Edu scrum образовательная технология что это

Применение технологии scrum доски на уроках

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Scrum доска – одна из самых гибких технологий, применяемых для визуализации групповой работы над проектами. Данная технология активно применяется в различных сферах современной жизни для четкой систематизации работы.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоcuadsanchez.wordpress.com

Scrum технология в обучении – это формат работы в группах, при котором учащиеся самостоятельно организуют свою работу по определенной теме с помощью scrum доски. Данная технология соответствуют требованиям ФГОС, в соответствии с которым учащиеся сами открывают для себя знания под руководством учителя-наставника. Такой подход кардинально отличается от традиционного формата обучения, где главным информационным источником является учитель, а каждый урок идет по определенному сценарию. Scrum же может применяться на лабораторных, контрольных работах по точным наукам, при изучении истории и иностранных языков.

Может показаться, что данная технология похожа на проектную работу, но главное отличие – это наличие четкой структуры организации самого процесса получения результата.

Организация процесса

Определяем тему, ставим основную цель и продумываем задачи, которые помогут эту цель достигнуть

Маршрутный лист для спринта – схема работы по теме. Спринт – серия уроков по теме. В маршрутном листе прописываем знания, умения и навыки, которые приобретает ученик; список теоретической литературы и практических заданий разного уровня сложности. Задания не расчитаны по таймингу урока, они систематизируются по приобретенному навыку, предоставляя ученикам выбор: какое количество упражнений на отработку навыка им необходимо сделать.

Делим учащихся на команды по 3-5 человек

Разделить на команды можно по желанию учащихся, если это возможно без каких-либо сложностей, как хочу/не хочу быть в команде. И возможно разделение учеников по списку.

Подготавливаем рабочий процесс и scrum доску

Доска делится на три части:

Начинаем работу на уроке в группах, используя scrum доску.

Проверяем результаты за урок

Этап рефлексии вместе с учителем проходит в виде контроля выполненного из столбца “Сделано”. Учитель подходит к группам и смотрит какие поставленные задачи были достигнуты учащимися за урок, какие задачи еще в процессе. Учитель может задать вопрос по графе “Сделано”, по пройденной теме и заданиям. Сделать свои замечания и предоставить разъяснения того материала, который дается группе сложнее всего.

На каждом этапе работы ученики представляют свои результаты и собираются вместе для мини-встреч в начале урока. В конце спринта каждому учащемуся выдается лист самоконтроля, рефлексии. В листе каждый отмечает, что умеет, а что нет. Такая практика помогает эффективно подготовиться к итоговой контрольной в конце спринта.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоhttps://infourok.ru

Уроки со Scrum технологией живее и интереснее, ведь учащиеся не боятся выражать своего мнения, решая поставленные перед ними задачи и проблемы, высказывают свободно свою точку зрения. Дети учатся целеполаганию, командной работе, самоорганизации, изучают необходимый материал для достижения результата. Появляется возможность научиться учиться благодаря нестандартному построению деятельности.

Источник

Взгляд по ту сторону парты

блог учителя физики Беляковой Евгении Андреевны

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Мое педагогическое открытие 2018 — технология SCRUM в образовании

Одна из главных ценностей моего блога — возможность делиться теми знаниями и идеями, которые у меня появляются в связи с профессией и развитием в ней. 2018 год не был особенно удачным для появления новых статей, но точно уж не был бедным на новую информацию!

С уверенностью могу сказать, что главным профессиональным открытием для меня стала классная технология SCRUM, с помощью которой можно организовать урок по любому предмету, работу любой команды в любой сфере и даже работу над собственным ежедневным списком дел!

Обо всем этом расскажу в статье 🙂

Началась эта история осенью на форуме студенческого актива Москвы и Московской области. У нас были классные наставники из команды КосмОдис Павел Рабинович, Кирилл Заведенский и Елена Матвиюк, которые занимаются развитием различных проектов, часто связанных с образованием. Елена Сергеевна рассказала нам за короткое время, как применить технологию SCRUM на уроке математики, и я сразу поняла, что это очень классный подход. Пользуясь волшебной доступностью эксперта, я связалась с Еленой Сергеевной, и она мне очень помогла с материалами, которые нужны для применения этой технологии.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоСлайд из лекции о применении SCRUM в обучении

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Надеюсь, вы сейчас думаете: «Женя, хватит ходить вокруг да около! Расскажи нам, наконец, что за птица этот скрам!»

Так что теперь по сути 🙂

Первое, что вы должны сделать — это разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта» (серии уроков по выбранной теме). Он должен содержать название темы; необходимые знания, умения и навыки, которые должны быть у ученика в результате изучения темы; даты и форма предстоящего контроля; перечень источников теории и заданий по практике (как базового, так и повышенного уровня). Я применяла эту технологию на 9 классе при изучении темы «Импульс. Закон сохранения импульса» и в 7 классе при решении задач по динамике. Прикрепляю маршрутный лист для 9 класса в качестве примера.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоЛицевая сторона маршрутного листа Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоОборотная сторона маршрутного листа

Заданий различного уровня должно быть больше, чем можно успеть за отведенное время: у учеников должен быть выбор. Такой маршрутный лист выдается каждому ученику. С помощью этого инструмента учитель дает понять детям, ЧТО именно от них нужно (согласитесь, обычно один из главных страхов ребенка перед уроком — страх неведения).

Класс делится на группы (3-5 человек). Чтобы никому не было обидно, я сделала это с помощью генератора случайных чисел.

Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске) и запланировать свои действия вперед на 2-3 урока.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоВторой обязательный элемент технологии — SCRUM-доска

Планирование осуществляется с помощью SCRUM-доски. Она должна содержать минимум 3 столбца. Первый столбец называется «План». Сюда каждая команда прикрепляет стикеры с задачами (одна задача — один стикер). Следующая колонка — «В работе». Сюда приклеиваются те задачи, над которой работа в команде идет в данный момент. С помощью этой колонки учитель видит, чем занята каждая из групп. Третий столбик — «Сделано :)» (самый приятный!). Сюда перемещаются выполненные задачи, причем критерии выполнения оговариваются командой заранее. Например, если хотя бы один член команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».

Показываю вам свои доски! Правда, про то, что надо сделать фото, я вспоминала под конец всей работы, поэтому в планах почти ничего нет)

Еще я поняла, что планирование на несколько шагов вперед вызывает затруднения у учащихся: они неплохо планируют только на 1 урок. Есть над чем работать в этом плане, ведь стратегическое планирование — важный навык для человека!

SCRUM-доска — реально классный инструмент! Позволяет видеть свои планы, не терять зря времени и почувствовать удовлетворение от результата 🙂 Я сделала аналог себе над рабочим столом, и теперь свои задачи креплю туда на стикерах!

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоМоя личная SCRUM-доска 🙂

Вернемся к учебному процессу в технологии SCRUM. Надеюсь, вы поняли, что команда сама ставит цели и достигает их: если они захотят, то решат 5 подряд похожих задач, а если нет — решат две похожих и перейдут на более высокий уровень сложности.

Казалось бы, все прекрасно.

НО учитель-то НЕ УЧИТ!

Тут мы вспоминаем любимый ФГОС, который говорит нам о том, что учитель и не должен давать знания в готовом виде 😉 На мой взгляд, SCRUM — это одна из наиболее реальных стратегий для исполнения такого госзаказа. Но это не значит, что учитель ничего не объясняет. Он курсирует между группами, помогая ребятам справляться с трудностями. Сначала формируется образовательный запрос, а уже потом поспевает «скорая помощь» в лице учителя. Так что просто сидеть и спокойно заполнять электронный журнал не получится 🙂

В начале каждого следующего урока проводится мини-собрание «на ходу»: команда обсуждает то, что уже сделано, как можно улучшить работу и устранить препятствия, которые есть в работе.

В конце спринта (перед итоговым контролем) обязательно надо провести самооценку. Для этого используется лист обратной связи, где ученик отмечает, что он умеет, а что — нет.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что этоЛист самоконтроля для учеников 9-го класса

После самоконтроля каждый член команды понимает, что ему необходимо повторить перед контрольной работой, и может устранить свои пробелы.

Итоговый контроль должен быть предсказуемым, может даже содержать ту же задачу, которая была в рабочем листе. Наша цель — не застать ученика врасплох, а наиболее объективно проверить его умения. После контрольной работы можно еще раз провести работу с листом самоконтроля (я так не делала пока еще).

Проведя работу по технологии SCRUM во II четверти, я могу сделать вывод, что она действительно эффективна. Во время урока вовлечены все, идет взаимодействие в группе, цели достигаются одна за одной, и даже разный уровень учащихся не становится большой помехой для работы.

Еще безусловный плюс — работа вполне может идти и без учителя! Нет проблемы, если внезапно секретарь зайдет за подписью — класс даже не заметит этого, ведь они все заняты делом (в отличие от классического урока, где и отвернуться без последствий иногда нельзя). Даже в то время, когда я была в командировке, работа не простаивала.

Коллеги, если вам стало интересно и вы захотите попробовать edSCRUM в своей работе, обращайтесь! 🙂

Я буду очень рада, если чем-то смогу помочь. Ведь мы идем к общей цели — научить всех без последствий для психики :)))))

Спасибо за прочтение столь длинного поста!

Планирую в июне 2021 года провести вебинар по онлайн-сервисам в работе учителя! Вся информация — тоже в инстаграм.

Источник

Что такое eduScrum и как его применяют в образовании

Сейчас чего только не придумают — вот уже и Agile из сферы IT в педагогике используют. Зачем? Разбираемся.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Кто помог нам разобраться:

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Екатерина Бредихина

Математик, специалист по игровому обучению детей, коуч ICF, PSM I (Professional Scrum Master I) официальный представитель eduScrum в России, ведущая тренингов и автор онлайн-курса по eduScrum.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Что такое eduScrum?

В упрощённом виде обучение организовано так: педагог даёт необходимую теорию, ученики объединяются в команды и в рамках заданного времени (несколько уроков или, например, школьная учебная четверть) создают учебные проекты, чтобы погрузиться в тему и изучить её. На этом этапе преподаватель выступает в качестве коуча и эксперта.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Чего только не придумают — теперь вот какой-то Scrum из IT-сферы в образование притащили. Ну и зачем он тут нужен?

Методика eduScrum решает сразу несколько задач:

В конечном счёте благодаря такой образовательной структуре учащиеся формируют собственный запрос на обучение и осознанный подход к получению знаний.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Кто вообще придумал eduScrum? Наверное, какие-нибудь новомодные управленцы в образовании, которые сами никогда учителями не были?

Это авторская методика Вилли Вейнандса, учителя из Нидерландов. Он 45 лет преподавал в обычной общеобразовательной школе естественные науки — физику, химию и биологию. Вилли хотел изменить консервативную систему обучения и создать среду, в которой школьники выступали бы активными участниками процесса, а не пассивными слушателями и потребителями контента. Поэтому нидерландский учитель много экспериментировал и пробовал разные образовательные методики.

Идея eduScrum пришла к Вейнандсу в 2011 году: знакомый рассказал о тренинге Джеффа Сазерленда и о применении Scrum в работе его компании. Эта система в итоге и помогла собрать все идеи и подходы в единое целое.

Вилли начал применять eduScrum с одним классом, потом постепенно внедрил и в остальных. К созданию некоторых элементов он подключал учеников, поэтому подход учитывает особенности подросткового, школьного менталитета. Экспериментом заинтересовались коллеги, тогда Вейнандс стал обучать их этой методике и постепенно масштабировать свой опыт. Так родилось международное сообщество педагогов, работающих по eduScrum, — систему применяют учителя во многих странах мира. Кстати, российское отделение этого сообщества — одно из самых активных.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Ну хорошо, а какие практические результаты этот eduScrum даёт?

Учителя, которые применяют eduScrum, рассказывают о таких результатах:

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Ладно, а что с теоретической основой eduScrum?

Все участники образовательного процесса однозначно понимают его образовательные цели, этапы, задачи, а также правила взаимодействия, ожидаемые результаты и критерии их оценки. Последний пункт особенно важен, ведь «изучить тему» для одного подразумевает прочесть книжку, для другого — зазубрить три параграфа и выписать пять определений.

2. Инспекция (или исследование)

Означает возможность проверять процесс: на каком этапе сейчас находится проект, как движутся ученики в его выполнении, не нужно ли им что-то поправить. Инспекция проводится непосредственно в ходе работы, это не финальная контрольная.

Частые проверки (инспекции) дают возможность корректировать процесс. Ученики постоянно сверяются, на каком этапе достижения цели они находятся, нужно ли что-то изменить.

Вилли Вейнандс также выделяет пять ценностей eduScrum, по аналогии со Scrum Values :

1. Психологическая безопасность

У ребят должна быть возможность спокойно работать, выражать своё мнение, брать на себя ответственность. Если создать среду, где ошибки не принимают и ругают за них, то никакой инициативы не будет, ведь в ситуации опасности люди не учатся, а думают о своей защите. Поэтому учителю надо проявлять доверие к ученикам и всячески демонстрировать, что он готов экспериментировать, признавать ошибки, показывать свои уязвимости, а процесс построен на чётких правилах и взаимодействии.

Получение удовольствия от процесса Вилли Вейнандс считает особенно важным элементом работы с детьми. Традиционно в образовании используют подход «живут не для радости, а для совести», и процесс обучения не предполагает веселья. Но в данном случае радость подразумевается не как противоположность работе, а как способ сделать обучение комфортным и усилить мотивацию учащихся. Например, можно работать на уроке под ненавязчивую музыку или приносить на занятие шоколадку, чтобы вместе перекусить. Всё это способы поддержки, которые не отвлекают от целей обучения.

Ученикам необходимо осознавать, ради чего они изучают предмет или тему, как теория пригодится им в дальнейшем. Если этого не понимает сам преподаватель, то вряд ли он сможет донести смысл получения новых знаний до учеников.

В атмосфере свободы в заданных рамках школьники могут выбирать собственные способы достижения результата. Это способствует развитию мотивации и вовлечению.

Ученик понимает, как его действия и выборы могут повлиять на процесс и результаты работы. Это принципиальное отличие от традиционного подхода, при котором ученик играет роль пассивного слушателя.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Вроде понятно. Но как это устроено на практике?

В eduScrum есть три глобальных этапа:

Если расписать процесс по шагам, то выглядит он так:

1. Разработка учебного проекта

Преподаватель или педагогическая команда придумывают учебный проект, набор учебных историй.

2. Формирование команд

Перед стартом работы над проектами педагог выбирает капитанов команды. Часто это самые ответственные ученики, готовые взять на себя организацию работы маленького коллектива. Первая задача капитана — сформировать максимально разностороннюю группу (обычно в каждой по 4–6 человек). Он выбирает членов своей команды. У каждого участника свои функции в рамках проекта (кто-то будет рисовать, кто-то писать текст, кто-то готовить презентацию) и общие учебные задачи — их определяет педагог.

Формированию команд в eduScrum уделяется особое внимание, ведь именно от их организации зависит эффективность работы. Педагогам, знакомым с принципами коучинга или опытом тренингов, объединить ребят будет нетрудно. Для тех, кто пока не сталкивался с командным подходом, есть лайфхак.

В дальнейшем капитан следит, чтобы задачи выполнялись вовремя, не возникало конфликтов и каждый участник успевал за другими. В классе он также отвечает за eduScrum-доску. О том, что это такое, — в следующем пункте.

3. Команды получают в работу проектное задание и начинают подготовку

Ученики продумывают план, расписывают задачи, договариваются о правилах взаимодействия в команде и проверки. На этом этапе появляется eduScrum-доска — это план работы команды со всеми задачами и график движения к успеху. Обычно всё это рисуют на большом ватманском листе. С помощью стикеров, перемещаемых по доске, участники следят, приблизились ли они к намеченной цели. Доска должна висеть на нужном месте, а всё, что на ней изображено, должно соответствовать происходящему процессу.

Поначалу план будет скорее желаемым, чем реальным, но в процессе он корректируется и становится настоящей иллюстрацией пути, который ученики проходят за время подготовки проекта.

4. Начинается работа короткими циклами

Задачи планируются на ближайшее время, после выполнения определённого объёма проходит промежуточный обзор. По его результатам можно что-то поправить, оценить разумность своих действий и соответствие выполненных задач поставленным целям. Количество циклов зависит от длины проекта, но с каждым новым занятием результат становится всё более явным.

5. Проверка знаний и обзор проекта

Педагог проводит стандартную индивидуальную контрольную для ребят и проверяет их успехи, а затем команды презентуют свои проекты.

Этот шаг направлен на рефлексию и личностный рост. Каждый ученик переоценивает свои качества и навыки, а команда и педагог помогают ответить ему на вопросы: «Что нового я узнал о себе?», «Что мне хотелось бы в следующий раз в себе развить?» Обсуждается также и работа каждого мини-коллектива — комфортно ли им было друг с другом, было ли взаимодействие эффективным, возникали ли сложности в общении.

7. Повторение и улучшение

Методика eduScrum предполагает непрерывное совершенствование, поэтому за осмыслением первого опыта следует какое-то небольшое изменение в новом процессе. Возможно, улучшить захочется многое, но браться за всё невозможно. Поэтому специалисты рекомендуют двигаться к совершенству поэтапно.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

А какая роль в этой системе у учителя, если ученики работают в командах, в каждой из которых есть капитан?

Учитель выполняет роль эксперта и коуча. Прежде всего, в его задачи входит подготовка учебной программы, генерация идей для проектов, которые одновременно должны заинтересовать ребят и соответствовать учебным целям. Кроме того, первое время придется выполнять и большую часть руководящих функций: замотивировать учеников, организовать команды, модерировать конфликты.

Постепенно педагог передаёт ответственность группам, но при этом остаётся во главе процесса — держит образовательные рамки и следит за достижением результатов. Он также помогает ученикам по запросу, ведь если одна команда самостоятельно смогла усвоить материал и помощь ей не требуется, то с другой тему нужно обсудить подробнее.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Как сформировать команды?

Основной принцип — надо объединять учеников по их полезным качествам и навыкам, а не по дружбе. Можно попросить ребят заполнить небольшие анкеты на отдельных листочках: пусть они составят список своих навыков и умений, а потом из всего списка выделят пять-шесть самых сильных.

Листочки складываются так, чтобы не было видно имён, — их смотрит учитель и выбирает капитанов команд. При выборе он может опираться на лидерские качества или, например, решить, что для капитана важнее умение слушать или коммуницировать, — всё зависит от сути проекта.

Когда педагог выбрал капитанов, они набирают команды по тому же анонимному принципу — только на основе важных для работы навыков. На занятии российского лицензированного тренера по eduScrum, доцента и преподавателя из КалмГУ Татьяны Аксёновой один из капитанов сформулировал такой принцип: «Я беру в команду людей с теми качествами, которых у меня нет, но хотелось бы, чтобы они у меня были».

Есть типичные ошибки при формировании команд, которых важно избегать:

Собирать команды «по дружбе»

Чаще всего мы общаемся с людьми, которые на нас похожи, поэтому команда может получиться односторонней, а задача научиться эффективному общению с разными людьми не будет выполнена.

Формировать команды директивно

Если педагог формирует команды сам, у ребят появится сопротивление процессу и пассивность: кто говорит, что нужно делать, тот и отвечает за результат. В этом случае лучше снимать с себя ответственность за формирование групп, тогда стандартные отговорки «У нас не получается, потому что вы нас так поделили» или «Мы не работаем вместе, потому что нас так поставили» не пройдут.

Принуждать к командной работе тех, кто категорически отказывается

В классе могут быть ребята, которые не хотят учиться в группе. В этом случае они могут делать личные проекты. Вилли Вейнандс отмечает, что обычно после двух-трёх проектов такие школьники меняют своё мнение — срабатывает социальная мотивация, ведь всё веселье происходит без них.

Бывают случаи, когда из команды исключают того, кто ленится и не показывает результатов. В этом случае учитель обсуждает с классом, кто готов взять исключённого, какие хорошие качества он может проявить и что сам готов в себе изменить, чтобы исправить ситуацию.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Звучит круто, но педагогам, наверно, трудно адаптироваться к такому подходу?

Трудности могут возникнуть, но не у всех. Важно помнить, что педагог должен и сам обладать теми навыками, которые хочет развить в учениках. Методика eduScrum подойдет гибким учителям, которые готовы работать с пятью-шестью командами, не давать им готовых решений, а наводить ребят на размышления, коммуницировать, принимать чужие аргументы и позицию, креативить.

Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть фото Edu scrum образовательная технология что это. Смотреть картинку Edu scrum образовательная технология что это. Картинка про Edu scrum образовательная технология что это. Фото Edu scrum образовательная технология что это

Сложно будет тем, кто во главу угла ставит свою экспертную позицию, не готов расставаться с ролью «Я тут главный», боится ошибаться на глазах у учеников и признавать это. Чтобы бороться с такими страхами, Вилли Вейнандс воспользовался инструментом Fuckup Nights : он рассказывает ученикам о собственных профессиональных провалах, предлагает им поделиться своими неудачами и объясняет, что ошибаться нормально.

Вот ещё несколько потенциальных сложностей:

Чтобы переложить учебную программу в формат проектов, нужны усилия

Иногда учителю сложно сделать это в одиночку, нужна помощь. В российской педагогической практике бывали случаи, когда всего по одной дисциплине к урокам по системе eduScrum готовились коллективно: сразу несколько педагогов смотрели учебники, переформатировали подачу материалов, выбирали наиболее интересные для ребят истории.

Может возникнуть ощущение потери контроля

На уроках часто бывает шумно, потому что командная работа предполагает общение. В школах, где пробуют применять eduScrum, некоторые педагоги удивляются отсутствию стандартной дисциплины на занятиях. К этому придётся привыкнуть и напоминать как себе, так и окружающим, что шум этот — рабочий.

Иногда тяжело принять тот факт, что ученики знают что-то лучше преподавателя

Так, учитель по биологии Светлана Комарова из московской школы №1570 делала с двумя командами проект в Minecraft. Ребята создавали целый мир, рассказывали про генетику, мутации и изменчивость. Преподавателю было понятно всё, что связано с биологией, но в самой игре она не разбиралась. Пришлось довериться тому, что ученики понимают в этом больше, — и у них действительно получились отличные проекты.

Придётся учиться организовывать командную работу

Командное мышление не развивают в вузах, в том числе в педагогических. Так что учителю придётся самостоятельно постигать навыки командной работы, чтобы после приучить к ней детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *