Елабуга автомобильный завод что выпускает

Мы побывали на заводе совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

Ford Transit популярен у нас: по итогам продаж за март он занял третью позицию после Газелей. Правда, у завода совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге, где делают эти машины, не очень радужно с экономикой. Я побывал там.

Раньше именно на этом заводе компания Sollers выпускала многострадальный Fiat Ducato предыдущего поколения! Его покупатели, включая нашу редакцию, жаловались на серьезные проблемы с опорами стоек передней подвески (их буквально выламывало из кузова) — и не только с ними.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

По одному конвейеру идут и кроссоверы, и малотоннажники

На работу с Фордом производство было переориентировано в середине 2012 года: сперва здесь начали выпускать кроссоверы Kuga и Explorer, а в 2014-м к ним присоединились большой Transit (еще предыдущего поколения) и маленький Transit Custom. В 2015 году обе эти модели покинули конвейер, уступив место нынешнему Транзиту.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

На заводе 37 роботов, произведенных компаниями Comau и Kuka

Заводчане гордятся тем, что здесь и кроссоверы, и фургоны выпускают по полному циклу, со сваркой и окраской, — даже собирают их на одном конвейере. Но подобной гибкости можно добиться лишь на небольшой производственной площадке, каковой и является елабужский завод. Его максимальная мощность — 85 тысяч автомобилей в год, а за 2017-й, по нашим данным, продано около 13 тысяч машин Kuga, 2,5 тысячи Эксплореров и около девяти тысяч Транзитов. Итого получается до 25 тысяч экземпляров, то есть завод загружен меньше чем на треть. Сами фордовцы признаются, что производство работает в убыток и лишь в планах нынешнего года — выйти в ноль. Впрочем, на сотрудниках завода это не сказывается: пообедать здесь можно всего за 80—90 рублей!

По степени автоматизации (около 20%, 37 роботов) елабужское производство не сравнить с автогигантами, но за качеством тут следят строго. На заводе даже есть люди, которые уничтожают новенькие кузова, чтобы проверить надежность сварки. Выбранный кузов снимают с конвейера и перевозят в лабораторию, а дальше в дело вступают кувалды и отбойные молотки. Даже если рвется металл, точки сварки должны устоять (а их у Транзита вдвое больше, нежели у кроссоверов). Затем данные об итогах испытаний автоматически отправляются на американские серверы Форда, где их изучают и при необходимости сообщают, что именно в производственном процессе нужно подправить.

Что касается локализации, то у тех же Транзитов отечественные не только «щетки и резинки», но и, к примеру, передние панели — их делают здесь же, в Татарстане, из местного пластика.

Среди Транзитов, сходящих с конвейера, немало полуфабрикатов: их отправляют на другие предприятия для дооборудования. Как и у прочих иностранных производителей, у Форда в России есть несколько фирм, которым позволено официально переделывать Транзиты в маршрутки, устанавливать кузова-фургоны и т.д. Среди них — рязанский «ТТМ Центр», нижегородские Автодом и Нижегородец, на долю которых приходится 40% всех продаваемых Транзитов. При этом Нижегородец недавно открыл филиал прямо рядом с елабужским заводом — чтобы Форды для переделки далеко не гонять!

А при мне по конвейеру шли Транзиты сплошь светло-бежевого цвета. Эти машины сходят с линии без боковых стекол, обшивки дверей и с совершенно голым грузовым отсеком: их отправляют в петербургское ателье ГАС, которое превращает фургоны в броневики для Сбербанка (похожий мы испытывали пару лет назад). И Сбербанк не единственная крупная структура, которая пользуется Транзитами: скажем, немало их у Почты России.

Тем временем в Европе вовсю испытывается обновленный Ford Transit. Он должен получить иное оформление передка и кабины — наверняка с большим экраном-планшетом, как у младших коммерческих моделей компании. Премьера, возможно, состоится на осенней выставке IAA в Ганновере.

Источник

Чем сегодня занимается завод «Соллерс Форд»?

Загружен ли «Соллерс Форд» заказами? Сколько произведено Ford Transit? Какие планы у завода? Ответы на эти и другие вопросы узнаем 15 октября у гостя редакции «БИЗНЕС Online» — президента и СЕО СП «Соллерс Форд» Адиля Ширинова.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетАдиль Ширинов работает на совместном предприятии Ford Sollers с момента его основания в 2011 году в роли исполнительного директора и первого вице-президента Фото: «БИЗНЕС Online»

«Соллерс Форд» — совместное предприятие глобального концерна Ford Motor Company и ведущего российского автопроизводителя — ПАО «Соллерс». СП «Соллерс Форд» полностью интегрировано в российскую экономику. На заводе в ОЭЗ «Алабуга» компания выпускает семейство коммерческих автомобилей Ford Transit, а также широкую линейку модификаций специального и социального назначения. Ford Transit — лидер российского рынка в сегменте коммерческих автомобилей. За 10 лет существования модели в России было произведено 110 тыс. машин, из них почти 50 тыс. — после реструктуризации совместного предприятия Ford Sollers с середины 2019 года. Доля рынка Ford Transit в сегменте коммерческих автомобилей выросла на 30% и составила 19%.

