Ефимоны что это такое
ЕФИМОНЫ
Смотреть что такое «ЕФИМОНЫ» в других словарях:
ЕФИМОНЫ — муж., мн. вечерняя церковная служба в великий пост; мефимон (с нами Бог). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ефимоны — или ифимоны, иначе мефимоны, нифимоны. На обыденном языке этим названием обозначается великое повечерие, совершаемое на первой неделе Великого поста, когда читается так называемый великий канон Андрея Критского. По мнению одних, название это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ефимоны — (Мефимоны) служба, за которой читается канон святого Андрея Критского … Краткий церковнославянский словарь
ПОВЕЧЕРИЕ — (греч. Apodeipnon, буквально после ужина), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) богослужение суточного круга, совершающееся вечером. Первоначально было монастырским богослужением (в соборно приходском богослужении ему соответствовала… … Энциклопедический словарь
Лето Господне — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Повечерие — повседневная церковная служба, ведущая начало от обычая иноков отправлять П. в своих кельях. Общеупотребительным обычай петь П. отдельно от вечерни сделался только с VI в. В настоящее время П. делится на великое и малое. Великое П. имеет… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ЕФИМОНЫ
Смотреть что такое «ЕФИМОНЫ» в других словарях:
ЕФИМОНЫ — (от греч. mephimon с нами Бог). Церковное вечернее богослужение на первой неделе великого поста, на котором к каждому стиху канона припевается: «помилуй мя, Боже». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Ефимоны — или ифимоны, иначе мефимоны, нифимоны. На обыденном языке этим названием обозначается великое повечерие, совершаемое на первой неделе Великого поста, когда читается так называемый великий канон Андрея Критского. По мнению одних, название это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ефимоны — (Мефимоны) служба, за которой читается канон святого Андрея Критского … Краткий церковнославянский словарь
ПОВЕЧЕРИЕ — (греч. Apodeipnon, буквально после ужина), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) богослужение суточного круга, совершающееся вечером. Первоначально было монастырским богослужением (в соборно приходском богослужении ему соответствовала… … Энциклопедический словарь
Лето Господне — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Повечерие — повседневная церковная служба, ведущая начало от обычая иноков отправлять П. в своих кельях. Общеупотребительным обычай петь П. отдельно от вечерни сделался только с VI в. В настоящее время П. делится на великое и малое. Великое П. имеет… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Bestiary.us
Быстрый переход
Ефимон
Ефимо́н — название вечерней церковной службы в Великий пост, ставшее в Архангельской области персонификацией поста и персонажем-устрашителем.
«Есть персонификации и более сложного характера. В Архангельской области перед началом Великого поста ребят пугали ефимоном:
«Нас тоже пугали. Как катаемся на санках, бывало, скажут: «Сегодня ладно, катайтесь. Завтра пост придет, уже не будете кататься, Ефимон будет ходить»
Онежский район, 1982
В христианском церковном ритуале ефимоны — вечерняя служба в Великий пост (из древнееврейского мемифон — «с нами бог»). В приведенном контексте ефимон — имя персонажа, порожденного персонификацией поста. Пост в противоположность веселой и разгульной масленице — время мрачное и скучное. Его приход, естественно, нежелателен, что отражено в следущем контексте:
«Ефимон, поди вон, в Шижму, в Сороку, в Сухой наволок, в Суму на городок»
Онежский район, 1982
Персонификация масленицы в виде куклы, чучела, которое хоронят, сжигают, топят в конце масленичных веселий, — явление широко известное. Персонификация поста в облике определенного персонажа если и представлена на восточнославянской территории, то очень ограниченно. Вообще же у славянских и многих других европейских народов смена весенних карнавалов, масленичных развлечений постом сопровождается ритуалами, в которых участвуют два персонажа — персонификации того и другого. Между этими персонажами разыгрываются действа, иногда они борются, причем победа всегда на стороне поста. У чехов масленица заканчивается похоронами Мясопуста, Бахуса или Контрабаса. У сербов пост олицетворяется в облике бабы Коризмы. В Англии в «пепельную среду» соломенное чучело, одетое в лохмотья и называемое Джек-пост (Jack-o-Lent), проносили по улицам селения, затем укрепляли на шесте, где каждый желающий мог бросать в него камни, палки, грязь в течение всего поста. Особенно развернутые ритуалы такого рода совершались в Италии и Испании. Сохранились еще средневековые описания борьбы толстого, веселого, наглого дона Карналя против длинной, тощей и безобразной доньи Куаресмы, описания целых потешных битв между воинствами того и другого персонажа (cuaresma — «пост», отсюда же и название сербского персонажа — Коризма).
Таким образом, архангельский ефимон — отражение, хотя и слабое, редкой для восточнославянской традиции персонификации поста. Удалось обнаружить мезенские материалы 1839 года, указывающие на более раннюю стадию персонификации ефимона:
«На Страстной неделе в среду после вечерни, по случаю прекращения ефимонов, собираются ребята на церковной паперти и, бросая кверху шапки, кричат нараспев: «Кыш, ефимон, из трапезы пошел, за три дня до Христова дня!»
Зеленин Д.К. «Описание рукописей ученого архива Русского географического общества»
Выпуск 1. Пг., 1914., с.35
Но в этих записях ефимон еще не персонаж устрашения детей, а преломленный в народном сознании, персонифицированный образ христианского культа. Развитие же образа в сторону стирания и обобщения его семантики, превращение в персонаж-устрашитель — явление обычное». (498: с.24-25)
ЕФИМОНЫ
Ефимоны или ифимоны, иначе мефимоны, нифимоны. — На обыденном языке этим названием обозначается великое повечерие, совершаемое на первой неделе Великого поста, когда читается так называемый «великий канон» Андрея Критского. По мнению одних, название это происходит от греческого слова «ефимнион», означающего «припев»; по мнению других, слово Е. есть испорченное греческое мефимон, что значит: с нами. В древней Руси, как видно из послания митрополита Фотия к псковскому духовенству (1416) и из разных старопечатных богослужебных книг, слова мефимоны и нефимоны, несомненно, употреблялись в последнем значении.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
«Я еду к ефимонам с Горкиным. Отец задержался дома, и Горкин будет за старосту. Ключи от свечного ящика у него в кармане, и он все позванивает ими: должно быть, ему приятно. Это пер-вое мое стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь уж пойдут стояния. Горкин молчит и все тяжело вздыхает, от грехов должно быть. Но какие же у него грехи? Он ведь совсем святой-старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник, а из плотников много самых больших святых: и Сергий Преподобный был плотником, и святой Иосиф. Это самое святое дело.
— Горкин, а вороны приставятся на Страшном Суде?
— Извощики спичкой ему прожгли. Не ходи безо времени, у нас строго.
Подходит знакомый будочник и куда-то уводит парня.
И мне нравится, что блюдет. Мясные на площади закрыты. И Коровкин закрыл колбасную. Только рыбная Горностаева открыта, но никого народу. Стоят короба снетка, свесила хвост отмяк-шая сизая белуга, икра в окоренке красная, с воткнутою лопаточкой, коробочки с копчушкой. Но никто ничего не покупает, до субботы. От закусочных пахнет грибными щами, поджаренной картош-кой с луком; в каменных противнях кисель гороховый, можно ломтями резать. С санных полков спускают пузатые бочки с подсолнечным и, черным маслом, хлюпают-бултыхают жестянки-маслососы,-пошла работа! Стелется вязкий дух,-теплым печеным хлебом. Хочется теплой корочки, но грех и думать.
— Постой-ка,-приостанавливается Горкин на площади,- никак уж Базыкин гроб Жирнову-покойнику сготовил, народ-то смотрит? Пойдем поглядим, на мертвые дроги сейчас вздымать будут. Обязательно ему.
Мы идем к гробовой и посудной лавке Базыкина. Я не люблю ее: всегда посередке гроб, и румяненький старичок Базыкин обивает его серебряным глазетом или лиловым плисом с белой крах-мальной выпушкой из синевато-белого коленкора, шуршащего, как стружки. Она мне напоминает чем-то кружевную оборочку на кондитерских пирогах,- неприятно смотреть и страшно. Я не хочу идти, но Горкин тянет.
— Ему-покойнику. От удара в банях помер, а вот уж и «дом» сготовили!
— Гробок-то! Сам когда-а еще у меня дубок пометил, царство ему небесное, а нам помин-ки. Ну, с Господом.
Кажется мне, что последние дни приходят. Я тихо поднимаюсь по ступеням, и все поднима-ются тихо-тихо, словно и они боятся. В ограде покашливают певчие, хлещутся нотами мальчишки. Я вижу толстого Ломшакова, который у нас обедал на Рождестве. Лицо у него стало еще желтее. Он сидит на выступе ограды, нагнув голову в серый шарф.
— Уж постарайся, Сеня, «Помощника»-то,- ласково просит Горкин,- «И прославлю Его, Бог-Отца Моего» поворчи погуще.
— Привел бы Господь дожить, а кулебячка будет. А дишканта не подгадят? Скажи, на греш-ники по пятаку дам.
— А за виски. Ангелами воспрянут.
По-мо-щник и по-кро-ви-тель
Бысть мне во спасе-ние.
Сей мо-ой Бо-ог.
И начались ефимоны, стояние.
Помилуй мя, Бо-же- поми-луй мя.
Я слышу, как у батюшки в животе урчит, думаю о блинах, о головизне, о Жирнове. Может сейчас умереть и батюшка, как Жирнов, и я могу умереть, а Базыкин будет готовить гроб. «Боже, очисти мя, грешного!» Вспоминаю, что у меня мокнет горох в чашке, размок пожалуй. что на ужин будет пареный кочан капусты с луковой кашей и грибами, как всегда в Чистый Понедельник, а у Муравлятникова горячие баранки. «Боже, очисти мя, грешного!» Смотрю на диакона, на левом крылосе. Он сегодня не служит почему-то, стоит в рясе, с дьячками, и огромный его живот, ка-жется, еще раздулся. Я смотрю на его живот и думаю, сколько он съел блинов и какой для него гроб надо, когда помрет, побольше, чем для Жирнова даже. Пугаюсь, что так грешу-помышляю,- и падаю на колени, в страхе.
Душе мо-я. ду-ше-е мо-я-ааа,
Возстани, что спи-иши,
Ко-нец при-бли-жа. аа-ется..
Го-споди Си-ил
Поми-луй на-а. а. ас!
На душе легче. Ефимоны кончаются. Выходит на амвон батюшка, долго стоит и слушает, как дьячок читает и читает. И вот, начинает, воздыхающим голосом:
Господи и Владыко живота моего.
Дремлет моя душа, устала.
У сизой бассейной башни, на середине площади, стоит давешний парень и мочит под краном голову. Мужик держит его шары.
У Муравлятникова пылают печи. В проволочное окошко видно, как вываливают на белый широ-кий стол поджаристые баранки из корзины, из печи только. Мальчишки длинными иглами с мочальны-ми хвостами ловко подхватывают их в вязочки.
Ефимоны
Смотреть что такое «Ефимоны» в других словарях:
ЕФИМОНЫ — (от греч. mephimon с нами Бог). Церковное вечернее богослужение на первой неделе великого поста, на котором к каждому стиху канона припевается: «помилуй мя, Боже». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
ЕФИМОНЫ — муж., мн. вечерняя церковная служба в великий пост; мефимон (с нами Бог). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ефимоны — или ифимоны, иначе мефимоны, нифимоны. На обыденном языке этим названием обозначается великое повечерие, совершаемое на первой неделе Великого поста, когда читается так называемый великий канон Андрея Критского. По мнению одних, название это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОВЕЧЕРИЕ — (греч. Apodeipnon, буквально после ужина), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) богослужение суточного круга, совершающееся вечером. Первоначально было монастырским богослужением (в соборно приходском богослужении ему соответствовала… … Энциклопедический словарь
Лето Господне — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Повечерие — повседневная церковная служба, ведущая начало от обычая иноков отправлять П. в своих кельях. Общеупотребительным обычай петь П. отдельно от вечерни сделался только с VI в. В настоящее время П. делится на великое и малое. Великое П. имеет… … Полный православный богословский энциклопедический словарь