Еловые ветки что означает

Еловые ветки что означает

#611686 Праздник ёлки – праздник смерти

Почему на похоронах бросают еловые ветки на дорогу

В наши дни сохранилась традиция — бросать еловые ветки на похоронах. Этот старинный обряд сохранился и по сей день. Мало кто знает, что означает такая традиция и от куда она пришла. Существует два варианта появления данного обряда — первый основан на стародавних обрядах, второй более приземленный, для не суеверных людей.

Стародавний обряд бросания еловых веток
В русских деревнях с древних времен бытует обычай выстилать путь умершему еловым лапником. Согласно одной из версий, душа умершего (до похорон), прибывает на земле возле своего тела, дома или же места, где при жизни было хорошо. Древнерусское суждение гласило, что душа видит только цветы. Для того чтобы она не потерялась, возле дома усопшего человека разлаживали венки с цветов. Также устилали путь к кладбищу цветами, чтобы душа смогла спокойно покинуть этот мир.

В наших краях цветы подменили на еловые ветки, которые доступны круглый год. Ель выбрали неспроста. Для северных народов она являлась символом вечной жизни. Вдобавок, наши прародители верили, что в ели присуща особая энергетика, которая способна удержать злых духов, и защитить тех кто умер, и остался жив.

Ступать на еловые ветки запрещалось, чтобы не пришлось в ближайшее время уходить такой же дорогой в другой мир. После похорон ветки ельника жгли на костре или раскладывали на могилке, делалось это для того, чтобы душа не смогла вернуться в этот мир.

Сегодня полностью выполнить эту традицию нет возможности. Она исполняется в виде венков с еловыми ветками, а также лапник кладут на могилу.

Скептическое объяснение использования еловых веток
Существует и другой, более обыденный вариант объяснения такого обряда. Во многих государствах, существует традиция торжественно украшать дом и последнюю дорогу усопшего цветами — как знак уважения к умершему человеку. Так как в холодные дни разыскать цветы в наших краях нет возможности, было принято решение использовать вечнозеленые еловые ветки.

Нынешние скептики по этому поводу имеют свое мнение. Они полагают, что еловый лапник приносился в дом для того, чтобы перебить специфический запах, пока умерший находится в доме, а не для разбрасывания его по дороге к кладбищу. Поскольку хвойные ветки имеют сильную ароматизацию, а также обладают антисептическим действием.

Источник

Еловые ветки на похоронах – древний похоронный атрибут

Большинство знаний о свойствах растений дошло к нам с далёких времён. Тогда ещё ничего не знали ни о фитонцидах, ни об эфирных маслах, ни о дубильных веществах. Люди просто опирались на свой опыт использования да на советы мудрых бабушек-лекарок.

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Длительное время проживая бок о бок с ельниками, белорусы волей неволей изучили полезные свойства хвои. В первую очередь это касается её целебности. Длительное пребывание в еловом лесу улучшает дыхание, способствует излечению одышки и простудных заболеваний. И это не удивительно, ведь хвоя – настоящий кладезь витамина С. Отвары и настои из еловой хвои излечивали цингу – страшную болячку, при которой кровоточат дёсны и выпадают зубы. Варенье из шишек и молодых побегов было не только вкусным, но и служило профилактикой множеству иных хворей.

Но более всего лесную красавицу полюбили за её терпкий аромат и способность обеззараживать воздух. Даже одна принесённая из лесу веточка зимой способна была прогнать застоявшийся дух из жилья. Не даром в народе считалось, что именно еловыми ветками можно оградить дом от напастей, злых сил да косых взглядов. Особенно действенным считался освящённый в Церкви еловый лапник. При закладке нового дома таковой, вместе с ладаном да приговорами, закладывали по углам постройки.

И всё же ель – свободолюбивая лесная красавица. Её зазорно было сажать рядом с домом, как простую яблоню или грушу. Мстило тогда дерево да выживало мужской род из той семьи – либо рождаться начинали только девочки, либо жёны скоро вдовели. Потому молодожёнам строго-настрого запрещали обижать молодые ёлочки.

Существовало и иное поверье в отношении ельника. Разросшийся, он давал кромешную темноту даже в погожий солнечный день. От того и считалось, что перейдя еловый лес человек может попасть в иной мир, к умершим. Да и хоронили своих предков белорусы часто у мощных корней высоких ёлок, чтобы охранило древо заповедное, не выпустило мёртвого пакостить живым на погибель.

Участвовала ёлочка и в других погребальных обрядах. Гроб традиционно сбивали из еловых досок. А где больше другие хвойные росли – так и из сосновых, лиственных, кедровых. В подушку изголовную стружки хвойной клали, чтобы голова ладно лежала. Да чтоб покойный на грудь себе смотрел и других людей в попутчики себе не выглядывал. Крест могильный, что захоронение обозначал свежее, тоже из ели да сосны делали. Лапник еловый вокруг тела клали. Его бактерицидные свойства препятствовали разложению, уберегали живых от всякой заразы. А в те времена говорили, что злых духов веточки еловые отпугивают.

Как несли гроб на кладбище, так опосля еловыми ветками путь заметали да застилали, всё иголками в сторону погоста. Чтобы умерший и не вздумал возвращаться в дом свой постылый, а коли надумает – чтобы ёлочка уберегла от напасти, исколола ему ноги, не дала вернуться в мир живых. Еловой хвоей укрывали и могилу. Так безмятежнее умершему лежится, да спокойнее живым своими делами заниматься. Используемый «ёрш» в траурных венках – это отголосок давних верований, соблюдение традиций в наши дни.

Минская похоронная служба Ритуал.бел чтит давние белорусские традиции и готова организовать упокоение вашего близкого с использованием живой хвои. У нас вы можете заказать различного рода цветочные композиции – венки, гирлянды, медальоны – на основе из елового лапника, оформление свежей могилы веточками ели. Более подробно узнать об ассортименте нашего магазина ритуальных товаров и услугах компании можно позвонив по номеру ХХХ. Консультации предоставляем круглосуточно.

Источник

Еловые ветки на похоронах — символический и традиционный атрибут

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Еще в древние времена ель, благодаря комплексу присущих ей свойств, находила особое применение в тех странах, где она растёт. При этом реальные характеристики плотной смолистой древесины и колкой вечнозелёной хвои тесно сплетались с мифологическими представлениями и народными верованиями. В похоронной обрядности еловый лапник и теперь занимает видное место.

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Обширный набор витаминов и минералов содержится в хвое, шишках и молодых побегах ели. Они также насыщены эфирными маслами и дубильными веществами. Этот природный комплекс обеспечивает успешное лечение и профилактику ряда недугов. Цингу, развивающуюся при дефиците витамина C, издавна лечили отварами и настоями еловой хвои. Хвоя ели обладает и ярко выраженными бактерицидными свойствами. Это обуславливается тем, что ней содержатся летучие терпены — эфирные масла, которые являются фитонцидами с широким спектром действия. Они, наполняя помещение приятным терпким ароматом, обеззараживают воздух.

С давних времен наши предки считали, что еловые ветви способны оградить жилище от буйства стихий и посягательств злых духов, а также уберечь скот от напастей и болезней. Особо действенным средством при этом считались ветки, освященные на церковных праздниках. Так, на Витебщине их вместе с ладаном клали под углы при постройке дома, чтобы защитить жильё от бури и гроз.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Однако, при всех полезных защитных свойствах, ель нельзя было сажать рядом с домом. Объяснялось это тем, что дерево женского рода будет «выживать» мужчин из семьи, так что рождаться будут одни девочки или жены будут вдоветь. Молодожены следили за этим правилом особо строго.

Еще до установления христианства похоронные обряды славян были тесно связаны с елью, которую считали древом предков. Известен был даже обычай хоронить покойника под еловыми корнями. Обычай этот ушел, но символическая трактовка ельника как границы между миром живых и миром мертвых сохранилась надолго.

Гробы традиционно изготавливали из еловых досок, реже – из сосновых. Также принято было устилать дорогу, по которой понесут гроб на кладбище, еловым лапником. Это было символическим обозначением последнего пути по чистой дороге. Ветви старались укладывать так, чтобы направить иголки к кладбищу. Полагали, что в этом случае покойный не сможет вернуться домой, если, к несчастью, того пожелает: путь ему преградят колючие ветки. Еловым лапником, кроме того, убирали могилу. После похорон его, не подпуская детей, собирали и сжигали. Сейчас ветки ели также используют в качестве декора на могилах, в похоронных венках.

ООО «Городская Ритуальная Служба» обеспечивает оформление могилы еловым лапником перед захоронением. У нас также можно приобрести или заказать венок, корзину, гирлянду с богатым декором из классических вечнозелёных еловых ветвей. Телефон +375 (44) 782 97 76 работает в круглосуточном режиме.

Вопрос и ответ

Скорее всего, здесь присутствует и дань традиции, и подмеченная в народе способность хвойного лапника обеззараживать помещение, устранять неприятные запахи.

Вообще у многих народов считалось, что последний путь умершему родственнику надо указывать цветами. В силу климатических условий на нашей территории цветы были доступны не всегда, хвоя же в этом плане выгодно отличается от сезонных растений.

Тут сказывается не только мифологическая база. К этому располагает тёмный, торжественный характер елового леса. Сосновый бор гораздо светлее, он не ассоциируется с трауром и печалью.

Источник

Древо жизни и смерти (3 фото)

Все знают, что вечнозеленые ели – это символ Нового года. Но у наших предков это дерево олицетворяло собой еще и загробный мир – мир смерти. Как же так получилось?

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Во времена язычества славяне верили не только в основных богов, но и в то, что каждый объект природы обладает собственной душой. Вечнозеленая хвоя деревьев сопоставима с вечной жизнью. Так было уже у очень древних народов – греков, кельтов и не только. Елям приносили жертвы, считая их сакральным деревом, облегчающим переход от жизни к смерти. Что, в общем, логично, поскольку зимой жизнь в природе останавливается, а весной продолжается. Все цветет, зеленеет, благоухает, и только строгая хвоя остается в одной поре.

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Дары, преподносимые елям и соснам, должны были задобрить лесных существ, которые могли легко отобрать жизнь или, наоборот, одарить человека. Древние кельты верили, что в самой старой и могучей ели скрывается древний дух. И приносили ему жертвы в день солнцестояния. Внутренности убитого животного развешивали на лапах, а хвою обливали жертвенной кровью. Именно этот ритуал стал отправной точкой создания праздничного убранства ели. Скорее всего, появление рождественского дерева стало результатом переосмысления древних языческих ритуалов в христианском миропонимании.

На смену жертвам пришли более нейтральные дары: плоды, фрукты, орехи, кусочки хлеба, разноцветные тряпочки. То есть во время обряда люди как бы намекали задабриваемому божеству, что желают получить в следующем году. Изначально рубить дерево было запрещено, только срезать ветки. Но со временем деревца стали приносить домой, ставить на стол, украшать сладостями, фруктами, свечами. После прихода христианства ритуал приобрел уже религиозный оттенок. И деревья, устанавливаемые в домах, стали элементом рождественского сочельника.

Новогодняя ель в России

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

На Руси в этом качестве ель выступила в 1700 году благодаря молодому императору-реформатору Петру I. Он повелел перенести празднование Нового года с 1 сентября на 1 января и распорядился украшать городские улицы и площади по западному образцу – хвойными деревьями.

Традиция прижилась, в том числе, и благодаря тому, что нововведение наложилось на другой праздник – Колядки. Поэтому гуляния, проказы ряженых, катания на санях вполне органично и мирно стали сосуществовать с украшением праздничного дерева, салютами, фейерверками и прочей атрибутикой обновленного праздника.

После революции установку ели запретили, поскольку она выступала в качестве отсылки к религии. Но народ полюбил эту традицию. И спустя примерно 20 лет она начала постепенно возвращаться. Сейчас ель – это обязательная составляющая праздника наряду с мандаринами, шампанским и Дедом Морозом. Многие люди без ущерба для традиций перешли на искусственные ели, чтобы сберечь природу для потомков и не губить ради пары недель праздника дерево, которое росло несколько лет. Их украшают в соответствии с самыми разными вкусами и предпочтениями: стеклянными шарами, бусами, мишурой, пластиковыми или пенопластовыми фигурками, сверкающими гирляндами, сладостями.

А вы ставите дома елку на Новый год? Какое деревце – живое или искусственное предпочитаете?

Источник

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означаетlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Еловые ветки что означает. Смотреть фото Еловые ветки что означает. Смотреть картинку Еловые ветки что означает. Картинка про Еловые ветки что означает. Фото Еловые ветки что означает

Ёлка в русской народной традиции

Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве.

Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом не самого высокого качества, что нашло отражение в поговорке: «Ельник, берёзник чем не дрова? / Хрен да капуста чем не еда?». Упоминания о ели в древнерусских источниках (где она называется елие, елье, елина, елинка, елица) носят, как правило, чисто деловой характер: «дровяной ельник», «еловец» (строевой еловый лес) и т.п. В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического: еловый лес («елняк большой глухой») из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. В одном из текстов XVI века написано: «На той де земле мох и кочки, и мокрые места, и лес старинной всякой: берёзник, и осинник, и ельник». Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний «ёлками», это дерево с тёмно-зелёной колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом (с которым иногда сравнивалась кожа бабы-яги), не пользовалось особой любовью. Вплоть до конца XIX века без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии. Ф.И. Тютчев писал в 1830 году:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет.
Но ввек не свежа.

Мрачные ассоциации вызывала ель у поэта и прозаика рубежа XIX и XX веков А.Н. Будищева:

Сосны и мшистые ели,
Белые ночи и мрак.
Злобно под пенье метели
Воет пустынный овраг.

В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Отрицательное отношение к ели, ощущение её как враждебной человеку силы встречается иногда и у современных поэтов, как, например, в стихотворении Татьяны Смертиной 1996 года:

Обступили избу ели,
Вертят юбками метели,
Ветер плетью бьёт наотмашь…
Ты прийти ко мне не можешь!

А Иосиф Бродский, передавая свои ощущения от северного пейзажа (места своей ссылки — села Норенского), замечает: «Прежде всего специфическая растительность. Она в принципе непривлекательна — все эти ёлочки, болотца. Человеку там делать нечего ни в качестве движущегося тела в пейзаже, ни в качестве зрителя. Потому что чего же он там увидит?».

Анализируя растительные символы русского народного праздничного обряда, В.Я. Пропп делает попытку объяснить причину исконного равнодушия, пренебрежения и даже неприязни русских к хвойным деревьям, в том числе — к ели: «Тёмная буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуются особым почётом, может быть, и потому, что огромные пространства наших степей и лесостепей их не знают».

В русской народной культуре ель оказалась наделённой сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального её восприятия. Внешние свойства ели и места её произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой (ср. у Ф. Сологуба в стихотворении 1907 года «Чёртовы качели»:

В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.)

Слово «ёлс» стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чём сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»). Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:

Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!

…тёмный, обильно разбросанный ельник
Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых…

Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти, — как пишет Т.А. Агапкина, — заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты». (Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны:

Может быть под ёлкою густою
Я родимый дом сибе найду,
Распрощаюсь с горькою судьбой
И к вам я, может, больше не прийду.)

Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нём встречаются уже в памятниках древнерусской письменности: «И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI–XVII вв.). На православных кладбищах долгое время не принято было сажать ёлки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось. «…Две молодые ёлки посажены по обеим её концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея…

Впоследствии эти ели стали соотноситься с кремлёвскими новогодними ёлками, как, например, в стихотворении Якова Хелемского 1954 года:

Сединою тронутые ели,
У Кремля равняющие строй,
В этот снежный полдень, молодея,
Новой восхищаются сестрой.

«Новая сестра» — это ёлка в Большом Кремлёвском дворце. Главная ёлка страны Советов. Два противоположных символических значения ели (исконно-русский и усвоенный с Запада) здесь вдруг соединились, создав новое символическое значение: преемственности ленинских идей в празднике советской детворы. Судя по той роли, которую еловая хвоя стала играть в советской официальной жизни, видимо, можно говорить об особом пристрастии Сталина к этому дереву. Его дочь, Светлана Аллилуева, вспоминая своё детство 1930-х годов, пишет о том, как на одной из сталинских дач, в Зубалово, вдруг вырубили огромные старые кусты сирени, «которые цвели у террасы, как два огромных благоухающих стога», и начали сажать ёлки: «…смотришь, везде понатыкано ёлок… Но здесь было сухо, почва песчаная, вскоре ёлки все посохли. Вот мы радовались-то!».

Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под ёлку» — тяжело болеть; «угодить под ёлку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «ёлка» с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие русскими этого дерева. Характерны и «ёлочные» эвфемизмы, широко употребительные в наши дни: «ёлки-палки», «ёлки-моталки» и т. п.

В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь ёлочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных: «Сегодня я зажгла свечи на небольшой ёлочке на кладбище. У меня дома в этом году ёлки не будет. Для кого её украшать?» — записывает пожилая эмигрантка в своём дневнике.

Считаясь «смертным деревом», ель, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега, видимо, из-за колючести её хвои. Так, например, на севере, в районе Тотьмы, при закладке двора в середине его ставили ёлку. Вечнозелёный покров, отразившийся во многих загадках («Зимой и летом одним цветом»; «Осенью не увядаю, зимой не умираю; «Это ты, дерево! И зиму и лето зелено»; «Что летом и зимой в рубашке одной»), стал основанием для использования ёлки на свадьбах в качестве символа вечной молодости: «в Ярославской губернии, когда девушки идут к невесте на девичник, то одна несёт впереди ёлку, украшенную цветами и называемую “девья краса”».

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закреплённый за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения её культа — превращения её в объект почитания. Но тем не менее это произошло. Автор книги о русском лесе Д.М. Кайгородов писал в 1880 году: «…выросшая на свободе, покрытая сверху донизу зелёными, густоветвистыми сучьями, ель представляет из себя настоящую зелёную пирамиду, и по своеобразной, стройной красоте своей есть несомненно одно из красивейших наших деревьев». В. Иофе, исследуя «литературную флору» русской поэзии XIX-XX веков и говоря о «нестабильности ботанического инвентаря», отметил начавшуюся с конца XIX века возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева: «…ель и сосна, аутсайдеры XIX века, нынче становятся всё более и более популярными».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *