Electro coating на автобусе что
«Рабочая лошадка»: как показал себя китайский автобус Higer за два года эксплуатации в России
Автобус Higer KLQ6128LQ накатал уже 132 тысячи км. В компании-перевозчике считают, что для междугороднего сообщения модель большого туристического автобуса подходит как нельзя лучше.
За «спиной» 55‑местного «Хайгера» уже две зимы, два лета и одна пандемия. Если бы не она, пробег у машины был бы тысяч на 150 больше — машина вынужденно простояла весной в гараже в связи с антиковидными распоряжениями Роспотребнадзора. Впрочем, даже в те дни автобус изредка был задействован — вывозил из аэропорта Казани туристов, застрявших за границей в разгар эпидемии COVID-19. Ее последствия до сих пор зримо ощущаются: при входе в салон висит напоминание об обязательном ношении масок, график дезинфекции, пассажирские места продают с учетом шахматной рассадки. Кресла по сей день выглядят опрятно, возможно, оттого, что обтянуты штатными чехлами.
Белоснежный 13‑метровый красавец исправ-но занят привычным делом, соединяя между собой два значимых города Татарстана: Казань и Набережные Челны. Расход топлива не изменился, он по-прежнему составляет 26 л/100 км. На одометре автобуса 132 330 км. Машина по-прежнему «обута» в родные Triangle TRS02 размерностью 295/80R22,5. По оценке главного механика компании-эксплуатанта Марата Тимерзянова, остаточный протектор шин позволит машине доехать на них до следующей зимы. Исходя из опыта эксплуатации аналогичных автобусов этой модели, он уверен, что штатные колеса спокойно пройдут 230–250 тысяч км. Механики предприятия припомнили, что отечественная резина аналогичного типоразмера ходит гораздо меньше. Шины от именитых брендов очень дороги, следующий комплект тоже будет от Triangle. Говоря о шинах, упомяну о тормозных механизмах колес — до сих пор у нашего подопечного передние и задние тормозные накладки заводские. По оценке перевозчика, первыми заменят тормозные накладки задней оси. Эта процедура запланирована на следующее ТО, на 150 тысячах км пробега. Машина работает на межгороде, так что ничего сверхъестественного в таких показателях нет.
Эти шины спокойно пройдут 230–250 тыс. км.
Прошедшая зима на лакокрасочном слое машины никак не отразилась, хотя нельзя сказать, что погода и химреагенты не попробовали автобус «на зубок»: к шестому ТО при пробеге в 110 тысяч км сломались крепления защиты моторного отсека. Она алюминиевая, крепится к стальной раме машины болтами. Снег, лед и химия потихоньку доконали места соединения защиты с рамой. Восстановить ее не составило труда. Еще из «стихийных» неполадок — замена зеркального полотна с нитями электрообогрева. Хотя вышло из строя одно, водительское, заменили оба.
Еще из «стихийных» неполадок — замена зеркального полотна.
Если продолжать тему безопасности, упомяну замену ветрового стекла. Штатное, с обогревом, «поймало» камень. Новое стоит в районе 150 тысяч рублей. Механики говорят, что заменят его неоригинальным, производства «Эй Джи Си Борский стекольный завод». По оценке сервисменов, такое стоит от 45 000 рублей. Еще из мелочей: люк спального места второго члена экипажа автобуса неплотно прилегает к борту, отчего в сильные морозы намерзает шуба из снега. На следующем ТО будут регулировать замок, тогда же и разберутся с люком первой секции багажного отсека. Она самая рабочая, находится слева от входной двери автобуса. Возможно, поэтому там вышел из строя один из ее газовых амортизаторов. Других нареканий к машине нет.
Ветровое стекло с обогревом «поймало» камень. Новое стоит в районе 150 тыс. рублей.
Марат Тимерзянов,
Главный механик ООО «Автовокзал ‘‘Восточный’’»
Могу сказать, что это очень неприхотливый автомобиль, настоящая рабочая лошадка. Если не брать в расчет историю с заменой ветрового стекла, техника работает четко от ТО до ТО. К слову, стандартное техобслуживание, если считать расходники, не превышает по стоимости 14–15 тыс. рублей. Вот недавно, под конец зимних холодов, забарахлил электромагнитный клапан системы отопления автобуса. Его стоимость составила 9125 рублей. Пожалуй, за последнее время это самый большой счет, что оплатила наша бухгалтерия. Кстати, автобус мы хотим в ближайшее время отправить на регулярные рейсы в Москву. Будет желание, приходите через месяц на автовокзал «Центральный», что на Щелковском шоссе. Увидите нашего трудягу Higer, что называется, лично.
Марат Галямин,
Руководитель отдела закупок Higer в «Русбизнесавто»
Автобусы Higer пользуются большим спросом на всей территории России. В 2020 году мы поставили машины как в самые южные республики, так и на Сахалин. По итогам прошлого года доля Higer в продажах дизельных автобусов китайского производства в категории М3, туристический класс, в России составила 32 %. Это на 6 % больше, чем годом ранее. Подчеркну, что неплохие темпы продаж обеспечивает не только надежная сервисная поддержка от нас как импортера, но и качество самого продукта. Автобусы Higer постоянно совершенствуются и, что называется, продают себя сами. В качестве примера назову новую модель туристического автобуса Higer KLQ6128LQ. В нем учтено много пожеланий компаний-эксплуатантов, начиная от удобного расположения запасного колеса в передней части автобуса и заканчивая новым комфортным салоном.
Газель Next Electro и другие российские электробусы: посмотрел как они устроены
В рамках «Российской недели общественного транспорта», объединившей ряд специализированных выставок и конференций, были организованы технические визиты на московские предприятия, эксплуатирующие современную пассажирскую технику — электробусы.
Оценить эти транспортные средства может любой желающий. Большие электробусы двух моделей (КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274) уже работают на 45 столичных маршрутах. Микроавтобусы с электродвигателями (интересно, термин «микроэлектробусы» приживётся?) перевозят посетителей ВДНХ. Технические визиты позволили пообщаться со специалистами, принимавшими непосредственное участие в процессе внедрения новой техники и ответственными за её бесперебойную эксплуатацию.
Начнём с представителей особо малого класса транспортных средств. Четыре 12-местных (берём в расчёт только мягкие пассажирские сиденья) электробуса Next Electro 7720 курсируют по кольцевому маршруту ВДНХ с лета 2020 года. Маршрут работает с 9 до 22 часов, интервал движения — 15–20 минут, по дороге 25 остановок — полноценный режим общественного транспорта, даром что проезд бесплатный.
Электробусы Next Electro 7720 для ВДНХ получили оригинальный внешний вид.
Машины разработаны специалистами компании «СпецАвтоИнжиниринг» на основе цельнометаллического фургона «Газель Next», но имеют ряд существенных отличий от прародителя. Главный — силовая установка. Вместо двигателя с коробкой передач в электробусах установлен электромотор Siemens мощностью 98 кВт и силовой инвертор-преобразователь. Благодаря компактным размерам и отсутствию необходимости в регулярном обслуживании элементы тягового привода смонтированы под кузовом — между лонжеронами рамы. Там же размещены и аккумуляторные батареи. Электромобили Next Electro могут комплектоваться тремя различными наборами литиевых аккумуляторов — ёмкостью 24, 48 и 72 кВт ч. Эти наборы при полной зарядке могут обеспечить запас хода 60, 140 и 200 км соответственно. На машинах для ВДНХ установлены батареи общей емкостью 48 кВт ч. Запаса хода в 140 км хватает на рабочий день, подзарядка производится по ночам. Бортовое зарядное устройство мощностью 22 кВт позволяет произвести как быструю зарядку (менее чем за 3 часа, от зарядных станций стандарта IEC 62196-2), так и более медленную от бытовой сети напряжением 220 В.
Все элементы электропривода обеспечены устройствами для поддержания комфортной рабочей температуры. Двигатель с силовым преобразователем имеют систему жидкостного охлаждения, герметичные аккумуляторные контейнеры — систему контроля тяговых батарей (BMS), которая, помимо температурного режима (при необходимости включается подогрев аккумуляторов), также отслеживает напряжение и силу тока на каждой ячейке и осуществляет их балансировку. Автономный отопитель Webasto помогает оперативно восстановить микроклимат в пассажирском салоне и рабочую температуру аккумуляторов при минусовых значениях за бортом.
Панель управления Next Electro 7720: бортовой компьютер отображает уровень заряда (в нашем случае 68%) и запас хода (96 км).
По требованию заказчика электробусы прошли брендирование. Логотипы ВДНХ появились на лицевых панелях машин, рулях и пассажирских сиденьях. Изменились форма бампера и наружное остекление кузова. Финальным штрихом, обеспечивающим оригинальный внешний вид, стали цветные аппликации. Для удобства пассажиров машины снабдили салонными кондиционерами, автоматическими дверьми и электрическими выдвижными подножками, упрощающими посадку и высадку на остановках.
Пассажирский салон «электрогазели» позволяет с комфортом разместиться 10 пассажирам. Ещё двое могут сесть рядом с водителем
Как можно понять из сказанного выше, электробусы на ВДНХ работают уже год. Полёт — нормальный: новинкой довольны как пассажиры, так и те, кто эксплуатирует технику. ВДНХ имеет собственный гараж, где машины и обслуживаются — сторонних автоперевозчиков для работы с таким небольшим автопарком привлекать не стали. Простые неполадки устраняются сотрудниками гаража, в более сложных ситуациях привлекаются специалисты компании-разработчика. Условия работы техники — более чем тепличные. О времени работы маршрута было упомянуто в начале материала. Ограничение скорости в 20 км/ч (ВДНХ является территорией для пеших прогулок) и ухоженные асфальтовые дороги не позволяют электробусам работать на износ. Тем не менее, де-факто ВДНХ выступает испытательным полигоном для новой техники — наравне со «Сколково» и сочинским образовательным центром «Сириус», где трудится ещё по одной электрической «Газели». Кстати, у компании «СпецАвтоИнжиниринг» есть ещё грузовая и комбинированная (грузопассажирская) версии электромобилей Next Electro, но это, как говорится, уже совсем другая история.
Электробусы большой вместимости, эксплуатируемые столичным «Мосгортрансом», уже нельзя отнести к опытным образцам. За 3 года на двух сборочных площадках (Нефтекамский автозавод, входящий в группу компаний КАМАЗ, и Ликинский автобусный завод, принадлежащий холдингу «Группа ГАЗ») выпущено 600 машин, которые (повторимся) работают на 45 московских маршрутах, в том числе, 1 ночном. А начиналось всё с площадки, на которой раньше размещался 6-й троллейбусный парк. Сейчас она является одним из подразделений филиала Северо-Восточный ГУП «Мосгортранс». И именно она стала объектом второго технического визита, посвящённого развитию электробусного транспорта в Москве.
На площадке непривычно пусто и чисто. Это внешние признаки нового подхода к эксплуатации техники: электробусы приобретаются у производителей по контрактам жизненного цикла. Эти контракты обеспечивают не только поставку, но и техническое обслуживание техники в течение 15 лет. «Мосгортранс» же оплачивает, помимо собственно стоимости подвижного состава, его пробег на линии — в рамках сервисного контракта. Учитывается также коэффициент технической готовности машин — он должен быть не ниже 0,9. Забегая вперёд, скажем, что данная цифра в реальности не выходит за рамки лимита.
Электробусы КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 на зарядке в парке.
Итак, площадка для отстоя пуста — все электробусы либо на линии, либо в цехах, на техническом обслуживании. Несколько машин стоит на подзарядке. В парке установлены 5 зарядных станций, ещё одна в процессе монтажа. Кстати, зарядные станции поставляются по тем же контрактам, что и подвижной состав, и к ним также предъявляются жёсткие требования по надёжности. Достаточно сказать, что требуемый коэффициент технической готовности зарядных станций — 0,97.
Обслуживание техники осуществляется специалистами компаний-производителей. Часть сотрудников была набрана из профессионалов «Мосгортранса», часть пришла, имея за плечами опыт работы на соответствующих заводах. Технический визит пришёлся на конец рабочего дня, поэтому собственно процесс ТО мы уже не застали, однако, по состоянию цехов и техники видно, что не обошлось без наведения порядка и оптимизации процессов на всех уровнях — отличия от типового российского ПАТП или депо довольно разительные.
Панель управления КАМАЗ-6282 удобна и эргономична. Управление некоторыми функциями выведено на кнопки, расположенные на руле.
Обратим внимание на технику. Для столичных электробусов формировалось единое техническое задание, под которое подстраивались производители. Этим объясняется то, что две разные модели — КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 — похожи друг на друга, как братья-близнецы. Это 12-метровые полностью низкопольные транспортные средства в унифицированных кузовах (аналогичные применяются для сборки автобусов и троллейбусов, а также сочленённых машин). В качестве привода машин выступает электропортальный мост ZF AVE 130 с двумя асинхронными двигателями мощностью 125 кВт.
В салоне электробуса КАМАЗ-6282 для удобства пассажиров установлены информационные экраны, USB-зарядки, терминалы для оплаты проезда. Обязательный элемент для создания микроклимата — салонный кондиционер.
На крышах электробусов установлен комплект литий-титанатных батарей энергоёмкостью 77–80 кВт ч. Такой достаточно скромный набор позволяет обеспечить запас хода пределах 50–60 км. Зарядка батарей осуществляется на конечных остановках и в парках. Для подключения к зарядной станции применяются оригинальные токоприёмники. Доступная мощность при ультрабыстрой зарядке — 300 кВт при силе тока 500 А и напряжении 600 В. На восстановление заряда с 0 до 100% уходит до 24 минут. В условиях реальной эксплуатации, когда батареи не разряжаются до критических значений, водители электробусов тратят на подзарядку в среднем 6–10 минут. В машинах первых партий также монтировалась система быстрой (ночной) зарядки от трёхфазной сети переменного тока (380 В), позже от неё отказались.
Электробус ЛиАЗ-6274 на ТО-2 в парке.
Применение системы ультрабыстрой зарядки изначально было довольно рискованным шагом. По словам кураторов проекта, этот шаг себя оправдал. Рассматривалась также возможности применения ночной зарядки, но её недостатки перевесили достоинства. К минусам быстрой ночной зарядки можно отнести весовые ограничения (большой набор аккумуляторов не позволил бы принять на борт достаточное количество пассажиров), компоновочные проблемы (дополнительные батареи бы «съели» часть пространства в пассажирском салоне), сложности с обеспечением выпуска в вечерние и ночные часы (заряда машин не хватало бы на полноценный день работы), а также возможную перегрузку городской энергосистемы в ночное время.
При этом организаторы не скрывают проблем, связанных с ультрабыстрой зарядкой. Частые циклы заряда — разряда негативно сказываются на состоянии аккумуляторов. По сути, батареи становятся расходным материалом. Сервисным контрактом предусмотрена замена ячеек при деградации более чем на 10%. Пока таких случаев не было, но в рамках контракта жизненного цикла запланирована покупка новых комплектов батарей через 7,5 лет после начала эксплуатации электробусов или по истечении 450 тыс. км пробега. Фактически получается, что за 15 лет работы на машинах должен будет смениться как минимум один комплект аккумуляторов.
Электробусы работают на 45 московских маршрутах, которые раньше
обслуживались троллейбусами и автобусами.
Электробусы по документам проходят как автобусы с электрическим двигателем. Для управления новой техникой достаточно иметь в правах категорию D и допуск по электробезопасности. За рулём электробусов можно встретить бывших водителей автобусов и троллейбусов. Последним приходится сдавать экзамены на новую категорию. В «Мосгортрансе» процесс обучения максимально автоматизирован — применяются, в том числе, специализированные тренажёры.
На всех электробусах размещена наглядная агитация, объясняющая
достоинства этого вида транспорта.
Планы на будущее у московских транспортников внушительные. Уже к концу 2021 года число электробусов должно быть доведено до 1000 шт., они будут работать на 75 столичных маршрутах, в обслуживании новой техники будут задействованы 8 площадок «Мосгортранса» (пока — только 4). Далее — по нарастающей. В 2022 году Москва планирует приобрести 420 электробусов, в 2023 году — ещё 825. В ближайшее время начнутся испытания сочленённой 18-метровой версии электрического автобуса — таковую уже выпустил КАМАЗ. Поставки дизельных и газовых автобусов будут сведены к минимуму, необходимому для обеспечения мобилизационного резерва города.
Для реализации столь амбициозной задачи понадобится ещё одна производственная площадка. Ею уже стал Сокольнический вагоноремонтный завод, входящий в структуру «Мосгортранса». На СВАРЗе организована досборка электробусов КАМАЗ. Уровень локализации пока невысок, но его планируется довести до 40%. Первые готовые экземпляры КАМАЗ-6282 покинули ворота сборочного цеха в мае 2021 года.
Нельзя не отметить тот факт, что электробусы, являясь высокотехнологичным и малосерийным продуктом, крайне дороги в производстве. Серьёзно увеличивает ценник контракт жизненного цикла (хотя вместе с ним идёт и экономия на эксплуатационных расходах транспортной компании). Поэтому столь масштабный эксперимент с новым видом пассажирского транспорта пока может себе позволить только российская столица. Даже у Санкт-Петербурга подвижки в этом плане гораздо более скромные: в Северной столице работают всего 10 электробусов с системой быстрой (ночной) подзарядки. Но, как говорится, лиха беда начало. Автобусы на аккумуляторах уже давно завоевали Китай, сейчас «электробусный бум» происходит в Европе. Транспортное будущее уже наступает, пусть и не столь активно — и не совсем так, как об этом грезили писатели-фантасты.
electrocoating
1 electrocoating
нанесение первичного лакокрасочного покрытия электрофорезом
—
[Я.Н.Лугинский, М.С.Фези-Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999]
Тематики
электропокрытие
—
[Я.Н.Лугинский, М.С.Фези-Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.]
Тематики
2 electrocoating
3 electrocoating
4 electrocoating
5 electrocoating
6 electrocoating
7 electrocoating
8 electrocoating
9 electrocoating
10 electrocoating
11 electrocoating
12 electrocoating
13 electrocoating
14 electrocoating
15 нанесение покрытия электроосаждением
16 электроокраска
17 электростатическая окраска
18 нанесение покрытия электроосаждением
См. также в других словарях:
electrocoating — noun The electrophoretic deposition of material that acts as an electrode … Wiktionary
electrocoating — electrophoretic painting … Dictionary of automotive terms
electrocoating — … Useful english dictionary
Electrophoretic deposition — (EPD), is a term for a broad range of industrial processes which includes electrocoating, cathodic electrodeposition, and electrophoretic coating, or electrophoretic painting. A characteristic feature of this process is that colloidal particles… … Wikipedia
нанесение первичного лакокрасочного покрытия электрофорезом — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN electrocoatingelectrocoating … Справочник технического переводчика
Charles H. Bradley, Jr. — Charles Harvey Bradley (April 20, 1899, Dubuque, Iowa September 1, 1972, Indianapolis, Indiana) was the fourth and youngest child of Charles H. Bradley, Sr of Dubuque, a founder of Bradley Brothers Cigars which made the famous Baroness and… … Wikipedia
Embega — Embega, S. Coop. was founded in 1971 by a group of workers from the former household appliance company Agni (today BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH), on the banks of Ega river, in Estella (Navarra, Spain).Since the beginning, Embega was… … Wikipedia
anion — Synonyms and related words: acid, acidity, agent, alkali, alkalinity, alloisomer, antacid, atom, base, biochemical, cation, chemical, chemical element, chromoisomer, compound, copolymer, dimer, electrocoating, electroetching, electrogalvanization … Moby Thesaurus
cation — Synonyms and related words: acid, acidity, agent, alkali, alkalinity, alloisomer, anion, antacid, atom, base, biochemical, chemical, chemical element, chromoisomer, compound, copolymer, dimer, electrocoating, electroetching, electrogalvanization … Moby Thesaurus
electrolysis — Synonyms and related words: acetification, acidification, acidulation, alkalization, anion, bloodless surgery, carbonation, catalysis, cation, cauterization, cautery, chemicalization, electrocautery, electrocoating, electroetching,… … Moby Thesaurus
electroplating — Synonyms and related words: anion, anodized aluminum, cation, chromium plate, copperplate, electrocoating, electroetching, electrogalvanization, electrogilding, electrograving, electrolysis, electrolyte, galvanization, gold plate, ion, ionization … Moby Thesaurus
Электробусы в Москве: 60 миллионов, электрическая печка и водород
Согласно планам по переводу общественного транспорта на электротягу, столица продолжает пополнять и без того уже немаленький парк электробусов. Сейчас в Москве их больше 600 — и ходят они по 44 маршрутам. Но еще в конце прошлого года на сайте госзакупок появилась информация о новой поставке — и совсем скоро по ней должен определиться поставщик.
У зарядных станций на конечных скапливаются очереди из электробусов
В данном случае речь идет об одиночных электробусах — аналогичных тем, что уже ездят по Москве. Контракт рассчитан на поставку 350 единиц, а его сумма — будто номер телефона: 21 067 940 227 рублей и 30 копеек.
Из этого следует, что за один электробус попросят уже больше 60 миллионов рублей! Впрочем, в эту сумму включен контракт жизненного цикла аж на 15 лет, при котором поставщик реагирует на каждый чих электробуса, но сумма все равно катастрофически велика.
Но и на этом столичные власти останавливаться не собираются — мы уже рассказывали, что в конце нынешнего года на загруженных московских маршрутах начнут появляться первые сочлененные электробусы. Свое видение данного проекта уже представил КАМАЗ — первый прототип 18-метровой электрогармошки скоро начнет испытания в реальных условиях.
Длинный электробус КАМАЗ будет лишен дизельной печки Webasto — его салон будет обогреваться электричеством
При этом совсем недавно стало известно, что на этой машине будет испытываться система полного электрического обогрева салона. Вероятно, на будущих электробусах нынешние печки Webasto, которые сейчас включаются при забортных температурах ниже нуля, должны уйти в прошлое. А ведь даже с ними на эксплуатации электробусов в прошлом году Мосгортранс сэкономил 9,8 миллиона литров топлива на 413 млн рублей. Впрочем, на фоне стоимости самих транспортных средств огромной эта сумма не воспринимается.
Мало? Есть у московских перевозчиков и идеи на более отдаленную перспективу. Так, на прошедшей не так давно пресс-конференции, посвященной грядущей выставке Комтранс, представитель департамента транспорта говорил о планах по дополнению электропривода в общественном транспорте водородными установками с топливными элементами.
Предполагается, что подобное решение позволит продлить срок службы батарей, а также увеличить радиус действия электробусов. А заправляться водородом они будут в парках — для этого их планируется оснастить соответствующим оборудованием… Далекое будущее?
Как бы не так! Первые прототипы водоробусов для Москвы должны появиться уже через пару лет. Вот только страшно даже предположить, сколько они будут стоить.