Еип нсуд что это
О проекте
— систематизация государственных данных;
— формирование и ведение моделей государственных данных;
— формирование и ведение реестра информационных ресурсов;
— автоматизация процессов управления государственными данными;
— обеспечение контроля качества (полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности) государственных данных;
— обеспечение сбора, визуализации и анализа государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора.
Используя ФГИС «ЕИП НСУД», обладатели государственных данных осуществляют:
— формирование и ведение модели государственных данных;
— представление сведений об информационных ресурсах и информационных системах, операторами которых они являются, необходимых для формирования и ведения модели государственных данных;
— формирование и обеспечение возможности исполнения регламентированных запросов в части информационных ресурсов и систем, операторами которых они являются;
— создание и обеспечение функционирования витрин данных с применением типового тиражируемого программного обеспечения витрин данных, являющегося частью единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или (при наличии технической готовности) без его применения;
— настройку ограничений доступа к государственным данным, хранящимся на витрине данных или в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
— представление государственных данных, описанных в модели государственных данных;
— обеспечение качества представляемых государственных данных, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества государственных данных;
пользователи государственных данных могут осуществлять:
— просмотр моделей государственных данных и сведений, содержащихся в реестре информационных ресурсов;
— формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
— формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;
— обработку и анализ государственных данных, размещенных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в том числе загруженных из витрин данных.
Национальная система управления данными
НСУД
Содержание
Задачи создаваемой Национальной системы управления данными в части государственных данных:
Основными продуктами НСУД востребованным при работе с большими данными являются
Взаимосвязь ЕИП НСУД и сторонних ИС
Инфраструктура электронного правительства (ИЭП) –это инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных (муниципальных)услуг, исполнения государственных и муниципальных функций.
Интеграция НСУД с существующими элементами ИЭП:
Интеграция НСУД с планируемыми в рамках ЦГУ элементами:
Цифровой профиль гражданина РФ
Модель государственных данных (МГД)
Модель государственных данных (МГД) – описание государственных, муниципальных данных, связей между государственными, муниципальными данными в формате, пригодном для передачи, интерпретации и обработки с использованием средств автоматизации (ЗКП НСУД).
МГД создается с целью повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации (Концепция НСУД – РПРФ 1189-р от 03.06.2019 г.).
В России закладывают основу для создания маркетплейса госданных и предоставления их бизнесу: законопроект
Минэкономразвития подготовило проект закона о национальной системе управления данными (НСУД), который регламентирует механизмы консолидации данных, обмена ими и предоставления доступа к данным различным структурам, в том числе бизнесу. В соответствии с документом будут определены единые требования к данным ГИС, в том числе к их качеству, прописаны механизмы использования как бесплатного так и возмездного. Владельцев данных, которые сейчас ссылаются на их «закрытость», обяжут предоставлять их в анонимизированном виде. Советник главы директора «Гостех» Сергей Сергиенко считает, что законопроект создает условия для запуска маркетплейса госданных.
Законопроект предполагает изменение правового статуса данных в НСУД, определяет методологические подходы к работе с ними, а также предусматривает создание ИТ-инфраструктуры. Так, должна быть построена единая информационная платформа национальной системы управления данными (ЕИП НСУД). Она объединит данные из различных государственных систем: цифровой аналитической платформы Росстата (ЦАП), СМЭВ, федерального реестра государственных и муниципальных услуг (ФРГУ), единой системы нормативно-справочной информации (ЕС НСИ) и др. Как пояснили в Минэкономразвития, к компонентам НСУД отнесены все федеральные ГИС, в том числе методологические, правовые, организационно-управленческие и информационно-технологические.
Закон о НСУД вводит понятие обмена данными в режиме реального времени. Это делается для придания юридического статуса автоматическому обмену информацией. Предусмотрена классификация данных по уровням доступа, правила доступа к различным категориям данных будут определены подзаконными актами. В законе появляется понятие эталонных данных и вводится определение единственного их поставщика для множества потребителей. Это, по мнению разработчиков, должно обеспечить корректность и однообразие форматов данных, что гарантирует их качество и позволит минимизировать количество ошибок при предоставлении и обработке информации.
Директор по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов, принимавший участие в разработке закона о НСУД, считает, что создание открытого рынка данных принесет практическую пользу всем, так как, позволит привести в порядок зачастую несвязанные данные государственных систем.
Законопроект прописывает механизмы использования обезличенных данных бизнесом, некоммерческими организациями и научным сообществом. По информации Минэкономразвития, данные НСУД могут быть востребованы банками, страховыми и инвестиционными компании, финансовыми и аналитическими службами предприятий, рекламными и маркетинговыми, туристическими компаниями и финансовыми организациями. В проекте закона определены условия доступа компаний и граждан к открытым или обезличенным данным, а также предусмотрены механизмы платного приобретения отдельных категорий данных коммерческими организациями.
Закон будет принят в форме изменений в федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». А также потребуют принятия широкого спектра подзаконных актов. Изменения в законодательство разработаны в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Минцифры регламентировало работу с Национальной системой управления данными
В августе 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предоставило регламенты работы с федеральной государственной информационной системой (ФГИС) «Единая информационная платформа национальной системы управления данными (НСУД)».
Как сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на документы, опубликованные на портале нормативных правовых актов, ведомством разработаны:
Разработанные порядки, согласно пояснительной записке, описывают:
Как сообщили в Минцифры, полноценный запуск единой информационной платформы после вступления в силу порядков в перспективе позволит всем государственным системам работать с данными ведомств как с единым актуальным и достоверным массивом информации и даст возможность правительству Российской Федерации более оперативно принимать взвешенные решения, основанные на имеющихся данных.
Отмечается, что единая информационная платформа позволит систематизировать множество государственных информационных систем, реестров и баз данных. [1]
Минцифры заключило контракт на развитие Национальной системы управления данными за 390 млн рублей
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в июле 2021 года заключило с компанией AT Consulting контракт на развитие федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа Национальной системы управления данными (НСУД)». Стоимость сделки составляет 390,1 млн рублей.
Заключенный договор касается создания подсистемы информационно-аналитического обеспечения. Другие детали госзакупки не раскрываются.
Согласно порталу госзакупок, к 22 июля 2021 года на развитие НСУД Минцифры ранее выделило уже более 700 млн рублей.
В мае 2021 года было опубликовано положение о Единой информационной платформе управления данными. Единая информационная платформа национальной системы управления данными должна заработать до конца 2021 года.
Система, как предполагается, позволит интегрировать все данные на единой платформе, определить источники юридически значимых сведений, постоянно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость.
В июне 2021 года Минцифры объявило тендер на модернизацию федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» на 48,3 млн рублей. Согласно информации об объекте закупки, 37,2 млн руб. будет выделено на закупку средств защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, 11,1 млн руб. — на оплату услуг по проектированию, установке, монтажу, наладке, испытаниям и ремонту средств защиты информации. [2]
В России меняется подход к работе с госданными. Каким он будет, рассказал замминистра цифрового развития Олег Качанов на TAdviser SummIT
Приоритетами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) в 2021-2022 гг. являются перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид и национальная система управления данными. Об этом 26 мая 2021 года заявил заместитель главы Минцифры Олег Качанов, выступая на конференции TAdviser SummIT, которая прошла при поддержке этого ведомства.
Те услуги, которые сейчас называются услугами, но де-факто являются просто предоставлением информации – справки, выписки и т.д., не должны оказываться в какие-то регламентные сроки. Это информация, которая доступна гражданам онлайн. То есть, социально значимые государственные и муниципальные услуги должны максимально переводиться в онлайн формат.
А для реализации этого нужно переходить к полноценному внедрению национальной системы управления данными не просто как свода правил, но и технологических решений.
По словам замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, уже были введены критерии того, что является массовыми социально значимыми услугами: если больше 100 тыс. запросов в год, то это означает массовость. Есть исключения, по которым меньше 100 тыс. запросов в год, но они являются социально значимыми. К таковым можно отнести, например, услуги МЧС. По критериям массовости Минцифры уже отобрало 169 таких услуг, составляющих основу перечня социально значимых услуг, который будет дополняться и расширяться.
Новизна подхода, полагают в Минцифры, заключается в том, что министерство, как ведомство, которое занимается переводом госуслуг в электронный формат уже достаточно продолжительное время, имеющее наработанный опыт, понимает, как должен выглядеть оптимальный пользовательский сценарий. И это ставится во главу угла. Ведомство идет от пользователя – от гражданина. Оптимальный сценарий предполагает минимум действий со стороны пользователя, отсутствие ручного ввода, подтягивание данных из цифрового профиля, ответы на вопросы.
Часть услуг давно пора переводить в проактивный формат, говорит Олег Качанов. Он привел уже реализованный пример – перевод в проактив услуги получения материнского капитала на первого ребенка. И чтобы услуги максимально были в онлайн формате, цель – не требовать от гражданина никаких дополнительных сведений и бумаг. Поэтому необходимо четко определить подкритерии принятия решений, какой должен быть состав межведомственных запросов.
И чтобы услуги были доступными онлайн, данные, необходимые для принятия решений по этим услугам, и для их оказания тоже должны быть доступны онлайн. В Минцифры полагают, что правильный вариант для этого – перейти в рамках национальной системы управления данными к новой идеологии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такая концепция предполагает, что данные доступны не в формате межведомственных запросов, а в формате ведомственных витрин данных.
На уровне витрин данных обеспечивается защита доступа к персональным данным, гибкое управление доступом, и достаточно легко масштабируется производительность. По сути это переход к федеративной государственной базе данных, добавил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в которой есть витрины, как представление ведомственных данных. И выдвигаются определенные требования к производительности и масштабируемости этих витрин.
Отдельно замминистра отметил вопросы надежности. В настоящий момент, говорит Олег Качанов, надежность СМЭВ не составляет четыре девятки. Но стоит задача достичь такого целевого состояния. Это достигается облачной работой с центральной частью ядра федеративной базы данных, где происходит виртуализация данных, подготовка запросов, обработчик запросов и т д. и самими ведомственными витринами. СМЭВ 4 как федеративная государственная база данных должна использовать ресурсы «Гособлака».
С точки зрения фронтальной части это выглядит как работа с обычной базой данных. А у ведомств-поставщиков данных есть специальное свободно распространяемое типовое ПО. В пример уже использующего его ведомства замминистра привел МВД, у которого витрина данных уже подготовлена и работает.
По словам замглавы Минцифры, кроме витрин данных и запросного механизма также существует высокая потребность в госуправлении, основанном на данных – в некоем аналитическом модуле национальной системы управления данными. Озера данных, куда предоставляются только деперсонализированные данные, хватает для того, чтобы уже сейчас понимать текущую ситуацию в стране, на рынке и принимать определенные решения. Например, вести мониторинг ситуации на туристическом рынке. На его основе уже был принят ряд государственных решений, касающихся этого рынка. Другой пример – данные по ситуации с коронавирусом.
А следующий шаг – доступность данных.
Важная инициатива – внесение изменений в законодательство по обработке и защите персональных данных (152-ФЗ): Минцифры вносит изменение, чтобы можно было производить обезличивание персональных данных без согласия субъекта при условии, что сами эти данные получены на законных основаниях. По словам Олега Качанова, эта инициатива уже согласована с регулятором в области ИБ.
И важное нововведение в предлагаемом Минцифры законопроекте в области персданных – то, что бизнес в строго определенных случаях предоставляет в интересах правительства часть деперсонализированных данных.
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая в традиционном офлайн режиме, стала одной из крупнейших за всю историю ее проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 700 делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули 21 стенд. В общей сложности в пленарной части и последовавших за ней пяти параллельных отраслевых сессиях выступили около 100 докладчиков.
НСУД выявила системные проблемы в госуправлении
Эксперимент по созданию Национальной системы управления данными показал, что в госуправлении существует ряд системных проблем. Об стало известно 26 ноября 2020 года со слов эксперта Аналитического центра Ивана Фоста.
Иван Фост выделил две ключевые трудности:
Эксперимент должен был закончиться вместе с 2020 годом, специалисты уже выполнили многие задачи, но, по словам эксперта, работа продолжится в 2021 году.
НСУД развивают по пяти направлениям. Иван Фост привёл в пример два:
В 2021 году техническую часть НСУД будут развивать как создание витрин данных, по методологии планируют реализовать 5 комплексных проектов по управлению данными (их состав пока на утверждении).
До 31 декабря продлен эксперимент по использованию НСУД
Соответствующее Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 года опубликовано на официальном портале правовой информации.
Эксперимент проводится с 1 июля 2019 и должен сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля.
Также документом в число участников эксперимента были включены:
Как правильно организовать обмен данными в цифровом государстве? Дискуссия на TAdviser IT Government DAY
Вопрос об организации обмена данными в государстве не просто актуальный, а, можно сказать, животрепещущий. Готового ответа на него пока нет нигде в мире. В чем главная «боль» госстуктур в отношении госданных? Как эта «боль» видится с точки зрения бизнеса? В материале – подробности о том, как на площадке TAdviser госсектор и бизнес пытались сложить единый «пазл» круговорота данных в цифровом государстве.
В дискуссии TAdviser IT Government DAY 2019, посвященной регулированию оборота данных, приняли участие:
Объявлен конкурс на разработку первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными
10 сентября 2019 года Минкомсвязь объявила конкурс на создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными (НСУД). Стоимость работ оценивается в 479,7 млн руб. [4]
Создаваемая система предназначена для автоматизации процессов управления государственными данными. В рамках первой очереди проекта должны быть автоматизированы следующие процессы:
Весь проект должен быть выполнен до 31 марта 2020 года. На первом этапе должны быть разработаны предложения по развитию системы управления данными, ТЗ на систему защиты информации, частные технические задания на компоненты системы, а также действующий макет системы.
Второй этап предусматривает разработку и ввод в опытную эксплуатацию подсистем и компонента первой очереди системы, в т.ч. подсистемы ведения метаданных и управления справочниками и реестрами, подсистемы контроля качества данных, подсистемы информационной безопасности, «Витрины данных» и др.
На третьем этапе должна быть проведена опытная эксплуатация первой очереди системы, проведены приемочные испытания. Кроме того, должна состояться загрузка данных для проведения государственного эксперимента по направлениям «Регистр избирателей», «Обогащение данных ФИАС», «Паспорта муниципальных образований».
Примерные объемы загружаемых данных по направлениям государственного эксперимента:
Опытная эксплуатация первой очереди ФГИС должна проходить с участием регионов Российской Федерации, перечень которых будет определен Минкомсвязью.
Разработчик системы будет выбран в середине октября 2019 года.
Утверждена концепция и «дорожная карта» создания НСУД
3 июня 2019 года Правительство России утвердило концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Как отмечается, создание и функционирование системы приведёт к повышению эффективности принятия управленческих решений на основе использования государственных информационных ресурсов в целях улучшения качества и доступности для граждан государственных, муниципальных и коммерческих услуг.
Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. С полной версией документа можно ознакомиться здесь.
Ответственными за реализацию концепции и «дорожной карты» определены Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».
В целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти.
В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов федерации на добровольной основе.
29 мая 2019 года в ходе Заседания Правительства глава Минцифры Константин Носков рассказал о формировании национальной системы управления данными.
Суть проблемы
По его словам, за последние годы государство сделало большие инвестиции в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. По состоянию на конец мая 2019 года в государственных информационных системах, по оценкам министерства, хранится более 80 Пб информации. При этом, в течение следующих пяти лет ожидается удвоение этого объёма.
На конец мая в стране работает более 800 информационных государственных ресурсов. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в 2018 году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. По словам министра, теоретически всё это позволяет принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.
Всё это, по словам Носкова, сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг.
По мнению Носкова, необходимо описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Кроме того, нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и каждому гражданину страны «начать добывать эту новую нефть».
Приоритетом номер один Носков назвал безопасность. Поэтому должна быть обеспечена защита как государственных, так и персональных данных.
НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования. Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей, отметил Носков.
Предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.
По его плану, необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.
Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.
Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД на заседании Правительства был рассмотрен проект постановления о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.
При реализации программы «Умный город» Национальная система управления данных позволит:
Пять направлений эксперимента
Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В стране существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 млн избирателей на территории России, ещё 2 млн за её пределами.
Регистр избирателей ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.
Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).
Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.
В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.
Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением. В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации.
Первые результаты планируется получить уже к концу 2019 года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента Минцифры выйдет с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректирует положения концепции о национальной системе управления данными.
По словам Дмитрия Медведева, полностью система должна заработать в 2022 году, а подготовительную работу необходимо завершить до конца 2019 года.
2018: Первая информация о создании НСУД
В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товарах и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).
Как писал «Коммерсантъ», первая версия концепции, разработанной Аналитическом центре (АЦ) при правительстве, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.
Предполагается, что данные будут попадать в НСУД из ГИС, реестров и баз данных. Кроме того, будет создан интерфейс с доступом к данным об эксплуатации материальных объектов, об оказании госуслуг, о движении различных товаров. Бизнес же будет пополнять базу данными обязательной отчетности перед государством.
Для НСУД нужно будет написать отдельный закон. Чтобы система работала, разработчики концепции предлагают классифицировать данные и законодательно определить единые требования к их форматам, гласит концепция.
Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.
Представители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» пока не решили, получит ли бизнес платный доступ ко всем данным из единой базы или к их части. По их словам, если расходы государства на единую систему будут слишком высокими, компании смогут получить к ней доступ за «символические взносы», но пока этот вопрос обсуждается. Запуск НСУД запланирован до конца 2021 года. [5]