Елабуга автомобильный завод что выпускает
Мы побывали на заводе совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге
Ford Transit популярен у нас: по итогам продаж за март он занял третью позицию после Газелей. Правда, у завода совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге, где делают эти машины, не очень радужно с экономикой. Я побывал там.
Раньше именно на этом заводе компания Sollers выпускала многострадальный Fiat Ducato предыдущего поколения! Его покупатели, включая нашу редакцию, жаловались на серьезные проблемы с опорами стоек передней подвески (их буквально выламывало из кузова) — и не только с ними.
По одному конвейеру идут и кроссоверы, и малотоннажники
На работу с Фордом производство было переориентировано в середине 2012 года: сперва здесь начали выпускать кроссоверы Kuga и Explorer, а в 2014-м к ним присоединились большой Transit (еще предыдущего поколения) и маленький Transit Custom. В 2015 году обе эти модели покинули конвейер, уступив место нынешнему Транзиту.
На заводе 37 роботов, произведенных компаниями Comau и Kuka
Заводчане гордятся тем, что здесь и кроссоверы, и фургоны выпускают по полному циклу, со сваркой и окраской, — даже собирают их на одном конвейере. Но подобной гибкости можно добиться лишь на небольшой производственной площадке, каковой и является елабужский завод. Его максимальная мощность — 85 тысяч автомобилей в год, а за 2017-й, по нашим данным, продано около 13 тысяч машин Kuga, 2,5 тысячи Эксплореров и около девяти тысяч Транзитов. Итого получается до 25 тысяч экземпляров, то есть завод загружен меньше чем на треть. Сами фордовцы признаются, что производство работает в убыток и лишь в планах нынешнего года — выйти в ноль. Впрочем, на сотрудниках завода это не сказывается: пообедать здесь можно всего за 80—90 рублей!
По степени автоматизации (около 20%, 37 роботов) елабужское производство не сравнить с автогигантами, но за качеством тут следят строго. На заводе даже есть люди, которые уничтожают новенькие кузова, чтобы проверить надежность сварки. Выбранный кузов снимают с конвейера и перевозят в лабораторию, а дальше в дело вступают кувалды и отбойные молотки. Даже если рвется металл, точки сварки должны устоять (а их у Транзита вдвое больше, нежели у кроссоверов). Затем данные об итогах испытаний автоматически отправляются на американские серверы Форда, где их изучают и при необходимости сообщают, что именно в производственном процессе нужно подправить.
Что касается локализации, то у тех же Транзитов отечественные не только «щетки и резинки», но и, к примеру, передние панели — их делают здесь же, в Татарстане, из местного пластика.
Среди Транзитов, сходящих с конвейера, немало полуфабрикатов: их отправляют на другие предприятия для дооборудования. Как и у прочих иностранных производителей, у Форда в России есть несколько фирм, которым позволено официально переделывать Транзиты в маршрутки, устанавливать кузова-фургоны и т.д. Среди них — рязанский «ТТМ Центр», нижегородские Автодом и Нижегородец, на долю которых приходится 40% всех продаваемых Транзитов. При этом Нижегородец недавно открыл филиал прямо рядом с елабужским заводом — чтобы Форды для переделки далеко не гонять!
А при мне по конвейеру шли Транзиты сплошь светло-бежевого цвета. Эти машины сходят с линии без боковых стекол, обшивки дверей и с совершенно голым грузовым отсеком: их отправляют в петербургское ателье ГАС, которое превращает фургоны в броневики для Сбербанка (похожий мы испытывали пару лет назад). И Сбербанк не единственная крупная структура, которая пользуется Транзитами: скажем, немало их у Почты России.
Тем временем в Европе вовсю испытывается обновленный Ford Transit. Он должен получить иное оформление передка и кабины — наверняка с большим экраном-планшетом, как у младших коммерческих моделей компании. Премьера, возможно, состоится на осенней выставке IAA в Ганновере.
Чем сегодня занимается завод «Соллерс Форд»?
Загружен ли «Соллерс Форд» заказами? Сколько произведено Ford Transit? Какие планы у завода? Ответы на эти и другие вопросы узнаем 15 октября у гостя редакции «БИЗНЕС Online» — президента и СЕО СП «Соллерс Форд» Адиля Ширинова.