Ford Transit широко используются для доставки почты, онлайн-заказов, товаров и продуктов, они работают в службе скорой медицинской помощи, развозят детей по школам, осуществляют городские и междугородние перевозки. В числе наиболее крупных клиентов — Ozon, «Перекресток», «Впрок», «Утконос», «Яндекс», «Почта России», «Росинкас», «Чистая линия», «Эльдорадо» и др.

Устройство телематического сервиса, устанавливаемое на Ford Transit, позволяет оказывать широкий спектр цифровых услуг: управление автопарком, контроль местоположения и движения по маршрутам, топлива, безопасности и экономичности вождения, удаленное управление транспортным средством и контроль технического состояния автомобиля.

Адиль Ширинов работает на совместном предприятии Ford Sollers с момента его основания в 2011-м в роли исполнительного директора и первого вице-президента. В последние годы руководил ключевыми проектами, направленными на стабилизацию бизнеса во время падения рынка. Ширинов внес существенный вклад в развитие производственных площадок и локализации Ford Sollers в России. До назначения в СП он занимал должности заместителя генерального директора, а также коммерческого директора компании ПАО «СОЛЛЕРС» и руководил всеми коммерческими переговорами с партнерами. Перед этим он занимался полномасштабным развитием производственных подразделений в Татарстане, включая заводы в Елабуге и Набережных Челнах. Под его руководством были организованы современные производственные мощности для выпуска автомобилей иностранных брендов. Ширинов также внес существенный вклад в развитие сотрудничества с компаниями Fiat, SsangYong и Isuzu.

Чем удобен Ford Transit? Где его ремонтировать?

Ширинов Адиль Шамильевич родился в 1964 году в Баку. Окончил Нижегородский институт иностранных языков (1990). Получил дополнительное образование в Международном институте менеджмента, Санкт-Петербург (IMISP) MBA.

1993–1998 — руководитель группы контроля контрактов, коммерческий директор, директор по закупкам ЗАО «ОТИС-Санкт-Петербург».

1999–2002 — директор по производственным и непроизводственным закупкам, региональный директор по закупкам (Поволжье) компании Ford Motor Company.

2003–2004 –заместитель генерального директора по закупкам ОАО «РусПромАвто».

2004–2007 — коммерческий директор ОАО «Северсталь-авто».

2007–2010 — генеральный директор ООО «Соллерс — Елабуга».

2010–2011 — генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС-Набережные Челны», ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ».

С 3 октября 2011 года — первый вице-президент и исполнительный директор СП Ford Sollers.

С 6 июля 2017 года — президент и СЕО совместного предприятия Ford Sollers (ныне «Соллерс Форд»).

Источник

Как «СТ Нижегородец» построил автозавод в Елабуге и смог заработать в пандемию

Генеральный директор ООО «СТ Нижегородец» Владимир Гойхман рассказал о сотрудничестве с компанией «Соллерс Форд», расширении производственных мощностей и коронавирусном кризисе, который принес не только ощутимый ущерб, но и некоторые новые возможности

— 2020 год был воистину незаурядным и заставил многие компании адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы. Как пандемия повлияла на ваш бизнес?

— Вы правы, времена сейчас непростые, а в начале 2020 года казалось, что ситуация на рынке катастрофическая. Сейчас мы уже так не думаем, потому что при господдержке удалось реализовать много региональных и муниципальных заказов. Пример работы с госзаказчиками – это производство санитарного транспорта. Больше 1000 автомобилей скорой помощи мы передали в регионы России. Это был самый массовый продукт в нашем производстве среди проектов социального направления.

Интересно, что пандемия открыла нам новые возможности и в бизнес-сегментах. Например, увеличился спрос на промтоварные и изотермические фургоны. Это можно объяснить тем, что люди не желают сами ходить в магазин – все больше покупок совершается онлайн. Недавно «Соллерс Форд» поставил крупную партию фургонов в адрес ритейлеров Яндекс.Маркет и Ozon. Все эти автомобили произведены на нашем предприятии.

В этом году мы произвели более 8 тыс. единиц грузовой, пассажирской и специальной техники. Максимально возможный объем выпуска продукции составляет 15 тысяч автомобилей в год.

— Назовите ваших партнеров среди автопроизводителей.

— Помимо компании «Соллерс Форд», которую я уже упоминал, мы можем производить коммерческую технику на базе Fiat, Volkswagen и Iveco. Кстати, на Comtrans 2021 мы представляем новинку – 31-местный туристический автобус «Нижегородец VSN900» на шасси Ivесо Daily. Но продукция на шасси Ford Transit – это драйвер нашего развития. Доля марки с синим овалом на эмблеме достигает 90 % в нашем портфеле.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

— Расскажите подробнее о производственной площадке в Елабуге.

— Цех в Елабуге было запущен всего пару месяцев назад. На некоторых участках продолжается процесс доводки и отладки, поэтому официально, с шумом и прессой, мы этот процесс не открывали. Но я готов сообщить вам некоторые детали. Речь идет о нашем новом филиале, выпускающем коммерческую технику на шасси Ford Transit. Он расположен в особой экономической зоне «Алабуга» в непосредственной близости от завода, производящего базовые шасси. Для нас это очень важный и амбициозный проект, тем более, как вы правильно заметили, в это непростое время. Инвестиции измеряются сотнями миллионов рублей. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 700 фургонов различных модификаций в месяц. Построен отдельный корпус, где смонтировано новейшее итальянское оборудование для изготовления сэндвич-панелей. Мы готовы выполнить любые заказы клиентов, вплоть до самых сложных, с самым высоким коэффициентом изотермичности.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

В качестве подтверждения здесь, на выставке, мы представляем наш изотермический фургон с рефрижераторной установкой и автолавку – это те же самые сэндвич-панели, только переделанные для нужд передвижной торговли.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускает

А что касается нашей домашней площадки в Нижнем Новгороде, то она по-прежнему в нашей обойме. На ней мы производим штучно или в мелких сериях спецтехнику, автобусы на шасси Peugeot, Volkswagen, Iveco, проекты для силовых структур.

— Каково соотношение серийных заказов и штучных проектов?

— Мы делаем все, что хочет клиент, и готовы выполнить любой его каприз. Вообще, все машины, которые мы производим, в нюансах отличаются друг от друга, это не абсолютно одинаковые серийные автомобили. Взять, к примеру, тот же туристический автобус. Оформление интерьера, модель кресел, вариант климатического оборудования – каждый заказчик хочет внести что-то свое, что-то поменять, улучшить или даже упростить от базового варианта. Мы идем на это, потому что у нас нет конвейерного производства, мы более гибкие и мобильные, чем известные автогиганты. Словом, штучные заказы для нас привычны.

— Сколько времени занимает запуск нового изделия от этапа получения техзадания до полного воплощения проекта?

— Если мы говорим о производстве автомобиля на базе шасси, то это один-три месяца, если новая разработка, то от года и выше. Так, например, это происходит с заказами от силовых структур. Во-первых, потому что у них цепочка согласований сложная, нужно пройти много этапов. Во-вторых, мы сами, понимая всю ответственность перед заказчиком, не можем выпустить «сырой» продукт. Поэтому от этапа инженерных расчетов и чертежей до сертификации транспортного средства проходит минимум год.

— Каков штат предприятия и есть ли сложности с подбором персонала?

— Суммарно на двух площадках – в Нижнем Новгороде и Елабуге – у нас трудятся более 700 человек. Штатное расписание существенно выросло с запуском нового производства. И это тоже наложило определенные сложности, ведь найти такое количество специалистов в Елабуге – городе относительно небольшом – оказалось непросто. Набор сотрудников идет до сих пор.

Если в целом говорить о работе с персоналом, во-первых, я очень рад, что нам удалось сохранить коллектив в это непростое время. Инженерный и производственный костяк остался на своих позициях. Никто из сотрудников не ушел. Понимая, что цены в магазинах растут, мы приняли решение индексировать зарплату. Нуждающимся выплачиваем материальную помощь.

И еще добавлю несколько важных фактов, связанных с пандемией. Когда весной 2020 года было объявлено о нерабочих днях в стране, мы остановили производство на три недели, а потом вновь запустили с соблюдением всех антиковидных мер. К сожалению, нам не удалось избежать большого потока больничных листов. Но никуда от этого не денешься, в таких реалиях мы живем. Мы, естественно, всегда поддерживаем сотрудников – оплачиваем лабораторные тесты, визиты к врачам. Люди – это наш самый ценный ресурс.

Источник

В Татарстане началось серийное производство российского автомобиля класса люкс

Нажатие символической кнопки и рев мотора — так в Елабуге в Татарстане был запущен завод по серийному производству автомобилей семейства «Аурус».

Завод будет выпускать около пяти тысяч машин в год. Одна из самых запомнившихся поездок президента за рулем «Ауруса» была по трассе «Таврида» в Крыму. Впервые же во всей красе «Аурус» мир увидел в мае 2018-го, во время инаугурации президента. Вблизи удалось рассмотреть автомобиль и его коллегам. Они уже не раз видели «Аурус», что называется, в действии. Вот в него садится Си Цзиньпин. А это уже президент Египта. Реджеп Тайип Эрдоган восхищается звуком его резины во время торможения. Турецкий президент даже выучил слово «Аурус».

Название «Аурус» получилось от слияния двух слов: «Аурум» («золото» на латыни) и «Россия». На самом деле это целая линейка автомобилей. «Сенат» — лимузин и седан, причем есть в вариации кабриолет. Именно на таком принимал парад Победы министр обороны. Минивэн под названием «Арсенал» (его уже можно было увидеть в кортеже президента) и внедорожник «Комендант».

Президентский же «Аурус» уже побывал во многих странах: в Финляндии, Бразилии. В Саудовской Аравии его сопровождал не совсем привычный нам конный почетный эскорт. Саудиты, кстати, заинтересованы в покупке «Аурусов» в белой расцветке.

«По каждой машине, которая сойдет со сборочной линии, заказчикам предлагается широкий спектр индивидуальных решений, включая выбор не только палитры цветовой комбинации, но и возможности оформления салона», — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Завод своей высокотехнологичной начинкой поражает уже на входе. На проходной система датчиков следит за тем, чтобы во время пандемии все носили маски. На технологах, а рабочих этого завода иначе и не назовешь, очки дополненной реальности. На складе — дроны для учета наличия запчастей. Пока приходят они сюда, в Татарстан, со всей страны. Диски, например, из Красноярска, а кожаный салон шьют в Рязани. Но это только пока.

То есть в дальнейшем на заводе будут производиться практически все составляющие части автомобиля. При этом конструкторы продолжают работать и над новинками.

«В этом проекте работает команда молодых высокопрофессиональных специалистов, которые по Вашему поручению продолжают развивать этот проект дальше. Они уже разработали лабораторный образец «Аурус», оснащенный водородной топливной установкой», — сообщил Денис Мантуров.

На сегодня такой «Аурус», по словам Мантурова, — единственный в своем классе в мире. Бесшумно министр подъехал на том самом лабораторном образце к журналистам.

При этом выбор производственной площадки, Татарстан, не случаен.

«Мы уже известны как автомобильная республика: наши КамАЗы известны во всем мире. И я уверен, «Аурус» будет таким же брендом, как и «КамАЗ», и мы будем прославлять нашу Российскую Федерацию», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов.

Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера нового завода в Елабуге, станут представительские «Аурус Сенат». Стоить они будут около 18 миллионов рублей. Чуть позже начнется серийное производство внедорожника «Аурус Комендант».

Источник

Кому принадлежит Елабуга: топ-50 крупнейших компаний «второго автограда»

Едва ли не главное окно Татарстана как в Европу, так и Азию — так может охарактеризовать небольшую по численности населения Елабугу тот, кто внимательно изучит новый рейтинг «БИЗНЕС Online». Окопавшийся в ОЭЗ «иностранный легион» соседствует здесь с местным машиностроением, предприятиями пищепрома и аграрными фирмами. О том, кто чего стоит в «третьей столице» Закамья, — в нашем обзоре.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетВозглавляет топ-50 «Форд Соллерс Елабуга» с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах Фото: Олег Спиридонов

ПЕРВАЯ «БИЗНЕС-КАРТА» ЕЛАБУГИ

Прежде чем перейти к обзору, оговоримся: последние финансовые данные (выручка и прибыль за 2017 год) по закрытым компаниям, каким являются все ООО и большинство АО, будут доступны не ранее осени, поэтому мы оперируем итогами 2016 года. Информация о собственниках фирм также может отставать от самой актуальной. Впрочем, главного это не меняет — наше исследование позволяет составить достоверную экономическую карту города, чего ранее никто не делал.

Напомним, что в наших обзорах мы отталкиваемся от основного ежегодного рейтинга топ-300. Так, отдельный текст мы посвятили бизнес-структурам Набережных Челнов. В нем мы рассказали и о компаниях, которые смогли взять планку в 1 млрд рублей по выручке, но не дотянули до нижней границы нашего основного рейтинга, которая в прошлом году переросла 1,5 млрд рублей.

Наш следующий шаг – дать представление о тех, кто составляет скелет и основные экономические мышцы городов и районов Татарстана и найти, по возможности, ярких представителей независимого бизнеса.

Уточним, что, как и в нашем основном рейтинге, мы старались максимально исключить дочерние компании холдингов, отмеченных в топ-300, а также дублирующие бизнесы уже известных нам структур. Так, были убраны все дочерние и внучатые компании ГК «Татнефть», ГК «ТАИФ», ПАО «КАМАЗ». Также рейтинг был очищен от компаний, входящих в такие группы, как «ТТС», «КАН Авто», ХК «Ак Барс» «ТаграС-Холдинг» и относящихся к нему ТМС и ТНГ, и так далее.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетШесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (на фото), «Хаят Кимья» и «Тракья гласс Рус» — находятся в первой десятке рейтинга Фото: Олег Спиридонов

ГВАРДЕЙЦЫ ИНОСТРАННОГО ЛЕГИОНА

Крупнейшие компании Елабуги в большинстве случаев де-факто являются местными только по прописке. Пожалуй, нигде в Татарстане нет такой концентрации бизнеса с участием зарубежного капитала. Так, в нашем топ-50 присутствуют 9 предприятий с иностранным капиталом, причем первая десятка рейтинга наполовину состоит из них.

Возглавляет рейтинг «Форд Соллерс Елабуга» (1) с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах. Шесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (3), «Хаят Кимья» (4) и «Тракья гласс Рус» (6) — находятся в первой десятке рейтинга. В иностранном легионе состоят и производители самой разнообразной продукции, открывшие в России дочерние компании: минеральной ваты — датский «Роквул» (10), тракторов — белорусский «ТПК МТЗ Татарстан» (8), полимеров для автопроизводства — швейцарский «Эфтек» (35), подвесных потолков — американский «Армстронг» (20), инертных газов — французский «Эр Ликид Алабуга» (43).

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетПромышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е со строительства Камского тракторного завода (закладка фундамента под корпус КамТЗ, Елабуга, 1 июля 1985 года) Фото: Калачьян Григорий и Логвинов Евгений / Фотохроника ТАСС

Учитывая все это, а также то, что часть упомянутых турецких компаний занята в сфере производства автокомпонентов, Елабугу вполне можно считать полноправным автоградом, как и соседние Набережные Челны. В эту же канву ложится и сборочное производство белорусских тракторов. Кстати, стоит напомнить, что промышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е как раз со строительства КамТЗ — Камского тракторного завода. Проект по причине распада СССР не состоялся, но тогда никто и предположить не мог, что в будущем здесь появится такое промышленное многоцветье.

МИНИСТРЫ-КАПИТАЛИСТЫ

Особняком в нашем топ-50 стоит АО «ПО ЕлАЗ» (5) — реинкарнация того самого КамТЗ. Предприятие производит различную спецтехнику, в частности, для бурения скважин. В 2016 году компания получила выручку в размере свыше 3,7 млрд рублей, показав рост в 11%. Интересная и важная деталь: завод контролируют два бывших министра торговли и промышленности РТ. Равиль Зарипов, ныне также занимающий пост помощника президента по авиакомплексу, руководил министерством с 2009 по 2015 год. С Елабугой и ЕлАЗом связан важный этап его биографии: в 1990-е он возглавлял завод и администрацию ОЭЗ «Алабуга». Сейчас Зарипову и его дочери принадлежит пакет АО «ПО ЕлАЗ», близкий к контрольному.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетХафиз Салихов руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы Фото: Ирина Ерохина

Также значительную долю имеет Хафиз Салихов с дочерью. Он, в свою очередь, руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы. К слову, он является родным братом Зявдата Салихова, который в 1998–2002 годах руководил службой безопасности президента РТ, а в 2002–2010 был управляющим делами президента. Сейчас Зявдат Миргазямович возглавляет управление судебного департамента РТ.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетВ свое время к Барышеву (слева) и Махееву претензии имело правительство РТ: елабужским бизнесменам ставили в укор то, что они перерегистрировали свое предприятие в соседнем регионе Фото: «БИЗНЕС Online»

МЯСО, МОЛОКО, МАЙОНЕЗ И САЛАТЫ

Еще одна особенность Елабуги — присутствие в городе крупных игроков пищевой промышленности и ретейлеров, зона присутствия которых простирается далеко за пределы города, а то и республики. В первую очередь это бизнес-империя Леонида Барышева и Вадима Махеева. ООО «Оптовик» (2) учреждено компанией «Эссен Продашкн», принадлежащей двум давним партнерам. Но вот что интересно: с середины апреля этого года 51,1% доли в компании записано на некоего Андрея Родионова. До недавнего прошлого он был учредителем и директором елабужской базы отдыха «Вятский берег», а в 2014 году выступал спарринг-партнером Барышева на выборах в Госсовет РТ. Причем конкуренты открыто указывали, что работает Родионов «в подконтрольных «майонезным королям бизнес-структурах». Зачем Барышеву и Махееву понадобились эти игры, неизвестно, но часто такие вещи в холдинговых структурах делаются для получения кредитов – банкам нельзя превышать лимит на одного заемщика.

Вторая и еще более важная половина «царства» Махеева и Барышева в рейтинг не попала. «Эссен Продакшн» по-прежнему зарегистрирована в Самарской области, куда бизнесмены переписали фирму в целях изменения подсудности еще в 2009 году.

С группой Махеева и Барышева связан еще один довольно крупный игрок ретейла — ООО «Табыш», занявшее 14-е место в нашем рейтинге с выручкой 2,2 млрд рублей. Формально «Табыш» вроде бы не имеет отношения к сети гипермаркетов «Эссен», но ранее «БИЗНЕС Online» обнаружил, откуда растут ноги у этого молодого проекта в формате продуктового дискаунтера. Здесь место изначального — с августа 2015 года — учредителя Дмитрия Сысоева с января 2018 года занял Николай Алексеев. С июня 2017 года он контролирует 51% капитала в занятом в неспециализированной торговле ООО «Домески», прописанного в Тукаевском районе. Оставшиеся 49% записаны на эпатажного челнинского бизнесмена Эрика Гафарова, у которого есть доли в целой сети фирм, занятых в розничной торговле с не самыми благозвучными с точки зрения русского языка наименованиями: «Илахуэй», «Илахуэй Казань 1», «Илахуэй Казань 2», «Илахуэй Челны 1». В последних трех компаниях 51% капитала оформлено на Айгуль Гайфуллину, которая с января 2010 года по сентябрь 2012 года была единственным учредителем елабужского «Эссен Туристик». В целом на рынке не является секретом, что «Табыш» входит в империю Барышева – Махеева, но елабужанам для чего-то понадобилось создать именно такую замысловатую схему владения этой сетью.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетНебезызвестная торговая марка «Вкусняев» принадлежит ОАО «Алабуга соте», дочернему предприятию ОАО «Челны-Холод» Газильяна Шакирзянова (в центре) Фото: chelny-biz.ru

Еще один крупный пищевик — ОАО «Алабуга соте», выпускающее молочные продукты под популярным брендом «Вкусняев», которое благодаря 3,5 млрд выручки заняло 7-е место в рейтинге. Любопытный факт: 100% акций компании принадлежит Алие Шакирзяновой, дочери Газильяна Шакирзянова, одного из самых влиятельных руководителей пищепрома в Татарстане. Он возглавляет АО «Челны-Холод» еще с 1987 года.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетКондитерская компания Сергея Акульчева известна далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей Фото: nabchelny.ru

На 18-м месте нашего топ-50 находится ООО «ТД „Акульчев“» — кондитерская компания, известная далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей.

Это далеко не все елабужские пищевики, попавшие в наш топ-50. Более того, почти каждый пятый участник нашего рейтинга занят в этой отрасли. Отдельно отметим присутствие в нем ООО «АПК Продовольственная программа» (24) — 995 млн рублей выручки, 220 млн чистой прибыли. Это предприятие известно как один из крупнейших производителей сырого молока, а его единственный учредитель Рифат Мутигуллин стал участником нашего топ-50 влиятельных людей агропрома. Интересно, что на официальном сайте адресом «проживания» компании указан город Мамадыш. Но с 2012 года актив, согласно выписке ЕГРЮЛ, переехал в Елабугу. Отметим, что у «АПК Продовольственная программа», в отличие от целого ряда более удачливых компаний, весьма скромный объем госзакупок – всего 7,7 млн рублей, да и выигрывать ей удавалось не всегда (50 на 50).

Название еще одного предприятия может вызвать вопрос о его присутствии в Елабуге, однако завод растительных масел «Чистопольский» (25) зарегистрирован именно здесь. Компания показала 888 млн рублей выручки и завидную чистую прибыль в 244 млн рублей. Единственный учредитель завода – Ильдар Губайдуллин. Компания была учреждена в апреле 2015 года, но ранее в октябре 2011 года в селе Галактионово Чистопольского района было зарегистрировано одноименное ООО ЗРМ «Чистопольский», показавшее за 2016 год 495 млн рублей выручки и 30 млн рублей прибыли. Впрочем, возможная путаница устранилась путем естественного отбора. Сначала в ноябре 2015-го чистопольская фирма переехала в Казань, а через два года вошла в процедуру ликвидации. Осенью 2016 года одна из компаний получила 300 млн рублей в виде льготного кредита на развитие от Россельхозбанка. С учетом того, что на балансе именно елабужского ООО за 2016 год образовалась кругленькая сумма краткосрочных кредитов 300 млн, займ получил именно действующий завод.

Следующий представитель отрасли — «Белая дача Алабуга» (30), компания, базирующаяся на территории особой экономической зоны. Бренд широко представлен в российских торговых сетях свежими салатными смесями. В Татарстане работает стопроцентная «дочка» федерального ЗАО, выручка которого составляет 4 млрд, а чистая прибыль — 529,7 млн рублей. Впрочем, и «Белая дача Алабуга» на фоне материнской компании не выглядит сиротой казанской: ее выручка всего в пять раз меньше, а вот прибыль слегка подкачала — она в 2016 году оказалась в 10 раз меньше, чем у «большой» «Белой дачи».

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетОдна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Одна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей. В свое время ЕМКК был объектом криминальных разборок с участием челнинского ОПС «29-й комплекс», пытавшегося в начале нулевых установить контроль над предприятием. Однако те времена миновали. Сейчас комбинат находится под контролем ООО «ЛЧ-Агро», главным бенефициаром которого с долей 72,3 % выступает Чулпан Гайзатуллина — супруга депутата Госсовета РТ Рината Гайзатуллина (брата министра финансов РТ), — возглавлявшая в 2010 году профком аппарата кабмина. Но это только напрямую: еще 22,7 % «ЛЧ-Агро», согласно базе данных «Контур.Фокус», сегодня владеет ООО «Раминвест», полностью принадлежащее Чулпан Ниязовне, так что в сумме ей принадлежат 95% компании. Интересно, что миноритарным акционером «ЛЧ-Агро» с долей 4,7% является Лидия Мусина, супруга бывшего владельца рухнувшего Татфондбанка Роберта Мусина. Оставшиеся 0,3% оформлены на ООО «Полюс с», которое 6 марта 2018 года вступило в стадию ликвидации.

Мясоконсервный комбинат за 2015–2017 годы собрал госконтрактов на поставку мясной продукции суммарно на 736 млн рублей. Среди заказчиков – «Транснефть-Прикамье», департамент продовольствия и соцпитания Казани, «Таттелеком», международный аэропорт «Казань» и другие. Интересная деталь: упомянутое казанское ООО «Раминвест» (выручка – 13 млн) Гайзатуллиной в 2011–2017 году успело собрать госзаказов на 166 млн рублей, без промахов выигрывая абсолютно все тендеры, в которых участвовало. Так, в августе 2017 года фонд газификации и инженерных сетей РТ (ФГЭТРИС РТ) в отсутствие иных участников конкурса отдал «Раминвесту» контракт ценой 21,7 млн рублей на реконструкцию сетей водоснабжения в населенных пунктах РТ. Но самым результативным оказался 2011 год, когда ФГЭТРИС получил 62 млн рублей на реконструкцию водопроводов Тукаевского и Бавлинского районов, причем конкурентов на торгах тоже отмечено не было. А в ноябре 2014-го спарринг-партнером компании выступило государственное управление капстроительства РТ, но после символической скидки 1% контракт суммой 24,9 млн ушел компании супруги брата министра финансов.

ФИЛЬТРЫ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И ПОПУЛЯРНЫЕ КОФЕЙНИ

Ранее в нашем рейтинге татарстанских компаний с выручкой более миллиарда засветился елабужский «Татпром-Холдинг» (22), поставляющий скваженные фильтры для нефтегазовой отрасли. Более подробно об этом направлении деятельности резидента ОЭЗ мы уже рассказывали. Компанию на паритетных началах учредили Артем Лебедев, Карим Мардашин, Сергей Антипов и Эльвир Шарафетдинов.

Эта же группа бизнесменов учредила ООО «Набережночелнинский трубный завод» (НЧТЗ) с выручкой 40 млн рублей, которое должно наладить выпуск обсадных труб и выйти к 2020 году на мощность 60 тыс. тонн. Однако наибольшей известностью пользуется их актив в сфере общепита — челнинское ООО «Бинхартс». Речь идет о сети кофеен, расположенных, в частности, в ТЦ «Омега», «Торговый квартал» и аэропорту Бегишево. Четыре одноименных заведения есть и в Казани — в том числе в ГУМе, «Парк Хаусе» и «Южном».

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетПостоянный победитель госзаказов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, занятое торговлей твердосплавными инструментами Фото: elitat.ru

КТО В ЕЛАБУГЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ГОСКОНТРАКТАХ

Среди елабужский королей госзаказа, например, ООО «Спецстройинвест» (31) Ильшата Мингалимова, специализирующееся на строительстве инженерных коммуникаций. Это явно семейный бизнес: в 2013 году среди учредителей числился и брат последнего учредителя Ринат Мингалимов, в июне 2014 года — отец семейства Салих Мингалимов. В январе 2017 года «Спецстройинвест» на условиях единственного поставщика получил госконтракт от «Татлизинга» на строительные работы в Альметьевском районе на 83 млн рублей. Правда, история компании подходит к концу: с 24 апреля она вступила в стадию ликвидации. Но на этом бизнес Мингалимовых не заканчивается. Так, у Рината Салиховича есть доля 6% в ООО «ТМС-Ноябрьск», где 45% владеет ООО «ТМС – Трубопроводсервис». Последнее подконтрольно через «ТМС Групп» не кому-нибудь, а экс-гендиректору «Татнефти» влиятельнейшему Шафагату Тахаутдинову.

Также у Рината Мингалимова ранее имелась доля в елабужском ООО «Металлоэнергозащита», где еще в июле 2016-го среди соучредителей числилась небезызвестная УК «КЭР Холдинг» Хамиса Махянова. Сегодня же 50% компании оформлено на Рифката Минхаирова, который в прошлом году был ликвидатором ООО «КЭР-Энергозащита». А далее идет целый букет Мингалимовых: с 31 января 2018 года 25% капитала оформлено на Чулпан Ильдусовну и по 8,3% на Рамиля, Лию и Лиану Мингалимовых – судя по всему, детей Рината Салиховича.

Постоянный победитель конкурсов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, основанное в 2000 году и занятое торговлей твердосплавными инструментами таких производителей, как Kemmler, Rohm, 3M и других. За 2016–2017 годы компания собрала госзаказов на 217 млн рублей. Среди заказчиков — «Туполев», концерн «Калашников», Уральский НИИ композитных материалов, Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». Судя по скидкам от стартовой цены, достигавших 12–16%, эти контракты добывались в нелегкой конкурентной борьбе.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетМаксим Шрубенков – один из учредителей ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности Фото: «БИЗНЕС Online»

Также в Елабуге базируется ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности — камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа, торговое оборудование, телефония и т. д. Его на паритетных началах учредили Максим Шрубенков и Андрей Кабышев. Напомним, что в декабре 2015 года «Интегро» засветилось на страницах «БИЗНЕС Online» как поставщик оборудования для системы «ЕГАИС».

Компания за 2015–2016 годы собрала госзаказов на 54 млн рублей, и за подавляющее большинство подрядов ей приходилось сражаться с конкурентами. Так, чтобы получить контракт на поставку беспроводных сканеров штрих-кодов для ФПУП «Почта России», «Интегро» пришлось скинуть от стартовой цены целых 43%, что само по себе выглядит довольно странно: либо почта заложила чрезмерно высокую маржу, либо компания продала оборудование себе «в ноль», если не в убыток. Впрочем, уже через четыре дня поставка тех же сканеров досталась «Интегро» со скидкой всего 0,25%. Также тандем бизнесменов поставлял контрольно-кассовые машины для «Татарстан Почтасы». В марте 2016 года в схватке с 8 конкурентами «Интегро», подвинувшись на 42% (!), вырвало заказ налоговой инспекции Тамбовской области на поставку принтеров для печати этикеток и все тех же сканеров штрих-кода.

Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть фото Елабуга автомобильный завод что выпускает. Смотреть картинку Елабуга автомобильный завод что выпускает. Картинка про Елабуга автомобильный завод что выпускает. Фото Елабуга автомобильный завод что выпускаетСегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

Таким образом, исследовав экономику Елабуги, мы обнаружили, что дух старого купеческого городка сочетается здесь с мощной и очень хорошо диверсифицированной экономикой. Без преувеличения, сегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана. И, что особенно важно, это едва ли не одно из главных окон республики в мировую экономику. Учитывая, что рядом в Закамье развиваются, конкурируя между собой, две территории опережающего развития — в Челнах и Нижнекамске, — главная точка роста татарстанской экономики сегодня находится именно здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *