Elm327 с двумя платами или с одной в чем разница
Отличия адаптеров ELM327 версии 1.5 и 2.1
Начнем с того, что визуально вы не отличите две версии адаптера. Внешне они похожи как две капли воды.
Отличия адаптеров ELM327 версии 1.5 и 2.1
Их отличия заключаются в разных микроконтроллерах и их прошивках.
Версию 2.1 начали выпускать в 2014 году. Мы говорим о китайской версии адаптера ELM327. Адаптеры, выпущенные на основе оригинальной микросхемы от компании Elmelectronics очень дороги для обычного потребителя (только микросхема версии 2.1 стоит 21$). В отличие от ELM327 v1.5 (v1.4), в основе которых лежит «заимствованная» когда-то у оригинальной ELM327 прошивка, версия 2.1 является полностью оригинальной разработкой китайцев и ничего общего с оригинальной ELM327 уже не имеет. Разрабатывались и тестировались данные адаптеры, судя по всему, под Torque, Scanmaster и т.д., с которыми они работают удовлетворительно.
Собственно, почему не работает: во-первых, не поддерживается, либо поддерживается неправильно некоторое количество AT-команд ELM327. Во вторых, местами адаптер ведет себя просто неадекватно, например, не возвращает ответ от модулей или возвращает его частично. Как это выглядит для пользователя: программа диагностики адаптер находит, но дальше либо не может подключиться к автомобилю, либо его идентифицировать.
В попытке удешевить свои изделия, сделать их более компактным и т.д. китайские разработчики жертвуют качеством и надежностью. При этом тестируются новые адаптеры на популярных программах, типа Torque, с которыми проблем обычно не возникает, т.к. протокол OBDII проще и требования к адаптеру значительно меньше.
ELM327 адаптер версии 2.1 не поддерживает или поддерживает не в полной мере протокол ISO9141-2 и ISO14230-4 (KWP2000), в большинстве случаев связь с ЭБУ не устанавливается.
Если на команды ATIB10, ATAL, ATSW00, приходят ответы: «знак вопроса (?)» (на ATIB10 должен быть ответ ОК, а не версия elm327 адаптера), то такой адаптер нестандартные протоколы не поддерживает. Если для подключения к вашему ЭБУ (Январь, Микас, Делфи…Авто: ВАЗы, Chery Tiggo, Nissan, Toyota JDM…) необходимо прописывать строки инициализации, то с помощью адаптера elm327 версии 2.1 связь скорее всего не установите!
Какой версии ELM327 нужен
Какой можно сделать вывод из выше сказанного и какие дать рекомендации?
Если у вас машина до 2005г, ВАЗ, если вы хотите использовать какие-то нераспространенные программы для диагностики или вам надо прописывать строку инициализации для соединения с вашим блоком управления, то лучше купить адаптер с версией 1.5.
Если же у вас современный автомобиль, не старше 10 лет, никаких строк инициализации вы не знаете и прописывать не собираетесь, будете пользоваться распространенными программами для диагностики, например Torque, то вам скорее всего подойдет адаптер с версией 2.1
Ссылки на а л и:
Адаптер с версией 2.1
Адаптер с версией 1.5
Как выбрать качественный ELM327 и отличить подделку
В данное время на рынке имеется огромное количество предложений диагностического адаптера ELM327 по разным ценам, но самое главное разное по качеству, схематехнике и версиям. Ниже в статье разберем различные версии сканеров, их функционал, научимся определять «поддельный» ELM327.
Купить ELM327 v 1.5 с оригинальным микроконтроллером PIC25K80 и PIC18F2480 в качественном исполнении можно в интернет-магазине TOPDIAG.BY
1) Схемотехника сканера ELM327.
Важно понимать, что качество сканера и его функционал в первую очередь зависит от используемых компонентов.
В настоящее время правильными и полноценными с поддержкой всех диагностических протоколов (SAE J1850 PWM, SAE J1850 VPW, ISO 9141-2, ISO 14230-4, ISO 15765-4) будут ELM327 с микроконтроллером PIC25K80 и PIC18F2480 вне зависимости от версии (чаще всего встречаются версии 1.4 и 1.5).
«Поддельный» вариант сканера ELM327 производится на более дешевом CAN контроллере MCP2515, STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327 имеет прошивку в которой не поддерживается, или поддерживается некорректно определенное число AT-команд, а также отсутствует поддержка протокола SAE J1850 (чаще всего встречаются версии 2.1 и 1.5).
2) Версия сканера ELM327.
Повторим еще раз, что качество сканера и его функционал зависит только от используемых компонентов.
В настоящее время, к сожалению, определить качественный и «поддельный» вариант сканера ELM327 по версии прошивки не представляется возможным. Первоначально «поддельные» клоны сканера имели версию v2.1, однако впоследствии для возможности хоть как-то сбыть «поддельные» сканеры производитель сознательно изменил цифры версии v2.1 на v1.5. Таким образом, купив «поддельный» сканер на дешевом CAN контроллере (MCP2515, STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327) с версией v1.5, пользователь, по сути, получает ту же подделку, что и v2.1.
Качественный ELM327 с микроконтроллером PIC25K80 и PIC18F2480 чаще всего имеет версии v1.4 и v1.5
3) Как определить качественный сканер ELM327.
Существует достаточно простой программный способ проверки, который поможет выявить дешевую «поддельную» версию.
Первая программа с помощью которой можно определить «поддельную» версию сканера будет FORScan. Данная программа служит для диагностики Ford, Mazda, Lincoln, Mercury и представлена на официальном сайте разработчика forscan.org, может работать с ПК на базе windows, и на мобильных устройствах на базе iOS и Android.
Для проверки достаточно подключить сканер ELM327 к любому автомобилю и запустить программное обеспечение FORScan. В случае «поддельного» клона сканера программа выдаст соответствующее сообщение: «Не удается подключиться к автомобилю, обнаружен некачественный клон ELM327. В отличие от приложений OBDII, FORScan требуется адаптер, полностью совместимый с оригинальным ELM327. Данный адаптер не полностью совместим.»
Второй способ программной проверки качества сканера заключается в использовании терминала для непосредственного подключения к адаптеру и отправлению ряда определенных команд. В качестве программы-терминала можно использовать Elm327Chat. Далее потребуется купить ELM327 v 1.5 в интернет-магазине TOPDIAG.BY, подключить его к программе и сделать несколько запросов:
——-
>ATI
ELM327 v1.5
>ATAL
OK
>ATPPS
OK
>ATPP2ASV38
OK
>ATE0
OK
>ATL0
OK
>ATH0
OK
>ATR1
OK
>ATST32
OK
>ATS0
OK
>ATAT1
OK
>ATCF700
OK
>ATCMF00
OK
>ATZ
ELM327 v1.5
——-
Как видно из ответов «OK» данный сканер имеет качественную схематехнику. Ответ «?» на команду говорит о том, что данную команду сканер не знает и является «поддельным». Качественный ELM327 обязан их опознавать.
Самый трудоемкий способ разобрать сканер и посмотреть схематехнику. Качественный сканер вне зависимости от версии сканера должен быть собран на микроконтроллере PIC25K80 или PIC18F2480, а «поддельная» версия на MCP2515, STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327. Однако в настоящее время встречаются «поддельные» адаптеры, произведенные на контроллере QBD327 и перемаркированные на PIC18F25K80. При этом размеры контроллера QBD327 одинаковы с PIC18F25K80 и определить подделку можно по следующим отличительным свойствам:
— маркировка не достаточно четкая;
— QBD327 работает с генератором на 16.000MHz, а PIC18F25K80 работает с генератором частотой 4.000MHz;
— «поддельный» клон не знает команду ATPPS в терминале и при запросе соответственно ответ «?».
ELM327 1.5 и 2.1. Отличия и какой лучше выбрать?
Сегодня я постараюсь простым и понятным языком рассказать — что брать, а что нет!
Собственно, почему назрел такой вопрос? Все просто, если вы не разбирались в теме, то можете заказать ELM327 из КИТАЯ (с того же самого АЛИЭКСПРЕСС), а он просто не «заведется» у вас на авто, и не будет ничего читать. То есть буквально выкинутые деньги на ветер!
Что такое ELM327?
Такое название пошло от оригинального микроконтроллера, который был разработан именитой фирмой «Elmelectronics», устанавливался в фирменные диагностические решения.
Простыми словами это название «микросхемы» (да – да она называется ELM327), устанавливалась в диагностические сканеры или адаптеры (кому как хочется их называть) которые вы устанавливаете в разъем OBD2 чтобы считать информацию или ошибки из вашего ЭБУ автомобиля. Стоимость таких сканеров ОЧЕНЬ немалая, один только микроконтроллер ELM стоит около 20 – 30$, а само устройство может доходить до 15000 рублей (если взять версию с дисплеем).
Что продают Китайцы?
То, что продается в Китае (на всяких интернет площадках) не имеет никакого отношения к оригинальному микроконтроллеру. Китайцы используют «СВОИ ЧИПЫ», обычно это:
– PIC18F25K80, он характерен для версии 1.5
– MCP2515 или BK3231Q (и другие) характерны для версий 2.1
Стоят они копейки, по сути можно штамповать свои устройства (диагностические адаптеры) для автомобилей. Другой вопрос как все это будет работать?
Версия ELM327 1.5 и 2.1 – основные отличия
Не знаю, каким образом в руки Китайцев попали оригинальные устройства (построенные на оригинальных чипах), кто пишет — что они просто его украли, кто говорит — что собирались оригинальные «железки» в Китае (там еще быстрее скопировать, причем вместе с прошивкой).
Но факт остается фактом — они вытащили полностью прошивку из оригинального ELM327 версии 1.5 (вместе со всем функционалом), и постарались эту прошивку впихнуть в свои «копеечные» устройства основанные на PIC18F25K80.
Где-то даже читал, что PIC18F25K80, это почти полный аналог оригинального ELM327.
В общем, с трудом пополам им удалось «прикрутить» оригинальные прошивки на свои «железки» и они даже более-менее работают и поддерживают большое количество автомобилей. Удивительно, но факт.
ПОЭТОМУ ВЕРСИЯ 1.5 является сейчас самой универсальной и поддерживает много различных ЭБУ после 2000 года! Почему именно до 2000-го? ДА просто потому что, оригинальный микроконтроллер не «затачивался» на машины старше (буквально поддерживаются единицы). А так как Китайцы скопировали полностью функционал, вот и получайте
ВЕРСИЯ 2.1, стоит отметить, что и на сайте производителя «Elmelectronics» есть также версии 2.1 и даже 2.2 чипов. НО отличия у них ОГРОМНЫ, точнее не так, это вообще разные микроконтроллеры.
Китайские подпольные инженеры изобрели свою прошивку 2.1, они уже не смогли скопировать оригинал у «Elmelectronics», по одной теории, что компания закрыла доступ до своих прошивок!
В итоге мастера из поднебесной взяли версию 1.5 и выкинули из нее все (по их мнению, не нужное) получилась КИТАЙСКАЯ ВЕРСИЯ 2.1 (ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКНУ, КОТОРАЯ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ к «Elmelectronics»). Далее адаптировали под еще более бюджетные чипы типа — MCP2515 или BK3231Q и начали производство.
Только вот вышла незадача — такие адаптеры не поддерживают БОЛЬШЕЕ (по сравнению с версией 1,5) количество автомобилей (точнее их ЭБУ), не знаю что там Китайцы «накосячили», но зачастую даже соединения нет. Как пишут в сети, 2.1 поддерживает примерно 20% ЭБУ машин, версия 1.5 около 90%.
ТАКИМ ОБРАЗОМ – если вы возьмете версию 1.5, есть 90% вероятность, что она будет работать с вашей машиной. Если возьмете версию 2.1, то есть всего 20% вероятности.
Так вроде бы — в чем проблема, отличия понятны, берем первый вариант. А вот не все так просто.
Покупаем правильный ELM327
Как вы поняли, наштамповали в Китае версий 2.1 предостаточно – их мягко сказать покупать не нужно (ибо просто г#вно). Но куда-то их сплавлять то нужно. Поэтому предприимчивые продавцы продают их как 1.5! А если у тебя с машиной не соединяется – ЭТО ТВОИ ПРОБЛЕМЫ, может подключаешь неправильно.
Проверить чисто визуально — не получится, зачастую адаптеры идут непрозрачные, в белом или черном корпусе. А если и прозрачные-синие, то разглядеть плату можно только при разборе.
Но что делать, если автомобиль у вас не подвязывается и очень хочется вернуть деньги с продавца?
Посмотреть на год своего авто! Если у вас машина ранее 1999 – 2000 года, она просто может не поддерживаться
Варварский метод – разобрать. Но зачастую корпуса клееные и вам его нужно будет сломать (не очень хорошо). Но зато можно рассмотреть плату и микроконтроллер PIC18F25K Если он стоит значит у вас 100% версия 1.5
Установить определенные программы. Про это хочется подробнее.
Например, продвинутая версия TORQUE, может определять версию адаптера, но минус в том, что эта программа платная (хотя умельцы могут найти бесплатно).
НО есть программа ELM327 Identifier. Она бесплатная и заточена именно для определения версии и поддержки протоколов.
Думаю не нужно объяснять, как ее устанавливать (просто ищем в GOOGLE PLAY). Далее прогреваем автомобиль (на некоторых форумах пишут, что на холодную может не заработать) подключаем сканер в OBD2 разъем и соединяемся. Программа сверху напишет вам вашу версию, и поддержку протоколов. Должно быть именно так как на фото (версия 1.5)
Если у вас отличается изображение, и пишет версия 2.1, значит, пишем продавцу, вставляем скриншоты (а лучше снимите видео) – открываем спор – забираем деньги.
Именно поэтому ваш авто и не поддерживался.
Образование цены
Ну и последнее что мне хочется отметить, адаптер версии 1.5 стоит почти в два раза дороже, чем версии 2.1. Просто микроконтроллер отличается — PIC18F25K80 стоит дороже, чем тот же MCP2515 или BK3231Q, отсюда и цена. НУ и конечно повлиял рост доллара.
Например, раньше с 1.5 можно было купить за 300 – 400 рублей, сейчас уже 500 – 700. Если вам предлагают сейчас за 200 – 300 рублей, для начала задайте продавцу вопрос – какая версия? И скажите – «что после получения будете проверять программами», если отвечает что все хорошо, значит — вам повезло, если «плавает» — скорее всего это 2.1, лучше отказаться от покупки.
Дополнение от ув. sergedm
Хочу дополнить немного — мало купить адаптер с версией v1,5, надо чтобы адаптер v1,5 был именно на чипе PIC18F25K80 (потому как адаптер v1.5 может быть на другом чипе. который законнектится по блютузу, но не будет видеть ни один блок ЭБУ) (в Китае я купил именно такой — под видом оригинала v1.5 — прога ELM identifier — показывает. что версия 1,5, что все чики-пуки, но ничего такой адаптер не видит). На фото китайский адаптер без чипа PIC18F25K80 — не видит ни фига:)
Адаптеры ELM327: 1.5 vs 2.1
Собсна, в связи с появлением в последнее время большого количества проблем с китайскими (рассматриваем только их) адаптерами ELM327 решил разобраться, что к чему и откуда ноги растут, а также как заказать на 100% (ну, на 99%) рабочий адаптер.
Предисловие:
Сам давно (несколько лет) удачно пользуюсь этим чудо прибором в bluetooth исполнении версии v1.5, пробовал подключаться к множеству разных машин, проблем не испытывал, ко всем подключался с полтычка. Но, в связи с появлением у моего друга ФФ1 (Ford Focus I) 99 г.в., решил и его подсадить на эту чудную приблуду. Ничего не подозревая, заказал у китайцев экземпляр, в описании которого четко фигурировала надпись v1.5, т.к. предварительно располагал информацией, что v2.1 лучше не брать из-за ее глючности. Но по факту пришел прибор с v2.1 на борту. В результате поимели бесполезную хреновину за 5 евроденег, т.к. с ЭБУ ФФ1 через этот экземпляр нам соединиться не удалось. При всём этом на моей Машке, через этот новый адаптер v2.1 с ЭБУ соединение проходило и всё работало «почти» без проблем. НО, т.к. нужда в адаптере на ФФ1 осталась актуальна, было решено разобраться, чезанах).
Вкратце об OBD2:
В рамках OBD-II используются пять основных (с подразделениями) протоколов обмена данными:
— SAE J1850 PWM
— SAE J1850 VPW
— ISO 9141
— ISO 14230 (KWP2000)
— ISO 15765 CAN
При этом автомобили разных моделей разных годов выпуска могут поддерживать разные протоколы OBD-II, для автомобилей ранних годов (после рождения OBD-II) есть таблица их поддержки: Поддержка OBD-II и CAN протоколов диагностики на различных марках автомобилей, из которой видно, например, что форды 99 г.в. поддерживают только PWM протокол, а моя Машка — CAN.
Про китайские чудо приблуды (адаптеры):
В данный момент на просторах китайских (и не только) свалок (интернет-магазинов) в продаже имеются 2 версии ELM327 OBD2 bluetooth адаптеров, собсна, v1.5 и v2.1.
Перерыв некоторое кол-во информации и, присоединив к ней свой горький опыт и наблюдения, пришел к выводу, что v1.5 и v2.1 имеют одно важное и существенное отличие:
v2.1 НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ протоколы J1850 PWM и J1850 VPW
Отсюда можно сделать вывод, что v2.1 с огромной долей вероятности (практически — однозначно) не будет работать на машинах поддерживающих только протоколы J1850 PWM и J1850 VPW, что, собсна, мы и получили на нашем ФФ1.
Теперь о самом главном!:
Тут вроде бы возникает вопрос, раз всё так просто, почему бы не взять да и заказать версию v1.5 (как указано в описании и названии товара у продавца). В принципе при заказе я как раз руководствовался именно этим вроде бы здравым смыслом, НО, как оказалось, упоминание об версии адаптера в названии товара и в его описании далеко не гарантия, что вы получите именно адаптер:v1.5 (даже скорей гарантированно получите v2.1). Вот такие они китаезы, сцук, хитровыкрученные)). В последнее время достать адаптер версии v1.5 очень сложно. При всем этом китайцы (гады такие) научились подделывать определение версии адаптера, т.е. подключившись к адаптеру вы увидите надпись ELM327 v1.5, хотя реально — это может быть подделка (v2.1).
Но 2-й раз на одни грабли мы не наступаем и теперь обязаны заказать и гарантированно получить v1.5, иначе к чему столько букаф)).
Собсна, занавес:
— Если вы хотите заказать адаптер именно версии v1.5, верьте ТОЛЬКО положительным отзывам покупателей. При этом особо не обращайте внимание на описание товара, ибо, как правило там пыль в глаза. Желательно, чтобы в отзывах были положительные отчеты по проверке прибора командами со ссылкой на 4pda.ru
(Например, «прибор проверен через терминал, на все проверочные запросы из темы 4PDA.RU Torque PRO отвечает корректно, настоящая версия v1.5»)
— Дешевые приборы, ценой ниже 6/7 баксов практически на 99% окажутся неполноценными и будут работать криво или вообще не работать на конкретной машине! Дело в том, что чип, на основе которого изготавливается настоящая версия v1.5 стоит в районе 5 баксов (ну или около того), так что считайте сами…
— После покупки нужно сразу проверить ваш дейвайс, например, скачать приложение ELM327 Chat или ELM327 Terminal и подключившись к адаптеру, дать команду ATPPS
Если в ответ придет куча цифр, то ваш девайс v1.5, а если придет знак вопроса («?») — то перед вами подделка (v2.1).
— Мониторим это: 4pda.ru/forum/index.php?showtopic=639908
— Если ваша машина имеет протокол CAN, то вам в принципе без разницы какую из версий заказывать.
Но лучше все же не рисковать и заказать v1.5. Так как в случае с версией v2.1, помимо вышеупомянутых граблей, имеются проблемы со стабильностью работы.
Спасибо за внимание, вопросы и тухлые помидоры приветствуются.
про китайский елм327, его выбор и проверку.
статья не моя, взята на сайте ABW бай автор Сергей БЕСАРАБ aka stean www.facebook.com/steanlab
Итак, началось все с того, что в 2004 году Европейский союз принуждает всех производителей дизелей, проданных в ЕС, интегрировать в свои авто поддержку протокола OBD II. С этого момента и начинается его победное шествие по рядам автолюбителей (или шествие автолюбителей по рядам автосервисов). Но по-настоящему народной поддержка протокола стала в 2005 году, когда канадская компания ELM Electronics [1] разработала на базе 8-битного микроконтроллера Microchip PIC18F2480 устройство, способное преобразовывать ряд протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в стандартный последовательный протокол RS-232 (наш любимый COM-портик).
Помимо версии 327 компания выпускает и другие модификации. Отличие — в количестве поддерживаемых протоколов, которое для 327 является максимальным: SAE J1850-PWM/VPW, ISO 9141-2 (K-Line), ISO 14230-4 (KWP), ISO 15765-4 (CAN), SAE J2411, SAE J1939. Стоимость микросхемы с оригинальной прошивкой варьируется от 15 до 20$. Чистый PIC18F2480 вообще стоит пару долларов.
Устройство назвали ELM327 и в первой версии забыли напрочь, что нужно при программировании контроллера выставить правильные фьюзы и защитить прошивку от чтения и тиражирования. Китайский брат сразу же этим воспользовался и наводнил рынок дешевыми (микроконтроллер и обвес ELM327 намного дешевле канадского устройства) копиями известного продукта. Первые «клоны» появились в 2007 году и к 2010-му оформились в так называемую «версию 1.5», которая триумфально распространилась по миру.
Китайская версия 1.5 полностью копировала оригинальную 1.4b и, нужно сказать, работала весьма неплохо. К месту подоспела и компания Microchip, предложив более дешевую и функциональную замену оригинального PIC18F2480 — PIC18F25K80, которую китайские инженеры массово и внедрили. Притом оригинальные канадские ELM327 до сих пор используют PIC18F2480.
Все бы хорошо, но китайский радиопром решил пойти дальше и обогнать пассивных канадцев. Выразилось это в желании собирать адаптеры на собственной элементной базе. В итоге рынок был наводнен множеством сомнительных решений (STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327, STM8 и т.д.). Спаять-то спаяли, а вот с прошивкой пошло не все так гладко, как хотелось бы.
На остатках обрезанных прошивок возникла китайская версия 2.1, не имеющая абсолютно никакого отношения к изначальным канадским устройствам. Главный недостаток таких устройств — урезанный функционал и отсутствие поддержки большинства диагностических протоколов. Притом узнать, что конкретно отсутствует, очень тяжело. В большинстве случаев нет поддержки протокола J1850, как минимум ухудшена работа по протоколам ISO 14230/ISO 9141. Выражается это в невозможности подключения к бортовому компьютеру, в отсутствии обработки команд для индивидуального программирования параметров адаптера. Такие адаптеры напрочь отказываются работать с автомобилями, выпущенными в начале 2000-х годов, и не распознаются специализированным диагностическим ПО. Стоит отметить, что владельцы новых машин зачастую рапортуют об успешной работе версий 2.1 на новых авто при подключении по шине CAN и c использованием стандартных OBD II протоколов. Сами китайцы ссылаются на то, что «просто нужно использовать универсальные программы». Действительно, бывают случаи, когда даже версии 2.1 достаточно для просмотра базовых параметров и сброса некоторых ошибок. Но все это — игра в рулетку, и многие благодаря невысокой стоимости версии 2.1 играют неоднократно. Попадаются очень редкие экземпляры, которые поддерживают работу как по шине CAN, так и по шине K-Line.
Но лучше версии 1.5 может быть только версия 1.5. Поэтому каждый автовладелец, заинтересовавшийся самостоятельной диагностикой авто, должен ориентироваться на два ключевых параметра: version 1.5 и PIC18F25K80.
Как уже говорилось, изначально копии были не хуже оригинала, даже все детали были распаяны на местах. Но, как говорил Гераклит, «все течет, все меняется» (а во так по-ихнему: πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει), а значит, и китаец захотел прибыль побольше, а денег вложить меньше. Отбросил ненужные, на его взгляд, протоколы, детали, строчки кода и т.п. Зато теперь Вася из гаражного кооператива может и себе, и друзьям на новый год купить 25 штук OBD mini Bluetooth. И выкинуть через пару дней, так как «не работает» и т.п.
В один прекрасный день и вашему покорному слуге вдруг понадобилось в полевых условиях диагностировать ошибки автомобиля. Хочешь не хочешь, придется разбираться. Благо товарищ принес нерабочую такую штучку с синей кнопкой «на запчасти». Грех было не разобрать, не попробовать починить. Но, начав читать, понял, что чинить не надо, — «надо правильная штучка покупать». Итак, с водой закончили, переходим к матчасти. В «синей кнопке» (см. картинку) был, мягко говоря, далеко не PIC18F2480, а «солянка» из BK3231Q + MCP2515 + TJA1040.
Ремонтировать, допаивать там что-то можно было, но в итоге приборчик бы все равно ничего толкового не показал. Набор команд там все равно обрезанный. Поковырявшись, я для себя установил некоторые правила, с помощью которых можно подобрать правильный (насколько это возможно) «клон» ELM327.
Сразу стоит определиться с понятиями и рассказать, что конструктивно все адаптеры интерпретируют диагностические сообщения и передают их по последовательному интерфейсу пользователя. Принимать эти данные можно либо по беспроводным Bluetooth/Wi-Fi, либо по USB. Если все, что вы планируете делать с помощью адаптера, — это иногда просматривать ошибки на смартфоне, то вам вполне хватит беспроводного адаптера. Если же планируется еще и что-то перепрошивать, желательно обзавестись версией USB. Менять скорость адаптера с Bluetooth нельзя (она фиксирована и составляет 38400), поэтому можно только читать диагностические сообщения и конфигурировать модули (с некоторым ограничением). Помимо невозможности увеличения скорости обмена присутствует и такая проблема, как нестабильность пинга. Время прохождения данных плавает, задержки могут достигать критических значений, при которых модуль выходит из режима программирования. Поэтому большие объемы данных передать через Bluetooth не представляется возможным. Только USB или переделка Bluetooth на USB. Из всего множества адаптеров USB очень желательно покупать с драйвером USB на
чипе FTDI. Он будет работать на скорости 500 кбит/с. Есть упоминания о том, что хорошо тянут скорость и адаптеры на чипах Prolific.
В общем, возвращаемся к покупке. Есть два возможных варианта: покупка «у китайцев» (время терпит) или покупка на у нас в интернет-магазинах (нужно срочно).
Для первого варианта алгоритм следующий:
1. Ищем устройства по ключевым словам «ELM327 OBD PIC18F25K80» (для Bluetooth) или «ELM327 OBD PIC18F2480 FTDI» (для USB). Присматриваемся к продукции фирмы VGATE (но проверяем по методике ниже). В большинстве случаев будет достаточно беспроводного адаптера, но есть автомобили вроде Ford, которым для перепрошивки, например, нужны высокие скорости (>500 кбод), доступные только через протокол USB (а микросхема FTDI232 — стандарт качества для преобразователей USB-RS232, хотя последнее время хвалят и Prolific).
2. Важно, что корпуса хороших и плохих адаптеров внешне выглядят полностью идентично, поэтому необходимо смотреть на внутреннее устройство. Среди найденных объектов отбраковываем те, у которых нет фотографий внутренностей (продавец отказывается предоставить) или на фото плата не видна, маркировка микросхемы/компонентов или микроконтроллер залит компаундом — так называемая «капля», или «сопля» (см. фото). Внутри, скорее всего, какая-то бескорпусная STM.
3. В случае если удалось найти устройство на PIC18F25K80, смотрим, на какую частоту установлен кварцевый резонатор (обведен красным на картинке ниже). Там должна фигурировать цифра 4 (ни 8, ни 16, ни т.п.).
Кварцевый резонатор на 4 МГц
ELM могут быть как в одноплатном оформлении (как на рисунке выше), так и в виде двух плат (рисунок ниже). Принципиальной разницы нет. Мне больше нравится двухплатное исполнение — лучше теплообмен у компонентов.
Двухплатное исполнение с кварцем на 4 МГц
4. В принципе, с осмотром картинок закончено. Теперь остается задать продавцу пару вопросов, на основании которых в случае чего можно будет открыть диспут и вернуть деньги.
В случае утвердительных ответов по всем пунктам заказываем и ждем.
5. Когда девайс пришел, первым делом проверяем, что все нормально с платой и компонентами и что фото продавца соответствует тому, что пришло. Затем подключаем ELM к разьему OBD II в машине и проверяем упомянутой выше ELM Identifier. Сравниваем картинки. Если машины нет или лень выходить на улицу, проверить можно подключением устройства к компьютерному блоку питания по схеме, приведенной ниже.
Примерно так, как на картинке ниже, выглядят различные версии китайского ELM327 в окне ELM Identifier.
Если описать алгоритм диагностики адаптера с помощью ELM Ident кратко, то получится следующее:
1) если есть красный цвет среди полосок в версиях от 1.0 до 1.4 — адаптер полная подделка. Бежать как от огня;
2) если все полоски зеленые до 1.4 и выше, то см. пункты 2а и 2б;
2а) если номер версии соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 1.4 или v.2.1 = полоски до 2.1), есть вероятность получить неплохой адаптер, но нужно смотреть плату и компоненты на ней;
2б) если номер версии не соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 2.1/2.2, скорее всего, подделка, как в пункте 1, но адаптированная под запросы рынка («выдавать в ELM Identifier побольше зеленых полосок»).
6. Если программа дала приблизительно удовлетворительный результат, но совесть неспокойна, остается последний штрих: устанавливаем программу-терминал ELM327Chat [4] и при подключенном к питанию адаптере пишем команды
Фальшивый адаптер ответит: «?», настоящий — примерно так, как ниже:
00:FF F 01:FF F 02:FF F 03:32 F
04:01 F 05:FF F 06:F1 F 07:09 F
08:FF F 09:00 F 0A:0A F 0B:FF F
0C:68 F 0D:0D F 0E:9A F 0F:FF F
10:0D F 11:00 F 12:FF F 13:32 F
14:FF F 15:0A F 16:FF F 17:92 F
18:00 F 19:28 F 1A:FF F 1B:FF F
1C:FF F 1D:FF F 1E:FF F 1F:FF F
20:FF F 21:FF F 22:FF F 23:FF F
24:00 F 25:00 F 26:00 F 27:FF F
28:FF F 29:FF F 2A:38 F 2B:02 F
2C:E0 F 2D:04 F 2E:80 F 2F:0A F
Пока только ответы на команды ATAL и ATPPS китайцы не научились подделывать. Но кто знает, что будет завтра? Если все пункты пройдены — поздравляю, у вас на руках практически оригинальный ELM327, который будет поддерживаться практически всем специализированным софтом. Если не повезло — продолжайте поиски или покупайте дорогие оригинальные ELM327 у контор, специализирующихся на автодиагностике.
Ах да, чуть не забыл. В начале статьи было упоминание про покупку на местных барахолках. Алгоритм проверки аналогичен. Только начинать можно с пункта 2.
Кстати, на нашем рынке замечены адаптеры, которые продавцы называют типа «ELM327 V1.5 (ххх руб.) собран на чипе PIC18F25K80 (Bluetooth)». Подделка с перемаркированным чипом, как писалось выше. Кварцевый резонатор на 16 МГц, на ATTPS не реагирует. ELM Identifier показывает «оригинал». На многих машинах отлично работает 🙂 Но… лучшее — враг хорошего. Ищите и обрящете.
Обращаю внимание! За 2-5$ нормальное что-то купить все равно не удастся.