Eduscrum в образовании что это
Методика Scrum в образовательной системе (Edu Scrum)
Методика Scrum разрабатывалась на начальном этапе как методология, предназначенная совершенствовать проектное управление в сферах разработок компьютерных программных продуктов. На сегодняшний день её применяют в различных сферах производства, на многих предприятиях, где предпочитают не только работать, но и наблюдать результат собственного трудового процесса. Методика Scrum применяется в различных направлениях: ракетостроении, учете финансовых потоков на предприятиях, создании новых коллективов. Она широко применяется в управлении статистическими секторами предприятий, при работе с инвестиционными потоками, в сфере развлечений, в средствах массовой информации. Scrum консолидирует людские ресурсы и усилия независимо от сферы деятельности.
Методика по-настоящему позволяет решать довольно сложные проблемы, встающие на пути развития человечества. Иной раз создается впечатление, что в поисках разрешения этих проблем движемся по замкнутой спирали. Изредка объявляются отважные люди, принявшие решение попробовать получить помощь, используя методику Scrum. Они полагаются на методику как на единственно верный путь при разрешении глобальных проблем человеческого общества. На удивление, методика дает ошеломляющие результаты и в мире бизнеса, и при решении злободневных общественных проблем.
EduScrum
Провинции во всем мире несколько схожи друг с другом. Удаленные на несколько десятков километров от огромных мегаполисов районы, в которые переезжают люди, покупая дешевое жилье, стремясь уйти из бурлящих промышленных центров и оградить собственных детей от искушений городской жизни. В пригороде проще растить детей, даже посещение школьных занятий здесь протекает по-другому.
Алфен-ан-ден-Рейн как раз представляет такие небольшие городишки. Он расположен на западе Нидерландов в часе езды на легковом автомобиле от Амстердама. Когда подъезжаешь к Алфен-ан-ден-Рейну в будний день, все легковые авто едут вам навстречу – люди спешат на работу. В прилегающих окрестностях расположены фермерские хозяйства, мельницы, старинные и современные.
По городу жители используют для перемещения велосипед. Сотни местных жителей отдают детей в местное школьное учреждение под названием «Убежище». Очень характерная для Голландии школа, как и городок. Школу посещают около двух тысяч детей, начиная с двенадцатилетнего возраста и заканчивая восемнадцатилетними старшеклассниками. Голландцы рано начинают планировать будущее потомков. В связи с этим во многих школах внедрены программы по начальной профессиональной подготовке – программы разноплановые, ориентированные на различные виды специальностей для учащихся, представляющие разнообразные социальные сферы. По правилам программные комплексы представляют собой трехуровневые циклы:
низший – рассчитан на детей, мечтающих стать швеями, парикмахерами, автомеханиками, референтами;
средний – рассчитан на детей, мечтающих о работе медицинских сестер, метрдотелей, инженеров, то есть определивших для себя профессии, предполагающие получение дополнительного специального образования;
высший – ориентирован на детей, видящих себя адвокатами, врачами, научными работниками, то есть желающих продолжать собственное образование в университетах.
Ребята, принявшие решение учиться по первому циклу, смогут начать трудовую деятельность уже в шестнадцать лет; те, кто решил изучать более продвинутые программные комплексы второго и третьего уровней, продолжают обучаться далее и получают среднее специальное или высшее образование. Ученики, получая профессиональную подготовку, в любом случае в обязательном курсе изучают все предметы общеобразовательного назначения, перечень которых и уровень сложности определяет программный уровень школы.
В «Убежище» есть учитель Вилли Вейнандс, преподающий химию. Его уроки не похожи на те, к которым мы привыкли. Классная комната Вилли Вейнандса не похожа на стандартный химический кабинет: парты не стоят рядами, направленными лицом к доске, они размещены группами по четыре, чтобы дети видели друг друга, а не классную доску. Когда урок начался, ребята не уселись за парты и не приняли позу ожидания учителя, а подбежали к стенке, приклеивая на неё большой бумажный плакат, усыпанный стикерами.
Наверное, самое главное в приведенном примере то, что ученики сами обучают друг друга. Вейнандс размеренно перемещается по классу, наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске, рассматривает графики и диаграммы выполнения задач. Если он замечает, что кто-то из учеников застопорился и не находит выхода из проблемы, то быстро подходит к нему и помогает разобраться с трудным моментом. Для определения качества усвоения материала, он наугад выбирает любую задачу из столбца «Выполнено» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе. Когда учитель видит, что не все разобрались до конца в выполненном задании, он возвращает её в столбик «Необходимо выполнить».
На школьной скрам-доске бросается в глаза один столбик – «Оценка радости». Необходимо не только справляться с заданиями и хорошо воспринимать учебный материал, но и научиться получать удовольствие от этого. Для оценки степени радости существуют некоторые проверочные слова и фразы, к примеру: улыбка, смех, доверие, прекрасное настроение. Существует еще одно слово, но оно исключительно голландское, не имеющее прямого значения в других языках, – gezelligheld. Оно подразумевает высокое чувство наслаждения радостями жизни, представленными такими понятиями, как «домашний уют», «ощущать себя в домашней среде», «тепло домашнего очага», «радость встречи», «радость общения».
«Вовсе не стоит изображать из себя стража порядка, – рассказывает Вейнандс. – Теперь имеется совершенно иная система отношений с учениками. Они всю работу выполняют самостоятельно. Даже домашнее задание они определяют самостоятельно». Каждый класс знает, насколько они продвинулись и закрепили материал, как срочно нужно выполнить следующие задания, в какие сроки уложиться для закрепления, необходимо ли планировать внеурочное время для подготовки темы к заданному сроку.
Они обладают прекрасной самоориентировкой. Сами разрабатывают быстрые и увлекательные способы самообучения.
Система Scrum, или eduScrum, как обозначает методологию учитель Вейнандс, внедрена буквально с первого дня школьных занятий. Первое, с чего дети начинают работу в школе, – это создание собственных групп. Они характеризуют себя по разным критериям: решительность; получение удовлетворения от занятий арифметикой; ощущение общности интересов и разделения ответственности; находчивость. После этого им предлагают сформировать команды по принципу многофункциональности, чтобы каждая группа имела в составе учащихся с различными поведенческими типами и умениями, – ведь в таких группах проще усваивать новый материал. Как считает Вейнандс, занимаясь в таких группах, ученики обретают не только информацию по определенным предметам, но и активнее социализируются и адаптируются в социуме, учатся принимать чужое мнение, спорить, оценивать и ценить человеческие качества, чувствовать талант другого человека, считаться с чужим мнением, отличным от собственного.
Как считает Вейнандс, такой метод освоения школьной программы прекрасно позволяет осваивать детям трансформацию человеческих признаков из бессознательного качества в сознательное состояние. На самом деле нужными считаются не только те знания и навыки, которые принято проверять на экзаменах в школах. Детям необходимо помогать обучаться распознавать и оценивать различные качества окружающих людей, закладывая тем самым фундамент формирования личности в раннем возрасте. Дети, умеющие ценить человеческие отношения, окажутся наиболее адаптированными в социуме 21 века. Школа задается целью обучить этому каждого ученика.
12 лет работаем с лидерами рынков и молодыми амбициозными компаниями
— Реализуем любой сервис с нетипичным функционалом;
«А туда ли мы плывём?»: что такое методика SCRUM и как она может помочь школе
Школа меняется: новые механики и системы делают учебу современных детей эффективнее. Одно из нововведений называется SCRUM — это методология управления проектами, которая пришла в образование из IT-сферы. Разбираемся, как устроить в школе уроки будущего, пользуясь методами из мира IT, бизнеса и маркетинга.
Что такое SCRUM?
SCRUM (от английского «схватка») — это способ управления проектами для небольших команд. SCRUM помогает быстро двигаться к цели (глобальной или промежуточной) и гибко реагировать на изменение внешних условий. Путь к цели разбивается на отдельные проекты, которые выполняют небольшие команды за короткое время (пока это может звучать немного непонятно, но дальше мы всё подробно объясним).
Термин появился в командном спорте, где игрокам нужно максимально эффективно взаимодействовать друг с другом и в короткие сроки достигать целей на тренировках перед чемпионатами. Потом его переняли банки и большие компании в сфере IT, HR и маркетинга. В образовании метод начал использоваться совсем недавно, в 2011 году.
Проще всего понять SCRUM, вспомнив о том, что это спортивная методика: команде необходимо победить в соревнованиях, для этого тренер разрабатывает систему интенсивных тренировок. Начинается спринт, во время которого игроки периодически останавливаются и оценивают свои результаты.
Методология eduScrum — это учебное ответвление SCRUM, основанное на теории эмпирического управления, то есть знании, построенном на опыте и результатах принятых решений. Отличительная черта такого подхода — гибкость и простота в освоении, ведь руководителю нужно только распределить роли между учениками и обозначить задачи. Дальше всю работу сделает команда. Организовать SCRUM в обучении дома или в школе — это очень просто. И сейчас мы расскажем как.
Принципы работы
Суть SCRUM — командная работа и грамотное распределение задач. Команда от трех до девяти человек работает короткими циклами — спринтами (Sprints). Участники планируют ближайшие задачи, выполняют их и оценивают результат. Так повторяется снова и снова, пока изначальная глобальная цель не будет достигнута. В коллективе должны быть владелец продукта, который отвечает за качество конечного продукта, и SCRUM-мастер, который отвечает за качество рабочих процессов и координирует проект. А все задачи вносятся на специальную SCRUM-доску.
У обучения по SCRUM существуют определенные основы — мероприятия и правила, которые должны соблюдаться участниками. Тогда методика будет работать и нагрузка будет распределяться равномерно между всеми участниками команды.
Основные принципы SCRUM:
Работа по SCRUM происходит циклами. Команда собирает все задачи в бэклог (Backlog), а дальше распределяет их по спринту на одну или две недели по приоритету. Ежедневно команда собирается на короткую планерку (дейли) и обсуждает планы на день. После каждого спринта команда обсуждает результаты работы и ставит новые задачи. А затем все участники делятся друг с другом тем, что им понравилось и не понравилось в проделанной работе (это называется «ретроспектива проекта»). Цикл повторяется, пока не будет достигнута конечная цель.
Екатерина Бредихина, ведущий тренер и представитель команды eduScrum в России:
Когда я пытаюсь объяснить людям, как работает SCRUM, я привожу метафору водного спорта. Представьте, что вы команда пловцов и вам нужно доплыть на другой берег. Но берег далеко, и не совсем понятно, как построить путь. Команде необходимо грамотно спланировать ближайшие шаги и работать сообща, постоянно спрашивая себя: «А туда ли мы плывем?», «Как будет выглядеть наш конечный результат?» Мне нравится эта метафора, она ясно дает понять, что SCRUM — не четкая методика. Пловцы сами решают, каким образом им плыть: на лодке или на плоту, брассом или кролем. Это абсолютно не важно. Важен только результат и опыт, полученные в процессе.
SCRUM в образовании
SCRUM в образовании начал применяться сравнительно недавно. Учебное ответвление eduScrum придумал Вилли Вейнандс — учитель химии и физики из обычной голландской школы. Он адаптировал методику, которой пользовались разработчики из IT-компаний, и переложил ее на процесс школьного обучения. И это сработало: дети стали лучше запоминать материал и сдавать выпускные экзамены на высокие баллы. С 2011 года Вейнандс начал проводить тренинги для учителей по своей системе, а в 2018 году посетил с лекциями Россию. На данный момент eduScrum применяется по всей России: в Москве, Хабаровске, Краснодаре, Иркутске, Воронеже, Томске.
Методика не требует вложений — нужно только желание преподавателя и одобрение администрации школы
Команда eduScrum в России оказывает информационную поддержку педагогам, которые решили внедрить SCRUM в свои уроки, проводит тренинги и мастер-классы. На официальном сайте каждый желающий может скачать и прочитать специальное пособие по тому, как организовать работу в классе по SCRUM. Примеров использования SCRUM в школе множество: дети могут работать в группах на лабораторных и контрольных по химии, делать проекты по истории или литературе, вместе изучать языки.
Ученики прорабатывают то, что им рассказывал на уроке учитель, и выполняют задания. Если кто-то пропустил урок или не понял тему, команда должна ему объяснить — иначе проект не будет выполнен. Основное преимущество eduScrum — актуальность полученных навыков в дальнейшей жизни ученика: умение договариваться, работать в команде, грамотно делегировать ответственность. Такие навыки называют soft skills (гибкие навыки), и их наличие играет важную роль при приеме на работу в западных и многих российских компаниях.
Мне всегда очень приятно смотреть на смелых и креативных учителей, когда я посещаю конференции или езжу в командировки по России. Один из моих любимых примеров — школьный учитель литературы Никита Андреевич Муковозов из Саратова, один из самых активных моих знакомых, применяющих eduScrum на уроках. Его ученики сначала проходят тему в классическом формате, а потом на ее основе создают учебный проект. Например, они делали буктрейлер (трейлер к книге) к роману «Отцы и дети». Смысл в том, что снять или собрать из готовых кусочков трейлер можно, только прочитав роман и объединившись в команду. Они сами решают, кто из команды будет писать сценарий, снимать и монтировать. Так они перерабатывают пройденный материал и учатся брать на себя ответственность.
Как организовать SCRUM в школе или дома
1. Распределите роли
Если руководитель (начальник, родитель или учитель) решает ввести SCRUM в процесс обучения, ему в первую очередь необходимо грамотно распределить ответственность в команде.
В состав команды SCRUM входят:
Если переложить эту структуру на eduScrum, принцип не поменяется: распределять обязанности необходимо с учетом интересов каждого члена команды. Допустим, если учитель видит, что ребенок хорошо пишет или разбирается в материале, он может дать ему задачи под его компетенции. Роль eduScrum-мастера разделяют между собой учитель и капитан команды. В начале за ведение процесса больше отвечает учитель, а затем, по мере роста опыта команд, учитель передаёт все больше ответственности им и капитану.
2. Организуйте eduScrum-доску
eduScrum-доска — это общая таблица задач, поделенная на категории. Вы, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим, если пользовались какими-либо таск-менеджерами. В течение спринта команда расставляет на ней задачи и следит за их выполнением. В начале дня команда подходит к доске (или открывает ее онлайн) и распределяет оставшуюся работу.
Категории на доске могут распределяться по трем колонкам: «Надо» (To do), «В работе» (In progress) и «Готово» (Done). Основной принцип — наглядность. Ученики должны знать статус каждой задачи и помогать друг другу, когда возникает необходимость. Если доска правильно организована, все будут понимать, что и для чего нужно делать именно сейчас.
В одном из блогов наш читатель подробно рассказал, как он организовал Scrum-доску дома и как она научила его ребенка самоорганизации.
3. Назначьте eduScrum-мастера
eduScrum-мастер поддерживает командный дух и следит за соблюдением сроков. Он помогает решать конфликты в команде и разбираться с препятствиями в работе, следит за тем, чтобы все встречи проводились вовремя, отвечает за обновление eduScrum-доски и поддерживает рабочий настрой в команде. Мастер работает с каждым участником команды индивидуально.
Главное условие обучения по eduScrum — мастер не должен вмешиваться в рабочий процесс учеников. Они чувствуют свою ответственность и вовлекаются в процесс совместной работы. eduScrum-мастеру важно формировать и поддерживать атмосферу доверия и психологической безопасности в командах. Учитель должен давать возможность ученикам самостоятельно планировать свои шаги, принимать решения командой, совершать ошибки и не наказывать за них. Это может идти вразрез с устоявшейся моделью обучения в школах, поэтому такие уроки необходимо согласовывать с администрацией.
У нас сильно падают показатели в средней школе, потому что детей семи и пятнадцати лет учат по одному и тому же принципу «учитель читает учебник и что-то пишет на доске». Но в средних классах у детей начинается переходный возраст — смещается фокус авторитета и внимания со взрослых на сверстников. Поэтому обучение в командах становится более легитимным. Учитель, который решил внедрить eduScrum, должен быть готов к гулу обсуждений и потере привычного контроля. Но взамен он получит самостоятельных учеников, которые готовы поддерживать друг друга и брать на себя ответственность.
Отмечу, что у нас в стране (как и во всем мире) нет школ, где методология SCRUM применялась бы на всех уроках. Но этого и не нужно: нескольких предметов достаточно, чтобы дети поняли принципы совместной работы и познакомились с новым форматом обучения. Поэтому школе ничего не стоит организовать учебный процесс по eduScrum. Учителям достаточно просто прочитать методические материалы, изучить все инструменты и пробовать. Все не так уж и сложно.
Фото: Shutterstock / Berk Ozel. Иллюстрации: Shutterstock / pikepicture
Agile и Scrum в образовании
В современном российском сообществе понятия Agile-технологий тесно связано с именем Германа Грефа и Сбербанком. Но не только бизнес нуждается в «гибких» подходах. Средние школы, колледжи и высшие учебные заведения также реагируют на изменения и внедряют элементы эджайл-методологии и скрам-подхода в образовательный процесс.
В этой статье мы попробуем разобраться, чем Agile и Scrum отличаются от традиционных форм образования, как эти технологии уже применяют в обучении и насколько они эффективны.
Как применять технологии Agile и Scrum в образовании?
Подписывайтесь на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать полезные и интересные статьи из сферы образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками при заказе студенческих работ.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое Agile и Scrum
Прежде, чем говорить о применении Agile-методологии и scrum-технологий в образовании, давайте разберёмся, что они обозначают.
Agile и Scrum — это понятия, которые пришли из IT-сферы. Разработка инновационных продуктов совершенно не похожа на стандартный процесс производства, где есть чёткий план, сроки и бюджет. Здесь часто приходится решать задачи при большом уровне неопределённости и находить новые пути. Именно для этого и разработали эджайл-методологию.
Agile — метод и образ мышления
Многие определяют Agile как общее обозначение целого ряда «гибких» подходов, применяемых для разработки продуктов программного обеспечения. Это верно, но не совсем. Agile — это скорее определённый образ мышления и культурные особенности, которыми характеризуются эти подходы. А потому эджайл можно применять не только в разработке, но и в других сферах.
Agile-мышление опирается на четыре важные ценности:
Подробнее о 4 ценностях и 12 принципах методологии для IT-разработки можно почитать непосредственно в Agile-манифесте.
Вдохновлялись создатели Agile-методологии научным методом, который разработал ещё Галилео Галилей. Что роднит IT-разработчиков и итальянского учёного? В основе двух подходов — постоянное повторение эксперимента и уточнение результатов.
Фреймворк Scrum
Scrum — это один из самых известных и популярных фреймворков, или подходов Agile-методологии. Иначе его ещё называют «подходом структуры». Разработкой метода занимался Джефф Сазерленд, бывший военный лётчик, и его подход изначально не отличался особой гибкостью. Скорее наоборот.
Скрам предполагает чёткое распределение ролей и последовательность процессов. Над каждым проектом работает небольшая команда специалистов, действия которых координирует владелец продукта и scrum-мастер. Первый следит, чтобы результат соответствовал первоначальным целям, а задача последнего — корректировать и направлять действия команды в соответствии с методологией. Вся работа состоит из коротких спринтов (одна-две недели), в начале которых определяются цели, в конце — сравниваются результаты и происходит корректировка. Каждый выполняет свой отрезок задачи и непосредственно влияет на процесс. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.
Не менее популярен фреймворк Kanban. Его называют «подходом баланса». В канбане в отличие от скрама нет ролей и строгих подходов к процессам. Главная цель — быстрое продвижение задачи по разным этапам: «Планирование», «В разработке», «На тестировании», «Завершено». Именно в канбане активно применяют scrum-доски для визуализации процесса. Scrum-доска позволяет визуализировать рабочий процесс
Как применяют Agile и Scrum в образовании
Гибкие методологии эджайл отлично подходят для решения вопросов современного образования. Они не противоречат требованиям различных министерств и могут применятся как частично, так и с полным погружением в ценности и принципы технологии.
EduScrum в образовании
Подход eduScrum — это пример Scrum-технологии, которую специально разработали, чтобы применять в образовании. В его создании принимали участие уже известный нам Джефф Сазерленд и Вилли Вейнандс, школьный учитель естествознания в Голландии. Последний решил, что фреймворк скрам позволит сделать процесс обучения более увлекательным и поможет детям уже со школьной скамьи получить навыки, полезные во взрослой жизни и работе.
Идея оказалась удачной, и теперь многие страны широко используют этот подход не только в школах, но и для создания корпоративных обучающих курсов. География распространения eduScrum в мире постоянно расширяется.
Вилли Вейнандс в 2018 году прилетал с обучающим семинаром по eduScrum в Москву и выпустил первую партию педагогов в стиле Agile.
Как Agile-методология меняет учебный процесс
Как же выглядит Agile и Scrum в образовании? На уроках в школах или вузовских парах могут применять следующие элементы «гибких» подходов:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Спринт вместо длинной дистанции
Традиционное образование предполагает разделение учебного процесса на четверти в школе или семестры в университете. Скрам привносит в образование практику обучения короткими спринтами, которые длятся не более двух-трёх недель. Перед каждым периодом студенты ставят цели и определяют задачи, а в конце смотрят, насколько они продвинулись в изучении и отработке практических навыков, и что можно улучшить.
Быстрая обратная связь позволяет преподавателю быстро реагировать, если возникают проблемы, корректировать при необходимости учебный процесс, применяя методы адаптивного обучения.
Командное взаимодействие
В Agile-методологии главное — это люди и взаимодействие между ними. Поэтому для решения учебных задач создаются команды. Оптимальное количество людей в группе — 6-8 человек. Они выбирают лидера, распределяют задачи, проговаривают правила и сроки выполнения. Это позволяет учащимся не только активнее включаться в процесс обучения, но также повысить коммуникацию и научиться взаимопомощи.
Игровой подход вместо скучных лекций
В гибких подходах необходимо достичь определённый результат, а как именно — совершенно неважно. В образовании этот принцип сохраняется, поэтому часто в процессе обучения используется игровой подход. Участники могут использовать мозговые штурмы, придумывать креативные идеи и нестандартные методы решения задач, превращая процесс учёбы в игру.
Постоянное обсуждение и улучшение результатов
В классическом образовании преподаватель оценивает уровень знаний ученика по результатам его контрольной работы или итогового тестирования. В Agile-подходах в конце каждого спринта команда обязательно обсуждает полученные результаты и даёт оценку работе. Это позволяет сразу увидеть недочёты, исправить их, скорректировать гипотезу и восполнить пробел в знаниях, не дожидаясь контрольной или тестов.
Роль преподавателя меняется. Теперь он не контролирует все процессы, а лишь курирует их
Внутренняя оценка вместо внешней
Как же оценивать работу scrum-команд? Оценка проходит при защите итоговых проектов. Преподаватель выбирает одну или две команды в конце каждого спринта, смотрит на результат и просит участников команды самих оценить уровень своей работы. Это помогает учащимся развивать навык давать адекватную обратную связь и ответственно подходить к проектам.
Изменение роли преподавателя
Если в традиционном образовании преподаватель был в центре учебного процесса, то при Agile-подходе ему отводится роль scrum-мастера или владельца проекта, который задаёт направление поиска, помогает разобраться со сложными вопросами, если они возникают в процессе, и корректирует действия учащихся.
Первым среди российских вузов, который начал применять методы Agile в образовании, стал Сеченовский университет.
Отличия традиционного подхода от «гибких» методов
Итак, в чём же отличия традиционных подходов в образовании от современных гибких методов? Для удобства и наглядности мы собрали их в одну таблицу:
Традиционный подход в обучении | Agile-подходы в образовании | |
Период обучения | от трёх месяцев до полугода | короткие спринты от одной до двух недель |
Формат обучения | соответствие строгому учебному плану | обучение построено как игра |
Форма организации | общие лекции и семинары | практические группы от 6 до 8 человек |
Форма восприятия информации | пассивное восприятие | активная самостоятельная работа в группах |
Оценка результатов | внешняя оценка | внутренняя оценка |
Роль преподавателя | полностью контролирует весь учебный процесс | направляет и корректирует |
Какие результаты дают «гибкие» методологии в обучении
Эджайл- и скрам-технологии обретают всё большую популярность в образовании не только потому, что увеличивают вовлечённость школьников и студентов. Они действительно улучшают успеваемость и развивают личные качества учащихся. Например, «гибкие» методологии позволяют:
Самостоятельная практика Agile
Если вам не повезло, и в вашем учебном заведении даже нет намёков на новые технологии, вы можете воспользоваться советом из книги «К чёрту всё! Берись и делай!» Ричарда Брэнсона и запустить их самостоятельно.
Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон по праву считается королём Agile-управления в бизнесе. Он внедрил большое количество инновационных стратегий, которые позволили повысить мотивацию и удовлетворённость сотрудников. Такой подход помог Брэнсону стать миллиардером и завоевать симпатии подчинённых.
Вот несколько вариантов, как это сделать:
Применяйте «гибкие» методологии в своей учёбе и карьере — это реально даёт хорошие результаты. А если нужна будет помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