Адиль Ширинов работает на совместном предприятии Ford Sollers с момента его основания в 2011 году в роли исполнительного директора и первого вице-президента Фото: «БИЗНЕС Online»
«Соллерс Форд» — совместное предприятие глобального концерна Ford Motor Company и ведущего российского автопроизводителя — ПАО «Соллерс». СП «Соллерс Форд» полностью интегрировано в российскую экономику. На заводе в ОЭЗ «Алабуга» компания выпускает семейство коммерческих автомобилей Ford Transit, а также широкую линейку модификаций специального и социального назначения. Ford Transit — лидер российского рынка в сегменте коммерческих автомобилей. За 10 лет существования модели в России было произведено 110 тыс. машин, из них почти 50 тыс. — после реструктуризации совместного предприятия Ford Sollers с середины 2019 года. Доля рынка Ford Transit в сегменте коммерческих автомобилей выросла на 30% и составила 19%.
Ford Transit широко используются для доставки почты, онлайн-заказов, товаров и продуктов, они работают в службе скорой медицинской помощи, развозят детей по школам, осуществляют городские и междугородние перевозки. В числе наиболее крупных клиентов — Ozon, «Перекресток», «Впрок», «Утконос», «Яндекс», «Почта России», «Росинкас», «Чистая линия», «Эльдорадо» и др.
Устройство телематического сервиса, устанавливаемое на Ford Transit, позволяет оказывать широкий спектр цифровых услуг: управление автопарком, контроль местоположения и движения по маршрутам, топлива, безопасности и экономичности вождения, удаленное управление транспортным средством и контроль технического состояния автомобиля.
Адиль Ширинов работает на совместном предприятии Ford Sollers с момента его основания в 2011-м в роли исполнительного директора и первого вице-президента. В последние годы руководил ключевыми проектами, направленными на стабилизацию бизнеса во время падения рынка. Ширинов внес существенный вклад в развитие производственных площадок и локализации Ford Sollers в России. До назначения в СП он занимал должности заместителя генерального директора, а также коммерческого директора компании ПАО «СОЛЛЕРС» и руководил всеми коммерческими переговорами с партнерами. Перед этим он занимался полномасштабным развитием производственных подразделений в Татарстане, включая заводы в Елабуге и Набережных Челнах. Под его руководством были организованы современные производственные мощности для выпуска автомобилей иностранных брендов. Ширинов также внес существенный вклад в развитие сотрудничества с компаниями Fiat, SsangYong и Isuzu.
Чем удобен Ford Transit? Где его ремонтировать?
Ширинов Адиль Шамильевич родился в 1964 году в Баку. Окончил Нижегородский институт иностранных языков (1990). Получил дополнительное образование в Международном институте менеджмента, Санкт-Петербург (IMISP) MBA.
1993–1998 — руководитель группы контроля контрактов, коммерческий директор, директор по закупкам ЗАО «ОТИС-Санкт-Петербург».
1999–2002 — директор по производственным и непроизводственным закупкам, региональный директор по закупкам (Поволжье) компании Ford Motor Company.
2003–2004 –заместитель генерального директора по закупкам ОАО «РусПромАвто».
2004–2007 — коммерческий директор ОАО «Северсталь-авто».
2007–2010 — генеральный директор ООО «Соллерс — Елабуга».
2010–2011 — генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС-Набережные Челны», ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ».
С 3 октября 2011 года — первый вице-президент и исполнительный директор СП Ford Sollers.
С 6 июля 2017 года — президент и СЕО совместного предприятия Ford Sollers (ныне «Соллерс Форд»).
Как «СТ Нижегородец» построил автозавод в Елабуге и смог заработать в пандемию
Генеральный директор ООО «СТ Нижегородец» Владимир Гойхман рассказал о сотрудничестве с компанией «Соллерс Форд», расширении производственных мощностей и коронавирусном кризисе, который принес не только ощутимый ущерб, но и некоторые новые возможности
— 2020 год был воистину незаурядным и заставил многие компании адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы. Как пандемия повлияла на ваш бизнес?
— Вы правы, времена сейчас непростые, а в начале 2020 года казалось, что ситуация на рынке катастрофическая. Сейчас мы уже так не думаем, потому что при господдержке удалось реализовать много региональных и муниципальных заказов. Пример работы с госзаказчиками – это производство санитарного транспорта. Больше 1000 автомобилей скорой помощи мы передали в регионы России. Это был самый массовый продукт в нашем производстве среди проектов социального направления.
Интересно, что пандемия открыла нам новые возможности и в бизнес-сегментах. Например, увеличился спрос на промтоварные и изотермические фургоны. Это можно объяснить тем, что люди не желают сами ходить в магазин – все больше покупок совершается онлайн. Недавно «Соллерс Форд» поставил крупную партию фургонов в адрес ритейлеров Яндекс.Маркет и Ozon. Все эти автомобили произведены на нашем предприятии.
В этом году мы произвели более 8 тыс. единиц грузовой, пассажирской и специальной техники. Максимально возможный объем выпуска продукции составляет 15 тысяч автомобилей в год.
— Назовите ваших партнеров среди автопроизводителей.
— Помимо компании «Соллерс Форд», которую я уже упоминал, мы можем производить коммерческую технику на базе Fiat, Volkswagen и Iveco. Кстати, на Comtrans 2021 мы представляем новинку – 31-местный туристический автобус «Нижегородец VSN900» на шасси Ivесо Daily. Но продукция на шасси Ford Transit – это драйвер нашего развития. Доля марки с синим овалом на эмблеме достигает 90 % в нашем портфеле.
— Расскажите подробнее о производственной площадке в Елабуге.
— Цех в Елабуге было запущен всего пару месяцев назад. На некоторых участках продолжается процесс доводки и отладки, поэтому официально, с шумом и прессой, мы этот процесс не открывали. Но я готов сообщить вам некоторые детали. Речь идет о нашем новом филиале, выпускающем коммерческую технику на шасси Ford Transit. Он расположен в особой экономической зоне «Алабуга» в непосредственной близости от завода, производящего базовые шасси. Для нас это очень важный и амбициозный проект, тем более, как вы правильно заметили, в это непростое время. Инвестиции измеряются сотнями миллионов рублей. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 700 фургонов различных модификаций в месяц. Построен отдельный корпус, где смонтировано новейшее итальянское оборудование для изготовления сэндвич-панелей. Мы готовы выполнить любые заказы клиентов, вплоть до самых сложных, с самым высоким коэффициентом изотермичности.
В качестве подтверждения здесь, на выставке, мы представляем наш изотермический фургон с рефрижераторной установкой и автолавку – это те же самые сэндвич-панели, только переделанные для нужд передвижной торговли.
А что касается нашей домашней площадки в Нижнем Новгороде, то она по-прежнему в нашей обойме. На ней мы производим штучно или в мелких сериях спецтехнику, автобусы на шасси Peugeot, Volkswagen, Iveco, проекты для силовых структур.
— Каково соотношение серийных заказов и штучных проектов?
— Мы делаем все, что хочет клиент, и готовы выполнить любой его каприз. Вообще, все машины, которые мы производим, в нюансах отличаются друг от друга, это не абсолютно одинаковые серийные автомобили. Взять, к примеру, тот же туристический автобус. Оформление интерьера, модель кресел, вариант климатического оборудования – каждый заказчик хочет внести что-то свое, что-то поменять, улучшить или даже упростить от базового варианта. Мы идем на это, потому что у нас нет конвейерного производства, мы более гибкие и мобильные, чем известные автогиганты. Словом, штучные заказы для нас привычны.
— Сколько времени занимает запуск нового изделия от этапа получения техзадания до полного воплощения проекта?
— Если мы говорим о производстве автомобиля на базе шасси, то это один-три месяца, если новая разработка, то от года и выше. Так, например, это происходит с заказами от силовых структур. Во-первых, потому что у них цепочка согласований сложная, нужно пройти много этапов. Во-вторых, мы сами, понимая всю ответственность перед заказчиком, не можем выпустить «сырой» продукт. Поэтому от этапа инженерных расчетов и чертежей до сертификации транспортного средства проходит минимум год.
— Каков штат предприятия и есть ли сложности с подбором персонала?
— Суммарно на двух площадках – в Нижнем Новгороде и Елабуге – у нас трудятся более 700 человек. Штатное расписание существенно выросло с запуском нового производства. И это тоже наложило определенные сложности, ведь найти такое количество специалистов в Елабуге – городе относительно небольшом – оказалось непросто. Набор сотрудников идет до сих пор.
Если в целом говорить о работе с персоналом, во-первых, я очень рад, что нам удалось сохранить коллектив в это непростое время. Инженерный и производственный костяк остался на своих позициях. Никто из сотрудников не ушел. Понимая, что цены в магазинах растут, мы приняли решение индексировать зарплату. Нуждающимся выплачиваем материальную помощь.
И еще добавлю несколько важных фактов, связанных с пандемией. Когда весной 2020 года было объявлено о нерабочих днях в стране, мы остановили производство на три недели, а потом вновь запустили с соблюдением всех антиковидных мер. К сожалению, нам не удалось избежать большого потока больничных листов. Но никуда от этого не денешься, в таких реалиях мы живем. Мы, естественно, всегда поддерживаем сотрудников – оплачиваем лабораторные тесты, визиты к врачам. Люди – это наш самый ценный ресурс.
В Татарстане началось серийное производство российского автомобиля класса люкс
Нажатие символической кнопки и рев мотора — так в Елабуге в Татарстане был запущен завод по серийному производству автомобилей семейства «Аурус».
Завод будет выпускать около пяти тысяч машин в год. Одна из самых запомнившихся поездок президента за рулем «Ауруса» была по трассе «Таврида» в Крыму. Впервые же во всей красе «Аурус» мир увидел в мае 2018-го, во время инаугурации президента. Вблизи удалось рассмотреть автомобиль и его коллегам. Они уже не раз видели «Аурус», что называется, в действии. Вот в него садится Си Цзиньпин. А это уже президент Египта. Реджеп Тайип Эрдоган восхищается звуком его резины во время торможения. Турецкий президент даже выучил слово «Аурус».
Название «Аурус» получилось от слияния двух слов: «Аурум» («золото» на латыни) и «Россия». На самом деле это целая линейка автомобилей. «Сенат» — лимузин и седан, причем есть в вариации кабриолет. Именно на таком принимал парад Победы министр обороны. Минивэн под названием «Арсенал» (его уже можно было увидеть в кортеже президента) и внедорожник «Комендант».
Президентский же «Аурус» уже побывал во многих странах: в Финляндии, Бразилии. В Саудовской Аравии его сопровождал не совсем привычный нам конный почетный эскорт. Саудиты, кстати, заинтересованы в покупке «Аурусов» в белой расцветке.
«По каждой машине, которая сойдет со сборочной линии, заказчикам предлагается широкий спектр индивидуальных решений, включая выбор не только палитры цветовой комбинации, но и возможности оформления салона», — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.
Завод своей высокотехнологичной начинкой поражает уже на входе. На проходной система датчиков следит за тем, чтобы во время пандемии все носили маски. На технологах, а рабочих этого завода иначе и не назовешь, очки дополненной реальности. На складе — дроны для учета наличия запчастей. Пока приходят они сюда, в Татарстан, со всей страны. Диски, например, из Красноярска, а кожаный салон шьют в Рязани. Но это только пока.
То есть в дальнейшем на заводе будут производиться практически все составляющие части автомобиля. При этом конструкторы продолжают работать и над новинками.
«В этом проекте работает команда молодых высокопрофессиональных специалистов, которые по Вашему поручению продолжают развивать этот проект дальше. Они уже разработали лабораторный образец «Аурус», оснащенный водородной топливной установкой», — сообщил Денис Мантуров.
На сегодня такой «Аурус», по словам Мантурова, — единственный в своем классе в мире. Бесшумно министр подъехал на том самом лабораторном образце к журналистам.
При этом выбор производственной площадки, Татарстан, не случаен.
«Мы уже известны как автомобильная республика: наши КамАЗы известны во всем мире. И я уверен, «Аурус» будет таким же брендом, как и «КамАЗ», и мы будем прославлять нашу Российскую Федерацию», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера нового завода в Елабуге, станут представительские «Аурус Сенат». Стоить они будут около 18 миллионов рублей. Чуть позже начнется серийное производство внедорожника «Аурус Комендант».
Кому принадлежит Елабуга: топ-50 крупнейших компаний «второго автограда»
Едва ли не главное окно Татарстана как в Европу, так и Азию — так может охарактеризовать небольшую по численности населения Елабугу тот, кто внимательно изучит новый рейтинг «БИЗНЕС Online». Окопавшийся в ОЭЗ «иностранный легион» соседствует здесь с местным машиностроением, предприятиями пищепрома и аграрными фирмами. О том, кто чего стоит в «третьей столице» Закамья, — в нашем обзоре.
Возглавляет топ-50 «Форд Соллерс Елабуга» с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах Фото: Олег Спиридонов
ПЕРВАЯ «БИЗНЕС-КАРТА» ЕЛАБУГИ
Прежде чем перейти к обзору, оговоримся: последние финансовые данные (выручка и прибыль за 2017 год) по закрытым компаниям, каким являются все ООО и большинство АО, будут доступны не ранее осени, поэтому мы оперируем итогами 2016 года. Информация о собственниках фирм также может отставать от самой актуальной. Впрочем, главного это не меняет — наше исследование позволяет составить достоверную экономическую карту города, чего ранее никто не делал.
Напомним, что в наших обзорах мы отталкиваемся от основного ежегодного рейтинга топ-300. Так, отдельный текст мы посвятили бизнес-структурам Набережных Челнов. В нем мы рассказали и о компаниях, которые смогли взять планку в 1 млрд рублей по выручке, но не дотянули до нижней границы нашего основного рейтинга, которая в прошлом году переросла 1,5 млрд рублей.
Наш следующий шаг – дать представление о тех, кто составляет скелет и основные экономические мышцы городов и районов Татарстана и найти, по возможности, ярких представителей независимого бизнеса.
Уточним, что, как и в нашем основном рейтинге, мы старались максимально исключить дочерние компании холдингов, отмеченных в топ-300, а также дублирующие бизнесы уже известных нам структур. Так, были убраны все дочерние и внучатые компании ГК «Татнефть», ГК «ТАИФ», ПАО «КАМАЗ». Также рейтинг был очищен от компаний, входящих в такие группы, как «ТТС», «КАН Авто», ХК «Ак Барс» «ТаграС-Холдинг» и относящихся к нему ТМС и ТНГ, и так далее.
Шесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (на фото), «Хаят Кимья» и «Тракья гласс Рус» — находятся в первой десятке рейтинга Фото: Олег Спиридонов
ГВАРДЕЙЦЫ ИНОСТРАННОГО ЛЕГИОНА
Крупнейшие компании Елабуги в большинстве случаев де-факто являются местными только по прописке. Пожалуй, нигде в Татарстане нет такой концентрации бизнеса с участием зарубежного капитала. Так, в нашем топ-50 присутствуют 9 предприятий с иностранным капиталом, причем первая десятка рейтинга наполовину состоит из них.
Возглавляет рейтинг «Форд Соллерс Елабуга» (1) с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах. Шесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (3), «Хаят Кимья» (4) и «Тракья гласс Рус» (6) — находятся в первой десятке рейтинга. В иностранном легионе состоят и производители самой разнообразной продукции, открывшие в России дочерние компании: минеральной ваты — датский «Роквул» (10), тракторов — белорусский «ТПК МТЗ Татарстан» (8), полимеров для автопроизводства — швейцарский «Эфтек» (35), подвесных потолков — американский «Армстронг» (20), инертных газов — французский «Эр Ликид Алабуга» (43).
Промышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е со строительства Камского тракторного завода (закладка фундамента под корпус КамТЗ, Елабуга, 1 июля 1985 года) Фото: Калачьян Григорий и Логвинов Евгений / Фотохроника ТАСС
Учитывая все это, а также то, что часть упомянутых турецких компаний занята в сфере производства автокомпонентов, Елабугу вполне можно считать полноправным автоградом, как и соседние Набережные Челны. В эту же канву ложится и сборочное производство белорусских тракторов. Кстати, стоит напомнить, что промышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е как раз со строительства КамТЗ — Камского тракторного завода. Проект по причине распада СССР не состоялся, но тогда никто и предположить не мог, что в будущем здесь появится такое промышленное многоцветье.
МИНИСТРЫ-КАПИТАЛИСТЫ
Особняком в нашем топ-50 стоит АО «ПО ЕлАЗ» (5) — реинкарнация того самого КамТЗ. Предприятие производит различную спецтехнику, в частности, для бурения скважин. В 2016 году компания получила выручку в размере свыше 3,7 млрд рублей, показав рост в 11%. Интересная и важная деталь: завод контролируют два бывших министра торговли и промышленности РТ. Равиль Зарипов, ныне также занимающий пост помощника президента по авиакомплексу, руководил министерством с 2009 по 2015 год. С Елабугой и ЕлАЗом связан важный этап его биографии: в 1990-е он возглавлял завод и администрацию ОЭЗ «Алабуга». Сейчас Зарипову и его дочери принадлежит пакет АО «ПО ЕлАЗ», близкий к контрольному.
Хафиз Салихов руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы Фото: Ирина Ерохина
Также значительную долю имеет Хафиз Салихов с дочерью. Он, в свою очередь, руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы. К слову, он является родным братом Зявдата Салихова, который в 1998–2002 годах руководил службой безопасности президента РТ, а в 2002–2010 был управляющим делами президента. Сейчас Зявдат Миргазямович возглавляет управление судебного департамента РТ.
В свое время к Барышеву (слева) и Махееву претензии имело правительство РТ: елабужским бизнесменам ставили в укор то, что они перерегистрировали свое предприятие в соседнем регионе Фото: «БИЗНЕС Online»
МЯСО, МОЛОКО, МАЙОНЕЗ И САЛАТЫ
Еще одна особенность Елабуги — присутствие в городе крупных игроков пищевой промышленности и ретейлеров, зона присутствия которых простирается далеко за пределы города, а то и республики. В первую очередь это бизнес-империя Леонида Барышева и Вадима Махеева. ООО «Оптовик» (2) учреждено компанией «Эссен Продашкн», принадлежащей двум давним партнерам. Но вот что интересно: с середины апреля этого года 51,1% доли в компании записано на некоего Андрея Родионова. До недавнего прошлого он был учредителем и директором елабужской базы отдыха «Вятский берег», а в 2014 году выступал спарринг-партнером Барышева на выборах в Госсовет РТ. Причем конкуренты открыто указывали, что работает Родионов «в подконтрольных «майонезным королям бизнес-структурах». Зачем Барышеву и Махееву понадобились эти игры, неизвестно, но часто такие вещи в холдинговых структурах делаются для получения кредитов – банкам нельзя превышать лимит на одного заемщика.
Вторая и еще более важная половина «царства» Махеева и Барышева в рейтинг не попала. «Эссен Продакшн» по-прежнему зарегистрирована в Самарской области, куда бизнесмены переписали фирму в целях изменения подсудности еще в 2009 году.
С группой Махеева и Барышева связан еще один довольно крупный игрок ретейла — ООО «Табыш», занявшее 14-е место в нашем рейтинге с выручкой 2,2 млрд рублей. Формально «Табыш» вроде бы не имеет отношения к сети гипермаркетов «Эссен», но ранее «БИЗНЕС Online» обнаружил, откуда растут ноги у этого молодого проекта в формате продуктового дискаунтера. Здесь место изначального — с августа 2015 года — учредителя Дмитрия Сысоева с января 2018 года занял Николай Алексеев. С июня 2017 года он контролирует 51% капитала в занятом в неспециализированной торговле ООО «Домески», прописанного в Тукаевском районе. Оставшиеся 49% записаны на эпатажного челнинского бизнесмена Эрика Гафарова, у которого есть доли в целой сети фирм, занятых в розничной торговле с не самыми благозвучными с точки зрения русского языка наименованиями: «Илахуэй», «Илахуэй Казань 1», «Илахуэй Казань 2», «Илахуэй Челны 1». В последних трех компаниях 51% капитала оформлено на Айгуль Гайфуллину, которая с января 2010 года по сентябрь 2012 года была единственным учредителем елабужского «Эссен Туристик». В целом на рынке не является секретом, что «Табыш» входит в империю Барышева – Махеева, но елабужанам для чего-то понадобилось создать именно такую замысловатую схему владения этой сетью.
Небезызвестная торговая марка «Вкусняев» принадлежит ОАО «Алабуга соте», дочернему предприятию ОАО «Челны-Холод» Газильяна Шакирзянова (в центре) Фото: chelny-biz.ru
Еще один крупный пищевик — ОАО «Алабуга соте», выпускающее молочные продукты под популярным брендом «Вкусняев», которое благодаря 3,5 млрд выручки заняло 7-е место в рейтинге. Любопытный факт: 100% акций компании принадлежит Алие Шакирзяновой, дочери Газильяна Шакирзянова, одного из самых влиятельных руководителей пищепрома в Татарстане. Он возглавляет АО «Челны-Холод» еще с 1987 года.
Кондитерская компания Сергея Акульчева известна далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей Фото: nabchelny.ru
На 18-м месте нашего топ-50 находится ООО «ТД „Акульчев“» — кондитерская компания, известная далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей.
Это далеко не все елабужские пищевики, попавшие в наш топ-50. Более того, почти каждый пятый участник нашего рейтинга занят в этой отрасли. Отдельно отметим присутствие в нем ООО «АПК Продовольственная программа» (24) — 995 млн рублей выручки, 220 млн чистой прибыли. Это предприятие известно как один из крупнейших производителей сырого молока, а его единственный учредитель Рифат Мутигуллин стал участником нашего топ-50 влиятельных людей агропрома. Интересно, что на официальном сайте адресом «проживания» компании указан город Мамадыш. Но с 2012 года актив, согласно выписке ЕГРЮЛ, переехал в Елабугу. Отметим, что у «АПК Продовольственная программа», в отличие от целого ряда более удачливых компаний, весьма скромный объем госзакупок – всего 7,7 млн рублей, да и выигрывать ей удавалось не всегда (50 на 50).
Название еще одного предприятия может вызвать вопрос о его присутствии в Елабуге, однако завод растительных масел «Чистопольский» (25) зарегистрирован именно здесь. Компания показала 888 млн рублей выручки и завидную чистую прибыль в 244 млн рублей. Единственный учредитель завода – Ильдар Губайдуллин. Компания была учреждена в апреле 2015 года, но ранее в октябре 2011 года в селе Галактионово Чистопольского района было зарегистрировано одноименное ООО ЗРМ «Чистопольский», показавшее за 2016 год 495 млн рублей выручки и 30 млн рублей прибыли. Впрочем, возможная путаница устранилась путем естественного отбора. Сначала в ноябре 2015-го чистопольская фирма переехала в Казань, а через два года вошла в процедуру ликвидации. Осенью 2016 года одна из компаний получила 300 млн рублей в виде льготного кредита на развитие от Россельхозбанка. С учетом того, что на балансе именно елабужского ООО за 2016 год образовалась кругленькая сумма краткосрочных кредитов 300 млн, займ получил именно действующий завод.
Следующий представитель отрасли — «Белая дача Алабуга» (30), компания, базирующаяся на территории особой экономической зоны. Бренд широко представлен в российских торговых сетях свежими салатными смесями. В Татарстане работает стопроцентная «дочка» федерального ЗАО, выручка которого составляет 4 млрд, а чистая прибыль — 529,7 млн рублей. Впрочем, и «Белая дача Алабуга» на фоне материнской компании не выглядит сиротой казанской: ее выручка всего в пять раз меньше, а вот прибыль слегка подкачала — она в 2016 году оказалась в 10 раз меньше, чем у «большой» «Белой дачи».
Одна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»
Одна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей. В свое время ЕМКК был объектом криминальных разборок с участием челнинского ОПС «29-й комплекс», пытавшегося в начале нулевых установить контроль над предприятием. Однако те времена миновали. Сейчас комбинат находится под контролем ООО «ЛЧ-Агро», главным бенефициаром которого с долей 72,3 % выступает Чулпан Гайзатуллина — супруга депутата Госсовета РТ Рината Гайзатуллина (брата министра финансов РТ), — возглавлявшая в 2010 году профком аппарата кабмина. Но это только напрямую: еще 22,7 % «ЛЧ-Агро», согласно базе данных «Контур.Фокус», сегодня владеет ООО «Раминвест», полностью принадлежащее Чулпан Ниязовне, так что в сумме ей принадлежат 95% компании. Интересно, что миноритарным акционером «ЛЧ-Агро» с долей 4,7% является Лидия Мусина, супруга бывшего владельца рухнувшего Татфондбанка Роберта Мусина. Оставшиеся 0,3% оформлены на ООО «Полюс с», которое 6 марта 2018 года вступило в стадию ликвидации.
Мясоконсервный комбинат за 2015–2017 годы собрал госконтрактов на поставку мясной продукции суммарно на 736 млн рублей. Среди заказчиков – «Транснефть-Прикамье», департамент продовольствия и соцпитания Казани, «Таттелеком», международный аэропорт «Казань» и другие. Интересная деталь: упомянутое казанское ООО «Раминвест» (выручка – 13 млн) Гайзатуллиной в 2011–2017 году успело собрать госзаказов на 166 млн рублей, без промахов выигрывая абсолютно все тендеры, в которых участвовало. Так, в августе 2017 года фонд газификации и инженерных сетей РТ (ФГЭТРИС РТ) в отсутствие иных участников конкурса отдал «Раминвесту» контракт ценой 21,7 млн рублей на реконструкцию сетей водоснабжения в населенных пунктах РТ. Но самым результативным оказался 2011 год, когда ФГЭТРИС получил 62 млн рублей на реконструкцию водопроводов Тукаевского и Бавлинского районов, причем конкурентов на торгах тоже отмечено не было. А в ноябре 2014-го спарринг-партнером компании выступило государственное управление капстроительства РТ, но после символической скидки 1% контракт суммой 24,9 млн ушел компании супруги брата министра финансов.
ФИЛЬТРЫ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И ПОПУЛЯРНЫЕ КОФЕЙНИ
Ранее в нашем рейтинге татарстанских компаний с выручкой более миллиарда засветился елабужский «Татпром-Холдинг» (22), поставляющий скваженные фильтры для нефтегазовой отрасли. Более подробно об этом направлении деятельности резидента ОЭЗ мы уже рассказывали. Компанию на паритетных началах учредили Артем Лебедев, Карим Мардашин, Сергей Антипов и Эльвир Шарафетдинов.
Эта же группа бизнесменов учредила ООО «Набережночелнинский трубный завод» (НЧТЗ) с выручкой 40 млн рублей, которое должно наладить выпуск обсадных труб и выйти к 2020 году на мощность 60 тыс. тонн. Однако наибольшей известностью пользуется их актив в сфере общепита — челнинское ООО «Бинхартс». Речь идет о сети кофеен, расположенных, в частности, в ТЦ «Омега», «Торговый квартал» и аэропорту Бегишево. Четыре одноименных заведения есть и в Казани — в том числе в ГУМе, «Парк Хаусе» и «Южном».
Постоянный победитель госзаказов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, занятое торговлей твердосплавными инструментами Фото: elitat.ru
КТО В ЕЛАБУГЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ГОСКОНТРАКТАХ
Среди елабужский королей госзаказа, например, ООО «Спецстройинвест» (31) Ильшата Мингалимова, специализирующееся на строительстве инженерных коммуникаций. Это явно семейный бизнес: в 2013 году среди учредителей числился и брат последнего учредителя Ринат Мингалимов, в июне 2014 года — отец семейства Салих Мингалимов. В январе 2017 года «Спецстройинвест» на условиях единственного поставщика получил госконтракт от «Татлизинга» на строительные работы в Альметьевском районе на 83 млн рублей. Правда, история компании подходит к концу: с 24 апреля она вступила в стадию ликвидации. Но на этом бизнес Мингалимовых не заканчивается. Так, у Рината Салиховича есть доля 6% в ООО «ТМС-Ноябрьск», где 45% владеет ООО «ТМС – Трубопроводсервис». Последнее подконтрольно через «ТМС Групп» не кому-нибудь, а экс-гендиректору «Татнефти» влиятельнейшему Шафагату Тахаутдинову.
Также у Рината Мингалимова ранее имелась доля в елабужском ООО «Металлоэнергозащита», где еще в июле 2016-го среди соучредителей числилась небезызвестная УК «КЭР Холдинг» Хамиса Махянова. Сегодня же 50% компании оформлено на Рифката Минхаирова, который в прошлом году был ликвидатором ООО «КЭР-Энергозащита». А далее идет целый букет Мингалимовых: с 31 января 2018 года 25% капитала оформлено на Чулпан Ильдусовну и по 8,3% на Рамиля, Лию и Лиану Мингалимовых – судя по всему, детей Рината Салиховича.
Постоянный победитель конкурсов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, основанное в 2000 году и занятое торговлей твердосплавными инструментами таких производителей, как Kemmler, Rohm, 3M и других. За 2016–2017 годы компания собрала госзаказов на 217 млн рублей. Среди заказчиков — «Туполев», концерн «Калашников», Уральский НИИ композитных материалов, Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». Судя по скидкам от стартовой цены, достигавших 12–16%, эти контракты добывались в нелегкой конкурентной борьбе.
Максим Шрубенков – один из учредителей ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности Фото: «БИЗНЕС Online»
Также в Елабуге базируется ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности — камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа, торговое оборудование, телефония и т. д. Его на паритетных началах учредили Максим Шрубенков и Андрей Кабышев. Напомним, что в декабре 2015 года «Интегро» засветилось на страницах «БИЗНЕС Online» как поставщик оборудования для системы «ЕГАИС».
Компания за 2015–2016 годы собрала госзаказов на 54 млн рублей, и за подавляющее большинство подрядов ей приходилось сражаться с конкурентами. Так, чтобы получить контракт на поставку беспроводных сканеров штрих-кодов для ФПУП «Почта России», «Интегро» пришлось скинуть от стартовой цены целых 43%, что само по себе выглядит довольно странно: либо почта заложила чрезмерно высокую маржу, либо компания продала оборудование себе «в ноль», если не в убыток. Впрочем, уже через четыре дня поставка тех же сканеров досталась «Интегро» со скидкой всего 0,25%. Также тандем бизнесменов поставлял контрольно-кассовые машины для «Татарстан Почтасы». В марте 2016 года в схватке с 8 конкурентами «Интегро», подвинувшись на 42% (!), вырвало заказ налоговой инспекции Тамбовской области на поставку принтеров для печати этикеток и все тех же сканеров штрих-кода.
Сегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»
Таким образом, исследовав экономику Елабуги, мы обнаружили, что дух старого купеческого городка сочетается здесь с мощной и очень хорошо диверсифицированной экономикой. Без преувеличения, сегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана. И, что особенно важно, это едва ли не одно из главных окон республики в мировую экономику. Учитывая, что рядом в Закамье развиваются, конкурируя между собой, две территории опережающего развития — в Челнах и Нижнекамске, — главная точка роста татарстанской экономики сегодня находится именно здесь.