockets):

Зарабатывать на этом [школьных стартапах] деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло.

Сложность со школьным сектором (K12) объясняет Сергей Богданов, CEO YellowRockets, сооснователь фонда YellowRockets.vc: «В России волна школьных техстартапов прошла примерно в 2014 году, когда были „Дневник.ру“ и другие решения. Это огромный сектор, но приходится бороться с системой в целом и с системой бюджетирования образовательных заведений».

Богданов пояснил Skillbox Media, что зарабатывать на этом деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло. «Из-за этого в пандемию ученики и школы столкнулись с проблемами и стали каждый на своё усмотрение лепить монстров Франкенштейна из Zoom, WhatsApp, Slack, Discord. Все эти инструменты надо было совмещать и проводить уроки».

По его мнению, к концу прошлого года ситуация мало изменилась: «Всё так же большинство школ не приспособились и используют разные образовательные системы, страдают и ученики, и учителя. Это главная проблема, с которой придётся столкнуться российской системе образования в 2021 году».

Онлайн-платформами до введения массового дистанционного обучения пользовались лишь 64% педагогов, причём делали это не регулярно. Во время школьных уроков к ним прибегали 50% учителей. После первой волны коронавируса о работе с онлайн-платформами заявили уже 85% педагогов, из них почти каждый второй сообщил, что и дальше продолжит такую практику.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Наиболее популярными сервисами оказались «Учи.ру», «ЯКласс». По второго квартала 2020 года обе компании показали рост выручки на 50% и 142% соответственно (по сравнению с тем же периодом 2019).

Первое полугодие 2020 подарило отличные возможности для развития некоторым из российских EdTech-стартапов: Lectera привлекла 2,1 млн долларов от европейских инвесторов, NovaKid — 1,5 млн долларов от LETA Capital. Хотя сделкой года стала покупка 25% компании «Учи.ру» (долю можно будет увеличить до контрольной) холдингом Mail.ru Group. Сумма сделки — 3,75 млрд рублей. Это можно считать признанием платформы «Учи.ру» одной из крупнейших среди российских LMS. Сегодня ей пользуются 8 млн школьников и больше 350 тысяч педагогов.

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», сообщил Skillbox Media, что эта сделка — большой шанс для дальнейшего роста: «Mail.ru Group имеет большой опыт взаимодействия с активно растущими стартапами, включая сектор EdTech. Поэтому сделка позволяет получить нам доступ к мощной экспертизе экосистемы Mail.ru Group, благодаря чему мы сможем расти дальше, улучшать продукт и развивать его на зарубежных рынках».

Инвестиционная активность в пандемию

Активность на мировом венчурном рынке в первом полугодии 2020 была ниже, чем в том же периоде 2019: 78 сделок на общую сумму 240 млн долларов. При этом рост инвестиционной активности в EdTech до пандемии был умеренным: с 2014 до 2018 объём вложений вырос в четыре раза — с 2 млрд долларов до 8 млрд долларов. А за 2020 стартапы получили уже 16,1 млрд долларов.

Почти половина венчурных инвестиций до пандемии приходилась на Китай, обладающий крупнейшим рынком образования. В 2020 году китайский рынок получил уже 60% венчурного капитала. Около 15% инвестиций пришлось на проекты из США, 14% — на рынок Индии, и лишь 5% — на страны Евросоюза и Великобританию.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Сергей Богданов считает, что в 2020 году инвесторы на российском рынке были одинаково активны на поздних и на ранних стадиях: «Например, в начале года стартап MyBuddy.ai привлёк 1 млн долларов от фонда LETA Capital. А на днях была объявлена сделка клуба инвесторов Angelsdeck с проектом Educate Online. На российском рынке в этом году отличился Mail.ru Group».

Богданов уверен, что это положительная история для рынка, так как у Mail.ru уже было несколько сделок в EdTech: «Они получили долю в Skillbox, инвестировали в образовательный сервис SkillFactory. При этом в портфеле Mail.ru уже есть GeekBrains и последняя их публичная сделка была с проектом „Учи.ру“. Наличие стратега на рынке — это всегда хорошо для тех, кто строит на нём свои стартапы, и для венчурных инвесторов».

Богданов добавил, что, несмотря на отчасти сформированный рынок, искать новые ниши всё ещё возможно, поэтому в этом году он ждёт волну новых компаний в EdTech.

Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital, также называет сферу EdTech одной из наиболее привлекательных для венчурного капитала в ушедшем 2020 году: «Если посмотреть на общий объём инвестиций компаний, которые закрывали раунды в течение 2020, окажется, что 40% от общего объёма привлечённых средств приходится именно на 2020. Если оценивать успешность компаний с точки зрения привлечённых инвестиций в этом году, то в фаворе у инвесторов был сектор General e-Learning (как Coursera, онлайн-курсы, маркетплейсы). Также отлично себя чувствуют компании из Education Management — онлайн-инструменты для мониторинга и вовлечения студентов, управления учебными планами».

Игорь Рябенький, управляющий партнёр фонда AltaIR Capital, отмечает назревающие глобальные изменения в секторе образования и огромную конкуренцию среди инвесторов за перспективные проекты.

«Нестабильность марта-апреля была недолгой, дальше всё восстановилось и даже пошло в гору: оценки стартапов не только не снижались, но и повышались в 2–4 раза за счёт конкуренции среди инвесторов. Конкретно наш фонд вкладывал средства не только на стадиях seed и roud A, но и на pre-seed, и вместо запланированных 10 стартапов мы в итоге выбрали 25, потому что появилось очень много достойных, перспективных проектов», — комментирует Игорь.

Новые тренды и перспективы

Если цифровые платформы для школьного образования стали более востребованы из-за вынужденной дистанционки, то централизованные комплексные сервисы ДПО и ДО (дополнительное образование — профессиональное и обычное) существенно и неожиданно нарастили выручку во втором полугодии 2020. По данным РБК, у Skillbox она увеличилась на 349% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, у GetCourse — почти на 200%, у Яндекс.Практикума — и вовсе на 625%. EdTech стал развиваться не только в школьном направлении.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Согласно мартовскому исследованию Интерфакс, ДПО и ДО пользуются спросом у 15% россиян, в то время как в развитых странах доля потребителей таких услуг доходит до 45%. А по итогам первого полугодия 2020 популярность онлайн-курсов в России возросла в 8 раз (цифры зависят от конкретной платформы). Причём студенты стали проходить даже курсы, которые покупались ранее, но «ждали своего часа». Во многом это связано с вынужденной необходимостью или повышать свою квалификацию, или искать способ сменить профессию. На фоне таких запросов перспективы развития у онлайн-университетов радужные.

«Что касается конкуренции со специализированными мобильными приложениями — это всё-таки разные аудитории, — отмечает Анастасия Веремьёва, директор по коммуникациям инвестиционного акселератора HR& ED-tech. — Одни выбирают прокачивать отдельные навыки, другие — получать полноценное ДПО. Кому-то актуальнее сразу окунуться в практику. Сфокусированные на одном предмете проекты вообще стремительно двигаются».

Веремьёва уверена, что, несмотря на небольшую долю российских проектов на фоне лидеров рынка EdTech, настоящий рывок ещё впереди. «Игроки стремятся поддерживать друг друга: сейчас не до борьбы, лучший путь — коллаборации. Стартапы, которые приходят к нам в акселератор — Edstein, SpeakerGuru, Diductio, BeSavvy, Vectorly, Hinted и другие, — вообще изначально нацелены на международные рынки», — рассказывает она.

Edtech что это такое простыми словами. Смотреть фото Edtech что это такое простыми словами. Смотреть картинку Edtech что это такое простыми словами. Картинка про Edtech что это такое простыми словами. Фото Edtech что это такое простыми словами

Александр Земляк (Leta Capital):

К 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Ускоренный рост рынка EdTech стал поводом для HolonIQ пересмотреть свой предыдущий прогноз, который делался до пандемии. Если ранее аналитики предсказывали рост рынка EdTech к 2025 году до 342 млрд долларов, то теперь их оценка составила 404 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем в 2019. Такая динамика особенно показательна, если учесть, что по обновлённым данным мировой образовательный рынок к тому же году составит не 7,8 трлн, а 7,3 трлн долларов.

Активность крупных игроков тоже даёт основания думать, что динамика с завершением пандемии не замедлится. В частности, Яндекс и Mail.ru Group намерены сделать свои сервисы для видеоконференций к 2022 году и предоставить их школам. Пока неизвестно, произойдёт это на базе уже существующих платформ этих корпораций или будет новым проектом. А министерство просвещения решило запускать отечественный ВКС-сервис, разработанный с Ростелекомом на замену Zoom.

Оценки некоторых экспертов ещё оптимистичнее, чем описанные прогнозы. «Не удивлюсь, если к 2025 году рынок Edtech даже превысит ожидаемый рост x2,5 в сравнении с 2019 годом», — сказал Skillbox Media Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital.

«Если представить себя сейчас в 2025, то мы, скорее всего, увидим, что от одной до трёх систем управления обучением (LMS) превратились в технологических монстров (наподобие сегодняшних FAANG), выйдя далеко за пределы e-Learning и став своеобразным Humanity Knowledge Management Super App», — добавляет он. Земляк полагает, что, скорее всего, к 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Приём в обучении, когда большие объёмы информации разбиваются на мелкие блоки для лучшего усвоения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *