Edtech что это такое простыми
Что такое EdTech? Даже у представителей самого EdTech на этот счёт разные мнения
Что можно считать EdTech? Такой вопрос задал модератор дискуссии «Где границы EdTech?» на ММСО. Вот какие ответы дали эксперты.
Обложка: OlyaSnow для Skillbox Media
Михаил Мягков
генеральный директор MAXIMUM Education
— В нашем понимании это организации и люди, которые пытаются с помощью технологии, технологических инструментов, внедряемых в той или иной мере, улучшить образовательный процесс или обеспечить образовательный процесс в местах, где его невозможно сделать без технологий.
Вот первая волна технологий просто создала доступ — доступ к преподавателю, который находится далеко. В обучении в Zoom или на какой-то другой платформе нет никакой инновации, нет никакого EdTech как такового, но тем не менее это предоставило доступ к чему-то, к чему раньше не было доступа у ученика. А [если брать] более глубокий фокус на улучшение (как улучшить процесс обучения, который был невозможен без технологий ранее), то, мне кажется, в этом плане мы находимся в самом начале EdTech.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Макар Гончаров
— Для нас EdTech, для меня в частности (я, наверно, от себя сформулирую), — это всё-таки группа людей, компании, которые имеют свой продукт, [и этот] продукт отвечает каким-то цифровым либо технологическим вызовам, [при этом] компания существует на рынке минимум два года, имеет устойчивую бизнес-модель и показывает рост, и умеет довести ученика из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом багаж знаний.
Валентина Куренкова
— Я считаю, что любой блогер-миллионник, который ведёт у себя курсы и занимается «инфоцыганством», как некоторые называют, или инфобизнесом, [если сказать] более прилично, то это уже EdTech в наши дни. Вопрос, конечно, к качеству и достоверности этого контента, к опасности и безопасности этого контента для ребёнка, например.
В целом я считаю, что EdTech сейчас — это очень широко. Любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.
Скриншоты: MMCO-2021 / YouTube
Контекст
Никакого официального определения понятия EdTech, конечно же, не существует. На практике это слово часто воспринимают и как синоним «онлайн-образования», и как собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс. Это могут быть платформы для онлайн-обучения, LMS, различные приложения, VR-тренажёры и прочие инструменты. В том числе технологии, помогающие в офлайн-обучении, а не только онлайн. Например, интерактивные проекционные экраны и планшеты для обучения в классах.
Проще говоря, кто-то понимает под этим термином любое цифровое образование в широком смысле, а кто-то — только образовательные технологии (собственно, изначально смысл слова был именно таким, потому что EdTech — это комбинация слов education и technology — «образование» и «технологии» соответственно).
Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом
EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.
Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).
Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».
Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.
Терминология: два типа образования
Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).
На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:
Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.
EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.
Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.
Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.
Инвестиционные возможности
Инфобизнес
Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.
Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.
Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):
EdTech
Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:
Запомнить
EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.
Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт
Почему Россия занимает лишь 1% мирового EdTech и сколько стоит самый дорогой на планете образовательный стартап.
Из всех рыночных секторов EdTech в пандемию получил самые интересные возможности: связанные с коронавирусом ограничения стимулировали его развиваться во всех направлениях. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, это в два раза больше, чем за 2018 год. Особенно мощной была вынужденная динамика рынка в России.
Последние несколько лет наш рынок EdTech развивался в основном за счёт образования для взрослых. «Общешкольную» часть сдерживал консерватизм российской системы, однако пандемия стала мощным драйвером и в этом сегменте. Изучаем, что именно изменилось в России и в мире и как дальше будет развиваться EdTech.
Пишет про бизнес и технологии. Работает с изданиями Republic, «Секрет фирмы», «Хайтек» и другими.
EdTech перед пандемией и во время неё
Что происходит с рынком?
Мировой рынок образования вместе с входящим в него EdTech начиная с 2000 года показывает хороший рост. По данным HolonIQ, с 2010 по 2015 год его объём увеличился на 1 трлн долларов и достиг 5,2 трлн. К 2020 рост замедлился, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн. Через пять лет рынок может вырасти до 7,3 трлн долларов.
С чем связан подъём рынка?
В исследовании HolonIQ говорится, что спрос на цифровые образовательные решения увеличится, среди прочего, из-за роста числа школьников и студентов. За последние 30 лет потребителей в сфере образования стало больше на 2,3 млрд, такая же динамика сохранится в следующие 30 лет. Это обусловлено ростом населения в развивающихся странах.
Что может поддержать рост?
В 2018 на проекты по цифровизации образования было потрачено 152 млрд долларов, то есть 2,6% от всего объёма рынка. Этого оказалось недостаточно, чтобы учебные заведения подготовились к работе в условиях пандемии. Во время самоизоляции резко возрос спрос на цифровую трансформацию обучения. По итогам прошедшего года траты на EdTech составили уже 227 млрд долларов, или 3,6% от объёма рынка. К 2025 эксперты HolonIQ прогнозируют увеличение доли EdTech до 5,2% от общих затрат.
Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики.
Относительно низкий уровень затрат на цифровизацию во многом объясняет то, с чем мир пришёл к началу коронавирусного кризиса: нехватку гаджетов как у учащихся, так и у педагогов, плохой доступ к интернету, недостаточное техническое оснащение школ. И с этими проблемами столкнулся весь мир: например, во Франции резко обострилось цифровое неравенство. Хотя сама страна — в числе лидеров по развитию IT-рынка.
Антон Сажин, CEO и основатель образовательной платформы CORE, уверен, что рынок давно ждал этой резкой трансформации: «Система образования — отрасль консервативная, и не только в России. Переход в онлайн позволил давно нарастающим трендам проявиться. Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики и экономически нерентабельны в связи с низкой производительностью. Цифровые технологии жизненно необходимы».
В пандемию разброс стартапов по секторам стал следующим: половина ведущих европейских проектов EdTech занимается корпоративным образованием, дальше — K12 (школа) и университеты. В Северной Америке картина другая — 30% ведущих EdTech-стартапов ориентированы на корпоративный сектор, остальные работают в K12 и со студентами. При этом растёт потребность в подобных проектах именно со стороны B2B-клиентов. В Индии и Южной Азии распределение по трём основным секторам получилось равномерным, при этом из-за того, что местный рынок молодой, он следует строго за потребительским спросом.
К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов, при этом на первых четырёх строчках — азиатские (Китай и Индия), за ними следуют американские. Список составлен в основном из проектов США, Китая, Индии. Больше всех инвестиционных средств привлёк Yuanfundao (его оценка достигла 15,5 млрд долларов) — это комплекс продуктов онлайн-обучения для школьного сегмента (K12), разрабатываемый с 2012 года. Компания предлагает репетиторскую платформу, приложение для английского языка, банк вопросов-ответов, проверку математических задач.
Среди единорогов также есть американский стартап Duolingo (оценен в 2,4 млрд долларов), работающий в том числе и на русском языке. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, имеет свою платформу для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог — Udemy (3,3 млрд долларов). Это база из 130 тысяч курсов в любых категориях — от бизнеса до музыки и личностного роста.
Трансформация российского рынка
В глобальной EdTech-индустрии доля российского рынка — всего 1%: по неточным данным, это 45–50 млрд рублей в 2019 году. Однако, хоть Россию и нельзя сравнить, например, с Китаем, динамика роста у отечественного рынка хорошая — 20–25% ежегодно.
По этой причине в марте предполагалось, что по итогам 2020 года его объём составит уже 60 млрд рублей, но с учётом пандемии цифры могут оказаться и больше. Однако преимущественно российский EdTech развивается за счёт корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объёма рынка.
Сергей Богданов (YellowRockets):
Зарабатывать на этом [школьных стартапах] деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло.
Сложность со школьным сектором (K12) объясняет Сергей Богданов, CEO YellowRockets, сооснователь фонда YellowRockets.vc: «В России волна школьных техстартапов прошла примерно в 2014 году, когда были „Дневник.ру“ и другие решения. Это огромный сектор, но приходится бороться с системой в целом и с системой бюджетирования образовательных заведений».
Богданов пояснил Skillbox Media, что зарабатывать на этом деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло. «Из-за этого в пандемию ученики и школы столкнулись с проблемами и стали каждый на своё усмотрение лепить монстров Франкенштейна из Zoom, WhatsApp, Slack, Discord. Все эти инструменты надо было совмещать и проводить уроки».
По его мнению, к концу прошлого года ситуация мало изменилась: «Всё так же большинство школ не приспособились и используют разные образовательные системы, страдают и ученики, и учителя. Это главная проблема, с которой придётся столкнуться российской системе образования в 2021 году».
Онлайн-платформами до введения массового дистанционного обучения пользовались лишь 64% педагогов, причём делали это не регулярно. Во время школьных уроков к ним прибегали 50% учителей. После первой волны коронавируса о работе с онлайн-платформами заявили уже 85% педагогов, из них почти каждый второй сообщил, что и дальше продолжит такую практику.
Наиболее популярными сервисами оказались «Учи.ру», «ЯКласс». По второго квартала 2020 года обе компании показали рост выручки на 50% и 142% соответственно (по сравнению с тем же периодом 2019).
Первое полугодие 2020 подарило отличные возможности для развития некоторым из российских EdTech-стартапов: Lectera привлекла 2,1 млн долларов от европейских инвесторов, NovaKid — 1,5 млн долларов от LETA Capital. Хотя сделкой года стала покупка 25% компании «Учи.ру» (долю можно будет увеличить до контрольной) холдингом Mail.ru Group. Сумма сделки — 3,75 млрд рублей. Это можно считать признанием платформы «Учи.ру» одной из крупнейших среди российских LMS. Сегодня ей пользуются 8 млн школьников и больше 350 тысяч педагогов.
Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», сообщил Skillbox Media, что эта сделка — большой шанс для дальнейшего роста: «Mail.ru Group имеет большой опыт взаимодействия с активно растущими стартапами, включая сектор EdTech. Поэтому сделка позволяет получить нам доступ к мощной экспертизе экосистемы Mail.ru Group, благодаря чему мы сможем расти дальше, улучшать продукт и развивать его на зарубежных рынках».
Инвестиционная активность в пандемию
Активность на мировом венчурном рынке в первом полугодии 2020 была ниже, чем в том же периоде 2019: 78 сделок на общую сумму 240 млн долларов. При этом рост инвестиционной активности в EdTech до пандемии был умеренным: с 2014 до 2018 объём вложений вырос в четыре раза — с 2 млрд долларов до 8 млрд долларов. А за 2020 стартапы получили уже 16,1 млрд долларов.
Почти половина венчурных инвестиций до пандемии приходилась на Китай, обладающий крупнейшим рынком образования. В 2020 году китайский рынок получил уже 60% венчурного капитала. Около 15% инвестиций пришлось на проекты из США, 14% — на рынок Индии, и лишь 5% — на страны Евросоюза и Великобританию.
Сергей Богданов считает, что в 2020 году инвесторы на российском рынке были одинаково активны на поздних и на ранних стадиях: «Например, в начале года стартап MyBuddy.ai привлёк 1 млн долларов от фонда LETA Capital. А на днях была объявлена сделка клуба инвесторов Angelsdeck с проектом Educate Online. На российском рынке в этом году отличился Mail.ru Group».
Богданов уверен, что это положительная история для рынка, так как у Mail.ru уже было несколько сделок в EdTech: «Они получили долю в Skillbox, инвестировали в образовательный сервис SkillFactory. При этом в портфеле Mail.ru уже есть GeekBrains и последняя их публичная сделка была с проектом „Учи.ру“. Наличие стратега на рынке — это всегда хорошо для тех, кто строит на нём свои стартапы, и для венчурных инвесторов».
Богданов добавил, что, несмотря на отчасти сформированный рынок, искать новые ниши всё ещё возможно, поэтому в этом году он ждёт волну новых компаний в EdTech.
Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital, также называет сферу EdTech одной из наиболее привлекательных для венчурного капитала в ушедшем 2020 году: «Если посмотреть на общий объём инвестиций компаний, которые закрывали раунды в течение 2020, окажется, что 40% от общего объёма привлечённых средств приходится именно на 2020. Если оценивать успешность компаний с точки зрения привлечённых инвестиций в этом году, то в фаворе у инвесторов был сектор General e-Learning (как Coursera, онлайн-курсы, маркетплейсы). Также отлично себя чувствуют компании из Education Management — онлайн-инструменты для мониторинга и вовлечения студентов, управления учебными планами».
Игорь Рябенький, управляющий партнёр фонда AltaIR Capital, отмечает назревающие глобальные изменения в секторе образования и огромную конкуренцию среди инвесторов за перспективные проекты.
«Нестабильность марта-апреля была недолгой, дальше всё восстановилось и даже пошло в гору: оценки стартапов не только не снижались, но и повышались в 2–4 раза за счёт конкуренции среди инвесторов. Конкретно наш фонд вкладывал средства не только на стадиях seed и roud A, но и на pre-seed, и вместо запланированных 10 стартапов мы в итоге выбрали 25, потому что появилось очень много достойных, перспективных проектов», — комментирует Игорь.
Новые тренды и перспективы
Если цифровые платформы для школьного образования стали более востребованы из-за вынужденной дистанционки, то централизованные комплексные сервисы ДПО и ДО (дополнительное образование — профессиональное и обычное) существенно и неожиданно нарастили выручку во втором полугодии 2020. По данным РБК, у Skillbox она увеличилась на 349% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, у GetCourse — почти на 200%, у Яндекс.Практикума — и вовсе на 625%. EdTech стал развиваться не только в школьном направлении.
Согласно мартовскому исследованию Интерфакс, ДПО и ДО пользуются спросом у 15% россиян, в то время как в развитых странах доля потребителей таких услуг доходит до 45%. А по итогам первого полугодия 2020 популярность онлайн-курсов в России возросла в 8 раз (цифры зависят от конкретной платформы). Причём студенты стали проходить даже курсы, которые покупались ранее, но «ждали своего часа». Во многом это связано с вынужденной необходимостью или повышать свою квалификацию, или искать способ сменить профессию. На фоне таких запросов перспективы развития у онлайн-университетов радужные.
«Что касается конкуренции со специализированными мобильными приложениями — это всё-таки разные аудитории, — отмечает Анастасия Веремьёва, директор по коммуникациям инвестиционного акселератора HR& ED-tech. — Одни выбирают прокачивать отдельные навыки, другие — получать полноценное ДПО. Кому-то актуальнее сразу окунуться в практику. Сфокусированные на одном предмете проекты вообще стремительно двигаются».
Веремьёва уверена, что, несмотря на небольшую долю российских проектов на фоне лидеров рынка EdTech, настоящий рывок ещё впереди. «Игроки стремятся поддерживать друг друга: сейчас не до борьбы, лучший путь — коллаборации. Стартапы, которые приходят к нам в акселератор — Edstein, SpeakerGuru, Diductio, BeSavvy, Vectorly, Hinted и другие, — вообще изначально нацелены на международные рынки», — рассказывает она.
Александр Земляк (Leta Capital):
К 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.
Ускоренный рост рынка EdTech стал поводом для HolonIQ пересмотреть свой предыдущий прогноз, который делался до пандемии. Если ранее аналитики предсказывали рост рынка EdTech к 2025 году до 342 млрд долларов, то теперь их оценка составила 404 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем в 2019. Такая динамика особенно показательна, если учесть, что по обновлённым данным мировой образовательный рынок к тому же году составит не 7,8 трлн, а 7,3 трлн долларов.
Активность крупных игроков тоже даёт основания думать, что динамика с завершением пандемии не замедлится. В частности, Яндекс и Mail.ru Group намерены сделать свои сервисы для видеоконференций к 2022 году и предоставить их школам. Пока неизвестно, произойдёт это на базе уже существующих платформ этих корпораций или будет новым проектом. А министерство просвещения решило запускать отечественный ВКС-сервис, разработанный с Ростелекомом на замену Zoom.
Оценки некоторых экспертов ещё оптимистичнее, чем описанные прогнозы. «Не удивлюсь, если к 2025 году рынок Edtech даже превысит ожидаемый рост x2,5 в сравнении с 2019 годом», — сказал Skillbox Media Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital.
«Если представить себя сейчас в 2025, то мы, скорее всего, увидим, что от одной до трёх систем управления обучением (LMS) превратились в технологических монстров (наподобие сегодняшних FAANG), выйдя далеко за пределы e-Learning и став своеобразным Humanity Knowledge Management Super App», — добавляет он. Земляк полагает, что, скорее всего, к 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.
Приём в обучении, когда большие объёмы информации разбиваются на мелкие блоки для лучшего усвоения.