Елим ай что это на русском
Елим ай что это на русском
С вершины Каратауских гор идет откочевывающий, аул;
При кочевке идет одинокий, потерявший мать, верблюжонок,
Как тягостна потеря близких родных,
С черных глаз капают чистые слезы.
Что это за година? Тяжелые времена
Вернулась бы прежняя жизнь.
Отец сына, мать потеряла дочь,
Ручьями ткут слезы от горя.
Что эта за година? Тяжелые времена.
Улетела птица-счастья от Алаша, казахский народ,
При бегстве пеших поднимается облако
Пыли сильнее январской снежной метели.
Прощай Каратау, родина дедов,
Прекрасна степь, когда есть аулы, пасется скот,
Богатый, славный, счастливый алаш, казахский народ,
Станешь теперь в рабстве у врагов
Прощай, Каратау, родной край,
Осиротеет земля, если аулы уходят.
Сыновья и дочери, воспитанные как дети ханов
Где теперь счастья себе найдут.
(подстрочный перевод К.Омарова)
Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С.Муканова
Информационно-библиографический отдел
Кожаберген жырау (1663-1763) и его эпоха
Кожаберген жырау прожил до 100 лет. Умер в 1763 году и похоронен, в местности Гультобе.
В декабре 2000 года в Петропавловске находилась группа ученых, возглавляемых президентом национальной Академии Наук РК Нагимой Айтхожиной. Ученые приняли участие в мероприятиях, посвященных видному историческому деятелю, поэту Кожабергену Жырау.
Исследователи его творчества, в частности, молодой ученый Мадина Дастанова восстановила по рукописям несколько его произведений, вошедших в недавно изданный в Петропавловске сборник произведений поэта. Заметное место в творчестве Кожаберген жырау занимает эпическая поэма «Елим-ай», созданные в годы битвы против жунгаров и ставшая национальным гимном прошедшей эпохи.
Кульминационным моментом культурно-просветительских мероприятий, посвященных Кожаберген жырау явилась, двухдневная республиканская научно-теоретическая конференция, завершившаяся 22 декабря в Северо-Казахстанском университете.
Вторая жизнь эпоса «Елім-ай»
«Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сложных этапах и судьбоносных решениях, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели». Эти слова Президента Нурсултана Назарбаева стали практическим руководством к действию для авторов проекта – международного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау». Как отмечает в своем вступительном слове к изданию председатель благотворительного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау», профессор Бекет Тургараев, инициированная Нурсултаном Назарбаевым программа «Мәдени мұра» («Культурное наследие») позволила вернуть из забвения имена и труды многих исторических персон, в том числе и наследие великого полководца и автора знаменитого памятника литературы «Елім-ай» Кожабергена Толыбайулы.
Секрет своеобразия и ценности новой книги кроется в необычном подходе к форме подачи известного в народе дастана. Прежде чем ознакомиться с нетленным творением Кожаберген-жырау «Елим-ай», каждому читателю дается возможность взглянуть на него сквозь призму исследований и анализа произведения глазами наших ученых-современников. Наследие великого предка буквально по строчкам изучено многими исследователями монументального памятника литературы. Так, например, ученый-историк, академик Манаш Козыбаев в начале нынешнего века говорил, что «автор «Елим-ай» по значимости своей роли в истории стоит наравне с самыми известными деятелями ХVIII века. И если Шокан (Чокан Валиханов. – Авт.) говорил о «веке киргизского рыцарства», то наверняка он имел в виду эпоху Кожаберген-жырау». А известный исследователь, академик Салык Зиманов в 2010 году писал: «Кожаберген-жырау – это цельная и величественная по масштабности натура в истории казахской земли. Он – один из ярчайших личностей, стоявших у истоков борьбы казахского народа за свою свободу и независимость. Он – символ национального мужества». В книге также можно ознакомиться с трудами о Кожаберген-жырау и его творчестве таких известных ученых, как академик Серик Кирабаев, Мекемтас Мырзахметов и Амангельды Айталы.
С вершины Каратауских гор идет откочевывающий аул;
При кочевке идет одинокий, потерявший мать, верблюжонок,
Как тягостна потеря близких родных,
С черных глаз капают чистые слезы.
Что это за година? Тяжелые времена.
Вернулась бы прежняя жизнь.
Отец – сына, мать – потеряла дочь,
Ручьями текут слезы от горя…
(подстрочный перевод К. Омарова)
Эти трагические строки великой горестной песни-плача «Елим-ай» и сегодня будоражат умы многочисленных исследователей творчества Кожаберген-жырау и тех, кто считает, что творения ярких личностей прошлого позволяют отражать суть народа, его судьбу и историческую роль, а значит, с уважением и трепетом относиться ко всему, что сегодня составляет литературную сокровищницу страны.
Вторая жизнь эпоса «Елім-ай»
«Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сложных этапах и судьбоносных решениях, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели». Эти слова Президента Нурсултана Назарбаева стали практическим руководством к действию для авторов проекта – международного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау». Как отмечает в своем вступительном слове к изданию председатель благотворительного фонда «Жеті жарғы және Қожаберген жырау», профессор Бекет Тургараев, инициированная Нурсултаном Назарбаевым программа «Мәдени мұра» («Культурное наследие») позволила вернуть из забвения имена и труды многих исторических персон, в том числе и наследие великого полководца и автора знаменитого памятника литературы «Елім-ай» Кожабергена Толыбайулы.
Секрет своеобразия и ценности новой книги кроется в необычном подходе к форме подачи известного в народе дастана. Прежде чем ознакомиться с нетленным творением Кожаберген-жырау «Елим-ай», каждому читателю дается возможность взглянуть на него сквозь призму исследований и анализа произведения глазами наших ученых-современников. Наследие великого предка буквально по строчкам изучено многими исследователями монументального памятника литературы. Так, например, ученый-историк, академик Манаш Козыбаев в начале нынешнего века говорил, что «автор «Елим-ай» по значимости своей роли в истории стоит наравне с самыми известными деятелями ХVIII века. И если Шокан (Чокан Валиханов. – Авт.) говорил о «веке киргизского рыцарства», то наверняка он имел в виду эпоху Кожаберген-жырау». А известный исследователь, академик Салык Зиманов в 2010 году писал: «Кожаберген-жырау – это цельная и величественная по масштабности натура в истории казахской земли. Он – один из ярчайших личностей, стоявших у истоков борьбы казахского народа за свою свободу и независимость. Он – символ национального мужества». В книге также можно ознакомиться с трудами о Кожаберген-жырау и его творчестве таких известных ученых, как академик Серик Кирабаев, Мекемтас Мырзахметов и Амангельды Айталы.
С вершины Каратауских гор идет откочевывающий аул;
При кочевке идет одинокий, потерявший мать, верблюжонок,
Как тягостна потеря близких родных,
С черных глаз капают чистые слезы.
Что это за година? Тяжелые времена.
Вернулась бы прежняя жизнь.
Отец – сына, мать – потеряла дочь,
Ручьями текут слезы от горя…
(подстрочный перевод К. Омарова)
Эти трагические строки великой горестной песни-плача «Елим-ай» и сегодня будоражат умы многочисленных исследователей творчества Кожаберген-жырау и тех, кто считает, что творения ярких личностей прошлого позволяют отражать суть народа, его судьбу и историческую роль, а значит, с уважением и трепетом относиться ко всему, что сегодня составляет литературную сокровищницу страны.
КСП «Почему «Елим-ай» стала народной песней»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел долгосрочного планирования: Раздел 1 А Отечественная война
Школа: КГУ «Первомайская средняя школа»
Почему «Елим-ай» стала всенародной песней
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)
7.1.1.1 – объяснять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий;
7.2.2.1 – оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников;
7.3.1.2 – анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства;
7.4.1.1 – определять последствия джунгарского нашествия на хозяйство казахов
Все: раскрывать демографические изменения в период джунгарских нашествий; оценивать ценность народного фольклора и исторических источников; характеризовать внутренне положение Казахского ханства; называть последствия джунгарского нашествия на казахов
Большинство: сравнивать источники информации, находить сходства и различия
Некоторые: интерпретировать разные философские и литературные произведения о кочевниках, высказывая собственное мнение.
Доказательство. Причина и следствие.
Анализирует демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий.
Определяет ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников
Характеризует внутреннее политическое положение Казахского ханства.
Называет последствия джунгарского нашествия на хозяйство казахов.
Предметная лексика и терминология:
Кюй, легенда, шежире, эпос, жырау.
Рекомендованные фразы письма/устного ответа:
….исходя из этого, следует ….
По нашим позициям (…..так считаем);
В качестве доказательства….
Например (можем доказать с помощью примера…..
По данному вопросу делаем следующие заключения.
Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, солидарность, прозрачность.
Положение Казахского ханства в конце 17 века
(Каким образом я достигну целей обучения?)
(расписать что и как)
(расписать что и как)
Орг. момент (1 минута)
ПСМ историческое уравнение: год образования Казахского ханства+(годы правления Абулхаира)*3+10+(годы правления Бурундук хана) +3 =?
1465г+(1468-14208)+10+(1511-1474)+3=1635г(образование джунгарского ханства)
Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Какова ваша цель? (2 минуты)
Выходят на тему урока
Ставят цель собственного обучения
Палец вверх = Я все понял
Палец в сторону = понял, но не все
Палец вниз = я не понял
Прослушать песню Елим-ай, которую сочинил народ.
-О каком периоде идет речь?
«Годы великого бедствия» «Актабан шубурунды» «Алкаколь сулама». В страшное время для народов Казахстана, нападения на казахов Хунтайши Цевана Рабдана Кожаберген жырау посвятил «Елим-ай», ставшее самым главным его произведением.
-почему этот период так назван?
Люди спасали бегством и бежали так, что стерли подошвы до белых костей и падали в изнеможении на берегу Алаколя. По словам Абылай хана, «в те годы из 10 человек, мы не досчитались 4» тоесть 40 % населения было истреблено джунгарами.
Изучить учебный материал, составляют постеры
Изучает ресурс, заполняет графический органайзер «Фишбоун»
«Причины и последствия джунгарской агрессии»
Почему «Елим-ай» стала народной песней. ПОПС-формула
Слушают текст песни, обсуждают в парах, отвечают на вопросы.
Изучает ресурс, составляет постер
Изучает ресурс, заполняет схему «Фишбоун» по дискрипторам:1. Определяет причины джунгарской агрессии. 2.определяет последствия джунгарской агрессии. 3.Делает вывод.
Посовещавшись с соседом заполняет ПОПС-формулу, по окончанию работы свой результат презентует каждый учащийся сидящий на первом варианте за последней партой.
Взаимооценивание «Две звезды и пожелание»
2 звезды=2 момента, в которых они преуспели
Пожелание=что-то, что может быть улучшено
Палец вверх = задание выполнено с учетом предложенных дескрипторов
Палец в сторону = допустил ошибку
Палец вниз = запутался
Палец вверх = Я все понял
Палец в сторону = понял, но не все
Палец вниз = я не понял
По результату: учащиеся выполняют одно задание, однако выводы делают разные.
По результату: учащиеся выполняют одно задание, однако выводы делают разные.
По результату: учащиеся выполняют одно задание, однако выводы делают разные.
Подведение итогов урока
Достигли ли вы поставленной цели? Приведите одно доказательство
Какое главное открытие урока вы для себя сделали?
Приводит доказательство достижения цели каждый учащийся на 2 варианте за 1 партой
Размышляет об открытиях урока
Палец вверх = достиг
Палец вниз = не достиг
Рефлексия учителя по проведенному уроку
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-066469
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Текст песни Казахская народная песня — Елiм-ай
Оригинальный текст и слова песни Елiм-ай:
Атамекен жерим ай
озинди сагындым ау
аскар белим ай
шалкар колим дархан елим,елим ай
жерым ай сан жылдар сабылдым ай
аскар белим ай
шалкар колим дархан елим,елим ай
тугырык озекти табылдын ба
талайдан азаптан арылдын ба
елим елим ай
Елим айналайын елим
ансап келем шаршап келемин
Елим аймалайды желин
сендеп келем жондеп келемин
Оралмандар жырактан елине оралындар
мунда ауыл бар
туган бауыр кутип турган кауым бар
еди шуактан сонбейтин нар алындар
туган жеринде
канат шолин алтын тугыр торинде
аскарлы алатау оралым бар
бауырлар отанга оралындар
елим алим ай
Елим айналайын елим
ансап келем шаршап келемин
Елим аймалайды желин
сендеп келем жондеп келемин
Перевод на русский или английский язык текста песни — Елiм-ай исполнителя Казахская народная песня:
Homeland month
Memory miss au
Convulsions moon rock
Schalke Colin Darkhan Go, Go-month
jer?m months and years sab?ld?m months
Convulsions moon rock
Schalke Colin Darkhan Go, Go-month
Do tug?r?k Oral found
Would sea beds
Go Go months
Go Go
Tired of coming Ansari Poirier
Go aymalayd? udder
I am perturbed’ll jondep
Returnees j?raktan stretched oral?ndar
There is a village at the
Aquarius, which is a lot there kau?m
Roisin suaktan sonbeytin Pleading
land of birth
Sholich golden wings tug?r Tori
predecessor Alatau Return
bro Otan oral?ndar
Go scholars month
Go Go
Tired of coming Ansari Poirier
Go aymalayd? udder
I am perturbed’ll jondep
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Елiм-ай, просим сообщить об этом в комментариях.