Елагинская коммуна что это
История с «орфографией»: контрибуции и сатисфакции
ИСТОРИЯ С «ОРФОГРАФИЕЙ»:
КОНТРИБУЦИИ И САТИСФАКЦИИ
(ВИКТОРИНА ДЛЯ ЗНАТОКОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ)
История Елагинской коммуны изучена слабо:
после событий в ночь на 15 мая 1918 года
о ней предпочитали не вспоминать
как сторонники, так и противники.
Советская историография вовсе обходила ее стороной…
Д. Быков. Орфография. Пролог
Продиктовать последние строки для истории.
Д. Быков. Орфография.
I. СОБЫТИЯ ИСТОРИИ и РОМАНА
1.1. Причины и предпосылки
Каковы исторические предпосылки романа «Орфографии»?
Быков в романе объясняет причину, по которой революционное правительство отменило орфографию?
Как действует ленинский принцип «верхи не могут, низы не хотят» в отношении инициирования реформы орфографии в фабуле романа?
Оцените с позиций интеллигенции отказ от грамотного письма, провозглашенный революцией «для спасения России».
а) панацея от всех бед
б) лекарство против морщин на лбу
г) элементарное невежество
Какова «экономическая база» реформирования азбуки?
б) экономия словесных усилий для освещения революционных событий
в) экономия сил молодого государства
С чьей легкой руки была создана Елагинская коммуна?
г) Апфельбаума – председателя Петросовета
Каковы экономические предпосылки образования коммуны?
По какой причине произошел раскол Елагинской коммуны?
Что радикальным образом изменило жизнь профессора Трифонова?
Каковы исторические предпосылки создания контор и появления в России бюрократии? Для кого и для чего существуют в романе?
Почему (и обо что?) разрушилась «семейная лодка» Ашхарумовой и Барцева?
Что переполнило чашу терпения Ятя и подвигло его к отъезду за границу?
1.2. Персоналии в истории и литературе
Какую историческую роль играет в романе Александр Владимирович Чарнолуский?
Кто является прототипом Председателя Петросовета Апфельбаума?
Кто составил «первый» список жителей коммуны и кого в него включил (из каких соображений)?
Кто в романе олицетворяет власть Гурзуфа и претендует на нее? Можно ли этих людей назвать «кухаркины дети»?
Кто олицетворяет советскую власть и порядок в Елагинской коммуне?
1.3. Движущие силы истории и романного действия
Каковы основные движущие силы сюжета «Орфографии»?
С какой целью пришли в коммуну представители питерской интеллигенции? Что хотели получить от новой власти?
Как можно охарактеризовать основную диспозицию сил, которая организует романный конфликт? Назовите противостоящие лагеря (их лидеров и принципы взаимоотношения или взаимодействия с властью).
Какой коммуне и почему в большей степени симпатизирует Чарнолуский?
Кто в романе является, условно говоря, «своим среди чужих» (или «чужим среди своих»)?
Кто является организатором «орфографического подполья» в Елагинской коммуне? Кого вокруг себя собирает?
В каких сценах и эпизодах романа происходит реальное движение народных масс?
Кто вышел на демонстрацию 1 мая и что демонстрировал?
Какой по протяженности период охватывает «романное время»? Что происходило в реальности в этот период?
Назовите день упразднения Ятя.
Когда состоялся переход на новый стиль в «календаре»? В чем он заключался?
1.5. Итоги и результаты
По какой причине революционная власть решила распустить Елагинскую коммуну?
Каков был план Чарнолуский по прекращению деятельности коммуны? Суждено ли было сбыться этим планам?
Чем закончилась история коммун? Какие есть в романе основания считать именно так?
Знал ли правду о «финале» коммун Чарнолуский?
Какова дальнейшая судьба Елагина дворца и Прилукинской дачи?
II. ФАКТЫ ИСТОРИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Какой главный организационный принцип коммуны нарушен в Елагинской и Крестовской коммуне?
Какая валюта на гурзуфском рынке была самой надежной?
Имеется ли у Луазона реальный прототип? Почему фигура Луазона в романе обретает реальные очертания? Какова ее роль в революции?
III. ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Есть ли прототип у телепрограммы «Угадай мелодию», которую вел В. Пельш?
Действительно ли во время наполеоновского нашествия с русских взимали штраф за французский язык?
Как «погрешил» против исторической реальности А. Блок в поэме «Двенадцать»?
Запишите революционный девиз по правилам старой орфографии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В чём заключалась особенность «ленд-лиза» первых лет советской власти?
Правда ли, что в 1921 г. был создан Петроградский институт остановки времени, который просуществовал до 1927 г.?
Почему Ять «открыть Луазона боялся: полторы пачки папирос вполне могли уйти ни на что»?
IV. ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Почему в коммунах оказались критики, журналисты, поэты, художники? Чем они мотивировали свое право на государственное обеспечение?
При каких обстоятельствах Ять впервые услышал фамилию Луазон? Имеет ли продолжение это заочное знакомство?
Почему новая власть руководствовалась принципом «брать и выпускать»?
V. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Представьте, что Вы захватили власть в Гурзуфе. Какие бы декреты издали в первую очередь?
Вставьте возможные темы разговоров пролетариев между собой: «Можно было поместить пролетариев во дворцы, кормить четырежды в день и купать в ваннах с розовыми лепестками, – и все равно темой их бесед оставалось бы . и собственные телесные недомогания»
Предложите свой «революционный» проект в духе Ятя: упразднить ритуал приветствия; придумать упрощенный вариант половой потребности, отменить размножение…
Ваша фамилия Чернодурко и Вы хотите взять власть в свои руки. С чего начнете?
VI. СТРАШНЫЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ и СБЫВШИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА
Сбылось ли «пророчество» и «предвидение» Луазона, если главной задачей власти, по Луазону, было возбудить в массах желание крутых мер и тоску по сильному правителю; правитель этот будет тем сильней, чем безоглядней окажется разрушение. Триумфальное возвращение монархии без Романовых – вот была конечная цель русской революции; большевики, придя к власти, отменили все прежние законы (включая законы природы, регулировавшие брак, старение и смену времен года) лишь затем, чтобы тут же насадить такую систему ограничений, по сравнению с которой прежние казались образцом милосердия.
Что на это указывает?
В чем заключается практическая польза занятий физическим трудом Трифонова?
VII. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Как уложение о печати регулировало вопрос о псевдонимах журналистов?
Какие механизмы имела пресса для разрешения на страницах прессы радикальной полемики?
Какие книги составляют «библиографию» Борисоглебского?
О каком «диктаторе» говорится в следующей фразе: «…Народ, вчера еще боготворивший вождя, сегодня предал всех, изменчивый, как фортуна. Продиктовать последние строки – уже не для этих свиней, но для истории»?
Почему все визы на выезд «в Петрограде девятнадцатого года выдавались централизованно»? Чего опасалась новая власть?
Какие документы, собранные перед отъездом за границу, заставляют Ятя почувствовать себя «лишним человеком» в России?
VIII. ОБРАЗЫ ИСТОРИКОВ и СИМВОЛЫ ИСТОРИИ
Какой персонаж в романе является историком? Чем занимается этот человек? Как его деятельность оценивает Клингенмайер?
Какие символы власти намеренно акцентируются в романе?
Что, по историческому преданию, воплощал образ петуха: «Ять – как всегда, несвоевременно, – вспомнил, что в Риме отцеубийц сбрасывали в Тибр, завязав в мешок с петухом, змеей и крысой. Крыса олицетворяла жадность, змея – коварство… Он не помнил только, что олицетворял петух»?
Объясните суть слов Клингенмейера. Чего не понял Ять в речи владельца раритетов:
– Я одобряю всякий решительный поступок, кроме убийства – которое тоже, вы знаете, в исключительных случаях может быть понято… Я думаю, что для вас это [отъезд за границу] самое лучшее – ведь вы далеко не все сделали, что могли. А здесь теперь работа есть только для меня.
IX. СОЛО ДЛЯ АЛЬМЕКСКОЙ ФЛЕЙТЫ
Альмеки – это реальность или авторский вымысел?
Каковы причины упадка альмекской цивилизации?
Символом чего является альмекская флейта? С каким библейским сюжетом обнаруживаются пересечения?
X. О ГОСУДАРСТВЕ И ОРФОГРАФИИ
Можно ли считать орфографию символом государства?
Как называются мероприятия государства, направленные на сохранение и упрочение позиций языка?
Почему вопрос о русской орфографии всегда такой актуальный? (например, если Вы помните, это был главный вопрос повестки дня при захвате власти в Гурзуфе татарами).
Явилась ли анархия () для орфографии «матерью порядка»?
Какие госзаказы выполняют обитатели Прилукинской дачи и Елагинской коммуны? Как эти «дела» можно оценить в масштабах революции, используя современную терминологию?
Какие общие черты, в интерпретации автора, есть у орфографии и управления обществом?
Что в настоящее время находится в Елагинском дворце?
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Орфография
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
(опера в трех действиях)
«И началась опера в трех действиях»
Предисловие к первому изданию
Принадлежность «Орфографии» к жанру оперы предполагает ряд особенностей: вставные номера, дивертисменты, длинные арии, театральные совпадения, условности и пр. Классические оперы давно изданы на компакт-дисках в облегченном виде – увертюра, пять-шесть лучших арий, кульминация, финал. К сожалению, у автора нет возможности издать свою прозаическую оперу в двух вариантах, – к тому же ему видится в этом априорное неуважение к читателю. Поэтому, стараясь сделать сочинение удобным для широкой аудитории, он выделил курсивом места, которые можно пропускать без большого ущерба для фабулы, а полужирным шрифтом – те, которые сам он относит к «хитовым».
На естественный вопрос, почему бы всю оперу не сделать хитовой, а заодно не убрать заранее фрагменты, выделенные курсивом, – автор вправе отметить, что, во-первых, ни одна опера не может состоять из концертных номеров, а во-вторых, без курсивных отрывков сочинение лишилось бы смысла. Даже тот, кто почувствует скуку при первом знакомстве с ними, впоследствии сможет вернуться к этим главам и перечесть их в свободное время, уже зная, чем все закончилось. Для читателя, которому интересна описываемая эпоха, «Орфография» не представляет никаких затруднений, а потому он попросту проигнорирует игры со шрифтами, прочитав книгу от начала и до конца, как она написана. Нелепо было бы сочинять роман о самом избыточном и условном в человеческой жизни, освобождая этот роман от всего избыточного и условного – в котором автор и протагонист только и видят Божественное присутствие.
Москва, май 2002 года
Реформа русской орфографии 1917-1918 годов проходила в три этапа. Наметилась она почти сразу после петровской (1709) переделки алфавита и вызывалась соображениями, какими с начала времен руководствуются все упростители. Прежде всего из алфавита следовало изъять буквы, у которых не осталось звукового аналога: после того как Петр бестрепетно выкинул из азбуки омегу и пси (введя «я» и «э»), на очереди двести лет стояли ер и ять.
Ять до четырнадцатого века (когда в летописях стали встречаться первые ошибки по его употреблению) обозначал нечто среднее между «е» и «и», но фонетической роли давно лишился. Без ера в своих писаниях уже в начале XIX века обходились многие вольнодумцы. Перечисляя в «Бесах» темы русского спора при начале очередной оттепели, Достоевский упоминает«уничтожение цензуры и буквы ъ, заменение русских букв латинскими, вчерашнюю ссылку такого-то, какой-то скандал в Пассаже, полезность раздробления России по народностям с вольною федеративною связью, уничтожение армии и флота, восстановление Польши по Днепр, крестьянскую реформу, уничтожение наследства, семейства, детей и священников, права женщины…».
Легко видеть, что из этого перечня со временем осуществилось почти все, кроме уничтожения детей, хотя и в этом направлении предпринимались определенные усилия. Алданов в «Истоках», опираясь на цитированный фрагмент, заставляет Достоевского предсказывать, что отменят букву ять – и все пойдет к черту. Ситуация осложнялась отсутствием смысловых правил к употреблению ятя.
Подготовительный этап реформы начался в 1899 году, когда собралась Первая орфографическая комиссия при Московском университете. Вторая комиссия функционировала в 1901 году, тоже при университете, но уже Казанском; почти одновременно с ней возникла третья, при Новороссийском. Предложения комиссий широко обсуждались учеными и учителями (главным аргументом в пользу реформы правописания была именно трудность и кажущаяся бессмысленность усвоения русской орфографии, ее недоступность простонародью, низкая успеваемость гимназистов). В 1904 году подкомиссией Академии наук под председательством Ф.Фортунатова было разработано «Предварительное сообщение» о готовящейся реформе.
Академию наук тогда возглавлял либеральный великий князь Константин Романов, более известный как слабый поэт и драматург K.P. Он лично стал во главе комиссии по реформе правописания, которую собрал впервые в достопамятный день 12 апреля (ст.ст.). На следующий день собралась подкомиссия, сформированная для разработки конкретных предложений по реформе. Ее центром были А.Шахматов и Ф.Фортунатов – крупнейшие специалисты по истории русского языка. Как всякие историки, они обращали внимание прежде всего на тенденцию: письменная речь во всем мире год от года теснее смыкается с устной, лишние буквы и тяжеловесные обороты отпадают, а торжествует здоровая простота.
Предложения были радикальны. Первое: никакого ятя. Второе: долой ер, причем не только после согласной в – конце слова, но и после приставки, где вполне можно обходиться мягким знаком («въехал», «съел»). Третье: в словах типа «рожь», «мышь», «точь-в-точь» – а равно и в инфинитивах «лечь», «мочь», «влечь» – мягкий знак давно не нужен: «ч» и «щ» и так всегда мягкие, а что мышь женского рода – знает, слава Богу, вся мыслящая Россия. Безударные окончания прилагательных в родительном падеже единственного числа («-аго», «-яго») должны приблизиться к ударным: рослОго, лишнЕго. Унифицируются окончания прилагательных во множественном числе (прежде, согласно правилам, в женском роде писалось «-ия», «-ыя»: веселыя ежихи, но веселые ежи). Наконец, приставка «без» перед глухой согласной должна писаться как слышится («бесполезный», «беспомощный»). И, конечно, везде, где после шипящих под ударением слышится «о», следует так и писать: шопот жолтого чорта.
Авторы реформы были поражены силой сопротивления, с которым столкнулась подкомиссия после публикации своих предложений; заметим, что в нее входили авторитетнейшие люди – в частности, Бодуэн де Куртенэ и несколько представителей духовенства. Первым резко высказался Александр Суворин, издатель и редактор «Нового времени». Следом некий Тиляров-Платонов оперативно написал целую брошюру, в которой перегнул палку уже в другую сторону: он так испугался новшеств, что предложил восстановить оба юса – большой и малый, – исчезнувшие еще в XV веке. Свое предложение он мотивировал тем, что юсы делают русский язык более усвояемым для поляков и белорусов. Поляков и белорусов никто не спросил. Громче всех против реформы возражал обер-прокурор Синода Победоносцев. Неожиданно подключился враг условностей Толстой: десятки русских газет перепечатали интервью, в котором он неубедительно, но горячо излагал аргументы против нового правописания. Главный заключался в том, что он привык читать быстро, ухватывая взглядом все слово, а тут меняется этого слова портрет, его знак. Он сам понимал, что аргумент слабый: привыкнуть недолго. Во время беседы с корреспондентом подошел его сын Сергей, добавивший собственные, тоже не слишком рациональные соображения, – Толстой обрадованно поддержал: «Да, прекрасно!» Комиссия, смущенная размахом противодействия, отступила. Ей