Елка упала пойдем поднимать что означало

Петровский указ 1699 года и его последствия

Петровский указ 1699 года и его последствия

В России обычай новогодней ёлки ведёт своё начало с петровской эпохи. Мнение о том, что ёлка как новогодний символ «первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века» и устраивалась в немецкой слободе, где с ней и ознакомился юный царь Пётр и откуда она была перевезена в Петербург [419, 87], похоже, не имеет под собой никакой реальной почвы. Лишь по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698–1699) Пётр I «устраивает, — по словам А.М. Панченко, — экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря» [304, 11]. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить … а стоять тому украшению января в первый день» [442, 349; 327, 37; 264, 5]. Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трёхвековой истории обычая устанавливать ёлку на зимних праздниках.

Однако к будущей рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. Текст царского указа свидетельствует о том, что для Петра в вводимом им обычае, с которым он познакомился, конечно же, во время своего путешествия по Европе, важной была как эстетическая сторона (дома и улицы велено было украсить хвоей), так и символическая: декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование Нового года.

Петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков. Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание (то есть кабак. — Е.Д.), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла» [347, 189]. Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Д.В. Григорович, например, в повести 1847 года «Антон-Горемыка», рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: «Вскоре все три путника достигли высокой избы, осенённой ёлкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги при повороте на просёлок, и остановились» [104, 170]. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака … состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей … На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь» [104, 234]. Эта деталь нашла отражение и в стихотворении М.Л. Михайлова 1848 года «Кабак»:

За дверью той речи

К той ёлке зелёной

А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

Въехали. мчимся в деревне стрелой,

Вдруг стали кони пред грязной избой.

Где у дверей вбита ёлка…

Что это. — Экой ты, барин, чудак,

Разве не знаешь. Ведь это кабак.

В результате кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдём-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься» (ср. также поговорку: «ёлка (т.е. кабак. — Е.Д.) чище метлы дом подметает»), а ввиду склонности к замене «алкогольной» лексики эвфемизмами, практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять» — пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдём поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке; «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п. [393, 343-344]. Эта возникшая связь ёлки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую её с «нижним миром».

На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует: её образ отсутствует в новогодних фейерверках и «иллуминациях», столь характерных для «века просвещения» и представлявших собою достаточно сложные символические комбинации; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и конечно же, нет её на народных святочных игрищах. В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели. Поэтому и иллюстрация в одном из Рождественских номеров журнала «Нива» за 1889 год «Празднование святок в 1789 году», на которой изображена «святочная сцена» в состоятельном доме, где в углу залы стоит большая разукрашенная ель, могла появиться только из-за неосведомлённости как художника» так и издателей этого еженедельника в истории русской елки. Впрочем, эта ошибка повторялась не раз. К гравюре по картине Э. Вагнера «Рождественская ёлка лет назад» дано объяснение:

На картине изображена семейная сцена «ёлка в XVIII веке в богатом доме». Ёлка готова. Пудреный лакей зажигает последние свечки, мать семейства звенит в колокольчик, давая этим знать, что можно входить, отец наблюдает с своего кресла, какое впечатление произвели на детей блестящие игрушки. Дети поражены, даже самый маленький хлопает в ладошки на руках у няни; второй, постарше, держась за руку молоденькой сестры, сдержаннее выражает свой восторг, а средний — буян, прямо несётся к киверу, сабле и барабану, которые так заманчиво красуются, блестя при огнях на стуле около ёлки.

Подобная сцена для конца XVIII века просто немыслима.

Помимо внешнего убранства питейных заведений, в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлки использовались на катальных (или, как ещё говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (святках и масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок. На гравюре 1792 года Д.А. Аткинсона, жившего в России с 1784 по 1801 год, «Катание с гор на Неве» еловые деревца расставлены по всему скату горки и по её бокам. На рисунках и гравюрах XVIII–XIX веков украшения из ёлочек в местах зимних городских увеселений встречаются постоянно: на анонимной гравюре «Катание на чухнах» (конец XIX века) ёлочные ветки разбросаны по замёрзшей Неве, а на рисунках А. Бальдингера (гравюра К. Крыжановского) «Катание на льду на Екатерининском канале в Петербурге» и «Ледяные горы» (1879) всюду — на горках, на подъёме и на их скате — стоят небольшие воткнутые в снег еловые деревца. Устанавливались ёлочки и возле традиционных праздничных балаганов на Семёновском плацу, что видно на одной из гравюр 1890-х годов. В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, — пишет Л.В. Успенский о Петербурге конца XIX — начала XX века, — втыкались весёлые мохнатые ёлки» и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками [440, 165-166]. Все перечисленные примеры к обычаю рождественского дерева не имеют никакого отношения, однако сам факт украшения города зимой вечнозелёной хвоей свидетельствует о том, как постепенно готовилась почва для превращения ёлки в символ Рождества.

Читайте также

Признание и последствия

Признание и последствия На следующее утро зятья правителя узнали о событиях, произошедших ночью. Во дворце царило смятение. Когда правителю доложили, что монаха убили, он приказал без промедления арестовать убийцу. Сы Да подвергли пытке, и он во всем сознался. Его

Последствия лжи

Последствия лжи Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах Х в. сочетались успехи и неудачи.На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий — ислам. Волжская Булгария непосредственно граничила с двумя

Последствия выбора

Последствия выбора Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории XVII–XVIII вв.В отличие от поляков,

Тетрадь № I Май 1935 года — сентябрь 1937 года

Тетрадь № I Май 1935 года — сентябрь 1937 года Май 35-го г.Вот что я хочу сказать:Что можно чувствовать — не будучи романтиком — тоску по утраченной бедности. Годы, прожитые в нищете, определяют строй чувств. В данном случае строй чувств исчерпывается странным отношением сына к

Тетрадь № II Сентябрь 1937 года — апрель 1939 года

Тетрадь № II Сентябрь 1937 года — апрель 1939 года 22 сентября.«Счастливая смерть».— Видите ли, Клер, это довольно трудно объяснить. Важно одно: знать, чего ты стоишь. Но для этого надо выбросить из головы Сократа. Чтобы узнать себя, надо действовать, хотя это вовсе не значит, что

Тетрадь № IV Январь 1942 года — сентябрь 1945 года

Тетрадь № IV Январь 1942 года — сентябрь 1945 года Январь-февраль.«Все, что не убивает меня, придает мне силы»[331]. Да, но… И как трудно мечтать о счастье. Тяжкий гнет всего этого. Самое лучшее — замолчать навеки и обратиться к остальному.*Дилемма, говорит Жид: быть нравственным

4. Последствия отцеубийства

4. Последствия отцеубийства Однако, прежде чем мы перейдем к подробному разбору этой теории, давайте терпеливо выслушаем все, что Фрейд имеет нам сказать по этому вопросу, – его всегда стоит послушать. «Объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых

Источник

Елка упала, пошли поднимать

Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Известное дело, что на Руси новогоднюю елку стал активно прививать царь-реформатор Петр Алексеевич. Причем, в его указе от декабря 1699 года прямо говорилось, что дерево это должно торчать в обозначенных местах (о чем скажем позже) 1 января 1700 года. То есть, речь шла именно о праздновании Нового года по только что введенному государем модному стилю. Это потом елка стала ассоциироваться с Рождеством, позже опять только с Новым годом. А теперь и с тем, и с другим праздниками вместе взятыми.

Можно себе вообразить, каковым было искренне недоумение широких народных масс. Елку, да на крыше… Зачем? Для чего? С какой такой радости? Думаю, изначально все списывали на блажь руководства. Надо сказать, цари, и прочие руководители, часто виделись народу иррациональной и странноватой силой. Но приходилось команды выполнять. Куда же деваться?

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Если кто и воспринял новую выдумку с энтузиастов, так это оказались трактирщики. Они внезапно получили замечательную возможность сделать свои питейные заведения заметными и мигом в глаза бросающимися. Елка, или сосна, не суть важно, превратилась в отличительный признак, в эмблему и рекламу кабака. Дерево стояло на крыше или, скажем, у крыльца круглый год. В смысле, к Новому году елка обновлялась, а так торчала высохшая деревяшка. Кому надо, тот заметит непременно.

Так что, как видите, анекдот о том, что муж вынужден вынести елку под натиском упреков жены, причем, сетует, что занимается такой ерундой, когда все на первомайскую демонстрацию идут, не лишен некоторой исторической подоплеки.

В русской литературе достаточно примеров, когда именно по хвойному дереву путник сходу находил кабак. А уж устное народное творчество разгулялось вокруг новогоднего дерева не на шутку. Во многих местах трактиры и вовсе стали называть «елками» или «елками-палками». Так было, между прочим, вплоть до XIX века. А сколько иносказательных фраз появилось – это же любо-дорого. «Быть под елкой» – значит, выпивать, бражничать. Кстати, куда приятней выглядит, нежели «быть под мухой». «Елка упала, пошли поднимать» – стало быть, зазывают в трактир, отказаться нельзя. И так далее.

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Причудливо тасуется карта истории, согласитесь? Петра Алексеевич ведь совсем иное имел в виду.

Источник

«Пойдем-ка к Елкину, для праздника выпьем»: откуда пошла традиция наряжать новогоднюю красавицу

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Все наверняка в курсе, что традицией празднования Нового года 1 января мы обязаны Петру I. 20 декабря 1699 года император издал указ, в котором велел отмечать 1 января 1700 года торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками.

Не руби леса без толку

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть фото Елка упала пойдем поднимать что означало. Смотреть картинку Елка упала пойдем поднимать что означало. Картинка про Елка упала пойдем поднимать что означало. Фото Елка упала пойдем поднимать что означало

На Вишенке не озолотишься

⇒ Узнать реальную стоимость игрушки можно по каталогу «Советские стеклянные елочные украшения». Не помешает связаться с экспертами на форумах и в сообществах в соцсетях.

Расположить в веселых позах

Рекомендации Наркомпроса из справочного пособия «Елка в детском саду» (Учпедгиз, 1937)

Что ждут/чего дождутся

Кстати

Один сообразительный раб Юлия Цезаря под Новый год пожелал господину прожить в следующем году дольше, чем в предыдущем. Император оценил чувство юмора и не остался в долгу: подарил острослову свободу.

Енотик на день

⇒ Знакомый как-то дарил десятилетней дочке енота на день. Есть такая услуга: вам приносят енота, он разрушает ваше жилище, полощет сотовый телефон, прогрызает лаз в кроссовках и разбирает ноутбук. Попутно всех царапает. Детям нравится. Детям вообще нравится, когда кто-то безумнее них. Вечером довольного енота увозят, вы выдыхаете и понимаете, что такое настоящее счастье.

⇒ Мне бывший муж на ДР принес полкоровы замороженной (ДР зимой), вывалил в коридоре этот ужас и ходил весь вечер, страшно довольный подарком.

⇒ Мой класс подарил физичке кирпич. У нее раньше был один, и она на нем объясняла что-то. А потом он потерялся. И мы уперли со стройки новенький красивый кирпичик и подарили ей на 8 Марта. Она плакала от счастья.

⇒ На мой день рождения люди додумались принести удава! И увезли меня с сильным нервным срывом, дополненным сердечным приступом.

⇒ Папа подарил мне на 12 лет удочку для зимней рыбалки. В чьем еще воспаленном мозгу могла возникнуть такая идея?!

Источник

5. Ёлки приходят и уходят

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» 7208 году декабря в 20 день даёт представление о переменах, которые ждут Россию на пороге нового столетия.
Во второй части Указа содержатся подробные указания, как встречать Новый 1700 год. Пётр Великий, как и всегда, подробно регламентирует жизнь своих подданных.

А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.»

Но это не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века.

Как украшать дома хвоей, никто не знал, поэтому образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Обычай наряжать зелёное дерево и делать друг другу подарки самодержец позаимствовал в Немецкой слободе, где был частым гостем. Да и в поездке по Европе набрался новомодных традиций. Был царь Пётр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах и воротах ветки еловые развешаны. Кстати, это была не ель, а пихта. Именно её выбрали там в качестве рождественского дерева.

Между двумя елями хоронили тех, кто по собственному желанию ушел из жизни.

Ель у русских считалась деревом смерти, какой уж там символ Нового года!

В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы почитали тоже нечистым.

Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говорили: «Венчались вкруг ели, а черти им пели».

Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому не могло прийти делать её праздничным деревом.
Но царь приказал!

Такое новшество Пётр перенял у Германии. Сурово и длительно насаждал эту новую традицию.
На Руси и в других православных странах новогодняя ель приживалась довольно долго.

После кончины царя традицию ставить ёлку соблюдали только кабаки. Это хвойное дерево круглый год стояло у ворот или на крышах питейных заведений.
Привязывали ёлку к колу, оставляя до следующего года, затем старые ёлки меняли на новые. Это был опознавательный знак. Так ёлка стала символом кабака.

Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение «Идти под ёлку», то есть идти в кабак, а известное словосочетание «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством.

А кабаки стали называть «ёлками» или «иванами ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, у ивана ёлкина был в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься».

А. С. Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание» (то есть кабак), украшенное елкою и изображением двуглавого орла”.
Д. В. Григорович в повести 1847 года “Антон-Горемыка”, рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: “Вскоре все три путника достигли высокой избы, осененной елкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги. ”.

(Стихотворение «Кабак», М. Л. Михайлов, 1848 год)

Источник

Елка упала пойдем поднимать что означало

На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует: её образ отсутствует в новогодних фейерверках и «иллуминациях», столь характерных для «века просвещения» и представлявших собою достаточно сложные символические комбинации; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и конечно же, нет её на народных святочных игрищах. В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели. Поэтому и иллюстрация в одном из Рождественских номеров журнала «Нива» за 1889 год «Празднование святок в 1789 году», на которой изображена «святочная сцена» в состоятельном доме, где в углу залы стоит большая разукрашенная ель, могла появиться только из-за неосведомлённости как художника» так и издателей этого еженедельника в истории русской елки. Впрочем, эта ошибка повторялась не раз. К гравюре по картине Э. Вагнера «Рождественская ёлка лет назад» дано объяснение:

На картине изображена семейная сцена «ёлка в XVIII веке в богатом доме». Ёлка готова. Пудреный лакей зажигает последние свечки, мать семейства звенит в колокольчик, давая этим знать, что можно входить, отец наблюдает с своего кресла, какое впечатление произвели на детей блестящие игрушки. Дети поражены, даже самый маленький хлопает в ладошки на руках у няни; второй, постарше, держась за руку молоденькой сестры, сдержаннее выражает свой восторг, а средний — буян, прямо несётся к киверу, сабле и барабану, которые так заманчиво красуются, блестя при огнях на стуле около ёлки.

Подобная сцена для конца XVIII века просто немыслима.

Помимо внешнего убранства питейных заведений, в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлки использовались на катальных (или, как ещё говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (святках и масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок. На гравюре 1792 года Д.А. Аткинсона, жившего в России с 1784 по 1801 год, «Катание с гор на Неве» еловые деревца расставлены по всему скату горки и по её бокам. На рисунках и гравюрах XVIII–XIX веков украшения из ёлочек в местах зимних городских увеселений встречаются постоянно: на анонимной гравюре «Катание на чухнах» (конец XIX века) ёлочные ветки разбросаны по замёрзшей Неве, а на рисунках А. Бальдингера (гравюра К. Крыжановского) «Катание на льду на Екатерининском канале в Петербурге» и «Ледяные горы» (1879) всюду — на горках, на подъёме и на их скате — стоят небольшие воткнутые в снег еловые деревца. Устанавливались ёлочки и возле традиционных праздничных балаганов на Семёновском плацу, что видно на одной из гравюр 1890-х годов. В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, — пишет Л.В. Успенский о Петербурге конца XIX — начала XX века, — втыкались весёлые мохнатые ёлки» и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками [440, 165-166]. Все перечисленные примеры к обычаю рождественского дерева не имеют никакого отношения, однако сам факт украшения города зимой вечнозелёной хвоей свидетельствует о том, как постепенно готовилась почва для превращения ёлки в символ Рождества.

Рождественское дерево в России в первой половине XIX века

С ёлкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» [68, 47] мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века. Вполне естественно, что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом месте жительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские ёлки появились именно в домах петербургских немцев. В русской печати первых десятилетий XIX столетия об этом обычае сообщалось с подробностями, характерными для описания особенностей чужой культуры. А. Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо …Дети с любопытством заглядывают туда». И далее: «Наконец наступает вожделенный час вечера — всё семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищённых детей предстает Weihnachtsbaum в полном величии…» [45, 33].

Судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820–1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в русских домах ещё не ставилось. Вряд ли Пушкину когда-либо пришлось видеть ёлку на Рождество или же присутствовать на посвящённом ей празднике. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского «Светлана» (1812), святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе «Евгения Онегина» (1825), в Сочельник происходит действие поэмы Пушкина «Домик в Коломне» (1828), к святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова «Маскарад» (1835): «Ведь нынче праздники и, верно, маскарад…» [226, 257]. Подобные примеры могут быть умножены. Однако ни в одном из этих произведений о ёлке не говорится ни слова. Журналы, регулярно помещавшие в рождественских и новогодних выпусках отчёты о разного рода праздничных мероприятиях, проводившихся в Петербурге и в Москве («Молва», «Вестник Европы», «Московский телеграф» и др.), детально описывавшие святочные балы и маскарады в дворянских собраниях, театрах и дворцах — с изображением присутствовавших там людей, костюмов, убранства залы, еды, праздничного сценария, танцев, а порою и случавшихся там разного рода скандальных и пикантных происшествиях, — ни в 1820-х, ни в 1830-х годах никогда не упоминают о наличии в помещениях рождественского дерева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *