Ефрсфдюл что это такое
ЕФРСФДЮЛ: что это и как с ним работать
Что такое ЕФРСФДЮЛ? Какие данные подлежат размещению в ЕФРСФДЮЛ? Какова ответственность за несвоевременное размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ?
Единый федеральный реестр для регистрации значимых сообщений о деятельности юридических лиц и прочих экономических субъектов официально заработал 1 января 2013 года. Это самый крупный сайт с информацией о работе всех экономических агентов в России. Открытые данные снижают риски и расходы сторон, делают бизнес прозрачнее, что способствует общему экономическому развитию страны.
Основные принципы ЕФРСФДЮЛ:
Какая информация предназначена для размещения в ЕФРСФДЮЛ
Обычно сведения в реестр Федресурса заносят сами экономические агенты. Автоматически загружаются сведения из ЕГРЮЛ, систем раскрытия данных о судебных актах, реестра арбитражных управляющих. Часть информации размещает налоговая служба. В течение пяти дней появляются сообщения о следующих событиях:
Часть сведений передаются экономическими агентами. Ими выкладывается более 50 видов сообщений, и этот перечень постоянно расширяется. Перечислим основные сведения:
Содержание сообщений для размещения в ЕФРСФДЮЛ зависит от их специфики. Например, при реорганизации предприятия с уменьшением уставного капитала необходимо два сообщения:
При сообщении о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ также необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации».
Ответственность за несвоевременное размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ
На сегодня законодательство предполагает три временных интервала:
За отсутствие записей о существенных событиях грозит следующая ответственность:
Конкретная санкция зависит от систематичности нарушения, его специфики. Если, например, не внести информацию о банкротстве компании, то это может потенциально стать презумпцией вины юридического лица, а это риск привлечения к субсидиарной ответственности.
Дополнительной косвенной санкцией может стать отказ в проведении государственной регистрации процедуры. Например, ФНС может отказаться выдать подтверждение при желании реорганизовать предприятие, подать на ликвидацию либо снизить размер уставного капитала.
ЕФРСФДЮЛ и банкротство
В базе по банкротствам предприятий можно найти следующие сведения:
Кому доверить размещение в ЕФРСФДЮЛ
На сегодня экономическим агентам доступно 3 варианта:
Самостоятельный процесс включает:
При размещении в ЕФРСФДЮЛ через нотариуса процедура аналогична, за исключением использования его собственной квалифицированной электронной подписи.
Проще всего разместить сообщение через сервис-посредник Здесь сотрудники сформируют текст сообщения, оплатят государственную пошлину, решат вопросы с КЭП. Клиент оплачивает услуги и предоставляет отсканированные копии документов.
Сколько стоит размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ
В общем случае, расходы составляют:
В итоге расходы на размещение сообщения в ЕФРСФДЮЛ составляют порядка 6000 рублей. Иногда можно сэкономить и упростить задачу, обратившись в компании, публикующие сообщения на платформе.
В будущем планируется введение абонементного обслуживания. Ожидается, что стоимость неограниченного размещения сведений составит около 9000 рублей (эквивалент десяти сообщений).
Регистрация в ЕФРСФДЮЛ
Зарегистрироваться можно следующим образом:
Если вас интересует размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ, то универсальным вариантом станет обращение в нашу компанию. Мы предлагаем подобные услуги, в том числе:
Уточнить вопросы и запросить консультацию, коммерческое предложение можно по телефону либо оставив заявку на сайте.
Что за зверь ЕФРСФДЮЛ и чего еще хорошего ждать управленцу.
У наших предпринимателей, управленцев, директоров и бухгалтеров много свободного времени и решительно нечего делать. Это все, да еще помноженное на доступ к деньгам бизнеса создаёт ситуацию, в которую экстренно надо вмешаться и найти применение этим всем, хаотично распределенным ресурсам.
В данном законе много всего, но особое место уделяется ему – ЕФРСФДЮЛ.
Если совсем кратко о сути нововведений, то с 12 ноября 2019 года у компаний и предпринимателей имеется место, куда они за деньги должны передавать информацию. Нет, не им платят. Они платят за передачу. Но, впрочем, давайте подробнее.
Что же это за зверь такой, ЕФРСФДЮЛ? Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц — это федеральный информационный ресурс, в котором содержатся юридически значимые сведения о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности. Частично данные в ЕФРСФДЮЛ вносит регистрирующий орган, а частично — само юрлицо.
В ЕФРСФДЮЛ в обязательном порядке нужно вносить:
И все это счастье не бесплатно, а за деньги, так как размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ платное. И платить придется за каждое размещение информации. Хотя не позднее 1 июля 2020 года должна появиться возможность размещать информацию в реестр за ежемесячную плату. Её размер будет равен 10-кратной стоимости одного размещения сведений соответствующего типа.
Может забить и ничего не делать? Может, но законом предусмотрена ответственность за невнесение сведений в ЕФРСФДЮЛ- руководитель юрлица выхватит штраф в размере 5 тыс. рублей, а за невнесение (или внесение недостоверных сведений) — штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. За повторное непредставление или представление недостоверных сведений в течение года руководителя могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.
Что такое Федресурс и для чего он был создан?
Работа всех государственных органов и всех сопутствующих систем в нашей стране должна иметь прозрачный характер. Именно поэтому все федеральные порталы и официальные государственные сайты общедоступны в средствах массовой информации, и публикуют максимально открытую, полную и понятную, любому человеку информацию. В соответствии с этими же требованиями работает Федресурс. Что такое Федеральный ресурс? Мы расскажем, для чего он был создан и кому может быть полезен.
Что такое Федеральный ресурс и для чего его создали
Федеральный ресурс ранее имел и другие названия: «Единый Федеральный реестр сведений», «Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц», а в настоящее время именуется как «Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязанность раскрывать сведения на официальном сайте Федресурса появилась у юридических лиц еще в 2011 году с появлением Федерального Закона №228 от 18 июля 2011 года. Данный закон содержал пакет поправок в законодательство, в том числе, законодательство об акционерных обществах. Данные поправки были направлены, в первую очередь, на защиту прав кредиторов.
Основной целью создания Федерального ресурса сведений являлась защита прав кредиторов и контрагентов.
Федеральный ресурс един, но состоит из двух смысловых частей:
За последнее 4 года реестр претерпел множество изменений. Как в законодательном, так и в техническом плане. Юридическая структура ресурса меняется с появлением новых законов, либо же поправок к ним, а интерфейс совершенствуется для максимальной простоты работы с порталом.
Как работает портал
Федеральный ресурс представляет собой реестр сведений, связанных с экономической деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Преимуществом ресурса является общедоступность, то есть любой контрагент может зайти на портал и бесплатно получить всю требующуюся информацию о потенциальном партнере.
Все сообщения, которые предоставляют экономические субъекты, так же регистрируются в электронном формате. Все сведения регистрирует специально уполномоченное лицо. В соответствии с приказом Министерства экономического развития № 121 2011 года и на основании п. 4 статьи 6 Федерального Закона № 228-ФЗ оператором электронного ресурса было назначено ЗАО «Интерфакс».
Для того чтобы начать работу на портале в качестве активного экономического субъекта, необходимо зарегистрироваться, и получить доступ к личному кабинету.
Вся информация на портале должна размещаться от первого лица и регистрируется самостоятельно!
К сожалению, в последнее время участились случаи попытки мошенничества, связанные с работой на федресурсе. Злоумышленники осуществляют звонки от имени работников федерального реестра и предлагают платные услуги по ведению и юридическому сопровождению личного кабинета экономического субъекта.
В действительности работники федресурса никогда не звонят зарегистрированным пользователям портала. Если необходимо, им направляется письменное уведомление о решении проблемы или вопроса от официальной службы поддержки пользователей сайта.
Все сведения, которые размещают юридические лица на федеральном портале, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Пользователь сайта также должен иметь актуальный сертификат ключа проверки электронной подписи. Данный сертификат так же имеет вид электронного документа. Выдается специализированным удостоверяющим центром.
Зарегистрированный пользователь сайта может пользоваться электронной цифровой подписью в течение одного календарного года после ее получения. По истечении данного срока, юридическое лицо обязано самостоятельно произвести перезапись ЭЦП. Процедура перезаписи подписи осуществляется идентично процедуре получения.
В соответствии с законодательством, юридическое лицо и ИП на Федеральном ресурсе должны размещать исключительно правдивую, точную и актуальную информацию. Немаловажным фактором является так же своевременность подачи сведений.
Если зарегистрированный субъект по ошибке подал неверную информацию, ему следует незамедлительно написать сообщение в службу поддержки пользователей сайта с просьбой удалить предыдущее сообщение. В письме так же должна быть указана причина подачи некорректной информации.
В конечном счете каждый субъект несет полную ответственность за предоставленные им данные.
Какие данные нужно предоставлять на Федресурс?
На сайте Федерального ресурса экономическим субъектам необходимо раскрывать все виды сообщений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основные виды сведений, обязательных для раскрытия экономическими субъектами:
Нераскрытие информации на Федресурсе считается достаточным основанием для отказа в регистрации, реорганизации или ликвидации юридического лица.
Для раскрытия сведений о возникновении признаков недостаточности имущества установлен нестандартный срок размещения информации – 10 рабочих дней от даты, с которой стало известно о данном факте.
Практически все вышеперечисленные виды сведений, обязательные для раскрытия, должны быть поданы юридическим лицом на портал Федерального ресурса самостоятельно, в течение трех дней после наступления того или иного события.
Ответственность за нарушение правил работы с Федресурсом
Несмотря на то, что многие сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Федеральный ресурс подает налоговая служба, экономические субъекты не освобождаются от ответственности публикации сведений, входящих в перечень обязательных для раскрытия.
Основным нормативным документом, регламентирующим ответственность за нераскрытие, не полное раскрытие или недостоверное раскрытие информации, служит Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
При нераскрытии информации на сайте Федерального ресурса субъекта могут привлечь к административной ответственности. В частности, п.3, п.6 и п.7 статьи 14.25 КоАП РФ подробно описывают ситуации, когда должностные лица могут получить предъявлены предупреждение, дисквалификацию или административный штраф (в зависимости от тяжести нарушения).
Если оказывается, что на Федресурс не поданы данные, которые могли предостеречь контрагентов от заключения невыгодных сделок или при признании юридического лица банкротом, к должностным лицам предприятий будет представлена субсидиарная ответственность.
Статистика показывает рост количество привлекаемых участников, одновременно являющихся директорами банкротов. К слову, в 2018 году доля директоров-участников среди лиц, к которым было подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, составляла 17,5%, то в 2019 году она возросла до 23,4%.
Сведения ЕФРСФДЮЛ
svedeniya_efrsfdyul.jpg
Похожие публикации
ЕФРСФДЮЛ – единый федеральный ресурс, раскрывающий весь комплекс сведений о фактах, характеризующих деятельность юридических лиц. Необходимость создания и ведения этого сервиса обусловлена нормами ст. 7.1 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. В реестре должны быть отражены данные по регистрации новых предприятий, реорганизации субъектов хозяйствования, закрытии организаций.
ЕФРСФДЮЛ – официальный сайт и его предназначение
Информация, представленная в единой базе данных, находится в свободном доступе для пользователей ресурса. Эти сведения не являются коммерческой тайной, поэтому не могут быть скрыты и подлежат публикации в интернете.
Оператором данных в реестре на ]]> сайте ЕФРСФДЮЛ ]]> может стать только юридическое лицо, которое стоит на налоговом учете в РФ. В числе требований к оператору значится наличие соответствующей технической базы для осуществления комплекса задач по обслуживанию проекта, доработке программных продуктов, по обеспечению безопасности работы сервиса. На сегодня оператор реестра ЕФРСФДЮЛ – «Интерфакс». Это акционерное общество было наделено полномочиями администратора ресурса в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ, указаниями Приказа Минэкономразвития от 21.03.2011г. № 121.
Ресурс ведется только в электронном формате. Размещение сообщения в ЕФРСФДЮЛ осуществляется на платной основе, исключение сделано для органов власти и регистраторов. Размер платы может пересматриваться не чаще раза в год, изменение тарифной политики может обосновываться корректировкой индекса потребительских цен по итогам истекшего года.
ЕФРСФДЮЛ: банкротство
Составной частью единого реестра стала база данных с публикациями о банкротстве субъектов хозяйствования (ЕФРСБ). В нем содержится следующая информация:
вносимые в ЕФРСФДЮЛ сообщения о намерении должника подать заявление для признания его неплатежеспособным (банкротом);
отражается комплекс информации о признании субъектов хозяйствования банкротами, проводимых процедурах санации, мониторинга, особенности внешнего управления;
указываются сведения о завершении производства по банкротству;
приводятся информационные сводки по проводимым торгам;
отчеты арбитражных управляющих;
реестры должников, управляющих, организаторов торгов, торговых площадок и перечень дисквалифицированных лиц.
Публикуется на ЕФРСФДЮЛ (официальный сайт) и сообщение о намерении кредитора подать судебный иск для инициирования дела по банкротству должника. На ресурсе также представлены сведения о наличии/отсутствии признаков фиктивного банкротства.
Сервис полезен для широкого круга пользователей, особенно для кредиторов, которые после появлений публикаций о предстоящих банкротствах получают возможность в числе первых заявить о своих требованиях к должнику.
Публикация ЕФРСФДЮЛ
Информация, представленная на сайте, имеет несколько источников – в их числе регистрирующий орган (ФНС) и сами субъекты хозяйствования.
Налоговики публикуют на сайте следующий набор данных (в течение 5 дней с момента возникновения оснований):
записи о постановке на учет новых юридических лиц, включая те структуры, которые образовались в результате реструктуризации;
сообщения о предприятиях, находящихся на стадии реорганизации или ликвидации;
данные о решениях об исключении юридических лиц из базы ЕГРЮЛ;
ЕФРСФДЮЛ (официальный ресурс) отражает данные об изменениях размеров уставных капиталов субъектов хозяйствования (как об увеличении этого параметра, так и об уменьшении);
отдельно фиксируются в ЕФРСФДЮЛ сообщения о появлении или прекращении полномочий единоличных исполнительных органов предприятий;
отражаются изменения юридических адресов действующих субъектов хозяйствования.
Сведения ЕФРСФДЮЛ, размещаемые юридическими лицами, включают информацию о чистых активах предприятия, о получении или аннулировании разрешительной документации (лицензий), введении процедуры наблюдения по решению арбитражного суда. На внесение данных в единый реестр отводится не более трех рабочих дней с момента возникновения оснований.
Информация подлежит публикации при условии, что она удостоверена электронной подписью. ЭЦП для ЕФРСФДЮЛ выдается удостоверяющими центрами, без этого элемента невозможно получить доступ к личному кабинету на ресурсе. Список удостоверяющих центров, к которым можно обратиться для оформления ЭЦП, представлен на сайте в разделе «Помощь».
Размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ осуществляется по следующему алгоритму:
авторизация на сайте ресурса с применением ЭЦП;
выбор нужной функции в личном кабинете с последующим заполнением обязательных полей;
оплата счета за публикацию;
размещение информации (день в день или на следующий день после оплаты).
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Какие сведения о государственной регистрации нужно размещать на Федресурсе
Автор: Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2020
В 2020 г. многие при ликвидации или реорганизации компаний получили решение о приостановлении процедуры ликвидации или реорганизации, мотивированное тем, что не опубликовали сведения на Федресурсе. Причем в своей практике мы столкнулись с тем, что в сознании налогоплательщиков возникает путаница: Федресурс путают с уже привычным «Вестником государственной регистрации», а это совершенно разные вещи.
Что такое Федресурс
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377-ФЗ от 12.11.2019 были внесены изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Согласно этим изменениям на юридических лиц возложена обязанность по обязательному размещению сведений на Федресурсе (fedresurs.ru). Полное наименование – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ). Оператором этого ресурса является АО «Интерфакс» в соответствии с положениями п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 21.03.2011 №121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве».
Как видим, сам Федресурс был создан довольно давно. И цель его создания была благая: защитить права кредиторов при недобросовестных действиях должника. Вначале с этим ресурсом хорошо познакомились те, кто проходил процедуру банкротства. Размещение на нем сведений носило рекомендательный характер, и сведений таких было немного. Но каждый год добавляются новые и новые сведения, которые необходимо публиковать на Федресурсе. И вот, начиная с прошлого года, это уведомления о реорганизации и ликвидации компании. Нововведения в законодательство произведены с целью защиты кредиторов. Мы уже давно привыкли публиковать уведомления о ликвидации или реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации». Но ведь трудно представить сегодня человека, начинающего свое утро с чтения этого журнала, тем более что чтение «Вестника государственной регистрации» не очень-то захватывающий процесс. И так как все у нас сейчас стремиться уйти в Интернет, то вполне логично, что посмотреть, не решил ли твой должник ликвидироваться или реорганизоваться, можно узнать, зайдя на сайт fedresurs.ru.
В Законе о госрегистрации (п. 7 ст. 7.1.) перечислены основные вехи хозяйственной жизни, о которых надо сообщать на Федресурсе. Большинство из сообщений осуществляет сам регистрирующий орган. Так, например, именно регистрирующий орган размещает на Федресурсе информацию о государственной регистрации организации, смене адреса, единоличного исполнительного органа, об увеличении или уменьшении уставного капитала, о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ, решения о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, о ликвидации юрлица.
Однако в этом же пункте ст. 7 перечислены и те сведения, которые обязан опубликовать сам налогоплательщик, и их совсем немало:
сведения о стоимости чистых активов АО и ООО в случаях предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью № 14-ФЗ;
сведения об имеющихся признаках банкротства;
сведения о бухгалтерской или финансовой отчетности, если вы должны раскрывать эту информацию в СМИ;
сведения о получении, приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании лицензии;
сведения о введении арбитражным судом процедуры наблюдения;
сведения о залоге принадлежащего юрлицу движимого имущества;
информацию о выдаче гарантии, кроме гарантий, выдаваемых ВЭБ.РФ и банками;
информацию о заключении договора факторинга (финансирования под уступку денежного требования) между юрлицами или ИП;
информацию о передаче предприятия в аренду или его продаже;
уведомление о ликвидации юрлица с обязательным указанием сведений о дате принятия решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора общества, а также описания порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами и иных сведений, которые предусмотрены федеральным законом;
информацию о реорганизации юрлица с обязательным указанием сведений об участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность юрлице, а также форме реорганизации, с описанием порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
информацию об уменьшении уставного (складочного) капитала юрлица с обязательным указанием способа, условий и порядка уменьшения уставного (складочного) капитала, описания, сроков, условий и порядка для предъявления требований его кредиторами, а также иных сведений, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, есть еще и сведения, предусмотренные отдельными законами. Например, на Федресурсе необходимо размещать информацию:
об отчете об оценке (ст. 8.1. ФЗ от 29.07. 1998 № 135 «Об оценочной деятельности»,
уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве (ст. 37 п. абз. 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
о заключении договора лизинга (п. 3 ст.10 ФЗ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
уведомление кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее должнику недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг и на используемое в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье, материалы, станки и т.д. (п. 3 ст. 94 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
сведения о вступлении в члены СРО и прекращении членства (п. 5 ст. 5 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 ФЗ от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Сроки
Как правило, нормой закона установлен и срок, в который необходимо разместить сведения на Федресурсе. Для уведомлений о ликвидации и реорганизации юридического лица – это три рабочих дня с даты принятия юрлицом решения о ликвидации или реорганизации.
Штрафы
За непредставление или несвоевременное представление сведений о юрлице предусмотрена ответственность – п. 6, 7,8 ст. 14.25 КоАП. Так, нарушение сроков размещения на Федресурсе информации влечет предупреждение или штраф на должностное лицо в сумме 5000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений влечет штраф от 5000 до 10000 руб. на руководителя.
Самое опасное – это совершить правонарушение повторно, потому что наказывается это штрафом от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией руководителя на срок от одного года до трех лет, что намного хуже. Однако, на практике, к административной ответственности не привлекают, поэтому создается впечатление, что процедура размещения сведений на Федресурсе, по-прежнему, носит не обязательный, а рекомендательный характер. Все дело в том, что в КоАП РФ не прописан порядок привлечения к ответственности по п. 6,7,8, ст. 14.25 КоАП РФ, то есть какой орган контролирует нарушения и привлекает к ответственности, он закреплен только в отношении арбитражных управляющих (ст. 23.86 и подст. 10 п. 2 ст. 28.3. КоАП РФ). Именно по этой причине в нашей практике еще не встречались случаи привлечения к ответственности кого-либо из руководителей юридических лиц.
Но тогда возникает справедливый вопрос: «А зачем нам вообще это надо, если за неразмещение сведений на Федресурсе не штрафуют?»
Во–первых, не стоит надеяться, что нормы, устраняющие этот пробел, не внесут в скором времени в законодательство.
А, во-вторых, кроме административной ответственности, предусмотренной ст. 14.25 КоАП, существуют еще и подпункты «с», «т» и п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП, которыми предусмотрен отказ в государственной регистрации при неисполнении юридическим лицом в процессе реорганизации и ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со ст. 7.1. Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП. Именно поэтому о Федресурсе многие наши клиенты узнают из решений об отказе или приостановлении государственной регистрации ликвидации компаний.
Как разместить сведения на Федресурсе
Чтобы опубликовать информацию на портале Федресурс необходимо:
получить ЭЦП для работы на портале fedresurs.ru (далеко не все ЭЦП для этого подходят, перечень удостоверяющих центров размещен в разделе «Помощь» https://fedresurs.ru/help). При заказе электронной подписи вам следует указать на то, что электронная подпись должна содержать указание на ваше право размещать информацию в Реестре;
войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;
составить и подписать сообщение;
выставить счет и оплатить его (на данный момент размер платы составляет 860 руб. 35 коп.);
ждать публикации, как правило, она происходит не позднее следующего рабочего дня после поступления оплаты на счет оператора;
получить выписку об опубликовании уведомления в Федресурсе (это может быть электронный документ или на бумажном носителе).
На настоящий момент есть два способа совершить публикацию на Федресурсе:
самостоятельно в электронной форме с использованием ЭЦП или через нотариуса, воспользовавшись ЭЦП нотариуса.
Далеко не все нотариусы освоили эту процедуру, поэтому необходимо уточнять у нотариуса: публикует ли он сведения на Федресурсе. Стоимость этой процедуры тоже очень разная в зависимости от нотариуса, в среднем около 5000 руб.
Конечно, все это знать и уметь необходимо, если вы ликвидируете или реорганизуете юрлицо самостоятельно. Если же вы прибегаете к помощи профессионалов, все это они должны знать и уметь, и помочь вам исполнить требованиям законодательства.